Это удивительно и непостижимо. Но еще более удивительно и непостижимо то, что с марта 1841 года, когда утвержден устав консисторий до марта 1873 года, в течение тридцати двух лет, до дней проницательного академического оратора, никто этого не заметил; никто не вывел из заблуждения всю заблуждающую Русскую церковь . Нельзя не остановиться в изумлении пред одним этим соображением. Но удивление наше должно обратиться совсем в другую сторону; потому что заявление г. академического оратора оказывается совершенно лживым изветом. „Устав духовных консисторий”, относя суд к исключительным (но не безапелляционным) правам начальства подсудимого, т. е. епископа, с канонами вполне согласен; а г. академический оратор, или правил не знает, или намеренно толкует их в превратном виде, во всяком случае говорит совершенную ложь. Устав консисторий, как известно, судебную власть в каждой епархии усвояет епархиальному архиерею или единолично (ст. 165), или при содействии коллегии пресвитеров, именуемой консисториею. Архиерей единолично и безапелляционно судит некоторые дела; другие же судит в качестве 1-ой инстанции с коллегиею пресвитеров. И по канонам епископ имеет судебную власть и судит в качестве 1-ой инстанции; вторую же инстанцию составляет суд собора. Никакого несогласия в уставе с канонами нет. Что по канонам судебная власть принадлежит тому же епископу, которому принадлежит и административная власть в епархии – это, после всего вышесказанного, доказывать еще раз совершенно излишне. В этой непреложнейшей истине убеждены все толкователи, в этом убежден г. Соколов обоих периодов, в этом убежден г. Барсов старший (1870 года). Следовательно, и устав консисторий, сосредоточивающий в лице епархиального архиерея и административную власть и судебную с канонами вполне согласуется. Не согласуется ни с канонами, ни со всем сонмом толкователей, ни даже с самим собою, только г. Барсов младший, нынешний. Что касается ближайшего прикрытия, которым г. академический оратор хотел замаскировать свою счастливую находку, то оно столь ненадежно, что не выдержит и малейшего к нему прикосновения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

В период существования Грузинской Демократической Республики были установлены дипломатические отношения с Ватиканом (1919). В 1920 г. иезуиты предприняли попытку восстановить в Г. католич. миссию. В Тифлисе работал греко-католич. свящ. Александр Сипягин, известный исследованиями в области изучения растительного мира Кавказа. В 20-х гг. XX в. в Г. насчитывалось ок. 40 тыс. католиков: 32 тыс. лат. и 8 тыс. визант. обряда. В советское время почти все католич. церкви, как и правосл., были закрыты, действующей оставалась только ц. апостолов Петра и Павла в Тифлисе. Духовенство подверглось репрессиям. В 1990 г. католич. духовенство Г. обратилось к епископату Польши с просьбой отправить в Г. священников. После восстановления независимости Г. (1991) были возобновлены дипломатические отношения с Ватиканом (1992). В 1992 г. папа Римский Иоанн Павел II утвердил апостольскую администратуру для католиков лат. обряда Азербайджана, Г. и Армении. В 1993 г. в Г. (в Тбилиси) был направлен апостольский нунций, с 1997 г. апостольский администратор (с 1997 Дж. Пазотто). В нояб. 1999 г. по приглашению президента Э. Шеварднадзе и Католикоса-Патриарха Илии II состоялся визит в Тбилиси папы Римского Иоанна Павла II. 8 нояб. 1999 г. в кафедральном соборе Светицховели состоялась встреча папы и Католикоса-Патриарха. В янв. 2000 г. Дж. Пазотто был возведен в сан епископа с полномочиями апостольского администратора Кавказа. М. Папашвили Лютеранство появилось на территории Г. вместе с немцами-колонистами в нач. XIX в.; к 1819 г. в Тифлисской и Елизаветпольской (Гянджинской) губерниях было создано 8 иностранных колоний - Мариенфельд (совр. Сартичала), Ней-Тифлис (совр. Тбилиси), Катариненфельд (совр. Болниси), Елизаветталь, Александерсдорф, Петерсдорф, Анненфельд и Еленендорф (совр. Ханлар, Азербайджан). В 1841 г. в колонии Еленендорф состоялся Первый Синод закавк. общин, к-рый принял Устав Евангелическо-лютеранской церкви 1832 г. Закавк. округ евангелическо-лютеран. общин в отличие от др. церковных округов не зависел от Генеральной консистории в С.-Петербурге, а управлялся напрямую из Департамента духовных дел иностранных исповеданий. Для решения наиболее важных вопросов регулярно созывались Синоды. 25 нояб. 1841 г. были утверждены специальные «Правила для немецких поселенцев в Грузии», регламентировавшие порядок богослужения, таинства, назначение пасторов и управление Закавказской лютеранской церковью. В 1854 г. на территории округа, в Еленендорфе, была построена первая каменная церковь. В 1894 г. было уже 7 церквей (5956 тыс. прихожан); в 1914 г. число лютеран в Закавказье достигло 21 тыс.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Никанор. 1. С. 109 и след.; Евлогий. С. 108; Савва. 7. С. 403, 418, 420; 8. С. 353. Распоряжение Александра III было сообщено Святейшему Синоду через обер-прокурора изустно, а затем опубликовано в виде указа Синода (Калашников. 1177). В журнале «Русский архив» за 1906 или 1908 г. помещена фотография архиепископа Никанора Бровковича в богатой бархатной рясе. В моем архиве есть фотография, сделанная во время торжественного юбилея Киевского митрополита Иоанникия Руднева в 1899 г., на ней представлены 24 иерарха большей частью в бархатных или шелковых рясах. Согласно статье 115 Устава духовных консисторий (изд. 1883 г.), епархиальные архиереи имели право передавать по завещанию свое облачение и прочее имущество. При отсутствии завещания облачение поступало в ризницу кафедрального собора; судьбу других вещей решал суд. Если в продолжение определенного срока не объявлялись наследники, то имущество переходило в собственность архиерейского дома (изд. 1841 г. Ст. 121; ср. Устав в изд. Палибина С. 51). Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 416. Там же. С. 417 и след. Там же. Попов. С. 195 и след., 200 и след.; Русс. арх. 1863. С. 863; Знаменский, в: Прав. соб. 1875. 2. С. 9; Сборник. 10. С. 275; Чтения. 1862. 2. Смесь. С. 3; Рачинский А. Кирилл Флоринский, епископ Севский, в: Русс. ст. 1876. 3. С. 454–457; Шпачинский. С. 235; Русс. ст. 1878. 5. С. 187 и след.; 1871. 3. С. 583; 1908. 7. С. 40, 44, 54; Чтения. 1880. 1. Смесь. С. 7–10; РБС (Яблонский—Фомич). С. 470; (Ибак—Ключарев). С. 662 и след. 26 марта 1802 г. Святейший Синод в особом указе предостерегал епархиальных архиереев от жестокого обращения с подчиненным приходским духовенством (ПСЗ. 27. 20683). Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 389, 400; ср. с. 381–406. Знаменский, в: Прав. соб. 1875. 1. С. 402–405. ПСЗ. 17. 12618; 18. 12909; 19. 13609, 13908; 24. 17624; 26. 19885; 30. 23037. Сборник. 113. 1. С. 143–145, 75, 151, 30–52 (о Филарете Дроздове). Одним из похвальных исключений был архиепископ Кирилл Богословский-Платонов, своим добросердечием снискавший большое уважение и любовь духовенства и верующих. Его замечательный дар проповедника и задушевность богослужений привлекали в церкви Каменца Подольского в пору служения там владыки Кирилла, в 1832–1841 гг., множество народу. На его проповеди стекались не только православные, но и католики, униаты и даже евреи (Из подольской старины, в: Русс. ст. 1911. 146. С. 573; ср.: Сборник. 113. 1. С. 83 и след.; РБС. Ибак—Ключарев. С. 655–657).

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

1. Викарные епископы. Викариями называются епископы, не имеющие самостоятельной епархии и состоящие при епархиальных архиереях в качестве помощников. Подобие института викариев существовало и в древности (хорепископы). Предположение об учреждении викарных епископов было высказано еще на Б. Московском соборе 1667 г.: первый же пример осуществления этого предположения сделан был в 1708 г., когда был дан викарий архиепископу Новгородскому и вместе с тем митрополиту С.-Петербургскому. В царствование имп. Екатерины II учреждены были викарии при важнейших кафедрах русской церкви, а 17 декабря 1865 г. разрешено было учреждать викариатства во всех епархиях, где могут быть указаны местные источники содержания их, без обременения государственной казны (нештатные викариатства). Викарные епископы находятся в полной зависимости от епархиального епископа и исполняют все его поручения и распоряжения. В случае вакантности епископской кафедры, викарий управляет епархией до назначения нового епархиального епископа. 2. Духовные консистории. Уже в самые первые века христианства при епископах состояли особые советы, как учреждения временные; с III же века появляются постоянные советы при епископах, значение и круг ведомства которых точно определяется правилами соборов V века. (Карф. 419 г. и Халкид. 451 г.). В VIII в. мы находим этот совет вполне устроенным, под тем или другим названием, при каждой епископской кафедре восточной церкви. Такие советы при епископах существовали издавна и у нас на Руси («освященный собор»). Название «духовная консистория» впервые встречается в указе имп. Елизаветы Петровны от 9-го июня 1744 г., а действующий устав духовных консисторий издан 27 марта 1841 г. (в 1883 г. вышло второе пересмотренное издание этого устава). По этому уставу, духовная консистория есть присутственное место, чрез которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в епархии 75 . Присутствие консистории, смотря по делам епархии, состоит из 5-ти и более членов, избираемых архиереем из архимандритов, игуменов, иеромонахов и священников, утверждаемых в своей должности, равно и увольняемых Св. Синодом 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

К особым преимуществам приходского священника относится: право не являться во время исполнения приходских обязанностей на призыв полиции и других административных и судебных властей, быть выбранным гласным в уездные и губернские собрания, быть членом училищного совета по выбору земского собрания; предписания местной гражданской власти получает только чрез свое духовное начальство и пользуется свободой от почтовой пошлины при пресылке церковных пакетов, причем должен налагать казенную печать. К приходским учреждениям относятся: кладбище –освященное церковью место для погребения умерших; часовни, – церковные здания, устраиваемые или в блогочестивое воспоминание церковных событий или в честь святых икон; молитвенные дома – здания, устраиваемые для общественного богослужения вместо храма в случае отдаленности его от местожительства прихожан или совершенного отсутствия храма; церковно-приходские училища, т. е. школы грамотности и начальные училища; богадельни, приходские попечительства и церковные братства и монастыри. Духовные консистории. В самые первые века христианства при епископах состояли особые совещательные органы исключительно из духовных лиц. – В России до патриарха Филарета был обычай собираться духовенству епархии к епископу для совещаний, и подобное собрание носило название «освященного собора». В XIV в. получают значение некоторые светские чиновники под названием митрополичьих бояр, приказных и друг. С 1620 г. появились особые учреждения в епархиях, состоявшие в ведении патриарха, так назыв. разряды и приказы. Они были судебными и распорядительными учреждениями епархии по делам и проступкам как лиц духовных, так и светских. Все эти учреждения существовали до 18-го века, когда стали учреждаться в епархиях, консистории. Устав им был дан лишь в 1841 г. и до сих пор имеющих силу. Согласно этому уставу, духовными консисториями производится управлеие и суд в епархии. Высшая власть над ними принадлежит Синоду. По своему устройству они состоят из присутствия и канцелярии. Присутствие составляют 7–8 человек под непосредственным начальством епархиального архиерея. Последним члены эти избираются из лиц пресвитерского сана и представляются на утверждение Синода. Увольнение идет тем же порядком. Каждому члену вверяется для особого наблюдения известный разряд дел; но в слушании и решении дел участвуют все.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/konspe...

Миром. В 1892 г. при ней учреждено было Училище церковного пения. Вторая — управляла церковными делами в Закавказском крае и заведовала там церковными имуществами; представляла Св. Синоду кандидатов на архиерейские кафедры. Председателем первой конторы был митрополит московский, второй — экзарх Грузии. Членами первой — один или два настоятеля московских ставропигиальных монастырей, второй — четверо настоятелей и протоиереев. При обеих конторах состояли прокуроры. 2) Канцелярия. 3) Хозяйственное управление (с 1839 г.). 4) Контроль. 5) Духовно-Учебный Комитет (с 1867 г.). 6) Училищный Совет (с 1885 г.). Все эти вспомогательные учреждения находились в ведении Обер-прокурора. В 1865 г. учреждена была должность Товарища Обер-прокурора. Избрание архиереев принадлежало Св. Синоду, который выбирал трех кандидатов. Государь утверждал одного из них. Прежнего разделения епархий на классы с 1867 г. не существовало. Архиереи считались равными, исключая митрополитов Киевского и Галицкого, Московского и Коломенского, С.-Петербургского и Ладожского и Экзарха Грузии, архиепископа Карталинского и Кахетинского. В некоторых епархиях устанавливались викариатства. Получив титул епископа одного из уездных городов епархии, викарии не обладали правом на самостоятельное управление в этом уезде (обыкновенно им давалось право поставлять в уезде причетников и смещать их. Заслуженный профессор прот. В.Г. Певцов " Лекции по церковному праву " . СПБ. 1914). Из учреждений, подчиненных епархиальному архиерею (стр. 758) — консистории, действовавшие согласно уставу 1841 года, получили в 1883 г. новый устав. Согласно таковому, " духовная консистория есть присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в поместном пределе православной российской церкви, именуемом епархией " . При образовании консисторий членами их могли быть только монашествующие, позднее получили доступ и представители белого духовенства. Консистории находились в ведении Синода.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Практические источники действующего права для русской православной церкви суть: 1) Духовный регламент Петра Великого, поскольку постановления его не потеряли практической приложимости силой обычая, или не отменены позднейшими законами. Некоторые постановления не применяются в практике, напр. о том, как должен действовать архиерей во время посещения им епархии, некоторые прямо отменены и заменены позднейшими законами как напр. обширный отдел о «домах училищных», (уставами духовноучебных заведений), о вспомогательных органах епархиальных архиереев (уставом духов. консисторий), постановление о личном составе синода, который подвергался очень частым изменениям (см. выше, стр. 93). 2) Устав духовных консисторий 27 марта 1841 г., вновь пересмотренный и согласованный с позднейшими узаконениями в 1883 г. 3) Не кодифицированное церковное законодательство, в виде разных «положений», «правил», «инструкций» и указов. 4) Государственное о церкви законодательство, как кодифицированное, так и не кодифицированное, в виде высочайше утвержденных мнений госуд. совета и проч. 5) Субсидиарный источник составляет кормчая книга в обеих ее частях. 6) Для приходского духовенства существует с конца XVIII в. особое официальное руководство: «книга о должностях (т. е. об обязанностях) пресвитеров приходских», изданная св. синодом. Книга эта есть нравственнопоучительное руководство для духовенства; но в ней есть и некоторые практические указания юридического характера, напр. о совершении условного крещения. 7) Кроме писанного права, действует затем, несомненно, обычное право, не приведенное в известность и научно-необработанное. При каких условиях может быть признаваема сила местных обычаев в церковном суде, по этому поводу и сам св. синод никогда не высказывался, хотя при разбирательстве дел, возникающих в приходской среде если не высшая инстанция, то низшая, несомненно, встречается со ссылками на обычай. 8) Символические книги правосл. церкви. Строго говоря, на них нельзя смотреть, как на практический источник церковного права, даже и субсидиарный; но насколько в них содержится точно изложенное вероисповедное учение о церкви, они служат основой и вместе критерием правильности отдельных церковных институтов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Сноду кандидатов на архиерейские кафедры. Председателем первой конторы был митрополит московский, второй – экзарх Грузии. Членами первой – один или два настоятеля московских ставропигиальных монастырей, второй – четверо настоятелей и протоиереев. При обеих конторах состояли прокуроры. 2) Канцелярия. 3) Хозяйственное управление (с 1839 г.). 4) Контроль. 5) Духовно-Учебный Комитет (с 1867 г.). 6) Училищный Совет (с 1885 г.). Все эти вспомогательные учреждения находились в ведении Обер-Прокурора. В 1865 г. учреждена была должность Товарища Обер-Прокурора. Избрание архиереев принадлежало Св. Сноду, который выбирал трех кандидатов. Государь утверждал одного из них. Прежнего разделения епархий на классы с 1867 г. не существовало. Архиереи считались равными, исключая митрополитов Киевского и Галицкого, Московского и Коломенского, С.-Петербургского и Ладожского и Экзарха Грузии, архиепископа Карталинского и Кахетинского. В некоторых епархиях устанавливались викариатства. Получив титул епископа одного из уездных городов епархии, викарии не обладали правом на самостоятельное управление в этом уезде (обыкновенно им давалось право поставлять в уезде причетников и смещать их). (Заслуженный профессор прот. В. Г. Певцов «Лекции по церковному праву». СПБ. 1914). Из учреждений подчиненных епархиальному архиерею (стр. 758) – консистории, действовавшия согласно уставу 1841 года, получили в 1883 г. новый устав. Согласно таковому, «духовная консистория есть присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в поместном пределе православной российской церкви, именуемом епархией». При образовании консисторий членами их могли быть только монашествующие, позднее получили доступ и представители белого духовенства. Консистории находились в ведении Снода. Делилась консистория на присутствие и канцелярию. Число членов присутствия определялось штатами. Начальник канцелярии назначался и увольнялся Снодом. У спешному усовершенствованию епархиальной администрации долгое время мешало крайне бедное обезпечение ея органов материальными средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Предположенная реформа, однако, не осуществилась, благодаря представленному на усмотрение государя митрополитом Амвросием контр-докладу, в котором доказывалась непригодность реформы с церковной точки зрения, так как она поставила бы всех архиереев в зависимость от светских чиновников и поколебала бы епископскую власть 510 . До 1808 г. епархиальные консистории ведали и духовно-учебное дело в епархиях. В 1841 г. 27 марта был издан действующий устав духовных консисторий, которым определены личный состав, круг ведомства и порядок делопроизводства епархиальных духовных консисторий. Со времени Петра Великого ведет начало обособление управления военным духовенством в России от общего епархиального управления. В силу устава воинских артикулов Петра В., следовательно, по западноевропейскому образцу, так как воинский устав Петра В. переведен с немецкого, была учреждена должность обер-полевого священника, для отправления торжественного богослужения и для управления полковыми священниками 511 . В конце XVIII в. была дана ему инструкция, а в 1801 г. разъяснено, что обер-священник не должен представлять себя и действовать как глава независимого ведомства, но должен состоять «в непременной зависимости от св. синода, яко главного места, коего властью все духовенство в империи объемлется и управляется». Указом 26 января 1816 г., кроме обер-священника армии и флотов, была установлена должность обер-священника главного штаба с подчинением ему духовенства гвардейских полков и настоятельства в зимнем дворце 512 . Впоследствии обер-священники переименованы были в главные священники, и духовенство всех придворных церквей изъято было из епархиального управления, подобно военному духовенству. 460 Лохвицкий, Очерк церковной администрации в древней Руси, Дмитриев, История судебных инстанций, Москва, 1859. Неволин, Образование управления в России, от Uoahha III до Петра Великого. Костомаров, Северно-русские народоправства, Сиб. 1862. т. II. Митр. Макарий, V, 89–121. Каптерев, Светские архиерейские чиновники в древней Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Так, в Ардатовской Покровской общине, по сведениям ее начальницы в 1843 г., Евдокии Андреевой, соблюдались молитвенные правила Серафима Саровского . Однако «кроме обыкновенных вечерних молитв св. Макария, Исаака Сирина , Стефана Фивейскаго и Св. Златоустаго, каждодневно так они читают помянник с поклоны и умственныя молитвы с положением поклонов же. Во все четыре поста в году каждая из сестер исповедуется и причащается пречистых таин, в праздичные и воскресные дни ходят на молитву в собор или в Ильинскую церковь , когда там служат ранние обедни все без исключения, кроме остающихся для исправления необходимых потребностей. Сверх правила в праздничныя дни в вечернее время читается Параклис, канон Одигитрии из акафиста сладчайшему Иисусу и Божьей Матери» 315 . О Зеленогорской женской общине, основанной по преданию Серафимом Саровским , в рапорте, написанном ее начальницей для Нижегородской духовной консистории 27 сентября 1841 г., сообщалось, что правила общины состоят «частию из правил, совершаемых в Саровской пустыни, переданных иеромонахом Илларионом, частию из правил, соблюдаемых в Алексеевской Арзамасской женской общине» 316 . Известно, что правила Алексеевской Арзамасской женской общины были составлены старцем Феодором Ушаковым из Санаксарской пустыни 317 . Существуют также правила для Зеленогорской общины, написанные иеромонахом Высокогорской пустыни Нижегородской епархии Дамаскиным в 1843–1845 гг. 318 Считается, что после объединения Дивеевская община приняла устав Серафима Саровского . В РГИА сохранилось объяснение 1843 г. начальницы уже объединенной Дивеевской общины Ирины Прокопьевны Кочеуловой, в котором она представила правила возглавляемой ею общины. Приведенные ею правила, в отличие от правил, присланных начальницей Арзамасской Алексеевской общины, практически не содержат дисциплинарных норм. При этом она заметила, что «при первоначальнице сей общины, когда еще оная состояла в двух частях, руководствовались правилами теми самыми, коими руководствуется Саровская пустынь, а по кончине ее и по соединении двух сторон в одну – приняты правила, преданные устно упокойным отцем Серафимом, иеромонахом Саровские пустыни». При этом так называемый «Устав о жизни» (т. е. дисциплинарный) принят тот же самый, «коим руководствуется Саровская пустынь, с небольшим исключением в качестве пищи состоящих – в среду, и пятницу и понедельник трапеза поставляется единожды днем как в св. четыредесятницу» 319 , а не тот, который существовал в Мельничьей девичьей общине.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010