Берет он свою постель как крест, зная, что будет осужден и жестоко наказан мнимыми праведниками Расслабленный, конечно, знал это правило, но для него, как человека благодарного своему Исцелителю, высшей правдой является исполнить без прекословия и лукавства слово Христа: «Встань, возьми постель твою и ходи». И берет он свою постель как крест, зная, что будет осужден и жестоко наказан мнимыми праведниками и блюстителями благочестия. Но для старейшин и мудрецов исцеленный расслабленный был слишком ничтожным и рассматривался только как одно из многих средств для причинения боли и вреда Господу Иисусу Христу; он для мудрецов представитель того народа, который «невежда в законе, проклят он» (Ин. 7: 49). И ждали они, что исцеленный расслабленный остался расслабленным душой, таким же, какими были и они; что он за 38 лет озлобился на равнодушных и жестоких людей и уже не будет доверять им, уважать и любить их, не будет вести себя благородно. Не знали мудрецы иудейские, что в горниле скорбей, во время болезни в душе человека «рождается та добродетель, которую трудно приобрести в жизни спокойной, чуждой страданий» . Скорбь рождает «терпение, от терпения [происходит] опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5: 3–5). И человек, познавший любовь Божию, перенесет ее и на людей, и не будет памятозлобства в его сердце, а будет умиление и тихая радость. Умиление, дорогие братия и сестры, всегда является первым признаком выздоровления от душевного расслабления, от паралича души. Это «ощущение человеком милости и сострадания к самому себе, к своему бедственному состоянию, состоянию падения, состоянию вечной смерти» . На вопрос же иудеев: «Кто Тот Человек, Который сказал тебе: “возьми постель твою и ходи”?» – исцеленный расслабленный не дает ответа, потому что «не знал, кто Он» был (Ин. 5: 12–13). Господь, скрывшийся в народе, затем снова встречает исцеленного и дает ему совет-заповедь: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14). И только тогда расслабленный понимает, Кто исцелил его, и он, взявший еще раньше свою постель в субботу как крест, как знак верности Богу и преданности, готовности служить Ему, невзирая на сложности и опасности, идет к иудейским старцам.

http://pravoslavie.ru/112610.html

Пс.29:9 .   Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа [моего] умолял. Пс.29:10 .   «Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою? «К Тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся». «Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? еда исповестся Тебе персть? или возвестит истину Твою?» Сии же слова произнесены были и блаженным Езекиею, как извещают нас четвертая книга Царств и пророчество божественнейшаго Исаии ( Ис. 38, 18 ); да и человеческое естество, если и не все вопияло, то чрез святых возопило к Богу сими же словами, потому что справедливо песнословить Тебя, Творца, и благопризнательными словесами воздавать Тебе благодарение. Но сие свойственно живым, а разрешившиеся в прах и пепел и утратившие способность трудиться телесно, как могли бы воспевать Твои благодеяния? Пс.29:11 .   Услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником». Пс.29:12 .   И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием. Пс.29:13 .   Да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно. «Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть помощник мой». «Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое и препоясал мя еси веселием». «Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся». И Езекия, облекшись во вретище, приносил Богу молитву на Ассириян, и естество человеческое облеклось в плачевное одеяние. И ныне иные неразумные, сидя на вретище, сетуют об умерших, и к несчастию не хотят внимать пророческим словам, ясно взывающим: «растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием, и обратил еси плачь мой в радость мне». Ибо как Езекия, услышав обетование о пятнадцатилетнем продолжении жизни, исполнился великаго веселия, так и нам, приявшим надежду воскресения, справедливо не плакать об умерших, но благодушно ожидать воскресения. Сия же: «яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся» Симмах перевел так: «да поет Тебя слава, и не умолкнет», то есть, за сие благодеяние надлежит непрестанно воспевать и песнословить сподобившимся такой славы, не умолкая ни на одно мгновение. А умиление производит молчание. Поэтому Седмьдесят вместо «слава» употребили слово: «умиление». И Езекия приял славу, когда ради его столько тысяч подпало ниспосланному на них Богом наказанию, и вспять возвратилось солнце. И мы имеем повод к великому прославлению; потому что толикую любовь оказал нам Бог всяческих. Сказано: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин. 3, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

3 . Боже, отринул ны еси, и низложил еси нас, разгневался еси, и ущедрил еси нас. С Евр.: «Боже, Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам». По бл. Феод. – здесь Давид предсказывает плен, а потом Божию правдивость и человеколюбие. 4 . Стрясл еси землю, и смутил еси ю: исцели сокрушение ея, яко подвижеся. С Евр.: «Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ея, ибо она колеблется». – «Сим изобразил, – говорит бл. Феод., – нашествия Ассириян и Вавилонян; потому что, подобно землетрясению, истребили все до основания. Потом молит о человеколюбии». Св. Афанасий разумеет разрушение Иерусалима и храма. 5 . Показал еси людем Твоим жестокая – именно: напоил еси нас вином умиления 367 . С Евр.: «Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления». Вином умиления – вином огорчения. Акила перевел: «вином усыпления». «Вином усыпления, – говорит св. Афан., – Давид называет казни, предвозвещенные Евреям в Бож. Писании за нечестие их пред Христом»; по Вас. В. – «слово, которым ожесточенное сердце приводится в чувство». «Множеством бедствий, говорит пророк, как бы вином каким Ты привел нас в бесчувствие, и болезней исполнил души наши» (Бл. Феод. и св. Афанасий). 6 . Дал еси боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука. С Евр.: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины». Сравнение взято от обычая ставить на горах знаки во время опасности от врагов. Т.е. как воинскими знаками предостерегают от опасности, при нашествии неприятелей: так и Ты, Господи, доселе явными знамениями Твоего человеколюбия предостерегал от лука или стрел вражиих, спасал от погибели. Под знамением бл. Феодорит разумеет «знамение Божественной благодати» (т.е. печать дара Духа Св.); св. Афанасий «то просвещение, при котором человек может различать духов, также добро и зло»; св. Вас. В. – «кровь непорочного Агнца, закланного за грехи мира». 7 . С Евр.: «Чтобы избавились возлюбленные Твои, спаси десницею Твоею, и услышь меня». 8 . Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся, и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Даже само чтение святых отцов может стать причиной того, что мы будем презирать и осуждать ближнего. Допустим, мы читаем Иоанна Лествичника , но его слова, адресованные нашей душе, мы относим не к себе, а к другим и начинаем порицать окружающих. И получается, что Иоанн Лествичник , устремлявший все силы своей души на то, чтобы помочь каждому желающему спасаться, невольно оказывается в роли какого-то иудейского старца. Мы умудрились извратить его учение до такой степени, что оно стало преданием человеческим, которое мы употребляем для осуждения людей. Именно в этом и состоит закваска фарисейская, остерегаться которой повелел Своим ближайшим ученикам Спаситель. Он говорил: Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской, которая есть лицемерие (см. Мф. 16, 6–12 ). Значит, суть дела в том, что нужно чтить Господа не устами, а сердцем. Но как это сделать? Неужели при помощи одного воображения приписать себе любовь к Богу и довести себя до плача, чуть ли не до истерики? Тот, кто считает, что такие слезы имеют цену, очень ошибается: никакой любви и никакого умиления в них нет. Настоящие покаянные слезы, слезы умиления, а в особенности слезы любви к Богу, приходят после многого подвига. И чем более человек склонен к сентиментальному плачу (чаще к нему склонны женщины, как существа физически более нежные), тем труднее ему приобрести плач истинный, так как это прямо противоположные вещи. Вернемся к беседе Спасителя с фарисеями. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу тó, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное ( Мк. 7, 7–13 ). Мы не будем рассматривать частные примеры, которые Спаситель здесь приводит, потому что они к нашей теме не относятся. Важно то, что с нами происходит нечто подобное: мы заменяем слово Божие, преподающее нам истинное, правильное понимание вещей, своим собственным рассуждением, которое в данном случае можно назвать «преданием нашим».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Скрывались летом знойно жгучим И в дни осенних непогод. Не раз то зимний лед, метели, То разъяренный ураган, То буря причинить хотели Двум братьям смерть или изъян. Но в миг опасный, сжав объятья, Несокрушимые в борьбе Друг друга сохраняли братья На радость людям и себе... Не так ли нам, святое братство, От бед надежнейший оплот. Источник силы и богатства, И мир Спасатель нам дает. о) Великое паломничество «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» ( Ис. 1: 2 ).   «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы... и скажут: придите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева» ( Ис. 2: 2–3 ). «Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди» (песнь Богородицы). 1 . Парфений Киевский , живя в своей маленькой келии, имел всего одно оконце. В это оконце проникал слабый свет, освещая внутренность келии. Но схииеромонах Парфений горячо и нежно по-детски любил Матерь Божию и называл Ее Светом Светлейшим. Икону Божией Матери он захотел поставить на самое почетное место. – Зачем мне свет чувственный, – сказал старец, – когда у меня есть «Свет Светлейший» – Матерь Божия. Сказав так, он перекрестился, благоговейно взял икону Божией Матери и поставил ее в единственное малое оконце, загородив весь свет. Так и жил старец Парфений всю жизнь в темной келии, но ему не было темно, он пользовался сверхчувственным духовным светом, исходящим от иконы Божией Матери. И как он любил Владычицу мира Деву Марию! Она была для него всем. Вся радость, все утешение, все нежное упование, все прибежище и сила. И когда старец молился Деве Пренепорочной, когда он призывал Ее святейшее имя, он весь озарялся, как в лучах Солнца, весь трепетал от святых и нежных чувств к Ней. И все, о чем он просил Ее, Матерь Божия всегда исполняла... 2 . Так же нежно и трепетно любил Матерь Божию преподобный Серафим Саровский . Вся его келейка, особенно в дальней пустыньке, была обставлена иконами. И среди них, в самой середине, красовалась икона Божией Матери «Умиление». И как же преподобный Серафим любил эту икону! Как он трепетно благоговел пред нею! Какими нежными именами он называл ее! А сколько умилительных слез в долгих ночных молитвах он прожил пред Нею, молясь за своих сирот – сестер Дивеевских, за Православную Русь и за весь мир. А когда дивный старец стоял сорок дней и сорок ночей коленопреклонно на камне и не вкушал пищи, не Ее ли святым именем питалась его душа? Матерь Божия «Умиление» для него была великим сокровищем, великим богатством, дороже которого ничего не может быть на свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Прочли мы, допустим, Иоанна Лествичника, но то, что должно быть адресовано нашей душе, мы относим не к себе, а к другим, и начинаем осуждать окружающих. Вот и получается, что Иоанн Лествичник, устремлявший все силы своей души, весь свой опыт на то, чтоб помочь каждому желающему спасаться, невольно оказался в роли какого-то иудейского старца. Мы умудрились извратить учение Иоанна Лествичника так, что оно стало преданием человеческим, которое мы употребляем, чтобы осуждать людей, живущих истинно по-христиански. Именно в этом и состоит закваска фарисейская, о которой предупреждал Спаситель Своих ближайших учеников. Не кому-нибудь, не толпе народа, следовавшей за Ним, но именно ближайшим Своим ученикам, находившимся с Ним в лодке, Он говорил: " Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской, которая есть лицемерие " (Мф.16:6). Вот в чем суть дела: нужно чтить Господа не устами, а сердцем. Но как это сделать? Некоторые женщины из-за своей воображаемой любви к Богу доводят себя до плача, чуть ли не до истерики. Тот, кто дает таким женским слезам какую-то цену, очень ошибается: никакой любви и никакого умиления в них нет. Настоящие покаянные слезы, слезы умиления, а в особенности слезы любви к Богу приходят после многого подвига. Чем более человек склонен к сентиментальному плачу (чаще к нему бывают склонны женщины, как существа телесно, физически более нежные), чем больше у человека такой чувствительности, тем труднее ему приобрести истинный плач, так как это прямо противоположные вещи. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: " Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: " почитай отца своего и мать свою " ; и: " злословящий отца или мать смертью да умрет " . А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван (то есть: " дар Богу " ) то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное " (Мк.7:7-13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Другое ветхозаветное пророчество, в котором Бог обетовал даровать Духа Святого Своего и через Него создать новые сердца, содержится в 36 главе, стихах 26–27 Книги пророка Иезекииля. Здесь говорится: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять». В словах этих Господь говорит о сердцах каменных, то есть о сердцах бесчуственных, на которые Слово Божие не производит никакого действия. Вместо этих сердец Господь обещает даровать людям сердца новые, иначе называемые здесь сердцами плотяными и новым духом. Это такие сердца, которые, в противоположность каменным, не остаются глухими ко внушениям Слова Божия и охотно повинуются им. Эту великую перемену сердец Господь обещает сделать через Святого Духа Своего. Всякое сердце, в которое нисходит Дух Святой, делается новым и преданным заповедям и уставам Божиим. Приведем здесь еще одно место из книги пророка Захарии, где содержится следующее обетование: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью Дух благодати и умиления». Здесь также заключается обетование Божие о ниспослании Святого Духа, причем Дух Святой называется Духом благодати и умиления. Это потому, что Он нисходит на нас без всякой заслуги с нашей стороны и производит в нас спасительные плоды праведности и благочестия. Наконец, Сам Господь Иисус Христос преподал учение о действии на нас Духа Святого, Которого Он обетовал ниспослать от Отца Своего. Обетование это Он изрек в последней беседе Своей с учениками в следующих уже известных нам словах: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». Дух Святой всех, послушающих Его, руководствует к познанию истины, почему и называется Духом истины. На всякую истину Он наставлял апостолов, на всякую же истину Он наставляет истинных христиан и ныне. Еще яснее Господь изрек обетование о ниспослании Святого Духа, когда по воскресении Своем сказал ученикам: «и Я пошлю обетование Отца Моего на вас», «и приимите силу, когда сойдет на вас Дух Святой».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   Но труд этот непринужденный, ты не ропщешь. Все, что делаешь насильно, причиняет великий вред и твоему бытию, и твоему деланию. Насилие и принуждение вызывают внутренне сопротивление.    Труд ради Христа, истинное пламенное желание является любовью Христовой, является жертвой, самопожертвованием. Это чувствовал и Давид:     «Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» (Пс. 83:3).    Жаждет и тает душа моя от любви Божией! Это изречение Давида похоже на один стих Веритиса, который мне нравится:    Со Христом встречи,    Дружбы без подвоха    Жду крепко,    Жду вечно    До последнего вздоха…    Необходимо большое внимание и старание, чтобы глубоко понять читаемое и проникнуться им. В этом и должен заключаться труд человека. А потом он без труда войдет в умиление, в теплоту и слезы.    Это приходит потом, это дар Божий. Разве для любви нужно усердие? При глубоком понимании богослужебных текстов и Священного Писания наполнишься радостью, с радостью входишь в истину. «Дал еси веселие в сердце моем »(Пс. 4:8), — как говорит Давид. Таким образом, неожиданно, бескровно входишь в умиление. Понимаете?    Я, окаянный, желаю слышать слова отцов, слова подвижников, слова Ветхого и Нового Завета. Ими я хочу наслаждаться. Они взращивают Божественную любовь. Я желаю и стремлюсь к этому, но не могу. Я занедужил: «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41). Не могу делать поклонов. Ничего не могу…    Я желаю, сильно желаю быть на Святой Горе и делать поклоны, молиться, служить и быть с еще каким-нибудь подвижником. Лучше быть вдвоем. То же сказал и Христос: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).    Итак, наша цель — смирение и бескорыстие в служении Богу! Чтобы полюбить нас, Христос должен найти в нас нечто особенное, необыкновенное (идиэтеро)    Христос сидит у врат нашей души и стучит в них, чтобы мы открыли Ему, но Сам Он без нашего разрешения не входит внутрь. Он не хочет насиловать нашей свободы, которую дал нам Сам. Это говорится в Откровении: Се, стою у двери и стучу: «если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20)…

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Умиления и сожаления достоин находящийся перед твоими глазами человек в ранах, любезное создание Божие, по образу Божию созданное, в такую гнусность пришедшее. Виной этому грех. У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд (Дан. 9:7). Обрати очи свои от этого позорища на душу, которая грехами, как ранами, уязвлена, и увидишь большего сожаления и умиления достойный позор! Ее раны и язвы – гордость, зависть, злоба, нечистота, сребролюбие и прочее. Чем более она в них пребывает, тем более уязвляется. Чем более уязвляется, тем более гниют и смердят раны ее. Бедный грешник! Довольно уже уязвляться: и так смердят и гниют раны души твоей. Пора уже лечиться, пора пластыри покаяния к язвам и ранам прилагать. Тело больное лечишь, душа вся от ран и язв изнемогает, и не заботишься об этом! О бедные грешники! Прибегнем с верою ко Иисусу Христу, Врачу душ и телес, и, не смея к Нему приблизиться из-за гниющих и смердящих ран, хотя бы вдалеке встанем и голос десяти прокаженных из глубины сердца вознесем к Нему: Иисус Наставник! Помилуй нас (Лк. 17:12–13). Нет таких страшных ран и язв, которых бы Он не хотел и не мог одним словом исцелить, потому что Всесилен, Милосерден и Человеколюбив. Как повествует Евангелие, тела смертные и тленные исцелял – души ли бессмертные, которые пришел спасти, не захочет исцелить? Исцелит воистину, если с верою придем к Нему и с усердием будем просить у Него исцеления. Он раны и язвы наши видит и хочет исцелить, для этого и пришел в мир. Но хочет, чтобы мы признали перед Ним неисцеленные нами язвы наши, которые только Он один может исцелить. «Исцели мя, Господи, яко согреших Тебе!» Исцели мя, Господи, и исцелен буду: яко Ты ecu Бог Спас мой! (Иер. 17:14). Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой (душа моя) (Мф. 8:8). «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений: ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и вожделенное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

В конце концов Давид, предупрежденный Ионафаном, вынужден бежать, и после этого начинается очень некрасивая страница в истории царствования Саула. Он, бросив все дела своего царства, с войском гоняется по всей стране за Давидом. В этой погоне он совершенно не знает никакой меры. Когда Давид пришел к священнику Ахимелеху и забрал у него меч Голиафа и взял хлебы, чтобы подкрепить себя и бывших с ним (те самые хлебы предложения, на которые потом ссылается Господь Иисус Христос, когда Его учеников обвиняют в том, что они в субботу растирают колосья себе в пищу), Саул убил и самого Ахимелеха, и 80 других священников, считая, что они изменили ему и помогают Давиду. В этом снова проявляется его действительное отношение и к Закону Божиему, и к служителям Божиим. Свой интерес и личная вражда становятся выше всего, вплоть до того, что он готов убить первосвященника только за то, что тот, как ему кажется, помог Давиду. Хотя Ахимелех довольно справедливо говорит царю, что отнюдь не впервые он видит Давида и что всегда Давид сопровождал царя и не было никаких причин для того, чтобы отказать Давиду в помощи. Во время преследования Саул неоднократно оказывается в ситуации, когда Давид имеет возможность безнаказанно его умертвить и тем самым избавиться от преследования. Но Давид почитает помазанника Божия, искренне считая Саула царем и помазанником, и не поднимает на него руки, вверяя свою судьбу попечению Божию. Вот один из моментов, когда Давид показал край одежды, отрезанный у Саула, в доказательство того, что тот был в его руке, и сказал: «Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отомстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе, как говорит древняя притча – от беззаконных исходит беззаконие, а моя рука не будет на тебе. Против кого вышел царь Израильский? За кем ты гоняешься? За мертвым псом, за одною блохою. Господь да будет судьею и рассудит между мною и тобою...» ( 1Цар. 24:13–16 ). Видя это, Саул дважды приходит в какое-то умиление и раскаяние. Но это умиление было кратковременным.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010