Речь перед благодарным молебствием о благополучно совершившемся бракосочетании Государя Наследника, сказанная в Херсонском Успенском соборе 28-го октября 1866 г. Возлюбленная о Христе братия! Случай чрезвычайный созвал нас в такой час 20 под кров сего святилища. Г. Начальник губернии сегодня имел счастье получить от Его Величества извещение о том, что священнодействие торжественного бракосочетания Наследника Цесаревича совершено благополучно вчера, в 2 часа по полудни. Извещая о сем радостном событии, Самодержавный Отец царственной семьи и великого семейства народа русского, тут же заявляет свои надежды, что все верноподданные Его полусветного царства не укоснят выразить полное сочувствие к совершившемуся делу, и вознесут ко Господу Богу благодарственные молитвы за ниспосланное свыше благословение на державную Чету, на весь Августейший Дом и на всю святую православную Русь. Нужно ли что прибавлять к сему? Какое сердце русское не поймет вполне родного голоса возлюбленного своего Отца-Монарха и не отзовется на него трепетным восторгом? Кто из нас, в чувствах глубочайшей признательности к Царю-Благодетелю, к Царю-Освободителю, к Царю-Преобразователю не поспешит излиться в св. благожеланиях и молитвах перед Царем царей, да почиет Его благословение на сыне царевом, – на нашей надежде будущего благоденствия, на нашем Наследнике престола Русского, соединившем на веки перед престолом Божиим и руку, и сердце свое с рукой и сердцем Благоверной Государыни Великой Княгини Марии Феодоровны. Преклоним же колена душ и телес, в притрепетном благоговении и с искренней мольбой, – преклоним перед непостижимым величеством Того, перед Коим преклоняется всяко колено небесных, земных и преисподних. Пусть недремлющее и всевидящее Око узрит, что мы не внешне только, но и внутренне истинные сыны отечества, что мы не устами только исповедуем, но и в сердце прославляем дивное величие щедрот и благодеяний, которые непрерывно льются от престола царева на все сословия царства Русского. Боже царей и царств земных! Положив венцы от камене честна на главах Порфирородных, Ты увенчал их не одной лишь славой и честью, но и благословением благостным и зиждительным. Молимся Тебе со всей Церковью Твоей: утверди на веки это благословение Твое на юной царственной Чете, да поживут о имени Твоем в здравии и долгоденствии, в мире и радости о Дусе Святе, на благо, на радость, на славу державного дома Романова и Богохранимой земли Русской. 20 Депеша Губернатором получена была в 11 часов перед полуднем, а молебен был в 2 часа по полудню. Читать далее Источник: Херсон. Печатано в типографии И. О. Ващенко. 1870 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Новости Святейший Патриарх Кирилл Современные философы игнорируют понятие о грехе, считает патриарх Кирилл «В новейшее время в философии, которая стала господствующей, фактор греха полностью исключается, его нет, о нем не говорят. Вместо греха появилось другое понятие - многообразие человеческого поведения: каждый человек делает то, что он считает нужным делать, и он защищен этой общей философией права человека творить беззаконие», - сказал патриарх на проповеди в Успенском соборе Московского Кремля. Современные философы игнорируют понятие о грехе, считает патриарх Кирилл «В новейшее время в философии, которая стала господствующей, фактор греха полностью исключается, его нет, о нем не говорят. Вместо греха появилось другое понятие - многообразие человеческого поведения: каждый человек делает то, что он считает нужным делать, и он защищен этой общей философией права человека творить беззаконие», - сказал патриарх на проповеди в Успенском соборе Московского Кремля. Святейший Патриарх Кирилл Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/analitik...

Поминальная служба по погибшим в авиакатастрофе хоккеистам прошла в Успенском соборе в Ярославле. Ее возглавил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон. 16 октября. ПРАВМИР. Поминальная служба по погибшим в авиакатастрофе хоккеистам прошла в Успенском соборе в Ярославле, сообщает РИА Новости . Ее возглавил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон. Напомним, что самолет Як-42, на котором летели игроки «Локомотива», разбился 7 сентября в Ярославской области. Из находившихся на борту 45 человек в живых остался только бортинженер Александр Сизов, а все хоккеисты и сотрудники клуба погибли. Помолиться об упокоении погибших пришло около 500 человек, среди которых были родные и близкие погибших, а также первые лица Ярославля и области. На поминальные мероприятия в связи с сороковым днем после трагедии прибыли почти все родственники погибших, из Киева приехали родители Даниила Собченко и мама Виталия Аникеенко, из Канады прилетела жена главного тренера команды Брэда Маккриммона. Из храма люди отправились на Леонтьевское кладбище, где похоронены хоккеисты, а затем в ледовый дворец «Арена», где проходит церемония-реквием, в котором принимают участие Юрий Башмет, Игорь Бутман, хор Владимира Минина, а также юные хоккеисты. Те, кто ранее приобретал абонемент на игры «Локомотива» и не сдал их после известия о гибели основного состава команды, могли пройти на концерт бесплатно. Средства от продажи билетов пойдут в фонд помощи родным погибших хоккеистов и сотрудников клуба. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/v-yaroslavle-vspominay...

Перед сражением с врагами Всеволоду Георгиевичу и всему его войску было замечательное видение, о котором так сообщает летопись: «Когда был Всеволод за Суздалем, увидели чудную Матерь Божию Владимирскую (т.е. златоверхий Владимирский храм) и весь город до основания, как будто стоящим на воздухе; явил Бог и Святая Богородица новое чудо, (которое) зрели Князь и весь полк, и все, видя такое чудо, говорили, Княже, ты прав, поезжай против него!» (т.е. Мстислава Ростиславича 18 ). Однако Всеволод Георгиевич, «будучи благосерд», по замечанию летописи, пытался мирными переговорами отвратить кровопролитие, и только когда мирные предложения были отвергнуты, он вступил в битву и разбил Мстислава на поле близ города Юрьева Польского 27-го июня 1176 года. Но еще все время до 1182 года можно считать таким периодом великого княжения Всеволода Георгиевича, в который он должен был утверждать свою власть, выступая в походы то против не покорявшихся ему Рязанских князей, то против вольнолюбивого Новгорода, то даже против Киевского князя Святослава Всеволодовича, с которым вообще, и ранее и после того, был в большой дружбе. В последующее время своего княжения Всеволод Георгиевич также должен был иногда усмирять непокорность и междоусобия Русских князей; но власть Всеволода Георгиевича теперь была уже настолько упрочена в Русской земле, что он мог нечасто прибегать к силе оружия; и вообще по своему миролюбию он предпочитал действовать не оружием, а путем мирных договоров. Только Рязань и ее князей еще 4 раза принужден был усмирять Всеволод Георгиевич силой оружия да, чтобы устрашить враждебных ему тогда Черниговских князей, завоевал принадлежавшую им область Вятичей. Утвердив прочно свою власть, охраняя и восстановляя мир в земле Русской своим мудрым управлением, великий князь мог обратить свое оружие против врагов внешних и заняться благоустроением своих областей. В 1183 году, во главе князей: Рязанских, Муромского 19 , Смоленского и сына князя Киевского, Всеволод Георгиевич отправился в поход против волжских болгар. На пути присоединились к Русским князьям еще половцы, – и можно было от этого похода ожидать весьма большого успеха. Но едва только стали готовиться к осаде первого неприятельского города (Великого города в серебряной Болгарии), родной племянник великого князя, юный, отважный Изяслав Глебович, преждевременно выступивший на врагов, был смертельно ранен, – и пораженный горестью Всеволод Георгиевич вскоре возвратился из похода. Однако его войска успели еще одержать две победы над врагами, и последние стали просить мира. Изяслав Глебович скончался на возвратном пути на острове Исадах на р. Волге, и тело его Всеволод Георгиевич привез во Владимир для погребения в соборном храме. Кроме этого похода великий князь совершил еще успешный поход против половцев (1199), а воеводы его ходили два раза с успехом против волжских болгар (в 1186 и в 1205 годах).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

елей... Когда же и молитва приносится, и елей освящается, тогда помазуемые елеем обретают отпущение грехов, как блудница, которая помазала ноги Спасителя и от них прияла помазание на себя» iv   (сравнение Елеосвящения с воспоминаемым в Великую среду помазанием Христа блудницей дает ключ к символике совершения чина общего маслоосвящения именно в Великий четверг v ). Понимание Великого четверга как исключительного дня общего (т. е. предназначенного не только для больных) Елеосвящения доныне сохраняется в греческой практике vi .Поэтому, например, в греческом «Великом синекдимосе» - сборнике молитв, библейских чтений и песнопений важнейших служб всего года – в разделе, относящемся к Великому четвергу, читатель найдет ни что иное, как чинопоследование Елеосвящения. Оно совершается после утрени Великого четверга, а отличием его от обычного Елеосвящения над болящими служит то, что седмеричный цикл Апостолов, Евангелий и священнических молитв не сопровождается в чине семью помазаниями, но в конце чина все молящиеся поочередно подходят к Евангелию для его целования, и только тогда предстоятель однократно помазывает им лоб и руки vii . Точно та же  практика совершения общего маслоосвящения – с однократным помазанием вместо семикратного – была широко распространена и на Руси до середины XVII века, а после XVII века продолжала сохраняться в богослужении Великого четверга в крупнейших российских соборах и монастырях – например, в Успенском соборе Московского Кремля viii . Лишь в последние десятилетия XX века в России, на Украине и в Белоруссии широко распространился новый обычай совершения общего Елеосвящения не только на Страстной, но и на других седмицах Великого поста, причем, в отличие древнерусской и современной греческой традиций, это общее Елеосвящение стало совершаться не с одним, а с семью помазаниями. Описание порядка совершения общего маслоосвящения в Успенском соборе Московского Кремля можно найти в  Приложении 3  к настоящей заметке ix . Умовение ног Евангельским основанием чина умовения ног, также совершаемого в Великий четверг, служит рассказ ап.

http://bogoslov.ru/article/398148

Уступчивость Филиппа можно объяснить, конечно, влиянием большинства иерархов, в которых скоромный соловецкий игумен должен был видеть голос русской церкви. Можно объяснять ее и уступчивость царя. Филипп отказался бороться против опричнины, как института, но не отказался бороться против ее злоупотреблений. Возвращенное церкви право печалования давало ему некоторую надежду на смягчение ужасов опричного режима. Так мы вправе истолковать его избирательную капитуляцию. Но, толкуя ее так, относясь с благоговением к чистоте одушевляющих его намерений, нельзя не остановиться перед этим фактом колебаний, уступок, – как бы некоторой слабости, проявленной святителем на пороге его нового служения. Июльские дни его жизни поразительно напоминают первые дни его игуменства в Соловках. Эти драгоценные черточки столь бледно вырисовывающегося его портрета, говорят все о том же: в природе Филиппа не было энергичной властности, уверенности в себе, твердого знания своих целей и средств… Его первое движение – бежать от тяжкого бремени. Но раз приняв его, он несет мужественно и верно. Его силы растут под тяжестью ноши, раскрываются новые, неподозреваемые нами стороны личности: Филипп – хозяин соловецкий кажется совсем другим человеком, чем Филипп – страдалец за всю русскую землю, но он все тот же. Сила Божия совершилась в немощах и благодать восполнила естественную скудость. Через четыре дня после подписания избирательной грамоты, 24 июля, состоялось официальное избрание Филиппа царем, со всем освященным собором. «И возведоша его того дня на митрополич. двор». А еще через день, 25 июля, совершилось торжественное поставление нового митрополита в Успенском соборе. До нас дошел чин этого торжественного действия, как оно совершалось в Москве в XVI столетии. Заимствуем подробности в изложении митр. Макария: «В день, назначенный для поставления митрополита, ус-трояли в Успенском соборе впереди амвона особое возвышение и на нем ставили два седалища, с правой стороны для государя, а с левой для. архиепископа (Новгородского, старейшего в русской церкви. Г. Ф.) и по обе стороны, несколько пониже, ставили длинные седалища для епископов, а перед возвышением на полу начертывали большого орла с распростертыми крыльями. Перед литургией выводили нареченного из алтаря в полном облачении и ставили на орла. По окончании трисвятой песни, рукополагали его во епископа-митрополита, и он уже сам продолжал и оканчивал литургию… По окончании литургии, святители брали нового первосвятителя под руки, вели на возвышение среди церкви и там три раза сажали его на место, произнося: «ис полла эти, деспота», – после чего митрополит разоблачался, и на него возлагали святители панагию, мантию с источниками и белый клобук и отводили его на его митрополичье место каменное. Тогда приближался к митрополиту государь и вручал ему архипастырский посох (принадлежавший некогда св. Петру Московскому . Г. Ф.), со словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Л. 33–32 «Прощение кто прося согршениемь... в тя согршшим»... – Ср.: Лк. 17:3 . Л. 32 ...оставление дается противу оставлению... – Ср.: Лк. 6:37 (см. также: Мф. 6:14 ). «Якови бываем... и той Господа Бога себ». – Ср.: Мф. 7:12 (см. также: Лк. 6:31 ). По отшествии вашего болярина князя Алекся Никитича с товарыщи... – Алексей Никитич Трубецкой, боярин, князь прославился при царе Алексее Михайловиче как замечательный дипломат. О нём известно, что с 1629 г. он был воеводой в Тобольске, с 1633 г. – в Астрахани, в 1642–1646 гг. – в Туле. Особенно отличился он в деле присоединения Малороссии к России; отличался храбростью в военных делах. За заслуги перед отечеством пожалован городом Трубачевском и поименован титулом «Державца Трубачевского». Впоследствии, не желая отдавать свои владения потомству князя Юрия Никитича, отказал Трубачевск своему крестнику Петру Великому. Умер иноком под именем Афанасия в 1680 г. – Брокгауз, Ефрон 1901, 918. В московских боярских книгах А.Н. Трубецкой упоминается как дворянин московский с 1627 г., как боярин с 1646 г. – Указатель 1853, 418. С патриархом Никоном князь А.И. Трубецкой был знаком лично и неоднократно участвовал в различных мероприятиях совместно с ним. Так, 25 июля 1658 г. в день посвящения Никона в патриарха всероссийского во время обеда в Грановитой палате, по этому случаю устроенного царём Алексеем Михайловичем, Никон вставал из-за стола и ездил вокруг Кремля на «осляти»; «осля» под патриархом водили бывшие с ним за столом бояре – князь Фёдор Куракин, князь Юрий Долгорукий и князь Алексей Трубецкой, а также окольничие – князь Дмитрий Долгорукий и Прокопий Соковнин – Гиббенет 1, 9–16, 29 апреля 1656 г. патриарх Никон совершал в Успенском соборе молебствие, отпуская воевод на государеву службу – А.Н. Трубецкого с товарищами – Голубцов 1908, 253. 10 июля 1658 г., когда патриарх Никон, решив оставить патриаршую кафедру, находился на последней службе в Успенском соборе, к нему от царя для переговоров был послан князь Алексей Трубецкой (в послании к константинопольскому патриарху Дионисию Никон писал, что с А.И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

417 Третий духовный концерт Синодального хора в зале училища под управлением Орлова состоял из сочинений Кастальского. 420 Четвертый духовный концерт Синодального хора в зале училища под управлением Орлова включал сочинения Панченко и Ипполитова-Иванова. В своем дневнике С. И. Танеев записал 14 декабря 1903 года: «Я, Антон Степанович, Г. Э. Конюс, Сахновский поехали в Синодальное училище. Концерт. Обедня Панченко и Ипполитова-Иванова. Видели Семена Алексеевича, Н. Д. Кашкина. В антракте ходили к В. С. Орлову, пили чай» (Танеев С. И. Дневники, кн. 3. М., 1985, с. 100). 421 Третий музыкально-литературный ученический вечер состоялся в преддверии рождественских каникул (23 декабря/6 января). В официальном отчете сообщалось: «Кроме духовных концертов, в течение истекшего года в училище было устроено четыре музыкально-вокально-литературных ученических вечера, между прочим один посвящен памяти П. И. Чайковского и один памяти М. И. Глинки» (РМГ, 1904, 27–28, стлб. 646). Обычно вечера устраивались два раза в году – на Рождество и масленицу. 425 «Назначка» – выражение, бытовавшее в певческой среде и означавшее определение небольшого числа певчих на службу по особому случаю (например, по заказам частных лиц). 426 В театре «Эрмитаж» в сезоне 1903/04 проходили спектакли Товарищества артистов Московской частной оперы (руководитель и дирижер Ипполитов-Иванов). 428 День памяти святителя Филиппа отмечался в Успенском соборе службой с участием Синодального хора. 431 Утренние спектакли 4 и 5 февраля в Театре Солодовникова (Товарищество Русской частной оперы). 432 Сольный концерт Ф. Вечея в Благородном собрании состоялся 3 февраля 1904 года – это было третье, последнее выступления юного скрипача в Москве; тогда же, в январе 1904 года, прошли гастроли Я. Кубелика. 433 По обычаю две недели весеннего календаря – Страстная и Пасхальная (в 1904 году с 22 марта по 4 апреля) – являлись свободными от учебы, но для малолетних певчих Синодального хора это был период напряженных служб в Успенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

68 «еіп innigen Kontakt», причем он «alle Worte mitsprach, wesshalb alle Sanger die Augen unentwegt auf seinen Mund richteten». 70 «Es ist ein merkwUrdiges Geheimnis des Herm Stephan von Smolensky, welcher als Direktor des Moskauer Sinodalchores fUngiert und militarise)) gekleideten und mit Degen geschmUckten Dirigenten Herm Wassili von Orloff – wie es gelingen konnte, diese Knaben, diese erwachsenen Manner mit ihren phanomenalen Tenoren und bis in die tiefsten, unglaublichsten Algrtindereichende Bassen zu solch transcendentalen Klangwirkungen zu disziplinieren! «Hut ab» vor diesem Geheimnis!» «So feine dynamische Abstttfungen haben wir noch nirgends beobachtet, von anderen Dingen, als Exaktheit, Warme, Rhytmus tadellose Reinheit der Intonation gar nicht zu reden». 71 «WeltberUhmte russische Basse» доходили у нас «auf dem g der Kontraoktave (!!!) und nicht etwa mit den AllUren eines Bierbasses, sondem mit glockenreinem orgelschOnem Тбпеп» etc. 72 Die Vollkommenheit dieses a cappella-Gesanges machte auf jeden Нбгег einen machtigen Eindruck und verhalt den Russen zu einem Sieg in der Musikmetropole». 74 События сезона 1899/1900 года нашли отражение в книге Металлова: «После блестящего выступления в концертах пред венской публикой в 1899 году, Синодальный хор вскоре после того удостоился высокой чести петь за богослужением в Большом Успенском соборе в присутствии их императорских величеств; 2 апреля 1900 года в Вербное Воскресенье, 9 апреля на Пасху и 16 апреля в церкви Спаса за Золотой решеткой и во всех этих случаях был удостоен особенного внимания и восхищения высочайших особ художественным исполнением церковных песнопений. В высочайшем рескрипте на имя митрополита Московского 9 апреля 1900 года, между прочим, было сказано: «Благолепие служения в неделю Ваий в первопрестольном всероссийском храме – московском Большом Успенском соборе, величавая красота древних напевов в умилительном исполнении Синодальным, бывшим патриаршим хором и пережитые нами в Московском Кремле дни Страстной Седмицы навсегда оставят в нас неизгладимую память».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дело это было трудно тем, что надобно было и создать удовлетворительный, целесообразный учебный план сам по себе, и суметь взять во внимание возможность постепенного его осуществления при запущенности учебного дела в Синодальном училище. Я рассчитал, что время, которое понадобится на волокиту дела по всяким синодским канцеляриям, даст мне возможность довести в три-четыре года Синодальное училище до того состояния, когда одобренные свыше программы будут возможны к исполнению как естественный, доступный порядок, представляющий не более как продолжение уже начатого и окрепшего дела. К сожалению, я ошибся в расчетах. Петербургские канцелярии оказались не более как простыми мельницами, способными перемолоть только на тот номер размола, на который их поставят, а номер этот поставили для Москвы в Петербурге всякие миропольские, соловьевы и прочие «знатоки древнего пения», инспирируемые московским прокурором, бывшим не более как специалистом по акцизно-соляной части и «сумасшедшим стариком», по словам К.П. Победоносцева . 269 Компания эта сочла ненадобным для себя, даже (как говорили мне) и неуместным и неудобным для своего достоинства хотя сколько-нибудь вникнуть в суть нашего вполне своеобразного дела, осложненного обязанностью петь в Успенском соборе массу служб (до 350-ти в год), и вымолола такой неудачный во всех отношениях Устав 1892 года, который вскоре создал надобность его неисполнения на деле и замены новым уставом. В таких тисках, между запущенностью училища, между огромною тратою времени и сил на пение в Успенском соборе и при «сумасшедшем старике», приходилось создавать училищные порядки, вырабатывать программы и двигать дело вперед во всех статьях. Считаю долгом прежде всего помянуть с чувством глубокой благодарности регента Синодального хора В.С. Орлова (ныне директора – моего преемника), относившегося, вне хора, к училищу с величайшею халатностью к делу, но при мне внезапно воспрянувшего духом и заработавшего вполне превосходно как по прилежанию к труду, так и по производительности этого труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010