Патриарх Кирилл примет участие в IV съезде лидеров мировых и традиционных религий в ходе визита в Казахстан 25 мая, 2012. Новостная служба В главном храме Астаны — Успенском соборе, Патриарх совершит молебен перед мощами новомучеников и исповедников Казахстанских и освятит новый иконостас. 25 мая. ПРАВМИР. Патриарх Кирилл посетит Казахстан, где примет участие в IV съезде лидеров мировых и традиционных религий. В аэропорте Астаны Предстоятеля встретит весь епископат Православной церкви Казахстана, после чего глава Русской Церкви отправится в столичную резиденцию президента Казахстана для встречи с ним. В главном храме Астаны — Успенском соборе, Патриарх совершит молебен перед мощами новомучеников и исповедников Казахстанских и освятит новый иконостас. 30 мая патриарх Кирилл примет участие в первом заседании совета религиозных лидеров и в открытии IV Съезда лидеров мировых и традиционных религий во Дворце мира и согласия. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-primet...

Трудно сказать, как сложилась бы судьба Кастальского, если бы в 1886 году он не поступил на службу в Московское синодальное училище церковного пения. В этом училище обучались мальчики-певчие Синодального хора, который был старейшим русским хором, ведущим свою историю от патриарших певчих дьяков. В течение многих столетий хор пел в Успенском соборе Московского Кремля. Кастальский попал в Синодальное училище и Синодальный хор накануне их реформирования. Целью реформ было создание церковно-музыкального центра, призванного заниматься восстановлением и изданием древних церковных роспевов, обработкой их в духе русской церковной традиции и образцовым исполнением этих обработок. Руководить реформами был приглашен из Казани в Москву известный ученый Степан Васильевич Смоленский. Результаты деятельности Смоленского превзошли все ожидания. В созданной им атмосфере громадного пиетета перед церковно-певческим наследием родилось композиторское направление, деятелями которого стали многие преподаватели и ученики Синодального училища. В их числе оказался и Александр Дмитриевич Кастальский – в то время 40-летний преподаватель фортепиано и помощник регента Синодального хора. Композитор впоследствии признался, что первый шаг на пути, приведшем его затем на композиторский Олимп, был достаточно случайным. Готовясь в 1896 году к службе в Успенском соборе Кремля и оставшись недовольным обработкой «Достойно» сербского роспева, он по предложению регента Синодального хора Василия Сергеевича Орлова, сделал свою собственную обработку. Впоследствии композитор писал: «Хотя эти гармонизации мои и понравились всем и до сих пор в ходу в церковных хорах, я им не придавал ни малейшей художественной ценности. Но успех с ними побудил меня поближе подойти к обиходным напевам. Следующей более ценной моей работой был опыт обработки для хора (не гармонизаций) нескольких знаменных попевок, соединенных мною в одно целое, – «Милосердия двери». По поводу этого припоминаю, что С.В. Смоленский, бывший тогда директором Синодального училища, очень интересовался ходом этой работы и расспрашивал меня о попевках, взятых мною для этой пьесы» .

http://pravoslavie.ru/703.html

После этой службы певцы отправлялись на отдых. В помещении Синодальной конторы устраивался чай с обилием фруктов, домашними левашниками и другой едой. В шесть часов вечера начиналась всенощная – самая тяжелая служба за весь годовой календарь. Она продолжалась очень долго, и одетым в бархатные красные «парады» певчим стоять в условиях большой духоты от многочисленных свечей и многолюдности, да еще петь, было страданием. Видимо, этим обстоятельством вызывался перерыв в пении клиросов. Певчие по очереди выходили на свою площадку возле Синодальной конторы подышать свежим воздухом и выпить разбавленного кагора. В отличие от обычной службы, на всенощной Успеньева дня «Приидите, поклонимся» не читалось, а пелось протодьяконом К. В. Розовым, стоявшим на амвоне возле правого клироса. Он стоял с большой свечой и пел по нотам, которые перед ним держал один из головщиков хора. Розов начинал первую фразу псалма «Блажен муж»; затем это песнопение (киевского роспева) продолжал альт-канонарх – мальчик из Синодального хора с ярким, зычным голосом. Одно время, помню, канонархом был ученик Чернышев, потом прекрасный альт Дроздов, а после него – Вася Алексеев. В 1915 году за службой в Успеньев день единственный раз под управлением Данилина в исполнении правого клироса прозвучало рахманиновское сочинение «Взбранной воеводе» – ничего не получилось! Вообще песнопения из Всенощной Рахманинова в Успенском соборе никогда не исполнялись. Считалось, что их современное звучание не отвечало, древности храма. Кроме того, после блестящих концертов Всенощной трудно было даже Синодальному хору приспосабливать исполнение к условиям церковной службы. Только один номер – «Богородице Дево» – «синодалы» считали созвучным Успенскому собору благодаря его исключительной задушевности. По окончании всенощной Успеньева дня мы парами возвращались в училище и по дороге из Кремля шли и «клевали» носами от усталости. Все праздничные службы в Успенском соборе были для малолетних певчих очень мучительными. Иногда случалось, что ребята, по каким- либо причинам не ходившие на службу и остававшиеся дома, пением встречали возвращавшихся вечером из храма: «Помучили, помучили». И некоторые дети не выдерживали и начинали плакать. Но за ночь все же удавалось отдохнуть, и литургия на следующее утро шла без устали.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Те, кои власть по команде духовной имели в своих руках, почитали его для себя тягостным, и не надеялись себя возвысить и усилить, разве унижением и ослаблением его: все изобретали способы его беспокоить. Некоторые являлись просители в Синоде, что никогда не бывало. Ибо узнали, что есть такие, кои тому рады, и им помогать будут. И хотя сии просителя по делу не могли ничего получить, ибо оказались виновными: но между тем разными спросами, справками, и нарочным продолжением был Митрополит обеспокоен. Притом в Москве, чего почти ни в какой епархии нет, команда разделялась, весь город и монастыри в команде Митрополита; но некоторые монастыри и два Собора, под ведомством Синода. Сии Архимандриты и Соборные попы 639 Митрополиту не токмо во многом не повиновались по обрядам церковным, но и досады разные —345— причиняли. Что было тем несноснее, что все начальное служение надлежало было отправлять в Успенском, ему не подчиненном, Соборе и с теми Архимандритами. Им наипаче содействовали взошедшие в особую у Императрицы доверенность, Митрополит Новгородский Гавриил, и Обер-прокурор Пушкин, кои два в Синоде делали, что хотели, и явно властью Синодской, и тайно, ухищренными способами. А другие, им угождая, хотя и нехотя, тому же последовали. Сие столь беспокоило Митрополита, что он почти едва какое служение мог отравлять в Успенском, Соборе со спокойным духом. Притом и к Императрице отзывался о разных епархиальных делах: однако не только не получил удовольствия, но ниже ответа 640 . Все сие примечая и видя, Платон начал несколько скучать правлением епархии, имея ко всему ревность, но руки связанные. Всеми сими обстоятельствами быв побужден и при том всегдашний уединения любитель, рассудил устроить вышеупомянутое ему милое, место (т. е. Виванию): с тем, чтоб еще несколько продолжить правление епархии и, приближаясь к старости, отказаться от оной и уединиться в ту пустыню и тем окончить последние свои годы в тишине 641 . Итак, изнемогши в образе отрицания чужого бремени, дел и людей, чуждых по нравственным началам и идеалам, но сохраняя в себе еще неутолимую жажду и энергию к деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—167— новский отличные деятели в пользу духовного просвещения. От чего же это? От того, что на все науки наложен уже был духовно-православный характер. Чужие влияния только сверху навеялись на мысль их, и они слетели с них как скоро вдумались они сами в дело. – Даже и с точки зрения чисто педагогической академиям еще нужно приготовлять наставников для семинарий по светским наукам потому, что теперь не находят наставников для светских заведений, а где найдут для духовных? Когда явится изобилие в наставниках, тогда думай о закрытии светских наук в академиях. Наконец образование из академии чисто богословского факультета проложит путь к слиянию академии с университетами. Нельзя не заметить, что лютеранские идеи проскальзывают в распоряжениях нашей высшей администрации и слияние академий с университетами проложит им широкий путь. Потому надо противодействовать этой мысли. 1867 август. 1-го Сейчас был я у о. наместника, который говорит, что вызываются Тверской, Калужский, Тульский, Рязанский, Владимирский и Полоцкий Савва, просившийся у Синода, и попавший посему в назначенные. Ярославский испросил себе разрешение приехать; от Синода Рождественский, будет Гурий. Адреса предполагаются в таком порядке: Рескрипт, адреса от Синода, Москвы, епископов, Академии Наук, университета, академии Московской, остальные Владыка прочитает сам про себя, чтобы не обременить. Здоровье Владыки лучше. 1867 г. август. 7-го. Сожалею, что тщетно прождал вас на праздник наш. Совершился он торжественно. Архиереи были: Ярославский, Тверской, Рязанский, Нижегородский, Калужский, Тульский, Владимирский, «Леонид и Софония». 2928 Савва 5-го отслужил обедню в Москве, с экстренным поездом приехал и Игнатий. 2929 Всенощную в Троицком соборе служили: Филофей, Савва, Леонид, в Успенском —168— соборе Нил с двумя архимандритами. В Троицком пели чудовские певчие, а в Успенском монахи. Обедня также разделена была. Митрополит стоял у себя и там причащался. О. наместник не служил. В Троицком служил и наш ректор и москов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Попытку возвратить русское хоровое церковное пение к богослужебности делал в Москве Синодальный хор уже одним своим пением в Успенском соборе, будучи обязан более или менее придерживаться устава собора. Так, под руководством Кастальского было восстановлено пение всем хором стихир на подобен, как это требовалось уставом Успенского собора. Главное затруднение состояло в том, что стихиры на подобен нужно было не только гармонизировать (обрабатывать для исполнения напевов на подобен хором), но и распеть на подобен соответствующие тексты стихир 875 . На подобен обычно поются стихиры не двунадесятых праздников (таковые уставом указано петь как самогласны); А.Д. Кастальский распел и положил для хора только те стихиры на подобен, которые положены были для тех служб и для тех праздников, которые праздновались в Успенском соборе при участии хора. Эти обработки подобнов по напеву Московского Большого Успенского собора не были (за очень небольшими исключениями) изданы. Они были литографированы в двустрочных партитурах для употребления только в Синодальном хоре. Только случайно некоторые из этих партитур (в таких партитурах имелись еще некоторые не успевшие быть изданными произведения А.Д. Кастальского, А. Никольского , В. Калинникова, П.Г. Чеснокова, Н. Толстякова и др. – композиторов, имевших непосредственное касание к Синодальному хору и училищу) попали после Первой мировой войны за границу, а потом, во время Второй Мировой войны, затерялись. Нужно отметить изданную П. Юргенсоном в Москве очень интересную и полезную работу А.Д. Кастальского «Практическое руководство к выразительному пению стихир при помощи различных гармонизаций» (М., 1909. 33 с.). В основу работы положен обычный московский напев стихир, представляющий собой дневные, краткие напевы знаменного и киевского роспевов. В введении Кастальский пишет: «Одна из наиболее слабых сторон в нашей церковно-певческой практике – это отдел пения стихир. Не касаясь музыкальной безграмотности и шаблонности гармонического сопровождения гласовых мелодий, распределение грамматических, логических и декламационных ударений и остановок в тексте в связи с напевом – часто полно и неправильностей, как в стихирах, так и в стихах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1859 году 8 сентября государю наследнику исполнилось совершеннолетие, и потому, когда в следующем 1860 году в августе наследник цесаревич вместе с августейшим родителем своим прибыл в Москву, то святитель Филарет, в речи своей к государю императору, при встрече Его Величества с наследником цесаревичем в Успенском соборе 15 августа, говорил между прочим: «Близ тебя видим твоего возлюбленного первенца, в первый раз здесь по вступлении его в престолонаследническое совершеннолетие. Радостно видеть сие исполнение над тобою, и надежду дальнейшего исполнения древнего благословения: созижду в род к род престол твой» ( Пс.88:5 ). 1757 При этом посещении столицы первопрестольной государь император изволил пригласить митрополита Филарета к своему столу, и вот что писал по этому случаю сам митрополит от 16 августа к наместнику Сергиевой Лавры архимандриту Антонию: «Письмо к вам писал я поспешно, потому что приближалось время ехать к государю. Он принял меня в кабинете, и потом за столом посадил между собою и государем наследником. Государь наследник возрос телесно и душевно. Сегодня, по предварении, ожидал я его в одиннадцатом часу, а он приехал нечаянно в десятом; и я не успеть принять его в церкви, как в подобном случае родителя его, однако, выходя от меня он был и в церкви». 1758 Между прочим, в это время и в это посещение свое государь наследник коснулся напечатанной в Православном Обозрении статьи профессора Московской духовной академии В. Д. Кудрявцева-Платонова († 3.12.1891) о происхождении рода человеческого к похвалил ее. 1759 Последствием этого обстоятельства было то, что означенный профессор в конце того же 1860 года приглашен был ко двору для преподавания логики и истории философии государю наследнику и с честью исполнил свое высокое призвание в течении 1861 года. 1760 Между занятиями в прохождении курса учения, летнее время сего 1861 года государь наследник употребил на путешествие по России и в августе прибыл в Москву. Святитель Филарет встретил Его Высочество 26 августа в Большом Успенском соборе следующею речью: «Благоверный государь! С радостью приемлем Тебя, как вожделенного участника в царственном празднике, 1761 не забывая в тоже время, что встречаем тебя, как путешественника. Ты обозревал часть России: взоры и надежды России следовали за тобою. Разумеем, что предмет твоего путешествия не удовольствие, но труд, не удовлетворение любопытства разнообразными видами мест и людей, но изучение отечества. По истине, надобно, довольно знать страну и народ, чтобы удовлетворительно управлять ими. По сей истине, ты рано собираешь семена знаний и опытов для себя, чтобы они впоследствии принесли плод для России. Господь благими судьбами Своими да ведет к верному исполнению твои благие желания и благие о тебе надежды отечества. Теперь же вниди с нами в радость твоих боговенчанных родителей и в общение всероссийской молитвы, да продолжится благословение свыше над царем и царством». 1762

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Возникновение Н. н. связано с московским Синодальным училищем церковного пения и деятельностью Смоленского (директор с 1889), В. С. Орлова (регент Синодального хора с 1886) и А. Д. Кастальского (педагог уч-ща с 1887 и помощник регента). В нач. 90-х гг. XIX в. здесь появилась потребность в певч. репертуаре, к-рый, с одной стороны, соответствовал бы облику и древним богослужебным традициям Успенского собора Московского Кремля, где пел на службах Синодальный хор, а с другой - давал бы возможность для исполнения художественного пения в духовных концертах. Первые же произведения Кастальского - гармонизации традиц. распевов ( знаменного , болгарского , киевского , греческого , сербского , московского Успенского собора и др.; 1896-1898) в новом стиле, по видимости не очень далеко ушедшем от опытов т. н. строгого стиля у предшественников, но тем не менее необычном и отчетливо «русском»,- вызвали интерес у прихожан Успенского собора и у консерваторских музыкантов. К муз. творчеству в русле Н. н. присоединились ученики старших классов уч-ща братья А. Г. Чесноков и П. Г. Чесноков , бывш. певчий и выпускник курсов для взрослых певчих Синодального хора при уч-ще А. В. Никольский и педагог теоретических дисциплин В. С. Калинников . Переехав по окончании С.-Петербургской консерватории в Москву, духовно-муз. произведения начал писать А. Т. Гречанинов . Дебютом С. В. Рахманинова в этой области стал духовный концерт (запричастный стих) «В молитвах неусыпающую Богородицу» (1893). По просьбам Смоленского, профессора Московской консерватории в 1889-1901 гг., духовную музыку начали сочинять как молодые авторы, так и уже состоявшиеся композиторы: М. М. Ипполитов-Иванов , А. А. Ильинский , А. Б. Гольденвейзер, А. Н. Корещенко , Д. В. Аллеманов (впосл. священник, протоиерей), свящ. (впосл. протоиерей) В. М. Металлов . В 1906 г. свящ. М. Лисицын дал яркую характеристику музыке Кастальского (эти слова можно отнести к произведениям и других московских авторов Н. н.), связав ее с традицией пения в кремлевском Успенском соборе, где можно было услышать «унисонное пение, украшенное подголосками и случайно, как искры брошенными аккордами… Творчество… А. Д. Кастальского развилось из этого зерна… но в этом есть своя красота, свое единство…» (см.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 876-877).

http://pravenc.ru/text/2577821.html

(Гречанинов А. Т. Моя жизнь. Нью-Йорк, 1961, с. 108–109). 263 Речь идет об инспекторе Синодального училища К. П. Успенском, после Февральской революции занявшем активную позицию по поводу реформирования Синодального училища, а позже – Народной хоровой академии. Взгляды Успенского – врача и богослова по специальности – расходились со взглядами директора. Так, последний резко негативно относился к стремлению Успенского приравнять общее образование в училище к гимназическому курсу, что, по мнению Кастальского, привело бы к снижению успеваемости по музыкальным предметам. 264 «Конюшенной» частью в кругу Кастальского, очевидно, называли придворное ведомство, часть владений которого, в том числе и жилой дом Придворной певческой капеллы, располагалась на Большой Конюшенной улице в Петербурге. 265 В связи с дороговизной жизни в военное время и ожидаемым перерасходом ассигнованных на содержание училища в 1916/17 учебном году средств Хозяйственное управление при Св. Синоде предложило Синодальному училищу, подобно другим духовным учебным заведениям, «сократить занятия». Речь шла о закрытии училища на два-три месяца. Обсуждение этого предложения на правлении Синодального училища 12 декабря 1916 года закончилось постановлением, что занятия прекращены быть не могут, так как это негативно отразится на исполнительском уровне Синодального хора: «Закрытие училища не только лишит хор возможности усовершенствования последнего, но и разрушит налаженную столетием хоровую работу. Через какой-нибудь год хор придется создавать заново». (РГАДА, ф. 1183, оп. 9, ч. 2. 36, л. 3 об.) Правление училища поддержал и протопресвитер Успенского собора Н. А. Любимов, направивший в Синодальную контору доклад о том, что даже временное закрытие Синодального училища повлечет прекращение пения за службами в Успенском соборе: одни взрослые певчие взять на себя обязанности всего хора не смогут, тем более что 11 из 30 человек уже призваны на военную службу. В результате было решено закончить учебный год на несколько недель раньше, а именно 18 марта. Для получения дополнительных денежных средств было предложено увеличить плату по найму квартир, сдаваемых Синодальным училищем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Митрополит ростовский Арсений Мацеевич и его указ по поводу пожара в Ярославском успенском соборе 1744 г. Источник При наступлении Нового года мысль человека, посвятившего свои досуги изучению родной старины, невольно обращается к далекому прошлому – к его событиям, лицам, надеждам, страданиям. Перед глазами встают целые исторические картины и воскресают отдельные лица. Одни из этих лиц являются перед вами, как живые, с ярким отпечатком той идеи, которая освещала их историческую деятельность. Наряду с этими живыми и рельефными образами выдвигаются контуры других исторических деятелей – туманные, слабые, подернутые дымкой исторической неопределенности. Перед вами – абрис, схема, идея, но не личность: историческая литература еще не успела воплотить эти контуры в рельефных, строго определенных формах. Действительно, в области истории мы немало встречаем таких деятелей, которые заслуживают, по-видимому, особого внимания и изучения, но на самом деле остаются малоизвестными и как будто забытыми. С именами этих деятелей связано славное прошлое, результаты их деятельности, свидетельства современников, более или менее подробные исторические сведения; но при всем этом имена их все более и более отодвигаются на задний план; а их нравственный облик остается невыясненным, неосвещенным, не заслужившим подробного изучения и живой характеристики. Личность Арсения Мацеевича , митрополита ростовского, относится к числу именно таких деятелей. Уже одно участие Мацеевича в разрешении вопроса о секуляризации церковных имуществ дает нам право сделать это. В прошлом 1902 году исполнился 150-летний юбилей Ярославской духовной семинарии 1 , открытой при непосредственном и деятельном участии Мацеевича, а 28-го февраля прошло 125 лет со времени его кончины. Между тем много ли мы знаем об Арсении? Где мы найдем правдивую оценку его жизни и деятельности, а также подробную и живую характеристику его личности? Первый, кто более свободно поднял завесу, скрывающую личность и деятельность Арсения Мацеевича , был И. С. Аксаков, напечатавший в издаваемой им газете «День» (1862 г. 15,16,25) статью Чистовича. В свое время эта статья обратила на себя внимание по богатству сообщаемых в ней сведений. Затем время от времени появлялись статьи В.С. Иконникова , Н.И. Барсова , И.Я. Морошкина и других 2 . Но все-таки сведения об Арсении пополняются сравнительно мало, и личность его как будто намеренно замалчивалась. В результате получилась историческая неопределенность, на которую я указал выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010