В 1620 году здешние жители сумели отстоять город и отразить набег литовцев и черкас. В память об избавлении от опасности они решили основать храм в честь того святого, в день которого им была дарована победа Им оказался день памяти митрополита Алексия. Вскоре желание основать Алексеевский храм переросло в стремление учредить вторую в городе обитель. Алексеевский мужской монастырь ведет отсчет своей истории с 1620 года и, выходит, лишь на несколько десятилетий моложе самого Воронежа. Для нового строительства была выбрана заросшая вековыми деревьями поляна в двух верстах от города. Вначале ее хотели использовать для перевода подтопляемого рекой Успенского монастыря. По месту расположения на обрывистом правом берегу реки поляна называлась Акатовой, или Окатовой, это имя вошло составной частью в название монастыря — он стал именоваться Алексеевский Акатов. Устроителем новой обители и ее первым настоятелем стал игумен Кирилл, трудами которого был создан и Успенский монастырь. В Акатовой пустыни возвели деревянную церковь во имя святого Алексия, устроили кельи для игумена и четырех старцев. Несколько лет спустя поблизости начали появляться жилые дворы. Во второй половине XVII века монастырь приобрел солидную собственность: крепостных крестьян, земельные вотчины, сенокосы, рыбные ловли и поднялся в этом плане выше своего старшего собрата. Выросшие доходы дали возможность братии и мирянам в 1674 году построить первую в городе каменную церковь во. имя Алексия-митрополита. В 1700 году, в разгар кораблестроительных работ, царь Петр упразднил Успенский монастырь и слил его с Алексеевским Акатовым. В его владение перешли и старые земельные угодья. Загородный монастырь стал единственной мужской обителью в Воронеже, его настоятель получил сан архимандрита. Постепенно окрестности в Акатовском предместье стали заселяться, и монастырь приобрел обильный приход, где служили два священника из белого духовенства. В самом монастыре насельников было немного — их число никогда не превышало двадцати человек.

http://sobory.ru/article/?object=00822

Далматово. Далматовский Успенский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Монастырь основан в 1644 году на высоком левом берегу реки Исеть в месте впадения в неё реки Течи. Монастырь не раз сжигали дотла кочевники, пока в 1713-24 гг. не были возведены каменные стены с двумя высокими башнями. Неприступная крепость многое выдержала за свою долгую историю. В 1762 году в Зауралье произошло крестьянское восстание, вошедшее в историю России под названием «Дубинщина». Восставшие осадили Далматовский монастырь, полностью отрезав его от внешнего мира. Лишь через полгода правительственные войска деблокировали крепость. В середине феврале 1774 года к Далматовскому монастырю подошло трехтысячное войско пугачевцев. За стенами крепости укрылось всего четыре сотни защитников. Началась двадцатидневная осада монастыря. Бунтовщики пытались взять монастырь штурмом, однако получили ожесточенный отпор. Не раз пугачевцы под прикрытием артиллерийского и ружейного огня пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но защитники монастыря поджигали сено горящей паклей и буквально засыпали противника пулями и камнями. К восставшим подходило подкрепление, и их число превысило пять тысяч. Ситуация складывалась критическая, но монастырь спасло стремительное наступление правительственных войск под командованием генерала Деколонга. Так и стояла неприступная твердыня до 1917 года, на страх врагам, на радость добропорядочным жителям. Однако, как известно, нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики. После революции на территории монастыря сначала разместили сельскохозяйственную коммуну, затем завод по изготовлению молочных бутылок. Это привело к его разграблению и почти полному разрушению. И сейчас потрескавшиеся крепостные стены со сломанными зубцами, обветшавшие башни, церкви со снесенными куполами являются зримыми памятником трагической истории России. Впрочем, монастырь снова действует, отремонтирована надвратная церковь и часть крепостной стены, но работ по восстановлению здесь ещё на многие десятилетия.

http://sobory.ru/article/?object=05608

ЖМП 11 ноябрь 2011 /  21 декабря 2011 г. 01:00 Справка должна быть точной. О путеводителе " Монастыри Русской Православной Церкви " Появление нового, дополненного издания справочника, впервые вышедшего в свет еще в 2001 году, сначала, конечно, радует: подобные книги появляются нечасто, а количество обителей в Русской Православной Церкви растет. Да и внешне книга выглядит вполне достойно: солидный объем (632 с.), красочная обложка, цветные иллюстрации. Но это впечатление скоро проходит, как только начинаешь знакомиться с книгой более внимательно. И первое разочарование связано с отсутствием в ней алфавитного указателя названий монастырей, есть только 15-страничное содержание, отражающее их положение в книге (а расположены они по епархиям, внутри которых — без всякой системы); и если читатель не знает, к какой епархии принадлежит разыскиваемый монастырь, ему придется просматривать все эти 15 страниц. Огорчает и разнобой в названиях обителей: они то начинаются с географического атрибута, то с собственно церковной составляющей (имя святого, название иконы или праздника), то с элемента «свято-». Кстати, о последнем: неоднократно уже отмечалось, что практика расширения традиционных названий за счет присоединения такого элемента — неофитское нововведение, не укорененное в православной русской традиции (см. книгу архиепископа Егорьевского Марка «Церковный протокол», где было рекомендовано использовать такие расширения только в названиях «Свято-Троицкий» и «Свято-Духовский», происходящих от устойчивых словосочетаний «Святая Троица» и «Святой Дух»; впрочем, и здесь можно писать, как часто делалось до революции, Троицкий монастырь, Духовский храм и т. п.). Неуместность добавления «свято-» особенно очевидна в справочниках, где читатель может сравнивать названия различных обителей. Так, на с. 547 данной книги описан Боголюбский мужской монастырь в г. Белополье, а на с. 53 — Свято-Боголюбский женский монастырь в пос. Боголюбово. Что должен заключить отсюда читатель: что в первом подвизаются менее благочестивые люди, не знающие о святости Боголюбской иконы Божией Матери? Зачастую указанный элемент делает названия более громоздкими, например: Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь (с. 397). Наконец, наличие таких элементов затрудняет составление алфавитного указателя: сходные названия будут попадать в разные места такого указателя; скажем, Свято-Успенские монастыри (их в данной книге 36) будут в одном месте списка, а просто Успенские (их 5) — в другом.

http://e-vestnik.ru/reviews/putevoditel_...

Краснореченское. Беловодский Успенский мужской монастырь. Церковь Екатерины Арской. Карта и ближайшие объекты Некоммерческое Партнерство крестьянских хозяйств «Беловодье» на собрании своих участников приняло единодушное решение о возведении на своих землях православного храма. На месте будущего храма был заложен и освящен крест, отслужен молебен. Во время закладки креста произошло настоящее чудо, запечатленное на фото и видеопленке. Сначала не было известно, какому святому будет посвящен этот храм. Протоиерей Константин Жигалин подсказал, что нужно выбрать имя того святого, которое носит участник «Беловодья», первый высказавший мысль о строительстве храма. Этим участником оказалась Екатерина. Так было принято решение посвятить храм святой Екатерине. Православные россияне все знают и почитают великомученицу Екатерину (греческую святую). Но в России есть русские святые, носящие это имя. Они малоизвестны. Так начались поиски русской святой, носящей имя Екатерина. И она была найдена через поисковую систему Интернет. Первой найденной святой оказалась Екатерина (Арская). О ней было написано всего несколько строчек. Где она покоится, к какому приходу была приписана, ничего не было известно. Только дата рождения и смерти. Скупые и сухие строчки статистики. И начались многодневные поиски необходимой информации. Они через некоторое время принесли положительный результат. Святая новомученица Екатерина (Арская) жила в Санкт-Петербурге, отбывала ссылку в г. Боровичи Новгородской области, там и была расстреляна за принадлежность к подпольной группе православных христиан. Через междугороднюю справочную службу обратились в г. Боровичи, чтобы уточнить место, где похоронена святая. Так удалось выйти на Свято-Духов монастырь, который восстанавливает протоиерей Валерий (Дьячков). Работники справочной службы г. Боровичи оказалась отзывчивыми и назвали рабочий телефон монастыря. Так была установлена связь и завязалась переписка со старейшим русским монастырем, который был основан еще в 1327 году.

http://sobory.ru/article/?object=32906

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМЫ И ДАМИАНА СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Симферопольской и Крымской епархии УПЦ), находится в г. Алушта, на территории Крымского гос. заповедника. Основан в 1853-1856 гг. как киновия Бахчисарайского скита (см. Бахчисарайский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь ) в верховьях р. Альмы, рядом с целебным минеральным источником Савлух-Су, освященным во имя святых Космы и Дамиана и почитаемым как христианами, так и мусульманами. В 20-х гг. XIX в. на средства гр. С. Потоцкой здесь была построена небольшая купальня для паломников. Инициатором устроения при источнике К. и Д. м. стал архиеп. Херсонский и Таврический свт. Иннокентий (Борисов) , представивший в 1849 г. в Синод записку о создании «крымского Афона» - комплекса пещерных монастырей с центром в Бахчисарае, одной из составляющих которого должна была стать киновия близ Алушты. 4 мая 1850 г. указом Синода благословлялось устройство бахчисарайского Успенского скита с неск. киновиями, в т. ч. и на источнике святых Космы и Дамиана. В 1851 г. «попечителями» источника были назначены настоятель алуштинского храма вмч. Феодора Стратилата свящ. Димитрий Черняев и староста купец А. Коротенко. В кон. дек. того же года свящ. Димитрий освятил воду в источнике. 3 апр. 1853 г. указом Синода учреждалась киновия «без всякого пособия от казны» (ГА Автономной Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 5837. Л. 1). Но Крымская война 1853-1856 гг. прервала процесс становления мон-ря. Около родника был построен военный наблюдательный аванпост, а в ущелье по течению р. Альмы - временные укрепления. 1 июля 1855 г. в симферопольском Александро-Невском соборе архиеп. Херсонский Иннокентий призвал прихожан способствовать устроению обители. Одним из главных жертвователей стал староста собора купец 1-й гильдии И. П. Санютин, исцелившийся от лихорадки и «нервного расстройства» после купания в источнике. В июле 1856 г. из бахчисарайского Успенского скита были командированы 1-й строитель киновии иером.

http://pravenc.ru/text/2458853.html

Небылое. Успенский Косьмин мужской монастырь. Космин Яхромский монастырь Карта и ближайшие объекты Существующие доныне каменные храмы и братский корпус, взамен ветхих, деревянных, построил в XVII веке игумен Митрофан, впоследствии епископ Воронежский, причисленный Церковью к лику святых. В ансамбль монастыря входят Успенская церковь, Спасская церковь, Никольская церковь, и др. постройки. Вновь открыт 27.12.1996 г. Косьмин Успенский монастырь находился во Владимирском уезде, ныне это пос. Небылое. Обитель расположена в 40 верстах от г. Владимира на р. Яхроме, в урочище, называемом Хвахматица. Основана обитель в 1494 г. преподобным Косьмой, который стал и первым её игуменом. Сначала он был иноком в Киево-Печерском монастыре. Но однажды ему последовало видение, при котором велено отправиться на родину и там насадить общину монахов. Косьма внял голосу откровения и, придя во владимирский край, поселился в необитаемом месте, где находится теперь его обитель. Но отшельник недолго наслаждался уединением. Слава о нём влекла почитателей подвижника, которые нередко выражали желание навсегда остаться жить около него. Скоро уединённое место подвигов Косьмы превратилось в иноческое поселение. Братия умолила отшельника принять игуменство, и основалась обитель. Косьма соорудил в ней храм Успения Богородицы. Установив порядок иноческого жития, преподобный почил 14 октября 1513 г. Честные мощи его почивают под спудом в соборном храме. Главную святыню Косьминской обители составляет Яхромский образ Божией Матери, чудесно явленный преподобному основателю монастыря. Из числа преемников Косьмы особенно известны инок Иларион и святитель Митрофан, бывший затем епископом в Воронеже. Этому святителю посвящён в Косьминском монастыре и особый придел в зимней церкви. В 1666-1675 гг., в настоятельство святителя Митрофана, были построены каменная Спасская церковь и келейный корпус - в 1669 г., в 1675 г. - соборная Успенская церковь (в 1906 г. при настоятеле архимандрите Науме в ней устроено духовое отопление). В 1694 г. появилась Никольская (построена при игумене Сергии). В 1657 г. возведена колокольня, на которую в 1909 г. поднят колокол в 311 пудов. В советское время она разрушена, как и каменная ограда с четырьмя башнями. В двухэтажной Спасской церкви было два придела: Святителя Митрофана Воронежско го (устроен во 2-м этаже при игумене Амвросии, в 1862 г. при игумене Герасиме перенесён вниз) и Преподобного Косьмы (устроен в 1865 г., а в 1875 г. при игумене Нифонте перенесён в Успенский собор, построенный на месте явления Яхромской иконы Божией Матери и возобновлённый в 1837 г. при игумене Киприане). 

http://sobory.ru/article/?object=00205

Низкиничи. Успенский Низкиницкий мужской монастырь. Храмы монастыря: Церковь Успения Пресвятой Богородицы Домовая церковь Георгия Победоносца в Братском корпусе Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты 16 сентября 1643 года светлейший, тогда еще генеральный, кастелян Черниговского староства Адам Кисель сделал фундушную запись об основании новой обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она гласила: «Я хочу, чтоб тот Низкиницкий монастырь и дом Божий сейчас не только стен фундаменты имел, и не только стены законченные во славу Божию, и двенадцать монахов на вечные времена в нем жили… Пусть же во время жизни моей в страхе Божием, пока мне Господь прибавляет лет, а по смерти моей за мою душу многогрешную при моём гробе, и за души моих предков и родителей — за родственников живых и умерших, пусть братия на святой Литургии, ежедневную жертву возносит к Владыке смерти и жизни». Основание нового монастыря благословил святитель Петр Могила, митрополит Киевский. Согласно историческим данным, в 1636 г. было начато строительство, а в 1653 г. состоялось освящение Успенского храма. Первоначально храм был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Он представляет собой правильной формы равносторонний крест. Особой легкостью линий выделяется центральная его часть, которая имеет высокий барабан и увенчивается куполом. Удачные пропорции основных объемов и верхов, предельная простота архитектурного замысла, сдержанное использования живописной лепки делают этот храм одним из выдающихся сооружений своего времени. Изначально церковь была покрыта балками, как говорили в старину — «избитая гонтом». Однако не следует такую кровлю считать убогой. В те времена это было лучшее покрытие, которое стоило недешево — строганые дощечки и клепаные специальные гвоздики — гонтали изготавливались вручную. Адам Кисель в течение десяти лет вносил немалые пожертвования для надлежащего содержания иноков и для завершения строительства монастыря. Изначально в монастыре проживало 12 монахов, из которых 7 носило священный сан. Между ними был один игумен, казначей-проповедник и пять пресвитеров. Ежедневно совершались две литургии: ранняя — в старой церкви или часовне св. Николая и вмч. Георгия и поздняя — в главном храме. Четверо монахов несли послушание хористов, а пятеро были уставщиками.

http://sobory.ru/article/?object=26564

Никольское. Успенский Николо-Васильевский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1998. Ссылки:   Адрес: Украина, Донецкая область, Волновахский район, село Никольское Координаты: 47.750282, 37.301523 Проезд:автобусом из Донецка с Южного автовокзала; через Угледар (автобусы с Донецкой АС Центр); из Угледара – можно пройтись пешком по степи 8 км на юго-восток (дорогу у местных уточните) или доехать на автобусе; по мариупольской трассе – до с. Новотроицкое, оттуда – через Велико-Анадоль до Никольского. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Свято-Васильевский мужской монастырь расположен в селе Никольское Волновахского района Донецкой области на месте бывшего сельского Свято-Васильевского прихода, в котором в 1912 году на средства прихожан и благодетелей вместо старой деревянной церкви был построен каменный храм, освященный в честь Святителя Василия Великого. В 1954 году храм, был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался. Ещё после Октябрьского переворота в селе Никольское зародилось предание: когда в Свято-Васильевский храм приедет служить монах, тут откроются две обители. Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал в 1986 году в полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического домика. Трудами игумена Савватия храм был отреставрирован, построена крестильня с настоятельскими покоями и паломническая с трапезной. В 1990 году игумен был возведен в сан архимандрита, а в 1992 году — пострижен в схиму с именем Зосима. Был построен братский корпус, устроена богадельня, Дом милосердия по уходу за немощными и престарелыми. А в 2001 году Свято-Николаевской сестринской общине села Никольское был дан статус монастыря, в 2002 году зарегистрирован Свято-Васильевский мужской монастырь. Наместником монастыря до своей кончины (в августе 2002 г.) был схиархимандрит Зосима. В настоящее время Священноархимандритом и настоятелем обители является Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. 7 мая 2005 года Митрополит Иларион возвел наместника монастыря схиигумена Алипия (Бондаренко) в сан схиархимандрита.

http://sobory.ru/article/?object=05042

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь. Мужской монастырь Россия, Калужская обл., пос. Льва Толстого. Исторически Тихонова пустынь известна с тремя наименованиями: в древности она называлась Малоярославецкой, с XVIII столетия ее именовали Медынской, а в XIX b. получила название Калужская. Разнообразие этих наименований объясняется тем, что земля, на которой стоит монастырь, в разное время принадлежала разным городам, поэтому монастырь имел название по имени города, от которого зависел. Основана преподобным Тихоном Медынским на правом берегу реки Вепрейки в XV b. и ко времени правления Иоанна Грозного приобрела большую известность. Разоренная во время Смуты, Тихонова пустынь была восстановлена при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче усердием игуменов Герасима и Феодосия. Были вновь выстроены деревянный Успенский собор, а также Никольская церковь с трапезной. В 1677 году Трехсвятительский храм перенесли в монастырскую слободу, а на его месте началось сооружение каменного Преображенского собора, в котором с тех пор были положены под спудом за правым клиросом святые мощи преподобного основателя обители. В 1684 году по малочисленности братии указом царей Ин. 5 и Петра I пустынь была приписана к московскому Донскому монастырю, а в 1764 году при учреждении штатов ее оставили на правах заштатной в подчинении уже Крутицкой епархии – в эту пору насельников в ней было всего 7: строитель, 4 иеромонаха и 2 иеродиакона. По упразднении Крутицкой епархии в 1788 году Тихонова пустынь временно отошла к Московской, а с основанием в 1799 году новой Калужской епархии, наконец, причислена к ней. В обители были следующие храмы: Соборный Преображенский с двумя приделами был выстроен на месте прежнего в 1879–1886 годах. За правым клиросом находилась рака с мощами преподобного Тихона. Успенский построен в XIX b. на месте древнего. При больничном корпусе – домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В трапезной – церковь в честь святителя Николая – в византийском стиле.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Свято-Успенская Почаевская лавра. Ставропигиальный мужской монастырь Украина, Тернопольская обл., Кременецкий рн, г. Почаев, ул. Воссоединения, д. 8. Лавра была основана на горе близ местечка Новый Почаев вскоре после татарского погрома Киева Батыем около 1240–1241 годов. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Вскоре после этого события у подножия той скалы, на которой явилась Матерь Божия, иноки построили небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Но сама скала, как и след Стопы на ней, в течение еще четырехсот лет оставалась под открытым небом. Лишь с 1649 года, когда на этом месте выросла церковь во имя Пресвятой Троицы, Стопа Богородицы вместе с источником оказалась наконец в храме. В 1559 году в имении жившей неподалеку помещицы Анны Гойской по настойчивой просьбе хозяйки останавливался ехавший в Москву греческий митрополит Неофит. В благодарность за гостеприимство он оставил Гойской древнюю икону Божией Матери, которую вез с собой. Икона, дарованная Анне Гойской митрополитом Неофитом, писана была темперой – древним византийским письмом на липовой доске, подбитой снизу (чтобы не гнулась) двумя дубовыми перекладинами. Первоначально икона была покрыта тонким серебряным покрытием, сделанным наподобие ризы. Но со временем эта риза обветшала и была заменена новой, сделанной из жемчуга, а затем – золотой, украшенной драгоценными камнями, после пожара 1869 года, повредившего прежнюю ризу, но не коснувшегося самого образа.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010