Поясные (а иногда и ростовые) изображения Молящейся Богородицы с Младенцем (Отроком) Христом, отмеченным в медальоне, относятся к типу «Знамение». Слово «знамение» сближается по смыслу со словом «чудо» . Иконография «Знамения» с яркой выразительностью указывает на величайшее чудо в истории мира — Воплощение Сына Божьего ради Спасения людей. Одигитрия (Путеводительница) Иконы, принадлежащие этому типу, являют Богородицу с Сыном. Обычно Господь бывает воспроизведен сидящим на Её левой руке. В свою очередь в Его левой руке — изображается свиток, символизирующий Евангельскую проповедь. Десница Христа бывает сложена в жесте благословения, в знак того, что Он благословляет людей идти путём Света, Истины, Жизни. По сюжету изображения Богоматерь указывает на Него (свободной рукой) как на Путь, Истину, Жизнь ( Ин.14:6 ), подтверждая, что никто не приходит к Отцу, как только через Него ( Ин.14:6 ). Елеуса (Умиление) На иконах этого вида Богородица изображается таким образом, что Её щека бывает нежно (с умилением) прижата к Младенцу-Христу. Через данную иконографическую деталь воспроизводится идея высокой и бескорыстной любви Богоматери к Сыну, особая духовная близость (что также подчеркивается и сопряженностью Их нимбов). Сын Божий может изображаться сидящим как на Её левой, так и на Её правой руке. В более пространной интерпретации подобного рода иконы указывают на единение земного и Небесного, на близость Христа и Его Церкви , на близость к Богу всякой христианской души. Цитаты об иконе «Почитание святых икон является не только эстетическим, но прежде всего почитанием догматическим и существенно важно для осуществления нашей веры. Мы знаем, что в Ветхом завете существовало запрещение изображать всякий образ. И понятно почему: ведь по Своей сущности, Бог совершенно непостижим и непознаваем, и следовательно не может быть изобразим. Бог безмерно больше всего на свете, И поэтому всякое изображение того, кого невозможно даже представить, понять и познать, обязательно будет ложью. А ложный образ – это идолообраз, уводящий от истины. Поэтому в Ветхом завете запрещалось изображение Божества.

http://azbyka.ru/ikona

Так, известны изводы поясного изображения Богоматери с Младенцем на руках под названием «Иверской Божьей Матери» – с прямо сидящим Младенцем и Марией, склонившей к нему голову. Образ стал почитаться в Иверском монастыре на Афоне с XI века. Корсунская икона Богоматери с Младенцем близка по иконографии типу Перивлепты. Подобный же иконографический извод известен также под названием «Иерусалимской Божьей Матери». Вероятно, в XVI веке появляется название «Грузинская» в приложении к иконе Одигитрии, отличие которой состоит в том, что мафорий опускается с головы Марии несколькими свободными складками, открывая ярко-красную подкладку. Этот тип получил распространение в новгородском искусстве XV–XVI веков и восходит к иконе Иверской Богоматери. В иконографии также широко известны зеркальные переводы, когда Младенец изображается сидящим на правой руке Богоматери. Таковы варианты, получившие названия «Александрийской», «Иерусалимской» Богоматери. 111. Богоматерь Умиление«Елеуса». Византийская икона. 2-я пол. XIV в. В поздневизантийском и древнерусском искусстве широкое развитие получил тип Богоматери «Елеусы», или «Умиления». Его отличительной чертой является лирическая трактовка позы: Богородица прижимает младенца Христа к своей щеке. Известны варианты сидящей или стоящей в рост Богоматери, а также поясные изображения. Причем Младенец может восседать как на левой руке, так и на правой. Например, на фреске в Чарыклы Килиссе (Каппадокия) XI–XII века Мария изображена стоящей в полный рост с Младенцем на левой руке, а на фреске того же времени в Гереме, Каппадокия, – с Младенцем на правой руке. Наиболее выдающимся произведением, изображающим сцену Умиления, является знаменитая константинопольская икона Владимирской Богоматери начала XII века из Третьяковской галереи. Икона была прислана в 1131 году на Русь из Константинополя князю Мстиславу, а затем поставлена Андреем Боголюбским в 1155 году в перенесена в Москву. Икона представляет собой поясное изображение с Младенцем на правой руке.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 6 (76) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2020-04-18) Происхождение изображения: Загружено 2020-04-18, анонимно. Описание: Икона в окладе и ризах Богоматерь Федоровская (Феодоровская). Тверская областная картинная галерея. 1802 г. Кострома. Д.В.Серебряников. Дерево, паволока, левкас, темпера. 65 х 51,3. Реставрирована в 1999-2000 гг. в мастерской ТОКГ. Оклад. 1803 г. Кострома. Мастер В.Е.Шевяков. Серебро, чеканка, гравировка, золочение. 65,3 х 52. На венце и нижнем поле в правом углу клейма: ВШ, Корабль на волнах, пробирера Д.З (Д.И.Заводов). Реставрирован в 1999-2000 гг. в мастерской ТОКГ. Ризы. 1904 г. Тверская губерния (Торжок?). Парча, серебро, речной жемчуг, драгоценные камни, стразы, бисер, золотное шитье, вышивка бисером и жемчугом, чеканка.Собрание ТОКГ. Икона Богоматерь Федоровская происходит из Вознесенского Оршина монастыря, о чем свидетельствует вкладная надпись на обороте иконы: «Сия местная икона Федоровской Божией Матери в серебряной позлащенной ризе с каменьями в венце пожертвована в Тверской Оршин монастырь в придельной храм калязинскою помещицею Александрою Васильевою Тяжеловою в 1862 году». Она находилась в южном приделе Вознесенского собора монастыря. В 1904 году тверская купчиха Пелагея Колесова пожертвовала на икону шитую золотом и жемчугом ризу (одежду Богоматери и младенца Христа), украшенную драгоценными камнями и стразами. Иконография образа сходна с иконой «Богоматерь Умиления» (византийский тип «Богоматери Елеуса»), где Богоматерь представлена склонившейся к младенцу Христу, который обнимает Марию за шею. Иконографической особенностью «Богоматери Федоровской» является изображение стоящего младенца Христа с обнаженной левой ножкой и помещение его на правой руке Богоматери. Этот тип восходит к памятникам византийской иконописи XII века. Икона является списком «в число и меру» почитаемой в России костромской иконы Богоматери Федоровской. По преданию, чудотворный образ Богоматери с Младенцем явился костромскому князю Василию Ярославичу Квашне 16 августа 1239 года в лесной чаще неподалеку от Городца. Икона была перенесена в Кострому и поставлена в церкви Феодора Стратилата, откуда и получила свое название. Перед иконой «Богоматери Федоровской» в 1613 году происходило «умоление» на царство Михаила Федоровича Романова. В числе бояр, подписавших «утвержденную» грамоту, был настоятель Вознесенского Оршина монастыря Иосиф.

http://pravicon.com/image-34696

Византийская икона Божией Матери XII века (находится в г. Фрайзинге. Бавария) была написана в XII веке и является, вероятно, знаменитой византийской иконой Божией Матери «Агиосоритисса», находившейся некогда в часовне «Святой Раки» («Агиа Сорос») в Константинополе. Образ Владимирской иконы Богоматери также связан с образом Феодоровской иконы. Некоторые исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают версию о том, что икона была написана в 1164 году по заказу Андрея Боголюбского для Городетского монастыря. ( Бахарева Н. Н. К вопросу о происхождении иконы «Богоматери Феодоровской»//Городецкие чтения: Материалы научной конференции. Городец, 10 – 13 мая 1994 г. – Городец, 1995.) Феодоровская икона Богоматери без ризы Феодоровская – Костромская икона Божией Матери, по преданию, написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери. Испорчена реставрацией И.Э.Грабаря (подробнее в книге А.В.Федорова «Тайна Царской святыни» СПб, 2012г.) Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Её общая иконография очень близка к Владимирской иконе. По этой причине многие исследователи считают её списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Богомладенца Христа. (Масленицын С.И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г.//Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. – М., 1976. С. 155 – 156; Брюсова В.Г. Ипатьевский монастырь. – М.: Искусство, 1981. С. 50 – 54, 62 – 63). Феодоровская икона до 1917 года Название «Феодоровская» икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 (17) февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди – святого Андрея Боголюбского и отца – Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

И в ХХ веке Владимирская икона была в центре русской истории. В 1917 году в Москве собрался Поместный Собор Русской Православной Церкви, который должен был восстановить канонический строй церковного устройства. Из Успенского собора Кремля в Храм Христа Спасителя, где происходили заседания Собора, был торжественно перенесен Владимирский образ Богоматери. И выборы Патриарха происходили перед ликом главной святыни России. Как мы знаем, Патриархом был избран Тихон (Беллавин), которому выпал тяжкий жребий в годы начинающихся гонений защитить Русскую Церковь, и конечно, он не раз прибегал к заступничеству Богоматери, молился перед Владимирской иконой. Богоматерь Владимирская с басмой. Сергиев Посад. XV в.      Вскоре после закрытия Поместного Собора икона вновь покинула свое место в Кремле, в 1918 году она была взята на реставрацию, с нее сняли драгоценный оклад, расчистили несколько слоев, чтобы открыть первоначальную живопись XII века. Оказалось, что византийское письмо сохранилось только на ликах Богоматери и Христа, все остальное было многократно переписано в XV, XVII и XIX веках. После реставрации Владимирскую икону в числе многих национализированных произведений искусства передали в Третьяковскую галерею, где она стояла все годы советской власти. Через 80 лет икона вновь поменяла свое место, на этот раз ее перенесли в церковь святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, где она и находится до сих пор под присмотром реставраторов и музейных работников, но при этом икона, как и прежде, доступна для молящихся. Иконография образа Владимирская икона является одним из самых прекрасных богородичных образов в искусстве. Она относится к наиболее глубокому и лиричному типу икон, получивших на Руси название «Умиление». Греки называли этот иконографический тип Гликофилуса — «Сладкое лобзание» или Елеуса — «Милостивая». Все три названия подчеркивают главную идею иконы — образ совершенной любви. Богоматерь ласково обнимает Сына, прижимая Его к Себе, и Он, обхватив Ее рукой за шею, нежно прижимается щекой к щеке Своей Матери. Две фигуры настолько слиты вместе в этом объятии, что воспринимаются единым силуэтом. Глаза младенца Христа устремлены на Мать, Она же смотрит на зрителя, и этот взгляд полон одновременно нежности и заботы, страдания и надежды. Смысл этого иконографического типа совсем не исчерпывается радостью материнства, за объятиями Матери и Сына прочитывается страстна " я тема: Богородица обнимает Христа, предчувствуя предстоящие Ему страдания и смерть. Не случайно по той же схеме изображается в православном искусстве и тема оплакивания на иконе «Не рыдай Мене, Мати», где Богородица обнимает Христа уже после снятия Его с Креста, перед положением во гроб.

http://pravoslavie.ru/140354.html

Но динамика спасения не останавливается на этом. На иконе Вознесения Христова небо, в виде двух ангелов, опускается на землю, чтобы основать Церковь . Дух нисходит на нее во время Пятидесятницы, дабы, как это изображено на иконе Страшного Суда, всю землю поднять на небо в тот момент, когда Иисус во второй раз приходит на нее. И воистину, икона Страшного Суда выражает изумительное единство кенозиса и славы, потому что она сводит воедино всю историю в торжественном анамнезе: Христос сходит во славе, и Адам, среди воскресших святых, тоже поклоняется Кресту. Перед адом с его вечным огнем святой Петр открывает двери Царства Небесного, где восседает Пресвятая Богородица, éschaton творения, ибо Иисус сошел в Нее, чтобы воплотиться и чтобы в момент Успения Богородицы взять Ее душу на небо. Théotykos В России мы встречаем три наиболее древних типа Теотокоса: Маеста (Пресвятая Дева на троне, держащая Младенца), Оранта (в русской традиции «Знамение», Чудо) и Одигитрия [Путеводительни-ца] (приписываемая евангелисту Луке, где Богородица на одной руке держит Младенца, а другой – указывает на Него) 1645 . Вариантом этого третьего образа является Елеуса («Умиление»), икона, на которой Младенец предстает в трогательном единении с Матерью. Считается, что это Он утешает Свою Мать, тогда как в западных изображениях Мать утешает Младенца. На иконах конкретно представлены оба эти аспекта. Но речь идет скорее о взаимной встрече в области «чувств» в лучшем смысле этого слова. Вот почему этот тип икон был всегда так любим на Руси. Икона, представляющая «Введение во храм», символизирует для монахов идеал созерцательной жизни. Однако если Матерь Божия была приобщена к созерцательной жизни с малых лет благодаря своей чистоте, то последний урок этой sofia, мудрости Креста, был преподан Ей Иисусом во время Его крестных мук, когда Он, умирая, склоняется к Ней (иногда иконописец добавляет надпись со словами Иисуса: «не рыдай Мене, Мати!»). Икона Благовещения является красноречивым выражением синергии, Богочеловеческого сотрудничества в деле спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

певницей) кафоликона, где перед ней стояла неугасимая свеча (кандило). На иконах в Новое время воспроизводили Ее облик, сопровождая иллюстрацией монастырского чуда XVII в.- сосуда, переполнившегося елеем. На подобной иконе 1869 г. Пресв. Богородица изображена в изводе Геронтиссы, у Ее ног - композиция: собравшиеся у колодца иноки и селяне-иноверцы, поклоняющиеся Ее иконе на месте обретения; в углу виден сам мон-рь. Икона написана с использованием приемов академической живописи, на особых хартиях размещены легенда о ее обретении, пояснение к изображению кувшина, переполненного елеем. Среди Богородичных икон П. м. много таких, к-рые сопровождаются различными эпитетами. К числу наиболее ранних относится тронный образ Богоматери с Младенцем с 2 ангелами в медальонах, подписанный как Елеуса (Умиление, Милостивая; кон. XV - нач. XVI в.). Большая икона Божией Матери с Младенцем в типе «Одигитрия» (XV в.) на полях имеет изображение Деисуса и фигуры апостолов. Временем работы мастера Феофана Критского (1535-1546) в П. м. датируются иконы темплона, в т. ч. образ Богоматери в составе местного ряда, к-рый носит имя Παντν Χαρ (Всеобщая Радость). В П. м. есть редкий образ (сер. XVI в.) с праворучным вариантом поясного образа Богоматери с Младенцем, подписанный как Παραμυθα (букв. «Увещание»). В традициях барочной живописи Зап. Европы XVII-XVIII вв. исполнен поясной образ Богоматери с Младенцем, Которых коронуют ангелы, с подписью: Παρκλησις (Моление; 1783). К работам мастера Феофана Критского также причисляют икону 40 Севастийских мучеников, извод к-рой традиционен для позднего палеологовского периода и отличается неизвестной по более ранним примерам этой иконографии многоцветностью и колористической сложностью живописи. В 1600 г. проводились большие работы по украшению мон-ря. С ними, вероятно, связано создание большого Креста Распятия с предстоящими (Treasures. 1997. 8.3), а также неск. аналойных икон-таблеток. Среди них - «Воздвижение Креста Господня», дополненное сценой обретения 3 крестов, на обороте сопровождалось сложной композицией, прославляющей равноапостольных Константина и Елену в лике святых.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

«Утоли моя печали» – Богородична икона от иконографския тип Умиление (Елеуса). На иконата Богородица е изобразена до пояса с Младенеца Христос, полулежащ на коленете Й, държейки разгърнат свитък. С леко наклонена встрани глава, Богородица Го придържа с лявата си ръка, а с дясната си ръка допира челото или бузата Си. Извън речника: «Утоли моя печали». Устав – виж Типик. Утвар – ц.слав. утварь – украшение. Църковна утвар, богослужебна утвар – свещени съдове (антиминс, потир, дискос, звездица, копие, лъжичка, покровец, дароносица и дарохранителница) и други предмети (жертвеник, киворий, орлец, кадилник, ковчежец, хрисовул, свещници – примикрий, дикирий, трикирий, и др.), които се използват в църковното богослужение. Утилитаризъм (лат. utilitas – полза) – философско-етически възглед, според който полезното е критерий за добро. Фарисей :: Св. Филарет Московски :: Филаделфия :: Филиокве :: Филетизъм :: Филокалия :: Финикия :: свещ. Павел Флоренски :: прот. Г. Флоровски :: Фригия Слово Ф Фарисей, фарисеи (от арам. – «особени») или книжници – религиозни фанатици, най-влиятелната партия (прослойка) сред еврейския народ по времето на Христа. Сектата на фарисеите е възникнала в Юдея след многогодишния Вавилонски плен, около средата на II в. пр. Хр. Първоначално проповядвала строг живот, чистота и най-точно изпълнение на закона ( Деян 26:5 ), и затова учението им привлякло голяма част от простия народ. Фарисеите настоявали за изолираност (несмесване) с другите народи и за независимост от другите държави. По-късно, обаче, фарисеите с най-строга загриженост започнали да изпълняват многочислени външни обряди, очиствания и др., дошли до тях по предание (Мат. 15:2). В много случаи, обаче, чрез прекаленото си изпълнение на човешки предания, нарушавали Божия закон и станали роби на користолюбието, лицемерието и гордостта. Господ Иисус Христос изобличавал и порицавал самия дух на фарисейството – високомерието, самодоволството и двуличието ( Лк 18:11; 12:1 ) и особено това, че излагали на показ своите подвизи, напр. молитвата и даването на милостиня (Мат 6:2–5). Преди Своите кръстни страдания Христос изобличил пред учениците си и народа фарисейската горделивост, лицемерие, привидно благочестие и вътрешна нечистота с особена сила и пълнота, и изрекъл страшната Си присъда над тези слепи народни водачи (виж изобличителната реч на Христос в Мат. 23 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

1043 Славянский текст Палеи в данном месте представляется испорченным. Единственным пророчеством, относящимся к въезду Иисуса Христа в Иерусалим на осле, является следующий текст: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах. 9:9 ). 1044 Даётся описание нетипичной для русской иконописной традиции иконографии «Положения во гроб»: у нас неизвестно изображение шестидесяти воинов, охраняющих опечатанный гроб. Возможно, речь идёт о каком-то малоизвестном типе изображений, либо, судя по контексту Палеи, где не уделено внимание сюжету «Воскресения Христова», имеет место контаминация двух реально бытовавших иконографических типов. Первый из них, «Положение во гроб», имеет большее распространение на вышитых пеленах, называемых плащаницами и используемых в богослужении Великой Субботы; второй – собственно Воскресение Христово, представляющее восстание Христа в блистающих одеждах из гроба с победным знаменем, на котором изображён крест, и в ужасе упавших навзничь стражников. Однако эта иконография восходит к западной школе и на Руси распространилась в Новое время, а традиционная икона, употребляемая в пасхальных торжествах, более правильно называется «Сошествие во ад» и изображает Христа, сокрушившего врата ада и изводящего оттуда Адама, Еву и томившихся там праведников. 1047 Характеристика детали иконы Успения Пресвятой Богородицы: над смертным одром Марии изображается Христос, держащий на руках в образе повитого младенца душу Богородицы. 1048 По православному преданию, апостол и евангелист Лука был первым иконописцем, написавшим три иконы Богоматери, впоследствии ставших образцами для трёх типов канонических изображений Богородицы: Оранта (слав. Знамение), где Мария изображена с воздетыми в молитве руками с Предвечным Младенцем на лоне, Елеуса (слав. Умиление), изображающее Богородицу с прильнувшим к ней Богомладенцем Христом, и Одигитрия (слав. Путеводительница), указующая десницей на младенца Христа как на путь, истину и жизнь для всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

" О Тебе радуется! " Н.В. Дмитриева. О Тебе радуется! Сретенский монастырь, 2004. Стр. 432. Переплет твердый. На Седьмом Вселенском Соборе в 787 году было постановлено, что священные изображения служат «ко уверению исполненного, а не воображаемого воплощения Бога Слова» и поэтому следует наряду с изображением Креста писать иконы Спасителя, Богородицы и святых, чтобы «вспоминать и любить первообразных им». Почитание, оказываемое иконе-образу, переходит на «первообразное», на тех, кто изображен на ней. Это общее мнение православной кафолической Восточной Церкви. Восприняв всю полноту ее учения, Русь стала достойной преемницей Византийской империи — Третьим Римом. На ее огромных просторах, как свечи, загорались светильники Православия – храмы, монастыри, часовни, писались дивные иконы. И Русь – единственная страна, которая избрала своим духовным девизом слово «Святая» и назвала себя «Домом Пресвятой Богородицы». Почитание Богоматери, которое началось еще при земной жизни Спасителя, прошло через все века христианской истории. Первые изображения Пречистой появились уже во II веке: в римских катакомбах Прискиллы есть живописная сцена Благовещения. А святитель Григорий Палама в своем «Слове на Благовещение» пишет: «Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее как вместилище Невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и предстательница тех, кто после Нее, и Заступница вечная. Она – предмет прорицания пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, основание учителей. Она – слава земных, веселие небесных, украшение всякой твари. Она – начало, источник, корень нашего упования на небе, достичь которого да будет нам дано Ее молитвами о нас, во славу прежде всего от Отца рожденного и в последние времена от Нее воплотившегося Иисуса Христа, Господа нашего, которому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, присно и во веки веков». Уже в первые века христианства сложились и основные типы, изводы изображений Богородицы. Это – «Одигитрия» («Путеводительница»), ведущая нас ко Христу, от греха к спасению. Это – «Знамение» (вариант, на котором Пречистая пишется стоящей, называется «Орантой») – образ Бо-говоплощения от земной Женщины, о котором апостол Лука пишет так: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, потому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Это – «Умиление» («Елеуса»), где Мать ласкает Своего Сына («Сладкое лобзание» в греческом варианте) – вечная тема материнства и в то же время глубоко мистический образ взаимообщения человеческой души с Богом. Это — Акафистный тип: так собирательно именуются иконы, на которых изображается прославление Пречистой и раскрывается смысл того или иного эпитета, посредством которого Ее воспевают в Акафисте и иных церковных гимнах.

http://pravoslavie.ru/5977.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010