Но этот же самый законодательный акт предоставляет Синоду право пополнять свой Регламент новыми правилами, представляя их на Высочайшее утверждение. Старшие из таких дополнений, изданным в 1722 году, обыкновенно и печатаются в конце Духовного Регламента, в виде прибавления к нему. Эти дополнения составляют целый Устав о духовенстве, в котором определяются качества и обязанности приходского духовенства (в особенности духовников), запрещается определение церковных должностных лиц свыше потребы, вводятся метрические книги; в отделе о монахах и монастырях определяется, кого и как постригать в монахи, регулируется порядок монастырской жизни и проч. б) Устав Духовных Консисторий. Он издан в 1841 г. Как Дух. Регламент есть основание центрального управления русской церковью, так Устав Дух. Консистории служит основанием областного или епархиального церковного управления. Содержание его заимствовано частью из Духовного Регламента, а всего более – из позднейших синодальных и Высочайших указов по епархиальному управлению. В 1883 году устав Дух. Консистории, вследствие отмены многих статей его позднейшими узаконениями, издан был вновь и остается в этом виде до настоящего времени. в) Книга о должностях пресвитеров приходских. Как видно из самого заглавия, она содержит в себе наставления приходским священникам относительно исполнения ими своих служебных обязанностей. Составлена эта книга, во второй половине прошлого столетия, смоленским епископом Парфением Сопковским и, одобренная Св. Синодом как полезное и даже необходимое руководство для приходского духовенства, уже с 1776 года издается от лица самого Синода, без имени автора. Наряду с наставлениями, в большинстве своем заимствованными из Кормчей, сочинений св. отцов, Духовного Регламента и синодских указов, вышедших до ее составления, Книга о должностях содержит в себе правила, которые мы напрасно стали бы искать в других источниках нашего действующего канонического права, – напр. правило, дозволяющее допускать не православных христиан к воспринятию от купели крещения детей православных родителей, с тем только условием, чтобы такие восприемники при совершении таинства читали символ веры так, как он содержится православной церковью, т. е. без прибавки: «и от Сына». Этой же книгою Синод неоднократно предписывал руководствоваться при наложении духовниками и церковными судами епитимии за разные церковные преступления. В 1822 г. последовало даже формальное и общее предписание от Синода – в случаях, когда предюбодеяние открывается при исследовании дел в гражданских судах, но, когда просьбы о расторжении брака по этой причине нет, и когда поэтому публичной епитимии налагать не должно, руководствоваться правилами, изображенными в 3 главе Книги о должностях пресвитеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

б) Устав Духовных Консисторий. Он издан в 1841 г. Как Дух. Регламент есть основание центрального управления русскою церковью, так Устав Дух. Консисторий служит основанием областного или епархиального церковного управления. Содержание его заимствовано частью из Духовного Регламента, а всего более – из позднейших синодальных и Высочайших указов по епархиальному управлению. В 1883 году устав Дух. Консисторий, вследствие отмены многих статей его позднейшими узаконениями, издан был вновь и остается в этом виде до настоящего времени. в) Книга о должностях пресвитеров приходских. Как видно из самого заглавия, она содержит в себе наставления приходским священникам относительно исполнения ими своих служебных обязанностей. Составлена эта книга во второй половине прошлого столетия, смоленским епископом Парфением Сопковским и, одобренная Св. Синодом как полезное и даже необходимое руководство для приходского духовенства, уже с 1776 года издается от лица самого Синода, без имени автора. Наряду с наставлениями, в большинстве своем заимствованными из Кормчей, сочинений св. отцов, Духовного Регламента и синодских указов, вышедших до ее составления, Книга о должно- —628— стях содержит в себе правила, которых мы напрасно стали бы искать в других источниках нашего действующего канонического права, – напр. правило, дозволяющее допускать неправославных христиан к воспринятию от купели крещения детей православных родителей, с тем только условием, чтобы такие восприемники при совершении таинства читали символ веры так, как он содержится православною церковью, т.е. без прибавки: «и от Сына». Этою же книгою Синод неоднократно предписывал руководствоваться при наложении духовниками и церковными судами епитимий за разные церковные преступления. В 1822 г. последовало даже формальное и общее предписание от Синода – в случаях, когда прелюбодеяние открывается при исследовании дел в гражданских судах, но когда просьбы о расторжении брака по этой причине нет, и когда поэтому публичной епитимии налагать не должно, руководствоваться правилами, изображенными в 3 главе Книги о должностях пресвитеров.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

436 – 632. («Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» Екатерины II от 7-го Ноября 1775-го года напеч. в Полном собрании законов Российской империи, т. XX (20-ый), 14,392, стр. 229 – 304). Гл. И, § 5, стр. 282 нач.: в Губернском Правлении заседает губернатор с 2-мя советниками. Гл. V, § 103, стр. 238 fin.: «Два советника определяются в Губернское Правление для вспоможения губернатору. Они рассуждением своим уважают (польское uwazac – рассудить, приметить, усмотреть, уяснить) дело, и потом исполняют положении губернаторские»... В случае несогласия с губернатором письменно протестуют и уведомляют Сенат, «но приказаний губернаторских отменить не могут, и по оным исполнять обязаны». В настоящее время иные дела по управлению губерниями возложены на губернаторов лично (довольно многие), и они (губернаторы) действуют по этим иным делам от себя лично; по прочим предметам управления губерниями через Губернские Правления, – Энциклопед. лексикон Плюшара т. 15, см. Губернаторы стр. 204, col. 1 середина и 205, col. 1 fin. Дела, приготовляемые в отделениях Губернских Правлений (которых четыре) поступают в присутствие, в котором решаются или заключением присутствующих или приказанием губернатора, – ibid., см. Губернское Правление, стр. 2об, сои. 1 fin. Устав Консистории впервые напечатан в 1841-м году, быв высочайше утвержден 27 Марта сего 1841 года. (У митр. Филарета есть «затруднения архиереев на первых порах издания Устава Консисторий, – см. в указателе к Собранию мнений и отзывов сл. Консистория, стр. 458 col. 1 fin. (Чтен. любит. 1877, XI, 122–128). Пересмотренный Устав высочайше утвержден 9-го Апреля 1888 г. – В ст. 1 Устава Духовн. Консистории (по изд. 1888 г.) говорится о Консистории так, что как будто бы управление епархиальное есть коллегиальное епископско-пресвитерское. Отношение Консистории к архиереям: «Рукоположение в священный сан есть дело, принадлежащее непосредственному рассмотрению и решению епархиального архиерея», Устав Консистор. § 70. По правилам это не так, – Феофила Александр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

681 того же тома, допуская исключения в крайне редких случаях, когда заслуга выделяется из ряда обыкновенных, по значительности, напр., пожертвования, и в) при внесении в Св. Синод ходатайств о наградах за неслужебные отличия прилагать наградные списки представляемых по форме, разосланной при синодальных цирк. указах от 23 окт. 1864 г. и 6 дек. 74 г., точно обозначая в сих списках все полученные представляемыми награды, с указанием года, месяца и числа, и если пожалованы медали, то какие – серебряные или золотые, на какой ленте и для ношения на шее, или на груди 20 . §5. Епархиальные консистории. Устав Духовных Консисторий был утвержден 27 марта 1841 г. С 1841-го по 1843 г. накопилось много узаконений, изменяющих статьи этого Устава. Явилась потребность в издании нового Устава, применительно к действующим за последнее время узаконениям. С этой целью 26 ноября 82 г. г. синодальный Об.-Прокурор предложил Св. Синоду экземпляр уст. дух. Кон. в исправленном виде. Св. Синод, рассмотрев его, поручил синодальному Обер-Прокурору испросить на приведение в действие нового Устава Дух. Конс. Высочайшее разрешение, каковое и последовало 9 апр. 1883 г. 21 . Этот устав был напечатан в С.-Пбург. синодал. типографии в колич. 40 т. экземпляров и выпущен по 40 коп. за экземпляр для церквей, и по 50 коп. для посторонних учреждений и лиц. При этом было предложено епархиальным начальствам и главному священнику армии и флотов снабдить сими экземплярами как дух. Консист. и правления, так и находящиеся в их ведении церкви по установленной цене на счет средств, какие будут указаны для сего местными духовными начальствами 22 . Впоследствии 24 окт. 86 г., вследствие обнаруженных ревизией одной из дух. Кон. беспорядков, неисправностей и неправильностей в делопроизводстве, некоторые статьи сего Устава были подтверждены, таковы: во-первых, – статьи касательно формальной стороны делопроизводства: 301 ст. Уст., повелевающего дежурным чиновникам и канцелярским служителям иметь инструкцию; 302 ст., к коей приложена форма для ведения книги для записи пакетов, принимаемых дежурными; по этой, же статье все принятые дежурными пакеты должны представляться секретарю консистории и им же распечатываться; с его же ведома и участия они передаются в регистратуру; 303 и 336 ст., к которым приложены формы, требующие вести особые реестры входящих и исходящих секретных бумаг; та же 303 ст., к которой приложена форма ведения реестра объявляемым Епарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

Рассматривая организацию епархиального управления накануне церковных реформ Александра II, мы видим, что в нем, в сравнении с первой четвертью XIX в., произошли серьезные изменения. В результате ряда шагов, предпринятых Протасовым в конце 1830-х гг., оно уподобилось высшему светскому, т. е. перешло под контроль государственных чиновников – обер-прокурора и его подчиненных – в результате принятия так называемого Устава духовных консисторий. Граф, инициировавший составление Устава, ссылался тогда на то, что органы епархиального управления испытывали трудности в принятии решений из-за отсутствия свода по административному праву Церкви 184 . Действительно, после утверждения Духовного регламента было издано множество актов, которые не только исключали в ряде случаев предшествующие, но стали попросту недоступны чиновникам, усиливая путаницу в принятии обоснованных решений. В докладе Николаю I Протасов отмечал, что его целью являлось установление единства делопроизводства и контроля за деятельностью канцелярий: «Положены повсюду единообразные правила суда и управления», по образцу синодального 185 . Устав, введенный в качестве эксперимента в 1838 г. и утвержденный 27 марта 1841 г. (действовал до 1883 г.), стал нужным и полезным руководством для епархиальных властей. Однако работу над ним Протасов использовал для упрочения собственного контроля над местным управлением 186 . Консистории перестали быть канцеляриями архиереев, а приобрели функции надзора за преосвященными и ограничили их власть. Это очень важное обстоятельство прошло мимо внимания историков, которые по традиции, относящейся еще к XIX в., видят во введении Устава 1841 г. противопоставление архиерею лишь секретаря консистории 187 , действительно имевшее место: столкновения между ними – распространенное явление церковной жизни середины XIX столетия 188 . Чтобы разобраться в настоящем положении дел, рассмотрим организацию епархиального управления. Устав определял духовную консисторию как «присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в поместном пределе Православной Российской Церкви, именуемом епархией» 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В синодальных изданиях «Книги правил» нет толкований на эти правила. Но в конце XIX века они были изданы в нескольких выпусках «Обществом любителей духовного просвещения» по благословению Синода с толкованиями Аристина, Зонары и Вальсамона и с кратким изложением правил по «Кормчей книге». В 1841 году, через без малого сто лет после повсеместного введения духовных консисторий, как органов епархиального управления, впервые издан утверждённый Святейшим Синодом «Устав Духовных консисторий», основательно пересмотренный при переиздании в 1883 году. Это своего рода «Духовный регламент» епархиального управления. Он состоит из 364-х статей, объединённых в четыре раздела. В первом разделе идёт речь о значении консисторий и о правовых основаниях епархиального управления и суда, во втором – об обязанностях консисторий по охранению и распространению православной веры, по богослужению, по сооружению и благоустройству храмов, по церковному хозяйству. Третий раздел посвящён епархиальному суду, а четвёртый – штатам самих консисторий и регламенту их делопроизводства. В основу «Устава» легли «Духовный регламент» и отдельные, изданные ранее указы по епархиальному управлению, которые были сведены в этом сборнике воедино. Многие из указов Синода и других правовых актов по Ведомству Православного Исповедания не были кодифицированы. Они оказались рассеяны по разным периодическим официальным изданиям: публиковались в «Церковных Ведомостях», «Церковном Вестнике», «Духовной Беседе». Некоторые из законодательных актов хотя и не были кодифицированы в строгом смысле, но систематизированы, будучи изданными в виде отдельных книг и брошюр. Таковы Уставы духовно-учебных заведений, инструкции церковным старостам, благочинным приходских церквей и монастырей, правила о местных средствах содержания духовенства. С 1879 года в Петербурге было начато издание «Полного собрания постановлений и распоряжений по Ведомству Православного Исповедания Российской Империи». Десять томов «Собрания» охватывают церковное законодательство от Петра I до Елизаветы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В более близкое к нам время, именно в 1841 г., был составлен устав духовных консисторий. Устав разделяется на четыре раздела: в первом разделе помещены общие положения, касающиеся епархиального устройства: напр., относительно места, занимаемого консисторией в ряду других присутственных мест духовного ведомства, относительно области и круга ее деятельности и т. д.; во втором указываются предметы ведомства епархиального, где между прочим говорится об охранении и распространении православной веры, о богослужении, о духовенстве и приходе и проч.; в третьем излагается порядок епархиального суда и судопроизводства. В четвертом определяется устройство консистории и ее делопроизводство. Устав духовных консисторий, как и духовный регламент, считается действующим правом церкви. Но современная жизнь как церкви, так и общества далеко переросла и этот церковно-законодательный памятник; новые воззрения – плод опыта общественной жизни и мысли, не укладываются в старые рамки; новые фактические отношения, уже созданные жизнью, требуют для себя новых законодательных норм, нового законоположения. И оно пока еще ожидается. Высочайшие указы, определения св. Синода и гражданские уставы служат действительным основанием для практики в большой части дел и вопросов церковного ведомства. Но все эти отдельные законодательные акты о церкви не удовлетворяют самым существенным требованиям всякого рационального законодательства, т. е. требованиям единства, внутренней связи и постоянства действий закона. Они, эти отдельные законодательные акты, представляют собою громадную массу разного рода указов, определений, предписаний и т. д., накопившихся в течение более полутора столетий, разбросанных по многочисленным законодательным сборникам, частью не изданным и хранящимся в канцеляриях и архивах. В состоянии современного церковно-гражданского законодательства русской церкви можно находить немало сходства с тем общим состоянием, в каком находилось все русское государственное законодательство до составления свода законов. О нем со справедливостью можно сказать то же, что император Александр I сказал о всех русских законах в указе сенату об устройстве комиссии составления законов: «Законы сии – говорил он – истекая от законодательной власти различными и часто противоположными путями, и будучи издаваемы более по случаям, нежели по общим соображениям, не могли иметь ни связи между собою, ни единства в их намерениях, ни постоянства в их действии». В таком же хаотическом состоянии находится теперь действующее церковное законодательство 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

В особом прибавлении к регламенту помещены правила причта церковного и чина монашеского. Из других памятников этого рода, имеющими наибольшее значение, в качестве источников церковного права, являются: 1) Узаконения комиссии о церковных имуществах при Екатерине II; результаты ее – секуляризация; здесь изложены начала имущественного земельного права; сюда же входят и постановления о штатах архиерейских домов и монастырей (до сих пор служат источником права, перешли в Х т. Св. Зак.). 2) Устав Духовных Консисторий 27 Марта 1841 г. В 1883 г. он пересмотрен и согласован с позднейшими узаконениями. Устав делится на четыре раздела. В первом содержатся общие положения о значении консистории, как церковно-правительственного органа, и о тех основаниях, на которых утверждаются епархиальное управление и суд. Второй раздел посвящен постановлениям, относящимся к епархиальной администрации по отдельным родам дел административного характера, входящим в компетенцию консистории (об охранении и распространении православной веры, о богослужении, о благоустройстве и сооружении церквей, о церковном хозяйстве и пр.). В третьем разделе изложены постановления об епархиальном суде. В четвертом разделе определены устройство консисторий и порядок ведения ими дел. 3) Инструкция церковным старостам, издан. в 1806 году и вновь пересмотренная в 1890 г. 4) Положение о попечительствах о бедных духовного звания. 5) Положения о различных учреждениях при Синоде: духовно-учебном управлении, хозяйственном управлении и канцелярии обер-прокурора Синода. 6) Уставы духовно-учебных заведений 1884 г. Многие из этих законодательных памятников вошли в Полное Собрание Законов и в Своде Законов, но много совершенно не издано и хранится в архивах церковных и государственных учреждений. В XVIII в. была составлена «Уставная грамота управителям десятин и поповским старостам». Указом Петра I впервые учреждено «Благочиние надзирателей» над десятью церквами. В 1730 г. манифестом Ее Императорского Величества велено «напечатанным листом во всех городах и уездах по церквам распубликовать и по пропорции (числу) церквей выбрать и определить благочинных и дать обыкновенную инструкцию».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

В особом прибавлении к регламенту помещены правила причта церковного и чина монашеского. Из других памятников этого рода, имеющими наибольшее значение, в качестве источников церковного права, являются: 1) Узаконения комиссии о церковных имуществах при Екатерине II; результаты её – секуляризация; здесь изложены начала имущественного земельного права; сюда же входят и постановления о штатах архиерейских домов и монастырей (до сих пор служат источником права, перешли в X т. Св.Зак.). 2) Устав Духовных Консисторий 27 Марта 1841 г. В 1883 г. он пересмотрен и согласован с позднейшими узаконениями. Устав делится на четыре раздела. В первом содержатся общие положения о значении консистории, как церковно-правительственного органа, и о тех основаниях, на которых утверждаются епархиальное управление и суд. Второй раздел посвящён постановлениям, относящимся к епархиальной администрации по отдельным родам дел административного характера, входящим в компетенцию консистории (об охранении и распространении православной веры, о богослужении, о благоустройстве и сооружении церквей, о церковном хозяйстве и пр.). В третьем разделе изложены постановления об епархиальном суде. В четвёртом разделе определены устройство консисторий и порядок ведения ими дел. 3) Инструкция церковным старостам, издан. В 1806 году и вновь пересмотренная в 1890 г. 4) Положение о попечительствах о бедных духовного звания. 5) Положения о различных учреждениях при Синоде: духовно-учебном управлении, хозяйственном управлении и канцелярии обер-прокурора Синода. 6) Уставы духовно-учебных заведений 1884 г. Многие из этих законодательных памятников вошли в Полное Собрание Законов и в Свод Законов, но много совершенно не издано и хранится в архивах церковных и государственных учреждений. В XVIII в. была составлена «Уставная грамота управителям десятин и поповским старостам» Указом Петра I впервые учреждено «Благочиние надзирателей» над десятью церквями. В 1730 г. манифестом Его Императорского Величества велено «напечатанным листом во всех городах и уездах по церквям распубликовать и по пропорции (числу) церквей выбрать и определить благочинных и дать обыкновенную инструкцию».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

(ст. 11 раздела 2). Следует сказать, что столь долгое (в отличие от браков с католиками и протестантами) существование запрета на смешанный брак православных со старообрядцами был вызван чисто политическими причинами: старообрядчество было расколом на почве русского государства и его доминирующей веры, в отличие от западных конфессий, история появления которых не имела никакого отношения к России. С богословской точки зрения не было никаких препятствий для этого. Наоборот, некоторые старообрядческие направления стояли к Русской Православной Церкви ближе как протестантов, так и католиков. Отметим также, что брак старообрядцев стал признаваться в России только с 1874 г. (причем исключительно в гражданском отношении — путем записи в метрическую книгу), а в более ранее время только со времен Екатерины II такие союзы перестали преследоваться и разрушаться, хотя и не получили статуса законных . Следует упомянуть также кодифицированные сборники, появившиеся в синодальный период, в которых существовала регламентация порядка заключения смешанного брака — Устав духовных консисторий и Свод законов Российской Империи. Как известно, Устав духовных консисторий регламентировал порядок епархиального управления. Нормы о смешанных браках существовали как в редакции 1841 г. (ст. ст. 26–29), так и в редакции 1883 г. (ст. ст. 26–28). В обеих версиях документа закреплена общепринятая российская практика совершения смешанных браков (венчание в Православной Церкви и крещение детей в православии, с предварительным взиманием соответствующих расписок). В более поздней редакции отсутствует статья о получении высочайшего разрешения на брак российских невест православного исповедания с инославными иностранцами (к этому времени данное правило было отменено). В Своде законов Российской Империи, принятом в 1832 г. в качестве основного кодифицированного сборника законов государства и впоследствии неоднократно переиздававшемся (с принимаемыми поправками), существовали главы, регламентирующие порядок заключения смешанного брака. В редакции 1900 г. это следующие главы т. 10: гл. 2 (ст. ст. 61–78) и гл. 3 (ст. ст. 79–99). Первая из них регламентирует порядок заключения брака лиц неправославного христианского исповедания между собой и с православными, а также статус брака старообрядцев (раскольников). Вторая из рассматриваемых глав содержит нормы о заключении брака христиан (всех конфессий) с нехристианами, нехристиан между собой, а также о статусе брака, в котором одна из сторон принимает православие.

http://azbyka.ru/semya/smeshannye-braki-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010