2613. Дмитриев В. В. Инженерно-геологические проблемы реставрации: Тез. докл.//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 185–186. 2614. Клокова Г. С. Проблемы сохранения церковных ценностей в действующих храмах//РЧ, 7-е: Церковные древности. 1999. С. 196–199. 2615. Коновалов И. В. Российские колокола в послереволюционный период: Колокола Московского Кремля//РЧ, 7-е: Церковные древности. 1999. С. 148–160. 2616. Кудрявцева Т. Н. Возрождение русского высокого иконостаса: Тез. докл.//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 176–177. 2617. Маслов К. И. Академик Ф. Г. Солнцев художник-археолог, реставратор, церковный живописец//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 209–219. 2618. Михайлов Б., свящ. Возвращение святынь Русской Православной Церкви и современные принципы их хранения в действующих храмах//РЧ, 7-е: Церковные древности. 1999. С. 200–205. 2619. Панова Т. Д. Археологические древности московского Кремля: Церковная культура русского средневековья//РЧ, 7-е: Церковные древности. 1999. С. 50–67. 2620. Панова Т. Д. Данные археологии об атрибутике русского монашества периода средневековья (XI-XVI вв.)//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 144–151. 2621. Пока в Москве строили храм Христа Спасителя/Д. А.//АиО. 1997. 3(14). С. 396. О разрушающейся Богоявленской церкви в Лядинах (близ гор. Каргополя, XVIII в.) и необходимости ее реставрации. 2622. Рындина А. В. К вопросу о реликвиях св. Димитрия Солунского в Успенском соборе Московского Кремля//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 28–41. Попытка атрибуции «гробной доски» XI в., иконы и скульптурного образа. 2623. Филиппенко Р. И. Е. К. Редин – исследователь религиозных памятников искусства Харьковской губернии//BiP. 2000. 1. С. 224–228. См. также 767, 1366. Проблемы реставрации 2624. Головкова Д. С. Владимир Борисович Постернак. 1947–1997: (Некролог)//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 260. В. Б. Постернак – преподаватель кафедры реставрации ПСТБИ. 2625. Данилина Г. Я. Николай Андреевич Баранов (По материалам архива, собранного В. В. Барановым)//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 342–348. Н. А. Баранов – реставратор икон прп. Андрея Рублева (Звенигород, ТСЛ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Два года назад участники " Народного Собора " развернули кампанию за возвращение знаменитой чудотворной иконы на ее прежнее место – Спасскую башню Московского Кремля с целью возвращения главной башне страны первоначального исторического облика. В мае 2009 года иконописцем Дмитрием Винокуровым по заказу " Народного Собора " был сделан список знаменитой иконы по сохранившейся старинной литографии. Этот список был освящен в ночь с 23 на 24 мая 2009 года на Патриаршем подворье храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках игуменом Иоанном (Ермаковым). А уже утром 24 мая в праздник Святых Равноапостольных Мефодия и Кирилла участники " Народного Собора " пронесли эту икону крестным ходом до ворот Спасской башни Московского Кремля, где она встречала крестный ход из Успенского собора во главе с Патриархом Кириллом. Причем икона прошла до Спасской башни во главе всего крестного хода. После этого было принято решение привезти этот список чудотворной иконы в Вятку, откуда он прибыл боле 350 лет назад в столицу и пронести его Великорецким крестным ходом. К этому решению участников " Народного Собора " сподвигнул удивительный факт. Несколько лет назад, когда только возник " Народный Собор " , на Патриаршем подворье в Сокольниках, для защиты которого от рейдеров и сплотилось это общественное движение, произошло обновление иконы Николая Чудотворца. Эта совершенно черная икона, подаренная кем-то из прихожан, в течение года совершенно обновилась и приобрела яркий цвет. Примерно в то же время в Вятке в Спасском соборе (он построен на месте Троицкой церкви, в которой находился знаменитый чудотворный образ Спасителя, давший название главной башне Московского Кремля) произошло другое чудесное событие. Здесь также полностью обновилась совершенно потемневшая икона Спаса Нерукотворного, подаренная прихожанином. Прибыв в Вятку, которая до сих пор все еще называется Кировым, участники " Народного Собора " принесли список чудотворной иконы в Спасский собор. Настоятель храма отец Александр Перминов радостно встретил икону и благословил прибывших на крестный ход участников " Народного Собора " .

http://pravoslavie.ru/30744.html

Летом 2004 г. на Даниловском кладбище были обретены мощи А. 6 сентября 2004 года старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Москвы и Московской епархии. На Божественной литургии, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Кремля в сослужении митр. Калужского и Боровского Климента, архиепископов Истринского Арсения, Владимирского Евлогия, Орехово-Зуевского Алексия, еп. Дмитровского Александра, московский старец был причислен к лику преподобных. За Патриаршим богослужением было оглашено «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)». 13 ноября 2004 года святые мощи прл. Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря в храм вмч. Никиты на Афонском подворье Москвы. Лит.: Удивительный московский подвижник и целитель старец Аристоклий. М., 1997; [ Миропия, схим.] . Старец иеросхимонах Аристоклий. М., 1998; Тимкина В. А. Иеросхимонах Аристоклий: Мат-лы к житию//К Свету. 2000. Вып. 18. С. 129-171; Житие прп. Аристоклия Афонского, старца Московского. М., 2006. Игум. Петр (Пиголь), игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНДРЕЙ СОЛОВЕЦКИЙ († после 1606), пустынник, прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг. - в Соборе Соловецких святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/75994.html

Олифа, покрывавшая иконы, потемнела. Это обстоятельство серьезно взволновало государя Василия Иоанновича Не является ли потемнение лика Покровительницы государства знамением приближающихся бед? С 1514 по 1519 год предпринимается небывалое одновременное поновление Владимирской иконы и ее почитаемых списков конца XIV – начала XV века. Первый крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь был установлен в память Сретения Владимирской иконы в 1395 году, когда Москва была спасена от нашествия войск хана Тамерлана. Его совершали 26 августа . Второй крестный ход 23 июня установили в 1480 году в память избавления от нападения армии хана Ахмата . Полная реставрация чудотворного образа была совершена в 1514 году, когда митрополитом был (с 1511 года) архимандрит Симонова монастыря иконописец Варлаам. В честь этого события был установлен третий праздник с крестным ходом в Сретенский монастырь чудотворной Владимирской иконе – 21 мая . В период поновления святыни в 1514 году, проводившегося при личном участии митрополита Варлаама, был сделан список для Успенского собора Московского Кремля – «Богоматерь Владимирская, с праздниками и святыми на полях». Тогда же был изготовлен еще один список для Владимирского собора Сретенского монастыря . Судьба этого списка уникальна. Веками икона была наместницей во Владимирском соборе Сретенского монастыря. Вероятно, после реставрационных работ в соборе в 1895 году была подменена на копию и после пребывала в разных частных собраниях икон . Ее место в иконостасе собора четко локализовалось по следу на потертом старом каменном полу. В 1994 году перед заменой пола на новый в каменной плите, что когда-то была перед иконой, коленями верующих были протерты углубления до 7 см глубиной. В ХХ веке икона оказалась за рубежом. В 2007 году была возвращена Московскому Патриархату и сейчас пребывает в храме Христа Спасителя. В 1518–1519 годах древний список чудотворной «Богоматери Владимирской» из Владимира, автором которого предполагался святой Андрей Рублев, вместе с иконой «Христос Вседержитель на престоле, с припадающим митрополитом Киприаном» из владимирского Успенского собора приносили в Москву для поновления, которое происходило в палатах митрополита Варлаама при его личном участии. С особо почитаемой «рублевской» иконы «Богоматерь Владимирская», вероятно, сделали несколько списков, и, согласно современной событию записи в Уставе церковном XV века из Успенского собора Кремля, 15 сентября 1520 года образ проводили во Владимир вместе с еще тремя копиями-списками (всего четыре иконы). По случаю проводов четырех Богородичных икон был установлен еще один, четвертый праздник чудотворной «Богоматери Владимирской» – 15 сентября – с крестным ходом в Сретенский монастырь .

http://pravoslavie.ru/138332.html

Богослужебные песнопения исполнил хор Московского подворья Троице-Сергиевой лавры. Проповедь по запричастном стихе произнес насельник Троице-Сергиевой лавры игумен Филипп (Ельшин). По окончании Литургии протопресвитер Владимир Диваков огласил поздравительный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, направленный архиепископу Феогносту по случаю дня его тезоименитства: «Ваше Высокопреосвященство! Сердечно поздравляю Вас с тезоименитством, днем памяти святителя Феогноста, митрополита Киевского и всея России. По молитвам Пречистой Владычицы нашей Приснодевы Марии, заступничеством Вашего небесного покровителя да ниспошлет Вам Вседаровитый Бог и Отец светов (Иак. 1:17) крепкое здравие и обильную помощь в Ваших дальнейших архипастырских трудах на пользу Матери-Церкви и сподобит с пользой для души пройти спасительное поприще Святой Четыредесятницы и в радости встретить праздник Воскресения Христова. С любовью о Господе +Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси». По окончании Литургии архиепископ Феогност обратился к участникам богослужения с архипастырским словом: «Сегодня мы по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла собрались здесь, в сердце стен Кремлевских, Успенском соборе Московского Кремля, для того чтобы молитвенно почтить память святителя Феогноста, митрополита Киевского и Московского. Он был вторым после митрополита Петра здесь, в первопрестольном граде. Велики, благородны и славны его труды и молитвы. Он жил в трудное время и нес стражу в особо трудных условиях. Но он выстоял и, приняв от святителя Петра эту стражу, передал ее святителю Алексию, митрополиту Московскому. Дивны и непостижимы суды Промысла Божия. Господь правит миром, и сугубый Промысл Божий — о Церкви Православной, Церкви Христовой. Мы видим, как меняется лицо земли, меняются экономика, экология, политика, меняются государственные границы, исчезают целые государства, а Православная Церковь живет, несмотря ни на какие ветры, несмотря ни на какие гонения. И живет она не потому что великие люди в ней, а потому, что Сам Господь управляет Церковью Христовой.

http://patriarchia.ru/db/text/5400759.ht...

В завершение Святейший Патриарх Кирилл поздравил всех участников богослужения с праздником.  По заказу депутата Государственной Думы ФС РФ Н.Ю. Чаплина группа экспертов в области церковно-прикладного ювелирного искусства, включая представителей духовенства, разработала концепцию восстановления утраченной утвари главного исторического храма Русской Православной Церкви — Патриаршего Успенского собора Московского Кремля. Первым вкладом в восстанавливаемую ризницу Успенского собора стало напрестольное Евангелие. При его изготовлении за основу был взят список памятника XVI — начала XVII в. (1613 г), драгоценный вклад князя Дмитрия Михайловича в ризницу Соловецкого монастыря. В дальнейшем для Успенского собора будут изготовлены и переданы: напрестольные кресты, служебные кадила, дарохранительница, икона Успения Божией Матери. Напрестольное Евангелие, а также другие богослужебные предметы изготавливаются мастерами Художественного ювелирного предприятия «Апостол».  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются.

http://patriarchia.ru/db/text/5956876.ht...

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Фото 27 жовтня 2017 р. 13:37 Кирила за Божественною в день пам " прп. Басарбовського в 27 жовтня Кирил, який до Церкви, взяв участь в урочистому з нагоди дня пам " небесного покровителя Бухареста преподобного Басарабовського. (рос.) Фото 22 жовтня 2017 р. 23:08 Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москвы 22 октября, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в храме преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. 18 жовтня 2017 р. 21:27 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти Первосвятителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского кремля 18 октября, в день памяти Первосвятителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. 15 жовтня 2017 р. 22:09 Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Михайловском кафедральном соборе г. Ижевска 15 октября, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в возрожденном Михайловском кафедральном соборе г. Ижевска. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. ← попередня 31 32 33 34 35 36 37 38 наступна → Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Ihmepb " ю Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року.

http://patriarchia.ru/ua/patriarch/38019...

В память об этом событии было создано несколько почитаемых и позже ставших чудотворными списков Казанской иконы Божией Матери. И один из этих чудотворных образов сегодня здесь, вместе с нами, в Успенском соборе Кремля. Этот образ, который по повелению царя Петра I был перевезен из Москвы в Санкт-Петербург, сегодня из северной столицы доставлен в град Москву, чтобы здесь, в Успенском кафедральном соборе, мы могли помолиться перед этой всероссийской святыней о стране нашей, о народе нашем, о всей исторической Руси, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах смута в головах, потеря ориентиров, и в прошлом, и сегодня во многом обусловленная потерей веры, не приводила к гражданским столкновениям, к революциям, к утрате национальной независимости. Все эти понятия являются не только политическими, но и духовными. Независимость нашего Отечества означает способность жить по тем духовным, нравственным законам, согласно тем традициям, которые сформировали единую, великую историческую Русь, что стала одним из центров мировой цивилизации. И сколько же сил на протяжении всей истории бросалось для того, чтобы разрушить этот центр, подчинить его — если не военным путем, то экономическими, политическими, культурными, псевдодуховными методами! Понятие независимости страны слагается не только из территориальной целостности и защищенности границ. Понятие независимости сохраняется до тех пор, пока народ имеет способность, основываясь на своих собственных ценностях, формировать государственное устройство, законы, обычаи, передавать доставшиеся ему ценности из поколения в поколение. И сегодня мы молимся, чтобы никакие человеческие хитросплетения, никакие информационные войны, никакие соблазны не поколебали этот духовный суверенитет Руси. Мы об этом сегодня горячо молились перед Казанским образом Божией Матери. Молились о том, чтобы Отечество наше восходило от силы к силе, чтобы оно становилось духовно и материально богаче, чтобы никогда народная жизнь не отрывалась от ее органических истоков, в центре которой — благодатный исток Святого Православия. Мы молились о том, чтобы открытость нашего общества и нашего государства содействовала материальному укреплению, но чтобы эта открытость никогда не превращалась в измену, в предательство и никогда не привела к тому, к чему привела открытость начала XVII века.

http://patriarchia.ru/db/text/2568810.ht...

отождествляемым с Феофаном Греком ). Первым, частично дошедшим до наших дней рус. И., состоявшим из 4 рядов (местного, деисусного, праздничного и пророческого), стал И. Успенского собора во Владимире (ок. 1410; приписывался преподобным Андрею Рублёву и Даниилу). Из ростовых деисусных икон сохранилось 13 (ГТГ, ГРМ), праздничных - 5 (ГТГ, ГРМ), пророческий чин был поясной (2 иконы, ГРМ). Предполагают, что этот И., как и ряд других, был несомкнутым, т. е. разделенным вост. опорами храма. Наиболее ранним И., полностью сохранившим первоначальную структуру и почти все иконы, является И. Троицкого собора ТСЛ (1425-1427, преподобные Андрей Рублёв и Даниил с мастерской). Изначально он был сомкнутым, т. е. представлял собой единую стену из икон, поставленных на горизонтальные балки-тябла, что существенным образом меняло восприятие внутреннего пространства храма. Повысилось значение поперечного предалтарного нефа, солеи и купола, в то время как вост. часть с вост. парой столбов оказалась полностью недоступной взгляду. Перестала читаться иерархическая соподчиненность алтаря, жертвенника и диаконника, скрытых сплошным иконостасом. В каменных церквах, имевших росписи, И. и фрески составляли единое целое; в деревянных храмах он сосредоточивал в себе главное сакральное содержание интерьера. Четырехъярусные И. появились также в Спасо-Преображенском соборе Твери («Кашинский чин», сер. XV в., сохр. 27 икон, ГТГ, ГРМ), в новом Успенском соборе Московского Кремля (1481, не сохр.) и в Успенском соборе Кириллова Белозерского монастыря (1497, сохр. 57 икон, КБМЗ, ГТГ, ГРМ). Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в. Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в. Деисусный ряд - ростовой или поясной - в это время помимо главных 7 фигур мог включать образы святителей, мучеников, столпников. Размеры икон были велики (высота деисусных икон в И., ныне находящемся в Благовещенском соборе Московского Кремля, 2,1 м, в Успенском соборе во Владимире - 3,14 м).

http://pravenc.ru/text/389068.html

Император последовал за архиепископом в Первопрестольную. 25 августа Филарет встречал Александра на ступенях Успенского собора Кремля приветственной речью: – Пред Богом сретаем тебя, благочестивейший государь! И благодарим Его, что утешает нас тобою; и молим Его, да утешит и тебя нами. Воззри еще на сей царелюбивый народ и утешься его любовию, которая и сокрываемому в глубокой нощи пришествию твоему не допустила утаиться, но восприяла тебя гласом восторга. Через два дня Филарет и Александр порешили спрятать оригинал документа в алтаре Успенского собора в Москве. На конверте, в котором был спрятан документ, Александр собственноручно начертал: «Хранить в Успенском соборе с государственными актами до востребования моего, а в случае моей кончины открыть московскому епархиальному архиерею и московскому генерал-губернатору в Успенском соборе прежде всякого другого действия». Николай Карлович Шильдер полагал, что это было сделано по предложению Филарета. По его же совету три копии манифеста были отвезены в Петербург для хранения в Государственном совете, Синоде и Сенате. Другой известный исследователь жизни Филарета и его эпохи Александр Николаевич Архангельский, сравнив черновик манифеста с его окончательным видом, пришел к выводу, что царь собирался добровольно отречься от престола, но затем передумал и согласился править до конца дней своих. Какие беседы велись у Филарета и Александра в те дни в Москве, остается только гадать. По предположению Александра Ивановича Яковлева, государь признавался московскому владыке, что испытывает чувство вины, вызванное косвенной своей причастностью к убийству отца, императора Павла Петровича, и потому собирается добровольно покинуть престол. И не исключено, что Филарет, проникшись терзаниями государя, давал ему благословение на уход. Логично было бы искать хоть каких-то ответов на эти вопросы в очередном слове на день венчания Александра на царство, которое Филарет произносил в Успенском соборе Кремля 15 сентября 1823 года, через две недели после приезда государя в Москву. Хоть как-то, но разговоры с Александром должны были отразиться в этой речи. И они отразились! Московский владыка говорил о том, что каждый должен молиться сам за себя, но и все должны молиться за других. По сути дела, он призывал царя молиться о своих грехах и паству молиться о царе, да простится ему. Он знал, что государь захочет ознакомиться с текстом этой проповеди, и говорил ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010