В результате двух падений Константинополя — сначала в 1204 г., затем, окончательно, в 1453 г. — Пояс, как и почти все другие святыни Царьграда, покинул город, но не исчез бесследно. Часть Пояса доныне хранится на Горе Афон в монастыре Ватопед. Освящаемые на частях Пояса Божией Матери пояски раздаются верующим для ношения; многие женщины, имевшие ту или иную немощь, благодаря предстательству Пресвятой Богородицы получают от них исцеление. «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его! Как рассеивается дым. Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия. А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости» ( Пс. 67:2-4 ). «Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных» ( Мф. 22:11-14 ). По церковному преданию, ключи от рая вверены апостолу Петру. По преданию, в водах у Горы Афон в 395 г. во время сильной бури упал с корабля в море царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого, но был спасен от смерти заступничеством Божией Матери. Это первое благодеяние, оказанное Богородицей роду человеческому на Афонской Горе. В воспоминание этого события здесь был основан монастырь, названный «Ватопед», т. е. «куст отрока». «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» ( 2Пет. 3:8 ). «Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла»? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» ( Лк. 20:17-18 ). Предание об иконе Божией Матери «Елеуса» («Живоприятна»). В 382 или 422 г. Плакидия, дочь Феодосия Великого, желая видеть брата своего Аркадия, царствовавшего тогда в Константинополе, отправилась из Рима морем в Константинополь, причём намеревалась на этом пути поклониться чудотворной иконе Божией Матери, находящейся в Ватопедском монастыре, сооружённом её отцом, императором Феодосием Великим.

http://azbyka.ru/fiction/parakalo-ili-vo...

Изображения святых могут быть оглавными, оплечными, поясными, в полный рост. Перед Христом и Богоматерью, сидящими на престолах или стоящими в полный рост, иногда предстоят в молении избранные святые (на иконах «Спас Смоленский», «Богоматерь Печерская», «Богоматерь Боголюбская», «Богоматерь Максимовская» и др.). Порой святых писали в окружении отдельных небольших композиций на темы их жизни – так называемых житийных клейм, а Богоматерь – в окружении клейм на тему акафиста (своего рода прославляющей ее поэмы). Поэтому в названии такой иконы добавляется – «с клеймами жития», «с клеймами акафиста», «с клеймами деяний». Большую группу составляли иконы, посвященные евангельским событиям; их писали не только для праздничного ряда, но и как особо почитаемые – храмовые, и как аналойные, и как просто домовые. Местные, или храмовые, иконы обычно отличаются большими размерами от аналойных и икон с «праздниками», но написанных для домашнего обихода. Среди изображений Богоматери существует несколько основных иконографических типов: Одигитрия, Елеуса, Знамение, Оранта и другие. Вообще существует более двухсот иконографических «изводов» (типов изображений) Богоматери, названия которых порой связаны с наименованием местности где их или особо почитали или где они появились впервые: Владимирская, Смоленская, Иверская, Казанская, Грузинская и другие. Всего существовало только в России порядка шестисот наименований особо чтимых икон, иконографически, однако, восходящих примерно к двумстам основным «изводам». Изображения Богоматери с младенцем чаще всего поясные, но могут быть оплечные (Петровская и другие – ростовые, например, Боголюбская); иногда Богоматерь представлена сидящей на троне. Весьма распространен тип Одигитрии (Путеводительницы). Он представляет собой поясное изображение Богоматери с младенцем Христом, сидящим на ее левой руке (реже на правой). Головы их почти фронтально повернуты к зрителю. Правая рука Христа в благославляющем жесте; в левой руке у него свернутый свиток. Свободную руку Богоматерь держит перед грудью, как бы указывая на младенца.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

Скачать epub pdf Бутырский М. Н. Богоматерь Параклесис у алтарной преграды: происхождение и литургическое содержание образа Система храмовой росписи воспроизводила на стенах и сводах византийских церквей монументальный образ Божественного Домостроительства. Разные композиции и изображения воплощали и символическое, и историческое понимание каждого события, одновременно вечного и абсолютно конкретного. Особое значение для правильного прочтения сюжетов придавалось текстовым фрагментам, с помощью которых в одном образе органично соединялись традиции изобразительного и письменного свидетельства Божественного Откровения. Отдельные образы были включены в сложную систему соподчинений и взаимосвязей, которые определялись иконографией и местопребыванием их в пространстве храма. Одним из наиболее устойчивых в целостном замысле храмовой декорации представляется условный «диалог» между образами Христа и Богоматери на западных гранях восточных опор. Их монументальные изображения, вынесенные впереди всей декорации алтаря и обращенные к верующим, являлись видимым свидетельством близости Христа и Богоматери, на котором основано представление о ее роли как защитницы, молящей за человеческий род. Разделяемые алтарным пространством, иконографически вариативные, эти изображения рассматривались как единая связанная композиция, чему способствовал и постоянный выбор эпитетов: Христа – сотир, елеймон, антифонит. Богоматери – елеуса, кехаритомене, параклесис 276 . Последний эпитет утвердился в качестве иконографического определителя композиции, в которой идея заступничества обрела свое наглядное пластическое выражение – через изображение Богоматери Молительницы со склоненной головой и обращенными к Христу руками, в которые вложен свиток с записанным текстом диалога между ними 277 . Все исследователи – С. Тер Нерсесян 278 , особенно много писавший о Богоматери Параклесис К. Уолтер 279 , М. Татич-Джурич 280 , Д. Мурики 281 , Г. Бабич 282 , М. Хатзидакис 283 , А. Эпштейн 284 , Э. Катлер 285 – признавали в этой композиции начальное развитие деисусной тематики, т. е. посреднической молитвы о заступничестве, которая исходит от Богоматери. В этом качестве композицию нередко называют двухфигурным Деисусом, в котором роль каждого из персонажей предельно выявлена – иконографически, композиционно и словесно, через диалогический текст на ряде памятников. Ее появление имеет непосредственное отношение к формирующимся в X-XI вв. правилам монументальной декорации предалтарной зоны. Эти композиции уместно рассматривать в контексте развития «иконографии иконостаса» (К. Уолтер), т. е. с учетом складывания программы декоративного оформления алтарной части храма и закрепления здесь сюжетов, связанных с посреднической миссией святых. Именно в образах Христа и обращенной к нему Богоматери Защитницы, составляющих композицию Параклесис, ценность посреднической молитвы выражена предельно наглядно.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Рубрики Коллекции Беато Анджелико. Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции: Благовещенье. Ок. 1437-1446 гг. Сколько всего чудотворных икон Божией Матери? 2 мин., 22.08.2014 Поделиться «...Икон Матери Божией, как звезд на небе: число их знает только Сама Царица Небесная», — сказано в предании о жизни Богородицы. Самое первое изображение Божией Матери было создано евангелистом Лукой. К этому образу традиция возводит все иконописные изводы богородичных икон. Почти в каждом сказании о той или иной чудотворной иконе говорится, что именно она была написана святым евангелистом. Первые иконы Богоматери пришли на Русь из Византии. Древнейшим русским изображением Пресвятой Богородицы является мозаика «Богоматерь Оранта» в апсиде алтаря киевского Софийского собора. «Оранта» в переводе с латыни означает «Богоматерь молящаяся». Однако в русской традиции она получила иное наименование — «Нерушимая стена», так как именно с нерушимой стеной, служащей защитой и опорой христианину, сравнивает Марию строка из акафиста, взятая для создания надписи к образу. Действительно, для наименования Богородичных икон часто использовались эпитеты, заимствованные из литургической поэзии. Так, самая знаменитая в русской истории икона Богоматери Владимирской, изображающая Младенца Христа прильнувшим к щеке Марии и обвившим ручкой Ее шею, в византийской традиции называлась «Елеуса», то есть «Милующая». Однако для русского человека этот образ был прежде всего связан с историей князя Андрея Боголюбского, основавшего город Владимир. Он вывез византийскую икону из Киева и построил для нее во Владимире собор. Именно здесь она и прославилась многочисленными чудесами. Богоматерь Толгская, Смоленская, Тихвинская. Казанская — все это наименования чудотворных икон, прославление которых связано с определенным топосом — городом, монастырем. Названия икон — Боголюбская, Феодоровская — напоминают нам о князьях, причастных к созданию или обретению образа. Однако все русские иконы восходят к основным иконографическим типам, сложившимся в Византии, — «Оранта», «Одигитрия» (Путеводительница), «Елеуса», «Агиосоритисса» (от названия часовни «Агиа Сорос», «Святая рака» в Константинополе). Каждый из этих типов имел свою историю генезиса. Его этапы впервые были описаны и исследованы Н. П. Кондаковым и Н. П. Лихачевым, положившими начало истории русской теотокологии (Теотокос — Богородица (греч.)), задачу которой богословы видят в установлении взаимосвязи между догматом и живым опытом христианского благочестия. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/skolko-vsego-chudotvornyi...

Икона Божией Матери " Взыграние младенца " . 1422 г. Мастер Макарий Зограф (Худож. галерея Скопье) Икона Божией Матери " Взыграние младенца " . 1422 г. Мастер Макарий Зограф (Худож. галерея Скопье) Все наиболее ранние изображения «В.» либо встречаются на Балканах (на территории совр. Греции, Македонии и Сербии), либо были исполнены балканскими мастерами: фрагмент фрески XI в. на зап. грани сев. предалтарного столпа ц. Св. Софии в Охриде, македон. икона «Богоматерь Елеуса» позднего XII в. (Византийский музей, Афины); миниатюра из серб. Призренского Евангелия XIII в. из Белградской народной б-ки (Cod. 297/3. Fol. 71; утрачено), воспроизводящая, судя по обрамлению, чтимую древнюю икону Пелагонитисса; икона сер. XIV в. из афонского мон-ря Филофея; выносная серб. икона 2-й пол. XIV в. из мон-ря Хиландар с изображением прор. Илии на обороте (см. ст. «Евхаитская» (Серрская) икона Божией Матери ), фреска ц. Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа (Македония), ок. 1360 г.; фреска 1422 г. c надписью «Богородица Елеуса» в храме св. Алипия в Кастории; серб. икона 1422 г., написанная Макарием Зографом в Зрзе (Худож. галерея, Скопье); фреска «Богородица Рассиотисса Гликофилуса» в храме Богородицы Рассиотиссы в Кастории, 1553 г., а также многочисленные греч. и крит. иконы XV - XVI вв., получившие различные наименования (Богородица Гликофилуса, Кардиотисса и др.). Поза разыгравшегося Младенца Христа известна в визант. памятниках комниновского времени (инициал с поясным изображением Богоматери с Младенцем в Гомилиях Иакова Коккиновафского - Vat. gr. 1162. Fol. 32, XII в.; икона XII в. «Богоматерь с Младенцем типа Киккской на троне, в окружении пророков и святых» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Иконографический тип «В.» был распространен и в др. восточнохрист. землях (среди наиболее ранних примеров сир. миниатюра в Книге псалмов 1203 г. (Add. 7154. Fol. 1v) - образ заключен в отдельную рамку). Богоматерь с младенцем типа Киккской на троне. Средник иконы. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

http://pravenc.ru/text/158340.html

свт. Николая в с. Хородиште р-на Кэлэрашь - отмечены его подписью. Две иконы из той же церкви - «Деисус» и «Богоматерь с Младенцем» - написаны в 1826 и 1827 гг. (последняя с подписью мастера), они показывают творческое развитие иконописца. Если бы не авторская подпись, их можно было бы приписать мастеру Герасиму. Применение светотени придало образам жизненность, лишило их традиционной аскетической неподвижности. Сходные приемы использованы в композиции «Благовещение» (1812) на царских вратах храма в с. Баймаклия, созданных иконописцами Константином и Мардаре, и на иконе «Свт. Николай» (1828, ц. св. Воевод в с. Ворничень) из с. Окница-Веке письма иконописца Заболотного. Усиление светского характера в иконописи отразилось на иконах сер. XIX в. Большой цикл икон, к-рый составлял часть иконостаса зимней ц. во имя свт. Николая мон-ря Кэприана, был создан мон. Иезекиилем в 1840-1841 гг. Сохранившиеся 8 композиций (пророки и праздники), несомненно, говорят о высоком профессиональном уровне мастера и его склонности к жанровой живописи. Парные образы пророков Илии и Исаии, Давида и Иезекииля, Даниила и Иеремии, Гедеона и Аввакума (1840) отличаются живописностью. Манера письма, напоминающая академическую живопись, отличает и др. монахов-иконописцев: Викентия из Вознесения Господня Гыржавского мон-ря (ныне в с. Хыржаука, р-н Кэлэрашь) - икона «Богоматерь Елеуса», Василия Александрова - икона «Богоматерь Елеуса» (1859) для церкви с. Нападены (ныне Нэпэдень). Во многих случаях определение времени написания иконы становится возможно благодаря надписям с именами жертвователей, напр. на иконе «Свт. Николай» из церкви с. Застынка указаны имена «рабов Божиих Афанасия Иванова Илиеша и жены его Марии» и дата вклада - «1853, ноября, 6 дня» ( Stavil . 2011. P. 58). Уже к нач. XIX в. многие мон-ри и церкви Вост. Молдавии предпочитали заказывать иконы, написанные в академическом стиле, несмотря на недостаток профессионалов. В 1826 г. в Одессе был заказан иконостас для собора в честь Преображения Господня в Бендерах (Тигине).

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 7 (96) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2019-01-27) Происхождение изображения: Загружено 2019-01-27, анонимно. Описание: Лубенская икона Божией Матери была одной из главных святынь Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. Из монастырской летописи нам известно, что перед революцией и закрытием монастыря паломники шли сюда прежде всего для того, чтобы поклониться главным святыням, которые находились в Спасо-Преображенском соборе: чудотворной Лубенской иконе Божьей Матери (как свидетельствует летопись монастыря, в 1736 году икона находилась за клиросом у правой колонны Спасо-Преображенского собора) и мощам святителя Афанасия, которые стояли напротив иконы (за клиросом, у левой колонны собора). Одно из названий этой иконы – «Владимирская» (возможно, из-за того, что празднование в ее честь происходило в один день с празднованием Владимирской иконе), но по своей иконографии она относится не к типу «Елеуса» («Милостивая»), как Владимирский образ Божией Матери, а к типу «Одигитрия» («Путеводительница»). «Владимирская-Лубенская» икона была написана в 1850 году и еще до революции прославилась множеством чудес. Про эту икону, к сожалению, нам мало что известно. Во время гонения на Церковь от безбожной власти обитель была разрушена, святыни вывезены, документы уничтожены. Промыслом Божиим икона сохранилась у верующих христиан, которым удалось спасти святыню. После возрождения Мгарского Спасо-Преображенского монастыря икону вернули обители, где святыня Лубенского края вновь заняла свое место. Отныне верующие люди снова смогут возносить свои молитвы к Божией Матери перед этим святым образом. По благословению Высокопреосвященнейшего Филиппа, митрополита Полтавского и Миргородского, днем празднования иконе установлено 8/21 января. Мгарский Спасо-Преображенский монастырь Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Лубенская " .

http://pravicon.com/image-33498

Закрыть Выставка одной иконы 26.05.2008 633 Время на чтение 5 минут 23 мая, в преддверии Дня славянской письменности и культуры, Хабаровская духовная семинария и Дальневосточный художественный музей открыли выставку, на которой была представлена икона конца XIX - начала XX века. По мнению специалистов, этот образ принадлежит кисти прославленного художника М. Нестерова. Икона была передана московским благотворителем в Хабаровскую духовную семинарию вскоре после ее учреждения в 2005 году и прибыла в Хабаровск с первыми преподавателями новообразованной духовной школы. До настоящего момента икона находилась на реставрации в мастерской Дальневосточного художественного музея. Предполагается, что выставка в музее, благодаря которой ценители религиозного искусства смогут увидеть икону, продлится до конца июня. По окончании выставки икона займет достойное место в Хабаровской духовной семинарии. Богоматерь издавна считается покровительницей и заступницей русской земли. Она окружена особым почитанием, особой любовью верующего народа. На Руси прославилось великое множество чудотворных икон Богоматери: Владимирская, Смоленская, Донская, Иверская, Казанская. Многие изображения Девы Марии связаны с различными событиями нашей истории. Так, Владимирская икона, по преданию, несколько раз спасала Москву от нашествия татар. Донская принимала участие в исторической Куликовской битве. При всем многообразии икон Богоматери принято выделять основные иконографические типы, зародившиеся в Византии и пришедшие на Русь с принятием христианства: Оранта (Молящая), деисусная (из деисусных чинов иконостасов), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Милующая). Представленная на выставке икона может быть отнесена к иконографическому типу " Одигитрия " ( " Путеводительница " ), который характеризуется изображением Девы Марии с благословляющим Богомладенцем, причем их головы не касаются друг друга. На древних иконах Богородица изображается с особым жестом правой руки, которая указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке и опирающегося на свиток. Христос, как Глава Церкви, как Законодатель, как " Путь, Истина и Жизнь " благословляет всех идущих путем спасения, путем совершенствования - именно об этом напоминает его благословляющий жест. Древнейшая " Одигитрия " была привезена на Русь из Византии в XI веке и с XII века находилась в Успенском соборе Смоленска, отчего и получила название Смоленской. К типу " Одигитрии " относятся хорошо известные всем иконы Смоленская, Иверская, Казанская.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Владыка Фаддей (Успенский) в сане епископа      Так вот однажды эти хищники во главе с князьями Аскольдом и Диром учинили осаду Константинополя. Второй Рим был славен и богат. В столице империи явно было чем поживиться. Но вот чего эти князья никак не ожидали, так это всемощных сокровищ благодати! Греки, увидев плывущих на штурм, взмолились Божией Матери. Кстати, именно во Влахернском храме, где было видение юродивому Андрею, и хранилось облачение Владычицы. В специальном золотом ковчежце пребывали риза Пресвятой Богородицы, Ее головное покрывало и часть пояса. Храм был построен императором Львом Великим специально для хранения этих святынь после их обретения в 458 г. Здесь же совершалось одно уникальное чудо, над смыслом которого думают до сих пор. В каждую пятницу образ Святой Девы, перед которым висел покров, закрывающий его в течение всей недели, на пятничной вечерне вдруг безо всякого содействия, сам собою подымался к небу, так что все могли это ясно и вполне видеть. В субботу покров нисходил на прежнее место и оставался там до следующей пятницы. Удивительно: известный Киккский образ Божией Матери «Елеуса» («Милостивая») по воле Пречистой постоянно скрыт под покровом. А здесь в день воспоминания Страстей Христовых – в пятницу – Божия Матерь отлагает покров. Много чудес было в Константинополе… И вот к этому городу подплывают руссы… Греки совершают богослужение перед ризой Пречистой и выносят святыню на берег, погружают в воды Босфора… Началась страшная буря! Волны расшвыряли всю эскадру. Большинство кораблей потонуло. Наши предки явно не ожидали такого поворота событий! Уповающие на силу понимают только язык силы. И явленное – их более чем поразило. Оставшиеся в живых князья-предводители, разумеется, захотели креститься. С этим они и отправили в Византию посольство, как только вернулись к родным берегам. Им уже не надо было наживы. Они просили только крещения и наставления в вере Христовой. В память об избавлении Константинополя и был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Парадокс заключается в том, что греки этот праздник собственного избавления практически забыли. (Кстати, по другой версии: Покров был явлен в момент избавления Константинополя от нападения сарацин – мусульман). А мы празднуем! Схиархимандрит Илий (Ноздрин) рассказывал, что в детстве думал так: у русских есть три главных праздника – это Рождество, Пасха и Покров. И годы служения Господу и Его Пресвятой Церкви вовсе не разубедили нынешнего духовника Святейшего Патриарха, что у русских именно эти три праздника являются главными.

http://pravoslavie.ru/125491.html

Авторы экспозиции обратили внимание на неточности в гравюрах. На иконе «Явление Богоматери святому Афанасию Афонскому » Матерь Божия дает святому посох, ударив которым в землю, он должен добыть воду. Гравер, изображая сюжет, не до конца его понял: здесь посох — в руках Богоматери. А на гравюре, предназначенной для паломников Хиландарского монастыря, изображение чтимого образа «Троеручица» неверное: по иконографическому типу Она — Одигитрия, на гравюре же изображен тип Елеуса. В списках иконы менялось изображение вотивной руки святого Иоанна Дамаскина : сначала ее изображали под левой кистью Богоматери под углом, причем большой палец отставлен, а потом стали изображать под правой, параллельно руке Богородице и с сомкнутыми пальцами. Некоторые иконы имеют интересную историю. В центре иконы Всех святых, представляющей собою широкую раму, вставлен греческий образ Богоматери с Младенцем конца XVIII века. На нижнем поле «рамы» подпись: «Сей образ в самое жестокое сражение с турецким и египетским флотами при Наварене [Наварине] примечен был на воде и взят на корабль Гангут, бывший под командою капитана Авинова 1827 года октября 8 числа усердием господ офицеров и служителей корабля Гангута». Тот же текст помещен и на оборотной стороне, и стоит сургучная печать эскадренного броненосца «Гангут». А копия чтимого образа святого Георгий Победоносца из Зографского монастыря, изображенная с привесами и подношениями иконе, была прислана насельниками обители в 1911 году императору Николаю II u его наследнику для храма крепости Осовец в Гродненской губернии (сейчас — территория Польши) «в благодатную помощь всем русским войскам». Поясной образ святого Георгия в воинских доспехах нередко копировался: на выставке экспонируется резная деревянная иконка, привезенная русскими паломниками. Выставка продлится до 11 сентября. ИА «Вода живая» Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 6  чел. Всего просмотров 447 тыс. Всего записей 3190 ©2024 Азбука новостей к содержанию

http://azbyka.ru/news/otkrylas-vystavka-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010