Любимая ныне многочисленными паломниками, прихожанами, посещаемая высокопоставленными гостями обитель – Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые Кустики» – строилась трудно и довольно долго. Вначале здесь было чистое поле, окруженное лесом, а жильем для иеромонаха Варлаама, назначенного первоначально строителем скита, служили палатка и деревянный вагончик. Затем кто-то пожертвовал несколько старых бань – из них были сооружены кельи, трапезная и сарай. Сегодня при взгляде на величественный архитектурный ансамбль монастыря, где органично сочетаются элементы русской и византийской архитектуры и искусства, в такое, кажется, сложно поверить. Но ведь всё это было, и не так уж давно – каких-то двадцать с лишним лет назад! И вот на месте разрушенного женского монастыря в селе Уса-Степановка, после революции буквально стертого с лица земли, появилась обитель, которая по праву считается не только жемчужиной Республики Башкортостан, но и одним из красивейших монастырей России. Его наместник архимандрит Варлаам (Максаков) ответил на вопросы портала «Монастырский вестник». По афонскому уставу Батюшка, что, на Ваш взгляд, было самым трудным при созидании монастыря? Конечно, различного рода трудностей хватало, как их всегда хватает при совершении богоугодных дел, но самым трудным было подобрать людей, особенно братию. Вопреки моим первоначальным ожиданиям, оказалось, что из приходящих сюда даже трудниками мало кого можно было оставить, не говоря уже о приеме в послушники. Потому что я сразу для себя решил: просто так, всех подряд набирать не буду. Буду брать только тех, кто сможет приобрести и сохранить монашеский дух в обители. По этой причине братство складывалось трудно и достаточно долго.      Наверное, на решение «не набирать всех подряд» немалое влияние оказали Ваши поездки на Афон? Можете припомнить, какая из них утвердила Вас в мысли, что для своего монастыря следует взять афонский устав? У меня было, кажется, шесть поездок. Уже с первой поездки я полюбил Афон и решил ту монашескую жизнь, которую там увидел, «перенести» в свой будущий монастырь.

http://pravoslavie.ru/142858.html

Аланский Успенский мужской монастырь, с. Хиликус, Куртатинское ущелье ЖМП 9 сентябрь 2022 /  20 сентября 2022 г. 16:00 Наследники древней Алании ЧЕМ ЖИВА ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА НА ОСЕТИНСКОЙ ЗЕМЛЕ Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа.  PDF-bepcuя. Храмы и люди В Северной Осетии большинство храмов в постсоветское время строят и восстанавливают по инициативе обычных людей, на частные пожертвования. У каждого из строителей своя судьба, но объединяет их возможность чудесным образом вопреки всем препятствиям находить силы и средства воплощать задуманное в жизнь. Белоснежный Петропавловский храм села Эльхотово, спроектированный в византийском стиле, привлекает внимание искушенного путешественника необычной колокольней.  — Она у меня долго не получалась, выглядела очень грубой, хотя проект был уже готов, — рассказывает архитектор Юлия Абисалова, невысокая, хрупкая девушка с застенчивой улыбкой.— Тогда я стала листать альбом с памятниками архитектуры и обратила внимание на колокольню храма Рождества Христова в Вифлееме, на ее абрис и пропорции. Она стала отправной точкой. Потом перечитала житие апостолов Петра и Павла, села к компьютеру за чертежи, и неожиданно все легко и быстро получилось.  Юля родилась в Нальчике, закончила архитектурно-строительный факультет Северо-Кавказского горно-металлургического института, вышла замуж и уехала во Владимирскую область. Но вскоре к ней обратились за помощью осетинские друзья братья Дзгоевы и попросили спроектировать храм. «Это моя первая работа в качестве архитектора, и мне кажется, я только для того и окончила институт, чтобы спроектировать этот храм», — говорит Юлия. 

http://e-vestnik.ru/church/nasledniki_dr...

Будучи глубоко религиозным человеком, он полностью удалился от мира и занимался хозяйством и воспитанием своих трех сыновей. Он особенно почитал Владимирскую икону Богоматери, что в Успенском Московском соборе. Его вера еще более усилилась, когда он на себе испытал благодатное действие чудотворной иконы. В 1629 г. Глядков очень тяжело заболел и решил, не обращаясь к врачам земным, поехать в Москву на поклонение Владимирской иконе. Получив по своим горячим молитвам исцеление от своего недуга, он заказал протоиерею Успенского собора Кондратию снять с Владимирской иконы точный список. Протоиерей Кондратий при помощи другого живописца, Григория Черного, исполнил благочестивое желание Глядкова, и тот возвратился с иконой в свое родное село, где поместил ее в приходской сельской церкви святителя Николая. В той церкви икона пребывала более пяти лет. В 1634 г., на пятой неделе Великого поста, с пятницы на субботу Похвалы Богородицы, Глядков слышал во сне повеление поставить церковь на горе. Ему казалось, что он пошел и увидел себя на какой-то горе, и услышал опять повеление непременно поставить на этом месте храм во имя Владимирской иконы Богоматери и прежде всего водрузить крест на той горе. Три раза Глядков видел этот сон, и с поразительной ясностью. Все дни Великого поста провел он в воздержании и молитве, а в субботу на Святой неделе отправился на поиски той горы, которую видел во сне. По пути к полю, называемому Орано поле, он пробирался густым дремучим лесом и вдруг увидел огонь на горе, называемой Словенской. Предполагая, что там находятся у костра какие-то люди, Глядков направился туда и не увидел людей, зато увидел точно солнечное сияние, столпом восходящее к небесам. Он понял, что Богоматерь своими чудесами подает ему знамение, что он нашел именно то место, которое представилось ему во сне. Усердно помолившись, он отправился в Москву к патриарху Иоасафу, рассказал ему все, что было, и просил грамоты на сооружение храма в честь Владимирской иконы Богоматери на Словенской горе.

http://pravmir.ru/oranskiy-monastyir-i-s...

В 1896 г. был приглашен управлять хором в Рыхловский во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь . Ок. 1905 г. Черниговский и Нежинский еп. Антоний (Соколов) после посещения Рыхловского монастыря предписал направить монастырского регента для управления хором в черниговский Троицкий архиерейский дом. Л. Е. Проскура переехал в Чернигов и стал послушником Троицко-Илиинского монастыря. 9 марта 1912 г. был пострижен в монашество с именем Лаврентий. В 1914 г. рукоположен в диакона. 28 авг. 1916 г. в Свято-Успенском Елецком мон-ре Новгород-Северский еп. священноисп. Пахомий (Кедров : впосл. архиепископ) рукоположил его во иерея. Л. был регентом монастырского хора, уставщиком и ведал книгохранилищем. В 1918 г. возведен в сан игумена. С апр. того же года вместе с иером. Алипием (Яковенко) копал пещеры на одном из склонов Болдиной горы для подземных храмов и келий. Работы завершились в нояб. 1919 г., однако пещерный монастырь просуществовал только до нач. 1920 г., когда власти запретили проведение богослужений в подземных храмах. Несмотря на запрет, там проводились тайные богослужения, поэтому последовало распоряжение засыпать вход в пещеры. В том же году Троицко-Илиинский мон-рь был закрыт. Л. перешел на службу в Троицкий собор в Чернигове, к-рый функционировал как приходский храм. Нек-рое время, видимо, проживал в Киеве. По неподтвержденным сведениям, в 1923 г. был тайно пострижен в схиму схиигуменом Киево-Печерской лавры Гавриилом. Критически воспринял «Декларацию» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси), однако формально не разорвал с ним канонического общения (имеются свидетельства, что во время служб Л. при поминовении митр. Сергия демонстративно закрывал уши руками). В 1928-1930 гг. был ближайшим помощником и по некоторым данным духовником Черниговского архиеп. Пахомия (Кедрова) до его ареста в 1930 г. В 1928 г. по определению экзарха Украины Киевского митр. Михаила (Ермакова) Л. был возведен в сан архимандрита. Летом 1929 г. после закрытия Троицкого собора он служил регентом-псаломщиком в Илиинском храме Чернигова.

http://pravenc.ru/text/2462433.html

В праздник Воздвижения Креста Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Иосифо-Волоцком монастыре 27 сентября 2015 г. 17:19 27 сентября 2015 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь  в окрестностях подмосковного Волоколамска. В этом году отмечается 500-летие со дня преставления преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца. По прибытии в монастырь Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил торжественное шествие по территории обители от святых врат к Успенскому собору, где Святейший Владыка поклонился честным мощам и веригам преподобного Иосифа Волоцкого. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Успенском соборе. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , управляющий делами  Украинской Православной Церкви ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник  Свято-Троицкой Сергиевой лавры , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Дмитровский Феофилакт , наместник  Андреевского ставропигиального мужского монастыря  г. Москвы;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря  г. Москвы; архимандрит Сергий (Воронков), наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря;  игумен Петр (Еремеев) , наместник  Высоко-Петровского ставропигиального монастыря ; игумен Феофилакт (Безукладников), наместник  Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря ; игумен Варфоломей (Петров), наместник  Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря ; насельники Иосифо-Волоцкой обители в священном сане, духовенство Московской епархии. На богослужении присутствовали председатель Попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря, губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, заместитель министра культуры РФ Г.У. Пирумов, глава администрации Волоколамского муниципального района Московской области Е.В. Гаврилов.

http://patriarchia.ru/db/text/4233235.ht...

В ряде справочных изданий в качестве 1-го упоминания О. У. м. указывается 1205/06 г., что является ошибкой. При описании похорон 1-й жены владимирского кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо блгв. кнг. Марии Шварновны († 19 марта 1205) в ряде летописей упоминается игум. Отроча мон-ря Михаил (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 425; Т. 7. С. 112; Т. 25. С. 104), однако в данном случае речь идет о смоленском Отроче мон-ре. Автор «Повести о Тверском Отроче монастыре» (согласно исследованиям С. А. Семячко, ее первоначальный вариант датируется приблизительно 70-80-ми гг. XVII в. ( Семячко. 1994. С. 39)) заимствовал данные об основании О. У. м. из поздней (2-я пол. XVII в., списки XVIII и XIX вв.) легенды об отроке вел. кн. Тверского Ярослава (Афанасия) Ярославича Григории (в «Сказании о Отроче мон-ре, еже есть во Твери» Пискаревского летописца речь идет об отроке вел. кн. мч. Михаила Ярославича Феодоре, см.: ПСРЛ. Т. 34. С. 98-99), к-рый из-за несчастной любви удалился от мира и при содействии князя устроил эту обитель. Хотя уже в заглавии «Повести...» датой основания обители указан 1265 год, далее в тексте говорится, что это произошло «на четвертое лето» после заключения брака вел. кн. Ярослава Ярославича и блгв. вел. кнг. Ксении Юрьевны . Однако, по летописным данным, их брак был заключен именно в нач. 1265 г. (ПСРЛ. Т. 25. С. 145), а женился вел. князь в Новгороде на дочери не пономаря (как гласит легенда), а влиятельного новгородского боярина. «Повесть...», как отмечает Семячко, содержит топографические подробности, к-рые «характерны не для 2-й пол. XIII в. (время действия П.), а для 2-й пол. XVII в.» ( Семячко. 1998. С. 197). В «Повести...» также говорится об основании Ярославом Ярославичем и Ксенией Юрьевной каменного Успенского собора в О. У. м., к-рый, если считать эти сведения верными, должен был быть построен в уже существовавшем мон-ре. Если следовать «Повести...», то храм должен был быть построен до смерти Ярослава Ярославича в 1271 г. В «Повести...» фигурирует митрополит Киевский и всея Руси (1308-1326; назван митрополитом Московским) свт. Петр , причем уже в качестве почитаемого святителя (канонизирован в 1339), есть и др. анахронизмы.

http://pravenc.ru/text/2581733.html

Грамотою царевичей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны монастырь «ради скудности и нищенства» был наделен землей и несколькими душами крестьян для обработки той земли. Земля эта (26 га) находилась подле деревень Ягодина и Палкина, на правой стороне р. Ваги, что на Перевозе, в полуторых верстах от монастыря. В это время ценные дары и пожертвования монастырю присылали бояре Нарышкины, Милославские, Морозовы, Хитровы, Голицыны, вклады делали важские воеводы и коменданты Козловский, Мышецкий, Вяземский, Соловьев. Последний построил на собственные средства церковь во имя Святой Троицы и снабдил ее церковной утварью. В 1717 г. Указом императора Петра I монастырь из дворцовых земель был вновь наделен землею – Новоприсадным островом, что в Федорогорсой волости, где находилось свыше 27 десятин (29 га) покосу. В 1719 г. на колокольне монастыря были установлены часы с боем, ход которых заводился, по древнему обычаю, на два отделения: дневное и ночное. В следующем году граждане города построили около монастыря новую рубленную ограду, крытую на два ската. В начале царствования Екатерины II была проведена секуляризация – перераспределение церковной и монастырской собственности в пользу государства. В 1764 году последовало Высочайшее повеление – все бедные монастыри и пустыни упразднить, вследствии которого Шенкурский Свято-Троицкий девичий монастырь, признанный бедным, вместе с Богословским монастырем и всеми вышеуказанными пустынями, был упразднен, а 4 монахини его были переведены в Холмогорский Успенский женский монастырь. Монастырь был переименован в Свято-Троицкую белохрамную церковь, а через 15 лет состоялся обратный процесс: был образован заштатный мужской монастырь с тем же названием и настоятелем его определен игумен Макарьевской пустыми Ириней. Таким образом, это был единственный монастырь, возродившийся в Шенкурских краях. В 1800 г. Монахи получили для рыбной ловли озеро Лум (Святое). В 1857 г. земельные владения монастыря пополнились лесным участком в 150 десятин (163 га) в Уздринской лесной даче.

http://sobory.ru/article/?object=21350

Житие священномученика епископа Григория (Лебедева) Священномученик Григорий родился в древнем городе Коломне Московской губернии 12 (24) ноября 1878 г. Отец его, Алексей Михайлович Лебедев (1843-1914), в сане протоиерея служил в Успенском женском монастыре в Коломне. Мать, Мария, была дочерью местного священника Феодора Остроумова. Родившегося младенца назвали Александром. Семья была большая. У будущего Владыки было четыре брата и три сестры. Добрая и благочестивая мать заложила в душу будущего священномученика семена веры и молитвы. Она рано умерла от воспаления легких, и " дальнейшее воспитание детей полностью взял на себя отец, который стремился внушить им страх Божий и желание исполнять заповеди " . Он брал мальчика с собой в монастырь, где тот находился весь день под присмотром монахинь, с радостью посещал продолжительные монастырские службы. Александр с большими успехами закончил Коломенское духовное училище. Имея прекрасные способности и старание, он ежегодно получал награды за учебу и примерное поведение. " По окончании училища юноша поступил в местную Духовную семинарию, выделяясь и здесь своей серьезностью и способностями. Ректор семинарии назначил его уставщиком и канонистом до самого конца обучения. Выполнение этих обязанностей способствовало сближению Александра с благодатной силой богослужения, под влиянием которой вырастала его церковная настроенность " . Учащиеся семинарии относились к нему с любовью и почтением. Будучи человеком глубоким, собранным и серьезным, Александр Лебедев вместе с тем был общительным и внимательным в отношениях с семинаристами. Александр Лебедев любил уединенность. В свободное от богослужения и учебы время он совершал дальние прогулки. Летом ежегодно ходил из Москвы в Свято-Троицкую-Сергиеву Лавру, а из Коломны – в Голутвин монастырь и в Спасскую мужскую обитель Рязанской епархии. В 1898 г. он окончил Духовную семинарию и стал готовиться к вступительным экзаменам в Московскую Духовную академию. По благословению отца Александр поступил в послушники в Рождественский Бобренев мужской монастырь, где участвовал в чтении и пении во время всех богослужений.

http://pravoslavie.ru/1592.html

З Забережская Спасская пустынь Упразднённая. Находилась в Новгородской Епархии в Бежецкой пятине, расстоянием от Великого Новгорода к востоку около 300 вёрст и была приписана к Николаевскому Теребенскому монастырю. Крестьян было за этой пустынью 13 душ, а пахотной земли 215 десятин. Настоятельство Строительское продолжалось до 1764 года, а в сем году по Духовным Штатам пустынь сия упразднена. Заблудовский Успенский монастырь Житомирской Епархии заштатный мужской. Находится в местечке Заблудове при базаре, почему и название своё имеет Заблудовский, расстоянием от Слуцка в 50 милях, от Белостока в 12 вёрстах. Оный монастырь первоначально в 1567 году был заложен бывшим Великого Княжества Литовского Гетманом Григорием Александровичем господином Хоткевичем, приходской православной двухпрестольной, во имя Успения Пресвятой Богоматери и Святителя Николая, церковью, которая и фундушем от него господина Хоткевича того ж года снабжена с назначением к ней одного православного священника с диаконом, которым также фундушем определена и площадь, близ самой церкви лежащая, для постройки священнического и диаконского дома и прочих нужных по хозяйству строений и с выделением для оных священнослужителей пахотной и сенокосной земли в трёх переменах или полях, содержащих в себе десять уволок, на вечные времена. А чьим иждивением первоначально построен там священнослужительский дом с принадлежащими к нему строениями, о том в фундуше не изъясняется и по бумагам монастырским не значится, к тому же из документов в подтверждение того фундуша на данных: первого – 1641 года Ноября 16, от жены его господина Хоткевича Анны Кащанки Радзивилловой и второго – 1611 года Марта 8 от Князя Криштофора Радзивиллы видно, что по умножению благочестивого народа был там и Протопоп. Почему таковая церковь и существовала приходской через 90 лет с лишком, то есть по 1658 год. А затем Княгиня Молдавская Мария Господарева, подтверждая тот Г. Хоткевича фундуш, хотя и наименовала в своём документе, данном в 1659 году Ноября 20 вышеупомянутый священнический дом уже монастырём для 12 человек монахов, но таковое её положение впоследствии времени не приведено было в действие, и по какому случаю назван монастырём, о том по всем документам и фундушам ни малейшего сведения не найдено.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Закрыть itemscope itemtype="" > " А впереди пустим девочек в костюмах ангелочков " 23 июня в Россию из США вернется чудотворная икона Тихвинской Божией Матери 22.06.2004 243 Время на чтение 3 минуты Перед ней преклоняли колени все российские самодержцы, начиная от Ивана Грозного. Новоизбранный президент России Владимир Путин был благословлен на вступление в должность списком (копией) Тихвинской иконы. С XIV века чудотворный образ Тихвинской Богоматери хранился в Тихвинском монастыре в 220 километрах от Петербурга. Но последние 60 лет икона провела в Чикаго, куда была вывезена после войны. Американский хранитель православной святыни выдвинул обязательное условие ее возвращения на родину: восстановление полуразрушенного Тихвинского монастыря. Благодетель из ГИБДД Стук, рев моторов, крики - монастырь превращен в огромную стройплощадку. Полуразвалившийся памятник архитектуры федерального значения Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь спешно восстанавливают к грядущему грандиозному празднику. Все здания в лесах, двор перекопан, внутри собора - облупленные стены. Суетятся озабоченные монахи в подрясниках, спонсоры в отутюженных костюмах, строители, школьники с лопатами - работа в три смены. " К празднику успеем! " - уверенно говорит руководитель проекта реставрации Николай Бабяк. Еще пару месяцев назад работы шли ни шатко ни валко. Дело сдвинулось лишь благодаря высокопоставленному благодетелю, взявшему реставрацию под личный контроль. Фамилию благодетеля в монастыре держат в тайне, уважительно именуя его " Виктор Николаевич " . Но даже местные кошки эту фамилию выучили наизусть. Кирьянов - руководитель Главного управления ГИБДД России, начальник всех " гаишников " , родился в Тихвине. В преддверии праздника он наведывается в родной город чуть ли не через день. - Виктор Николаевич был позавчера - до трех ночи сидели! Он и вечером, и ночью прилетает! Участвует! Спонсирует работы и организует других спонсоров! - по строительной привычке кричит Бабяк. - Он сам попросил меня руководить работами. Митрополит благословил - и 9 апреля я приступил. А до этого здесь даже леса строительные не стояли!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010