Это столь позднее появление высоких иконостасов объясняет нам, почему византийцы не пользовались данным термином для обозначения алтарной преграды. Первоначально к этому термину прибегали, когда речь шла о крюках, на которые подвешивали иконы, либо о подставках (аналои), на которые клали иконы. И уже много позднее термин  стал применяться для обозначения всей алтарной преграды. Не подлежит никакому сомнению, что форму алтарной преграды русские переняли от византийцев. От византийцев перешла к ним и тематика темплона (местный ряд, праздники, деисусный чин). Но очень скоро древнерусский иконостас приобрел такой монументальный размах, которого не знали византийцы. Уже в 1405 году фигуры деисусного чина увеличились до 2,10 м в высоту (иконостас работы Феофана Грека, Прохора с Городца и Андрея Рублева в Благовещенском соборе Московского Кремля), а три года спустя они достигли уже 3,14 м (иконостас работы Андрея Рублева и Даниила Черного во владимирском Успенском соборе). Соответственно увеличился и размер праздничных икон (0,80 X 0,61 м в Благовещенском соборе и 1,25 X 0,92 м в Успенском соборе). Иконы полуфигурного деисусного чина, происходящие из Звенигорода и приписываемые Андрею Рублеву, также имеют совсем необычные для византийских темплонов размеры (1,60 X 1,09 м). Здесь приходится говорить не о простом механическом увеличении икон, а о росте монументальных тенденций, порождающих совсем новое эстетическое качество. Если сюда присоединить еще строго центрическое построение всей иконостасной композиции, четко ориентированной на центральную ось, усиление значения силуэта, высветление колористической гаммы, приобретающей особую мажорность звучания, наконец, ослабление аскетического начала, то станет понятным, почему древнерусский иконостас так непохож на византийский. И когда к местному, деисусному и праздничному рядам присоединились в дальнейшем еще «пророческий», «праотеческий», «пядничный», «херувимский», «страстной» и «апостольский», то многоярусный иконостас превратился в грандиозный по своему монументальному размаху ансамбль, для которого невозможно найти сколько-нибудь близкой аналогии на византийской почве.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/tri-frag...

—117— 203 . 27 июля 1856 г. Его Высокопреосвященством было дано Моск. Свят. Синода конторе следующее, предложение. «Успенского собора о. протопресвитер и синодальный ризничий спрашивали меня о возможности допустить построение места для зрителей по разрешению дворцовой конторы, заведывающей устройством местности кругом Успенского собора ко времени Высочайшего Коронования: и я не противостоял сему, предполагая построение на удобном месте нескольких не высоких ступеней, расположенных так, чтобы передний ряд людей не заграждал зрения следующему. Вчера, по случаю посещения Успенского собора, усмотрено мной, что близ самого алтаря собора построены места довольно возвышенные. Это, по моему мнению, не одобрительно. Близь церкви двенадцати апостолов поставленные, столпы, кажется, означают, что будут места двухэтажные, из чего следовало бы, что в близости от Высочайшего шествия зрители стоять будут очень высоко. Это, по моему мнению, также не одобрительно. Притом озабочен я слухом, что построенные в разных местах столицы места для зрителей будут иметь значительную ценность, тогда как верноподданническое усердие требует, чтобы верноподданные старались один другому доставить удобство насладиться лицезрением Благочестивейшего Государя или совсем безмездно, или только с вознаграждением за издержки устроения удобных для зрения мест. Предлагаю сей предмет на рассуждение Синодальной конторы. Филарет М. Московский ». 204 . 13-го августа 1856 г. Его Высокопреосвященством было дано было духовенству следующее предписание. «В дополнение к епархиальному церемониалу, относительно священного коронования. Его Императорского Величества нужным признается следующее 1) Духовенству, имеющему быть в Успенском соборе во время торжественного шествия Его Императорского Величества быть в лучших парчевых облачениях. 2) В навечерии дня коронования ко всенощному бдению не начинать благовест прежде Успенского, не исключая и тех церквей, где храмовый праздник. 3) В день коронования ранним литургиям, где потребуется, быть в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Июля 5-го, в день памяти преп. Сергия, преосвященный писал мне: «Не вместе ли сегодня будем трапезовать на Саввинском? Если так, то в 2 часа вас там ожидают». На это братское приглашение я отвечал: «Извините и простите Бога ради, если на сей раз я не окажу вам послушания на счет трапезования: я дал слово одному человеку быть дома до трех часов. Я думал было ради праздника в моей обители сотворить хотя малое учреждение и пригласить к нему ваше преосвященство; но слыша от вас постоянные жалобы на расстройство вашего здоровья, оставил это намерение, опасаясь подать вам чрез то новый повод к жалобам». 22-го числа получена мною от преосвященного записка следующего содержания: «Время летнее уходит, купаться я ещё не начинал, а тошноты не прекращаются – моль эта, которою мне грозят: поэтому я хочу уехать на Угрешу и там купаться сегодня и завтра. Но как завтра я, может случиться, опоздаю к докладу, то благоволите, не ожидая меня, послать о себе докладчика в кабинет владыки. Между тем я выиграю часок, что бы не в самый жар ехать». Мы обыкновенно являлись с преосвященным Леонидом с докладами к митрополиту вместе, каждую неделю по вторникам и пятницам, к 5-ти часам пополудни, и если кто-нибудь из нас приедет на Троицкое подворье несколькими минутами раньше, то поджидает другого, чтоб непременно вместе явиться к владыке в гостиную, где большею частью мы рассуждали о делах. 31-го июля происходили между нами сношения относительно служения на другой день, 1-го августа, в Успенском соборе и совершения крестного хода на Москву-реку. По этому случаю я писал преосвященному: «Если для вас приятно будет завтра отслужить в Успенском соборе и совершить крестный ход, то я охотно предоставляю вам это утешение. Но если для вашего здоровья, быть может, полезнее было бы выехать за город, то с Богом отправляйтесь: я с усердием готов служить и в Успенском. О том, как вы изволите рассудить, благоволите меня уведомить заблаговременно». На это я получил от его преосвященства две записки. В первой он пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Закрыть Кто же бомбил Святогорскую Лавру? На Украине уже обвинили Россию, но наступающие войска не взрывают мосты 14.03.2022 15354 Время на чтение 5 минут Фото: spzh.news 12 марта по окончании Всенощного бдения в 22-00 по Свято-Успенской Святогорской лавре был нанесен авиационный удар, сообщил наместник лавры митрополит Арсений. В своем видеообращении, опубликованном на сайте обители, Владыка рассказал, что «бомба упала возле моста, который соединяет правый и левый берег Северского Донца, Лавру с городом Святогорском». В результате взрыва были выбиты окна в Успенском соборе, в Покровском храме, а также в гостинице Лавры, в которой на тот момент проживало 520 беженцев, в основном из Харькова и Изюма. Из них 200 человек – это были дети, некоторые получили ранения осколками стекла, потому что были выбиты окна и вылетели двери во всех трёх этажах гостиницы. В настоящее время, сообщил Владыка, люди находятся в лаврских подвалах, в стрессовой ситуации – у детей истерика. Когда произошёл авиаудар, в городе Святогорске проживало вместе с местными жителями и с беженцами около 10 тысяч мирных людей. Никаких воинских соединений на территории города Святогорска и на территории Свято-Успенской Святогорской лавры не было. То есть удар был нанесен по мирному городу и по одной из трёх святынь Украины – Свято-Успенской Святогорской лавре, подчеркнул архиерей. «Мы – братья, паломники и беженцы – обращаемся ко всем, от кого зависят подобные действия, что это безумие наносить авиаудары по мирным жителям и по людям, которые убежали от войны из-под обстрелов. История Святогорской лавры уже имеет такой опыт, 2014-15гг., когда жители Славянска, Крамоторска, Дебальцева находились здесь в убежище. Но не было никогда такого, чтобы по мирному Святогорску и по Лавре был нанесен тем более авиаудар», – сказал митрополит Арсений. «Последовало сообщение, что надо готовиться к еще одному авиаудару. Я не понимаю, кому это и зачем нужно. Призываю всех, кто меня слышит как наместника Свято-Успенской Святогорской лавры, кто имеет возможности повлиять на данную ситуацию, прекратить такие бездумные бомбёжки и удары по абсолютно мирным городам и мирным людям», - заключил наместник обители.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/14/kt...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Попасть на богослужения в Успенском соборе Лондона можно без регистрации 22.07.2021 11:16 Версия для печати Фото с сайта prichod.ru Лондон, 22 июля. С 20 июля прихожанам больше не нужно регистрироваться, чтобы попасть на богослужения в Успенском кафедральном соборе Лондона, передает портал « Приходы ». Накануне правительство Великобритании отменило большую часть ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции. «Ношение масок и социальная дистанция не требуются, но эти меры безопасности могут быть личным выбором духовенства и прихожан», — говорится в сообщении на сайте Сурожской епархии. По усмотрению настоятелей и приходских собраний приходы епархии могут оставить в силе часть ограничений, введенных ранее. «Обращая внимание на опасность продолжения распространения инфекции и связанным с этим риском для жизни и здоровья, призываю всех верных чад Сурожской епархии к усиленной молитве о прекращении эпидемии и к соблюдению всех рекомендаций и распоряжений властей, направленных на предотвращение распространения коронавируса», — сказано в обращении епископа Сурожского Матфея к духовенству и пастве.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Путь к совершенной молитве, не только сладостный, но и скользкий. И здесь имеются свои подводные камни и рифы. О них необходимо опытно знать. Во избежание умопомешательства, Исаия требовал читать молитву вслух. В уме, говорил, — нельзя! Нельзя ни в коем случае! Чтение в уме, в себе, может привести к повреждению ума. У нас в Лавре были живые примеры умопомошательства — иеродиакон Киприан и Иов. Иов дочитался, как рассказывали, вернее «дотворился» Иисусовой молитвы до того, что начал выходить утром к воротам обители или даже за ворота на восход солнца навстречу Иисусу Христу. Но, я думаю, не молитва этому была виной, а природная склонность человека к этому заболеванию. В миру много людей не молятся, но все равно психически заболевают. Это общий удел всех нас, детей Адамовых. «Жизнь есть не рай, но изгнание из рая!» Тоже святоотеческое выражение игумена Исаии. Я это от него впервые услышал. В общем, теперь я уже читаю и понимаю, что ничего нового отец Исаия нам не говорил. Все его дельные наставления – опыт Афонского исихастского монашества в лучших, совершенных и достойнейших его формах, восходящий к святителю Григорию Паламе. Но, заслуга игумена Исаии в том, что он открыл и донес до нас, до наших сердец его первым. И за это земно кланяемся мы ему… Бесы искушают. Ночное происшествие Вот в одну из таких ночей упражняемся мы в умном делании, в том же таки большом Успенском соборе. А тогда, в 1979 году, в Успенском соборе шла реставрация и центральный неф собора был зашит лесами. Ну, творим молитву Иисусову, бьем поклоны, а в ту ночь погода какая-то выдалась ветреная, бурная. Слышно ветер просто-таки переходит в шквал. Как вдруг, начался стук на лесах, в самом соборе, как будто ремонтники реставраторы там. Чу, что такое?! Там наверху никого не могло быть по определению: темно, ночь. Какие работы? Как вдруг с лесов, как сорвется что-то тяжелое, грузное, тут же и грохот падающих кирпичей и битого стекла (кто слышал и такое!). Да все это как посыплется с грохотом на пол… мы всполошились. Особенно я, несмелый, впечатлительный, отличавшийся особой боязнью. Гипноз страха обуял меня и стал нагнетаться от секунды в секунду…

http://pravmir.ru/igumen-isaiya/

По вертикали модульная сетка совпала с основными строительными уровнями: один модуль от пола - уровень укладки среднего связевого каркаса; два модуля пяты сводов рукавов креста; три модуля - начало барабана; четыре модуля - пята купола и четыре с половиной модуля - шелыга скуфьи. Данное построение оказалось близким анализу пропорций Успенского собора Московского Кремля, проведенному В. И. Федоровым. Найденный им в плане модуль укладывается по высоте четыре раза: два модуля до верха столбов (в перемышльском соборе до пят сводов), четыре модуля - до пяты купола центрального барабана (так же как в перемышльском соборе). Для подтверждения неслучайности этих совпадений было проведено сравнение основных размеров перемышльского храма (П) с уменьшенными вдвое размерами кремлевского собора (К). Получилось следующее (размеры в сантиметрах): длина по наружным стенам: П - 1920, К - 1951; ширина по наружным стенам: П - 1350, К - 1359. и от уровня первоначальных полов: до шелыг подпружных арок: П - 987, К - 987; до валика под барабаном: П - 1179, К - 1175; до пяты купола барабана: П - 1605, К - 1630. Такое совпадение размеров позволяет говорить о том, что при строительстве Успенского собора в Перемышле была использована ровно половина «меры» Успенского собора Кремля. При графическом совмещении разрезов перемышльского собора (М 1:50) и кремлевского собора (М 1:100) совпали не только эти параметры, но и высоты центральных барабанов. Последнее обстоятельство может свидетельствовать о том, что в состав «меры» канонизированного образца входила и высота барабана. Рассмотренный нами памятник изначально представлял собою довольно сложное, а местами и противоречивое произведение. C одной стороны, он обладал необыкновенно развитой структурой, щедро наделенной, пожалуй, всеми известными в то время частями и составляющими устройства храмового здания. С другой стороны, храм отличал весьма скромный декор фасадов. В этом смысле показателен поясок из двух валиков, отделяющий закомары от четверика.

http://sobory.ru/article/?object=01462

10 января . Воскресенье. Обедня в Троицком соборе. Сегодня день моей архиерейской хиротонии. Поздравил меня лишь один человек — протодиакон Василий Султанов. 24 января . Воскресенье. Служил обедню в Успенском соборе. Днем ездил с родственниками на кладбище. Вечером выехал из Смоленска, причем с большим трудом, билет достали за 2 часа до отхода поезда. Долго не мог заснуть. Вспоминал часы, проведенные в родном Смоленске. Мама рассказывала, что когда я рождался, в этот момент совершался колокольный трезвон в Смоленском Успенском соборе. Это было в 1923 году в канун Воздвижения. Рядом с польским кладбищем до сих пор стоит одноэтажная глазная больница. Когда в 1941 году немцы вступали в Смоленск, в районе нашей улицы ложилось много снарядов, и мы с родителями решили уйти из этого района, как раз в сторону кладбища. Там была относительная тишина. Мы зашли в глазную больницу. В ней никого не было. Сидели там, отдыхали. И вдруг слышим грохот. Мимо больницы двигался немецкий танк, а на нем сидели человек 10 солдат. Это был первый танк и первые немцы, которых я увидел во время войны. Танк остановился, немцы подбежали к нам и приставили винтовки нам к груди. Они что - то кричали, кажется: " Где большевики? " Я набрался смелости и сказал, что мы здесь случайно, спасаемся от снарядов, находимся здесь несколько часов и никаких большевиков не видели. Немцы удивились моей немецкой речи, опустили винтовки и посоветовали уходить из этого места, так как сюда идут новые танки. Мы пошли. Направление было как раз в сторону дома. По пути нас снова остановили немцы и заперли как бы в тюрьму: в здании бывшей школы с железными решетками на окнах. Сюда собрали человек 12 русских. Когда немец вталкивал меня в эту комнату, он ткнул дуло пистолета мне в лицо и что - то кричал. Я на всякий случай сказал, что со мною больные и старые отец и мать. Моя немецкая речь, видимо, опять повлияла благотворно. Когда наступил вечер, я обнаружил, что одна решетка на окне свободно вынимается. Мы ее вынули, открыли окно и быстро побежали через огороды домой. Все это я вспоминал, посещая могилу отца и матери на польском кладбище.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

В одну из таких ночей упражняемся мы в умном делании, в том же большом Успенском соборе. А тогда, в 1979 году, в Успенском соборе шла реставрация, и центральный неф собора был зашит лесами. Ну, творим молитву Иисусову, бьем поклоны, а в ту ночь погода какая-то выдалась ветреная, бурная. Слышно, ветер просто-таки переходит в шквал. Как вдруг начался стук на лесах, в самом соборе, как будто ремонтники-реставраторы там. Чу, что такое?! Там наверху никого не могло быть по определению: темно, ночь. Какие работы? Как вдруг с лесов как сорвется что-то тяжелое, грузное, и тут же — грохот падающих кирпичей и битого стекла. Да все это как посыплется с грохотом на пол! Мы всполошились. Особенно я, несмелый, впечатлительный, отличавшийся особой боязнью. Гипноз страха обуял меня и стал нагнетаться от секунды к секунде… Но тут раздается спокойный, ровный голос Исаии: «Не обращайте внимания. Это бесы искушают и отвлекают вас от молитвы!» Мы будто протрезвели, упокоились и продолжали дальше. Хотя какой-то животный страх все же присутствовал. Не отступал. Послушник, читавший Псалтирь на левом клиросе, должен был все это, как и мы, слышать. Спросили у него, но, странное дело, он ничего не слышал! Старец никогда не шел на компромисс, когда начальство предлагало ему «убавить обороты» По окончании не спешили разойтись. Все были ошарашены случившимся. Думали, думали, слово за слово, в конце концов, хоть и были уже уставшие, но спохватились и полезли на леса проверять. Облазили все закутки, ища, что упало, светили фонариками, искали. Послушник Игорь, держась за трос, натянутый над самым верхним карнизом (а карниз образует такой выступ, что можно пройти) обошел вокруг по периметру, но так ничего и не обнаружили. Никаких обвалившихся кирпичей, никакого стекла. То было, наверное, банальное бесовское наваждение и не более…». Прописаться в Почаевской лавре не удалось: «компетентные органы» строго контролировали всех прибывающих в лавру, и на о. Исаию поступил «компромат». Как повествуют современники старца, он никогда не возражал и не противился таким «претензиям»: смиренно собирал сумку и покидал обитель, попросив братию выслать потом вещи и книги по указанному адресу. Доводилось слышать нарекания в его адрес: мол, нигде не уживается, оказывает непослушание. Это неправда. Старец, следуя строгой монашеской жизни, никогда не шел на компромисс, когда начальство предлагало ему «убавить обороты», меньше проповедовать, не собирать вокруг богомольцев. Но люди сами тянулись к нему. К тому же многим он оказывал действенную духовную помощь, а часто и врачебную.

http://pravoslavie.ru/104127.html

В воинственной Византии отдавали предпочтение патронам империи – воинам: великомученику Георгию, Прокопию и другим. Из преподобных, на успенских фресках, выбраны главные, за исключением трех четырех имен. Впрочем все они, как более так и менее известные, совпадают с перечнем преподобных в названном нами подлиннике, где святые этой группы записаны особо, и мы встречаем здесь имена Варлаама, Иоасафа, Сисоя, Пимена, не говоря о прочих более известных 10 . Не подходит к этой группе один Парфений Лампсакийский, числящийся в ряду епископов – мучеников. Мы не отрицаем совпадения этих памятей с теми или другими событиями из истории тогдашней Москвы, но не думаем, чтобы это совпадение – и одно оно – дало право qvasi непринятым изображениям попасть на такое видное и в тоже время, не принадлежащее им место. Странно было бы допустить аномалию в образцовом соборе России и на таком выдающемся месте, если бы эти изображения не имели за себя церковных оснований и противоречили практике. Положительно этот вопрос можно было бы решить на основании сохранившейся живописи на других алтарных преградах, но, к сожалению, в одних она уничтожена, а в других не приведена в известность. Укажем на то, что нам известно. На алтарных столбах Благовещенского собора, закрытых теперь иконостасом, были открыты нынешним летом фрески с изображением Преподобных. Их помещено по нескольку на лицевой стороне столбов, обращенной к народу. Таким образом, до существования высокого иконостаса, эти изображения были открыты и занимали тоже положение, что и фрески Успенского собора. Стоило только связать эти столбы глухой перегородкой и продолжить настолпные изображения на средину предалтарной стенки, чтобы получился такой же ряд изображений и такая же расписанная фресками стена, что и в Успенском соборе. Еще покойный Снегирев заметил за отставленными местными иконами в Звенигородском соборе изображения каких-то святых с хартиями и, между прочим «ангела в плаще или мантии с шишаком на голове, похожем на фригийскую шапку».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010