Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву о тезоименитом Владимире Владимировиче Путине и Святой Руси. За Литургией Святейший Владыка рукоположил Патриаршего иподиакона Николая Смертина в сан диакона. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Димитрий Пашков, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе г. Москвы. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим:  «Молитвами святого равноапостольного князя Владимира да хранит Господь землю Русскую в единстве, в единомыслии, да помогает преодолеть все расколы и разделения, которые враг рода человеческого не перестает сеять, как страшные семена, в землю Русскую, желая разделить единый православный народ ее.  Верим, что по милости Своей Господь всем нам даст и мудрость, и силы, и благочестие, чтобы хранить единство веры православной и хранить единство Церкви нашей, которая есть некая опора — и духовная, и даже, я бы сказал, интеллектуальная, — помогающая сохранять в памяти всю великую историю нашего единого народа, с его радостями и скорбями, взлетами и падениями, и на основании этого исторического опыта формировать в себе непреклонное убеждение в необходимости единства нашей Церкви и единства всего русского народа. Молитвами святых угодников Божиих, в нашей земле просиявших, да хранит Господь Церковь и народ наш! Аминь». Далее состоялся крестный ход через Боровицкие ворота Кремля к памятнику равноапостольному великому князю Владимиру, где Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил молебное пение. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944).

http://patriarchia.ru/db/text/6046318.ht...

Сотрудники Музеев Московского Кремля были изрядно перепуганы. Они непрестанно повторяли, что в колокола нельзя звонить, потому что их можно разбить. С точки зрения музейного хранителя это абсолютно верно. На старинной скрипке Страдивари ведь тоже нельзя играть, потому что ее можно повредить. И нашему первому звону предшествовала серьезная подготовка. В Кремле мы с музейными работниками и сотрудниками Военно-инженерной академии им. Дзержинского (сейчас она носит имя Петра Великого) поднялись на колокольню и осмотрели все колокола, даже ударили в них ладошкой по одному разу. Специалисты из военной академии были привлечены, потому что с Музеями Московского Кремля у них существовали давние деловые связи: преподаватели и слушатели Академии проверяли состояние бронзы Царь-колокола и проводили реставрацию внешней поверхности кремлёвского великана. Ведь раньше к 1 мая Царь колокол красили в красивый чёрный цвет, чтобы колокол выглядел нарядно в день солидарности трудящихся. Красили так старательно, что на его поверхности оказался слой краски в несколько миллиметров толщиной! «Дзержинцы» тщательно и с любовью реставрировали колокол, и теперь мы можем любоваться серебряным цветом его старинной бронзы. И к кому как не к ним нужно было обратиться, чтобы проверить состояние колоколов и на главной кремлевской колокольне. Также с нами были специалисты из Института динамики геосфер при Академии наук, которые должны были проверить, как звон повлияет на колокольню, не будут ли колебания, возникшие в результате звона, способствовать ее разрушению (они же проверяли, насколько колокольня подвержена влияниям ветра). Конечно, поднявшись на колокольню и увидев вблизи эти замечательные колокола, которые еще с детства меня так привлекали, я был в полном восторге от такого счастья! - Владыка Арсений тоже поднимался? Как он отреагировал? - Владыка поднимался. О его чувствах мне сложно сказать, но кажется, что у нас был один и тот же эмоциональный подъем. Потом мы спустились с колокольни и в Успенском соборе провели первое небольшое совещание. Мне представлялись разные варианты развития событий - например, исследовать один из больших колоколов столпа или звонницы и ударить в него на Пасху, но я предложил в Праздник Светлого Христова Воскресения совершить праздничный трезвон в несколько колоколов и для этого выбрал пять колоколов 2-го яруса Ивановского столпа. Три из них уже висели наверху - Немчин 150-170 пудов веса, Корсунский и Безымянный колокол XVI века, Ляпуновский колокол конца XVII века (к ним нужно было только подобрать языки, впрочем, языки во множестве хранились в музейных фондах). Еще два колокола среднего веса мы взяли из тех, что стояли на постаментах у Благовещенского собора, и на руках подняли наверх.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

— Только не в 1955-м, а в 1952-м. Это было решение Сталина в ответ на обращение в правительство Патриарха Алексия I о выделении имения Колычевых под загородную резиденцию. Почему эта усадьба? Достоверно трудно сказать. Уже нет тех людей, кои при сем присутствовали. Но, думаю, имело значение, что к роду бояр Колычевых принадлежал бывший игумен Соловецкой обители митрополит Московский Филипп, который пострадал при Иване Грозном. Святитель Филипп был задушен в Тверском Отрочь-монастыре Малютой Скуратовым. Сразу после смерти Ивана Грозного гроб митрополита Филиппа перевезли на Соловки, где он стал предметом народного почитания. При царе Алексее Михайловиче митрополита причислили к лику святых, его мощи были помещены в московском Успенском соборе. Один из приделов храма Преображения Господня в Переделкино посвящен как раз святителю Филиппу. Патриарх Алексий I высоко его почитал и потому относился к переделкинской резиденции с особой любовью. Сейчас от старинного имения Колычевых остались только въездные ворота. В маленькой пристроечке к ним жил Патриарх Алексий I. Мы, которые были его ближайшими помощниками, часто ездили в Переделкино с докладами и всегда ощущали трогательную нежность Патриарха к здешним местам. Перед старыми постройками на территории резиденции нынче стоит стела. На каждой из ее сторон высечены имена тех бояр Колычевых, что погибли в различных сражениях «за веру, царя и Отечество». — Вы так хорошо знаете историю этих мест? — А как иначе?! Я трепетно отношусь к связи времен. Когда служу в Успенском соборе Московского Кремля (а такая возможность впервые представилась в 1991 году), всякий раз с волнением ощущаю эту связь. В Успенском соборе происходили важнейшие события российской истории. Все коронации российских императоров, все интронизации Патриархов: Вокруг — гробницы предстоятелей нашей Православной Церкви. И великое благо, что отныне не нужно рвать живительную связь. Сколько десятилетий люди отрекались от своих родных, скрывали, что в их роду были священнослужители. Теперь появилась возможность вспомнить свою родословную, не предавать историческую память.

http://pravmir.ru/ya-starayus-ne-prilepl...

Вместе с этим распадом общественной жизни, вместе с этими угрозами благополучию народа произошло смятение в умах. Смута, которой так точно окрестил народ наш тот период времени, была смутой в сознании, была потерей ориентиров, утратой национального самосознания, ослаблением веры настолько, что многие считали, что отказаться от своей веры означает открыть дорогу иностранцам, которые наведут порядок в стране. И вот, в самый тяжкий момент, когда везде царило предательство, когда никто не мог ни на кого положиться, когда к вступившим на землю нашу иноземным полчищам присоединялись наши собственные разбойники, мечтавшие разбогатеть на страданиях своего народа, — тогда народ наш явил отдельные очаги удивительно мощного сопротивления. Так, была героическая многолетняя оборона Смоленска — даже когда враг вступил в Москву, Смоленск держал оборону, и только предательство привело к тому, что город в конце концов пал. Другим примером явилась защита Троице-Сергиевой лавры — оплота веры и государственности. Ее защищали стрельцы, ополченцы, но, когда потребовалось, иноки встали к пушкам, к орудиям, взошли на стены, и враг не смог взять нашу национальную святыню. Смоленск и Троице-Сергиева лавра были действительно мощными очагами сопротивления, и сила этого сопротивления основывалась на ясном понимании того, что нужно делать и как поступать в соответствии со своей верой и верностью своему Отечеству. Но когда иноземцы вошли в Москву, показалось, что все закончено и нет никаких преград, чтобы польский королевич Владислав, сын короля Сигизмунда, без всяких условий взошел на московский престол. Требовалось немногое — требовалось склонить Патриарха Гермогена, который вслед за своим предшественником, первым Патриархом Российским Иовом, не признал незаконную власть. И если Иов, будучи уже больным и слабым, был отстранен от Патриаршества и сослан в Старицкий монастырь в Тверь, то Гермоген был заключен в подвалы Чудова монастыря здесь, на территории Москвы. К нему приходили боярские посольства — с просьбой, а потом и с угрозами подписать грамоту, обратиться к народу, чтобы народ признал иноземного царя. Но старец-Патриарх, мучимый в подвалах Чудова монастыря и голодом, и холодом, и жаждой, не дрогнул пред явной угрозой смерти и отказался от всех предложений, которые ему делали изменники. Напротив, в этих самых подвалах он писал грамоты, которые чудом удавалось вынести за пределы Кремля и распространить по Руси, и призывал народ встать на защиту веры и Отечества. Знаем, что это воззвание достигло умов и сердец русских людей. Гражданин Минин и князь Пожарский, образовав ополчение, взяли с собой чудотворный Казанский образ Божией Матери и пошли на Москву, и через молитву и покаяние обрели победу, изгнав иноземцев из нашего Отечества.

http://patriarchia.ru/db/text/2568810.ht...

Колокола звонницы Ростовского кремля «Сысой» — самый крупный колокол. Его вес составляет 32 тонны. Он был отлит Флором Терентьевым, литейщиком Московского пушечного двора. Митрополит Иона назвал колокол в честь своего отца Сысоя, скромного сельского священника. Основной тон колокола — «до» малой октавы. «Полиелейный». С греческого языка название переводится как «многомилостивый». Вес составляет 16 тонн. Изготовлен Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном — мастерами из Москвы. Основной тон — нота «ми» малой октавы. «Лебедь». Вес составляет 8 тонн. Изготовлен Филиппом Андреевым. Нота «соль» малой октавы. «Голодарь». Вес 2800 кг. Один из самых красивых по своему звучанию колоколов. В него били во время Великого поста, от этого факта он получил свое название. Нота — «ля». «Баран». Вес 1310 кг. Самый древний колокол на Ростовской звоннице. Был изготовлен в 1654 году московский мастером Емельяном Даниловым для звонницы, которая находилась при Успенском соборе ранее. Нота «ми». «Красный». Вес 491 кг. Нота «соль» первой октавы. «Козел». Вес 327 кг. Был изготовлен в XIX веке на ярославском заводе Оловянишникова. «Набатный» или «Ионафаноский». Вес 106 кг. Изготовлен в 1894 году на заводе Оловянишникова. Основной тон — «ми» второй октавы. На звоннице расположено также четыре безымянных колокола весом 180, 144, 87 и 72 килограмма. Несколько раз колокола были под угрозой уничтожения. Петр I во время войны со Швецией собирался перелить колокола в оружие. Но митрополия отдала из своих кладовых около 245 кг (15 пудов) серебра, а позже выплатила в государственную казну огромную для того времени сумму — 15 тыс. рублей. В XX веке во время Гражданской войны поступали предложения о переплавки колоколов в сырье. После 1928 годы были прекращены звоны на звоннице. Однако ростовские звоны использовали при съемках кинофильмов «Петр I» и «Война и мир». В конце 60-х гг. XX века звоны постепенно начали возвращаться. Звонница вместе с Успенским собором входят в состав исторических памятников Ростовского кремля, но не относятся музею-заповеднику Ростовский кремль.

http://sobory.ru/article/?object=05711

7 июля 1605 г. И. в Успенском соборе Кремля венчал Лжедмитрия на царство «императорской короной» (после коронации в Успенском соборе архиеп. Арсений Элассонский в кремлевском Архангельском соборе возложил на самозванца шапку Мономаха). 18 марта 1606 г. по благословению патриарха И. А. Невежин выпустил в свет очередное издание Апостола ( Зёрнова А. С. Книги кирилловской печати, изд. в Москве в XVI-XVII вв.: Свод. кат. М., 1958. 21). В мае 1606 г. (или ранее) И. возглавил хиротонию Филарета в митрополита Ростовского. Известны вклады И. в монастыри. 8 мая 1606 г. И. возглавил процедуру бракосочетания Лжедмитрия и Марины Мнишек, в к-рой должны были совместиться 3 обряда: необходимое, с т. зр. русских, присоединение Марины Мнишек к Православию, бракосочетание с Лжедмитрием и коронация Марины. Поскольку фактический переход Марины в Православие поляками не предполагался, порядок совершения обрядов был следующим: сначала патриарх короновал Марину с совершением над ней миропомазания, которое могло быть истолковано двояко - и как часть коронационной процедуры, и как акт присоединения Марины к правосл. Церкви. Затем Лжедмитрия и Марину в присутствии патриарха и др. иерархов обвенчал царский духовник благовещенский протопоп Феодор Терентьев, во время венчания было совершено миропомазание супругов. И. был готов преподать Св. Дары «латынской девке Маринке», однако та отказалась (как и Лжедмитрий). По словам архиеп. Арсения, «это сильно опечалило всех, не только патриарха и архиереев, но и всех видевших и слышавших... это была первая и великая печаль, и начало скандала, и причина многих бед для всего народа московского и всей Руси» ( Арсений. 1998. С. 182; см. также: Успенский Б. А. Свадьба Лжедмитрия// Он же. Этюды о рус. истории. СПб., 2002. С. 197-228). После убийства самозванца (17 мая 1606) по распоряжению царя Василия Иоанновича Шуйского 26 мая 1606 г. И. был сведен с престола и в «черном платье», как рядовой монах, заточен в кремлевском Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыре ( Арсений. 1998. С. 184; Ульяновский. 1991. С. 56). Решение о заключении И. было утверждено на Соборе, созванном для выборов нового Первосвятителя в кон. июня того же года. По свидетельству Хронографа 1617 г., «повелением государя царя и великого князя Василия Ивановича… и советом всего Священнаго Собора Игнатия патриарха, егоже без священных рукоположений возведе на престол розстрига, сего в Чюдов монастырь послаша под начало, яко да совершенно навыкнет благочестия веры иже во Христа Бога» (РИБ. 1909 2. Т. 13. Стб. 1296; ср.: Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. СПб., 2004р. С. 86, 88). Единственным обвинением в адрес И. на Соборе было отсутствие «священных рукоположений» (по-видимому, повторной архиерейской хиротонии) при интронизации.

http://pravenc.ru/text/293447.html

18 мая часть официальной делегации РПЦЗ посетит Троице-Сергиеву лавру и церковное художественно-производственное предприятие «Софрино». Утром 19 мая, когда отмечается день рождения последнего российского императора - страстотерпца Николая II, митрополит Лавр, архиереи и клирики РПЦЗ примут участие в освящении храма в честь Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Российских на Бутовском расстрельном полигоне, где тысячи людей приняли смерть за веру. Богослужение возглавит Патриарх Алексий II. Закладку этого храма Патриарх и митрополит Лавр также совершили вместе - в ходе первого официального визита первоиерарха РПЦЗ в Россию в мае 2004 года. На следующий день, 20 мая, Алексий II в сослужении митрополита Лавра, архиереев и священников Русской Зарубежной Церкви совершит Божественную литургию в исторически главном кафедральном храме Руси - Успенском соборе Московского Кремля. На этом завершится основная программа торжеств, связанных с воссоединением Зарубежной церкви и Московского патриархата. «Зарубежные гости посетят еще ряд епархий Русской Православной Церкви, расположенных как в России, так и на Украине - для того, чтобы там продолжить свое общение с новообретенными братьями на Родине», - сообщил РИА Новости секретарь Московского патриархата по межправославным связям протоиерей Николай Балашов. Митрополит Лавр, в частности, намерен 21-22 мая посетить Курск (Курская коренная икона Богородицы является главной святыней РПЦЗ). Первоиерарх Зарубежной Церкви совершит всенощное бдение в Знаменском соборе Курска и примет участие в Божественной литургии в Коренной пустыни. С 23 по 28 мая митрополит Лавр будет совершать паломничество по святыням Украинской Православной Церкви Московского патриархата, которое завершится литургией в Свято-Троицком соборе Почаевской лавры, построенном первым главой РПЦЗ митрополитом Антонием (Храповицким). Отделение Русской Зарубежной Церкви от Церкви в Отечестве произошло в 20-е годы прошлого столетия вследствие революции, Гражданской войны и установления в России «безбожной власти» большевиков. Основу РПЦЗ составили священнослужители, оказавшиеся в эмиграции, и представители белого движения.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

20 июня 1471 г. в Кремле вместе с митр. Филиппом и др. архиереями Е. благословил вел. кн. Иоанна III перед его походом на Вел. Новгород, 16 сент. того же года принимал участие в похоронах дмитровского кн. Юрия (Георгия) Васильевича , 8 дек.- в хиротонии Феодосия во епископа Рязанского и Муромского, 15 дек.- в хиротонии Феофила во архиепископа Новгородского. В 1472 г., после обретения мощей митр. св. Петра (14 апр.) при разборке обветшавшего Успенского собора, Е. присутствовал на Соборе, когда было принято решение переложить мощи святителя в раку и поместить ее в строящемся здании собора. Перенесение состоялось 1 июля того же года, в память о чем был учрежден праздник. 12 авг. 1479 г. Е. участвовал в освящении нового Успенского собора, 24 авг. вместе с другими архиереями переносил в собор мощи свт. Петра из ц. во имя прп. Иоанна Лествичника «под колоколы» (мощи свт. Петра находились там с 1474, когда обрушилось здание собора, заложенное при митр. Филиппе), 27 авг. 1479 г. архиереи торжественно перенесли в новый собор мощи митрополитов Феогноста , св. Киприана , св. Фотия и св. Ионы, а также вел. кн. Георгия (Юрия) Данииловича . 23 апр. 1473 г. Е. участвовал в Соборе, избравшем главой Русской Церкви Коломенского еп. св. Геронтия . 29 июня Геронтий был поставлен на кафедру «всем священным Събором» в Успенском соборе Московского Кремля. Ок. 6 дек. 1477 г. имя Е. упоминается в грамоте Тверского еп. Вассиана (Стригина-Оболенского) , в к-рой он заверял митр. Геронтия, что не признает митр. Спиридона (Савву) «или кто будет иный митрополит, поставлен от латыни или от турскаго области» (РФА. Ч. 3. 38. С. 689-690). Е. назван в числе рус. архиереев, к-рым адресована грамота Новгородского архиеп. Феофила (РФА. Ч. 2. 77. С. 252-253; между 25 дек. 1482 и 25 марта 1483) об отказе от кафедры (архиеп. Феофил был арестован в 1480 вел. кн. Иоанном III за участие в антимосковском заговоре и помещен в московский Чудов мон-рь). Е. не участвовал в избрании 17 июня 1483 г. и в хиротонии 4 сент. в Москве Сергия во архиепископа Новгородского и Псковского. По-видимому, в 1483 г. Е. оставил кафедру (известна «отписная» грамота, в к-рой архиерей сообщает о своем уходе на покой в мон-рь - Там же. 79. С. 258-259) и вскоре скончался. 9 дек. 1484 г. во епископа Суздальского был хиротонисан Нифонт (встречающиеся в лит-ре сведения о будто бы занимавшем в 1483 Суздальскую кафедру Феодоре, бывш. еп. Черниговском, не могут быть признаны достоверными).

http://pravenc.ru/text/187694.html

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храм во имя Сорока Севастийских мучеников — Патриаршее подворье в Спасской слободе. 7 января. В праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Святейший Патриарх Кирилл возглавил богослужение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Перед началом Божественной литургии, транслировавшейся на федеральных телеканалах, а также на портале Патриархия.ru, Святейший Патриарх Кирилл поздравил телезрителей с праздником Рождества Христова. Днем состоялся традиционный телефонный разговор Предстоятеля Русской Православной Церкви с экипажем Международной космической станции. Святейший Владыка поздравил космонавтов с праздником и пожелал им помощи Божией в их работе. Вечером 7 января Святейший Патриарх совершил Рождественскую великую вечерню в Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий поздравил Его Святейшество от лица Священного Синода, епископата, духовенства и всех верных чад Русской Православной Церкви с праздником Рождества Христова. 8 января. Во второй день праздника Рождества Христова Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля. Предстоятель Русской Церкви посетил Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества, где состоялся детский Рождественский праздник, организованный по инициативе Славянского фонда России при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. 9 января. Святейший Патриарх Кирилл посетил детскую Рождественскую елку в Государственном Кремлевском дворце, ежегодно устраиваемую Русской Православной Церковью совместно с Управлением делами Президента Российской Федерации, Правительством города Москвы и Московской федерацией профсоюзов. 10 января. В неделю по Рождестве Христовом Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе, а также святыням Серапионовой палаты и Никоновского придела. В Успенском соборе обители Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию.

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

Святитель Тихон взошел на Патриарший престол в 1917 году 4 декабря по новому стилю, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, здесь в этом Кремлевском соборе, где помазывались цари, где благословлялись на служение Предстоятели Русской Православной Церкви. Символично и замечательно, что Митрополит Американский, носящий имя Тихона в честь Патриарха Тихона, сегодня, в день интронизации Святейшего Патриарха, вместе с нами совершает Божественную службу в этом Патриаршем Московском Успенском соборе. Хотел бы от всего сердца, Ваше Блаженство, пожелать Вам помощи Божией в Ваших трудах. По служению на Американском континенте Вы преемник святителя Тихона, как и мое недостоинство является преемником святителя Тихона по служению на Московской кафедре. И уже это особым образом соединяет и наши кафедры, и наши Церкви, и наши народы. Православие является очень важным фактором, в том числе и в сохранении добрых отношений между Россией и Соединенными Штатами Америки. Все другие факторы преходящие: в какой-то момент они считаются положительными, а в другой момент истории считаются отрицательными. Поэтому в какой-то период устанавливаются прагматически добрые отношения на уровне государств, а в какой-то момент эти добрые отношения разрушаются. Это свойственно внешнему миру, который сегодня живет не по Божиему закону. Но подлинная дружба между людьми и добрые отношения могут устанавливаться только на уровне человеческих сердец. Православная Церковь в Америке и Русская Православная Церковь являются тем реальным мостом, который способен на уровне сердец соединять русский и американский народы. И хотя Американская Православная Церковь по количеству верующих не является значительной для Соединенных Штатов, она имеет совершенно особую духовную миссию, поскольку является Церковью-дочерью Русской Православной Церкви, через которую наш народ связан подлинно братскими отношениями с американским народом. Мы должны хранить как сокровище то, что пришло к нам из истории, из прошлого, особенно сегодня, когда так радикально ухудшились отношения между нашими странами. Задача двух наших Церквей — молиться и работать, чтобы Господь приклонил милость Свою к народам наших стран, чтобы силой Божией снова укрепился тот нравственный моральный базис, который опирается на нравственность Божественную, библейскую, чтобы на этом фундаменте общих нравственных ценностей укреплялись отношения между нашими странами.

http://patriarchia.ru/db/text/3863956.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010