И пусть имеет кто сердце, более твердое, чем медь или железо, или даже алмаз, как только придет оно, тотчас делает это сердце более мягким, чем воск. Ибо умиленное сокрушение есть некий божественный огонь, расплавляющий горы и камни, превращающий их в луга и сады. Оно изменяет души, приемлющие его, и бывает внутри их источником живой воды, которая непрестанно бьет ключом, течет, как из родника, и напояет души, приемлющие с теплой верой Слово Божие. Прежде всего оно смывает скверну грехов у тех, которые делаются причастниками его, потом... оно смывает и страсти... И не только это делает, но как некий пламень пробегает (по всему составу нашему), мало-помалу сжигает и опаляет эти страсти, как терния, и наконец совсем уничтожает их. Это умиленное сокрушение сначала делает то, что стяжавший его горит сильным желанием совершенно избавиться и очиститься от страстей, потом возбуждает желание тех благ, которые уготованы от Бога любящим Его. И все это делает божественный огонь сокрушения с помощью слез. А без слез ни в нас, ни в ком-либо другом никогда не бывало ничего такого и не будет. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 61, 269 ). Святой Давид говорит: «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь. Боже» ( Пс. 50, 19 ). Это бывает, когда мы сокрушаемся печалью о грехах, имеем в сердце печаль, и эта «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор. 7, 10 ). Этого от нас требует Сам Бог: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему» ( Иоил. 2, 13 ). Такой дух и сердце есть жертва, приятная Богу. Такое сокрушенное сердце Бог не уничижит. На такую жертву с высоты Своей призирает Бог и Своими милосердными отеческими очами смотрит на приносящего ее. Такую жертву принес апостол Петр, когда отрекся от Христа, «и выйдя вон, плакал горько» ( Мф. 26, 75 ). Эту жертву и мы, христиане, должны приносить на жертвеннике нашего сердца, чтобы и на нас милосердием призрел Господь ( 104, 1929–1930 ). Сокрушение открывает путь благодати ( 104, 1931 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Сотворим силу нашу в слезах пред Богом; может быть, смилуется над нами благостыня Его и пошлет нам мощь на препобеждение тем, что сделаем (доброго), начальников злобы, имеющих сретить нас (по исходе из тела). Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников 67 Вопрос 77. ...Желая омыть скверны, омой их слезами, ибо они чисто омывают всякую скверну. Вопрос 234. ...Войти в келлию относится к душе и значит исследовать ее и удалить помысл наш от всякого человека, и тогда мы сокрушаемся и умиляемся. Прийти же тебе в умиление препятствует воля твоя: ибо если человек не отсечет своей воли, то не может приобрести болезни сердечной. Не позволяет же тебе отсечь волю свою – неверие, а неверие происходит от того, что мы желаем славы человеческой; Господь же сказал: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? ( Ин.5:44 ). ...Если поистине хочешь оплакивать грехи свои, внимай себе и умри для всякого человека. Брат! Без труда человек не может спастись. Отсеки три эти вещи: волю, самооправдание, человекоугодие, и поистине придет к тебе умиление, и Бог покроет тебя от всякого зла. Вопрос 254. ...Итак, если желаешь положить начало покаяния, посмотри, что сделала блудница: слезами своими омыла она ноги Владыки ( Лк.7:38 ). Плач омывает всякого от грехов; но человек достигает плача трудом, посредством многого поучения в Писании, терпения, размышления о Страшном Суде и стыде вечном и чрез самоотвержение, как Господь сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф.16:24 ). Отвергнуться же себя и взять крест свой значит отсекать свою волю во всем и почитать себя за ничто. Вопрос 275. ...Сокрушение же сердца состоит в том, чтобы хранить его и не допускать увлекаться неполезными помышлениями. Вопрос 282. ...Как же мне сохранить плач, когда я нахожусь среди людей, служу другим и забочусь о том, что кому дать из больных? И есть ли сердечный плач без слёз?

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

LXX : Сказал избавивший тебя Господь Саваоф, имя Ему – Святый Израилев. Сиди умиленная, войди в темноту, дочь халдеев; ты не будешь более называться крепостью царства. Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое. Я предал их в руку твою; но ты не оказала им милосердия; ты крайне обременила старца игом твоим и говорила: во веки буду госпожею: ты не уразумела этого в сердце своем и не помышляла, что будет после. Первый стих по Семидесяти находится в связи с предшествующим, так что он имеет следующий смысл: и это сделает избавивший тебя Господь Саваоф, имя Ему – Святый Израилев. Далее, по еврейскому тексту, пророк от лица народа говорит, что это совершил против Вавилона Господь воинств, имя которому – Святый Израилев. И затем речь обращается к самому Вавилону. Сиди молча или умиленная и помышляй о своих преступлениях. Войди в темнот у: ибо от стыда и позора ты не можешь выносить света, и не будешь называться госпожою ни одного царства, ни всех царств. Но так как незаметно возникал вопрос, почему прогневался Бог на халдеев, которых Он сам послал для пленения Израиля; то вместе с тем отвечает, что Он, прогневавшись на народ Свой, восхотел обличить их, а не погубить, наказать, а не умертвить. Но они злоупотребили своею жестокостию и нанесли более ударов, чем требовало божественное мщение. Важным же доказательством жестокости вавилонян служит то, что они не щадили даже старцев, возраст которых пользуется уважением даже среди врагов. Но также и то служит признаком высокомерия, что они, обольщенные настоящим благополучием, не помышляли о неизвестном будущем. Таким образом мы всегда при счастии должны опасаться будущего и не угнетать предаваемых нам, которые бывают учимы для того, чтобы сделаться лучшими. Ст. 8–11. Но ныне выслушай это, изнеженная и живущая самонадеянно, говорящая в сердце своем: «Я, – и нет более, кроме меня; не буду сидеть вдовою и знать бесплодия». Но внезапно, в один день приидет к тебе то и другое, бесплодие и вдовство: все приидет на тебя по причине множества чародейств твоих и великой силы волшебств твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Лазарь Лазарь , по-евр. Елиезар (Божья помощь) – имя двух лиц, упоминаемых в Евангелии: а) ( Лk. XVI, 19–31 ) – имя нищего, названного так Господом в Его высоконазидательной притче о богатом и Лазаре, в которой изображена загробная участь праведных и грешных. В аде будучи в муках (богатый), поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И возопив сказал: отче Аврааме, умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе свое в жизни своей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. Название Лазаря доселе еще слышится в наименовании лазарет (больница по преимуществу для бедных) и в итальянском слове лаццарони, иначе – нищие; б) ( Uh. XI, 1, 2, 5 и др.) – брат Марфы и Марии, живший со своими сестрами при подошве горы Елеонской в Вифании, которого Господь воскресил из мертвых уже на четвертый день после его смерти. Это, без сомнения, было одно из величайших чудес, совершенных Господом Спасителем нашим, так как оно подтверждало полную власть и могущество Его над гробом и смертью, могущество, которое чрез несколько дней всецело проявилось в Его собственном воскресении из мертвых. При этом чудном и неоспоримом проявлении Божественной силы и власти иудеи пришли в такую ярость, что положили убить не только Иисуса, но и воскресенного Им Лазаря, так как вследствие означенного чуда многие уверовали в Господа. Евангельское повествование об этом великом событии глубоко трогательно. Быть может, ни при одном случае не проявлялись в таком ярком свете и силе любовь, благость, величие и всемогущество Господа в состоянии Его земного уничижения, как при чуде воскресения четырехдневного Лазаря. Обстановка, при которой совершилось означенное чудо, воспроизведена евангелистом с такой чудной и величественной простотой, что невольно приводит в состояние глубокого благоговения и умиления всякого читающего это евангельское повествование (см. Марфа и Мария ). Иисус же любил Лазаря и сестер его, говорит евангелист, и одно уже это евангельское выражение дает ясно видеть, что Вифанское семейство, как обыкновенно принято называть оное, было достойно особенной любви Господа, и вот в доказательство Своей высокой любви Сын Божий прослезился при гробе умершего и воззвал его снова к жизни из мертвых. Предание говорит, что Лазарь, по воскресении своем, оставался в живых еще 30 лет (Епиф. Haer. 66, 34) и был епископом на о. Кипр, где и скончался. Мощи его перенесены из Кипра в Царьград в IX в. при Льве Мудром. Память совершается Церковью 17 октября. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Святое богомыслие! Не хочешь ли и еще побыть при распятом на Кресте Спасителе нашем и слышать последние Его сладчайшие слова, которые изрек Он на Кресте и которых по счету семь? Первое. Молясь о распинающих, Он так сказал Отцу Своему: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23, 34 ). Вспоминая это, боголюбивый человек, и ты прощай своим врагам согрешения, молясь, чтобы прощены были их согрешения. Также и сам с умилением и слезами проси прощения у Бога, говоря: согрешил, прости мне! Второе. Когда проходящие мимо хулили Его, качая своими головами, и говорили: «Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Если Ты Сын Божий, спаси Себя Самого и сойди со Креста» ( Мф. 27, 40 ; Мк. 15, 29 ), тогда и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. Иисус, слышав, как неблагодарный народ и враги Его даже на Кресте оскорбляли Его своей неблагодарностью и поносили Его, возопил громко, говоря: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил!» ( Мф. 27, 46 ). Вспоминая эти слова Христовы, и ты воскликни к Нему в великом умилении сердца, воскликни к Богу, говоря: «Боже Сыне, Слово Божие, Христе Спаситель мой, страждущий ради меня на Кресте плотью, услышь меня, вопиющего Тебе: Боже Мой, зачем Ты оставил меня? Подыми падшего! Оживи умерщвленного множеством грехов, чтобы не погиб я во грехах! Прими мое покаяние и человеколюбно помилуй!» Третье. Один из повешенных с Ним злодеев хулил Его, говоря: " Если Ты Христос, спаси Себя и нас» ( Лк. 23, 39 ). Другой же останавливал его, говоря: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал он Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во царствие Твое! И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23, 40–43 ). Размышляя об этом милостивом слове Христовом кающемуся разбойнику, приступим и мы к Нему с усердным покаянием, исповедуя грехи свои подобно тому, как и благоразумный разбойник не скрыл своих грехов, но исповедал, что по заслугам и за грехи он страдает. Кроме того, он исповедал еще и то, что Сын Божий был неповинен, и веровал, что Он не просто человек, но Господь. К Нему и вопль свой он направил, потому что верил в Него, как в Царя и Господа Бога Истинного. Поэтому и казнь, учиненная над ним, была вменена ему в наказание за его грехи, и отошел он, по словам Господа, в Его царство. Итак, возопием к Нему с покаянием и мы, подобно разбойнику: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое!» ( Лк. 23, 42 )

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ Во Христе «все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2,3 ) Под мудростью разумею созерцание Сущего ( 8, 338 ). Мудрость есть знание вещей Божественных... и человеческих, также и их причины ( 7, 168 ). Кто имеет небесные понятия о Боге, кто с высокой точки зрения исследовал законы творения и смог, по крайней мере отчасти, постичь благодать Божиего Промысла, тот велик... В таковых вселяется глас Господень. Ибо в подлинном смысле великий презирает все телесное, считая его не имеющим никакой цены по сравнению с невидимым. Никакое обстоятельство его не оскорбит, никакое страдание не сокрушит. Проступки негодных людей не приведут его в возмущение. Нечистота плоти не унизит его – он недоступен унизительным страстям, которые не могут коснуться его по причине высоты его мыслей. Святитель Василий Великий ( 4, 205 ). Не говори с гневом. Да будут слова твои, как и молчание твое, исполнены благоразумия и мудрости. Слова мудрейших отцов наших были разумны и премудры, подобным было и молчание их. Преподобный Антоний Великий ( 82, 25 ). Кто вдается в объяснение Писания, не стяжав предварительно духовной свободы, тот поработился страсти любопытства и сильному увлечению мысленным пленением. Преподобный авва Исаия ( 82, 183–184 ). Беседы с тонкими исследователями Бога и чтение тонких исследований о Боге иссушают слезы и прогоняют от человека умиление. Читающий же жития и изречения отцов просвещает свою душу. Изречения безымянных старцев ( 82, 380 ). Христианская премудрость есть Христос, Сын Божий. Как говорит святой Павел: Он «сделался для нас премудростью от Бога» ( 1Кор. 1, 30 ). Он открывает нам тайну познания Небесного Отца. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ). И «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11, 27 ). Во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2, 3 ), говорит богомудрый Павел. Простой христианин, который научен догматам святой веры, гораздо мудрее, чем Платон и Аристотель и прочие языческие мудрецы. Кто из них уразумел то, что простой христианин познал верой? «Никто из властей века сего не познал» ( 1Кор. 2, 8 ) ( 104, 1150 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010