В Успенском соборе Кремля владыка Владимир также произнес речь к собравшимся: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа! В настоящее время я Промыслом Божиим облечен званием архипастыря Московской Церкви и священноархимандрита Сергиевой Лавры, Смутился дух мой, что «рек о мне Господь мой», и дрогнуло мое сердце, когда я узнал о новом моем назначении. Идти с жезлом пастыря на место, освященное святыми и великими подвигами святителей Московских, принять бремя управления Церковью Московской, столь славной своими историческими деяниями, взойти «на эту гору», на которой стояли великие святители Церкви Русской, – это нелегко и страшно для духа и более крепкого, чем мой. Вот почему дрогнуло мое сердце; я вступаю с боязнью услышать глас угодников Божиих святителей Московских: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? ( Мф.22:12 ). Верю, братие, что не достоин войти в этот чертог Царицы Небесной, скорблю, что не могу достойным образом заместить славную и древнюю кафедру святителей Московских. Но не по своей воле я сюда вступаю, а по воле Господа Бога – а кто может противиться воле Божией? Я вхожу с желанием мира, добра, любви и пользы Церкви Московской; вхожу двором, не прелазя инуде ( Ин.10:1 ). О, если бы Господь Бог привел меня прийтись по сердцу этой дорогой моей новой пастве! Вступая в служение в этом великом и знаменитом в истории Русской соборном храме, я обращаюсь к вам, братие, словами святого апостола Павла, обращенным к римским христианам при отправлении его в Иерусалим: умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня, к Богу ( Рим.15:30 ), чтобы мое служение было не бесполезно для моей паствы. Но, замечу, нужно знать, при каких условиях пастырское служение может быть угодно Богу и полезно для пасомых. Это вопрос очень серьезный. Святым нравится только святое, происходящее из источника доброго и чистого, а что исходит от себялюбия, своекорыстия, угодничества, искательства, что рассчитано на свои выгоды, то не может быть одобрено святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В Рождественском действе речь шла о трех отроках, которых за их поклонение Богу царь Навуходоносор хотел сжечь в печи, но ангел оросил их водой, и, в пламени горя, они не сгорали. Действо воспроизводило образ беспорочного рождения Христа, воплощения на земле Сына Божия, и разыгрывалось в Успенском соборе. Или на Вербное воскресенье ставили так называемое «Шествие на осляти». Патриарха усаживали на коня, царь брал коня под уздцы и выводил из соборов Кремля к храму Василия Блаженного. Их, как это описано в Евангелии, песнопениями встречали отроки, державшие пальмовые ветви в руках. И в «главных ролях» выступали самые настоящие царь и патриарх. «Отроков» собирали по знатным семействам, наряжали, специально выстраивали, объясняли, что и как делать, и разыгрывали сцену вхождения Иисуса Христа в Иерусалим. Кроме того, были действа на церковный Новый год, библейский Новый год, особое действо приурочивалось к первому сентября. Собственно говоря, одно из таких театральных постановочных действ до сих пор происходит в Великий четверг. Не только в русской церкви, но и в Иерусалиме, и во многих других поместных церквях. Это чин омовения ног, когда вспоминают, как Христос на Тайной вечери перед Своим страданием омыл ноги Своим ученикам. И этот чин омовения ног исполняется сейчас как настоящее церковное действие. В наше время в Великий четверг после литургии патриарх омывает ноги священникам с теми же словами, которые Христос произносит в Евангелии. Так же поступает Иерусалимский патриарх в Великий четверг в Иерусалиме и т. д. «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: “Господи! Тебе ли умывать мои ноги?” Иисус сказал ему в ответ: “Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.” Петр говорит Ему: “Не умоешь ног моих вовек”. Иисус отвечал ему: “Если не умою тебя, не имеешь части со Мною”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка? Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня» (Книга Чисел, гл. 11, стихи 11–14). Отныне и на меня возлагается попечение о всех церквах российских и предстоит умирание за них во все дни. А к сим кто доволен, даже и из креплих мене! 612 Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло помимо меня и даже помимо человеков, по избранию Божию» 613 . В день Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Кремля состоялось возведение на патриарший престол патриарха. Ввели его в алтарь и усадили на патриаршее место митрополит Киевский Владимир и митрополит Тифлисский Платон, экзарх Грузии. Здесь же ему передали и патриаршие облачения – накануне из патриаршей ризницы удалось выхлопотать мантию и крест патриарха Никона и рясу святителя Гермогена. После литургии, когда митрополит Владимир вручил ему с приветственным словом жезл святителя Петра, митрополита Московского , святейший патриарх ответил: «...патриаршество восстанавливается на Руси в грозные дни, среди огня и смертоносной орудийной пальбы. Вероятно, и само оно принуждено будет не раз прибегать к мерам запрещения для вразумления непокорных и для восстановления порядка церковного. Но как в древности пророку явился Господь не в буре, не в трусе, не в огне, а в прохладе, в веянии тихого ветерка, так и ныне слышится веяние словес Твоих: «Еще семь тысяч мужей не преклонили колена пред современным ваалом и не изменили Богу истинному». И Господь как бы говорит мне так: «Иди и разыщи тех, ради коих еще пока стоит и держится русская земля. Но не оставляй и заблудших овец, обреченных на погибель, на заклание, овец, поистине жалких. Паси их и для сего возьми жезл сей, жезл благоволения. С ним потерявшуюся – отыщи, угнанную – возврати, пораженную – перевяжи, больную – укрепи, разжиревшую и буйную – истреби. Паси их по правде». В сем да поможет мне Сам Пастыреначальник, молитвами Пресвятые Богородицы и святителей Московских...» 614

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Здесь и известный образ Пантократора, написанный в Константинополе в конце XIV века, под явным влиянием мистики св. Григория Паламы, и образ Спаса Тверской школы XV в., и икона Спасителя кисти Тихона Филатьева, 1703 г., и многие другие. В ранних русских иконах встречается иконографический вариант Вседержителя еще более сокращенный - это т.н. " Спас Оплечный " . Две великолепные иконы такого рода находятся в Успенском соборе Московского Кремля - " Спас Оплечный " и " Спас Ярое Око " , обе написаны в самом начале XIV века. В более поздний период получил распространение тип иконографии Христа, именуемый " Царь царем " или " Христос Великий Архиерей " . На иконах этого типа Спаситель представлен в царской или священнической одежде, изукрашенной золотом и в венце в виде то ли короны, то ли тиары. Этот иконографический тип имеет западное происхождение и вошел в русскую иконографию только в конце XVII века. " Этот образ имеет апокалиптическую трактовку, здесь художники пытались запечатлеть явление Господа Иисуса Христа так, как оно написано в книге Откровения Иоанна Богослова: " и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него, как пламень огненный, и на голове Его много диадем... из уст же Его исходит меч, чтобы им поражать народы. (...) На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих " (Откр. 19.1112, 15-16). Любовь к прямолинейным символам и аллегориям в XVII веке сказалась в несколько нарочитом выделении некоторых деталей - меч, исходящий из уст Христа, имя, написанное на бедре, и т.д. Одна из наиболее известных икон подобного типа принадлежит кисти иконописца А.И. Казанцева, написана им в 1690 г. Иконография Господских и Богородичных праздников, в которую составным элементом непременно входит и образ Христа, основывается на общепринятой схеме - Спаситель изображается средовеком в одеждах красно-синего цвета. Исключение составляют такие композиции, как " Успение " и " Сошествие в ад " , где Христос изображается в одеждах золотого цвета, " Преображение " , где Спаситель в белых одеждах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Одежды обыкновенно снимали с распинаемых и их препоясывали полотном по бедрам, а одежды отдавались распинателям, а те их делили между собой, как знали. Еванг. Иоанн повествует о разделе одежды Иисуса Христа подробнее, чем еванг. Марк и Матфей. Так он пишет ( Ин.19:23–24 ): воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его (верхнюю одежду, сандалии, также пояс) , и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон (это – нижняя одежда): хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху, и воинам жаль было раздирать его. И так сказали они друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей метали жребий. ( Пс.21:19 ). Предание говорит, что хитон куплен у воина, которому он достался по жребию, одним юношей Евреем из Грузии, по имени Елиозом, присутствовавшим при распятии Иисуса Христа. Там в г. Мцхете, впоследствии риза Христова была найдена в патриаршей ризнице и персидским шахом Аббасом, покорившем Грузию, прислана нашему царю Михаилу Феодоровичу в 1625 г. Часть Ее доселе хранится в Московском Успенском соборе. Здесь же хранится и часть животворящего древа креста, на котором быль распят Спаситель, и один из гвоздей, которым Он был пригвожден ко кресту. Части св. ризы Христовой имеются еще в С.-Петербурге, в соборах Зимнего дворца и Петропавловском. Мк.15:25 . Был час третий, и распяли Его. Бе же (был) час третий, по нашему счислению, девятый утра. Известно, что у Евреев счет часов дня производился от 6-ти часов утра до 6-ти вечера, от восхода солнечного до заката; их первый час дня соответствовал нашему седьмому утра, 2-й – 8-му, 3-й – 9-му, и т. д. Вероятно, еванг. Марк так обозначает не самое время, когда Господь пригвожден ко кресту (временем сего полагается шестой, а по-нашему, 12-й час дня. Мф.27:45 ); но время приготовления к смертной казни, которое не могло быть кратко (Мих.). Мк.15:26 . И была надпись вины Его: Царь Иудейский. У еванг. Матфея об этой надписи сказано так: поставили над головою Его надпись, означающую вину Его ( Мф.27:37 .) У еванг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Священник. Выходит, схимник, вырвав апостольские слова из контекста, придал им нужный ему смысл?! Духовник. Собственно, это сделал не он, а свят. Филарет, митр. Московский. Автор «Рассказов странника» просто вложил в уста схимнику слова Московского Митрополита, добавив от себя лишь ту мысль, что молитва должна быть частая. 38 Священник. И как же это возможно? Духовник. Эти слова легко могли попасть на страницы книги, если учесть тот факт, что проповедь была сказана Московским Святителем в Успенском Соборе 15 сентября 1823 года, а затем напечатана в «Христианском Чтении» 1840 года и в собраниях его сочинений 1844 и 1848 годов. Священник. Простите, но мой вопрос был не о том, как мог автор «Рассказов странника» заимствовать слова московского святителя, а о том, насколько возможна вероятность искажения смысла апостольского наставления таким богомудрым пастырем, как свят. Филарет?! Духовник. В данном случае мы оперируем фактами, а не благочестивыми настроениями. И кстати, это не единственный пример буквального искажения апостольских слов в святоотеческом предании. Священник. Я не верю своим ушам! Такое утверждение я мог услышать от кого угодно, но только не от вас... И вы можете это доказать?! Духовник. Ты сам можешь это сделать. Священник. Каким образом? Духовник. А вот объясни мне, что имел в виду Апостол, говоря: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим» ( 1Кор. 14;19 ). Священник. Ну, очевидно же, что он имел в виду внимательную молитву, ибо лучше пять слов произнести со вниманием, нежели тысячи с рассеянностью. Духовник. Аналогичное объяснение присутствует в «Рассказах странника», кстати сказать, его там озвучивает тоже священник, говоря, что «Бог требует не слов, а внимательного ума». И при этом Апостола цитируется им в таком виде: «Хощу пять словес умом моим глаголати, нежели тьмы словес языком». 39 Священник. И в чем подвох? Духовник. Никакого подвоха нет. Просто данный фрагмент так же, как и предыдущий – подогнан под желаемую мысль. Вот как выглядят его слова, что называется, по буквам: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» ( 1Кор. 14;19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

53 ...золото и серебро храмов ваших... – «Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь... Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щёлок очищающий... переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде... А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих... не сильно будет спасти их в день ярости Господа. Они не насытят ими душ своих и не наполнят утроб своих; ибо оно было поводом к беззаконию их. И в красных нарядах своих они превращали его в гордость... и отдам его в руки чужим в добычу и беззаконникам земли на расхищение, и они осквернят его» ( Иак. 5:3 ; Мал. 3:2–3 ; Пс. 113:12 ; Иез. 7:19–21 ). Последний раз для Церкви на Руси предсказанное сбылось в ХХ веке. Пока в последний... 54 ...мир неискуплённый лежит во зле. – 1Ин. 5:19 . Так и будет продолжаться, пока мы не выполняем священную миссию – «преобразовать мир, который пал в грехе, преобразовать его в священный, в святой мир, который станет элементом Царствия Божия» (Виталий Боровой, протопр. Проповеди на пассиях в Богоявленском патриаршем соборе (1977 г.)//Православная община. 1994. 24). «Ибо мы соработники у Бога» ( 1Кор. 3:9 ), и от каждого зависит преображение естества. 56 ...всё вернуть к первобытному христианству. – Характерный для того времени термин (встречается у Г. В. Плеханова, в русских переводах Е. Дюринга, Э. Ренана, К. А. Сен-Симона) часто употреблялся как антитеза нынешнему состоянию христианства. Но возврат не есть отречение от Церкви, а утверждение в ней. Человек не должен «понимать вечную Истину первобытного христианства иначе, как в её полноте, т. е. в тождестве единства и свободы, проявляемом в законе духовной любви. Таково Православие» (Хомяков А. По поводу Гумбольдта//О старом и новом. М., 1988. С. 203). Всякое другое понятие о христианстве ложно. «Если вы в состоянии заглушить в себе разум, забыть Предание первобытной Церкви, отказаться от прав христианской свободы и принудить свою совесть к молчанию: смиритесь перед папством и будьте римлянами. Если вы можете держаться за свидетельства Церкви первых веков, искажая в то же время их смысл тогда будьте протестантами. Это опять не христианство ; это не более как скептицизм, худо замаскированный». (Хомяков А. Соч. в двух томах. Т. 2. М., 1994. С. 236–­237). Но путь духовного роста иной: «Переродиться и достигнуть в возраст первобытного христианства. А что значит переродиться? Умереть и воскреснуть» ( Порфирий (Успенский) , еп. Книга бытия моего. 1894–1902).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Тождество той религиозной мысли, которая одинаково одушевляла и русских подвижников, и русских иконописцев того времени, обнаруживается в особенности в одном ярком примере. Это – престольная икона Троицкого собора Троицко-Сергиевской лавры – образ Живоначальной Троицы, написанной около 1408 года знаменитым Андреем Рублевым «на похвалу» преподобному Сергию, всего через семнадцать лет после его кончины, по приказанию ученика его – преподобного Никона. В иконе выражена основная мысль всего иноческого служения преподобного. О чем говорят эти грациозно склоненные книзу головы трех ангелов и руки, посылающие благословение на землю? И отчего их как бы снисходящие к чему-то низлежащему любвеобильные взоры полны глубокой возвышенной печали! Глядя на них, становится очевидным, что они выражают слова первосвященнической молитвы Христовой, где мысль о Святой Троице сочетается с печалью о томящихся внизу людях: Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду, Отче Святый. Соблюди их во Имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы ( Ин. 17:11 ). Это та самая мысль, которая руководила св. Сергием, когда он поставил собор Святой Троицы в лесной пустыне, где выли волки. Он молился, чтобы этот зверообразный, разделенный ненавистью мир преисполнился той любовью, которая царствует в предвечном совете Живоначальной Троицы. А Андрей Рублев явил в красках эту молитву, выразившую и печаль, и надежду св. Сергия о России. Победой прозвучала эта молитва; она вдохнула мужество в народ, для которого родная земля стала святыней. И все, что мы знаем о творчестве Андрея Рублева, показывает, что он воодушевлен этой победой, победившей мир. Этим чувством преисполнена в особенности его дивная фреска «Страшного суда» в Успенском соборе во Владимире на Клязьме. О победе говорят здесь могучие фигуры ангелов, которые властным трубным звуком вверх и вниз призывают к престолу Всевышнего всю тварь небесную и земную. Движимые этим призывом, стремятся вперед и ангелы, и люди, и звери. В очах праведных, шествующих в рай и устремляющих взоры в одну точку, чувствуется радость близкого достижения цели и непобедимая сила стремления.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

Вот почему терпение является высочайшим христианским достоинством, наряду со смирением, кротостью, незлобивостью. Ибо все эти качества питают нашу внутреннюю свободу перед лицом утесняющих внешних обстоятельств, порождают духовную независимость и христианское самостояние личности, столь ценимые в человеческом общежитии. Современный нерелигиозный человек тоже стремится к автономии и независимости индивидуального существования, однако эта цель всегда будет оставаться для него недостижимой, потому что она преследуется при помощи греховных средств, путем угождения страстям и потакания своим слабостям и искушениям. «Говорите: слава Богу о всем! Слава Богу, что посылает что потерпеть, ибо это то же, что доставлять случай к заслужению Царствия Божия, которое обетовано терпящим и в терпении благодушествующим. Терпеть терпите, но приложите и благодушие… То от Бога, а это от вас, и будет у вас точка соприкосновения с Господом», — учит святитель Феофан Затворник. Да поможет нам Бог обрести сию великую добродетель и дарует дух терпения рабам Своим по их молитвам! Аминь. О любви. Слово за литургией Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе города Смоленска (28 февраля 2001 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Святой преподобный Ефрем Сирин завершает вторую часть великопостной молитвы прошением ко Господу о ниспослании духа любви, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога (1 Ин. 4, 7). Здесь любовь как величайшая из христианских добродетелей заключает собой перечень этих необходимейших добродетелей: целомудрие, смиренномудрие, терпение… В молитвословии преподобного Ефрема Сирина они предстают как духовные средства, которые нам необходимо употребить для того, чтобы наполнить спасительным содержанием свою внутреннюю жизнь. Эти добродетели действительно помогают сформировать духовное пространство человеческой жизни таким образом, чтобы мы имели возможность наслаждаться полнотой бытия, были счастливы, или, как говорит о том Слово Божие, обрели блаженство. Основным содержанием духовной жизни человека должна стать любовь, делающая полноту существования достоянием личности. Ибо если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 1-3).

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

И вслед за святым Ефремом Сирином нам остается только с дерзновением просить Господа: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». О лицезрении своих прегрешений. Слово по окончании вечернего богослужения в пятницу первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе города Смоленска (2 марта 2001 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы приближаемся к завершению первой седмицы Великого поста. По утрам и вечерам многие из нас имели возможность присутствовать за дивными великопостными богослужениями, назидаясь великой мудростью, источающейся из каждого слова псалмов и молитв и в обилии подающейся верующему человеку. Мы размышляли над смыслом великопостной молитвы святого Ефрема Сирина, запечатленной в наших сердцах. Сегодня по обыкновению совершается исповедь, ибо в субботний день все, кто на протяжении всей седмицы приуготовляли себя, подходят к Святой Чаше и причащаются Тела и Крови Господних. Исповедь — особое средство спасения человека. «Не столь опасно пасть, как, падши, не восставать; не столь страшно быть раненым, как, быв раненым, не искать исцеления», — замечает святитель Иоанн Златоуст . Через покаяние мы обретаем прощение грехов и очищаем свою душу подобно тому, как, омывая тело, мы освобождаемся от физической нечистоты. Так и через искреннее раскаяние мы смываем греховные напластования с нашей души, нанесенные действием нашей злой воли, а также внешних воздействий, порой чрезвычайно опасных для нашего нравственного здоровья. Беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет (Иез. 18, 21-22) — такое обетование дает Бог раскаявшемуся грешнику устами Своего великого пророка. В третьей части своей великой покаянной молитвы святой Ефрем Сирин обращается к Богу со словами, которые каждый кающийся должен иметь в сердце своем: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения».

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010