Мы приближаемся к завершающему периоду первой седмицы Великого поста. Минули уже четыре замечательных дня, исполненных молитвы, воздержания, духовных размышлений. Дай Бог, чтобы благие перемены произошли в наших сердцах. Ради этого Господь и стал Подвигоположником нашего пощения, ради этого и дается человеку в посте все необходимое и потребное для его духовного здравия. Нам же с вами следует использовать эти благие средства воспитания себя для того, чтобы закалить свой дух, увидеть перед собой перспективу спасения, изменить свою жизнь. И да поможет нам во всем этом Господь! Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5, 23). Аминь. 2004 Утраченный и возвращенный рай. Слово за Божественной литургией в Прощеное воскресенье в Успенском кафедральном соборе города Смоленска (22 февраля 2004 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Прощеное воскресенье, а уже завтра мы вступаем в Великий пост. Канун Святой Четыредесятницы неизбежно обращает наши мысли к тому духовному подвигу, который ожидает каждого христианина, желающего достойно приуготовить свою душу ко грядущему светлому празднику Пасхи Христовой. Согласно Уставу Церкви, в нынешнее воскресенье также вспоминается Адамово изгнание, когда первые люди были удалены из рая за ослушание Бога. В сегодняшних чтениях Слова Божия мы находим замечательные слова, столь важные для христианского устроения нашей жизни. Евангельское чтение заканчивается так: …где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). То есть там, где обретается главная ценность вашей жизни, и будет находиться для вас центр духовного притяжения, там будет лежать область приложения всех сил вашей души. Апостол же Павел, обращаясь к римлянам в своем Послании, говорит: Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света (Рим. 13, 12). На первый взгляд, речь здесь идет о разных вещах. Однако сегодняшние и евангельское, и апостольское чтения учат нас одному и тому же.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

А то древо жизни, о котором говорит Слово Божие, — это Божественное начало, питавшее первых людей и долженствующее поддерживать своей благодатной энергией весь человеческий род, весь космос, все творение. Дни Великого поста даются нам для того, чтобы мы посредством вдумчивой и напряженной работы над своим внутренним миром обрели силу и способность открыть себя навстречу Божией благодати, дарующей исцеление души и тела. И да поможет нам Господь в этом спасительном делании! Аминь. О грехе праздности и добродетели трудолюбия. Слово по окончании великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе города Смоленска (6 марта 2006 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Грех, совершенный первыми людьми, разорвал связь между человеком и Богом. Иначе и быть не могло, потому что грех есть не что иное, как сознательное противостояние Богу. Господь сотворил мир таким образом, что он может находиться в гармоничном состоянии только тогда, когда в его центре — Сам Бог. Человек же захотел себя поставить на место Бога, стать как Бог, и потому весь миропорядок, учрежденный Богом в великом акте творения, был нарушен. Человек не только разорвал свою связь с Богом — Источником жизненной энергии, но он разрушил и свои отношения с окружающим миром, с природой — таким же Божиим творением, как и он сам. Создавая мир и человека, Бог свидетельствовал о том, что все Им созданное — хорошо (Быт. 1, 31). Повествование о рае земном, в котором был поселен человек, подтверждает, что жизнь в райском саду была действительно гармоничной и прекрасной и человек пребывал в особых отношениях с окружающим его миром. Но совершённый человеком грех в корне изменил порядок жизни. И в той же книге Бытия после слов, описывающих состояние человека в райском саду, появляются иные, грозные слова — Бог, обращаясь к Адаму, говорит: проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе… в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Вот и старец Алексий Зосимовский . Он был священником в Успенском соборе. Его уговаривали не уходить, так как он, как маститый старец, был бы украшением собора. Но уйдя в монастырь и даже в затвор, и как бы погубив душу свою, т. е. душевные способности, он приобрел духовные, которые ведут в жизнь вечную. И даже теперь он больше пользы приносит и известен по всей России. 12 июня 1924 г. В этот день в 1917 г. я приехала в монастырь и поступила в него. Теперь пришел к нам Батюшка Никон и стал рассказывать о своем старце Варсонофии, о наставлениях его к духовным детям, которые заключали в себе мысль: жизнь есть блаженство. Можно возразить: как же это может быть, если кругом в жизни мы видим скорби, страдания, лишения? Но Батюшка все учил: – Жизнь есть блаженство. В чем же оно? – Господь наш Иисус Христос отвечает нам, в чем заключается блаженство. – Блаженни нищии духом, ибо их есть Царство Небесное. Значит, блаженни смиренные, т. е. сознающие свои грехи, свое недостоинство. Из одной заповеди вытекает другая – кто сознает себя недостойным и грешником, тот плачет о своих грехах и, таким образом, соблюдает вторую заповедь: Блаженни плачущие, ибо они утешатся. Кто сознает свое недостоинство, кто плачет о грехах своих, тот не может гневаться на другого, тот будет кроток по примеру Спасителя, Который сказал: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем... и таким образом будем исполнять третью заповедь – блаженни кротции, ибо они наследуют землю. Такие будут желать всей душой только правды Божией – если будут исполнять четвертую заповедь: блаженни алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Исполнив все эти заповеди, человек так очищает сердце, так приуготовляет себя, что уже никакие страдания и лишения, ради Господа переносимые, не тягостны ему. Блаженни вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить на Меня, радуйтесь и веселитеся, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Когда священник, благословляя, произносит молитву – во имя Отца и Сына и Св. Духа, то совершается тайна – благодать Св. Духа нисходит на того человека. И наоборот, если человек только устами произносит отречение, то благодать тотчас отходит от него, и человек тот делается другим, и понятия его изменяются.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Но они могли бы хорошо это знать, теперь еще лучше, чем тогда; так как теперь солнце евангелия ясно светит каждому в лицо». Незнание теперь еще больший грех, чем тогда. Но Агнец Божий молится за все эти грехи неведения. «Отче, прости им, не ведят бо, что творят! «К чему была бы такая молитва о прощении грехов неведения, если бы они не вменялись? Пусть, следовательно, никто не извиняется своим неведением и приносит покаяние и в грехах неведения.» – «Смотри, какое величие любви Иисуса Христа и благодати Божией! поучает еще тот же святитель. Достаточно было бы одного движения Его воли, и весь мир был бы сокрушен и уничтожен пред Его славою; но Он молится: Отче, прости им... Он думает не о Себе, не о Своей скорби, но Он молится за нас, грехи которых причинили Ему столько ран». (Иннок. Херс.) Разделяюще ризы (одежды) Его и пр. Одежды распинаемых обыкновенно отдавались распинателям, а они делили их между собою, как знали. Еванг. Иоанн повествует о разделе одежды Иисуса Христа подробнее, чем св. Лука и прочие евангелисты. Так он пишет ( Ин.19:23, 24 ): воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его (верхнюю одежду, сандалии, также пояс) и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон (это – нижняя одежда); хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху, и воинам жаль было раздирать его. И так, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет; да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей метали жребий ( Пс.21:19 ). Предание говорит, что хитон был куплен у воина, которому он достался по жребию, одним юношею из Грузии, по имени Елиозом, присутствовавшим при распятии Иисуса Христа. Там, в Мцхете, впоследствии, риза Христова найдена была в патриаршей ризнице и персидским шахом Абасом, покорившим Грузию, прислана была нашему царю Михаилу Феодоровичу в 1625 г. Часть ее доселе хранится в Московском Успенском соборе. Здесь же хранится и часть древа животворящего креста, на котором был распят Спаситель, и один из гвоздей, которым Он был пригвожден ко кресту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Патриарший визит в Тобольскую митрополию. Литургия в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля. Хиротония архимандрита Никанора (Анфилатова) во епископа Енисейского и Лесосибирского 22 июня 2014 г. 19:12 22 июня 2014 года, в неделю 2-ю по Пятидесятнице, день памяти Всех святых, в земле Русской просиявших, и День памяти и скорби, Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Тобольск. В Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля Предстоятель совершил Литургию и возглавил хиротонию архимандрита Никанора (Анфилатова) во епископа Енисейского и Лесосибирского. Фото: О. Варов Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриарший визит в Тобольскую митрополию. Литургия в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля. Хиротония архимандрита Никанора (Анфилатова) во епископа Енисейского и Лесосибирского» Фотоальбом «Патриарший визит в Тобольскую митрополию. Литургия в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля. Хиротония архимандрита Никанора (Анфилатова) во епископа Енисейского и Лесосибирского» Фотоальбом «Патриарший визит в Тобольскую митрополию. Литургия в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля. Хиротония архимандрита Никанора (Анфилатова) во епископа Енисейского и Лесосибирского» Фотоальбом «Патриарший визит в Тобольскую митрополию. Литургия в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля. Хиротония архимандрита Никанора (Анфилатова) во епископа Енисейского и Лесосибирского» Фотоальбом «Патриарший визит в Тобольскую митрополию. Литургия в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля. Хиротония архимандрита Никанора (Анфилатова) во епископа Енисейского и Лесосибирского» Фотоальбом «Патриарший визит в Тобольскую митрополию. Литургия в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля. Хиротония архимандрита Никанора (Анфилатова) во епископа Енисейского и Лесосибирского» Фотоальбом «Патриарший визит в Тобольскую митрополию. Литургия в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля. Хиротония архимандрита Никанора (Анфилатова) во епископа Енисейского и Лесосибирского»

http://patriarchia.ru/db/text/3678410.ht...

Января 29, 1866 г. Александрийская телеграмма возвращена ко мне, и при сем прилагается. Из нее видно, что известие посылается уже в третий раз. Не воздвигается ли преграда? Не полезно ли было бы получить ускорительное сведение от консула? Дело Канц. Об. Прокур. 1866 г. II отд. 26. 179. Два письма Митрополита Филарета о возобновлении стенной живописи и позолоты в Большом Успенском соборе в Москве 9 Марта и 14 Мая 1866 г. 30 Декабря 1865 г. Московская Синодальная контора ходатайствовала о разрешении произвести очистку и поновление стенного писания и позолоты в Московском Большом Успенском соборе с сохранением прежних изображений и стиля, объясняя, что все потребные для сего расходы принимают на себя церковный староста собора и его помощник, потомственные почетные граждане Смирновы. Не получая до 9-го Марта желаемого разрешения, Митрополит Филарет писал графу Д. А. Толстому: † Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Из прилагаемой при сем канцелярской записки изволите усмотреть, что еще 30 Декабря от Синодальной конторы представлено Св. Синоду о разрешении возобновить стенное писание в Успенском соборе. Соборный староста Смирнов, предпринимающий сие на свое иждивение, просит нельзя ли ускорить разрешение, чтобы он мог выгоднее купить материал для лесов и ранее начать дело, чтобы не опоздать оным к храмовому празднику. Благоволите по возможности споспешествовать сему. Призывая Вам благословение Божие, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский . Марта 9, 1866 г. В ответ на это письмо граф Толстой уведомил Преосвященного Филарета, что 19 Февраля 1866 года последовало Высочайшее соизволение на ходатайство Московской Синодальной конторы, о чем и послан ему указ. Вслед за сим Преосвященный Филарет вновь писал Графу Толстому: 180 Конфиденциально. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Есть из Петербурга сведение, с признаками достоверности, что 20 или 22 дня сего месяца можно ожидать Высочайшего прибытия в Москву. С Высочайшего разрешения, в Успенском соборе предпринято возобновление стенного иконописания. Дело сие начиналось, и было остановлено, по вероятности, ожиданием Высочайшего прибытия в Москву; но по прекращении ожидания, в соборе, в продолжении времени около двух недель, поставлены леса до самых сводов и начато возобновление.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Но как человек он был несколько грубоват, и бритое лицо его всегда оставалось строгим и даже мрачноватым. Говорили, что у Данилина железные руки и весь хор в его руках 463 . Первым помощником Данилина был Николай Семенович Голованов, в то время студент консерватории по классу композиции. Тоже талантливый дирижер, с обликом мягче, чем у Данилина, и к тому же совсем молодой – лет девятнадцати-двадцати. Он тоже пользовался у певцов большим уважением, все сулили ему большую будущность – и, как известно, не ошиблись. Вторым помощником Данилина был молодой человек, чьей фамилии я не помню, помню только лицо. Очень близорукий, он носил сильные очки, которые увеличивали его глаза и придавали всему лицу выражение некоторого удивления и растерянности, – это было и смешно и умилительно. Он был очень добр и вежлив с певцами, которые любили его, но считали дирижером слабее Голованова и, тем более, Данилина 464 . Был еще один помощник Данилина, тоже молодой человек, но этого я совершенно не помню 465 . Обилие помощников регента объяснялось тем, что в Успенском соборе Кремля, где пел Синодальный хор, имелось два клироса, правый и левый, и на каждом свой хор, а главное, в соборе служилось столько служб разного рода, что необходимо было иметь резерв и певцов и дирижеров. Священников в Успенском соборе тоже имелось несколько, но мне особенно запомнился своим видом один: высокий, тучный, с длинными черными волосами, которые прямыми космами ниспадали на его широченные плечи. Певцы хора прозвали его Морским Царем (из «Садко» Римского-Корсакова). А кто навсегда остался в моей памяти, так это протодьякон Розов. Великан-красавец, с копной черных длинных кудрей на голове, с пышной окладистой бородой и такими же пышными усами, с исключительным по силе и тембру басом, он производил на всех, кто его слушал, незабываемое впечатление. Были и у Розова два помощника-дьякона с неплохими голосами, но в сравнении с голосом Розова они блекли и стушевывались. Довольно часто в Успенском соборе служил сам митрополит Макарий, и тогда на середину выдвигали высокий помост, на него восходил митрополит, священники и Розов, и начиналось облачение митрополита, сопровождаемое возгласами, молитвами и пением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На патриаршей Литургии 19 августа 1991 года мы не молились о властях Во время путча я был в Успенском Соборе Московского Кремля, участвовал в богослужении вместе с Патриархом. Когда мы узнали об этом событии, Патриарх Алексий сказал, что мы не будем поминать власть, как делаем обычно за каждой Литургией. Святейший отменил прошение о властях. 19 августа, 2011 Во время путча я был в Успенском Соборе Московского Кремля, участвовал в богослужении вместе с Патриархом. Когда мы узнали об этом событии, Патриарх Алексий сказал, что мы не будем поминать власть, как делаем обычно за каждой Литургией. Святейший отменил прошение о властях. Август 1991 года, каким он запомнился? Что дали стране эти 20 лет? Перемены произошли во благо ли? ПРАВМИР начинает цикл воспоминаний об августе 1991 года и судьбах людей СССР… О своем видении августовских событий 1991 года читателям рассказывает протоиерей Димитрий Смирнов , настоятель храма святителя Митрофана Воронежского в Петровском парке, член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Отец Димитрий Смирнов. Фото Юлии Маковейчук Во время путча я был в Успенском Соборе Московского Кремля, участвовал в богослужении вместе со Святейшим Патриархом. Когда мы узнали об этом событии, Патриарх Алексий сказал, что мы не будем поминать власть, как делаем обычно за каждой Литургией. Святейший отменил прошение о властях. Как я видел августовские события тогда и сейчас? Могу сказать, что мое мировоззрение вполне сформировано, а вновь изменяющаяся ситуация в стране на него влияет мало. Поэтому я не знаю, кто там что переосмысливает, я не философ и до сих пор у меня нет информации, что на самом деле произошло. Горбачеву я никогда, ни на секунду не верил, поэтому мне трудно придерживаться версий про Форос, про какие-то довоенные приёмники, которые оказались на вновь построенной даче… Это похоже на события 11 сентября в Нью-Йорке . В политике много вещей, о которых обыватели не информированы. Поэтому зачем гадать? Гадать я не люблю, шарлатанов и без меня полно.

http://pravmir.ru/na-patriarshej-liturgi...

«Извещен я, что преосвященный Черногорский возвратится (из Лавры) сегодня в 9 часов. Не соблаговолите ли отправить за ним ваш экипаж с 4-мя конями в шорах, в 7 3/4 ч. Затем, если вам экипаж нужен, – карета парою к вашим услугам; я же думаю в 3 часа отправиться (в другой карете) в Симонов к вечерне. Как изволите находить мои предложения и намерения?» На другой день, 10-го числа, в 11 часов вечера снова пишет: «Мои кони были в хомуте от 7-ми утра до 10-ти вечера. Не одолжите ли ваших на смену – часам к 9-ти утра. К трем прошу вас, по данному уже вами согласию, пожаловать ко мне откушать». Во-вторых, высокопреосвященный митрополит от 15-го июня писал мне, между прочим: «Скажите Чудовскому наместнику, что он не исполняет свои обязанности. До сих пор не знаю я о пребывании в Москве преосвященного Черногорского и возвращении из Лавры, и о времени отбытия его». Июня 15-го – день памяти св. Ионы митрополита Московского. Памятуя, что рассказ о жизни сего святителя на последнем академическом экзамене, в присутствии Московского владыки Филарета, дал неожиданное для меня направление моей службы в Москве, я пожелал совершить в этот день литургию в Успенском соборе, тогда как располагался служить там и преосвященный Леонид. На мою о сем просьбу преосвященный отвечает мне от 13-го числа: «От служения в день св. Ионы в Успенском соборе я готов, ряди вашего утешения, отказаться, но с тем, что, если и в воскресный день надобно быть в Успенском соборе служению архиерейскому, вы и сей день, по великодушию вашему, возьмете на себя: мне же, если что не воспрепятствует, хотелось бы за городом провести его, после нескучной, но и не легкой службы истекающей недели». В последних словах, под нелегкой службой, вероятно, разумеется ухаживанье за черногорским гостем. В субботу, 22-го июня, преосвященный писал мне: «Полагаю, что завтра не ранее 5-ти или 6-ти час. выберусь из города. Прежде, нежели выберусь, имею надобность посоветоваться с вами. Как это устроить? Я буду дома со второго часа. Научите: мне ли приехать к вам и когда; вы ли ко мне пожалуете и когда?»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Современные философы игнорируют понятие о грехе, считает патриарх Кирилл «В новейшее время в философии, которая стала господствующей, фактор греха полностью исключается, его нет, о нем не говорят. Вместо греха появилось другое понятие — многообразие человеческого поведения: каждый человек делает то, что он считает нужным делать, и он защищен этой общей философией права человека творить беззаконие», — сказал патриарх на проповеди в Успенском соборе Московского Кремля. 29 июня, 2011 «В новейшее время в философии, которая стала господствующей, фактор греха полностью исключается, его нет, о нем не говорят. Вместо греха появилось другое понятие — многообразие человеческого поведения: каждый человек делает то, что он считает нужным делать, и он защищен этой общей философией права человека творить беззаконие», — сказал патриарх на проповеди в Успенском соборе Московского Кремля. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что современные философские идеи ошибочно исключают понятие о грехе. «В новейшее время в философии, которая стала господствующей, фактор греха полностью исключается, его нет, о нем не говорят. Вместо греха появилось другое понятие — многообразие человеческого поведения: каждый человек делает то, что он считает нужным делать, и он защищен этой общей философией права человека творить беззаконие», — сказал патриарх на проповеди в Успенском соборе Московского Кремля. Тем не менее, по мнению Предстоятеля, греховная природа человека все же существует. Грех совершает каждый человек, и каждое последующее поколение людей этот грех усугубляет. Патриарх Кирилл сравнил этот процесс со «снежной лавиной», которая «разрушает многое на своем пути». Патриарх Кирилл привел в пример слова русского мыслителя и богослова митрополита Московского Платона (Левшина), жившего во время царствования императрицы Екатерины II: «Сколько законов было принято и сколько силы было употреблено, а не могли удержать нагло текущий поток беззакония». «Это восемнадцатый век, который нам вообще представляется веком святых, подвижников! А один из них, взирая на обстоятельства его времени, говорит, что ни законы, ни сила не способны удержать нагло текущий поток беззакония! Что же сделалось с этим потоком за прошедшие 300 лет?!», — добавил патриарх.

http://pravmir.ru/sovremennye-filosofy-i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010