Ответственные: Управление культуры ЮВАО, ДШИ им. М.А. Балакирева. 21 мая Году русского языка посвящается. 15.00 — Праздник книги в Российской государственной детской библиотеке, книжно-иллюстративная выставка учебников русского языка и выставка детского рисунка «Отчий дом» (Калужская пл. д. 1). Ответственные: Комитет межрегиональных связей и национальной политики. 19.00 — Концерт польской музыки (с участием лауреатов и дипломантов Московского международного фестиваля славянской музыки). Польский культурный центр. Ответственные: Управление культуры ЮВАО, ДШИ им. М.А. Балакирева. 22-24 мая Московский открытый фестиваль славянской письменности «Свиток» (совместно с Паломническим центром) (Мичуринский пр-т., д. 8/29). Ответственные: Комитет по культуре города Москвы, Управление культуры ЗАО. 22 мая 16.00 — Заключительный концерт лауреатов Московского Международного фестиваля славянской музыки. ДШИ им. М.А. Балакирева. Ответственные: Управление культуры ЮВАО. 24 мая 9.30 — Божественная литургия в Патриаршем Успенском соборе Кремля. 10.30-12.00 — Возложение цветов к памятнику святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. 11.00 — Выступление детских художественных коллективов Московского городского дворца детского и юношеского творчества. 12.00-17.00 — «Шолоховская весна»: открытие памятника М.А. Шолохову на Гоголевском бульваре. Праздничная программа у памятника М.А. Шолохову на Волжском бульваре. 12.00 — Крестный ход из Кремля по Варварке на Славянскую площадь. 13.00 — Молебен у памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади. 17.00 — Праздничный концерт Фестиваля славянских искусств. Церемония награждения Международной премией святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Ответственные: Комитет межрегиональных связей и национальной политики, Комитет по связям с религиозными организациями, Департамент образования, Комитет по культуре города Москвы, Управление культуры ЮВАО, Префектура ЦАО, ГУВД, ГИБДД, УГПС, ТЦРТ, ФГУП МГРС, Московский институт социально-культурных программ.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205079...

18 янв. 1738 г. Н. представлен как кандидат на Тверскую кафедру. 8 нояб. 1738 г. был назначен, а 6 дек. того же года в С.-Петербурге хиротонисан во епископа Черниговского и Новгород-Северского; 14 марта 1739 г. прибыл в Чернигов. 29 мая 1740 г. переведен на Тобольскую и Сибирскую кафедру с возведением в сан митрополита. Фактически это была ссылка за отказ подчиниться требованию фаворита императрицы гр. Б. К. Миниха (постричь полкового священника без искуса и сразу возвести в сан архимандрита без указа из Синода). Первоначально Синод постановил, что постриг без искуса невозможен, но под нажимом светской власти 17 апр. 1740 г. изменил решение. Выехав 22 июля 1740 г. из Чернигова, Н. задержался в Москве. Ему было разрешено отсрочить выезд в Тобольск до зимы, в т. ч. для лечения. С окт. 1740 г. совершал богослужения в Архангельском соборе Московского Кремля «у гробов… благоверных государей царей». С «переменой правления» в связи со смертью имп. Анны Иоанновны Н. стал добиваться отмены данного ему поручения служить «в далечайшей стране Сибирской». Участие в судьбе Н. приняла цесаревна Елизавета Петровна, к к-рой он не раз обращался с ходатайствами. 19 янв. 1741 г. последовал указ не отсылать Н. в Сибирь «по его прошению за слабостию его здоровья, а быть ему в Москве в служении при поминовении предков наших безотлучно». 29 апр. 1741 г. ему назначили жалованье 500 р. в год, выплата к-рого началась с большой задержкой. В янв. 1742 г. был командирован в Ростов на погребение архиеп. Иоакима († 1741). Вскоре после воцарения Елизаветы Н. перестал быть «безместным архиереем». 26 февр. 1742 г. он участвовал в ее встрече на подъезде к Москве; в день коронации, 25 апр., присутствовал в Успенском соборе Кремля как «митрополит бывший Тобольский». В мае того же года просил перевести его в Черниговскую епархию. Вместо этого 1 сент. 1742 г., при открытии С.-Петербургской епархии (в границах одноименной Синодальной обл.), Н. была предоставлена честь стать ее первым архиереем с титулом «епископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский, архимандрит Александро-Невского монастыря» (ранее, в 1739-1742, архимандритом столичной обители являлся еп. Псковский Стефан (Калиновский), член Синода). В указе императрицы об определении Н. в С.-Петербург он именовался «епископом Черниговским»; та же формулировка повторялась в указах Синода. Она подразумевала, что Черниговская кафедра была отнята у него незаконно ( Страдомский. 1877. С. 22), а также снимала вопрос об утрате им сана митрополита. 5 сент. 1742 г. в Москве в придворной церкви Н. участвовал в хиротонии архим. Амвросия (Дубневича; 1750) во епископа Черниговского. Находившемуся в С.-Петербурге на чреде служения еп. Вологодскому и Белозерскому Пимену (Савёлову) было дозволено остаться в городе до первого зимнего пути.

http://pravenc.ru/text/2565596.html

Затем был совершен праздничный молебен Пресвятой Богородице и крестный ход вокруг Успенского собора. Со ступеней южной паперти собора Предстоятель Русской Церкви вновь обратился к пастве с Первосвятительским словом: «Еще раз всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником Успения Пресвятой Богородицы! В этот день мы по традиции совершаем богослужение в Успенском Патриаршем соборе Кремля, молимся в этом историческом месте, пропитанном благочестием нашего народа. Только взгляните на эти храмы и назовите еще хотя бы один политический центр в мире, где бы высшая государственная власть исполняла свои обязанности в окружении храмов и молитвы! Даже в советское время, когда власть была безбожной, высшие руководители были вынуждены находиться именно здесь, потому что это центр страны. И этот центр освящен молитвой и верой православной, без которой не может существовать наш народ. Вот и сегодня, прославляя Успение Пресвятой Богородицы здесь, в сердце страны нашей, мы возносим благодарение Царице Небесной за те милости, которые Она изливает над народом и над Отечеством нашим. За преодоление страшных междоусобиц и борьбы века двадцатого, за мир и спокойствие, которое сегодня посетило землю нашу, за власти наши, за Президента нашего, человека православного, за воинство наше, надежно защищающее рубежи Отечества, и за весь наш народ. И верим, что под покровом Пресвятой Царицы Небесной, по молитвам святых, мощи которых почивают на этой кремлевской земле, Господь даст мир и благополучие народу и Отечеству нашему, Церкви нашей — единство и духовную силу, а каждому, кто с верой и надеждой обращается к Господу, — все, что он просит в своих молитвах. Только дай Бог, чтобы эти молитвы сопровождались искренней верой и разумными просьбами ко Спасителю. Именно так и осуществляется связь человека с Богом: мы обращаемся к Нему с верой и надеждой, зная, что Он ответит на наши молитвы. Все святые, в земле Московской просиявшие, в сем святом месте пребывающие святыми мощами, молите Бога о земле Русской, о граде Москве и о Церкви нашей. Аминь».

http://patriarchia.ru/db/text/6054245.ht...

Первый раз при непродолжительной оккупации Москвы французами, когда в нашем монастыре были расквартированы войска неприятеля, сам он в какой-то момент превратился в место суда оккупационных властей. Именно в окрестностях Высоко-Петровского монастыря был один из крупных эпицентров московского пожара с уничтожением каретных рядов. Здесь располагались ценные экипажи и кареты, которые за отсутствием лошадей (в эвакуацию задействовали весь гужевой транспорт) остались в Москве. Как описывают эти события исследователи истории Москвы, когда офицеры армии Наполеона отправились разбирать брошенный горожанами транспорт, ряды были подожжены москвичами вместе с неприятелем, и некоторые поджигатели были схвачены. У стен Петровского монастыря их судили и здесь же, возле монастырской колокольни, расстреляли. Французы, пытавшиеся разорить все известные некрополи в Москве, в том числе и погребения митрополитов, Патриархов в Успенском соборе Кремля, пытались разграбить и погребения в Боголюбском храме нашей обители. Но реставрационные работы 2020 года доказывают: погребения рода императора Петра I по материнской линии не были уничтожены и после революции 1917 года. Звучало предположение, что перед оборудованием в Боголюбской церкви ремонтного цеха рабочие разрушили склепы и извлекли оттуда останки царских родственников. И первая, и вторая версия о возможном уничтожении некрополя не подтвердились. — Почему так произошло? Вернее, почему не произошло? — Во-первых, у французов едва ли была возможность и время разбирать полы Боголюбского храма и многоуровневые, основательно укрепленные склепы. Они и без того поживились в монастыре, разграбив ризницу обители, содрав с икон золотые и серебряные украшения. На протяжении столетий и Рюриковичи, и Романовы, и Нарышкины делали большие пожертвования на украшение святынь нашей обители. Часть вкладов настоятель монастыря успел вывезти, но немало ценностей осталось здесь и либо были уничтожены, либо во время отступления французы забрали их с собой. Французы разбили надгробия, установленные поверх пола, предполагая, что в них и покоятся останки Нарышкиных, поскольку, как мы знаем, в западной традиции тела порой клали прямо в саркофаги, а не в землю. Русская традиция предполагает погребение всегда ниже уровня пола. В Архангельском соборе Кремля, где покоятся останки великих князей и первых царей, для их погребения вскрывались полы храма и выкапывалось углубление для размещения там гроба. Так и в других храмах-усыпальницах.

http://patriarchia.ru/db/text/5760526.ht...

В Д. с. «доска гробная» стала храмовым образом. Икона была помещена либо у юго-вост. столпа, либо в юж. части алтарной преграды. После 1380 г. (вероятно, в 1390-1400) по повелению кн. Димитрия Донского ее перенесли в Успенский собор Московского Кремля (ныне там же, под записью 1701 г. Кирилла Уланова). Др., находящейся в Д. с. святыней, была «сорочка» - часть одежды или ткани покрова с тела мученика, возможно с его шитым образом. Если эта частица была достаточно мала, то оправой для нее мог служить ковчежец в виде храма, находящийся ныне в Оружейной палате Московского Кремля. Возможно, в храме были и др. изображения вмч. Димитрия. В 1218 г. Полоцкий еп. Владимир «принесе» вел. кн. Константину Всеволодовичу «етеру часть от Страстии от Господень... и мощи святаго Логина мученика, сотника святей его руце обе, и мощи святыя Марья Магдалыни» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 441). Торжественным крестным ходом реликвии были перенесены в Д. с. Об их дальнейшей судьбе ничего не известно. В 1194-1196 гг. Д. с. (вместе с дворцом князя и Успенским собором с двором епископа) был окружен стеной детинца, занимавшего значительную территорию в юго-зап. части Печернего (Среднего) города. С утратой Владимиром политической самостоятельности, а собором - княжеского статуса место княжеского двора занял воеводский двор, затем - провинциальная канцелярия. В 1238 г. Д. с. пережил татар. разорение, однако еще в нач. XVI в. числился великокняжеским. Сохранилась жалованная грамота 1515 г. (ГВСМЗ), данная Василием III Иоанновичем соборному причту: «Се яз князь великий Василей Иванович всеа Русии пожаловал есми своих попов, что служат у моей у соборной церкви у Дмитрия святого в Володимере, внутри города, на моем дворе…» Во время пожара 1536 г. сгорела вся кровля Д. с. Ремонт был проведен после поездки (1552) в Казань Иоанна Грозного, по дороге посетившего Владимир. По данным писцовой книги 1625/26 г. храм находился просто «в городе» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. 71. Л. 1). В грамоте сер. XVI в. царя Иоанна IV Васильевича о порядке поминания «владимирских» князей и владык попам и диаконам Д. с. предписывалось служить вместе со всем городским духовенством: «...петь вечерня, да всенощное, да обедням служить соборне» 23 нояб., на память св. блгв. кн. Александра Невского, «18 панихид по князех и по владыках правити» в Успенском соборе и особо «пети панихида» во владимирском Георгиевском монастыре «по князе Федоре Ярославиче» ( Шилов. 1910. С. 65, 68).

http://pravenc.ru/text/178253.html

В Храме Христа Спасителя хранится частица Ризы Господней. В 1625 году она была передана персидским шахом Аббасом II в дар царю Михаилу Федоровичу и торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве (10/23 июля). В советское время Риза хранилась в запасниках музеев Московского Кремля и только в 2007 году была возвращена Русской Православной Церкви. Сейчас изнесение частицы Ризы из алтаря и поклонение ей совершаются в каждый последний воскресный день месяца. Еще очень интересный факт: в ноябре 2015 года в галерее нижней, Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя открылся Патриарший музей церковного искусства. В состав его экспозиции входят памятники V-XX веков! Древнейший экспонат - египетский фаюмский портрет. Здесь же развернута очень интересная выставка, посвященная истории самого Храма Христа Спасителя. Музей открыт ежедневно с 10 до 17 часов, вход в него бесплатный. «Милости источниче» Помню, много лет назад меня поразило в Москве вот что: стоишь где-нибудь в центре - и видишь сразу несколько куполов храмов, очень красивых, старинных. Подобное можно было увидеть в каждом русском городе до революции. Но в Саратове, где я росла, было две действующих церкви почти на миллион жителей... Поэтому, когда я бывала в Москве и у меня было время, я просто двигалась наугад - от креста ко кресту. Так, от Храма Христа Спасителя можно свернуть в Обыденский переулок к древнему Ильинскому храму (1702 год), а оттуда хорошо виден Зачатьевский монастырь, куда я как­то направилась зимним вечером. Уже стемнело, монастырь еще не был полностью восстановлен. И я замешкалась: куда идти, в какой церкви служба и где в нее вход? Вдруг меня обогнала девушка, она почти бежала к храму. «Наверное, торопится на службу»,- подумала я и последовала за ней. Войдя в храм, она буквально припала к какой-то иконе, как ребенок к матери. Так я узнала о существовании чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Милостивая».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Впрочем, в связи с названной иконой из Фессалоник неясен целый ряд сущностных моментов: в какой мере соответствует иконографии древней иконы (если она вообще была!) годуновская копия 1596 г. в ГИМе (14) и образ Успенского собора Московского Кремля, поновленный (точнее, заново написанный) Кириллом Улановым в 1701 г. на доске XII в. (?). (15) Э.С. Смирнова замечает, что с бесспорностью нельзя решить, каков был его первоначальный иконографический извод. (16) Остается и другой вопрос - имеем ли мы основания отдождествлять принесенную из Фессалоник " гробную доску " с существующей ныне иконой, ибо отождествление это впервые появляется только в тексте " Степенной книги " . (17) Э.С. Смирнова полагает, что для этого основания имеются, (18) однако, приводит интереснейшее для нас мнение А. Грабара о том, что " гробная доска " могла быть частью ларнака - пустой гробницы, которая находилась в солунскои базилике и была обита серебряными (скорее всего, чеканными - А. Р.) пластинами, (19) т. е. являлась надгробным рельефом. Подобный прецедент известен - при епископе Хидельберте (+ 1133 г.) в дар святому Юлиану в г. Мане была специально принесена икона св. Димитрия Солунского, происходящая из Апулии и знаменитая среди современников именно красотой золота. (20) Исследователи видят в ней византийскую икону в роскошном драгоценном окладе (21) , что было традиционно для восточно-христианского мира. Между тем, происхождение памятника из Апулии, где в Бари с 1087 г. хранились мощи свт. Николая Чудотворца, и известие о надгробной чеканной иконе святителя, вложенной в начале XIV в. в барийскую базилику сербскими королями, повторявшей, возможно, древнейшую драгоценную статую - реликварий, понуждает отнестись к данному известию иначе и предполагать в иконе из Манса чеканный образ солунского мученика, который мог быть вместилищем чудесного мира, истекающего от мощей святого или таинственной его " сорочки " , упомянутой среди реликвий, принесенных во Владимир из Фессалоник, в Лаврентьевской летописи под 1212 г. (22)

http://sedmitza.ru/text/514948.html

Древнейшие рус. иконы «О Т. р.»: псковская, перевезенная в суздальский Покровский мон-рь (2-я пол.- кон. XV в., ГТГ); московская, созданная в кругу Дионисия (ок. 1480, ГММК, Успенский собор Московского Кремля); новгородская икона-таблетка (кон. XV в., НГОМЗ); икона из местного ряда иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, КБМЗ; ее композиция близка к псковской иконе, на к-рую мог ориентироваться иконописец еще до перемещения последней в Суздаль). Эти произведения стали образцами для мастеров XVI в. В XVI в. иконография «О Т. р.» развивалась преимущественно в иконописи. Памятники московской школы 1-й пол. XVI в. демонстрируют влияние образа из Успенского собора Московского Кремля. К нему близки икона из Успенского собора Дмитрова (нач. XVI в., ГТГ), а также композиция Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова мон-ря, в нек-рых деталях цитирующая и новгородский извод. Среднерус. мастера XVI в. создавали крупные образы, больше ориентируясь на новгородский извод, но знали и псковский. Иконы из Пафнутиева Боровского мон-ря (ГТГ), из Мурома (МИХМ), из ГМЗК - образцы творческой переработки композиции предыдущего столетия. В Новгороде иконография «О Т. р.» обогатилась новыми элементами, претерпела стилистические изменения. В Пскове известен лишь один памятник XVI в., сочетающий новгородский и московский изводы. В Вологде сюжет развивался в живописи и в мелкой пластике на основе уже известных композиций. В сер.- 2-й пол. XVI в. в Московской Руси иконография «О Т. р.» обогатилась космогоническим элементом - чином Небесных сил, в виде полукольца обрамляющим сферу «словесного рая». Сотериологический элемент иконографии - образы душ праведных или невинноубиенных в виде младенцев - встречается на иконе из Соловецкого мон-ря (кон. XVI в., ГММК) и на иконе из Илиинской ц. Вологды (3-я четв. XVI в., ВГИАХМЗ). В композициях появились и др. отличия: новгородские, а затем и среднерус. иконописцы стали изображать храм фронтально, а не в изометрической проекции (икона из Пафнутиева Боровского мон-ря), крылья ангелов, поддерживающих сферу с Богоматерью, теперь писали раскрытыми, акцентируя роль Небесных сил как посредников между Богом и человеком.

http://pravenc.ru/text/ О Тебе радуется ...

Ок. 1291 г. 1295, 8 сентября Явление Курской иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» (8 сентября, 27 ноября). Ок. 1298 г. Св. блгв. кн. Феодор Смоленский и Ярославский (11299, память 19 сентября) благословил родовой иконой Пресвятой Богородицы (по типу Тихвинской) своего сына св. Давида († ок. 1321 г., память 19 сентября, 5 марта). Явление Пресвятой Богородицы во сне свт. Максиму, митр. Киевскому и всея Руси († 1305, память 6 декабря), в знамение соизволения на перенесение митрополии из Киева во Владимир. Написание Максимовской иконы Пресвятой Богородицы (18 апреля). XIII в. Прославление Белыничской иконы Пресвятой Богородицы (13 апреля). Явление Новгород-Северской иконы Пресвятой Богородицы (20 декабря). Нач. XIV в. Св. Петр, игумен Ратский († 1326, память 21 декабря), написал Новгородскую икону Пресвятой Богородицы (20 декабря). Ок. 1307 г. Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Петровскую икону за свт. Петра († 1326, память 21 декабря) при его путешествии в Константинополь для поставления митрополитом Киевским и всея Руси (24 августа). Явление и прославление (исцеления) Толгской иконы Пресвятой Богородицы (8 августа). Свт. Петр, митр. Киевский и всея Руси († 1326, память 21 декабря), при перенесении кафедры из Владимира в Москву перенес в Успенский собор Московского Кремля Петровскую икону (24 августа). Ок. 1326 г. Свт. Петр, митр. Киевский и всея Руси († 1326, память 21 декабря), написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, помещенную в Успенском соборе Московского Кремля (15 августа). Принесение в Нижний Новгород из Киево-Печерского монастыря свт. Дионисием († 1385, память 15 октября, 26 июня) списка Печерской иконы Пресвятой Богородицы с предстоящими Антонием и Феодосием – Нижегородской (3 мая). Прп. Сергий Радонежский († 1392, память 25 сентября) принес в основанную им Троицкую обитель моленную Смоленскую икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» – родительское благословение (28 июля). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Новгородскую икону «Умиление» (вознесение на воздух, истечение слез) за г. Новгород от морового поветрия (8 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» , «Спас» , НВК «Саха» и на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.  На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения игумен Амвросий (Коньков), дежурный священник Патриаршей резиденции в Чистом переулке, насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями.  На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.  За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан иеромонаха иеродиакона Виссариона (Красовского), помощника руководителя Административного секретариата Московской Патриархии, насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры .  Проповедь перед причастием произнес иерей Сергий Тарасов, клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москвы.  В завершение богослужения было совершено славление празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы.  Архиепископ Якутский и Ленский Роман от имени духовенства и верующих Якутской епархии приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству старинную икону святителя Николая Мирликикйского.  Также Святейшего Владыку приветствовал глава Республики Саха (Якутия) А.С. Николаев.  Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом .  Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил архиепископа Романа за труды и вручил правящему архиерею Якутской епархии памятную панагию.  Затем состоялось вручение церковных наград.  Во внимание к помощи Русской Православной Церкви в поддержке Якутской епархии и в связи с 85-летием со дня рождения первый президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев был награжден орденом Славы и чести I степени.  Во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 40-летием со дня рождения депутат Государственной Думы ФС РФ, староста Успенского собора Московского Кремля Н.Ю. Чаплин был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени. 

http://patriarchia.ru/db/text/5982867.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010