Над древним Ростовом Великим, над его озером, над Успенским собором, над Кремлем и кремлевскими стенами, над монастырями и среброглавыми приходскими церквами лежит холодная октябрьская, лунная ночь. И невольно думы переносятся за два века назад, к такой же холодной октябрьской ночи над Ростовом – ночи с 27 на 28 октября 1709 года... Мирно было в низких, маленьких комнатах митрополичьих покоев. Тихо, тепло, темно... Лишь лампады перед образами да жарко разгоревшаяся печь разгоняли жуткую темноту осенней, таинственной ночи. У печи в глубоком кресле сидел владыка ростовский Димитрий, а кругом него стояли дети, ученики его школы, и пели кантаты. Как серебряные колокольчики, звенели чистые детские голоса в ночной тишине. И пели они: «Иисусе мой прелюбезный, надежду мою в Бозе полагаю... Ты мой Бог , Иисусе, Ты моя радость...» И под звуки любимых кантат, написанных им когда-то, в дни его молодости, глубоко задумался святитель Димитрий, устало опустив голову на руки. II вся жизнь пронеслась перед ним в те минуты... Пронеслось светлое, беззаботное детство, озаренное животворящим солнцем родимой Украины. Синее безоблачное небо... теплые материнские ласки... веселые детские игры в тени старых отцовских тополей... а там златоверхий Киев... синий Днепр... Киевское Братское училище... и первое томление духа... и первое страстное стремление в небесное отечество... Вот и юность. Ему семнадцать лет. Но знает он уже, что не здесь, на земле, наш удел. И вот он инок Димитрий... Пронеслись перед ним его первые иноческие подвиги, ночная молитва , пост, борения, победы. И так семь лет в безвестности, в тиши и уединении бедной монашеской келии... Вот он иеромонахом в Чернигове. Там «отверзлись уста его», и громко заговорил он о том, чем с юности была полна его душа. А потом служение Богу во святых Его: предпринят великий труд: он стал составлять Четьи – Минеи... Благодарною слезою блеснул при этом воспоминании взор святителя Димитрия. И благословил он те часы вдохновения, что летели, как миг, когда, отрешившись от земли, он беседовал со святыми и ангелы Божии помогали ему...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Освящение колива 9 апреля 2012 г. 15:30 Служение Патриарха Кирилла с 1 по 25 марта 1 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за чередой уставных богослужений в Казанском храме Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы. После богослужения от лица сестер Предстоятеля Русской Церкви приветствовала настоятельница обители игумения Викторина (Перминова). Затем Святейший Патриарх обратился к верующим с первосвятительским словом. 1 марта, в день 400-летия со дня мученической кончины священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храма в честь святителя Ермогена в районе Крылатское Западного административного округа Москвы. По окончании чина освящения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом. «Подвиг святителя Ермогена можно сравнить с самыми выдающимися деяниями сынов Отечества нашего, направленными на спасение страны. Святой Ермоген стоит в одном ряду с Александром Невским, Дмитрием Донским и последующими царями и полководцами, которые в судьбоносные моменты жизни Отечества делали всё для того, чтобы оно было спасено», — сказал, в частности, Предстоятель Русской Церкви. 1 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании повечерия Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом. «Великий пост, пребывание на богослужениях, молитвенное правило — всё это приобретет совершенно иную силу воздействия на каждого из нас, если будет сопровождаться постоянным испытанием совести. Именно к такому постному подвигу призывают нас святоотеческая мысль, предание Святой Церкви, пример подвижников благочестия», — отметил Святейший Патриарх. Затем Предстоятель Русской Церкви поклонился честным мощам Преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе обители.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

Пенза. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В 1905 году был возведен храм по проекту губернского инженера А.Г. Старжинского, утвержденному в 1895 году. Главный его престол - в память Успения Божией Матери - был освящен 1 мая, левый - во имя святителя Алексия, митрополита Московского, - 15 мая и правый - во имя Святых Жен-мироносиц - 19 июня 1905 года. Построен он был на средства горожан стараниями настоятеля храма протоиерея Г.Н. Феликсова и церковных старост, последовательно занимавших этот пост в годы строительства храма, - купцов М.Е. Ивановского, С.Л. Тюрина и, в особенности, мещанина А.Д. Гуторова. В 1934 году Успенский храм бып закрыт и превращен в склад и вновь открылся в марте 1945 года как кафедральный собор возрожденной Пензенской епархии. С 1950 по 1953 год в нем были сооружены теперешние иконостасы. Под южным приделом в 1970-х годах для совершения заупокойных служб была устроена нижняя церковь во имя преподобного Серафима Саровского. Напротив алтаря собора находится могила, в которой захоронены пензенские архиепископы Феодосии (Погорский) и Серафим (Тихонов). 2 октября 1999 года по случаю празднования 200-летия Пензенской епархии Божественную литургию в соборе совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2000 году в собор перенесли мощи причисленного к лику святых епископа Иннокентия (Смирнова), почивающие ныне в специально устроенной раке. Пятиглавый храм с примыкающими к нему тремя полукруглыми апсидами с востока и небольшой звонницей с запада, выстроен в " русском национальном " стиле, воплотившем в себе идеи государственности и народности. Уравновешенность масс, умеренное использование декора, характерного для древнерусского зодчества, придают ему черты торжественности и монументальности, что сыграло не последнюю роль в изменении статуса кладбищенского храма, а именно - превращение его в Пензенский кафедральный собор. Источник:http://pravoslavie58region.ru В 1836 году на новом кладбище, открытом вместо погоста, существовавшего у Боголюбской церкви, была построена каменная церковь во имя святых жен мироносиц. 21 ноября 1899 года церковь сгорела и вместо нее в 1905 году был возведен храм по проекту губернского инженера А.Г. Старжинского. Главный его престол – в память Успения Божией Матери – был освящен 1 мая; левый, в честь наследника российского престола Алексея Николаевича, – во имя святителя Алексия, митрополита Московского, – 15 мая и правый – во имя святых жен мироносиц – 19 июня 1905 года. Однако, по привычке, храм продолжали часто называть Мироносицким. Построен храм на средства горожан.

http://sobory.ru/article/?object=18552

Перепись, рирайт, полемика, интерпретация ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ПЕРЕПИСЬ, РИРАЙТ, ПОЛЕМИКА, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 26 августа - 2 сентября. Успение Богоматери. - Перепись и ее духовно-культурный смысл. - Преувеличенные слухи о смерти веры. - Путин против диктата конфессиям, либералы против Путина. - " Дело Русанцова " в зеркале СМИ. - Превращение " Яблока " в " Лепесток Лотоса " . - Поучения американского конгрессмена. - Отказ католиков от прозелитизма. На прошлой неделе Русская Православная Церковь отмечала праздник Успения Пресвятой Богородицы. Краткую информацию об этом разместили центральные телевизионные каналы. Например, на сайте ОРТ сообщается, что слово " Успение " происходит от глагола " уснуть " и указывает на то, что по преданию Дева Мария после своей видимой телесной смерти вознеслась на небо. Этим, одним из самых почитаемых в народе, праздников завершается Успенский пост. " Православные празднуют Успение Богородицы " , сообщает РТР. " Этот день в народе называют Богородичной Пасхой " , - отмечает РТР, кратко рассказав о праздничном богослужении. РИА-Новости распространяет более подробную информацию о празднике в информации " В среду православные христиане отмечают праздник Успения Пресвятой Богородицы " . В частности, в статье пересказывается евангельское предание, согласно которому, " в конце земной жизни Богородицы Архангел Гавриил возвестил Пресвятой о ее грядущей кончине. Богородица перед смертью хотела проститься с учениками Иисуса, которые в то время проповедовали христианство по всей земле. По молитве Пречистой Девы апостолы были чудесным образом собраны у Ее одра. Когда пришло время кончины Богородицы, Сам Иисус Христос явился у Ее одра и принял Ее душу в Свои руки... Согласно Библии, после смерти Богородицы апостолы похоронили Ее тело в пещере Гефсимании. Однако на третий день, желая утешить апостола Фому, опоздавшего на погребение, ученики Христовы открыли гроб Пресвятой Девы - и увидели в нем только погребальные пелены. Так они уверовали, что Богородица была с телом вознесена на небо " . Православные христиане верят, что, телесно оставив землю, Богородица не перестала ходатайствовать пред Сыном за мир и Церковь Христову, и воспринимают праздник Успения как свидетельство тому.

http://pravoslavie.ru/press/obzor09.htm

Пн Роз " яснення щодо звершення час малих 24 серпня 2023 р. 20:45 Разъяснение, разработанное комиссией  Межсоборного присутствия  по богослужению и церковному искусству, одобрено на  заседании  Священного Синода 24 августа 2023 года ( журнал 70 ). Вопросы Типикон предписывает в будничные дни малых постов, в которые бывает память святого, не имеющего тропаря, совершать службы с пением «Аллилуия» и земными поклонами (если не случится пред- или попразднство). На практике в эти дни службы на приходах практически повсеместно совершаются по уставу с пением «Бог Господь». Возможно ли более широкое совершение служб по уставу с пением «Аллилуия» в будничные дни малых постов?  Устав с пением «Аллилуия» в будничные дни не предполагает совершение Божественной литургии. Отмена литургии вызывает непонимание у прихожан. Возможно ли решить данную проблему?  Ответ Совершение службы с пением «Аллилуия» в те будничные дни малых постов, когда у святого нет тропаря и не случается пред- или попразднства, прямо предписано действующими редакциями богослужебных книг. Следовательно, совершение службы по уставу с пением «Аллилуия» в такие дни, безусловно, является возможным. Более того, на Священном Соборе Православной Российской Церкви в ноябре 1917 года было принято постановление о желательности восстановления этого «забытого требования устава».  Вместе с тем не следует создавать прихожанам неудобства, отменяя совершение Божественной литургии в тех многоштатных приходах и монастырях, где литургия во весь год служится ежедневно (за исключением известных дней Сырной седмицы и Великого поста). Поэтому, с учетом того, что в различных редакциях церковного устава упоминается возможность совершения Божественной литургии, в том числе, и в дни с пением «Аллилуия» (кроме периода Великого поста), допустимым является совершение вечерни и утрени по уставу с пением «Аллилуия» в малые посты без отмены Божественной литургии.  Разъяснение ответа  Действующая ныне в Русской Православной Церкви редакция богослужебного Устава предполагает, что в определенные будничные дни малых многодневных постов (Рождественского, Петрова и Успенского) богослужение совершается не с пением на утрене «Бог Господь» и тропаря дневного святого, а с пением «Аллилуия» и троичнов Октоиха, а также с иными особенностями, свойственными постовому строю службы, — в частности, с завершением каждой из служб суточного круга молитвой преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами. Относительно литургии в дни малых постов при службе с пением «Аллилуия» устав замечает: «Ведомо буди: яко егда поем Аллилуиа, и часы с междочасием, творим же и поклоны, и пост: тогда литургиа не бывает на соборе, по типиком» (Типикон, гл. 9; гл. 48, 14 ноября, 3 августа; гл. 51). 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6053284...

Последние дни Страстной недели Оканчивался Великий пост в старой Москве дивными службами Страстной недели. Если и в наше время эти службы вызывают искренний восторг и умиление, то что сказать о том времени, – времени процветания наших церковных обрядов, времени величественных и великолепных торжеств при участии обоих высочайших представителей власти – духовной и мирской! В первые два дня Страстной недели, в Великий понедельник, и в Великий вторник служба совершалась по обычному уставу с прибавлением лишь чтения на часах евангелия. Все евангелия прочитывались обыкновенно на часах первых трех дней недели, при чем начинал и оканчивал чтение протопоп. В Великую среду, при окончании великопостных служб, совершался обряд прощения, которое испрашивали взаимно патриарх, царь, власти и весь синклит. По окончании часов патриарх сам говорил молитву «Всесвятая Троице», и после этой молитвы служение приостанавливалось. В это время в Успенский собор без звона приходил царь со своими боярами и, приложившись к иконам, принимал благословение от руки патриарха. В это время на клиросе оканчивали службу часов пением «Достойно есть», «Честнейшую», «Слава и ныне», «Владыко благослови». Патриарх без митры, в епитрахили, омофоре и поручах, становился среди церкви у амвона и, обратясь на запад, говорил молитву «Владыко многомилостиве». Царь, синклит и весь народ преклонялись на землю и вставали лишь по окончании молитвы. Патриарх, вслух всей церкви, испрашивал прощение у стоявших перед ним духовных властей, а потом царь подходил к патриарху и тоже вслух говорил прощение: «Прости нас отче святый, аще что согрешихом во всю святую Четыредесятницу, и наипаче в них же пребыхом пленени умом, во святом пении: телом убо Богу предстояще, умом же вне движими». Диакон при этом подносил патриарху крест на мисе, которым патриарх и благословлял государя. За государем подходили к патриарху испрашивать прощение духовные власти, бояре и народ, «и патриарх прощает и крестом благословляет». Получив благословение от патриарха, государь возвращался во дворец, а в соборе совершалась вечерня и последняя преждеосвященная литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Приморский край Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Казанской иконы Божьей Матери (Находка) Приморский край (Приморье) — субъект Российской Федерации. Приморский край был образован 20 октября 1938 года указом Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский край» (в состав Приморского края вошли Приморская и Уссурийская области Дальневосточного края, упразднённые в 1939 и 1943 годах, соответственно). Административный центр — город Владивосток . Содержание Православие в Приморском крае [ править править код ] Православное христианство пришло в Приморье вместе с русскими землепроходцами и первыми поселенцами. Первыми поселенцами на юге Дальнего Востока были военные и казаки. Сначала возникали военные посты: 1859 год - на берегу озера Ханки (Турий Рог) и в бухте святой Ольги, 1860 год - в бухте Новгородская, в Раздольном, в Угловом и других местах. 20 июня 1860 года на военном транспорте " Манджур " в бухту Золотой Рог были доставлены солдаты 4-го линейного батальона во главе с прапорщиком Комаровым. Они основали пост Владивосток, положивший начало будущему городу. Одновременно с решением о создании города-порта было решено строить православный храм. Еще в 1859 году, святитель Иннокентий (Вениаминов) подписал антиминс в первую православную церковь Владивостока, получившую тогда же имя Успения Пресвятой Богородицы. К ее строительству приступили в 1861 году, когда во Владивосток прибыл флотский благочинный судов Амурского отряда иеромонах Филарет. Первая Успенская церковь строилась с 1861 по 1862 годы. Получился небогатый деревянный храм, который сыграл на первых порах незаметную роль одухотворения однообразной жизни молодого города. Этому храму впоследствии после его переноса на новое место и постройке из камня суждено было стать кафедральным собором. Сам же Владивосток занял центральное место в дальнейшем распространении по Приморскому краю православного христианства. Известно, что к 1883 году в крае было построено 8 православных храмов: одна часовня в селе Троицком и семь церквей в селах Турий Рог, Камень-Рыболов, Никольское, Шкотово, в Ольгинском посту, Новокиевском урочище и во Владивостоке. Конечно, строительство церквей не поспевало за стремительным ростом численности православного населения края начиная с 1884 года, поэтому приходы приняли необычайно большие размеры.

http://azbyka.ru/palomnik/Приморский_кра...

Разделы портала «Азбука веры» ( 296  голосов:  4.5 из  5) Оглавление Великопостные пирожные Это был первый Великий пост в моей жизни. Все было еще в новинку, и все переживалось бурно. Долгие монастырские службы переполняли душу радостью, зато простая великопостная пища была для меня сущим наказанием. Иду однажды в трапезную монастыря и думаю с отвращением: «Опять эти каши, каши!» А я их с детства не выношу. Задумалась я о ненавистных мне кашах и не заметила, как откуда-то сбоку подошел архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и говорит: – А у меня слюнные железы, вероятно, так устроены, что я черный хлеб ем как пирожные. Благословил меня архимандрит и помолился, возложив руки на мою голову, забитую помыслами о кашах. С той поры и поныне я искренне каюсь Великим постом: – Батюшка, я же не пощусь, а пирую. До чего все вкусно! Молитва схимника, или Как я спасала мир Имя этого схимника из Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря мне, к сожалению, неизвестно. Да и знакомство наше не назовешь знакомством – так, мимолетное виденье в весенний день. По случаю хорошей погоды схимника вывезли на инвалидной коляске в цветущий яблоневый сад. И я оторопела, увидев его, – древние живые мощи и одновременно молодые веселые глаза. Белые лепестки яблонь, осыпаясь, парили над схимником, а воробьи доверчиво садились к нему на колени. Тощий юный воробьишка пытался клевать «старческую» гречку на руках иеросхимонаха, а воробьи потолще наблюдали за ним. Позже я освоила тот этикет бойкости, когда при встрече надо сказать: «Батюшка, простите, благословите». А тут, как глупый воробей, глядела на схимника, а он улыбался мне. Вот и все – молчали, улыбались. А потом схимника увезли обратно в келью, и он спросил на прощанье: – Как твое святое имя, детка? – Нина. Больше я схимника не видела, но через насельника монастыря Игоря иногда получала известия о нем. Впрочем, сначала два слова об Игоре. В миру он погибал от наркотиков, и отчаявшиеся родители привезли его на отчитку в монастырь. Здесь он исцелился, полюбил монашество и решил остаться в монастыре навсегда. Он уже подал прошение о зачислении в братию, но вдруг заколебался. Игоря, как говорят, «закрутило» – он начал окормлять юных паломниц, влюбленно внимавших своему «аввочке», а заодно решил облагодетельствовать схимника, вызвавшись ухаживать за ним. Ругал он при этом схимника нещадно:

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-nina-p...

Разделы портала «Азбука веры» ( 74  голоса:  4.3 из  5) Оглавление Слушать аудиокнигу «Михайлов день (Записки очевидца)» Нины Павловой От автора Мне хотелось назвать эту книгу «Записки неофита», но воспротивились рецензенты. Мол, какая же я новоначальная, если уже двадцать с лишним лет живу возле Оптиной пустыни, а до этого был Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь и многие дивные храмы? Внешне всё так. А только в отличие от людей, выросших в Церкви, я и доныне чувствую себя всего лишь начинающей, ибо позади прожитая без Бога жизнь, и крестилась я довольно поздно. Правда, к Церкви я всегда относилась с пиететом, поскольку любила древнерусскую литературу и иконы. Но как можно веровать в Бога в наш просвещённый век (а я работала тогда в науке) — это было выше моего понимания. Помню, на отпевании поэта Александра Тихомирова я познакомилась со священником отцом Константином и вдруг пожаловалась ему на необъяснимую тоску, настигающую меня в моменты победоносного земного успеха. Тут ликовать бы надо, а я, отчаиваясь, не могла понять: откуда это ощущение лживости и неправды жизни, если я хочу и стараюсь жить честно? — Не будет у вас ни покоя, ни мира в душе, пока вы не придёте к Богу, — довольно жёстко сказал священник. «Уу, какой злобный клерикал!» — подумалось в тот миг. А через семь лет этот добрейший отец Константин крестил меня. Привёл же меня к Богу такой случай. Была у меня знакомая семья, а точнее как бы семья. В общем, двое голубков жили в состоянии «свободной любви», категорически не желали иметь детей и скандалили так часто, что я избегала бывать у них. Когда же годы спустя я навестила их, то поразилась переменам — благодатный дом с атмосферой особой нежности в семье, а в доме весёлые красивые дети. — Ребята, почему вы такие хорошие? — спрашиваю знакомых. — Мы православные, — признались они с осторожностью, ибо в те годы ещё преследовали за веру. — А что делают православные? Расспросив знакомых, я составила для себя список из семи пунктов и озаглавила его «Жизнь православных». Оказывается, эти самые православные утром и вечером читают молитвенное правило, две кафизмы из Псалтири и Евангелие. А ещё они ходят в церковь, каются на исповеди и причащаются. Особенно подробно я записала про то, как постятся православные, ибо начинался Рождественский пост, и я решила поставить эксперимент — ровно месяц буду жить, как живут православные. А после этого поставлю точку, и всё.

http://azbyka.ru/fiction/mihajlov-den-za...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010