Череменец. Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь основан в XV в. по указу Ивана III. Пережив множество нашествий, был практически уничтожен (разобран на стройматериалы) в 50-х гг. XX в. Позже территорию занимала турбаза. Ныне монастырь возрождается. Главная святыня - явленная икона Иоанна Богослова - возвращена в обитель. Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь, 2 класса, общежительный, в 20 верстах от города Луги, на острове озера Череменца. Основан в 1479 году по случаю явления на сем острове иконы святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова; эта явленная святая икона находится в соборной Иоанно-Богословской церкви. Ежегодно 1 мая из монастыря совершается крестный ход в город Лугу. При монастыре (с 1891 года) двухклассная школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Древнерусское слово «черма» («чорма») означает возвышенное, холмистое место, и хотя высота холма на острове не большая – 11 метров – для окружающего равнинного пейзажа он хорошо заметен. До революции собор на холме был хорошо виден изо всех окрестных усадеб, плотно расположившихся вокруг острова. А историю монастыря принято считать от 1478 г., когда крестьянину деревни Русыня на острове явилась икона апостола Иоанна Богослова. Когда об этом сообщили князю Ивану III Великому, он приказал основать на острове монастырь. Хотя археологи считают, что монастырь здесь существовал уже раньше. В 1680 г., во время литовской войны монастырь был разорен. Летописец сообщал: «Монастырь Богословский на Череменецком озере. А в нем церковь камена Иван Богослов да церковь древена Рожество Пречистые с трапезою и с келарскою. Зжен и воеван от Литовских людей». Монастырь был возрожден. Вместо деревянной Рождественской церкви была построена Преображенская каменная. На холм была устроена лестница из каменных плит с красивыми чугунными перилами. Во второй половине XIX к острову построили дамбу, озеро возле нее заболачивалось и обмелело, сейчас это уже полуостров, соединенный с материковой частью широким перешейком, хотя местные жители по-прежнему называют Череменец «Монастырским островом». По перешейку проложили дорогу. В 1902 г. по проекту архитектора Н.Г. Кудрявцева сооружена церковно-приходская школа, в 1914–16 гг. по его же проекту осуществлен ремонт собора. На острове Деревелец рядом с монастырем находилась каменная Успенская часовня, освященная в 1905 г. Главной святыней обители была явленная икона Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=00129

Бахчисарай. Успенский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Крым, Бахчисарайский район, г. Бахчисарай, ул. Мариамполь, 1 Координаты: 44.744501, 33.910187 Проезд:автобусом от железнодорожного вокзала г. Бахчисарая до ост. " Староселье " , далее около 700 м на юго-восток по ущелью Марьям-Дере. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Точно определить время основания Успенского монастыря сегодня не берётся никто. В учёном мире существуют 2 версии. Согласно первой, монастырь основали греческие монахи-иконопочитатели, в VIII-IX вв. бежавшие из Византии. Ущелье, чем-то похожее на древний Афон, напомнило им родные края, поразило своей красотой, к тому же здесь находился источник пресной воды. Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в стене храм и пещеры-кельи свои новые жилища. Расположение монастыря оказалось интересным и выгодным: он существовал как бы на границе двух миров – христианского и языческого. В долинах неподалёку от монастыря археологи обнаружили христианские могильники, датируемые VI в. Эти находки косвенно подтверждают первую версию: верующим нужны были храмы для проведения богослужений. Христианские поселения соседствовали с языческими алано-готскими племенами. Это позволяло первым инокам заниматься миссионерским трудом, нести местным племенам свет Божественного Откровения. Сторонники второй версии относят основание Успенского монастыря к XV в. Возможно, ранее монастырь находился в пещерах у южных ворот крепости Кырк-Ор (Чуфут-Кале). Но после захвата крепости турками 1475 году он был перенесён на новое место. Эту версию поддерживал известный учёный XIX века, исследователь Крыма А.Л. Бертье-Делагард, ссылаясь на рукописи, которые не дошли до наших дней. Во время турецкого вторжения в Крым в 1475 году Успенский монастырь избежал разгрома. Вскоре вблизи монастыря утвердилась новая столица Крымского ханства – Бахчисарай. Такое соседство позволяло послам, прибывавшим к хану из православных государств, молится среди единоверцев. Недаром в конце XV века монастырь становится резиденцией митрополита. Посол московский историк Лызлов в своём труде «Скифская история» говорит, что даже крымский хан, отправляясь в поход, обращался к покровительству Пресвятой Богородицы… Главная заслуга Успенского монастыря заключается в том, что в трудное для христиан время он стал центром религиозной жизни, поддерживал их дух и защищал святую веру.

http://sobory.ru/article/?object=00290

Боровенск. Успенский Ферапонтов монастырь. Карта и ближайшие объекты Свято-Успенский Боровенский мужской монастырь был основан в конце XIV века учеником преподобного Сергия Радонежского - преподобным Ферапонтом Боровенским. Отсюда происходит иное наименование обители — Ферапонтова пустынь. Как говорит предание, преподобный принёс благословение своего наставника, икону Успения Божией Матери, на утверждение им обители. Имеются некоторые подробности о начале монастыря: «Блаженный Ферапонт, ища места для основания пустынножительства, пришёл сюда в то время, когда вся окрестность нынешнего села Боровенска была покрыта густым сплошным бором. Утруждённый от долгого пути, он лёг под тенью одного из вековых деревьев, поставя на него образ. Но, проснувшись, не нашёл того на своём месте. Объятый недоумением, но, не потеряв упования, на свою Божественную Путеводительницу, Ферапонт, по долгом искании, нашёл икону в глубине леса на одной из сосен. До трёх раз повторялось чудесное исчезновение иконы и обретение её в одном и том же месте. Приняв это за указание, что Матерь Божия благословила избрать сие место для вселения своей знаменосной иконы, блаженный Ферапонт соорудил обитель, собрав братию, почив в мире, лета долга, возлёг здесь на вечный покой в основанной им же первоначально деревянной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы» («Калужские епархиальные ведомости», 1880г., к.з. Половцев). Последующая история обители со времени её основания в течение трёх с половиной столетий (XIV – XVIII вв.), из-за недостатка письменных источников, остаётся неизвестной. В XVII-XVIII веках Ферапонтову пустынь неоднократно приписывали к крупнейшим обителям близ столиц, в частности, к знаменитому Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю и даже Александро-Невской лавре. Есть сведения, что в 1764 г. Боровенская обитель была упразднена (государственная политика секуляризации), а братия переведена в Мещовский Свято-Георгиевский мужской монастырь. В то время как большие обители увеличивались, маленькие часто не имели самого необходимого, питаясь мирским подаянием.

http://sobory.ru/article/?object=30598

Дивногорский Монастырь, посёлок. Успенский Дивногорский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1640. Адрес: Россия, Воронежская область, Лискинский район, п. Дивногорский Монастырь Координаты: 50.979775, 39.317331 Проезд: Благодаря тому, что Дивногорский монастырь находится рядом с железной дорогой, добраться до него не составляет труда. Достаточно с вокзала Воронеж-1 сесть на электричку до станции «Лиски», а дальше электричка «Лиски — Острогожск» (или «Лиски — Алексеевка») довезет вас до платформы «Дивногорье». ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Благодаря тому, что Дивногорский монастырь находится рядом с железной дорогой, добраться до него не составляет труда. Достаточно с вокзала Воронеж-1 сесть на электричку до станции «Лиски», а дальше электричка «Лиски — Острогожск» (или «Лиски — Алексеевка») довезет вас до платформы «Дивногорье». На автомобиле следует ехать по трассе М-4 «Дон». Если вы едете со стороны Москвы, то, проехав Воронеж, примерно через 60 км следите за указателями — вам нужно направо до Лисок. В Лисках переезжаете по мосту через Дон и двигаетесь все время по главной дороге до села Пухова. Минуете поворот на первый железнодорожный переезд, а на втором пересекаете железную дорогу и едете до Селявного (по дороге будет указатель на музей «Дивногорье»). В Селявном следуете по указателям на монастырь, это совсем рядом. Автостоянка удалена от обители на несколько сотен метров, которые придется пройти пешком. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Дивногорский Успенский монастырь, 2 класса, в 18 верстах от города Острогожска, в 7 верстах от города Коротояка, при впадении реки Тихой Сосны в Дон, на меловой горе, на которой возвышаются меловые столбы. Некоторые столбы имеют причудливые формы, напоминающие то людей, то зверей в различных видах и положениях, и именуются в просторечии «Дивами», откуда получил свое название и сам монастырь. Основан он около 1640 года иеромонахами Ксенофонтом и Иоасафом. Упраздненный в 1886 году, монастырь в 1828 году был восстановлен и в него были переведены иноки и все имущество упраздненного в том году Вознесенского Коротоякского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00454

Москва. Симонов мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Богородицкий собор, Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Успенский собор Симонова монастыря строился с 1379 г. Освящен 1 октября 1405 года. Взован 21 января 1930 года, на его месте построен ДК ЗиЛ. http://bellschool.ru/belltowers/simonov Успенский собор был заложен в 1379 г., когда был основан Симонов монастырь, и освящен 1 октября 1405 г. В 1476 г. в грозовую ночь молния ударила в крест главного купола собора, и купол загорелся. Занимаясь его ремонтом, стали перестраивать и весь собор, для чего великий князь Иван III разрешил пригласить ученика архитектора Аристотеля Фиорованти. Еще через семьдесят лет собор перестраивался вторично, а рядом с ним возвели шатровую колокольню. В результате переделок к XVII веку собор превратился в высокое крестово-купольное здание с входом в центре западной стены, с трех других сторон его окружала невысокая галерея. На галерею с востока вели две лестницы, и это особо подчеркивало симметричность и торжественность постройки. Почти квадратный в основании, собор стоял на высоком подклете из белого камня. Верх завершался крестовым сводом на четырех столбах. Торцы сводов образовывали закомары. В плане собор имел форму восьмиконечного креста. В световом барабане были устроены щелевидные оконные проемы, у его основания – небольшие килевидные кокошники. Когда переделывали сгоревшую главу, закомары закрыли, по углам поставили декоративные барабаны. Собор стал о пяти главах луковичной формы. Изменилась также форма портала главного входа. В 1832 г. к собору с левой стороны пристроили ризницу, а с правой – придел Казанской иконы Божией Матери. В приделе находилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая преподобному Сергию Радонежскому. По преданию, именно этим образом Игумен земли Русской благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его дружину перед Куликовской битвой. В ризнице находился трехстворчатый складень, которым преподобный Сергий благословил иноков Пересвета и Ослябю перед сражением. В соборе находился великолепный пятиярусный вызолоченный иконостас, в котором помещались Владимирская и Тихвинская иконы Божией Матери начала XVI века. В конце XIX века собор обновили снаружи и внутри по проекту архитектора К.А. Тона. Позакомарное покрытие переделали на четырехскатное, окна растесали, застеклили галерею. В 1891 г. храм обновляли.

http://sobory.ru/article/?object=39881

Муромский. Муромский Успенский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Ссылки:   Адрес: Республика Карелия, Пудожский район, Карешевская волость, п/о Гакугса. Координаты: 61.4844, 36.247 Проезд: необходимо доехать до г. Пудож: из Петрозаводска автобусом (380 км), или на теплоходе по Онежскому озеру, пристань в пос. Шала. Из Архангельской области можно доехать до Пудожа через Каргополь на автомобиле, желательно полноприводном. Из Пудожа автотранспортом добираемся до дер. Гакугса (30 км). Т ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда необходимо доехать до г. Пудож: из Петрозаводска автобусом (380 км), или на теплоходе по Онежскому озеру, пристань в пос. Шала. Из Архангельской области можно доехать до Пудожа через Каргополь на автомобиле, желательно полноприводном. Из Пудожа автотранспортом добираемся до дер. Гакугса (30 км). Там можно договориться с местными жителями, которые на моторных лодках или на снегоходах (зимой) перевозят паломников в монастырь. Маршрут продолжительностью 1,5 - 2 часа лежит вначале - по порожистой реке, потом - через середину коварного Муромского озера, затем - опять по реке и выходит в открытое Онего, вдоль берега которого плывем до монастыря. Водный путь опасен еще и тем, что под водой скрывается множество топляков, на которые можно напороться днищем лодки. Но другого пути нет, разве что вертолетом... Монастырь является одним из самых труднодоступных в России, в нем нет электричества и телефона. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Муромский Успенский монастырь, общежительный в 40 верстах от города Пудожа, на берегу Онежского озера, при впадении реки Муромки. Основан в XIV веке пр. Лазарем (см. 8 марта). В 1787 году был упразднен; в 1867 году восстановлен. При монастыре дом для престарелых и убогих. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Муромский монастырь расположен на восточном берегу Онежского озера, на узкой полоске земли шириной около километра, между двумя озерами - обширным Онежским и малым Муромским. С одного конца эта полоска ограничена протокою, соединяющей оба озера, с другой - к ней подходят топкие лесные болота, так что до обители можно добраться только водой. Когда-то на гати была дорога через болото, но со временем разрушилась. Пеший, может быть, с большим трудом еще проберется, но проехать здесь пока нет возможности. Это создает особую трудность для восстановления Муромского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=12832

Пушкинские Горы. Успенский Святогорский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Святогорский Успенский монастырь, 2 класса, в Опочецком уезде, в 55 верстах от железнодорожной станции Остров, в 40 верстах от города Опочки, на горе, называемой Святою. Основан в 1569 году псковским наместником князем Юрием Токмаковым, по приказанию царя Иоанна Васильевича, на месте явления юродивому пастуху Тимофею иконы Пресвятой Богородицы — «Умиления» и обретения им там же иконы Одигитрии, названных впоследствии Святогорскими. Святая икона Умиление, бывшая прежде в Георгиевской приходской церкви пригорода Воронина, Псковской области, в 1563 году двукратно являлась в чудесном видении Тимофею; Богоматерь на этой иконе изображена увенчанной короною, с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правою рукой; празднование в честь этой святой иконы совершается 19 марта и в 9-ю пятницу после Пасхи; ныне она находится с левой стороны соборного храма Успения. В том же ярусе, на правой стороне, находится и святая икона Одигитрии, прославившаяся в 1569 году, после обретения ее Тимофеем, многими чудотворениями; празднование ей совершается 17 июля и 1 октября. В том же храме находится чудотворная Федоровская икона Богоматери. С этими святынями ежегодно совершается крестный ход на судах по рекам Сороти и Великой в Псков и город Остров в течение целого месяца, начиная с пятницы 2-й недели Петрова поста, при чем в следующее за этой пятницей воскресение Святогорские монастырские святыни торжественно обносятся в Пскове вокруг городской стены. С 28 августа по 28 сентября с ними бывает хождение в города Новоржев и Опочку. В монастыре находится могила А. С. Пушкина, на которой стоит небольшой мраморный памятник, изображающий обелиск, с помещенной внутри его погребальной урною. С 1885 года при монастыре одноклассная школа и странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В 1558 году началась долгая и изнурительная Ливонская война. Готовясь к войне с Ливонией, Москва обратила серьёзное внимание на состояние обороны юго-западной и северо-западной границ. Спешно приводились в порядок древние пограничные крепости. Ещё в 1547 году, как сообщает летопись, в пригород Пскова - город Воронич наведался молодой царь Иоанн Васильевич со своим братом Георгием и провёл в нём ночь. В ходе Ливонской войны Иоанн Грозный вновь посещает крепостные сооружения Пскова и Новгорода. Пограничные города срочно укрепляются.

http://sobory.ru/article/?object=00276

Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь 2 липня 2010 р. 10:00 Старицкий Свято-Успенский монастырь, один из древнейших монастырей Тверской епархии, расположен на правом берегу Волги, в так называемой Московской части г. Старица, немного выше устья реки Верхняя Старица, впадающей в Волгу с противоположной от монастыря стороны. Корни Старицкой Свято-Успенской обители лежат в Киево-Печерской лавре. В помяннике Успенского монастыря записано: «...в 1110 году, пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним». Старицкая обитель была основана не на том месте, где располагается ныне (почти на самом берегу реки Волги), а выше — в глухом лесу, где два инока поставили для себя келию. Постепенно число братии умножалось, место вокруг иноков обживали и другие монахи. Так образовался монастырь, а вокруг монастыря — селение. Также при Трифоне и Никандре была построена небольшая деревянная церковь. В 1127 г. скончался Трифон, а спустя 26 лет, в 1153 г., скончался второй основатель Успенской обители — инок Никандр. Память о первых иноках была увековечена в построенном при иноке Феодорите храме «в честь Успения Божией Матери, да похвалы Пресвятые Богородицы». Храм был построен за один год. При его освящении в 1165 г. присутствовал великий князь Суздальский Андрей Боголюбский. С конца XII века обитель стала управляться игуменами. XVI век вписал особую страницу в историю Старицкого Свято-Успенского монастыря. И связана она, в первую очередь, с деятельностью старицких князей — одного из знатнейших русских родов, потомков Рюриковичей. В 1504 году по духовной грамоте великого князя Московского Ивана III Старица была отписана его младшему сыну Андрею, который принял титул князя Старицкого. Именно князю Андрею Ивановичу Старицкий монастырь обязан своим возрождением. Он перенес монастырь на новое место — ближе к Волге. На другой стороне реки, как раз напротив монастыря, на высоком городище находился кремль с княжеской резиденцией.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211278...

Тихвин. Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1560. Ссылки:   Адрес: Россия, Ленинградская область, Тихвинский район, г.Тихвин, ул. Тихвинская, д.1 Координаты: 59.65295, 33.520683 Проезд: До Тихвина из Санкт-Петербурга ходят электрички с Ладожского и Московского вокзалов, а также автобусы с автовокзала на Обводном канале. Кроме того, в Тихвине останавливаются все поезда дальнего следования, проходящие через город. Едучи в Тихвин из Санкт-Петербурга на автомобиле, следует выезжать по ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда До Тихвина из Санкт-Петербурга ходят электрички с Ладожского и Московского вокзалов, а также автобусы с автовокзала на Обводном канале. Кроме того, в Тихвине останавливаются все поезда дальнего следования, проходящие через город. Едучи в Тихвин из Санкт-Петербурга на автомобиле, следует выезжать по Мурманской трассе (М-18) и двигаться по ней до Новой Ладоги, где нужно повернуть на Тихвин (А-114). Москвичам, жителям Тверской и Новгородской областей удобнее ехать на машине через Чудово (поворот с трассы Москва — Санкт-Петербург (М-10)). От поворота с трассы до Тихвина — около 140 километров. Правда, дорога здесь не особенно хороша. Изменить описание объекта Фотография А.М.Кузнецова, начало XX в. Л.В.Виноградова. Уездный город Тихвин. СПб, " Сударыня " , 2006. Видны восточная и северная стены, уничтоженные в 1920 - 1930-х гг. (Северная стена воссоздана в упрощенном виде в 2004 г..) Сергей Прохоров ?? Карта и ближайшие объекты Тихвинский Большой Богородицкий монастырь, 1 класса, в городе Тихвине. Основан в 1560 году царем Иоанном Грозным, на месте явления иконы Пресвятой Богородицы в 1383 году (см. 26 июня). Соборный Успенский храм древней архитектуры воздвигнут в 1510 — 1515 годах великим князем Василием Иоанновичем на месте деревянной церкви, построенной в 1383 году по случаю явления чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. На этой святой иконе, ныне составляющей главную святыню монастыря, Богоматерь изображена в полурост, с короною на главе; на Ее левой руке сидит Богомладенец, благословляющий правой рукой, а в левой держащий свиток.

http://sobory.ru/article/?object=00115

Валуйки. Успенский Валуйский монастырь. Пещерный скит. Карта и ближайшие объекты Храм священномученика Игнатия Богоносца - православный храм, расположенный на Лысой горе над пещерами подземного скита Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря в городе Валуйки Белгородской области. Валуйский пещерный храм Игнатия Богоносца История Валуйского края имеет особую страницу – духовную, православную. К сожалению, долгое время о православном прошлом было известно довольно мало. Роль православия в жизни наших предков сознательно умалчивалась. С момента основания крепости Валуйки в конце XVI века как стратегического пункта обороны крайних южных рубежей Московского государства от набегов крымских татар здесь появилось православное духовенство, и были воздвигнуты первые храмы. В условиях постоянной внешней угрозы православие стало стержнем объединением местного населения, воодушевлявшим людей и в горе, и в радости. Особое место в жизни валуйчан и жителей близлежащих территорий Украины занимал Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь, относившийся к числу древнейших монастырских учреждений Белгородской епархии. Название «Успенский» связано с главным храмом, а «Николаевский» — с известной чудотворной иконой, обнаруженной в расположенной поблизости кринице. На протяжении его долгой истории менялись и названия: «Валуйскаго города Успенья Пресвятыя Богородицы и Чудотворца Николы Пристанский монастырь», «Николы Чудотворца Пристанский монастырь съ Валуйки», «Пристанский монастырь на Валуйке», «Валуйский Успенский монастырь». Название «Пристанский» историки связывали с тем, что около монастыря при слиянии рек Оскола и Валуя была пристань. Однако уже в конце XIX ст. это название не употреблялось. О времени и обстоятельствах основания святой обители сохранились только скудные сведения. Всё это породило неисчислимые слухи и легенды, окутывавшие прошлое монастыря ореолом таинственности и легендарности. Основателем монастыря считается старец Корнилий, положивший начало святой обители в XVII веке в период кровавых событий Смутного времени. В монастыре находились высокочтимые православные святыни — икона Божьей Матери Троеручицы и икона святого Николая Чудотворца, привлекавшая немало паломников способностью врачевать и исцелять душевные и физические раны. Как и во многих старинных монастырях, при святой обители был устроен пещерный скит.

http://sobory.ru/article/?object=50836

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010