В Симбирске отец Константин прослужил около двух лет, одновременно преподавая Закон Божий в местном приходском училище. В 1898 году кто-то из приезжих знатоков пения обратил внимание на громкоголосого диакона и пригласил его в Москву, считавшуюся в то время певческим городом: каждый храм отличался не только своими проповедниками, но и слаженными хорами и голосистыми диаконами, как об этом свидетельствовали современники 3 .  В 1898 году Высокопреосвященнейшим митрополитом Московским и Коломенским Владимиром Розов был «определен на штатное диаконское место к московскому кафедральному Христа Спасителя собору» 4 . Затем резолюцией того же (ныне причисленного к лику святых) архипастыря от 8 ноября 1902 года Константин Васильевич был определен к Большому Успенскому собору и возведен в сан протодиакона 5 . Современники описывали его как могучего богатыря, почти великана, ростом в два метра, с пышными длинными волосами. Конечно, он производил сильное впечатление. Московская публика специально ходила в Успенский собор Кремля, чтобы посмотреть, как бас отца Константина Розова заставляет дрожать огоньки свечей. Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков в своих воспоминаниях описывает, какое впечатление на него в детстве произвел голос отца Константина: «Мы, мальчишки, порой старались удрать из церкви под каким-либо предлогом. Однако в Успенский собор ходили с удовольствием слушать великолепный Синодальный хор и специально протодиакона Розова...» 6 В 1903 году на богослужении в Успенском соборе присутствовала императорская семья. Впоследствии протодиакон Константин был удостоен царского подарка: «…всемилостивейшим пожаловано ему из Кабинета Его Императорского Величества золотые часы с золотой цепью» 7  — и приглашения императора Николая II поступить на службу протодиаконом собора императорского Зимнего дворца. В Санкт-Петербурге отец Константин прослужил с 1904 по 1907 год, но в марте, ссылаясь на губительный для его здоровья климат города, просил перевести его обратно в Москву. Прошение его было удовлетворено, и он вернулся в Успенский собор.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6047844...

25 июля 1652 года митрополит Никон торжественно возведен в сан патриарха Московского и всея Руси митрополитом Казанским Корнилием († 1656) и другими архиереями в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии самого государя. С весны 1653 года патриарх Никон при поддержке царя начал проведение в жизнь задуманных им церковных реформ. В 1654 году созвал Собор, признавший необходимость исправления церковных книг. В 1656 году вторично созвал Собор с участием патриархов Антиохийского Макария и Сербского Гавриила. Этот Собор одобрил новоисправленные книги и постановил ввести их по всем церквам, а старые книги сжечь. 10 июля 1658 года всенародно отрекся от патриаршей власти и удалился в основанный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. В 1660 году на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить патриарха Никона чести архиерейства и даже священства. Дело патриарха Никона было передано на суд Вселенских патриархов. 12 декабря 1666 года на Соборе в Москве осужден, лишен сана и простым монахом заточен в Ферапонтов Белозерский монастырь. В 1676 году переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1681 году после многочисленных прошений получил разрешение от царя поселиться в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, но не доехал до места и скончался около Ярославля в дороге 17 августа 1681 года. Разрешительные грамоты патриархов не застали его в живых. Погребен по чину патриаршему в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, в приготовленной им самим могиле под «Голгофой». Патриарх Никон – великая (хотя и не всегда безупречная) личность в истории Русской Церкви. Человек с блестящим умом, с необыкновенной энергией духа, с неутомимой деятельностью, непоколебимой твердостью характера, замечательным даром слова, в то же время был суров до излишества, взыскателен, горд, высокомерен и чрезмерно властителен. Все время своего недолгого патриаршества Никон посвятил трудам и заботам по исправлению богослужебных книг, согласованию обрядов Русской Церкви с обрядностью Греческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В XIV - нач. XV в. известие о гибели В. Г. вошло в большинство летописей лаврентьевско-троицкой группы. В нач. 60-х гг. XVI в. оно было переработано для Книги Степенной царского родословия . Здесь рассказ о мученической кончине князя вложен в уста спасшихся от монголов владимирцев, к-рые на р. Сити рассказали о ней вел. кн. Георгию Всеволодовичу. Повествование в Степенной книге содержит многочисленные заимствования из летописных сообщений о гибели братьев В. Г., защищавших Владимир, и из рассказа об убиении Василька Ростовского. В сер. XVII в. подробный рассказ о смерти В. Г. (близкий к Симеоновской летописи 40-х гг. XVI в.) вошел в житие вел. кн. Георгия Всеволодовича. Близко к нему повествование о кончине В. Г., составленное, по-видимому, в окружении Патриарха Иосифа в связи с перенесением мощей вел. кн. Георгия Всеволодовича 22 янв. 1645 г., оно помещено над гробницей В. Г. в Успенском соборе. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. этот рассказ входил в сборники исторического содержания, в 1670 г. был включен в список Степенной книги старшего извода Пространной редакции (РГБ. Ф. 178. 4288. Л. 620 об.), в кон. XVII в. хранившийся в Успенском соборе. Имя В. Г. было записано в митрополичий синодик, поминалось не только во Владимире, но и в Москве. В синодике Успенского собора Московского Кремля установлено пение «вечной памяти» «благоверному князю Васильку Константиновичу и благоверному князю Володимиру Юрьевичу, избиенным отъ Батыя» (ДРВ. Ч. 6. С. 439, см. также РГБ. Ф. 256. 385. Л. 1 об.). Имя В. Г. попало в нек-рые списки синодика нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря (напр., РГБ. Ф. 256. 387. Л. 41). Здесь В. Г. записан ранее братьев Всеволода и Мстислава, что с хронологической т. зр. верно, ибо В. Г. погиб прежде их. В грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам Успенского собора кон. 40-х - нач. 50-х гг. XVI в. (не сохр., известна в публикации XIX в.) излагался порядок поминания архиереев, вел. князей, княгинь и их детей, чьи останки почивали во Владимире. О поминании вел. кн. Георгия и его сыновей в грамоте говорилось: «Великого князя Георгия Всеволодича по детех по Владимире, по Всеволоде, по Мстиславле в год по всех одна панахида на их память февраля в 7 день». По князьям полагалось «правити... средния понахиды против того, как на Москве по удельных князех». Панихиду должны были служить «протопоп з братиею, и протодьякон, и игумены, и попы, и дьяконы» ( Виноградов. С. 52).

http://pravenc.ru/text/159118.html

Далее не можем не вспомнить святителя Иова, который стал первым Патриархом Московским. Он взошел на Патриарший престол во времена благоденствия Церкви. Крепкая власть, которая много содействовала тому, чтобы во главе Русской Церкви стал Патриарх, поддерживала церковные начинания. Но очень скоро страна наша обрушилась в Смутное время, и тогда на всю страну опять прозвучал пророческий голос главы Предстоятеля Церкви, который отверг всякую возможность поддерживать Лжедмитрия и стоявших за ним внешних врагов нашего Отечества. И как уж уговаривали его, как просили поддержать! Но он стоял твердо на той позиции, на которой только и должен стоять Патриарх, поддерживая единство Отечества, препятствуя иностранному вмешательству в дела народа. Он был низвергнут Лжедмитрием и отправлен в монастырь в Старице вблизи Твери, где и закончил свои дни. На его место пришел другой святитель, который почивает здесь своими мощами, – святитель Гермоген, который в Смутное время, томясь здесь, в подвалах Чудова монастыря, умирая от голода, жажды и холода, под страшным давлением польских захватчиков и служивших им некоторых представителей русского боярства, не подписал воззвание в пользу утверждения власти иноземцев и мученически скончался, оставаясь верным народу своему, стране и Церкви своей. Святитель Тихон – первый Патриарх после двухсотлетнего перерыва. Его Патриаршество совпало с годами страшной смуты, полного крушения всех национальных устоев государства и народа нашего. Одновременно возникло разделение в Церкви, которое было спровоцировано властями, дабы, разделив Церковь, побыстрее с ней расправиться. Святитель Тихон, провозглашенный Патриархом в торжественной обстановке Всероссийского Собора, вынужден был каждый день сораспинаться с народом и с Церковью нашей. Он скончался при до сих пор не выясненных обстоятельствах, сохраняя верность Христу и никак не посрамляя своего Патриаршего достоинства. Мы вспоминаем также сегодня великих святителей Филарета, Иннокентия, Макария – богословов, миссионеров, которые, находясь на Московской кафедре, были великими авторитетами и служителями Церкви Русской. И замечательно, что молодые архиереи нашей Церкви в этот день молятся Господу в Успенском соборе.

http://religare.ru/2_113897.html

До XI века Великое Водоосвящение совершалось Восточными Церквами только один раз: Константинопольской и Антиохийской Церквами – в Навечерие Богоявления, а Иерусалимской Церковью – в полночь Крещения. Свидетельства об этом мы можем найти в кратком начертании Студийского устава, в древнейших Триодях. В XI-XII вв. появляется обычай совершать водосвятие дважды: в Навечерие праздника в храмах, а в самый день Крещения на реках и источниках, ибо Христос крестился вне храма. Ко времени принятия Русью христианства, обычай крестить именно в день праздника Крещения практически уже не существовал, но Великое Освящение воды крепко вошло в традицию Восточных Церквей. В Русской Церкви великое освящение воды совершалось первоначально один раз из-за влияния Студийского устава, а с XIV века, с ведением Иерусалимского устава, два раза. Но окончательный вариант чинопоследования был утвержден при патриархе Иоакиме в 1681 году. На Руси водосвятие как в Навечерие Богоявления, так и в день праздника совершалось с большой торжественностью и сопровождалось всенародным ликованием. В этот день все, от малого до великого, шли на «Иордань», то есть на реки и озера, где, несмотря на сильные морозы и глубокие снега, совершался чин Великого освящения воды. Торжественное богослужение начиналось накануне Богоявления. В этот день в Успенском соборе Московского Кремля читались царские часы, соединенные с вечерней и Литургией, после чего совершалось освящение воды. Вечерня, на которой присутствие царя и Патриарха было обязательным, всегда совершалась в Успенском соборе. Во время чтения паремий ставили два стола: один для сосудов с водой и других священных предметов, другой для мощей. На аналое перед ними поставлялась праздничная икона. По освящении воды, Патриарх прежде принятия антидора трижды пил воду, а затем столько же раз давал испить царю, вельможам и всем людям. По окончании отпуста совершалось омовение чудотворных икон и окропление мощей святой водой. В сам праздник Крещения совершался Крестный ход на Москву-реку при большом стечении народа, а также при участии царя и вельмож. На реке, на месте водосвятия, устанавливался богато украшенный шатер для царя и балдахин для Патриарха. Здесь же к востоку вырубалась крестообразная «Иордань». Шествие к месту водосвятия предваряли стрельцы с оружием общей численностью от 400 до 600 человек. За ними следовало духовенство, начиная с младших, завершалось шествие Патриархом. Затем открывалось «государево шествие». Впереди шли военные чиновники, за ними следовали дворяне, стряпчие и стольники в золотых кафтанах, за которыми шла «стряпня царская» из 12 человек. Они несли одежду государеву, в которую он переодевался на «Иордане».

http://pravmir.ru/kreshhenskoe-yazychest...

Едва только показалась святая икона, митрополит, князь, духовенство и весь народ пали перед ней ниц, молясь со слезами, чтобы усердная Заступница рода христианского, Царица Небесная оградила Своим пришествием первопрестольную Москву и всю Россию от страшных агарян. На обширном Кучковом поле, у церкви преподобной Марии Египетской, с умилением и мольбой приняли духовенство и народ святую икону, в сопровождении крестного хода понесли ее в Кремль и поставили в Успенском соборе. В умилении народ восклицал: «Мати Божия, спаси землю Русскую!» И Господь внял молитве верного народа. Совершилось великое чудо: страшный завоеватель Темир-Аксак, устрашенный необыкновенным видением, в тот самый день и час, когда жители Москвы встречали икону Богоматери, поспешно повернул назад, к югу, и совсем оставил пределы Русской земли. Видение его было следующее. Во сне он увидел перед собой высокую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами в руках и грозили ему. А над ними, на воздухе, в лучезарном сиянии явилась Жена благолепия и величия неописанного, окруженная тьмами молниеобразных воинов, которые грозно устремились на Тамерлана. Эта Жена повелевала Тамерлану оставить пределы России. От страшного видения нечестивый царь вздрогнул и, вскочив в ужасе, закричал: «Беда моя! Что значит это страшное видение?» Он трепетал, трясся и как бы обезумел от этого чудного явления и, созвав вельмож, спрашивал о значение этого видения. Сия величественная Жена, ответствовали мудрейшие из них, есть Богоматерь, Заступница христиан. «Итак, мы не одолеем их», – сказал царь Тамерлан и приказал своим полчищам двинуться обратно, к изумлению русских и татар. Нельзя описать радость москвичей, когда дошло до них известие, что враг земли Русской повернул обратно. Народ славил Заступницу усердную за совершенное чудо. Великий князь, возвратясь в Москву, на том месте, где встретили чудотворную икону, заложил деревянный храм в честь Владимирской иконы Богоматери. Когда церковь была готова, в ней поставлена была копия с чудотворной иконы, а подлинник ее остался в московском Большом Успенском соборе. В 1397 году здесь учреждена была мужская обитель и установлен на все времена крестный ход в эту обитель из Кремля 26 августа.

http://pravoslavie.ru/31491.html

Подробный рассказ о гибели князей содержится в Ипатьевской летописи, согласно к-рой В. Г., испугавшись штурма Владимира, предпринятого нападавшими, вместе с малой дружиной вышел для переговоров за пределы города, неся мн. дары Батыю, «надеяше бо ся от него живот прияти». однако хан, «яко сверпыи зверь, не пощади оуности его» и велел «пред собою зарезати» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 779-780). Ростовский владычный свод 1419 г. сообщает, что «Всеволод з братом в Нове городе убьена быста». Однако это известие противоречит сведениям др. летописей, а также словам владимирских беженцев, сообщивших в кон. февр. - нач. марта 1238 г. на р. Сить вел. кн. Георгию, что его сыновья были убиты «вне града» (ср.: Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 463-464; Вып. 3. Стб. 519; Присёлков. С. 315). Почитание Имя В. Г. было записано в митрополичий вечный синодик, оно фигурирует в синодиках Успенского собора Московского Кремля (РГБ. Ф. 256. 385. Л. 1 об.), в нек-рых списках синодика нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря (РГБ. Ф. 256. 387. Л. 41). В грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам Успенского собора (1547 - нач. 50-х гг. XVI в.) изложен порядок поминания святителей, князей, княгинь и их детей, чьи останки почивают во Владимире. В грамоте, в частности, записано: «Великого князя Георгия Всеволодича по детех - по Владимире, по Всеволоде, по Мстиславле - в год по всех одна панахида на их память февраля в 7 день», «правити по государеву указу средния понахиды против того, как на Москве по удельных князех» ( Виноградов. С. 52). В нач. 1557 г. в К-поль вместе с Евгрипским и Кизическим митр. Иоасафом и архим. суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря Феодоритом к Патриарху Иоасафу II был отправлен текст царского синодика, содержавший в т. ч. имя В. Г. В 1645 г. в связи с перенесением мощей вел. кн. Георгия Всеволодовича в окружении Патриарха Иосифа были составлены «листы» для помещения над княжескими гробницами во владимирском Успенском соборе. «Лист над гробом Всеволода и Мстислава Георгиевичев», содержащий сведения о гибели князей, неоднократно копировался во 2-й пол. XVII-XVIII в. Текст включен в список 1670 г. Степенной книги старшего извода Пространной редакции (РГБ. Ф. 178. Муз. 4288. Л. 620 об.), хранившейся в кон. XVII в. в Успенском соборе.

http://pravenc.ru/text/155470.html

Скончался митрополит Петр с 20 на 21 декабря 1326 года и был погребен в приготовленной им самим гробнице в стене Успенского собора Московского Кремля, с левой стороны жертвенника. Канонизирован сначала в 1327 году на Соборе во Владимире, где епископ Ростовский Прохор прочел записанные по инициативе Ивана Даниловича Калиты посмертные чудеса митрополита Петра. В 1339 году, при митрополите Феогносте († 1353; память 14/27 марта), по благословению патриарха Константинопольского Uoahha XIV , митрополит Петр был причислен к лику святых. С тех пор ни одно значительное государственное событие в истории России не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. Святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. У раки святого целовали крест на верность великому князю Московскому. При гробе его нарекались и избирались русские первосвятители. В связи с перестройкой Успенского собора дважды совершилось перенесение мощей святителя Петра – в 1472 и 1479 годах, в память чего установлено празднование 24 августа/6 сентября. Святые мощи митрополита Петра находятся в Успенском соборе между северным предалтарем главного престола и приделом святых апостолов Петра и Павла. Чтобы понять, каким сокровищем для паствы был митрополит Петр, достаточно вспомнить о дне его рукоположения Константинопольским патриархом Афанасием в храме Святой Софии в Царьграде. Когда Петр явился в храм Святой Софии, храм наполнился благоуханием, и патриарх пророчески сказал тогда: «Повелением Божиим притек к нам дивный муж, который благодатию Божией упасет вверенное ему стадо». Кротость и милосердие митрополита Петра были беспредельны. Он отдавал бедным все, что имел, до убогой своей власяницы. Святитель Петр утверждал на Руси православную веру, ниспровергая ереси, подвергая церковному прещению еретиков. Для духовного назидания своей паствы митрополит Петр неоднократно писал послания. До наших дней сохранилось шесть посланий, связанных с именем митрополита Петра. Выдающаяся церковно-государственная деятельность святителя Петра уже современникам давала основание сравнивать его со святителями Василием Великим , Григорием Богословом и Иоанном Златоустом . Главный подвиг святителя Петра – борьба за единство Русского государства и благословение Москвы как собирательницы Русской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ПОСТАНОВИЛИ: Предложить на утверждение Архиерейского Собора: 1. Проект регламента Собора; 2. Проект повестки дня и программы Собора; 3. Состав Секретариата, Редакционной и Мандатной комиссий; 4. Кандидатуры председателей и секретарей рабочих групп на Соборе. Журнал СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о проведении в городе Москве Дней славянской письменности и культуры. Справка: В период с 14 мая по 1 июня 2008 года по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в городе Москве проходили мероприятия, посвященные празднованию Дней славянской письменности и культуры. Центральным этапом празднований стал день памяти равноапостольных просветителей славян святых Кирилла и Мефодия (24 мая), начавшийся Божественной литургией в Успенском Соборе Московского Кремля, совершенной Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. По окончании богослужения состоялся традиционный крестный ход к памятнику Просветителям славян на Славянской площади города Москвы. В крестном ходе, который возглавил митрополит Калужский и Боровский Климент, приняли участие представители московского духовенства. На Славянской площади перед памятником святым равноапостольным Кириллу и Мефодию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий возглавил служение молебна святым просветителям славянских народов, по окончании которого обратился ко всем собравшимся с приветственным словом. Также было зачитано приветственное послание Президента Российской Федерации Д.А.Медведева участникам празднования Дней славянской письменности и культуры. В заключение торжественной церемонии из рук Святейшего Патриарха награду Организации Объединенных Наций «Единство» получили послы славянских стран в России: посол Республики Болгарии П.Грозданов, посол Республики Македонии З.Личевски, посол Республики Словении А.Бенейдейчич, посол Словацкой Республики А.Чисар и посол Республики Сербии С.Вукичевич. В тот же день в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся торжественный прием по случаю Праздника славянской письменности и культуры, на котором состоялось награждение общественных деятелей высокими Патриаршими наградами. Среди награжденных был посол доброй воли А.А.Абрамян, директор Библиотеки дружбы народов Л.С.Ищенко и другие.

http://mospat.ru/archive/86312-zhurnaly-...

18 июля, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По завершении Божественной литургии духовенством была вынесена из храма чтимая икона преподобного Сергия Радонежского и установлена на монастырской площади у источника, где Святейший Патриарх Кирилл возглавил молебен при стечении тысяч людей. У Троицкого собора состоялась беседа Патриарха Кирилла с участниками международного съезда «Содружество православной молодежи». С балкона Патриарших покоев Предстоятель Русской Православной Церкви еще раз поздравил многочисленных паломников, посетивших Троице-Сергиеву лавру в день памяти ее основателя. 20 июля, в день памяти преподобной Евфросинии Московской, в Архангельском соборе Московского Кремля архиепископ Истринский Арсений совершил Божественную литургию. По окончании богослужения в храм прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель в сопровождении духовенства прошел в придел мученика Уара, где почивают мощи святой преподобной княгини, перенесенные сюда 28 мая 2008 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II из Судной палаты, находящейся в подклети Архангельского собора Здесь Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен святой Евфросинии. 20 июля, накануне праздника Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение всенощного бдения в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы. Во время пения полиелейных псалмов Святейший Патриарх вынес из алтаря на середину храма чтимый список Казанской иконы Божией Матери. По окончании всенощного бдения Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Лазаря (Гуркина) во епископа Нарвского, викария Таллинской епархии. Во время чина наречения архимандрит Лазарь произнес речь, обращенную к Предстоятелю Церкви и сослужащим ему епископам. 21 июля, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010