Высочайше утвержденный и разосланный от Св. Синода Устав духовных консисторий составил действующий закон для всех учреждений духовного ведомства. Источниками для сего Устава послужили частью прежде состоявшиеся по разным случаям определения и постановления Св. Синода, частью заимствования из общего Свода законов Российской Империи. Проследить эти источники не составило бы особого труда, – тем более, что некоторые из них указаны в самом уставе, – но занятие подобного рода бесцельно и малополезно. Довольно заметить, что согласование редакции устава духовных консисторий с тогдашним Сводом законов Российской Империи, представляя в то время его совершенство, в последствии, когда самый Свод потерпел изменения, исправления и отмену в частях, с какими был согласован Устав, – подобное согласование, являясь анахронизмом, делает самый устав малопригодным для того, чтобы занимать положение обязательно действующего закона. Малопригодность эта еще более бросается в глаза при мысли, что многие не только статьи, а даже отделы из Устава частью дополнены, частью отменены вновь последовавшими узаконениями. Эти узаконения и отмена уже говорят об устарелости Устава и необходимости его пересмотра, или издания нового законоположения для духовного ведомства. Вопрос о современной неудовлетворительности Устава поставлен давно, и остается, надо полагать, открытым. Во время предполагавшейся в семидесятых годах духовно-судебной реформы, Устав духовных консисторий официально был объявлен устарелым и недостаточным. Предлагая Св. Синоду о необходимости предполагавшейся реформы, синодальный обер-прокурор главным образом указывал на то, что Высочайше утвержденный 27 марта 1841 года Устав духовных консисторий, по правилам которого производятся управление и духовный суд в поместном пределе Российской церкви, именуемом епархиею, был согласован со Сводом законов 1832 года. Этот Свод с течением времени подвергался разным изменениям и имел два новых издания в 1842 и 1857 г.; между тем Устав духовных консисторий, в отношении к порядку производства суда, до настоящего времени остается в первоначальном его виде без изменения.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Устав духовных консисторий. Епархиальное управление не было подробно изложено в «Регламенте», и касательно этого управления Св. Синод издавал с течением времени различные указы. Из этих разновременных синодальных указов решено было в 1837 году составить раз навсегда особый устав для епархиального управления. В 1838 году устав был составлен и разослан по епархиям с тем, чтобы в продолжение года, в виде опыта, по нему производилось управление, после чего епископы должны были возвратить его с своими замечаниями для окончательной редакции. После всестороннего пересмотра этого устава в Синоде, он был утвержден императором 27 марта 1841 года и обнародован в качестве закона. Но после того многие статьи этого устава, вследствие новых законоположений, подвергались изменениям и дополнениям, а в 1883 году он весь был пересмотрен и приведен в согласие с новыми законами. В новом исправленном виде консисторский устав был одобрен Высочайшим указом 9 апреля 1883 г. и с этого времени начал действовать вместо прежнего 414 . Устав этот имеет четыре отдела: в первом изложены общие основания того, что такое консистория и чем должно руководствоваться епархиальное управление и суд; во втором отделе говорится в подробностях о епархиальном управлении, именно: об охранении и распространении православной веры, о богослужении, о церковных зданиях, о священстве, о приходах и о церковной экономии; в третьем отделе говорится о епархиальном суде, именно: о делах, подлежащих епархиальному суду, о преступлениях священников против своих обязанностей, о спорах между духовенством о церковных доходах, о жалобах на духовенство, о незаконных браках, о разводе, о законности брака и о наложении церковных наказаний; в четвертом отделе изложено устройство консистории, именно: о членах консистории, о внешнем устройстве и времени делопроизводства в консистории, о ведении дел в консистории и о переписке консистории с властями. К уставу добавлены формы бумаг, наглядно показывающие, чего должно держаться в круге действий консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Впрочем по некоторым отдельным частям церковного управления существуют и официальные систематические сборники. В числе их стоит на первом плане устав духовных консистории. Поводом к составлению этого устава послужило неудовлетворительное состояние делопроизводства в консисториях. Усмотрев это из годичного отчета по ведомству прав. исповедания и приложенных к нему ведомостей, Император Николай I повелел чрез обер-прокурора св. Синода облечь консисторское делопроизводство в правильные и однообразные формы, а для лучшего в том успеха разрешил св. Синоду употребить меры признанные лучшими в гражданском ведомстве. Во исполнение этой Высочайшей воли в св. Синоде собрали все доселе изданные постановления об епархиальном управлении и составили проект устава консисторий, который в 1838 г. был введен в действие в виде опыта, с тем, чтобы по прошествии года епархиальные архиереи и консистории представили в Синод СВОИ мнения О ТОМ, нет ли в проекте каких-нибудь правил неудобоисполнимых на практике, и если есть, то какого изменения или дополнения они требуют (Отч. Обер-прок. св. син. 1837. стр. 45–46. 1838 г. стр. 36–37). По получении отзывов сделаны были надлежащие исправления в проекте устава, и в этой исправленной редакции Устав Консистории был Высочайше утвержден 27 марта 1841 г. (Отч. об. прок. 1839. стр. 47. 1840 г. стр. 42–44. 1841. стр. 43). В таком виде употреблялся устав Д. Консистории в течение сорока лет без всякой перемены. Между тем за это время было издано не мало новых постановлений церковной и гражданской власти, которые отчасти дополняли, отчасти изменяли те или другие §§ устава Д. Консистории. Несоответствие Устава Д. Консисторий действующим постановлениям наконец обратило на себя внимание церковной власти, и в 1883 году было сделано новое исправленное и дополненное издание устава, в которое были внесены постановления изданные до этого времени по делам епархиального управления. Устав Д. Консисторий содержит в себе систематическое изложение действующих постановлений по делам епархиального управления и суда. 70. Инструкции благочинному приходских церквей и монастырей

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

69–71, 94 в издании 1841 г., и ст. 65–67 в издании 1883 г.). Компетенция епархиального суда по отношению к лицам духовного звания распространялась, согласно разделу 3 Устава, на следующие дела: 1) проступки и преступления против должности, сана и благонравия; 2) тяжбы о пользовании церковным имуществом; 3) жалобы духовных и светских лиц на духовенство (за исключением уголовных дел). В отношении светских лиц епархиальному суду подлежали: 1) незаконные браки; 2) расторжение браков и восстановление их в случае незаконности развода; 3) выдача брачных свидетельств и свидетельств о рождении от законного брака; 4) проступки мирян, влекущие за собой церковные наказания (ст. 148 в издании 1841 г. и ст. 158 в издании 1883 г.). Здесь же (ст. 159 в издании 1841 г. и ст. 149 в издании 1883 г.) определена компетенция светских судов по отношению к духовным лицам. В нее входили: 1) тяжбы духовных лиц между собой или с мирянами по неисполненным договорам и обязательствам, а также о возмещении ущерба (гражданское право); 2) преступления против государственных законов; 3) тяжкие уголовные преступления (уголовное право). В уголовных делах первоначальное расследование велось духовными инстанциями (ст. 150 и 160). Направление депутатов в суды (до 1864 г.) обсуждается в ст. 161 и 162 издания 1841 г. Судебная процедура в таких случаях регулировалась определениями Свода законов (т. 15, ч. 2, ст. 1027–1029 в издании 1876 г.). Устав консисторий (ст. 163–186 в издании 1841 г. и ст. 153–171 в издании 1883 г.) содержит точные определения судебной процедуры для духовных судов. В отношении духовных лиц предусмотрены следующие меры наказания: 1) лишение священнослужителей сана, а священномонашествующих сана и монашества, с исключением из духовного ведомства; 2) лишение священнослужителей сана с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях и лишение священномонашествующих сана с оставлением в одном монашестве на покаянии; 3) временное запрещение в священнослужении с отрешением от должности и с определением в причетники; 4) временное запрещение в священнослужении без отрешения от места, но с возложением епитимьи в монастыре или на месте; 5) временное испытание в архиерейских домах и монастырях; 6) отрешение от места; 7) исключение за штат (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Обязательный монашеский атрибут. Шнурок с бусинами. Служит для подсчета прочитанных молитв. Экзарх Архиерей, облеченный властью управлять особо крупным церковным округом. Экуменизм Движение христианских церквей за устранение разобщенности между ними и сплочение церковных сил в международном масштабе. В экуменическом движении участвуют около 300 Церквей более ста стран мира. Юродивые Люди, принимавшие на себя из любви к Богу и ближним один из подвигов христианского благочестия – юродство во Христе. Они не только добровольно отказывались от удобств и благ жизни земной, от выгод жизни общественной, от родства самого близкого и кровного, но принимали на себя вид безумного человека, не нуждающегося в жилище, одежде, не боящегося морозов. Эти подвижники не стеснялись говорить правду в глаза сильным мира сего, обличали людей несправедливых и забывающих правду Божию, радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных. Язычество Всевозможные первобытные верования, предшествовавшие мировым религиям, основанные на многобожии, на поклонении явлениям и объектам природы. Приложение 3. Устав духовных консисторий 188 (Извлечение) Со времени первого издания Устава Духовных Консисторий, Высочайше утвержденного 27 марта 1841 года, многие статьи сего Устава, вследствие последовавших разновременно новых законов, подвергались значительным изменениям и дополнениям, в виду чего Устав этот был тщательно пересмотрен с целью согласования его с ныне действующими законами. Исправленный таким образом Устав Духовных Консисторий, по рассмотрению его Святейшим Синодом, в 9 день Апреля сего 1883 года Высочайше поведено ввести в действие взамен такого же Устава, Высочайше утвержденного 27 Марта 1841 года. 184 Христианская Мирная Конференция (ХМК) – неправительственная миротворческая организация при Совете по экономическим и социальным вопросам ООН. Создана в 1958 г. Объединяет религиозные организации 86 стран мира со всех континентов. ХМК разрабатывает с богословской позиции вопросы ответственности Церквей за сохранение мира, выступает против применения оружия массового уничтожения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Соображения министра касались статей проекта, затрагивавших интересы светских лиц, как например, статей о наблюдении духовного начальства за исполнением мирянами христианского долга исповеди и святого причастия, также совращений в иноверие и инославие и о переходе в православие. По существу и характеру предложенных замечаний, проект, при его пересмотре и исправлении, должен был подвергнуться полнейшей переработке. Переработка эта прежде всего обнаружилась в том, что в последней, принятой и одобренной Св. Синодом редакции Устава духовных консисторий, проект оного получил совершенно новую конструкцию относительно разделов частей, распорядка глав и размещения статей. Присущие проекту неопределенность и сбивчивость, в изложении и расположении статей в уставе, уступили место ясности изложения при большей последовательности распорядка. Устав видимо преимуществует пред проектом как беловая работа пред черновою, представляя большую определенность и законченность редакции отдельных статей. Существенное отличие Устава от проекта в том, что в Уставе допущено несколько опущений против проекта, между прочим, исключены имевшиеся в проекте правила действования духовного начальства по делам о раскольниках, сектантах и вообще отступающих от православной веры. Правила сии Св. Синод признал неподлежащими оглашению, предписав преосвященным руководствоваться особо изданными распоряжениями и предписаниями. Заметный труд был приложен к редактированию и изложению правил об епархиальном суде, как то: предметов ведомства сего суда, мер взыскания и исправления по епархиальному суду, а также и дел брачных. Вообще, по сравнению проекта с уставом последней редакции, по справедливости надо сказать, что проект в последней редакции устава – «исправлен и дополнен», как сказано в определении Св. Синода, при чем пояснено, что исправление и дополнение произведены по замечаниям Св. Синода, епархиальных архиереев, консисторий, покойного графа Сперанского и бывшего министра юстиции». Исправленный и дополненный таким образом проект Устава Св. Синод предоставил синодальному обер-прокурору поднесть на Высочайшее Государя Императора усмотрение. 27 марта 1841 года Государь Император утвердил устав, собственноручно начертав на нем: «Быть по сему». Высочайше утвержденный Устав духовных консисторий, по определению Св. Синода, при циркулярных указах, от 16 июля 1841 года, был разослан в потребном количестве экземпляров во все учреждения духовного ведомства «для надлежащего по сему уставу действования и исполнения в чем до кого касаться будет». Тем же указом Св. Синод требовал возвратить все экземпляры проекта устава, препровождавшегося для годового применения в виде опыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

—327— Нынешнее название Духовной Консистории дано всем коллегиальным учреждениям по епархиальному управлению при Елизавете Петровне (указ 9 июня 1744 года), а действующий ныне Устав Духовной Консистории издан 27 марта 1841 года и пересмотрен в 1883 году. По этому уставу Консистория есть присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в каждой епархии; функции ее, таким образом, и судебные и административные. Вместе с епархиальным архиереем Консистория состоит в ведении Св. Синода и от него получает указы по текущим делам (Уст. Дух. Конс. ст. 2). Присутствие консистории составляется из 5, 6, 7 и более членов, смотря по числу духовенства и православного населения в данной епархии. Члены консистории избираются из архимандритов, игуменов, монахов, протоиереев и священников, заслуживающих особого доверия по своей образованности, опытности и добросовестности, и утверждаются в своей должности, по представлению архиерея, Св. Синодом, таким же порядком и увольняются (Уст. Дух. Конс. ст. 278, 280). Впрочем, епархиальному архиерею предоставляется право устранять членов Консистории от присутствования по делу, к которому сам член прикосновен или от которого законно отводится подсудимым; равным образом, епархиальный архиерей может удалить члена консистории, подвергшегося ответственности по какому-либо важному обвинению, до окончания дела о нем (Уст. Дух. Конс. ст. 281, п. 1 и 2). Для производства дел консистория имеет определенную особым штатом канцелярию, под начальством секретаря, который определяется Синодом, по предложению синодального обер-прокурора, и увольняется таким же порядком (ст. 283 и 284). Этот секретарь, находясь под ближайшим начальством епархиального архиерея, состоит вместе с тем в непосредственном ведении синодального обер-прокурора, как блюстителя за исполнением законов по духовному ведомству, и обязан исполнять все его предписания (285). По внешнему устройству присутствие консистории сходно с губернскими присутственными местами (ст. 288). Только относительно времени присутствия она имеет некоторые

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В отношении светских лиц епархиальному суду подлежали: 1) незаконные браки; 2) расторжение браков и восстановление их в случае незаконности развода; 3) выдача брачных свидетельств и свидетельств о рождении от законного брака; 4) проступки мирян, влекущие за собой церковные наказания (ст. 148 в издании 1841 г. и ст. 158 в издании 1883 г.). Здесь же (ст. 159 в издании 1841 г. и ст. 149 в издании 1883 г.) определена компетенция светских судов по отношению к духовным лицам. В нее входили: 1) тяжбы духовных лиц между собой или с мирянами по неисполненным договорам и обязательствам, а также о возмещении ущерба (гражданское право); 2) преступления против государственных законов; 3) тяжкие уголовные преступления (уголовное право). В уголовных делах первоначальное расследование велось духовными инстанциями (ст. 150 и 160). Направление депутатов в суды (до 1864 г.) обсуждается в ст. 161 и 162 издания 1841 г. Судебная процедура в таких случаях регулировалась определениями Свода законов (т. 15, ч. 2, ст. 1027–1029 в издании 1876 г.). Устав консисторий (ст. 163–186 в издании 1841 г. и ст. 153–171 в издании 1883 г.) содержит точные определения судебной процедуры для духовных судов. В отношении духовных лиц предусмотрены следующие меры наказания: 1) лишение священнослужителей сана, а священномонашествующих сана и монашества, с исключением из духовного ведомства; 2) лишение священнослужителей сана с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях и лишение священномонашествующих сана с оставлением в одном монашестве на покаянии; 3) временное запрещение в священнослужении с отрешением от должности и с определением в причетники; 4) временное запрещение в священнослужении без отрешения от места, но с возложением епитимьи в монастыре или на месте; 5) временное испытание в архиерейских домах и монастырях; 6) отрешение от места; 7) исключение за штат (т. е. лишение денежного содержания.— Ред.); 8) усугубление надзора; 9) пеня и денежное взыскание; 10) поклоны; 11) строгий или простой выговор; 12) замечание (ст.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

9). В различных формах и под разными названиями этот пресвитерий постоянно существовал как во всей восточной, так в частности и в русской церкви. Нынешнее название Духовной Консистории дано всеми коллегиальным учреждениям по епархиальному управлению при Елизавете Петровне (указ 9 июня 1744 года), а действующий ныне Устав Духовной Консистории издан 27 марта 1841 года и пересмотрен в 1883 году. По этому уставу Консистория есть присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в каждой епархии; функции ее, таким образом, и судебные и административные. Вместе с епархиальным архиереем Консистория состоит в ведении Св. Синода и от него получает указы по текущими делами (Уст. Дух. Конс. ст. 2). Присутствие консистории составляется из 5, 6, 7 и более членов, смотря по числу духовенства и православного населения в данной епархии. Члены консистории избираются из архимандритов, игуменов, монахов, протоиереев и священников, заслуживающих особого доверия по своей образованности, опытности и добросовестности, и утверждаются в своей должности, по представлению архиерея, Св. Синодом таким же порядком и увольняются (Уст. Дух. Конс. ст. 278, 280). Впрочем, епархиальному архиерею предоставляется право устранять членов Консистории от присутствия по делу, к которому сам член прикосновен или от которого законно отводится подсудимым; равными образом, епархиальный архиерей может удалить члена консистории, подвергшегося ответственности по какому-либо важному обвинению, до окончания дела о нем (Уст. Дух. Конс. ст. 281, п. 1 и 2). Для производства дел консистория имеет определенную особыми штатом канцелярию, под начальством секретаря, который определяется Синодом, по предложению синодального обер-прокурора, и увольняется таким же, порядком (ст. 283 и 284). Этот секретарь, находясь под ближайшим начальством епархиального архиерея, состоит вместе с тем в непосредственном ведении синодального обер-прокурора, как блюстителя за исполнением законов по духовному ведомству, и обязан исполнять все его предписания (285).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Устав духовных консисторий 1841 г. четко определил место и прерогативы консистории. Под непосредственным руководством епархиального архиерея она осуществляла административные и судебные функции. Высшей инстанцией для консистории был Синод Консистория состояла из присутствия (члены которого назначались епископом из белого и черного духовенства, утверждались и в случае необходимости увольнялись Синодом) и канцелярии. Каждому члену канцелярии был поручен особый круг дел. Но решения по всем делам принимались на совместных заседаниях. Канцелярия консистории находилась под руководством секретаря, который назначался Синодом по предложению обер-прокурора. Согласно Уставу 1841 г., административные задачи консистории определялись следующим образом: 1) назначение на церковные должности, 2) отчеты и характеристики кандидатов на должности, 3) пострижения в монастырях епархии, 4) управление архиерейским домом (его имуществом), а также управление монастырями и храмами. Важно отметить, что юрисдикция консисторий распространялась не только на духовенство, но и на мирян данной епархии. Так, они могли привлечь мирян к церковному суду, за исключением преступлений, которые по Своду законов подлежали гражданскому суду. Консистория могла привлечь духовенство за проступки по службе, а также против «благонравия и благочиния». В ведении консисторий находилось церковное имущество, разбор дел, связанных с жалобами как духовенства, так и мирян на духовных лиц. Решения принимались коллегиально и представлялись на утверждение епископу, который мог направить его на повторное рассмотрение в консисторию. Если мнения разделялись, в этом случае окончательное решение принимал епископ. В XVIII в. (точнее, в первые годы синодального периода) при епархиях для проверки кандидатов на церковные должности были ученые монахи, проводившие им экзамены. Они же выполняли и роль секретарей при епископе. А до секуляризации монастырских имуществ при архиерее были экономы со штатом для управления монастырскими вотчинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010