Приведенное заявление князя Голицына в последней его части оставалось не осуществленным на пространстве более чем двадцать пять лет, и лишь в 1841 году вышел церковный законодательный акт, именуемые Уставом Духовных Консисторий, в котором в числе других постановлений, касающихся епархиального управления и суда, нашла себе место и форма суда для производства дел о разводе. Мысль об издании Устава Духовных Консисторий возникла собственно в 1837 году, когда ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ благоугодно было повелеть Синодальному Обер-Прокурору предложить Святейшему Синоду обратить ближайшее внимание на приведение делопроизводства в Духовных Консисториях в правильные и однообразные формы (Предложение Синодального Обер-Прокурора 31 июля 1837г. 1566). Во исполнение таковой Высочайшей воли сначала был составлен проект Устава Духовных Консисторий, который в 1838 году был введен в действие по епархиям в виде опыта на один год, а затем, по получении от епархиальных архиереев, а также от графа Сперанского и министра Юстиции Блудова, коим проект устава был предложен по В ы с о ч а й шему повелению, отзывов о степени применимости новых правил или необходимости их изменения и дополнения, проект устава был вновь пересмотрен и уже в окончательном виде Высочайше утвержден в 27 день Марта 1841 года. В последующее за сим время устав этот, вследствие разновременно состоявшихся по духовному ведомству новых узаконений, и ввиду необходимого согласования его с общими действующими узаконениями, подвергался немалым изменениям и дополнениям, а в 1883г. был совершенно пересмотрен и переиздан. Но все эти изменения и дополнения нисколько не изменили его существа, его основных положений, и в этом отношении Устав Духовных Консисторий и доселе остается вполне верным своему первоисточнику – законам 1832 года, со всеми присущими им несовершенствами и недостатками. Казалось бы, что совершившаяся у нас в 1864 году величайшая судебная реформа ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II, создавшая на смену прежнего порядка судопроизводства, признанного несовершенным и отжившим свое время, новые судебные установления, новый суд – суд правый, скорый и милостивый, должна была коснуться столь же ветхого и несовершенного суда духовного, привести и сюда новые начала судоустройства и судопроизводства, преобразовать то и другое в соответствие с началами, по которым совершена была реформа судоустройства и судопроизводства в судах светских, поскольку, конечно, эти начала оказались бы применимыми к свойству, целями и потребностями суда духовного, но, однако, этого не случилось, и суд духовный и поныне продолжает отправлять свои функции, в частности и по делами о разводе браков, по тому же ветхому, несовершенному, прямо-таки по какому-то недоразумению остающемуся еще в живых Уставу Духовных Консисторий 1841–83 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

Таин, по крайней мере, однажды в год, запрещается оказывать покровительство расколу, принимать в духовники волочащихся попов, венчаться у чужеприходных священников. В третьей части духовного регламента излагается «самых управителей должность, действо и сила», т. е. определяются личный состав духовной коллегии и должностные ее обязанности, причем что касается «действа и силы», т. е. делопроизводства и приведения в исполнение решенных дел, сделана просто ссылка на генеральный регламент, который был применен и к духовной коллегии. Кроме некоторых дополнительных к церковному регламенту докладных пунктов и резолюций, по ним состоявшихся 1019 , к духовному регламенту в 1722 г. было присоединено обширное «прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского». Это есть целый устав о духовенстве приходском и о монашестве, в котором определяются порядок замещения приходских должностей, качества и обязанности духовенства, духовников в особенности, воспрещается определение церковнодолжностных лиц «свыше потребы», вводятся метрические книги по приходам для записи рождения и крещения, бракосочетания, смерти и погребения. В отделе о монахах определяется весьма важный пункт церковной дисциплины, в отношении к которому древность много и часто погрешала: кого и как принимать в монахи, затем регулируется порядок жизни монашеской как в мужских монашеских общежитиях, так и в женских; определяется порядок учреждения монастырей, порядок избрания и образ действий настоятеля и проч. В манифесте об учреждении духовной коллегии было сказано: «должна же есть коллегия сия и новыми впредь правилами дополнять регламент свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи; однако же делать сие должна духовная коллегия не без нашего соизволения» 1020 . § 95. Устав духовных консисторий 27 марта 1841 г. В уставе духовных консисторий кодифицирована лишь весьма малая часть того законодательного материала, который явился со времени учреждения св. синода и издания духовного регламента. Энергия церковного правообразования по определению разных сторон русского церковного порядка в XVIII и XIX столетиях не может быть сравниваема с результатами русской церковной законодательной работы до Петра Великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Право это, признанное за приходом еще в начале нынешнего столетия, не оставалось мертвою буквой. В старых бумагах я нашел копию с одобрения, выданного в 1806 году прихожанами избранному ими священнику. Оно служит несомненным свидетельством, что прихожане в то время еще пользовались означенным правом. Вот содержание этого акта: " Одобрение. Мы нижеподписавшиеся Симбирской губернии, Сызранской округи, села Васильевского, церкви Благоверного Князя Владимира, господина В. Н. С., управляющий вотчинами служитель Петр Степанов и приказный Игнат Никитин, из рядовых Матвей Иванов и такие-то – свидетельствуем по чистой нашей совести, что желающий быть при нашей церкви оной же губернии, Корсунской округи и ведомства, села Конновки, Богородицкой церкви священник Лев Васильев на праздное священническое место священником есть человек добрый, не пияница, в домостроительстве своем не ленивый, не клеветник, не сварлив, не любодеиц, не убийца, в воровстве и обманах не изобличен, добронравен и поведения честного и потому мы его желаем иметь при нашем приходе священником. Марта 7 дня 1806 года». Одобрение это составлено слово в слово согласно с 2 ст. прибавления 1722 года к Духовному Регламенту «О правилах причта церковного и чина монашеского»; ясное свидетельство, что право, сложившееся в прежние времена и утвержденное Духовным Регламентом, непрерывно действовало еще в начале нынешнего столетия 2 . Но напрасно стали бы мы искать в издаваемой ныне Св. Синодом Инструкции благочинным приведенных нами двух статей из издания 1806 года. В новом издании, переименовавшем между прочим епископов, в епархиальных начальников, статей этих не оказывается: они из него опущены. Напрасно стали бы мы также искать подтверждение этого права и в изданном в 1841 году Уставе духовных консисторий. И в нем тоже умалчивается об этом праве. Конечно Устав духовных консисторий (ст. 202) признает за приходом другое право: просить об удалении священно- и церковно-служителей, которыми он недоволен, и, судя по редакции этой статьи, исполнение такой просьбы, если она идет от большей части прихожан, обязательно для епископа 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

2, строка 20). «Епископ может судить без помощи, или при помощи пресвитеров (значит, как захочет, как вздумается). Может епископ потребовать себе помощи от пресвитера единоличной, или от собрания пресвитеров (а не захочет, так не потребует ни той, ни другой), но он имеет при этом полное право определить меру их содействия, и их единоличное, или собирательное, мнение утвердить, изменить, отменить, заменить своим собственным... Он приемлет (разумеется, если захочет) помощь от пресвитерства (консистории, правления, съезды, благочинные) но не стесняется его мнениями; его решение имеет законно обязательную силу...» Какова соборность, читатель?! Сколько в ней свободы, самостоятельности, сколько благоприятных условий для образования соборного суждения, как хорошо поставлены в ней члены христианской церкви – мирские и духовные!!.. И пусть бы еще все это было так, если бы епископ был избираем своею паствою, как было в древности. Нет, об этом ничего не говорится в статейке. Если по этому образцу, предложенному автором для суда, составить понятие о строе церковной жизни в двух других областях: церковно-законодательной и церковно-управительной, тогда мы получим полное и поистине удивительное представление об епархиальной соборности вообще. К чему при таком порядке разные съезды в епархии выборных из духовенства и мирян? Всякие их мнения архиерей может утвердить, изменить, отменить, заменить своим собственным. Зачем эти дорогие и обманчивые орнаменты на обветшавшем здании бюрократизма и произвола? Не для того же только, чтобы прикрывать его ветхость и обманывать глаз? Если читатель пожелает узнать, откуда заимствовано, по каким началам составлено неизвестным автором такое диковинное понятие об епархиальной соборности, то мы прямо укажем ему на перво-источник его – на устав духовных консисторий, изданный в 1841 г., в различных статьях которого он может открыть все признаки и свойства подобной соборности в епархиях наших, раскрытые с большею подробностию и определенностию; а для проверки этого идеала в частностях пусть обратится он к существующей у нас епархиальной практике.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

Причащение оказывалось своего рода ежегодно повторяющимся следственным экспериментом по выявлению будто бы укрывающихся староверов. Устав духовных консисторий 1841 и 1883 гг. (статьи 15 и 17) повторял норму Духовного регламента и возлагал на епархиальное начальство обязанность следить за ежегодным исполнением мирянами «христианского долга» исповеди и причащения. Непричащение в течение 2–3 лет квалифицировалось Уставом уже как повод для доношения о таком случае архиерею, а затем – «гражданскому начальству» . Тем самым, здесь ежегодное причащение рассматривалось как одно из важных доказательств благонадежности подданных Российской империи. Церковное законодательство того же времени смотрело на вопрос несколько иначе. Митрополит Платон (Левшин) в инструкции благочинным 1775 г. (переиздана с исправлениями в 1858 г.) указывал последним следить, чтобы семьи клириков причащались во все посты, т.е. четыре раза в год, к тому же благочинный должен призывать и прихожан. «Благочинный наблюдает, чтобы все священно- и церковнослужители и их жены и дети, равно причетники с их семействами и все заштатные каждогодно, и не только в великую Четыредесятницу, но по возможности и во все прочие посты, исповедывались и Св. Таин приобщались» (ст. 9).  «Благочинный, посещая церкви, должен увещевать прихожан, чтобы во все четыре поста, по долгу христианскому, исповедовались и Святых Таин приобщались, и особливо во дни воскресные и праздничные приходили в храм Божий, оставляя свои работы и жили честно, по евангельским заповедям» (ст. 46) . То есть четырехкратное в году причащение формулировалось как идеал не только для семей священнослужителей, т.е. не только для духовного сословия, но и для всех мирян. Еще выше планку поднимал митрополит Филарет (Дроздов) в своем знаменитом Катехизисе: «Древние христиане причащались каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому таинству. Церковь материнским гласом завещает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Телу и Крови Христовых ревнующим о благоговейном житии – четырежды в год или каждый месяц, а всем – непременно однажды в год» .

http://bogoslov.ru/article/2597120

Участие государственной власти в законодательстве церковном. С признанием христианской религии господствующей, государственная власть, свято охраняя неприкосновенность церковного канона, стала придавать постановлениям церковной власти значение государственных законов. С другой стороны, так как на обязанности государства лежит определение нормальных внешних отношений между всеми общественными союзами, находящимися в его пределах, то за государственною властию всегда признавалось право определять внешнее положение Церкви в государстве и, в этих целях, издавать соответствующие законы о Церкви. Такие законы, известные под именем церковно-гражданских, Православная Церковь всегда признавала источником своего права, если они не стояли в противоречии с ее собственными постановлениями. Главнейшие источники действующего русского церковного права В основе распоряжений русской церковной власти лежат, кроме Св. Писания, Св. Предания и древней церковной практики: 1) Книга правил, появившаяся на свет в 1839 году, и заменившая собой Кормчую прежних изданий. В ней излагаются одни только церковные правила, без законов гражданских. 2) Духовный Регламент, изданный в руководство Св. Синоду (1721 г.), составлен был, по поручению Петра 1-го Феофаном Прокоповичем . По содержанию он делится на три части: в 1-ой указываются причины замены патриаршества в России Синодом; во 2-ой определяется круг лиц и дел, подведомых Св. Синоду, и в 3-ей излагаются обязанности Синода и его состав. 3) Номоканон, печатаемый при большом Требнике, состоящий из 228 глав, составлен на Афоне около половины 15 века. 4) Учительное Известие , печатаемое при Служебнике, составлено в конце 17 столетия по приказанию патр. Иоакима, монахом Евфимием, учеником Епифания Славеницкого. 5) Устав духовных консисторий, изданный в 1841 году. Содержание его разделяется на четыре разряда: в 1-м излагаются основные положения для деятельности консистории; во 2-м указаны предметы консисторской власти; в 3-м говорится об епархиальном суде и в 4-м о личном составе консистории и о порядке ведения его дел.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

В 13, 14 и 16-й тома вошли законы о компетенции светских судов по отношению к духовенству. Последующие издания Свода законов внесли в эти нормы лишь незначительные изменения. Касавшиеся духовенства дополнительные указы 1857–1917 гг. практически не отступали от Свода законов 1832 г. 62 Устав духовных консисторий 1841 г. окончательно разграничил сферы компетенций духовных и светских судов при различных видах правонарушений 63 . Свод законов 1832 г. обеспечивал белому духовенству следующие основные права: освобождение от подушного налога; освобождение от воинской службы; освобождение от телесных наказаний; право приобретения земель в городах и деревнях; освобождение от военных постоев. Духовенство в ХГХ в. получило, в случае принадлежности к дворянскому сословию, право приобретения заселенных земель в городах и деревнях (до 1861 г.) 64 . В области частного права действовали запреты брать на себя судебные обязательства и поручительства при размещении подрядов и по аналогичным торговым делам, выступать ходатаями других лиц по гражданским делам, производить винокурение на собственных землях, вести торговую деятельность в соответствии с отдельными указами и законами. Но вдовым священникам разрешались как торговля, так и промыслы. Псаломщики освобождались от военной службы лишь уставом 1874 г. по предъявлении свидетельства об окончании духовной школы, семинарии или академии. Однако они призывались на военную службу, если оставляли свою должность до истечения шестилетнего срока 65 . Некоторые изменения в отношениях духовенства с государственной властью, однако не такие радикальные, как в других областях общественной жизни, внесли реформы Александра II. Согласно положению о земских учреждениях 1864 г. на основании своего права распоряжаться церковно-приходскими землями, духовенство получило активное и пассивное избирательное право в отношении этих органов самоуправления в уездах и губерниях. Всеобщая отмела телесных наказаний в 1863 г. избавила церковнослужителей, в частности диаконов и псаломщиков, от этого унижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В одном из указов 1722 г. и в «Прибавлении к Духовному регламенту» среди общих правил о замещении вакансий говорится, что в ручательствах должны подтверждаться достоинства Впрочем, это избирательное право было вскоре вытеснено укоренившимся обычаем наследования церковных «К концу XVIII в. среди иерархии успело сформироваться уже твердое убеждение в том, что приходские выборы суть явление незаконное и вредное для Под впечатлением крестьянских волнений, в которых, по некоторым сведениям, оказалось замешанным и духовенство, Святейший Синод издал в 1797 г. указ о назначении окончивших духовные учебные заведения на места приходских священников, а в июне того же года — указ епископам, объявлявший недействительными те статьи «Духовного регламента», где говорилось о выборности приходского Теперь приход снабжал своего кандидата письменным свидетельством его добронравия, после чего дело передавалось на усмотрение Но, как правило, приходам даже не приходилось выдвигать своих кандидатов, так как к концу XVIII в. епископы уже располагали достаточным выбором из выпускников семинарий. Поэтому ручательства приходов были официально отменены указом 1815 Окончательную черту подвел в 1841 г. Устав духовных консисторий, где замещение должностей в приходах, так же как рукоположение священников, передавалось в непосредственную компетенцию епархиального архиерея. Тем самым выборный принцип окончательно упразднялся (ст. 74; ст. 70 в издании 1883 г.). в) В наследственном порядке замещения вакансий было прямо заинтересовано не только само духовенство, но и епархиальные власти. Поэтому он начал развиваться уже в XVII в. «Что касается до наследственности духовного служения... то XVIII в. застал ее уже достаточно развитой и крепкой, так что дальнейшее ее развитие прямо вело уже к устранению от церковного служения всех посторонних кандидатов недуховного происхождения и к совершенной замкнутости самого духовного звания... Прежде всего ее развитию помогала духовная власть, которая всегда видела в детях духовенства более других подготовленных и притом же своих кандидатов на церковные Петровская идея о необходимости школьного нашедшая отражение и в «Духовном регламенте» в разделе «Дела епископов» (ст.

http://sedmitza.ru/lib/text/439977/

В одном из указов 1722 г. и в «Прибавлении к Духовному регламенту» среди общих правил о замещении вакансий говорится, что в ручательствах должны подтверждаться достоинства кандидатов 1055 . Впрочем, это избирательное право было вскоре вытеснено укоренившимся обычаем наследования церковных должностей 1056 . «К концу XVIII в. среди иерархии успело сформироваться уже твердое убеждение в том, что приходские выборы суть явление незаконное и вредное для Церкви» 1057 . Под впечатлением крестьянских волнений, в которых, по некоторым сведениям, оказалось замешанным и духовенство, Святейший Синод издал в 1797 г. указ о назначении окончивших духовные учебные заведения на места приходских священников, а в июне того же года – указ епископам, объявлявший недействительными те статьи «Духовного регламента», где говорилось о выборности приходского духовенства 1058 . Теперь приход снабжал своего кандидата письменным свидетельством его добронравия, после чего дело передавалось на усмотрение епископа 1059 . Но, как правило, приходам даже не приходилось выдвигать своих кандидатов, так как к концу XVIII в. епископы уже располагали достаточным выбором из выпускников семинарий. Поэтому ручательства приходов были официально отменены указом 1815 г. 1060 Окончательную черту подвел в 1841 г. Устав духовных консисторий, где замещение должностей в приходах, так же как рукоположение священников, передавалось в непосредственную компетенцию епархиального архиерея. Тем самым выборный принцип окончательно упразднялся (ст. 74; ст. 70 в издании 1883 г.). в) В наследственном порядке замещения вакансий было прямо заинтересовано не только само духовенство, но и епархиальные власти. Поэтому он начал развиваться уже в XVII в. «Что касается до наследственности духовного служения… то XVIII в. застал ее уже достаточно развитой и крепкой, так что дальнейшее ее развитие прямо вело уже к устранению от церковного служения всех посторонних кандидатов недуховного происхождения и к совершенной замкнутости самого духовного звания… Прежде всего ее развитию помогала духовная власть, которая всегда видела в детях духовенства более других подготовленных и притом же своих кандидатов на церковные места» 1061 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

А.В. Шадрина Глава 1. Юридический статус и правовое положение духовенства на Дону 1. Духовное сословие Российской империи и изменение его юридического статуса во второй половине XIX в. Понятие «духовенство» появилось на Руси еще при княгине Ольге 83 . Под «духовенством» понимались священнослужители (священники, диаконы) и церковнослужители (лица, служившие в церкви, но не имевшие священного сана – дьячки, пономари). Духовенство делилось на белое (состоявшее в браке) и черное (монашествующее). Вплоть до XVIII в. оно не было обременено особыми обязанностями по отношению к государству и подчинялось административно только духовному правлению. Известный дореволюционный историк церкви П. Знаменский писал: «Древняя Русь не успела выработать ни сословных стеснений в выборе известного (священнического и церковнослужительского – А.Ш.) рода жизни и занятий, ни особенно стеснительных требований для поступления в клир относительно специальной подготовки к церковному служению; незазорная нравственность и книжность, понимаемая в самом скромном смысле уменья читать и отчасти петь, – вот все, чего требовали наши старинные святители от своих ставленников» 84 . Понятие «духовное сословие» появилось в эпоху Петра I одновременно с вхождением русского духовенства в государственную систему 85 . Его формирование было подчинено проводимой Петром I реорганизации общества на основе сословий (состояний). Следствием этой тенденции и стало появление духовного сословия, оформившегося из приходского духовенства и его детей. Согласно «Духовному регламенту» 1721 г. Церковь получила статус «коллегии», а духовенство стало осознаваться как сословие, состоящее на государственной службе 86 . Признаком объединения и закрепления духовенства в сословие стала отмена выборности и наследования приходских должностей 87 . Окончательную черту подвел принятый в 1841 г. и утвержденный на государственном уровне Устав духовных консисторий, согласно которому рукоположение священников и замещение должностей в приходских церквах отныне относилось исключительно к компетенции епархиального архиерея 88 , что окончательно упраздняло принцип выборности духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010