" Сила поста и молитвы " августа 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Александро-Свирском монастыре " Святая Церковь для назидания предложила нам сегодня отрывок из Евангелия о том, как после Преображения на горе Фавор Господь с тремя учениками спустились с горы, где оставались другие ученики, - сказал владыка в проповеди. - Там они увидели толпу, собравшуюся вокруг бесноватого. Отец привел больного сына и попросил учеников Иисуса исцелить его. У них не получилось: Господь давал им силу изгонять бесов, но в данном случае ее оказалось недостаточно. Тогда отец юноши попросил Спасителя и исцелить сына. Господь запретил диаволу, и тот вышел из больного. Ученики потом спросили Иисуса, почему им это не удалось сделать. Он ответил: " По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: " перейди отсюда туда " , и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом " (Мф. 17:19-21). Почему Церковь призывает строго соблюдать пост? Бесы боятся поста, это главное наше оружие против них. Многие люди не постятся и остаются безоружными против бесов. Некоторые самовольно ослабляют себе ограничения. Например, в Успенский пост рыбу положено вкушать только на Преображение Господне, а многие думают: " Подумаешь - рыба, это же не страшно! " И едят. Ослабляя пост, мы показываем свою слабость. Диавол боится поста и внушает людям, чтобы они его ослабляли и даже оставляли. И большинство людей так и делают. А постящиеся имеют оружие против диавола - основной силы, которая нам противоборствует в деле спасения " . " Господь указал еще на одну силу - молитву, - продолжил архипастырь. - Это главное, на что мы должны обращать внимание. Посты у нас бывают не каждый день, а молитва должна быть постоянной - как говорил апостол Павел, " непрестанно молитесь " (1 Фес. 5:17). Молитва тоже разоружает диавола, без нее мы бессильны перед ним. Надо приучать себя к простым молитвам - в первую очередь, к Иисусовой: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

116 О древности Великого поста свидетельствует также святой Игнатий Богоносец , поставленный в 66 г. по Р.Х. в епископа Антиохийского и правивший этой Церковью 40 лет. В послании к Филиппийцам святой Игнатий Богоносец дает наставление верующим: «Четыредесятницы не пренебрегайте: она служит подражанием жительству Христову». Петров пост, установленный Церковью в воспоминание апостольского пощения, по сошествии на них Святого Духа, в уготовление себя на всемирную проповедь Евангелия, ведет свое начало также с первых времен христианства. О нем уже упоминается в постановлениях Апостольских (кн. 5, 20 гл.). Посты Успенский и Рождественский ведут свое начало из глубокой христианской древности. 117 Посты еженедельные в среду воспоминание предания Господа на страдания и в пятницу во воспоминание самих страданий ведут свое начало также из глубокой древности и были известны уже во II веке. На эти посты указывается в вышеприведенном 69 апостольском пророчестве, а также и в постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20). Сектанты отвергают православные посты, считают себя безгрешными, праведниками, а потому считают, что пост для них не нужен. В подтверждение своего учения они ссылаются на слова Спасителя: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека» ( Мф. 15:11 ). Но этими словами Священного Писания сектанты не оправдывают себя, если понимать эти слова Спасителя по-сектантски, тогда и пьянствовать и объедаться не грех , потому что еда и вино в уста входят, а не из уст, – но пьянство и обжорство грешно и лишают Царствия Божия. Вот что говорит об этом святой ев. Матфей. По совершении Иисусом Христом многочисленных чудес и исцелении больных, к Нему приступили фарисеи и книжники иерусалимские с вопросом: «Зачем ученики Твои нарушают предания старцев, ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб» ( Мф. 15:2 ). «Ибо фарисеи и все иудеи, держаясь предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и придя с торга, не едят, не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей» ( Мк. 7:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Видим отсюда, что, постясь, Даниил не ел мяса, вкусного хлеба и не пил вина; это уже чисто православный пост... Подражая пророкам, и мы во время постов не едим мяса и вкусного хлеба. Чего же неприятного Богу делаем мы своими постами? Сектанты молчали. Игнатий сказал: – Нам не нравится, что вы всех насильно заставляете поститься. Кто хочет, пусть постится, – мы того не осуждаем. Но других оставьте в покое... Я возразил: – Сыны Церкви, как новорожденные дети ( 1Петр. 2, 2 ), подобны ученикам. Нельзя предоставлять им полной свободы действий. Это не хорошо, если один верующий будет поститься, а другой в это время станет праздновать. Это произведет соблазн в Церкви. А Павел Апостол пишет: «Если за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» ( Рим. 14, 15 ). Поэтому и христиане должны щадить друг друга и никому не давать соблазна ни в чём. Если наступил пост, так пусть все содержат Его свято, в строгом воздержании духа и тела (ср.: Деян. 27, 9 ). Игнатий сказал: – Кабы православные исправно содержали посты, – тогда бы грешно было их соблазнять. А то посмотрите, что делается в городах, среди образованных людей: там никто постов не держит. Только на одних мужиков вы напираете со своими постановлениями!.. Я сказал: – Церковь проповедует свое учение не для одних мужиков, а для всех своих сынов, кто бы они ни были. Всем она велит точно исполнять свои уставы. Кто ее голоса слушает, блажен тот человек. Тот последует голосу Самого Христа ( Мф.10:40 ; Лк.10:16 ). Кто же своею жизнью идет против Церкви, тому горе. Спаситель сказал: «Если кто и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Помните это, друзья, и не соблазняйтесь дурными примерами распущенных горожан!.. Мужики подтвердили мои слова. Они согласились. – Знамо, всяк за себя ответит; чего на другого глядеть? Ты за собой следи!.. Игнатий уже тихим голосом спросил: – Откуда же вы взяли разные посты: великий, успенский и другие? Я сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Время Великого поста — это время покаяния и молитвы. Но чтобы искренно покаяться и исправиться, необходимы пост и молитва, которые как два крыла, возносящие душу человека на небо. Но пост тогда будет действенен, когда он будет сопровождаться добрыми делами. Вот об этом и надо подумать на масленой неделе, а не предаваться языческому празднеству. В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния. Масленая неделя заканчивается Прощеным воскресеньем, когда все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, Который сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6.14-15). Народный обычай прощения в древней Руси заключался в том, что после домашней вечерней молитвы младшие с земными поклонами просили прощения у старших; старшие, в свою очередь, испрашивали прощения у них, тоже кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками — своими духовными отцами. Они посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками, и сокрушались о тех, которые умерли без покаяния в этом году. В начале XVII века о чине прощения француз Маржерет пишет: «На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, — хотя бы никогда прежде не виделись, — целуются, приговаривая: «Прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости». При дворе московских государей обряд «прощения» развился в сложную и торжественную церемонию. С середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, прощаясь с братией, а иногда ездил и в Троице-Сергиеву лавру. Затем прощался со своими домочадцами и приближенными двора. В само воскресенье, после обедни, патриарх посещал государя, и во дворце совершался обряд прощения со всеми дворовыми чинами. А вечером в Прощеное воскресенье этот чин прощения совершался в Успенском соборе.

http://pravmir.ru/creative/maslenitsa-ch...

116 В пятки Великой Четыредесятницы к великому повечерию, на котором не полагается великих поклонов, обыкновенно бывает благовест не как в пост. 117 Постановлено: 1) производить в селах, во время вьюг и мятелей, днем и ночью, по согласию сельскаго начальства с церковным причтом, до тех пор, пока не стихнет буря, охранительный для путешествующих мятельный звон, который, для отличия от церковного благовеста и от пожарного набата, должно производить непостоянно, но прерывисто, с некоторыми промежутками времени. 2) Производство сего звона должно быть возложено на церковного сторожа, в помощь к которому местное сельское начальство обязано назначить несколько человек (Ук. Св. Син. 1851 г., сент. 15; также Опред. Св. Син. 10 янв. 1877 г. Ц. В. 4. Снес. Собрание мнений, отзывов Митропол. Филарета, том Дополнительный, стр. 257). Но есть и такое приказание, чтобы в церквах священно- и церковнослужители в случае драк к набатным тревогам никого не допускали, и для сего делали бы затворы крепкие на колокольню (Ук. Св. Син. 1771 г., окт. 7). В 1750 г., декабря 18, Указом Св. Синода назначен был благовест на Московской Ивановской колокольне к преподаванию пароду Катехизиса в Московских – Успенском, Архангельском и Благовещенском соборах. Благовест должен быть полчаса – затем перестать во время учения Катехизиса и опять начаться к литургии (Чтен. в Истор. древн. Росс. 1861 г., кн. 3, стр. 14). 118 В Православной Церкви иконам, изображению честного и животворящаго креста и святому Евангелию и прочим святым вещам фимиамом и оставлением свечей честь воздается (Догмат. Св. отец 7-го Вселенского Собора). 123 Так как возжжение светильников есть дар, жертва Богу, то вещество при горении, как всякий дар Богу, должно быть самое лучшее. Господь требовал, чтобы приносимое для жертвы было без порока ( Лев.1:3, 10 ). Чрез пророка Малахию Господь возвестил Израилю, что если приносится в жертву Богу не лучшее, то этим выражается неуважение, именно: Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб и говорите: чем мы бесславим Тебя? Тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения. И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф ( Мал.1:7, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему... (Иак. 5:14-15). Так апостол говорит о важности и необходимости таинства Соборования, которое принято совершать Великим постом. Однако его частота и уставные особенности на многих приходах сильно разнятся. «Таинство Соборования мы, как правило, совершаем дважды за Великий пост, — рассказывает председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель московского храма во имя преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной протоиерей Максим Козлов . — Храм у нас небольшой, вместить в один день всех желающих невозможно». Иногда встречается практика совершения Соборования на Страстной седмице. «Исторически, если заглянуть в памятники литургической письменности, Соборование совершалось, например, в московском Успенском соборе в день Великого Четверга. Но перенос данной практики в наши дни мне представляется затруднительным. Более того, я уверен, что не очень разумно совершать Соборование, у которого иное целеполагание, на Страстной седмице», — продолжает отец Максим. В некоторых же храмах и епархиях Соборование совершается еженедельно: «Общие Соборования в нашем храме совершаются только Великим постом. Они проходят еженедельно начиная со второй недели Четыредесятницы. На Соборованиях задействован весь штат духовенства храма, на Страстной седмице в таинстве участвует еще и епархиальный архиерей», — рассказывает протоиерей Димитрий Недоступенко. Общее служение и молитва: мессенджеры на службе у неравнодушных Важный элемент великопостного пути, который способен подарить душе истинную радость и свет, — общее благое дело. Это может быть и совместная молитва (например, соборное чтение Евангелия или Псалтири), и помощь нуждающимся. В Волгодонской епархии социальная деятельность переместилась и в информационное пространство, на что обращает внимание правящий архиерей епископ Антоний: «Последние два года мы организуем специальную рассылку в приходских группах в мессенджерах и социальных сетях. Священнослужители отвечают за нее поочередно. В течение дня верующим предлагаются сообщения на богословские темы, цитаты святых отцов, толкования отрывков из Священного Писания и т.д. Также при необ­ходимости в этих группах объявляется сбор средств для помощи тем или иным категориям наших нуждающихся прихожан».

http://patriarchia.ru/db/text/5916268.ht...

" Когда Христос рассказал ученикам, что Ему предстоит идти в Иерусалим, чтобы там пострадать, апостол Петр сказал: " Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! " (Мф. 16:22), - продолжил архипастырь. - Иисус ответил: " Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое " (Мф. 16:23). Когда Господь уже находился на Кресте, люди, насмехаясь, говорили: " Пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем " (Мк. 15:32). Они предлагали Ему отказаться от смерти на Кресте, которой Он победил смерть. Господь все преодолел и с Креста говорит нам: " Покайтесь и веруйте в Евангелие " (Мк. 1:15). Он предлагает нам: " Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною " (Мф. 16:24). Господь никому крест не навязывает. У каждого есть свой жизненный крест, все мы болеем, страдаем. Но есть и кресты, которые мы сами можем взять - это послушания. Мы должны нести их в храме, дома, на работе. Этот крест дает нам Бог, и мы не должны отказываться. Мы лучший крест никогда не выберем - только худший. Что Господь нам послал, то и надо исполнять - значит, такова воля Божия. Надо идти на свою голгофу, и именно с нее предстоит нам воскреснуть " . " В утешение мы сегодня еще освятили мед. Это тоже символ - сладости, благодати. Если благодать есть в душе, значит, мы со Христом. Если ее не ощущаем, мы еще не с Ним. Мед напоминает, что мы мало потрудились. Пчелы несколько месяцев летали по цветам, собирали нектар и приносили в улей. И все это бескорыстно, им даже не предстоит полакомиться. Они и года не проживут, умрут, но какое дело сделали! Это дело Божие: накормили нас и показали своим примером, как надо трудиться - летать по цветам добродетелей и наполнять сердце благодатью Божией. Пчелы сначала очищают улей, а потом начинают собирать мед. Так и мы должны очистить сердце покаянием и собирать в него благодать Святого Духа. Сейчас для этого время самое благоприятное - Успенский пост. Пчелы избегают грязи, нечистоты - они садятся только на цветы. Мы должны в этом подражать им, избегать всякого греха. Лучшее место, где можно пребывать, - это храм Божий. Здесь благодать подается постоянно, ежедневно. За Божественной литургией мы вкушаем Тело и Кровь Спасителя - как еще можно быть ближе к Нему? Поздравляю вас с праздником, началом Успенского поста, желаю помощи Божией " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Мы должны поступать наоборот и по возможности скрывать свой пост. Если он становится виден для других против нашей воли, например, станет заметно, что мы похудели или наше лицо осунулось и мы стали более строги и серьезны, — это уже не наша вина. Мы стараемся по возможности свой подвиг утаить, но если против нашей воли что-то проникает наружу, за это мы не ответим. Человек может поститься очень строго, но только нечто малое поневоле обнаружится перед людьми. Конечно, это не значит, что мы должны на самом деле помазать нашу голову и умыть лицо, как говорится в Евангелии (см. ст. 17), ибо это образное выражение. Спаситель говорит о том, что мы должны не напускать на себя печаль, а выглядеть обыкновенно, и даже радостно и приветливо. Нужно сказать, что приветливое отношение к людям, радостное настроение — это признак присутствия в душе человека благодати. Кто искренне кается, в том начинает действовать Божественная благодать и сразу вслед за печалью возникает тихая, ровная, спокойная, неземная радость. Она поневоле будет видна на лице человека и в его поступках. Под словами «помажь голову» и «умой лице» как раз и подразумевается проявление этой блаженной, благодатной радости, которая является естественным и даже, я бы сказал, обязательным следствием истинного покаяния. Недаром великий древний подвижник и учитель преподобный Иоанн Лествичник называет покаянный плач радостотворным, то есть творящим радость. «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (ст. 17–18). Мы не должны стараться показать, что постимся, хотя невозможно и совершенно это утаить. Если кто-то постится помимо обязательных постов: Великого, Успенского, Петрова и Филиппова, он, конечно, должен утаивать свой подвиг, но общепринятые посты утаить невозможно, разве что несколько скрыть степень их строгости. Главное, чтобы мы делали это не напоказ, не для людей, а для своей души.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Мы приближаемся к завершающему периоду первой седмицы Великого поста. Минули уже четыре замечательных дня, исполненных молитвы, воздержания, духовных размышлений. Дай Бог, чтобы благие перемены произошли в наших сердцах. Ради этого Господь и стал Подвигоположником нашего пощения, ради этого и дается человеку в посте все необходимое и потребное для его духовного здравия. Нам же с вами следует использовать эти благие средства воспитания себя для того, чтобы закалить свой дух, увидеть перед собой перспективу спасения, изменить свою жизнь. И да поможет нам во всем этом Господь! Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5, 23). Аминь. 2004 Утраченный и возвращенный рай. Слово за Божественной литургией в Прощеное воскресенье в Успенском кафедральном соборе города Смоленска (22 февраля 2004 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Прощеное воскресенье, а уже завтра мы вступаем в Великий пост. Канун Святой Четыредесятницы неизбежно обращает наши мысли к тому духовному подвигу, который ожидает каждого христианина, желающего достойно приуготовить свою душу ко грядущему светлому празднику Пасхи Христовой. Согласно Уставу Церкви, в нынешнее воскресенье также вспоминается Адамово изгнание, когда первые люди были удалены из рая за ослушание Бога. В сегодняшних чтениях Слова Божия мы находим замечательные слова, столь важные для христианского устроения нашей жизни. Евангельское чтение заканчивается так: …где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). То есть там, где обретается главная ценность вашей жизни, и будет находиться для вас центр духовного притяжения, там будет лежать область приложения всех сил вашей души. Апостол же Павел, обращаясь к римлянам в своем Послании, говорит: Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света (Рим. 13, 12). На первый взгляд, речь здесь идет о разных вещах. Однако сегодняшние и евангельское, и апостольское чтения учат нас одному и тому же.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

на разстоянии пути трех дней. и начал Иона входить в сей город на разстоянии пути одного дня. и проповедывал и говорил: еще три дня, [[Еще 40 дней… (Мак.)]] и Ниневия будет разрушена. и поверили Богу мужи ниневийские. и оповестили пост. и оделись во вретища, от малого до большого у них. и дошло это слово до царя ниневийскаго. и он встал с престола своего. и скинул с себя одежду свою. и оделся во вретище. и сел на пепеле. и было оповещено и сказано в Ниневии от лица царя и вельмож его, говоривших: «люди и скоты, и волы и овцы, пусть ничего не едят, и не пасутся и воды не пьют». и облеклись во вретища люди и скоты. и возопили к Богу прилежно. и воротился каждый с пути своего худаго, и от неправды, что сподручна им, говоря: кто знает? авось передумает и умолен будет Бог. и прекратит гневную ярость свою. и мы не погибнем. и увидел Бог дела их, как воротились они с путей своих худых. и потужил Бог о зле, которое, как говорил, сделает им, и не сделал. И опечалился Иона печалию великою и смутился. и помолился Господу и сказал: о Господи! Не то же ли самое я выражал, когда был еще на земле своей? посему и предварил это бегством моим в Фарсис. ибо я знал, что ты милостив и щедр. долготерпелив и многомилостив. и отдумываешь наказывать людей за злодеяния. и ныне, владыко, возьми душу мою из меня. ибо мне лучше умереть, нежели жить мне. и сказал Господь Ионе: вельми опечалился [[И сказал Иегова: хорошо ли это, что ты огорчился? И вышел Иона из города… (М.).]] ты? и сказал: вельми печален я даже до смерти. и вышедши Иона из города, сел насупротив города. и сделал себе кущу. и сидел под нею в тени, дабы видеть, что будет городу. и повелел Господь Бог тыквеннице. и выросла она выше головы Ионы. Дабы тень была над головою его, чтобы осенять его при озлоблениях его. и обрадовался Иона сей тыквеннице радостию весьма великою. и повелел Господь Бог червю, на заре другого дня. и напал он на тыквенницу. и она изсохла. и было после сего: взошло солнце. и повелел [[Бог повелел дуть восточному тихому ветру.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010