– Множество людей. Это и первый батюшка, к которому я когда-то пришел на исповедь, и который, слава Богу, по сей день жив. И множество прихожан тех замечательных храмов, в которые я ходил на службы. Помимо этого, были замечательные книги, которых и сейчас очень много в православных лавках. – Как отнеслись Ваши родители к тому, что Вы решили посвятить свою жизнь христианскому служению? – Родители не были воцерковленными с детства, и для них это было не очень понятно. Но они отнеслись с большим уважением и понесли часть трудов вместе со мной, за что я им очень благодарен. Они взяли на себя житейские, бытовые нагрузки, чтобы у меня была возможность полноценно посвятить себя священническому служению. – Понятно, что Библия и Евангелие – это главные книги жизни. А есть ли у Вас любимые труды святоотеческой литературы? – Конечно. Например, уже в девяностые годы, которые совпали с началом моего христианского пути, издавалось много замечательных книг. Я помню книгу Сергия Нилуса « На берегу Божьей реки », прекрасное произведение о жизни Оптинских подвижников. Или – « Описание Серафимо-Дивеевского монастыря », это книга, составленная священномучеником Серафимом Чичаговым , она посвящена преподобному Серафиму Саровскому . Или – удивительная книга о новомучениках Оптинских « Пасха красная », которая стала ярким явлением своего времени. А из святоотеческих книг мне очень близки труды сербского святителя Николая Велимировича . Далее можно долго перечислять. – Недавно закончился Успенский пост, он самый короткий из всех Постов. Что мы могли успеть сделать за такой непродолжительный период для своего духовного роста? – В духовной жизни, как, например, в спорте, есть разные виды упражнений. Например, марафон и бег на короткие дистанции. Они значительно отличаются друг от друга, и не может человек одновременно заниматься тем и другим. В духовной жизни марафон – это Великий пост , а есть такая краткая дистанция, но совершенно яркая, как Успенский пост , он длится всего две недели. Он посвящен Успению Божией Матери , и важно успеть прочитать сказание о Ее жизни, почитать акафист Божией Матери, Ее Успению . А можно пройти этот Пост, молясь совершенно замечательными короткими молитвочками, которые посвящены Пресвятой Богородице. И все это позволяет за короткое время Успенского Поста прикоснуться к тайне жизни, чистоты и воскресения Пресвятой Богородицы . Это самое главное, что необходимо сделать.

http://azbyka.ru/way/vladyka-evgenij-kul...

Вопрос недели: как провести Успенский пост      – Все-таки Успенский пост , хотя и приходится на две последние недели августа, это возможность осознанно подготовиться ко дню Успения Пресвятой Богородицы, а не венец лета. Для человека смена сезона вряд ли имеет такое значение, как, например, для медведя. Медведь на зиму впадает в спячку, а летом набирается витаминов и микроэлементов, чтобы пережить эту спячку. В современном мире подходящее для вас место для отпуска можно найти вне зависимости от времени года. Так что ваш вопрос скорее затрагивает тему жизненных приоритетов. Честным будет признать, что мой взгляд на эту тему специфический, монашеский. Если к годам в постриге добавить семинарские годы (а семинарская жизнь в начале девяностых строилась по монастырским образцам), получится, что большую часть из своих 41 года я живу по монашескому уставу. И, значит, с точки зрения мирянина пощусь круглый год и практически ежедневно участвую в богослужениях. Для монаха устав, по которому живет наша Церковь, совершенно родной и естественный, потому что это устав изначально монастырский, определяющий строй жизни в монастыре – от хода и продолжительности богослужений до правил трапезы. Эта особенность Типикона служит сегодня поводом для многочисленных умозаключений о необходимости оставить Иерусалимский устав только монахам, а для приходов и прихожан разработать другой. Но это уже совершенно отдельная тема. Повторюсь, для монаха, во всяком случае для монаха, живущего в монастыре, многодневные посты – это не что-то чрезвычайное, а просто усиление ограничений в трапезе, б о льшая сосредоточенность на молитве. Если для человека жизнь, поступки определяются верой, он не будет испытывать дискомфорта от поста Что касается мирян, мне труднее говорить. Но все-таки, имея большой круг общения, замечаю, что внешнее соблюдение правил поста непосредственно зависит от внутреннего устроения, от строя духовной жизни. Если для человека церковная жизнь заканчивается на венчании, крещении детей, отпевании родных и близких, он скорее всего будет воспринимать Церковь как комбинат ритуальных услуг, и поэтому церковные правила и нормы он будет воспринимать как искусственные и ничем не обоснованные ограничения.

http://pravoslavie.ru/81341.html

«Господи, ради Тебя откажусь от Оливье!» Какие посты бывают? Милицейские, пограничные, медицинские. И христианские посты. 13 июня, 2015 Какие посты бывают? Милицейские, пограничные, медицинские. И христианские посты. Зачем мы постимся? Как применить церковные правила о посте к реальной жизни? В дни Петрова поста об этом размышляет насельник Свято-Успенского Жировичского монастыря иеромонах Агапий (Голуб). Пост — это стража, караул Если посмотреть церковный устав, то из 365 дней года около 200 являются постными 1 . Эти посты бывают разного уровня строгости, разной периодичности. Для современного человека, делающего первые робкие шаги в Церкви, соблюдение их всех обычно кажется невозможным. В самом деле, боюсь, не так уж и много найдется христиан, которые неукоснительно придерживаются всех этих постов. С другой стороны, такой порядок, принятый Церковью, не является случайностью. Чтобы понять внутреннюю логику, которая привела к созданию этих правил о постах, и сориентироваться, как применять церковные правила относительно своей реальной жизни, нужно осмыслить, а зачем вообще посты нужны. Все описанное ниже является только личным опытом осмысления с целью донесения значения поста до новоначальных. О постах литературы много, и не хочется пересказывать написанное до меня, и лучше, чем мог бы я. В качестве примера рекомендую внимательно ознакомиться с книгой протопресвитера Александра Шмемана «Великий Пост». Там достаточно доступно и одновременно емко раскрывается сама сущность поста, история его развития, предлагается опыт проживания Великого Поста в условиях современной цивилизации. Хорошие беседы о посте есть у митрополита Антония Сурожского . Но выскажу некоторые свои мысли. Какие посты бывают? Милицейские, пограничные, медицинские. И христианские посты. Случайно ли все это разнообразие называется одним словом — пост? Что их объединяет? Ответ несложен. Синонимы слова «пост» — бдение, караул, стража, бодрствование. Я готовлю себя, свое сердце к встрече со Христом, и в этом ожидании стою на страже души, чтобы она не была заполнена чем-то, что может помешать встрече и приятию в себя Его Тела и Крови. Я не пускаю внутрь агрессию, раздражение, жадность, ненависть, похоть, чревоугодие, равнодушие и пр. Я отслеживаю имеющиеся во мне грехи и страсти, очищаю себя от них покаянием, чтобы в таинстве исповеди — печати покаяния — освободиться от их груза. А поскольку природа пустоты не терпит — кому-то улыбнуться, с кем-то примириться, сказать «прости» 2 . Беречь свой язык. Отслеживать и направлять в нужное русло эмоции.

http://pravmir.ru/gospodi-radi-tebya-otk...

Если мы своим постом смущаем ближних – 5 советов от епископа Ионы Какой прок от нашего поста, если этим мы вызываем смущение, нарушаем заповедь о любви к ближнему? Но какой выход – не поститься? 8 июня, 2015 Какой прок от нашего поста, если этим мы вызываем смущение, нарушаем заповедь о любви к ближнему? Но какой выход – не поститься? Итак, Петров пост. Мы, в принципе, уже довольно много знаем о постах, различаем степень строгости Петрового и Успенского и вообще стараемся поститься «постом приятным, благоугодным Господеви…» Но вдруг (или вновь – у кого как) возникают ситуации, когда наш «благоугодный» пост почему-то вызывает ропот окружающих. «Сколько можно постничать», «так скрупулёзно поститься – это фарисейство», «ты постоянно выпрашиваешь себе послабления поста, это малодушие». Знакомо? Какой прок от нашего поста, если этим мы вызываем смущение, нарушаем заповедь о любви к ближнему? Но какой выход – не поститься? Накопившиеся вопросы мы адресовали наместнику Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископу Обуховскому Ионе. Настраивайте ближних с пониманием относиться к вашим убеждениям – Владыка, вот мы начинаем пост, искренне намереваясь провести его со всем усердием, исполнить, по возможности, все церковные предписания, угодить Богу. Но для наших ближних это выглядит как буквоедство, фарисейство. Как поститься в этом случае, неужели прятаться? – Прежде всего, необходимо учитывать конкретную ситуацию: в каком статусе наши ближние, в каком статусе мы по отношению к ним, насколько вообще уместно проявлять излишнее рвение к посту, их тем самым обременяя. Все четыре поста даны нам не для того только, чтобы воздерживаться от пищи. Пост предполагает, прежде всего, уклонение от греха, максимальное сосредоточение, внимание к себе, и ограничение в еде является лишь средством для этого. И чтобы мы могли преуспеть в воздержании от грехов, связанных с нашей плотью, Церковь на время поста установила определенный режим питания. Конечно, его легче соблюдать, находясь в монастыре, когда готовится только постная пища, или в семье, в которой все воцерковлены и постятся.

http://pravmir.ru/esli-myi-svoim-postom-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия в Великом посту В XIX веке столы владивостокцев ломились от изобилия даже в постные дни 26.02.2004 288 Время на чтение 4 минуты В царской России православная церковь всегда была в своих требованиях к пастве более сурова, нежели католическая или протестантская. Особенно это ощущалось в количестве постных дней. Если этим басурманам и поросенка с кашей, и бифштекс с кровью, и утку по-пекински дозволялась трескать круглый год, то православному человеку приходилось поститься по средам и пятницам, кроме святок и сплошных седмиц, а также в крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоана Крестителя, 27 сентября в праздник Воздвижения Креста Господня. Кроме этих однодневных постов, были четыре многодневных: Петров пост, который приходится на середину лета, Успенский - с 14 по 27 августа, долгий 40-дневный Рождественский, но вершиной христианского терпения был Великий пост. Рыбные дни Тянулся он долго, целых семь недель, от Масленицы до Пасхи, и разделялся на две неравные части: святую четыредесятницу и страстную седмицу. Запретов этот пост налагал много и, по идее, должен быть временем скучным. Да и был таким у ямщиков-староверов, что поселились во Владивостоке на Первой Речке. Там в пост не то что песен не пели, но даже сахар к чаю не подавали, потому как его для очистки через костный уголь перегоняют. А вина и водки там отродясь не водилось. Скучный народ - кержаки. Зато остальной город время проводил неплохо... Конечно, все внешние правила соблюдались. Хозяйки в своих домах лампадки голубого стекла меняли на обыкновенные и постель накрывали покрывалом серого цвета. В пансионе при министерской женской гимназии утром вместо молока воспитанницам давали чай с сухариками. Да и сам военный губернатор ЭРДМАН (1875-1880), даром что лютеранин, свой утренний кофе пил не с топлеными сливками, а с ложечкой рома. Из газет исчезали театральные объявления о постановках и бенефисах. В ресторанах умолкали венские и неаполитанские оркестры. Зато в магазинах наступление Великого поста заставляло владельцев расширять рыбные отделы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Богослужение от начала Петрова поста до конца церковного года Раздел ещё не заполнен. Апостольский пост и празднования в честь святых апостолов В понедельник второй седмицы по Пятидесятнице начинается Апостольский, или Петров, пост. Продолжительность этого поста в каждом году бывает разная, поскольку начинается он по подвижному пасхальному календарю, а заканчивается всегда в день памяти апостолов Петра и Павла. Максимальная продолжительность Петрова поста – 42 дня, минимальная – 8 дней. Установив Апостольский пост в этот период церковного года, Церковь подчеркнула исключительную роль апостолов в деле распространения христианства. Получив дар Святого Духа в день Пятидесятницы, апостолы разошлись в разные страны для проповеди учения Христа. Церковь является апостольской, поскольку построена на основании апостольской проповеди и поскольку преемство рукоположений, восходящее к апостолам, сохраняется в ней до сего дня. День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня/12 июля, принадлежит к числу великих церковных праздников, хотя и не входит в состав двунадесятых. В этот день Церковью прославляются «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие» 1 , «безбожия заклавшия незатыкаемая уста, страшныя Духа мечи, Рима светлая удобрения, всея вселенныя питатели, Нового Завета богописанныя скрижали мысленныя» 2 , «ученики Христовы, и основания Церкве, истинныя столпы и стены, и трубы Божественныя Христовых учений и страданий» 3 . На следующий день после памяти Петра и Павла совершается богослужение в честь Собора двенадцати апостолов. В число 12-ти входят одиннадцать апостолов, избранных Христом, и Матфий, избранный апостольской общиной на место Иуды-предателя (см.: Деян. 1:23–26 ). Преображение Господне Следующим после Пятидесятницы великим двунадесятым праздником является Преображение Господне, 6/19 августа, выпадающее всегда на период Успенского поста. Дата праздника выбрана, как предполагается, в связи с праздником Воздвижения Креста Господня. По мнению некоторых древних авторов, Преображение произошло за 40 дней до распятия Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Медовый стол на Медовый Спас в 2024 году Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда. Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее. 11 августа, 2016 Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда. Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее. Рецепты Медового Спаса. В этой статье вы найдёте краткую историческую справку о Медовом Спасе и узнаете, что можно приготовить к этому посту в 2024 году. Медовый Спас в 2024 году На Первый Спас и нищий медку попробует Прозрачным янтарем переливаются на солнце открытые баночки меда, на столах праздничные скатерти, даже воздух — и тот пропитан медовым ароматом. Мед гречишный, белоакациевый, липовый, полевой, цветочный… 14 августа, в первый день Успенского поста — Медовый Спас. Спас (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос), это три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас. Едва медовый справлен Спас, Светает Спас преображенский. Спас третий — с вечери успенской. Иванов день: всему свой час. Вяч. Иванов В этот день начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться

http://pravmir.ru/medovyj-stol/

Перекрестить тарелку супа – зачем? Страсти, в том числе чревоугодие и лень – цепи, которыми мы связаны, но пока ещё есть время от них освободиться. 11 марта, 2016 Страсти, в том числе чревоугодие и лень – цепи, которыми мы связаны, но пока ещё есть время от них освободиться. О том как провести последнюю неделю перед Великим Постом, на что обратить внимание – рассказывает протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области. Я не считаю, что на Масленичной неделе надо как-то себя психически готовить к Великому Посту и к Прощеному воскресенью. На мой взгляд, наша Церковь сама через службу, уставы, обряды, а ещё и непосредственным действием благодати настраивает нас и на посты, и на праздники. Великим постом это особенно заметно: там и служба очень отличается от обыкновенной, и убранство храмов, и облачения духовенства, мелодия песнопений. И подготовка к Великому посту идёт несколько недель. Что касается Масленицы, то, с одной стороны, делается послабление, нет поста в среду и пятницу, с другой стороны, уже мясо не едим. Какое-то особое масленичное веселье, я считаю… терпимым, но в меру. Пьянство же всегда греховно: и в пост, и в праздник, и на Масленицу. Поесть немного привольнее, чем обычно, есть смысл, но не до объедения, конечно. Умеренное послабление в пище помогает начать подвиг поста, как бывает человеку нужно замахнуться перед ударом молотком по гвоздю. Помню, был забавный случай, когда мне как раз на Масленицу по какому-то вопросу позвонил наш митрополит Ювеналий и спросил: «Как вы там, справляете Масленицу?». Я не понял иронии и выжидательно промолчал,  а он воспринял молчание как некий намек, что я ее праздную. И тогда уже строго продолжил: «А что тут праздновать? Масленица – это не праздник». В масленичную неделю надо почаще, как позволяет возможность, ходить в храм – вот и подготовка к великопостным службам. Уже делаются поклоны, читается молитва Ефрема Сирина. Некоторые прихожане заранее боятся поста, говорят: «Батюшка, я вот уже наперёд нервничаю, что настанет пост, мне будет тяжело». Я им объясняю, что до поста ещё надо дожить, а бояться тут совершенно нечего, потому что  пост не мука, которую Бог на нас возлагает, а Его помощь нам в борьбе с нашими страстями. Ведь страсти, в том числе чревоугодие и лень – цепи, которыми мы уже сейчас навеки связаны, но пока ещё есть время от этих смертельных пут освободиться.

http://pravmir.ru/protoierey-konstantin-...

Установление в христианской Церкви предпасхального поста, получившего затем название Великого, или Святой Четыредесятницы, связано со словами Христа, сказанными Им о Своих учениках: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» ( Мф.9:15 ). Вне сомнения, апостолы запечатлели в своем сердце эти слова и, вспоминая последние дни Его жизни и Голгофу, ежегодно проводили их в посте. Сколько дней они постились и как, мы не знаем, но обычай этот рано распространился всюду, где только проповедано было Евангелие. Св. Ириней Лионский (II век) писал Римскому епископу Виктору, что «по мнению одних, следует поститься один день, по мнению других, – два дня, по мнению третьих, – даже больше, притом некоторые мерою своего дня почитают сорок дневных и ночных часов» 1 . Памятник III века говорит уже о недельном посте, отправляемом христианами во дни еврейской пасхи. «На пасхе, – читаем мы в нем, – поститесь от 10-го дня (месяца Нисана), от понедельника и до пятка употребляйте один лишь хлеб, соль и воду в девятом часу (по нашему в 3 часа дня), в пятницу же и субботу поститесь целиком, не вкушая ничего» 2 . Ужасные гонения, каким подвергались христиане того времени со стороны Римской империи, постоянное ожидание ареста, пыток и казни призывали их к неослабному духовному бодрствованию и высоким добродетелям. Отсюда недельный пост расширяется и перерастает в Четыредесятницу, причем само число сорок заимствуется из подражания сорокадневному посту Христа ( Мф.4:2 ). В IV веке св. Афанасий Великий писал Серапиону Тмуитскому : «Я прошу тебя объявить братьям начало Четыредесятницы и убеждать их соблюдать пост, дабы в то время как весь мир постится, нам, египтянам, не подвергнуться насмешкам за то, что не постимся и проводим эти дни в веселии. А чтобы кто-нибудь не воспользовался отговоркой, что он не мог знать об обязанности поститься, так как не было прочитано послание об этом, то следует совершенно уничтожить возможность такого предлога и приложить старание к тому, чтобы послание было прочитано непременно раньше Четыредесятницы, дабы предупредить нарушение поста. Конечно, братия узнают об обязательном соблюдении поста из чтения послания, но, помимо этого, и ты, мой возлюбленный, со своей стороны, всеми мерами убеждай их и учи исполнять пост: это будет очень худо, если в то время как весь мир так делает, египтяне одни станут предаваться удовольствиям. Так как мне тяжело, что некоторые из-за этого насмехаются над нами, то я и вынужден был написать тебе об этом» 3 . Из этого письма св. Афанасия видно, что в его время почти весь христианский мир соблюдал Четыредесятницу и относился неодобрительно к тем церковным общинам, которые не соблюдали почему-либо поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

     – Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях? – Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов. У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий – все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия – это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались. Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни – неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.  

http://pravoslavie.ru/81417.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010