Потом это изображение несколько трансформировалось, став знакомой всем теперь Плащаницей. Когда мы вышли из храма, небо было чистое, голубое. Прошли несколько шагов, и ветер мгновенно нагнал тучи. Откуда только он их взял столько? Весь ясный небосвод затянул ими, прижал землю, начинающую уже к празднику цвести пролесками, крокусами, примулами. Подснежники уже отцвели. Надо немного отдохнуть, чтобы слушать “Похвалы” в нашей Лавре. Туда электричка доставила нас к полуночи. Заметно похолодало. Тёмный спящий Посад почти безлюден. Идём на подсвеченную пока ещё скупо Лавру. В Успенском соборе стоит знакомая лёгкая белая сень над Плащаницей. В углах сидят паломники. В центре поставили три ряда лавочек, чтобы могли посидеть до начала службы все желающие. Там же аналой, у которого одна из паломниц читала молитвы перед святым причащением. Хотелось тишины. Давно не были на службе в Успенском соборе, не отвыкли, нет, скорее – соскучились по родному месту. Хотелось смотреть и смотреть на знакомые иконы… Наконец она кончила и ушла. Стали уносить всё – и аналой, и лавочки. Впереди, слева ещё было свободное место тоже на лавочке, и я пошла туда. Здесь до начала службы никому не помешаю, а потом уйду, так как наберётся много “своих”. Ничего, это ничуть не трогает. Постоим и там, где заняли местечко. Оно и от Плащаницы недалеко, значит, будет всё отчётливо слышно, ведь читать все служащие выходят к Плащанице. Наконец почти два часа. Собираются певчие, народ, проходят отцы. Плащаница убрана, как всегда, белыми цветами: лилии, хризантемы, розы окружают её. Рядом стоящая женщина спрашивает: “Почему всё белое? Ведь это погребение, траур?” – Нет, это – хвала победителю смерти! Кстати, в белое духовенство облачилось ещё днём, так как в этот раз с Великой Субботой совпал праздник Благовещения Матери Божией. Когда был вынос Плащаницы, Благовещению прочитали пять паремий. Пели и “Архангель­ский глас”, но праздник Благовещения Матери Божией как-то растворился в предпасхальных текстах. Лучше, если он всё-таки отдельно празднуется… но это, разумеется, не по нашему желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Хотя же полагаю сделать такое предложение со служителям от себя и обратиться к свободному их усердию, однако желательно мне предварительно иметь удостоверение, что такое мое действование не будет не согласно с волею Его Императорского Величества. Следуя в сем верноподданническому чувству, надеюсь, что не буду Вам, Милостивый Государь, в тягость тем, что покорнейше прошу, если найдете возможным, доставить мне удостоверение, что предполагаемое мною действование не будет не угодно Его Императорскому Величеству. Призывая Вам благословение Божие, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский . На всеподданнейшем о сем докладе гр. Протасова Государь написал: «Душевно благодарю, но предлагаю назначить сие церковное пожертвование на восстановление и устройство Божиих храмов, в христианских православных областях, тогда, когда благословит нас Господь избавить их от мусульманского ига, или по крайней мере восстановить их поруганные права». 10 Января 1854 г. Сообщая эту резолюцию Государя Митрополиту Филарету, гр. Протасов писал, что заключающийся в дополнительном секретном отношении вопрос за воспоследовавшим Высочайшим повелением разрешения не требует. 3 Января, 1854 г. Дело Хоз. Упр. Св. Синода. 1854 г. 12. I отд. 1 ст. 114. Письмо Митрополита Филарета о возобновлении стенного иконописания в Московском Успенском соборе 9 Марта 1854 г. Конфиденциально. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Вчера подписано в Синодальной конторе представление Св. Синоду о возобновлении в Успенском соборе настенного иконописания, и о перенесении икон от столпов к стенам, чрез что лучше должен открыться внутренний вид храма и увеличиться простор. Для работ в верхних частях, предполагается устроить леса так, чтобы помост лесов снизу был прилично закрыт, а внизу храм оставался открытым для священнослужения и для молящихся. При сем, по моему мнению, заслуживает рассмотрения вопрос: приступить ли к сему делу в нынешнем году после Пасхи, или отсрочить оное до будущего лета.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Не смотря на Ноябрьское время, погода была самая теплая, при ясном небе; как будто летнее время возвратилось для дней торжества. Было четыре часа пополудни, начало уже смеркаться, когда из Георгиевского собора износили на раменах священники святые мощи. Очевидец этого торжества передает, что в это время «массы народа с зажженными свечами покрывали обширное плац-парадное место, всю обширную площадь от собора до Владимирской часовни и ближайшее к собору пространство городского сада. Народ стоял и на ограде, и на крышах башенок ограды, и на террасах колокольни. Разливалось целое море огня от зажженных свеч. Свечи горели ярко, не было ни малейшего ветерка. В воздухе раздавался звон колоколов при всех городских церквах. Духовенство и певчие продолжали начатое в соборе молебное пение. Хоры военной музыки исполняли священный гимн. Нельзя передать, какими благочестивыми чувствами был преисполнен каждый, взирая на плавно и высоко на раменах священников несомые блистающие раки со святыми нетленными мощами Великих Князей земли Русской – небесных покровителей и молитвенников пред Господом за всю землю Русскую. Что сказать о впечатлении, какое производило внутреннее благолепие соборного храма, когда поставлены были на свои места св. мощи, и когда началась отправляться в нем Божественная служба? И прежде, до обновления храма, он, во время совершаемого в нем Богослужения, производил особое впечатление, но теперь все в нем напоминало и о его древней славе, которую он имел при своем строителе св. Андрее Боголюбском. Присутствовавший при торжестве обновления древнейшего собора и пораженный сильным впечатлением во время совершаемого в нем Богослужения, один из маститых и ученейших людей со слезами выражал в слух, «что здесь, то есть во Владимирском соборе, он видит торжество веры» 211211 . Так, по благопромышлению Божию, суждено было Владимирскому Архиепископу Феогносту восстановить и обновить внутреннее древнее благоукрашение Владимирского Успенского собора. По восстановлении чудного благоукрашения внутри собора, Владимирский Архипастырь не мог уже более переносить запустения сего благознаменитейшего храма и по наружной его стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Всё сие произошло, как после Платон услышал, таким образом, что Императрица в самое служение приказала отдать указ Духовнику на имя Синода, и приказала ему и Протодиакону его Митрополитом провозгласить, но сие от Архиепископа было сокрыто. После обедни приветствовал Императрицу со днём торжественным тезоименитством Его Императорского Высочества, и возблагодарив за пожалование, приглашён был к столу, где благосклонно приняв его Императрица, и разговаривая, пожаловала ему блюдо и солонку серебряные позлащенные, и хлеб, поздравив его с собственными имянинами – а на третий день прислала на белый клобук богатый бриллиантовый крест. Итак, сим Платон быв обрадован, проводил Императрицу по надлежащему в Петербург в селе Всесвятском. Обрадован был Платон, но не обрадовались те, кои ему не доброжелательствовали, а власть по команде духовной имели в своих руках; почитали его для себя тягостным и не надеялись себя возвысить и усилить, разве унижением и ослаблением его; всё изобретали способы его беспокоить. Некоторые явились просители в Синоде, чего никогда не бывало. Ибо узнали, что есть такие, кои тому рады и им помогать будут. И хотя сие просители по делу не могли ничего получить, ибо оказались виновными; но между тем разными спросами, справками и нарочным продолжением был Митрополит обеспокоиван. При том в Москве, чего ни в какой почти епархии нет, команда разделилась, весь город и монастыри в команде Митрополита; но некоторые монастыри и два Собора, под ведомством Синода. Сии Архимандриты и Соборные попы, Митрополиту не токмо во многом не повиновались по обрядам церковным, но и досады разные причиняли. Что было тем несноснее, что все начальное служение надлежало было управлять в Успенском, ему не подчиненном Соборе, и с теми Архимандритами. Им наипаче содействовали взошедшие в особую у Императрицы доверенность, Митрополит Новгородский Гавриил, и Обер-Прокурор Пушкин, кои два в Синоде, делали, что хотели, и явно властью Синодскою, и тайно, ухищренными способы. А другие им угождая, хотя и нехотя, тому же последовали. Сие столь беспокоило Митрополита, что он почти едва какое служение мог отправлять в Успенском Соборе со спокойным духом. При том и к Императрице отзывался о разных епаршеских делах; однако не только не получил удовольствия, но ниже ответа. А сверх того, и частыми от колик болезнями до опасности жизни доводим был. Имея же в виду устроенное в Вифании спокойное уединение, напоследок во многом размышлении, призвав Бога в помощь, и совершив литургию, и сказав слово, в каких случаях можно от должности отпуску просить, послал прошение к Императрице 1792 года. Февраля 2 дня – об увольнении от Епархии, и оставлении его при Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Слово на молебствии по случаю рождения ее императорского высочества великой княжны Александры Александровны, сказанное в Харьковском Успенском соборе 6 сентября 1842 г. Святой Давид, изображая состояние человека, находящегося за свои добродетели под особенным благословением Божиим, говорит, что жена его «яко лоза плодовита, сынове его и дщери яко новосаждения масличная окрест трапезы его» ( Пс. 127:3–4 ). Если приятно и поучительно сретить такую картину семейственного счастья и в низкой доле, там приятнее и поучительнее видеть ее на престоле. Там радуешься простой радостью о благе ближнего; здесь веселишься и утешаешься великой радостью о благе целого неизмеримого царства. И этим-то драгоценным благословением благословляется престол Российский во все продолжение настоящего царствования! И этой-то святой радостью дано радоваться Отечеству нашему в продолжение многих лет! Вожделенное событие, нас ныне собравшее, служит новым звеном в сей цепи благословений свыше, и вместе новой порукой за ее непрерывность. Важный для целого царства был вопрос: продолжится ли благословение многочадия в порфироносном племени? не положено ли в Небесном Совете противного? Теперь с радостью видим, что не положено, что мы вправе ожидать еще новых радостей царственных, что благословенному Дому всероссийскому суждено свыше распространяться, возрастать, процветать и плодоносить. Да будет же благословен Господь, тако благодеющий православному Отечеству нашему! Я говорю «Отечеству», ибо приращение Дома державного есть милость Небесная для всего царства. Чтобы убедиться в том, довольно припомнить прошедшую судьбу России. Что пред воцарением благословенно владеющего ныне Дома предало, было, скипетр Российский в руки непорфироносные и открыло, было, путь к престолу искателям иноплеменным? – Оскудение царственного дома. Что после Петра Великого приостановило успехи России на поприще государственного благоустройства, и день славы отечественной среди величайшего утра едва не обратило в полночь? – Оскудение царственного Дома. Что и потом было главным источником недоумений, страхов, потрясений и печалей общественных? – Оскудение царственного Дома. После того кто, взирая не только на сынов и дочерей, но и на внуков царственных, окружающих ныне престол Всероссийский, не возрадуется духом за счастье царя и за судьбу Отечества? – Теперь доля наша – не опасаться и недоумевать, а радоваться и ожидать радостей. По самому естественному порядку вещей ветви царственного винограда нашего простираться будут за пределы Отечества, соплетутся с ветвями иноземных виноградов царственных и составят из себя целый обширный вертоград державного родства и союзов.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского. Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского. Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского. Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского. Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского. Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского. Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского. Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского. Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского. Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского. Патриаршее служение в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского. за темою Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Предстоятель Церкви звершив в Успенському в день пам " святителя в Успенському Московського Кремля. Митрофана у Нефтекамського з ключовими словами собори московського кремля   фотоальбоми у свято Входу Господнього до у Христа Спасителя. Серафима на свята Входу Господнього до у Христа Спасителя в 5-у Великого посту. Освячення храму Чуда Архангела в Хонех у м. Москви. (Абражея) в Утреня з читанням в Христа Спасителя Утреня з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя Наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського в 2-гу Великого посту.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2311315...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010