Другая конфликтная ситуация сложилась в апреле 1916 года во время богослужения в Успенском соборе. Протопресвитер Н. А. Любимов в письме к прокурору Ф. П. Степанову от 16 апреля сообщал: «В понедельник за литургией Преждеосвященных Даров певчими Синодального хора (под управлением Голованова) пропето было только три стихиры, с повторением каждой до трех раз, вместо положенных шести стихир, из которых первые четыре положено петь по два раза. То же почти повторилось в среду за литургией, совершенной архиерейским служением: певчие под управлением Голованова пропели только первые три стихиры, каждую по три раза, вместо положенных в этот день девяти стихир. Кроме того, певчие упорно хранили молчание во время пения «Свете тихий» при входе архиерея в алтарь. Объяснение Голованова было маловразумительно. За все время моего служения в соборе – это первый случай молчания певчих в сие время – при пении входного «Свете тихий», всегда исполнявшегося одним и тем же напевом, как священнослужащими, так и хором (также было это и в четверг, и в первый день Пасхи). В понедельник Святой Пасхи певчие под управлением Голованова с самого начала полунощницы обнаружили стремление к такому же поспешному и прямо неблагоговейному пению (слов не разобрать, стали даже прямо пропускать – вместо трех раз «Воскресение Христово видевше» пропето только единожды). О. сакелларий Пшеничников вышел к певчим из алтаря и просил их петь неспешно и не делать пропусков (пели все равно быстро и с пропусками – на четвертой песни канона «Богоотец убо Давид», на восьмой – «Яко воистину священная», на девятой – оба богородична, эксапостиларий «Плотию уснув» совсем не пели). Во время пения первого часа просил Голованова взойти ко мне в алтарь, он же заявил: «Не пойду». Пример Голованова, видимо, заразителен – певчие при начале литургии в тот же понедельник уже без всякого отдельного регента стали невозможно частить антифоны Пасхи. [Я сказал, что] попрошу их совсем замолчать и заставлю петь на левом клиросе одного дежурного о. диакона всю литургию». В ответе Степанова сказано, что ни сокращение стихир или канона, ни поспешность в пении совершенно недопустимы в Успенском соборе, что старшему регенту Синодального хора Голованову в соответствии с параграфом 42 устава училища и хора объявлен строгий выговор (ЦГАДА, ф. 1183, оп. 972, 10)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы не могли и в отделе о высшем управлении удержаться, чтобы не говорить о патриаршестве прежде всего. Не удержались от этого и здесь, на общем собрании нашего Собора. Сердце радостно уже переживает предпразднство великого церковно-народного торжества восстановления патриаршества. Те, кто в наших собраниях возражают против патриаршества, сами в прошлый раз признались, что они берут на себя неблагодарную задачу и говорят безнадежные речи. Почему это? Откуда это? Не значит ли это, что церковное сознание, как в 34 апостольском правиле, так и на Московском Соборе 1917 года говорит неизменно одно: «Епископам всякого народа, в том числе и русского, подобает знати первого в них и признавати его яко главу». И хочется мне обратиться ко всем тем, кто почему-то считает еще нужным возражать против патриаршества. Отцы и братие! Не нарушайте радости нашего единомыслия! Зачем вы берете на себя неблагодарную задачу? Зачем говорите безнадежные речи? Ведь против церковного сознания боретесь вы. Бойтесь, как бы не оказаться вам богоборцами (см.: Деян. 5, 39)! Мы и так уже согрешили, согрешили тем, что не восстановили патриаршества два месяца назад, когда приехали в Москву и в первый раз встретились друг с другом в Большом Успенском соборе. Разве не было кому тогда больно до слез видеть пустое патриаршее место? Разве не обидно было видеть, что Московский митрополит за всенощной под Успение стоял где-то под подмостями? Разве не горько было видеть на историческом патриаршем месте грязную доску, а не патриарха? А когда мы прикладывались к святым мощам чудотворцев Московских и первопрестольников Российских, не слышали ли мы тогда их упрека за то, что двести лет у нас вдовствует их первосвятительская кафедра? Есть в Иерусалиме «стена плача». Приходят к ней старые правоверные евреи и плачут, проливая слезы о погибшей национальной свободе и о бывшей национальной славе. В Москве в Успенском соборе тоже есть русская стена плача — пустое патриаршее место. Двести лет приходят сюда православные русские люди и плачут горькими слезами о погубленной Петром церковной свободе и о былой церковной славе.

http://pravoslavie.ru/28791.html

Я победил. Еще случай. Киевский губернатор Гессе, получив из Петербурга высочайшую телеграмму о благополучном совершении бракосочетания ее императорского высочества великой княжны Марии Александровны, немедленно просил меня отслужить торжественно в соборе молебствие, как это было прописано в телеграмме. Но посланному им чиновнику я ответил, что торжественного молебствия не могу я совершить сей час, потому что нет у меня казаков, которые оповестили бы о нем все духовенство, живущее в разных, даже отдаленных от меня частях города; при том Богу угодна молитва не поспешная, а теплая; скажите это губернатору и прибавьте, что литургия и молебен будут совершены мной в первый день воскресный, 13 января. Этот чиновник передал его превосходительству ответь мой; но еще раз был прислан ко мне с наказом, чтобы я немедленно служил молебствие в Софийском соборе, потому что губернатор по закону имеет право назначать время богослужения. «Не знаю такого закона, – сказал я чиновнику и промолвил: объявите же губернатору, что если он вправе назначать часы для богослужения, то пусть наденет наш саккос, омофор и митру и служить в соборе молебен; а я не надену его треуголки и не опояшусь его шпагой». После такого ответа губернатор со всеми гражданскими и военными чинами слушал благодарственный молебен в военном соборе 12 января, а на меня пожаловался генерал-губернатору князю Дундукову-Корсакову, который тогда находился в Петербурге, и однако не дал официального хода губернаторскому заявлению о мне. Я же со всем духовенством отслужил уставный молебен 13 января. Об этом происшествии узнали синодалы, и один из них, именно Иннокентий, митрополит московский, сказал своим собратьям: «правду говорил преосвященный Порфирий, что Богу угодна молитва не поспешная, а теплая. За это похвалить его надобно». 5. Мое содействие митрополиту в управлении киевской епархией. В пятый день после моего приезда в Киев (24 марта 1865 г.) консистории представила мне свой доклад за «о введении меня в исправление всех тех должностей, – по Михайловскому монастырю и киевской епархии, по строительному комитету о сооружении храма Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Доказательство поморцев действительно было сильно своею очевидностью, и искренний искатель истины Игнатий принял его к сердцу. После этого обыскания Игнатий и Даниил «согласишася с обоих стран быти собору и на нем своему раздору решение учинити, и собравшеся в Преображенское (1744 г.) в дом некоего Сергея Мартынова, 1336 и Быша многие разговоры о происходящем несогласии». 1337 Речи на соборе начались, надо полагать, с вопроса о титле и об Игнатии Палеостровском с его «письмом о титле, против никониан». 1338 После того, как федосеевцы уже пустили в ход свои тетради о титле, естественно и поморцы снова взялись за «письмо» старца Игнатия. И вот посрамившие Игнатия Трофимова в Успенском соборе продолжали теперь поражать его доказательствами от «письма». Интересно чем бы в конце концов разрешилась эти прения о титле, но к сожалению они до конца доведены не были; вопрос о титле, вместе и с вопросом о «письме» Игнатия Палеостровского, на этом соборе своего решения не дождался и был оставлен. Участники собора – собственно главным образом федосеевская сторона – оказались непоследователь- —205— ными в своих речах и скоро вся полемика перенесена была на другой пункт. «Игнатий Трофимов Даниилу нача глаголати, чтоб ему положил начало испроститися. Даниил же потребова у него причины, чесо ради ему прощатися. Игнатий же предложи в причину тогда в Поморие начавшееся богомолеигие и нарицание прилагательнаго имени. Даниил же ему рече, что я без совету своих старейшин не мог; когда от вас всем предлагашеся на Константиновом Кресте четверобуквенное начертание, еже мы с тобою осмотревше, явное ваше лжегласие признахом; однако мы и в том не много вяжемся». 1339 После этих взаимных пререканий речь все-таки остановилась на вопросе о молении за царскую власть. Даниил «принуждашеся от Игнатия, да оставлено будет у них богомолие. Даниил же на то ему ответствование, что он безсоветно не может сотворити и ради тогда состоявшияся Коммисии; егда же оная минется, тогда у нас оное будет, или богомолие оное прекратится, или на то вам свидетельствами удостоверено будет». 1340 Больше этого обещания поморцы не считали себя конечно компетентными что-либо предложить федосеевцам здесь же на соборе. Тем речи и кончились. Собор в общем прошел тихо, без особых резкостей, и был мирно завершен. «И так – говорит «Сказание – в том намерении согласившеся (в намерении покуда не полагать окончательного решения по вопросу о царемолении), начало общее положиша, и тогда прилучившемуся празднику Сошествию Святаго Духа, задостойник: «Радуйся Царице!» пропевши, радостно ликовствоваху (1744), в мирном и союзном соединении радостне разыдоша кийждо во свояси». 1341 Весь этот собор опять служит подтверждением того, что вопрос о титле в сумме разногласий между федосеевщиной и поморщиной понемногу теряет свою исключительную остроту и важность, заслоняясь вопросами новыми, выдвигаемыми временем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хотя и подумать страшно о тех средствах, какие потребны на исправление описанных соборных повреждений и на приведение собора, по его наружности, в первоначальный его вид, но Владыка Владимирский, памятуя, что на исполнение внутреннего обновления собора послал ему Господь нужные средства от благочестивых благотворителей, и в настоящее время, в уповании на помощь небесных покровителей, почивающих в соборе, непреклонно решился приступить к восстановлению древности собора и по наружному виду его. Весьма ободрило в сем благом начинании Владимирского Архипастыря последовавшее на обновление собора, вместе с разрешением Св. Синода, Высочайше соизволение самого Благочестивейшего Государя Императора. Одушевленный милостивым Августейшим соизволением Архипастырь безотлагательно приступил к исполнению святого дела. Месяца мая 8 числа 1887 года, отслужив в соборе с соборным духовенством пред святыми и нетленными мощами святых Благоверных Великих Князей молебен, Владыка здесь же в соборе первый принес от себя на предпринимаемое соборное обновление тысячу рублей, и затем начал посылать воззвания к разным лицам, известным ему своим благочестием и любовью к отечественной древности, усерднейше прося каждого оказать содействие посильными пожертвованиями на восстановление драгоценного памятника священной нашей старины, в благодарность же и во спасение приносящим учредил творить молитвенное поминовение о приносящих и их сродниках в соборе за каждым Богослужением. Глас Архипастыря достигает слуха благочестивых наших соотечественников. Некоторые из духовных чад его паствы, а также и другие из отдаленных мест выражают свое теплое сочувствие к намерению Владыки, и присылают свои приношения на исполнение важнейшего предприятия. На полученные пожертвования построены уже около всего собора прочные и массивные леса, заготовлено значительное количество извести, цемента, белого камня и других нужных материалов. Из белого камня вырезано уже потребное количество на большие колонны капителей и восстановлены верхние части собора, построенного Князем Андреем, находящиеся на южной стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости В соборе в Хельсинки попробовали повторить выступление Pussy Riot 06.08.2012 13:04 Версия для печати Хельсинки, 6 августа. Профессор Хельсинкского университета Тейво Тейвайнен (Teivo Teivainen) попытался организовать в Успенском соборе в столице Финляндии выступление, подобное выступлению Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. Об этом «Интерфаксу» рассказал глава «Антифашистского комитета Финляндии» и коллега Тейвайнена по столичному университету Йохан Бекман.  По его словам, профессора и девушек не пустили в религиозное учреждение. Бекман считает, что служителей церкви кто-то предупредил о планируемой акции. Девушкам пришлось выступить рядом с собором. Как отметил Йохан Бекман, активистки, одетые в стиле Pussy Riot, требовали освободить арестованных участниц группы.  На странице Тейво Тейвайнен в Facebook отмечается, что выступление девушек проходило в рамках организованной им прогулки. В соответствующей группе выложено одно фото активисток на фоне собора.  Тейво Тейвайнен является профессором мировой политики в своем университете. Он занимается глобальной политической экономикой, демократией и противоречиями капитализма. Тейвайнен преподает в ряде университетов мира, в том числе в Чили и Канаде.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

По обновлении внутри собора еще яснее стало видно, что настояний наружный вид собора, по своей поврежденности и по изменению многих его частей, не соответствует внутреннему благоукрашению. Страшно и подумать было о тех средствах, какие требовались на исправление соборных повреждений и на приведение собора, по его наружности, в первоначальный его вид, но Владыка Владимирский, памятуя, что на исполнение внутреннего обновления собора послал ему Господь нужные средства от благочестивых благотворителей, и в настоящее время, в уповании на помощь небесных покровителей, почивающих в соборе, непреклонно решился приступить к восстановлению древности собора и по наружному виду его. Весьма ободрило в сем благом начинании Владимирского Архипастыря последовавшее на обновление собора, вместе с разрешением Св. Синода, Высочайшее соизволение самого Благочестивейшего Государя Императора. Одушевленный милостивым Августейшим соизволением Архипастырь безотлагательно приступил к исполнению святого дела. Восьмого числа Мая 1887 года, отслужив в соборе с соборным духовенством пред нетленными мощами святых Благоверных Великих Князей молебен, Владыка здесь же в соборе первый принес от себя на предпринимаемое соборное обновление тысячу рублей, и затем начал посылать воззвания к разным лицам, известным ему своим благочестием и любовию к отечественной древности, усерднейше прося каждого оказать содействие посильными пожертвованиями на восстановление драгоценного памятника священной нашей старины, в благодарность же и во спасение приносящих учредил творить молитвенное поминовение о них и о их сродниках в соборе за Богослужением. Глас Архипастыря принят был к сердцу многими нашими соотечественниками. Все духовенство Владимирской епархии, многие из разных сословий и некоторые из отдаленных мест нашего отечества выразили теплое сочувствие к намерениям Владыки и присылали свои посильные приношения на исполнение важнейшего предприятия. По мере поступающих пожертвований устраиваемы были вокруг всего собора массивные леса и заготовляемы были разные, нужные для производства работ, материалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Из «чина действия, каким образом совершалось» коронование, оказывается, что государь утреню «слушать изволил с вечера», а к обедне благовест начался в половине 8 часа. В 1795 году был напечатан «чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе». В конце его помещено расписание: «В какие часы котораго дня чрез весь год к вечерням, утреням, всенощным, литургиям и часам благовест производится». По этому расписанию в день Св. Пасхи положено совершать благовест «к утрени в час пополунощи, к литургии в шесть часов пополунощи». В начале текущего столетия 17 этот чин с тем же расписанием был повторен изданием. Преосвященный Августин в 1815 году, 8 апреля, только подтвердил прежние указы не начинать в Москве благовеста раньше соборного. Приснопамятный Филарет, митрополит московский, навсегда узаконил полуночный благовест к пасхальной заутрене. В марте 1849 года он предписал московским церквам следующие пункты: «1) Вообще не начинать благовеста к церковным служениям ранее благовеста Успенскаго собора. «2) Пред утренею в день Святыя Пасхи на колокольнях должны быть причетники надежные и осмотрительные; и не излишне им иметь при себе часы для предосторожности против преждевременнаго погрешительнаго благовеста. «3) Если будут в Кремле пред утренею Пасхи пушечные выстрелы (которых должно быть три в продолжение часа), то также по предосторожности, не руководствоваться ими для благовеста. «4) Для начатия благовеста к утрене Пасхи слушать успенскаго колокола и первый удар в него прослушать в молчании, а по второму начинать благовест. «5) Колокольням, отдаленным от Кремля, которыя могут не услышать кремлевскаго колокола, начинать благовест по благовесту тех церквей, которыя ближе их к Кремлю, а не обращать внимания на те, которыя далее их. «6) Благочинные должны наблюдать за точным исполнением сего распоряжения и о нарушителе донести немедленно». Распоряжение это через консисторию представлено было всем московским соборам, монастырям и церквам. В следующем же 1850 году было отпечатано и разослано по всем церквам Москвы и подробное расписание часов благовеста всего года, под названием: «Указание времен церковнаго Богослужения, по уставу Московскаго Большого Успенскаго собора».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

В Звенигороде обнаружены фрески начала XV века Звенигород, 8 сентября 2015 г. Почти два столетия под метровым слоем кирпичей скрывалась настоящая реликвия - древняя живопись начала XV века. Фрагменты уникальных фресок архитекторы обнаружили в Успенском соборе на Городке в Звенигороде во время реставрации почти под куполом храма - на подпружных арках, сообщает «Благовест-Инфо» со ссылкой на телеканал «Культура».      От фресок сохранились лишь небольшие части, но художникам - реставраторам уже удалось установить их примерные сюжеты, например, в верхней части арок изображены серафимы, это ангельские чины, и можно видеть их крылья. Искусствоведы предполагают, что автором фресок был Андрей Рублев - знаменитый иконописец начала XV века, чьей кисти принадлежит известная «Троица». Это косвенно подтверждает и манера письма, и то, что ранее в этом же храме на предалтарных столбах обнаружили живописные композиции, которым приписывают авторство Рублева. «Вот есть эти тончайшие смеси, в которых появляются фиолетовые тона. Они достигаются за счет определенной работы иконописца с пигментами», - показывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталья Шередега. Чтобы восстановить все эти цвета, реставраторам понадобится ни один месяц . Фрески еще не открыты полностью - на них остались следы грунта и поздние слои штукатурки. «Все, что сохранилось на стенах, уцелело чудом», - говорит искусствовед Полина Тычинская. - Живопись была сбита со стен в XIX веке, и основная часть находится в яме для гашения извести». В Успенском соборе на Городке - уникальном образце ранне московского зодчества рубежа XIV-XV веков - это первая реставрация за все время его существования. И сделано сразу несколько открытий. Так, например, все окна в храме были высокие и узкие. А крыша была не скатная, как сейчас. Здание вершили сразу несколько сводов, напоминающих кили кораблей. «Закомары - это завершение фасада. Три закомара завершают его. Мы видим, что такие полукружия открылись в результате работы архитектора», - рассказывает сотрудник Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея Дмитрий Седов. Параллельно с реставрацией фресок искусствоведы проводят исследования - изучают технику письма, состав пигментов. В Третьяковской галерее подобным образом уже изучили «Троицу», на очереди другие работы Рублева. Ученые сравнят результаты, чтобы подтвердить авторство недавно открытых фресок. 8 сентября 2015 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/81956.html

Слово при посещении Харьковской епархии, сказанное в Успенском соборе города Богодухова 30 июня 1843 г. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» ( Мф. 6:33 ) Царствие Божие, братие мои, есть состояние столь вожделенное, до того превосходящее все радости и утехи земные, что одно позволение искать его могло бы составить милость великую и расположить каждого к тому, чтобы, оставив все, употребить все силы и средства к приобретению сего Царствия. А если бы вместе с этим заверено было совершенно, что всякий, кто только надлежащим образом будет искать Царствия Божия, непременно получит его, то оставаться хладным к этому Царствию и не искать его, значило бы уже (проявить – Ред.) крайнее нерадение о своем благе и неразумие величайшее. Но человек, в настоящем его состоянии греха и смерти, так действительно неразумен и невнимателен к истинному благу своему, что, несмотря на непрестанно делаемое ему предложение искать Царствия Божия, искать в вечную свою собственность, несмотря на все заверения, что искомое им непременно обрящется и будет получено, большей частью вовсе не думает об этом Царстве, и вместо того, чтобы искать его и употреблять для того надлежащие средства, занимается приобретением самых ничтожных благ и вещей, а от Царствия Божия, когда оно даже сретает его, отвращается и убегает, как от некой потери и несчастья. Что же делает любовь Отца Небесного? – Она могла бы со всей справедливостью лишить неразумного и неблагодарного человека всех прав на это Царствие, воспретить ему, яко недостойному, даже желать его. Но она не делает сего, а обращается к другому средству. Видя, что предложение одного Царствия не трогает человека, зная в то же время, что исканием этого Царствия он не озабочивает себя между прочим и потому, что считает нужным заботиться о снискании других малоценных и ничтожных вещей, но кажущихся ему необходимо нужными, любовь Отца Небесного присовокупляет к предложению Царствия и обещание этих самых вещей, за которыми гоняется бедный человек, как бы говоря так: «Ты не хочешь искать Царствия Божия, а желаешь стремиться за благами земными, – пусть будет по-твоему! Поскольку и последние, равно как и первое, в Моей власти, то Я отдаю тебе их вместе с Царствием; ты получишь и их, – только ищи «прежде» Царствия, яко блага высшего и вечного: «Ищите... прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам " " .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010