Календарь постов и трапез на 2014 год Православные посты в 2014 году Православный календарь постов и трапез на 2014 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц. Пост не в брюхе, а в духе Народная пословица      Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.      В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста. Великий Пост · Петров Пост · Успенский Пост · Рождественский пост Сплошные седмицы · Пост в среду и пятницу · Однодневные посты ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником. Даты указаны по новому стилю Календарь постов и трапез на 2014 год Периоды понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье Великий Пост c 3 марта по 19 апреля сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Весенний мясоед     рыба   рыба     Петров пост с 16 июня по 11 июля горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба Летний мясоед     сухоядение   сухоядение     Успенский пост с 14 августа по 27 августа сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Осенний мясоед     сухоядение   сухоядение     Рождественский пост с 28 ноября по 6 января до 19 декабря горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба 20 декабря - 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение рыба рыба 2-6 января сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Зимний мясоед     рыба   рыба

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2391...

Успенский пост в августе: для чего? Пост… как много в этом слове для сердца православного слилось! Перифраз известных нам слов, может, и не лишен иронии, но вдумаемся, как порой причудливы, как разнообразны наши представления о посте. Для кого-то он торжественно-мрачен — и тем как раз ценен, ибо всякий подвиг формирует чувство собственной значимости; для кого-то светел и непринужден. 10 августа, 2010 Пост… как много в этом слове для сердца православного слилось! Перифраз известных нам слов, может, и не лишен иронии, но вдумаемся, как порой причудливы, как разнообразны наши представления о посте. Для кого-то он торжественно-мрачен — и тем как раз ценен, ибо всякий подвиг формирует чувство собственной значимости; для кого-то светел и непринужден. Протоиерей Игорь Прекуп Успенский пост в августе: для чего он нужен? Какой смысл несёт в себе для христианина? На эти вопросы ответит протоиерей Игорь Прекуп. Успенский пост (14–28 августа) Пост … как много в этом слове для сердца православного слилось! Перифраз известных нам слов, может, и не лишен иронии, но вдумаемся, как порой причудливы, как разнообразны наши представления о посте. Для кого-то пост торжественно-мрачен — и тем как раз ценен, ибо всякий подвиг формирует чувство собственной значимости (поэтому надо как можно интенсивней накрутить себя в постнической изощренности), для кого-то светел и непринужден (как бы сам строго ни постился), кому-то – просто правило церковной дисциплины, которое надо исполнить, «не заморачиваясь глубинами и рефлексиями» (мясо-молочного нельзя? – не проблема: мы такие постненькие блюда сготовим, что пальчики оближешь!), а для кого-нибудь и вовсе – период в календаре, имеющий весьма параллельное значение для него лично и для всей его семьи (поводы могут быть разными: «пост должен быть духовным», «пост – для здоровых, а мы все больные», «жизнь такая, что нет возможности выбирать в пище» и вообще «пост – это не главное»). В этом многообразии нет единства, но мы сейчас не станем погружаться в анализ каждого из отмеченных представлений, выявляя в них истинное и отметая ложное, но сосредоточимся на теме поста Успенского .

http://pravmir.ru/uspenskij-post-dlya-ch...

Служебным подьячим таж дача, что и дворяном. Харлам Елисеев, Федор Прутков, Иван Короткой, Петр Семенов, Василей Иванов, на Филипов пост и к Сырной неделе, и на Великий пост, и на Петров, и на Успенской посты дачи взяли сполна. Крестовые полаты истопником таж дача, что и дворяном. Максим Кандратьев, Борис Власьев, Михей Маркелов, Федор Никифоров, на Филипов пост и к Сырной неделе, и на Великий пост, и на Петров, и на Успенской посты дачи взяли сполна. Дача ж дому святейшего патриарха вышеписанным всяких чинов людям, кроме дворян и вдов и служебных подьячих и истопников, на нынешней 207 год на Филипов пост по чалбушу белужью, а иным вместо чалбушей по полубелуге мерной, да по 4 фунта икры, по 3 фунта семги, а иным вместо семги давано по 7 фунтов икры; к Сырной неделе: по чалбушу белужью, по 4 фунта икры; на Великий пост по пуду соли; на Петров пост по чалбушу белужью: на Успенской пост по пуду соли. А кому имяны дачи отпущены, и то писано ниже сего. Скатертники, Василей Панфилов, Петр Васильев. Закройшик Борис Осипов. Портные (2 чел.). Сытные сторожи (4 ч.) Сушиленные сторожи (3 ч.). Поваром (19 ч.). Приспешники (14 ч.). Стремянным конюхом (4 ч.). Стряпчие конюхи (20 ч.). Пивовары (2 ч.). Воротные сторожи (2 ч.). Житные сторожи (2 ч.). Ношные сторожи (2 ч.). Дровяного двора сторожи (2 ч.). Коновал (1 ч.). Коретник (1 ч.). Шлейник (1 ч.). Тележник (1 ч.). Кузнецы (3 ч.) Бочары (2 ч.). Каменшик (1 ч.). Плотники (2 ч.). Водовозы (4 ч.). Свешник (1 ч.). Прудовым сторожам и рыболовом и садовником, которые живут на Москве: Неглинского пруда сторож (1 ч.). Пресницкого пруда (1 ч.). Рыболовы (2 ч.). Садовники, что за Никицкими вороты (2 ч.). Всем вышеименованным служителям выдано на Филипов пост по полу-белуге, или по чалбушу белужью, семга и икра. Дача ж дворцового (и) казенного приказу сторожам и приставом на нынешней 207 год: Дворцового приказу приставы (4 ч.), да сторожи (3 ч.) на Филипов пост по полу-белуге, по 4 фунта икры, по 3 фунта семги. Казенного приказу приставом (4 ч.) и сторожам (2 ч.) та же дача, что и дворцового приказу приставом и сторожам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Человек настаивал: «Как же мне отблагодарить Тебя, что же дать Тебе?» Тогда Бог сказал: «Если любишь Меня, то отдай Мне твои грехи». Конечно, пост – это всегда время покаяния, неслучайно Успенский пост так же строг, как и Великий. Только вот что есть покаяние, стоило бы правильно понимать. Есть такая притча. Один человек очень хотел отблагодарить Бога и молился: «Господи, что мне подарить Тебе?» И вдруг Бог ответил ему: «Мне ничего не надо. Всё, что есть у тебя, и так Мое, это Я дал тебе». Но человек настаивал: «Как же мне отблагодарить Тебя, что же мне дать Тебе?» Тогда Бог сказал: «Если ты любишь Меня, то отдай Мне твои грехи». Покаяние – это не истязание человека, а очищение его от ненужных, греховных наслоений. Это освобождение человека от того, что не его, что для него лишнее, что доставляет ему только муку и тяготу. Если воздушный шар обременен лишним грузом, то не поднимется к небу. Так и человек. В таинстве Покаяния Бог отнимает у человека грехи и попаляет их, чтобы человек духовно возвысился. Каждый раз, когда мы вступаем на поприще поста, нужно вспоминать, что это время особенного покаяния, то есть освобождения души от груза грехов. И только с чистой душой можно предстать пред Небесной Царицей в великий праздник Успения. Успенский постпост весьма отрадный: 14 августа в храмах освящается мед, 19-го – фрукты, и то, что приятно на вкус, соединяется с невидимой благодатью Божией. Вместе с тем Успенский пост – это пост весьма отрадный. Он отличается своими неповторимыми церковными праздниками и традициями. В первый день поста, 14 августа – Изнесение честных древ Животворящего Креста . То есть мы сразу же обращаемся к Честному Кресту как к главному духовному оружию в нашей невидимой брани. В этот же день освящается мед, то есть Успенский пост не так уж и горек. 19 августа – яблочный Спас, в храмах освящаются фрукты, и то, что приятно на вкус, соединяется с невидимой благодатью Божией. Господь оказывает милость как нашей душе, так и телу.      Но самое главное – это дни, когда мы действительно имеем возможность стать ближе к Божией Матери, под Ее благодатным покровом обрести покой мятущейся душе и сподобиться быть причастниками того Царства, в которое Она взошла в день Своего блаженного Успения.

http://pravoslavie.ru/72951.html

="" Успенского="" поста="" > Особенности нашего Успенского поста Неужто необходимо лишь только такое страшное потрясение, чтобы вспомнил народ, зачем нужен пост? 13 августа, 2014 Неужто необходимо лишь только такое страшное потрясение, чтобы вспомнил народ, зачем нужен пост? Я не могу объяснить, разъяснить и растолковать, почему Господь попустил это братоубийство, поймем со временем, но мне сегодня абсолютно ясно, что если протянем руку с надеждой только на Бога, как сделал это апостол Петр, усомнившись в вере и утопающий в волнах морских, то помощь будет, нужна лишь вера. Почему нашего? Ведь пост всеправославный? По одной простой, но страшной причине: у нас война. Самая настоящая, братоубийственная с элементами потусторонних вмешательств чисто материального происхождения. Поэтому и пост у нас особенный. Протоиерей Александр Авдюгин В воскресенье, на Смоленскую, после крестного общегородского хода подошла ко мне наша давняя прихожанка и говорит: – Никогда я, батюшка, так поста Успенского не ждала. Все раньше думала, что пост этот не очень обязательный, да и никому толком не объяснишь, почему перед Успением, а не после того, как преставилась Богородица поститься надобно. – А сейчас почему так ждете? – Как почему? – удивилась женщина, – Помолятся все, и войну Бог приберет… А может, и права раба Божия? Приберет зло Господь, умирит противостоящих, вразумит руководящих, усмирит науськивающих. Дай-то Бог такое счастье. Вот только как объяснить всем, а не только в горемычной Украине живущим, что пост этот также Великим может стать и всепобеждающим, если он для каждого настоящим постом будет, а не временем очередного воздержания от пищи скоромной да гуляний телесных. Тем паче, что к Кому, как не к Богородице при каждой беде и радости обращаемся и только Ее заступничества ждем. В крестный ход в воскресенье минувшее мы прошли практически через весь наш епархиальный полупустой и в тревожном ожидании замерший городок. Много было у меня за четверть века священнического служения крестных шествий, но это особенное.

http://pravmir.ru/osobennosti-i-nashego-...

Лаодик. соб.). «Не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в посте» – пишет А. Павел супругам ( 1Кор.7:5 ). «От жен воздержаться весь святой великий пост предписывает церковное правило, и за нарушение сего назначает невоздержному наказание – в Пасху, когда в древние времена причащались все христиане, не причащаться, «занеже весь пост обезчествовал» 1 (Бол. Треб. др. 40). При посте, как средстве к очищению и освящению нашему, в известное время полагается у нас говение, исповедь и причащение тела и крови Христовых. С постом, как средством к умилостивлению Бога за наши грехи, соединяется примирение с ближними. «Аще... отпущает человекам согрешения... отпустит и ему Отец... небесный: аще ли не отпущаете... ни Отец... отпустит вам» ( Мф.6:14, 15 ). Сырная неделя, и особенно так называемое прощеное воскресенье пред Великим постом, как временем общего говения и покаяния посвящаются у нас примирению со всеми. Здесь прибавим, что ошибаются те, которые думают, что постом должны строго соблюдать правила пощения только те, которые говеют. Скажем об этом словами св. Амвросия Медиоланского о тех, которые не все постились в Великий пост . «Многие из верующих, – говорит он, – в недели четыредесятницы то постятся, то предаются невоздержанию. Таким я должен сказать, что они напрасно надеются на свой пост, потому что такой пост бесполезен, ибо они хотя воздерживаются в известные дни и не вкушают сладкой пищи, но тем не угождают Богу, так как не постятся во все дни четыредесятницы; четыредесятницу тот совершает, кто в посте и бдении достигает Пасхи. Как в прочее время пост составляет заслугу, так нарушение его в четыредесятницу есть грех, потому что первого рода произволен а сей необходим; первый зависит от воли, а последний узаконен; к первому нас убеждают, а к последнему принуждают» (Сл. пред четыред.). Церковные правила о пище на время постов Церковным уставом обыкновенно определяются и назначаются в различные времена различные степени поста: или совершенное неядение, или сухоядение, т. е. хлеб, вода и сухие плоды древесные; разрешается вареная пища постная, приготовленная без елея, или иногда бывает разрешение на елей и вино, а в некоторые дни и на рыбу. Строжайший пост назначается уставом церковным для святой четыредесятницы, особенно в первую и страстную седмицы. Ближайший к ней по строгости есть пост Успенский. В Петров пост и Филиппов или Рождественский, церковным уставом несколько облегчается строгость поста. Правило св. апостолов во св. четыредесятницу и всякую среду и пяток всего лета равно законоположили пост. Якоже в св. четыредесятницу, едим также и в среду и пяток всего лета, кроме немощи и праздников (Бол. требн. пр. 211 2 ). Монахи же и понедельник да хранят всего лета, якоже среду и пяток (219).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

  Православные посты в 2014 году Православный календарь постов и трапез на 2014 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц. Пост не в брюхе, а в духе Народная пословица       Н ичего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.      В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.   ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником. Даты указаны по новому стилю Календарь постов и трапез на 2014 год Периоды понедельник вторник четверг пятница суббота воскресенье Великий Пост c 3 марта по 19 апреля сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Весенний мясоед Петров пост с 16 июня по 11 июля горячая без масла сухоядение сухоядение Летний мясоед сухоядение сухоядение Успенский пост с 14 августа по 27 августа сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Осенний мясоед сухоядение сухоядение Рождественский пост с 28 ноября по 6 января до 19 декабря горячая без масла сухоядение сухоядение 20 декабря - 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение 2-6 января сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Зимний мясоед   Великий Пост   3 марта – 19 апреля 2014      Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий постпост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2391...

Да холостым поддиаком, которых неделя читать псалмы у Двунадесять Апостол, 2 человеком, даетца, сверх недельного хлеба, по вся недели по хлебу человеку, да им же, кроме Великого и Успенского постов, на неделю 2 человеком семга. Дача ж дому святейшего патриарха клюшнику да 3 человеком подклюшником на нынешней 207 год на Филипов пост: по белуге, по семге, по 5 фунтов икры человеку; к Сырной неделе: по белуге ж, по 5 фунтов икры, по семге ж человеку; на Великой пост по пуду соли человеку; на Петров пост по белуге человеку; на Успенской пост по пуду соли человеку. Клюшник Иван Еуфимьев сын Никитин, подклюшники Иван Иванов сын Евреев, Иван Дмитреев сын Головков, Григорей Антонов вышеписанные дачи на Филипов пост и к Сырной неделе, и на Великой пост, и на Петров, и на Успенской посты дачи взяли сполна. А на Филипов пост и к Сырной неделе дачи взяли клюшник Матвей Булгаков да подклюшник Василей Базыкин, а Ивану Никитину и Ивану Головкову тех 2 дач не дано. Дача ж домовым дворяном и вдовам, дворянским женам, и служебным подьячим и истопником и скатертником, закройшику и портным мастерам, сытным и сушиленным сторожам, поварам и приспешником, стремянным и стряпчим конюхом, пивоваром, бочаром и плотником, коретнику, тележнику и шлейнику, кузнецом, каменшику, воротным, житным, ношным сторожам, водовозом, запасного дровяного двора сторожам, свешнику, коновалу, дворцового и казенного приказу приставом и сторожам, розрядного приказу сторожам, прудовым сторожам, рыбаком, садовником, коровником, селским дьячком и стадным конюхом. А кому имяны, и какая дача, и то писано ниже сего по статьям имянно. Дому святейшего патриарха дворяном дача нынешняго 207 году, на Филипов пост: по чалбушу белужью, по 5 фунтов икры, семги по 5 ж фунтов человеку; к Сырной неделе: по чалбушу белужью, по 5 фунтов икры арменской; на Великий пост по пуду соли; на Петров пост по чалбушу белужью; на Успенской пост по пуду соли. А кому имяны домовым дворяном вышеписанные дачи отпущены и на которые сроки, и то писано ниже сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В формате выставки Вообще-то на дворе Успенский пост. Странно как-то с амвона говорить о посте и воздержании, а в лавке торговать сметаной и сыром. Конечно, пост разрешен по здоровью не всем, но о том, что в дни поста не принято есть молочную пищу, можно было бы и написать, иначе это выглядит несколько странно… 20 августа, 2013 Вообще-то на дворе Успенский пост. Странно как-то с амвона говорить о посте и воздержании, а в лавке торговать сметаной и сыром. Конечно, пост разрешен по здоровью не всем, но о том, что в дни поста не принято есть молочную пищу, можно было бы и написать, иначе это выглядит несколько странно… О том, как не стоит зарабатывать деньги на строительство и содержание храма, рассуждает протоиерей Андрей Ефанов. Вчера довелось мне посетить один храм. Наверное, практически в каждом крупном городе есть такие — успешные, сияющие золотом, всем своим видом свидетельствующие, что православие возрождается и не собирается уступать многоразличным сектам с их утилитарными молитвенными зданиями. Серьезно, основательно, «кондово». Захотелось зайти и посмотреть. Результат ввел в состояние глубокой задумчивости. Неужели это единственный способ построить в городе храм — открыть некое подобие постоянно действующей «православной выставки», предлагая посетителям широкий прайс услуг и разнообразный ассортимент товаров? Но даже если это и так, то и в таком случае должна, мне кажется, соблюдаться мера. Впечатление первое: продуктовая лавка. Вообще-то на дворе Успенский пост . Странно как-то с амвона говорить о посте и воздержании, а в лавке торговать сметаной и сыром. Конечно, пост разрешен по здоровью не всем, но о том, что в дни поста не принято есть молочную пищу, можно было бы и написать, иначе это выглядит несколько странно. Впечатление второе: цены на требы. Как ни называй прайс на религиозные услуги, хоть пожертвованием, хоть ценой, но фиксированная такса таковой и остается. И неважно, высока сумма «обязательного добровольного пожертвования» за молитву или нет — сама цена за «религиозные услуги» патологична. Об этом говорил почивший Святейший, об этом говорит Патриарх Кирилл . Но непробиваемые отцы не могут никак отказаться от ставок за свою молитву, не понимая, что этим они множат ряды недовольных Церковью.

http://pravmir.ru/v-formate-vystavki/

У нас сейчас пост 40 дней плюс ещё отдельно Страстная седмица. Ну и значительно позже появляются Рождественский пост и два других — Петров пост — для тех, кто не постился в Великий пост, и соответственно, Успенский пост. Что касается пищевых предписаний, то они тоже были разнообразны. Конечно, были и строгие практики, особенно на юге, где несколько иной климат и несколько другие фрукты, другие овощи — не так, как у нас с вами, потому что сейчас и фрукты, и овощи для того, чтобы они хранились, обрабатываются специальными веществами, какую-то обработку газом проходят — и вот вы знаете, недавно довелось видеть, как моя супруга помыла персики — в нём какие-то мыльные руки — она говорит: что такое, непонятно — от этого вещества, которое консервирует, ощущение как от мыла. Говорят, что иногда яблоки каким-то воском обрабатывают и так далее. Здесь нужно быть очень осторожным, потому что если мы желаем поститься — дело хорошее, но важно не навредить своему здоровью. Так что пост — это не время для здоровья, пост — это воздержание, пост — это желание на какое-то время взять на себя больший подвиг, и конечно, он проявляется не только и не столько в пищевом аспекте, сколько именно в духовном делании. Поэтому давайте помнить, то, например, даже на юге в некоторых италийских монастырях в числе постных блюд рассматривалась не только рыба. В общем-то это рекомендуется для мирских, для людей, которые живут в миру — вкушать, за исключением Первой, Крестопоклонной и Страстной седмицы и рыбу, в том числе, — но и также дичь, птица, потому что с библейской точки зрения она была сотворена в тот же день, что и рыбы; и италийские монахи считали возможным вкушать в постные дни птицу. Поэтому очень хорошо, что в христианстве — по крайней мере, в православном христианстве индивидуальный подход, и если нужно каким-то образом пост ослабить, то необходимо обратить к священнослужителю, духовнику для того, чтобы подобрать ту меру, ту норму, которая именно для нас является оптимальной. Если мы вдруг чувствуем, что нам плохо, что нам тяжело, то конечно, нужно взять благословение на употребление молочных продуктов, чтобы не повредить своему здоровью.

http://azbyka.ru/video/nagornaya-propove...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010