Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КИРИЛЛОВА КНИГА» («Книга иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иеросалимского, на осьмый век». М., Печатный двор, 21.04.1644), полемический сборник, изданный по указу царя Михаила Феодоровича . Публикация «К. к.» была вызвана возможностью вхождения протестанта в русскую царскую семью: планировался династический брак между царевной Ириной Михайловной и сыном дат. кор. Кристиана IV от морганатического брака гр. Вальдемаром. Патриарх Московский и всея Руси Иосиф и дворецкий кн. А. М. Львов, в ведении к-рых находился Московский Печатный двор , стремились использовать печатные издания для противодействия этому браку. Так, в 1642 г. на Печатном дворе был издан «Сборник о почитании икон», имевший антипротестант. направленность. В составлении «К. к.» и подготовке ее к изданию в кон. 30-х - нач. 40-х гг. XVII в. принимали участие протопоп московского собора во имя Черниговских чудотворцев Михаил Рогов, ключарь московского Успенского собора Иоанн Наседка , справщики Московского Печатного двора Ш. Марьтемьянов и З. Подосенов. В основу «К. к.» был положен полемический сборник, в одном из списков озаглавленный как «Просветитель литовский» (в др. списках сборник не имеет заголовка, по названию 1-й гл. может обозначаться как «Изложение о вере»). Сборник был составлен не позднее 20-х гг. XVII в., наиболее вероятно, в кругу книжников, близких к патриарху Филарету (Романову) . По составу он близок к др. полемическим компиляциям того времени, в частности к «Изложению на люторы» Иоанна Наседки, текстуально с последним не совпадает. «Просветитель литовский» по структуре повторял полемические сборники XV-XVII вв. из произведений, широко бытовавших в рус. рукописной традиции. В нем также приведены новые западнорус. сочинения, в т. ч. антипротестант. тексты; редакторы использовали заимствованные сочинения для обличения реформационного вероучения, против к-рого в рус. письменности не имелось развернутого опровержения. Сборник, судя по входящему в ряд списков тексту оглашения, предназначался для «просвещения» (катехизации) «литовцев» (жителей Литовского великого княжества , вероятно католиков и протестантов). Мн. списки «Просветителя литовского» происходят из крупных монастырей ( Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря , Троице-Сергиевой лавры ), где проходили оглашение иностранцы.

http://pravenc.ru/text/1840465.html

диакон Андрей Юрченко О неправославных мнениях касательно святого таинства Евхаристии в статье профессора Н. Д. Успенского «Анафора» Скачать epub pdf Догматическая записка по евхаристической проблематике Его святейшеству, святейшему Пимену, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше святейшество, великий господин и отец, святейший владыко! Со дерзновением повергаю на Ваш суд сравнительно–бого­словский анализ ошибочных догматических мнений профессора Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенского по вопросу о святом таинстве Евхаристии, содержащихся в его статье «Анафора», опубликованной в недавно вышедшем сборнике «Богословские труды» 13 (1975–1976) издания Московского Патриархата. Мнения проф. Н. Д. Успенского касательно догматической стороны вопроса о святом таинстве Евхаристии самым категорическим образом противоречат учению Православной Церкви, представляя собой рационалистический вариант лютеранской доктрины о проницании ( impanatio) евхаристического хлеба вина о сопребывании, сосуществовании ( con-subsmanmiamio, coexistentia) в хлебе вине, – физическая природа которых непременно сохраняется, – существа Тела Крови Христовых. «Согласно православному (же) учению, – как сказано в Резюме по евхаристической теме Богословских собеседований II между представителями Русской Православной Церкви Евангелическо–Лютеранской Церкви Финляндии (Троице–Сергиева Лавра, Загорск, 12–16 декабря 1971 года), – хлеб вино в Евхаристии существенно прелагаются в Тело Кровь Христову», «притом так, – продолжим словами из представленного на этих собеседованиях доклада епископа Астраханского Енотаевского Михаила «Евхаристия как новозаветное жертвоприношение», – что (последние) становятся таковыми субстанциально, а от хлеба вина остаётся только чувственно внешний образ или вид». – Богословские труды. – 11. – С. 164, 165. Касаясь одного из основных догматов православно–христианского вероисповедания, догмата о таинстве Евхаристии, составляющей цент-ральный нерв церковной жизни, предпринимая попытку к ниспровержению древней церковной традиции, сугубо ошибочные мнения проф. Н. Д. Успенского, особенно в тиражированном виде, представляют неизмеримую опасность для православной веры благочестия народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): биография 5 февраля, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, в возрасте 95 лет отошел ко Господу старейший насельник и духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо всеми любимый старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он преставился через несколько минут после принятия Святых Христовых Таин. 19 апреля, 2005 5 февраля, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, в возрасте 95 лет отошел ко Господу старейший насельник и духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо всеми любимый старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он преставился через несколько минут после принятия Святых Христовых Таин. Содержание статьи Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): биография 5 февраля, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, в возрасте 95 лет отошел ко Господу старейший насельник и духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо всеми любимый старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он преставился через несколько минут после принятия Святых Христовых Таин. Отца Иоанна знают и почитают в самых разных странах мира. Словами невозможно выразить, что значил отец Иоанн для своих духовных чад и для всей Русской Православной Церкви. Последние годы, из-за возраста и болезней, он не имел возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света продолжают приходить на адрес Псково-Печерского монастыря. Проповеди, книги отца Иоанна продолжают открывать новый, духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу. Среди наиболее известных и популярный книг, составленный по его беседам и письмам можно назвать «Опыт построения исповеди», «Проповеди, размышления, поздравления», «Настольная книга для монашествующих и мирян», а также сборник «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Беседы и письма отца Иоанна переведены и изданы на иностранных языках. 11 апреля 1910 года в городе Орле в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных родился восьмой ребенок. Мальчика назвали Иоанном в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Пустынника. Знаменательно, что в этот же день празднуется память преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских. Еще в детстве Ваня прислуживал в храме, был послушником у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова). Когда Ване было два года, умер его отец Михаил Дмитриевич. Воспитанием сына занималась глубоко религиозная и благочестивая мама – Елизавета Илларионовна. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и его наставники

http://pravmir.ru/ob-otce-ioanne-krestya...

Древние гробницы во Владимирском Успенском женском монастыре и погребенные в них княгини и княжны (Дополнение к статье «Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире») Статья о Великой княгине Марии, представляющая в кратком виде жизнь и кончину основательницы Успенского женского монастыря во Владимире, может быть дополнена сведениями о ее гробнице и о других древних гробницах в этом монастыре, в которых погребены близкие родственницы Марии, княгини и княжны 150 . В главном монастырском храме (Успенском), где почивают нетленные мощи св. страстотерпца Аврамия, в левом приделе, в правой стене алтаря, под сводом особой глубокой ниши, стоит гробница основательницы монастыря, Великой княгини Марии, в инокинях Марфы. Т.к. сведения о самой личности Великой княгини Марии изложены в особой (упомянутой) статье, то здесь, после указания на место ее гробницы, позволительно перейти прямо к другой гробнице, с которой первая имеет непосредственное соотношение. В той же части храма, где находится гробница основательницы монастыря Великой княгини Марии, погребена вторая супруга Всеволода Георгиевича Анна. Гробница ее первоначально поставлена была, конечно, рядом с гробницей Великой княгини Марии, а ныне обе гробницы вместе обложены посеребренным металлом, так что представляют собой по виду как бы одну двойную гробницу, и только два креста, вычеканенные вверху оклада, указывают на два гроба под ними. Степенная Книга ясно говорит о погребении Великой княгини Анны рядом с Великой княгиней Марией: «У нея же (Марии Шварновны) после положена была и вторая супруга Всеволода Анна…в приделе Благовещения, от севера на правой стороне, Великая княгиня инокиня Марфа, дочь Сварна, да Великая княгиня Анна». Но в Сборнике Троице-Сергиевой Лавры 17 века, при указании погребенных во Владимирском женском монастыре, почему-то не упоминается Великая княгиня Анна. Здесь упоминается только о какой-то гробнице возле гробницы Великой княгини Марии, именно в следующих словах: «да с нею же (Великой княгиней Марией) лежат другие мощи невелики, княгини Марии по плечи». Неизвестно, указывают ли эти слова на вторую супругу Всеволода Георгиевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Е.Б. Громова Глава 2. Иконографическая традиция изображения Акафиста Богородице в палеологовском искусстве § 1. Результаты сравнительного анализа изображений балканских циклов акафистов Акафиста Среди известных циклов Акафиста, созданных греческими, сербскими, болгарскими или валашскими мастерами, нет на сегодняшний день таких, которые датировались бы временем более ранним, чем конец XIII века. Исходя из задач нашей работы, для сравнительного анализа иконографии были использованы памятники, созданные до середины XV столетия, то есть до падения Константинополя (1453г.), когда была прервана столичная художественная традиция. Таким образом, на этом временном отрезке (конец XIII – середина XV столетия) было выделено 13 циклов гимна, исключая икону Успенского собора, наиболее полно опубликованных (см. таблицу). Среди них три фресковых цикла из греческих церквей: ц. Панагии Олимпиотиссы в Элассоне (1296–1305), ц. Панагии тон Халкеон (1310–1320) и ц. св. Николая Орфаноса (1310–1320, 1340?) в Фессалониках, составляющие единую региональную группу; пять циклов Акафиста в сербских церквях: ц. Христа Пантократора в Дечанах (1335–1350), ц. Богородицы монастыря Матейч ( 1356–1360), ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (1364–1365), ц. св. Димитрия Маркова монастыря (1380–1381) и ц. св. Петра на Преспе (1367–1371); один цикл из Валахии – из ц. Троицы в Козии (к. XIV в.) и один цикл из Мистры (ц. Богоматери Пантанассы, 1428–1445) – наиболее поздний в группе фресковых росписей; кроме монументальных циклов были использованы миниатюры иллюминированных рукописей: двух следованных Псалтирей – Мюнхенской (Cod. Slav. 4, 1396–1410) и Томича (ГИМ, 2752, 1360–1363), а также отдельного сборника, содержащего Акафист с последованием из ГИМ (Син. греч. 429, 1360-е гг.). Икон XIII–XV вв., подобных иконе Успенского собора, на Балканах неизвестно. Опубликованный в настоящее время иконографический материал, представляющий композицию циклов Акафиста, был собран и сведен в таблицу, которая помещена в приложении (см. приложение 1). Особенности каждого сюжета к отдельным строфам гимна подробно описаны и проанализированы в двух параграфах, следующих за таблицей (см. приложение 2). Основой анализа иконографического материала стало отношение изображения к тексту строфы, выявление особенностей которого дало интересные результаты. Для последующего изложения материала необходимо здесь кратко повторить эти результаты и одновременно подчеркнуть проблемы, важные для дальнейшего исследования конкретного памятника – иконы московского Успенского собора. 1. Проблема устойчивости иконографических типов

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

П. Сырку Описание бумаг епископа Порфирия Успенского, пожертвованных имя в императорскую академию наук по завещанию Источник Содержание I. Материалы для биографии епископа Порфирия. II. География, статистика и этнография. III. История IV. Богословие: Св. Писание, Творения св. отцов и проч. V. Живопись А. Книги по живописи Б. Перечень альбомов Перечень печатных сочинений епископа Порфирия     Рукописные коллекции Императорской Академии Наук обогатились в 1885 г. драгоценным приношением покойного епископа Порфирия Успенского , завещавшего Академии все свои бумаги, в виде отдельных сочинений, частью написанных им самим, частью же другими лицами, сборников разнородных юридических актов, отрывков из творений святых отцов, светских писателей и т.п., обширной переписки как официальной, так и частной на разных языках, и наконец собраний рисунков и снимков. Все это вместе представляет ценный и вместе с тем самый полный материал, какой только было возможно собрать в 40-х и 50-х годах для изучения всего православного востока в разных отношениях. Преосвященный Порфирий, бывший епископ чигиринский, викарий киевской митрополии, а затем член синодальной московской конторы и в то же время управляющий ставропигиальным Новоспасским монастырем, три раза ездил на восток с официальными поручениями и во все эти поездки ему приходилось оставаться там подолгу, – иногда по несколько лет. Будучи любознательным и обладая пытливым умом и неутомимой энергией, к тому же нося только звание архимандрита, о. Порфирий являлся самым способным в то время лицом, чтобы наблюдать и изучать жизнь на православном востоке. Результат всех этих наблюдений и многолетних тщательных изучений, как практических, так и теоретических, выразился в целом ряде сочинений, касающихся православного востока, из которых издана только небольшая часть им самим; остальная же, значительная часть, написанная в разное время и постепенно до самых последних дней жизни автора приготовлявшаяся к печати, могла явиться в свет только в течение довольно долгого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

VI. Сведения о жизни протоиерея Николая Петровича Другова 178 Источником сведений о жизни отца протоиерея служили нам официальные бумаги, – главным же образом достоверные рассказы близких знакомых и родственников покойного старца. Николай Петрович родился в Москве 1777 года 5 декабря, накануне праздника в честь соименного ему св. Николая чудотворца. Отец его Петр Петров был сторожем при большом Успенском соборе и имел собственный дом в приходе Николаевской, что в Голутвине церкви, за Москвой-рекой. Жена его Агриппина Ивановна происходила из купеческого звания. Петров умер в марте 1786 г., на 37 году от рождения, оставив после себя троих детей: девятилетнего Михаила, бывшего потом звонарем и сторожем при Успенском соборе, восьмилетнего Николая, обученных грамоте и чистописанию, и дочь Матрону. Вдовствующая мать, 11 мая того же года, просила начальство московской славяно-греко-латинской академии о принятии в оную, с включением в число казенно-коштных учеников, меньшего сына ее Николая Другова. На сем прошении помечено: «принять и по ее бедности вписать на казенное жалованье». Однако ж, на самом деле, он не был вписан, вследствие чего мать его 19 декабря подала другое прошение, оставшееся безо всякой пометки 179 . В 1788 г. низшего класса ученик Н. Другов значится своекоштным 180 . Он занимался преподаванием частных уроков. По выходе из низших классов, обучался наукам философским, богословским и другим предметам, и окончил курс учения, в июле 1800 года, со степенью студента богословия 181 . В послужном его списке за 1821 год замечено: «на латинском и французском (языках) может говорить, переводить и сочинять свободно; на немецком и простом (ново)греческом говорить и переводить, а с эллино-греческого только переводить». Основательное языковедение приобретено им еще в академии, но и в последствии он не оставлял занятий иностранной литературой, и таким образом достиг совершенства в знании особенно новейших языков. Он по окончании академического учения продолжал давать уроки в частных домах. При немногочисленности учебных заведений и учителей, которая в ту пору не соответствовала усиленной потребности образования, воспитанники и студенты академии часто избирались в домашние наставники 182 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Гдов. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кремле. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Михаила Архангела Архитектурный стиль: Псковско-Новгородская школа ( подробнее > > ) s="" > Год постройки:1424. Колокольня - сер. 16 в. Год утраты:1944 (взорвана отступающими частями вермахта) Адрес: Россия, Псковская область, Гдовский район, г. Гдов, Кремль Координаты: 58.740667, 27.818801 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Разрушенные во время Великой Отечественной войны в Гдове церковь Успения и примыкавшая к ней колокольня Дмитриевского собора (первоначально - церковь Дмитрия) были опубликованы П.П. Покрышкиным в статье «Церкви псковского типа XV-XVI стол, по восточному побережью Чудского озера и на р. Нарове» (ИАК, 1907. Вып. 22). Он датировал церковь Успения 1431 г., т.е. временем постройки каменной крепости в Гдове, а колокольню собора отнес ко времени Ивана Грозного на основании дат на колоколах, висевших на ней (два колокола 1551 г. и один 1561 г.). Эти даты приняты в научной литературе, хотя и не подвергались проверке. Нами уже пересмотрена дата Дмитриевского собора в Гдове, постройку которого П.П. Покрышкин относил к 1540 г. на основании надписи на иконе Троицы, сообщавшей, что последняя в этом году была перенесена в собор. На барабане собора находилась керамическая надпись, ясно говорившая о том, что он построен при великом князе Василии Ивановиче (1505-1533 гг.). Так как Псков был присоединен к Москве только в 1510 г., значит, время строительства собора приходится на промежуток между 1510 и 1533 гг. Следует проверить и датировки Успенской церкви и колокольни в Гдове. Наиболее раннее упоминание Успенской церкви и колокольни относится к 7093 (1584/1585) г. В писцовой книге И.В. Дровнина каменные здания в гдовской крепости описываются так: «В городе ж церковь каменна соборная великомученик Христов Дмитрий Селунский, да церковь Успения Пречистые Богородицы, да церковь архангела Михаила, обе каменны, да колокольница каменна, а поставлены те храмы Успения Пречистые и архангел Михаил и колокольница после письма, а церковное строение и на колокольнице колокола писаны в церковном строении» (Сборник МАМЮ.

http://sobory.ru/article/?object=37366

Н.А. Ложкина Степень научной разработанности проблемы Основание современных культурологических исследований в области русско-византийских связей и роли православных монастырей как историко-культурных центров было заложено в трудах отечественных историков В. О. Ключевского , Н. И. Костомарова , С. Ф. Платонова, С. М. Соловьева , М. П. Тихомирова , Е. Ф. Шмурло, К. В. Хвостовой. Значительный фактологический материал по данной проблеме обнаруживается и в работах историков церкви – епископа Макария (Булгакова) , Е. Е. Голубинского , П. С. Казанского , С. Г. Рункевича , И. К. Смолича . Большой вклад в разработку источниковедческого аспекта проблемы и теоретических вопросов синтеза византийской и древнерусской культурных традиций внесли труды С. Н. Азбелева, Ф. И. Буслаева , М. В. Левченко, А. X. Востокова, А. В. Горского, Н. П. Кондакова , Д. С. Лихачева, Г. П. Федотова , П. А. Флоренского, А. С. Уварова, Б. А. Успенского , Л. А. Успенского , В. А. Щученко, Е. Я. Осташенко. Значимый вклад в изучение истории монастырей внес Институт российской истории РАН. Результатом исследования стал коллективный труд «Монашество и монастыри в России. XI–XX века. Исторические очерки» (М.: Наука, 2002). Основная задача, которую ставили перед собой авторы, – показать целостную картину истории монашества и монастырей, их историческую эволюцию. Коллективный труд «Русское православие: вехи истории» (М., 1989) сыграл большую роль в изменении подхода к истории Русской Православной церкви. В последние годы отечественные культурологи поставили ряд конкретных задач в области изучения культурно-исторической роли монастырей и проблем взаимодействия светской и церковной культурных традиций. Это нашло свое отражение в сборниках статей «Монастыри – культурные центры Отечества» (1997), «Православие в русской культуре» (1998), в монографиях Г. В. Скотниковой «Византийская традиция и русская культура» (2001), «Византийская традиция в русском самосознании» (2002). Эта проблематика обсуждалась на научных конференциях различного уровня: на ежегодной международной конференции «Православие и русская культура» в Институте русской литературы (Пушкинский дом); на симпозиуме «Оптина пустынь: монастырь и русская культура» в Риме (1990); на Московской международной конференции «Монастыри – духовные и культурные центры России» (1996); на VII Российской научной конференции «Макарьевские чтения» (1998); в ряде конференций регионального статуса – на международной конференции «Человек верующий в культуре Древней Руси» в Санкт-Петербурге (СПбГУ, 2005),

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отзыв о работе диакона Андрея Юрченко по сравнительно-богословскому анализу статьи проф. Н. Д. Успенского «Анафора» Источник Скачать epub pdf Содержание 1. Содержание работы и основной вывод 2. Предание Церкви о таинстве Евхаристии     опубликованной в сборнике “богословские труды” 13 (М.: Издание Московского Патриархата, 1976) Работа диакона Андрея ЮРЧЕНКО занимает 34 страницы машинописного текста и 15 мая 1976 года направлена на имя Его Святейшества, Святейшего ПИМЕНА, Патриарха Московского и всея Руси. По благословению Его Святейшества настоящий отзыв подготовлен профессором Московской духовной академии по кафедре православного догматического богословия Василием Дмитриевичем САРЫЧЕВЫМ 1. Содержание работы и основной вывод В начале своего послания диакон Андрей Юрченко поясняет, что оно касается “проповедания профессором Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенским … несторио–лютеранских мнений об образе присутствия Господа нашего Иисуса Христа в святом таинстве Евхаристии” [ с. 1 ]. Далее отец Андрей Юрченко отмечает, что православное учение о Евхаристии утверждает истину пресуществления Святых Даров и приводит свидетельства из текста Архиерейской присяги, Известия учительного Служебника и “Послания восточных патриархов о православной вере”. Восточные отцы, говорит он, приняли этот термин в противоположность лютеровскому термину “ консубстанциация ” (то есть “ сосуществление ”) и употребили его наряду с ранее применявшимися ( преложение , претворение , преобразование ), напоминая при этом в “Послании”, что “словом “ пресуществление ” не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, … но показывается то, что хлеб и вино, по освящении, прелагаются в Тело и Кровь Господню не образно, не символически, не преизбытком благодати, не сообщением или наитием единой Божественности Единородного, … но … истинно, действительно и существенно хлеб бывает самым истинным Телом Господним, а вино самою Кровию Господнею” [ с. 1–3 ]. “Русская Православная Церковь , – пишет отец Андрей Юрченко , – приемлющая общеправославные символические книги: “Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной”… и “Послание патриархов Восточно–Кафолической Церкви о православной вере”, … тем самым руководствуется догматическими положениями, которые обретаются в книгах сих” [ с. 4 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sarych...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010