Закрыть itemscope itemtype="" > Монастырь, который скоро снова возсияет вновь Зимние именины в особой благодати возрождающейся обители 20.12.2023 179 Время на чтение 5 минут Источник: Попечение «Летний Никола» или «Никола Вешний», как называют день поминовения переноса мощей святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских в итальянский город Бари в конце XI века, относится к числу непереходящих церковных праздников (дата строго фиксирована) и ежегодно отмечается православными христианами 22 мая по новому стилю. Об иконе, написанной с его прижизненного изображения, рассказывал в один из таких памятных дней. Я декабрьский , поэтому мои именины приходятся на «зимнего Николу», 19 декабря по новому стилю, когда мы вспоминаем день преставления (упокоения) этого великого святого подвижника, апологета благочестия и абсолютной верности Церкви Христовой. Все остальные даты тоже именины, но считаются именинами малыми. Помимо двух основных праздников, посвященных святителю Николаю, существуют и другие дни церковного чествования Угодника Божия Николы. Так, праздник его рождения еще малоизвестен в России, поскольку был возрожден не так давно – в 2004 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II празднование Рождества Святителя Николая было возобновлено. Об этом безусловно значимом событии для всего христианского мира вместе с жизнеописанием тех благих дел, что совершал мой небесный покровитель, выпускал в этом году пост «Праздник пастыря доброго» . Ровно 70 лет назад, 19 декабря 1953 года, в своем слове к прихожанам в день памяти святителя Николая Мирликийского, тогда еще не причисленный к лику святых, хирург от Бога и Его же исповедник, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877 – 1961) напоминал всем нам: « Света незримого был полон великий Святитель Николай, память которого мы празднуем. Он был полон этого света незримого, от него исходившего и воспринимаемого сердцами и душами человеческими. В чем же источник этого света? Он появляется в сердце человеческом по мере того, как человек все глубже и глубже исполняет закон Христов, по мере того, как более и более творит добрых дел, по мере того, как все более и более милосердным становится он, приближаясь к ныне нами поминаемому Святителю Николаю, избавившему от позорной продажи на блуд тел своих трех дочерей несчастного голодающего человека.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/20/monast...

Закрыть itemscope itemtype="" > Праздник Богоявления по описанию древних христианских авторов О том, как в древнехристианском мире праздновалось Богоявление, рассказывает заведующий Греко-латинским кабинетом при Московской духовной академии игумен Дионисий (Шленов) 21.01.2008 239 Время на чтение 11 минут Православные христиане всего мира с благоговением празднуют двунадесятые праздники. Литургическая жизнь Церкви неотделима от жизни всех, кто является членом Церкви, Тела Христова. Суть ее со времен Христа Спасителя остается неизменной, а многообразные формы ее могут складываться, совершенствоваться, достигать законченности и полноты. Так и в истории двунадесятых праздников. Мы не мыслим своей жизни без них, без включенности ее в год церковный, и нам кажется, что так было всегда. Трудно даже представить, что Сретение Господне стало праздноваться только при императоре Юстиниане (начиная с сер. VI в.), а Успение Божией Матери - со времени царствования императора Маврикия (с кон. VI в.). В X в. афонские монахи недоумевали, стоит ли им принимать недавно установленный Успенский пост, и константинопольский патриарх Николай Мистик вынужден был подтвердить его в своем сочинениии " О посте " . Однако не только для Руси, но, пожалуй, и для всего христианского мира события I тысячелетия освящены авторитетом глубокой древности, круг праздников, сложившийся тогда, стал своеобразным непреложным каноном, нарушение которого по-справедливости считается грехом, а соблюдение - добродетелью. Наша маленькая заметка посвящена двум праздникам - Рождеству Христову и Крещению Господню. Почему именно им? В преддверии и в самый день праздника Крещения вопрос этот представляется излишним. Как будет видно, праздник Крещения Господня всегда был и остается поныне теснейшим образом связан с праздником Рождества. Прп. Никита Стифат (?? в.), повторяя мысли более древних отцов, писал в своих полемических словах о том, что Христос рождается как человек и крестится как Бог; и наоборот, рождается как Бог и крестится как человек. Под видом внешней антиномии и противоречия в этом высказывании скрывается диалектический принцип православного богословия, рационального и иррационального одновременно, - указывающий на тайну Богочеловека Христа, единого по ипостаси в двух природах Божества и человечества.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Провокация под стенами Кремля направлена на срыв «Программы 200» Иерей Сергий Карамышев о последствиях инцидента в «Манеже» 18.08.2015 5319 Начался Успенский пост - зашевелилась всевозможная нечисть. На сей раз змеиное гнездо было свито в Манеже , на самых подступах к священному Кремлю. Такова участь змеиного племени - жалить в пяту. Тогда как задача христиан - поражать змею в голову. Под змеиным гнездом мы разумеем выставку «Скульптуры, которых мы не видим». Задача организаторов, судя по названию, заключается в популяризации, в раскрутке этих самых скульптур, очевидно, не пользующихся особым вниманием публики. Кто надоумил Дмитрия Цорионова со товарищи в первый день Успенского поста - организаторы выставки или же его собственные гордость и недальновидность - мы не знаем. Однако налицо следующий факт: благодаря Цорионову выставка стала ходовым товаром медийного пространства. Так бы она прошла незамеченной. А теперь - информационный взрыв едва ли не как после убийства Немцова. На сей раз вновь оказываются убитыми сразу два зайца - и выставка раскручена, и на Русскую Православную Церковь поставлено жирное клеймо, как после убийства Немцова его поставили на власти России. Мы должны понимать, что Церкви объявлена война, а на войне далеко не всегда уместно отвечать на любые провокации врага. Видать, это плохо понимают Цорионов и его движение «Божья воля». Само название не вполне христианское. Христианин молится: «да будет воля Твоя, якоже на небеси, и на земли». А здесь гордо провозглашается тождество человеческого произвола и Божией воли. И вот, пожалуйста, отклики Эха преисподней, официально именуемого «Эхом Москвы». Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский, прославившийся борьбой против строительства храмов, выдает материал «Россия или " Православный ИГИЛ " ?». Ему подпевают Латынина и Пархоменко, изгаляющиеся над Православием как таковым. Эти люди не мелочатся: выходку горстки активистов, самозваных вершителей «Божией воли» они тотчас отождествляют с волей целой страны и всей Русской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/08/18/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Успение Пресвятой Богородицы История и смысл праздника 27.08.2017 4864 Время на чтение 7 минут 1) Место праздника в границах православного богослужебного года. Праздник Успения Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам Православной Церкви; это один из важнейших праздников, посвященных прославлению Божией Матери. Праздник предваряется недолгим, но довольно " строгим " Успенским постом (этот пост начинается 1 августа ст. ст./14 августа н. ст. - день, отмеченный в церковном календаре как торжество Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня). 2) Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета. Как повествует церковное предание, после Воскресения Спасителя Богоматерь жила в Иерусалиме; затем, когда начались языческие гонения на Церковь, Она вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Ефес, откуда путешествовала на остров Кипр и на Афон. Незадолго до смерти Богородица вновь возвратилась в Иерусалим. Здесь Она часто и подолгу молилась в тех местах, что были связаны с событиями земной жизни Ее Сына. Вскоре Богоматерь узнала от архангела Гавриила, что Ее земная кончина уже близка. Когда Она уже возлежала на смертном одре, совершилось чудесное событие: силой Божией в Ее дом были собраны - находившиеся тогда в самых различных странах - апостолы, которые благодаря этому чуду смогли присутствовать при Успении Девы Марии. Лишь апостол Фома не появился здесь тогда. По церковному преданию, после смерти Богородицы апостолы положили Ее тело в гробнице-пещере, завалив вход большим камнем. На третий день к ним присоединился отсутствовавший в день Успения Фома, который очень страдал оттого, что так и не успел проститься с Божией Матерью. По его слезной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Пресвятой Девы. Но к их всеобщему удивлению они не нашли тела Богоматери внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило удивительное благоухание. Православная Церковь верит, что Богоматерь воскресла на третий день после Своего Успения - подобно тому, как некогда воскрес и Ее Сын, и вознеслась телесно на небо - подобно тому же, как на сороковой день после Воскресения вознесся на Елеонской горе Иисус. В этом предании заключена христианская истина о грядущем всеобщем воскресении людей в день Второго Пришествия Господня, когда, по словам апостола Павла, Сам Христос наше воскресшее тело " преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все " (Послание апостола Павла к Филиппийцам 3:21).

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Фаворский свет в горах Кавказа Заметки паломника 13.10.2022 1843 Время на чтение 17 минут Фото: Бельченко О.И., схиигумен Гавриил, Чернавский А.Ф. На подворье Валаамского монастыря В Успенский пост, перед праздником Преображения Господня мы с Олегом Ивановичем Бельченко — хранителем чудотворного образа Святого Царя Мученика и Страстотерпца Николая, вылетели в Сочи для встречи с его духовником — схиигуменом Гавриилом (Виноградовым–Лакербая), известным православным читателям, как Игумен N. Многие годы приходилось слышать восторженные отзывы читателей о книге Игумена N. «В горах Кавказа», а теперь предстояло побывать в описанной в книге среде. Хотелось, поднявшись над суетой, лежащего в кипучих страстях, мира пообщаться с монахами, продолжающими, по мере своих сил, традиции, известных еще в царские времена, кавказских подвижников. Да и взглянуть на свою жизнь с горных вершин. Поздним вечером о. Гавриил нас встретил в аэропорту Сочи и отвез к себе на Подворье Валаамского монастыря. После скрипа открывшихся ворот повеяло монастырской благодатью, особым духом тишины, покоя, умиротворения. Немного перекусив в трапезной, мы с Олегом Ивановичем пошли обустраиваться в архиерейской келье. Архиерейская келья, находилась рядом с тем зданием, где мы трапезничали, на втором этаже под сводами крыши одного из нескольких корпусов подворья. Она представляла собой просторную приемную с выходом на балкон, где свисали грозди винограда. Центральную часть приемной кельи украшал камин, справа от камина книжный шкаф, с духовной литературой. Слева от камина на стене в углу висел ростовой портрет Императора Николая Второго с Имперскими Флагами по бокам. Вдоль стен этой просторной комнаты стояли уютные диваны и глубокие кресла с обшивкой зеленоватого цвета. По углам слева и справа от камина двери в небольшие спальни. Олег Иванович разместился в архиерейской опочивальне с ванной комнатой, я в спальне с левой стороны от камина «для иподьякона», как мы шутили. Надо отметить, высокую византийскую культуру, с которой мы соприкоснулись, на подворье, и в дальнейшем, посещая монастырские скиты, как высоко в горах, так и ближе к городским селениям.

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/09/...

Закрыть С людьми погребенная — с Богом вознесшаяся 27.08.2020 407 Время на чтение 5 минут Среди двенадцати главных церковных праздников издавна выделялся один особенно любимый на Руси. Это Успение Пресвятой Богородицы. Особое благоговейное отношение верующих к этому празднику нашло свое выражение в обилии на русской земле именно Успенских храмов. Зачем праздновать день смерти? Духовную важность Успения подчеркивает двухнедельный пост, подготавливающий нас к этому дню. Не случайно Успение называют еще Богородичной Пасхой. Хотя Церковь и вспоминает телесную смерть Божией Матери, но богослужебные песнопения призывают не скорбеть, а радоваться. Почему? Попытаемся найти ответ в самих молитвенных текстах. В самом первом праздничном песнопении верующие услышат: «О дивное чудо: Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает: веселися, Гефсимание, Богородичен святый доме» (рус. перевод: «О дивное чудо! Источник Жизни кладется во гроб, и могила становится лестницей к Небу; веселись, Гефсимания, святой дом Богородицы»). Несложно увидеть яркие параллели между Успением и Воскресением Христовым (теперь становится понятным и выражение «Богородичная Пасха»). Например, гроб Господа в богослужебных стихирах называется «живоприемным» или «живоприятным» — принявшим в себя жизнь. Это похоже на игру слов, противоположных друг другу: жизнь и гроб, смерть и радость. Так раскрывается не только духовный смысл Успения, но и богословское понимание смерти. Что такое смерть после смерти и воскресения Христа? Нам ответит апостол Павел: Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним (Рим. 6, 8). Смерть становится переходом к новой, будущей жизни, ожиданием вечности. Стоит отметить, что и день памяти любого святого — это, как правило, день его кончины, именно он является церковным праздником. Но зачем на Успение в храмах отдельно совершается чин Погребения Божией Матери? Что это за богослужение? История службы Погребения Если вы ни разу не были на чине Погребения Пресвятой Богородицы, обязательно побывайте на нем. По торжественности и глубине он не уступает службам Великой Пятницы, своеобразной копией которых и является. Только сначала узнайте в своем храме, когда именно будет совершаться эта служба. Где-то Погребение служится в соединении со всенощным бдением накануне Успения (27 августа), в других храмах — в день праздника вечером (28 августа), в третьих — на второй или третий день после дня Успения (29 или 30 августа).

http://ruskline.ru/opp/2020/08/27/s_lyud...

Ко львам не бросят, но к телевизору прикуют Бряцание оружием в Прощеное воскресенье – оскорбление нашей вере, общей у нас с Украиной. 4 марта, 2014 Бряцание оружием в Прощеное воскресенье – оскорбление нашей вере, общей у нас с Украиной. В Прощеное воскресенье православные люди на митинги за войну не ходят. Великим постом православные войн не начинаю В Прощеное воскресенье каждый православный человек попросит прощения у тех, перед кем виноват вольно и невольно. И еще он обязан простить. Без этого его пост не принимается. По всему русскому православному миру просят друг у друга прощения – это не из области кулачных боев, сожжения чучел и вкушения блинов. Это дисциплина. В Прощеное воскресенье патриарх Кирилл молился перед гробом замученного во время Смуты патриарха Гермогена. А после этого просил прощения. И все в Успенском храме Кремля просили прощения друг у друга. Церковь против этой войны во всех ее смыслах – ограниченного ввода, защиты от наркоманов и фашистов, оказания гуманитарной помощи и прочих канцеляризмов убогой пропаганды. На чин прощения чиновники не ходят. Чиновники в это время собирали митинг за войну на Украине. И топали ногами на своих пиарщиков и прислугу, что церковные опять что-то о прощении вякают. В Церкви все совершается не просто так. Понимать это трудно при системе тотального оболванивания. На церковь идет чудовищное давление. Люди церковные это знают. А люди антицерковные смакуют детали антицерковной пропаганды, которую с наслаждением ведут примерно одни и те же деятели много лет. Бряцание оружием в Прощеное воскресенье – оскорбление нашей вере, общей у нас с Украиной. Придумывают это противостояние не русские, и не православные, и не украинцы. Давление на церковь идет за то, что она не подчиняется власти и не поддерживает военные авантюры. Хотя вся толпа от танцующих в храме до обывателя приучена думать, что церковь, мол, поддерживает эту власть. Да, в храме мы молимся о властях и воинстве. В том же ряду мы молимся о благорастворении воздухов и о том, чтобы Господь даровал нам непостыдную кончину.

http://pravmir.ru/ko-lvam-ne-brosyat-no-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР III Патриарх Антиохийский (1051/52 - не позже 1057), автор посланий, участник греко-лат. полемики вокруг событий Разделения Церквей 1054 г. между Римско-католической и Восточными правосл. Церквами. Время рождения П. неизвестно; в 1054 г. он уже считал себя стариком. По словам П., он происходил из известной своим благочестием антиохийской семьи, а его рождение сопровождалось чудесными событиями. В детстве он вошел в окружение Антиохийского патриарха Иоанна III . В 1009 г. прибыл в К-поль для учебы. При визант. имп. Романе III (1028-1034) П. стал придворным чиновником, затем служил судьей в разных провинциях и в столице, затем стал, по его словам, «попечителем» (φροντιστς) к-польского собора святых Апостолов , потом - скевофилаксом собора Св. Софии. Соображения А. Михеля, согласно к-рым П. был «великим скевофилаксом» ( Michel. 1930. S. 418), неубедительны, т. к. Михель опирается на сочинение XIV в. «De officiis», где должность «великого скевофилакса» всего лишь обозначает прежнюю должность скевофилакса. Не исключено, что П. был женат и имел дочь, т. к. у него был зять (γαμβρς), под к-рым, однако, мог подразумеваться и муж его сестры. Согласно принятым до наст. времени представлениям, в 1052 г. по решению визант. имп. Константина IX Мономаха П. был возведен на престол Антиохийской Церкви. По словам П., к этому императора побудила Сама Богородица, явившаяся ему ночью. Приняв монашество и поочередно пройдя все ступени священства, П. был рукоположен в К-поле патриархом Михаилом I Кируларием (1043-1058). Возрождая древний обычай, П. отправил послания с изложением веры (συστατικα πιστολα) Римскому папе Льву IX и патриархам Александрии и Иерусалима. Послание к папе было отправлено с паломниками визант. наместнику Юж. Италии Аргиру, чтобы он доставил его адресату. Ответа от папы на свое 1-е послание П. не получил. Когда антиохийский диак. Христодул Агиостефанит был назначен в К-поле кувуклисием, П. оспорил это решение как вмешательство в его юрисдикцию, и патриарх Михаил Кируларий вынужден был отменить его. Известно, что П. старался ввести Успенский пост , до того не распространенный в Антиохийской Церкви. П. также противодействовал Сиро-яковитской Церкви. Согласно яковитским источникам, он под угрозой судебного рассмотрения вынудил одного богатого яковита присоединиться к правосл. Церкви и провел публичное сожжение принадлежавших яковитам рукописей Евангелий.

http://pravenc.ru/text/2580344.html

Медовый, яблочный, ореховый спасы в 2019 году Спасы: медовый, яблочный, ореховый… Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Ведь слово спас от слова Спаситель, а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие. 25 декабря, 2010 Спасы: медовый, яблочный, ореховый… Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Ведь слово спас от слова Спаситель, а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие. Хотите узнать всё о спасах в 2019 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах. Спасы в 2019 году 14 августа 2019 года  начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа. В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый «Медовым Спасом» . Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие. За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня , Его Преображения и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников. Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово – продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое. Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент.

http://pravmir.ru/spasy-medovyj-yablochn...

Митрофан, святитель, епископ Воронежский (Михаил, в схиме Макарий) († 1703; память 7/20 августа, 23 ноября/6 декабря, 4/17 сентября, 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых и 23 января/5 февраля в Соборе Костромских святых) Родился 6 ноября 1623 года от благочестивых родителей, по свидетельству самого святителя. До 40 лет будущий святитель жил в миру, был женат, имел сына и служил приходским священником в селе Сидоровском, расположенном недалеко от города Шуи. Уже в это время он зарекомендовал себя добрым пастырем, нежным и заботливым отцом. В 1663 году, овдовев, принял монашество в Золотниковской Успенской пустыни Суздальского уезда. Обитель, принявшая подвижника, была очень бедной, но он полюбил ее на всю жизнь и даже хотел быть в ней погребенным. Однако богоугодная жизнь Митрофана не могла быть скрыта от окружающих. Братия Яхромского Косминского монастыря в июне 1665 года избрала его своим игуменом. Почти 10 лет управлял он названным монастырем, насаждая среди братии дух благочестия, ревнуя и о внешнем благоукрашении святой обители. В 1675 году Митрофан был переведен игуменом Макариева Желтоводского монастыря, что на реке Унже, Костромской епархии, которым управлял почти семь лет. Здесь он построил теплый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и украсил его церковной утварью и иконами. Освящена новая церковь в 1680 году. Благочестивая и подвижническая жизнь игумена Митрофана выдвинула его на пост архипастырского служения. На Соборе 1681–1682 годов для борьбы с усилившимся расколом была учреждена новая кафедра – Воронежская, куда первым архиереем был избран Митрофан. 2 апреля 1682 года патриарх Иоаким († 1690) и 16 иерархов хиротонисали его во епископа Воронежского. После хиротонии святитель несколько месяцев жил в Москве, устраивая дела новой епархии. За этот период ему пришлось участвовать в погребении скончавшегося царя Федора Алексеевича и в венчании на царство юных государей Ивана и Петра. В конце августа 1682 года святитель Митрофан прибыл в Воронеж. Трудный путь предстояло пройти ему в этой епархии. Население края было разнородным. Пользуясь тем, что край был удален от центра гражданской и духовной власти, сюда стекались люди со всех концов России, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010