Вечером 2 марта Святейший Патриарх Кирилл посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь Москвы. В Покровском храме обители Предстоятель Русской Церкви поклонился мощам святой блаженной Матроны Московской, после чего в храме Воскресения словущего совершил полиелейную утреню. По окончании богослужения Святейшего Патриарха приветствовала настоятельница Покровского монастыря игумения Феофания. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом, посвященным подвигу священномученика Ермогена. «Очень важно, чтобы народ наш никогда не забывал героев и святых, которые спасли Русь, — сказал, в частности, Святейший владыка. — Святитель Ермоген — и святой, и национальный герой, память о котором была незаслуженно утрачена. И долг нашего поколения — напомнить всем, кто любит Родину, кому небезразлично ее будущее, кто сознает себя человеком православным, даже тем, кто таковым себя не сознает, о великом жертвенном служении Отечеству, Церкви и народу своему, которое понес священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, чью память мы ныне благоговейно празднуем», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. 3 марта, в день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию Иоанна Златоуста, после которой совершил славление у раки с мощами святителя Ермогена. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с первосвятительским словом, посвященным духовному подвигу священномученика Ермогена. 3 марта, в день празднования 400-летия преставления священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию закладки памятника святителю Ермогену в Александровском саду у стен Московского Кремля. На месте, где будет установлен монумент, Святейший Патриарх вознес молитвы о благополучном начале сооружения памятника и совершил освящение закладного камня, надпись на котором гласит: «Сей камень заложен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в основание памятника священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси, в год 400-летия его мученической кончины. 3 марта 2012 года». Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам церемонии с первосвятительским словом о смысле и значении подвига святителя Ермогена. «Не было бы сегодня России, если бы не было незаслуженно забытого подвига Патриарха Ермогена. Он стоит в одном ряду с теми историческими личностями, от которых зависела сама судьба нашей Родины: с Александром Невским, Дмитрием Донским, Михаилом Кутузовым, Георгием Жуковым, великими и славными мужами, которые действительно вписаны в историю как спасители нашего Отечества», — отметил Предстоятель Русской Церкви. Святейший Патриарх также сообщил о начале конкурса на лучший проект памятника Патриарху Ермогену.

http://e-vestnik.ru/church/sluzheniya_pa...

Святейший Патриарх Гермоген стал сразу почитаться как местный московский святой. В 1652 году были обретены нетленными его мощи. После отступления Наполеона из Москвы в 1812 году святые мощи были найдены выброшенными из гробницы. В третий раз они были обретены нетленными во время реставрации Успенского собора, перед коронацией императора Александра Третьего. К лику святых священномученик Гермоген был причислен 12 мая 1913 года, и с этого времени рака с мощами святого находится в соборе в шатре для хранения священных реликвий. В соборе так же почивают мощи митрополитов московских Петра, Ионы и Филиппа. Успенский собор является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода. В 1613 году в здании собора проходил Земский собор, на котором царём был избран Михаил Фёдорович Романов. 15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший в октябре решение о восстановлении патриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года в Успенском соборе происходила интронизация Патриарха Тихона (Беллавина). В марте 1918 года после переезда в Кремль правительства РСФСР Успенский собор был закрыт для доступа и богослужений. Во время Великой Отечественной войны Сталин в ночное время (на эти часы у него, как известно, приходился пик трудовой деятельности) любил приходить сюда один, о чем в своих воспоминаниях свидетельствует его охрана. Глава советского государства заходил в храм с северного входа и подолгу оставался там внутри. Молился ли Богу бывший семинарист в древнем соборе о даровании ему победы над фашистской Германией - история умалчивает. Но на войне, как известно, атеистов не бывает. На протяжении многих веков, как видим, этот некогда самый главный собор Московского Кремля и всей России был связан с важнейшими событиями в жизни страны. С 1990 года в Успенском соборе в отдельные дни по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси совершаются богослужения. Собор стал именоваться Патриаршим кафедральным.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/10/...

28 июня 2008 года в Успенском соборе Московского Кремля был совершен благодарственный молебен, за которым молились иерархи, участвовавшие в Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. В завершение службы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прочитал особую молитву по случаю открытия торжеств 1020-летия Крещения Руси. В тот же день в Государственном Кремлевском дворце состоялся торжественный акт в честь отмечаемой памятной даты, на котором присутствовали Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, участники Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, видные политические и общественные деятели, православные священнослужители, представители традиционных религиозных общин, почетные гости. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II тепло поздравил собравшихся со знаменательной датой. Он сообщил, что участники Освященного Архиерейского Собора были единодушны в своем желании сохранять и крепить церковное единство в вере, руководствоваться принципом соборности, трудиться на общем поприще. Деяния Архиерейского Собора завершились 29 июня 2008 года Божественной литургией в кафедральном Патриаршем Храме Христа Спасителя, которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении собора архипастырей Русской Православной Церкви. После праздничного молебного пения к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и членам Собора с приветствием обратился Президент России Д.А. Медведев. Отмечая, что Православной Церкви в России постепенно возвращается то, что принадлежит ей по праву, в частности, церковные святыни, Президент России совершил передачу святынь, хранившихся на протяжении десятилетий в запасниках Московского Кремля. Это:  часть ризы Божией Матери; гвоздь,  явившийся орудием мучений Господа; части мощей святого Иоанна Крестителя, святого равноапостольного князя Владимира, святителей Григория Богослова и Василия Великого, святого великомученика Феодора Стратилата, святой мученицы Евфимии Всехвальной, преподобного Михаила Малеина.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208380...

Выделялись и другие квоты: военному и морскому духовенству – 10 мест, единоверцам – 10, всем четырем духовным академиям – по три, Академии наук и 11 университетам (Петроградскому, Московскому, Киевскому, Харьковскому, Казанскому, Новороссийскому, Саратовскому, Юрьевскому, Томскому, Донскому и Пермскому) – по одному. 15 мест выделялось для православных членов Государственной Думы и Государственного совета. Дворцовому духовенству, в силу того что самодержавие пало, квоты не выделялись. Права членов Собора предоставлялись представителям восточных Патриархов и православных автокефальных Церквей. Помимо выборных на Поместном Соборе по должности присутствовали все члены Святейшего Синода, все епархиальные архиереи, наместники всех четырех лавр, настоятели Соловецкого, Валаамского монастырей, Саровской и Оптиной пустынь, члены Предсоборного совета, а также два протопресвитера: Успенского собора Московского Кремля и военного и морского духовенства. Всего было избрано и назначено по должности 564 человека: 80 архиереев (то есть примерно каждый второй из общего количества «штатных» в тот момент иерархов РПЦ), 129 лиц пресвитерского сана, 10 дьяконов из белого (женатого) духовенства, 26 псаломщиков, 20 монашествующих (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян. Состав мирян был исключительно пестр: от крестьян, мастеровых и мелких служащих до представителей богословской науки и высших сановников. Самые яркие представители последних – банкир и промышленник Александр Гучков, состоявший со 2 марта по 2 мая 1917 года военным и морским министром Временного правительства, а также землевладелец Михаил Родзянко – председатель Государственной Думы. Они были избраны соответственно от Государственного совета и Государственной Думы. Широко был представлен и цвет богословской мысли. В целом «всенародные выборы» на Поместный Собор определили и «всенародный» его состав. Открытие Собора состоялось в Успенском соборе Московского Кремля 15 августа в день Успения Божией Матери. На почетных местах среди молящихся присутствовали члены Временного правительства: премьер-министр Александр Керенский, министр внутренних дел Николай Авксентьев и министр исповеданий Антон Карташёв.

http://pravoslavie.ru/37244.html

О деятельности архимандрита Иоасафа в Сретенском монастыре сохранилось мало сведений. Он, как и предыдущие настоятели Сретенского монастыря, сослужил в соборах Кремля. В 1757 году архимандрит Иоасаф присутствовал в Успенском соборе на благодарственных молебнах 17 и 18 декабря по случаю рождения великой княжны Анны Петровны (9 декабря). В 1758 году был при служении молебна 1 января, 21 января на молебне «о покорении победоносному Ее императорского величества оружию столичного города и всего королевства Прусского», 3 февраля, в день тезоименитства великой княжны Анны Петровны; сослужил литургию в Успенском соборе и в другие дни. Последний раз упоминается при служении литургии в Благовещенском соборе 20 сентября 1759 года, в день рождения великого князя Павла Петровича, и на молебне в этот день в Успенском соборе . В управление архимандрита Иоасафа продолжались работы по исправлению недоделок у поставленного в Сретенском монастыре Шумаевского креста. Работа была поручена грузинскому дворянину Семену Тулаеву, который по обязательству, заключенному 1 июля 1758 года, должен был поправить целый ряд резных фигур и иконное письмо. Работы Семен Тулаев должен был закончить в последних числах октября 1758 года. Стоимость производимых работ составляла 370 рублей . 23 декабря 1758 года архимандриту предписывалось по описи с распиской принять крест, а солдат, поставленный для охраны креста, должен был вернуться к своей команде . В декабре 1759 года архимандрит Иоасаф был назначен архимандритом Предтечева Вяземского монастыря Смоленской епархии . Здесь он упоминается до 1778 года . Игумен Аарон (1759–1760) Об игумене Аароне сохранилось мало сведений. Известно, что при нем строились придел Сретения Господня в церкви преподобной Марии Египетской и придел святителя Димитрия Ростовского в храме святителя Николая Чудотворца. Игумен Аарон скончался в августе 1760 года (отпевание его проходило 18 августа) . Придел во имя святителя Димитрия Ростовского, чудотворца, был построен на средства вдовы Прасковьи Кориной. 7 марта 1760 года она писала преосвященному Тимофею, митрополиту Московскому и Севскому: «Обещание мое есть в московском Сретенском монастыре в трапезе (храма святителя Николая), для поминовения предков моих, построить придел во имя новоявленного святителя и чудотворца Димитрия Ростовского, который и благолепием украсить, а когда придел построен и освящен будет, тогда в придел свечи и ладан и прочее потребное буду производить своим иждивением, а, по усмотрению моему, удобное к построению того придела место в монастыре в трапезе имеется» .

http://pravoslavie.ru/46695.html

17 мая 2007 года в праздник Вознесения Господня в Москве, в Храме Христа Спасителя, состоялось подписание Святейшим Патриархом Алексием и Преосвященным митрополитом Лавром Акта о каноническом общении, которым было восстановлено единство в Поместной Русской Православной Церкви. При этом торжественном событии присутствовали Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, государственные и общественные деятели. После подписания Акта Святейший Патриарх, митрополит Лавр и Президент России обратились к присутствующим в храме, среди которых находились многочисленные клирики и миряне Русской Зарубежной Церкви из Австралии, Германии, Канады, Новой Зеландии, США, Франции, Швейцарии и других стран. За последовавшей затем Божественной литургией Святейшему Патриарху сослужили члены Священного Синода Русской Православной Церкви; архиереи Русской Зарубежной Церкви, архиереи — члены Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью. После Божественной литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх открыл выставку «Русская Православная Церковь в XX-XXI веках», приуроченную к подписанию Акта о каноническом общении. Торжества завершились Патриаршим приемом в трапезных палатах Храма Христа Спасителя. 19 мая 2007 года Святейший Патриарх совершил освящение храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне и Божественную литургию в сослужении собора иерархов, в том числе архиереев Русской Зарубежной Церкви, а также представителей Поместных Православных Церквей. В тот же день по приглашению Президента В.В. Путина в Грановитой Палате Московского Кремля по случаю подписания Акта о каноническом общении состоялся торжественный прием, в котором приняли участие Святейший Патриарх Алексий и члены Священного Синода, Преосвященный митрополит Лавр и члены Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, а также иерархи, клирики и миряне Русской Православной Церкви, представители государственной власти. 20 мая 2007 года иерархи и клирики Русской Зарубежной Церкви сослужили Святейшему Патриарху в Успенском соборе Московского Кремля.

http://sedmitza.ru/lib/text/429919/

5 сентября Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III и сопровождавшие его лица посетили Богоявленский кафедральный собор в Елохове , где поклонились мощам святителя Алексия, митрополита Московского, и совершили заупокойную молитву у гробницы приснопамятного Патриарха Алексия II , который посещал Индию в бытность митрополитом Таллинским и всея Эстонии. В честь визита Предстоятеля Маланкарской Церкви настоятелем храма, руководителем Административного секретариата Московской Патриархии архиепископом Одинцовским и Красногорским Фомой был дан торжественный прием. В тот же день индийская делегация побывала в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя  г. Москвы и на Красной площади. Важной частью визита стало посещение Предстоятелем Маланкарской Церкви Российской детской клинической больницы, где его приветствовали директор РДКБ Е.Е. Петряйкина и настоятель больничного храма священник Иоанн Захаров. Обмен опытом в сфере социального служения является важной частью сотрудничества между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью Индии. Утром 6 сентября делегация Маланкарской Церкви Индии присутствовала на Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля, которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По окончании богослужения в Грановитой палате Московского Кремля Его Святейшеством был дан прием в честь Святейшего Католикоса Василия Мар Фомы Матфея III. Состоялись переговоры Предстоятелей Русской Православной Церкви и Маланкарской Церкви Индии. В тот же день индийская делегация отбыла в Санкт-Петербург. По прибытии в Северную столицу высокого гостя встречали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин , секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, руководитель епархиального протокольного отдела И.Н. Судоса, сотрудник протокольного отдела священник Вячеслав Завальный, духовенство Санкт-Петербургской митрополии . Местом пребывания Маланкарского Католикоса в Санкт-Петербурге стал Воскресенский Новодевичий женский монастырь, где делегация была гостеприимно встречена игуменией Софией (Силиной) и сестрами.

http://patriarchia.ru/db/text/6058686.ht...

В период войны с Наполеоном крест сохранялся в стене Софийского собора - в нише, наглухо замурованной кирпичом. В 1833 г. генерал-губернатор Смоленский, Витебский и Могилёвский кн. Н. Н. Хованский ходатайствовал перед имп. Николаем I о перенесении Е. к. из униатского в правосл. храм, однако получил отказ. В 1839 г. в Полоцке был подписан акт о воссоединении западнорус. униатов с правосл. Церковью. В 1841 г. архиеп. Полоцкий и Витебский Василий (Лужинский) повез святыню на поклонение в Москву и С.-Петербург (владыка также рассчитывал собрать пожертвования для восстановления храмов епархии). В Москве Е. к. пребывал в Успенском соборе Московского Кремля, где для него соорудили специальный аналой. По пути следования из Москвы в С.-Петербург молебны совершались в губернских городах. В С.-Петербурге по благословению св. Филарета (Дроздова), митр. Московского, Е. к. поместили в Синодальную церковь, но имп. Николай I распорядился перенести его для поклонения в Казанский собор. По возвращении креста в Полоцк 26 окт. 1841 г. он торжественным крестным ходом из Софийского собора в Спасо-Евфросиниев монастырь был определен на свое историческое место. В 1921 г., в период кампании по изъятию церковных ценностей, Е. к. был реквизирован из Спасо-Евфросиниева мон-ря и в том же году передан в Полоцкий финотдел. Озабоченность о судьбе Е. к. как выдающегося памятника древнерус. культуры в период гонения на Церковь проявляли сотрудники Оружейной палаты (ОП) Московского Кремля. Дважды, в 1924 и в 1925 гг., ученым советом ОП направлялись запросы в отдел музеев Главнауки Наркомпроса с просьбой «снестись с местным Полоцким губисполкомом и выяснить местонахождение этого Креста и степень обеспеченности его целости» (1925). Ко 2-му запросу была приложена записка с художественным анализом Е. к., сделанным Н. Н. Померанцевым . В 1927 г. в Полоцк для переговоров с властями приезжал сотрудник ОП В. К. Клейн. В 1928 г. стала возможна специальная экспедиция Минского гос. музея во главе с директором В.

http://pravenc.ru/text/187870.html

Вторая часть экспозиции в выставочном зале Успенской звонницы раскрывает тему обращения к заступничеству Небесного воинства в придворном церемониале и государственной символике Московского царства и Российской империи. Здесь представлены оружие, ордена и награды, предметы коронационного церемониала, иконы святых воинов XVII–XIX веков, акварельные зарисовки, запечатлевшие знамена русских государей. Завершают выставку памятники советского периода, в том числе эскизы к монументальным работам Павла Корина, посвященные образам Александра Невского и Дмитрия Донского. Эти произведения служат живым свидетельством того, что во все периоды русской истории вплоть до нашего времени образы и подвиг святых воинов остаются немеркнущими символами, дающими утешение, подающими пример, дарующими надежду. Выставка является одним из крупнейших проектов в истории российского музейного дела, объединяющим как известные шедевры, так и памятники, редко предстающие перед публикой или даже показываемые в первый раз. Среди уникальных экспонатов – храмовая икона Архангельского собора Московского Кремля «Архангел Михаил», созданная около 1400 года, хоругви с образами архангелов рубежа XII–XIII веков – древнейшие сохранившиеся произведения древнерусского лицевого шитья, образцы русской храмовой скульптуры XIV–XVII столетий, образы великомученика и победоносца Георгия, в том числе одна из древнейших домонгольских икон XI–XII веков, хранящаяся в Успенском соборе Московского Кремля. Выполненный европейским мастером рельефный образ «Чуда святого великомученика Георгия о змие», перенесенный в Успенский собор в далеком XVII столетии, экспонируется впервые. Фото: иеромонах Игнатий(Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Святой великомученик Георгий Великий Новгород, конец XI — начало XII в. vk fb tw ok @ g+ lj Архангел Михаил с деяниями ангелов Москва, ок. 1400. vk fb tw ok @ g+ lj Святой великомученик Никита, побивающий беса, со сценами мучений Москва, XVII в.; живопись – 1771 vk fb tw ok @ g+ lj Чудо святого великомученика Георгия о змие Ростов Великий, 1490-е гг.

http://pravoslavie.ru/153039.html

Лит.: Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. СПб., 1889. Т. 1 (по указ.); Каштанов С. М. Социально-полит. история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967; Зимин А. А. Россия на рубеже XV-XVI ст. М., 1982; Назаров В. Д. Свержение ордынского ига на Руси. М., 1983; он же. Иван Иванович Молодой//БРЭ. Т. 10. С. 629-630; Клосс Б. М., Назаров В. Д. Рассказы о ликвидации ордынского ига на Руси в летописании кон. XV в.//ДРИ. М., 1984. [Вып.:] XIV-XV вв. С. 283-313; Алексеев Ю. Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л., 1989; он же. Походы рус. войск при Иване III. СПб., 2007; Борисов Н. С. Иван III. М., 2000; Донской Д. В. Рюриковичи: Ист. словарь. М., 2008. А. А. Горский Иконография . Изображение И. И. находится в Архангельском соборе Московского Кремля, традиц. усыпальнице рус. князей, около юж. входа, на стене, над гробницей. И. И. представлен рядом со своим сыном кн. Димитрием Иоанновичем. Росписи созданы в 1652-1666 гг., их иконография восходит ко времени царя Иоанна IV Грозного (1564-1565; план захоронений см.: Сизов Е. С. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1976. Вып. 2. С. 66). В Голицынском и Шумиловском томах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225; F.IV.232) имеются миниатюры, иллюстрирующие основные события жизни И. И. На нем, как правило, княжеские одежды разных цветов: кафтан, шуба с меховым воротником, шапка с меховым отворотом; иногда он представлен в воинском облачении, в сцене погребения - в схиме (или саване). Индивидуальных отличий его иконография в летописном своде не имеет. В Голицынском томе И. И. изображен всего на 2 миниатюрах: в сцене рождения И. И. (Л. 874) и с кн. Андреем Меньшим в сцене встречи вел. кн. Иоанна III, вернувшегося в Москву из Новгорода (Л. 1024). Основное повествование о жизни и деятельности И. И. содержится в Шумиловском томе Лицевого летописного свода. И. И. вместе с отцом вел. кн. Иоанном III запечатлен на большинстве миниатюр, посвященных обретению останков церковных и светских деятелей св. Петра, митр. Московского (Л. 295 об.- 303), митрополитов Киприана, Фотия, Ионы, Феогноста и вел. кн. Юрия Даниловича (Л. 30 об., 304 об.- 309), митр. Филиппа (Л. 313 об.), перенесению их мощей в Успенский собор Московского Кремля. Хотя в тексте упоминается, что И. И. присутствовал при венчании вел. кн. Иоанна III с Софией Палеолог (Л. 80), идентифицировать его на миниатюре не представляется возможным. Проиллюстрированы события, происшедшие в период правления И. И. в Москве во время похода вел. кн. Иоанна III в Новгород (Л. 117 об., 315 об., 317 об.), брак с Еленой Волошанкой (Л. 372 об.), рождение сына Димитрия (Л. 380 об.), взятие Твери (Л. 395 об.- 399 об.), погребение кн. Михаила Верейского (Л. 401).

http://pravenc.ru/text/471249.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010