Закрыть История византийской Владимирской иконы Богоматери И ее влияние на русскую иконографию 07.09.2023 1293 Время на чтение 11 минут Согласно легенде икона Владимирской Богоматери попала в Константинополь из Иерусалима в V в. н. э. при Императоре Феодосии. На Руси икона привезена из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Князь Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году. При нашествии полчищ татарского хана Батыя, когда 7 февраля 1237 года Владимир подвергся страшному разорению, икона осталась совершенно целой и невредимой, как верный залог спасения русского народа в будущем. История Боголюбской иконы Божией Матери прямо взаимосвязана с Владимирской и является одной из древнейших чудотворных икон Древней Руси, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о Ее явлении ему. Св. блг. кн. Андрей Боголюбский увозит Владимирскую икону Божией Матери из Вышгорода во Владимир. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI в. Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому Возрождению (1057 – 1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение. Владимировская икона. XII в. Константинополь (?). По церковному преданию икону написал евангелист Лука Изображение относится к типу Елеуса (греч. милующая от λεος – сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление – один из основных типов изображения Божьей Матери в византийской и древнерусской иконописи. Среди чтимых константинопольских икон базилики Богородицы во Влахернах мог быть образ Богородицы «Ласкающая», возможным его списком некоторые исследователи (О.Е. Этингоф. «Образ Богоматери», М., 2000г., С.,149) признают Владимирскую икону Божьей Матери. Одним из аргументов в пользу этой версии выступает близость форм почитания обеих икон в Византии и на Руси. Они обе были выносными, связанными с традицией пятничных крестных ходов из Влахерн в Халкопратию.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

Русскими воинами это событие было истолковано как явное выражение покровительства Владычицы Небесной Земле Русской. Благодарные соотечественники после стояния на Угре назвали это место «поясом Богородицы». «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, — писал летописец. — Нет! Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь ныне спас Россию». Татьянин день: Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Гликофилуса (Сладколобзающая), Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передает полное нежности общение Матери и Ребенка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Иконы этого типа получили на Руси наименование «Умиление» (по-гречески Елеуса). Отличительная особенность данного образа — левая ножка Младенца Иисуса согнута таким образом, что видна подошва ступни. Икона стояла прежде в Успенском соборе по левую сторону Царских врат Риза на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200000 золотых рублей (конфискована большевиками). Икона долгое время находилась в зале древнерусского искусства Третьяковской галереи, сейчас находится в церкви свт. Николая в Толмачах . Храм находится при Третьяковской галерее. В великие престольные праздники святыню переносят в Успенский собор Кремля для участия в самых торжественных молебнах. На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей . В центре Престола с красным покровом лежит закрытое Евангелие. На Евангелии сидит белый голубь с золотым нимбом (символ Духа Святого). Слева и справа от Евангелия четыре гвоздя и терновый венец. За престолом изображен Крест, по сторонам которого — Копие и Трость. По сторонам Креста надпись IC ХС, ниже НИ КА . Все искусствоведы отмечают различия в технике живописи лицевой и оборотной сторон. Существуют доводы в защиту того, что икона еще со времени создания была двусторонней, но изображение Этимасии очень приблизительно относят к началу XV в. Оригинальная русская иконография образа Владимирской именуется «Насаждение древа государства Российского» .

http://pravmir.ru/vladimirskaya/

Канон иконописи Богоматери установился в глубокой древности (V-VI века), изображение Ее лика строгими правилами не регламентировалось. По преданию, сохраненному историком Никифором Каллистом, Богородица была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно черные; нос продолговатый, лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные. В русской иконографии Богоматерь обычно не имеет страдальческих черт (исключение составляет Малая Толгская Богородица - икона, которая появилась в XIII веке, в самые трудные для России годы). Чаще всего Богородица изображают с Младенцем Христом, иногда с молящимися Ей мирянами, есть Ее единоличные изображения, а также образ в сюжетах, написанных по текстам Священного Писания и Предания. Изображения бывают в рост, поясные и оглавные. Основные иконографические типы: Одигитрия, Елеуса (Умиление), Оранта, Знамение (Панагия), Акафистные. Одигитрию изображали стоящей в полный рост или поясной. Иконографическая композиция такова: фигура Богоматери представлена фронтально или с небольшим наклоном головы, на одной Ее руке восседает Младенец Христос, другой рукой Она чаще всего указывает на Него, направляя внимание предстоящих и молящихся. Младенец одной рукой благословляет Мать, в Ее лице и нас, другой рукой держит свернутый свиток. Есть множество вариантов, где, например, у Младенца в руках скипетр и держава (Шестоковская, Цесарская), книга (Ченстоховская, Любечская, Коложская, Крупецкая, Озерянская), голубь (Коневская), развернутый свиток (Египетская, Утоли мои печали, Муромская, Феодотьевская), иногда жест благословения направлен непосредственно на зрителя (Попская, Ильинская-Черниговская, Корсунская) или Младенец обеими руками держится за руку Матери (Страстная). На Руси Одигитрия получает распространение еще в эпоху Киевского государства. Русские варианты иконографии этого типа по месту создания икон или на основании легенд о чудесном их появлении получили названия Смоленская, Тихвинская, Грузинская, Иерусалимская, Иверская, Троеручица, Страстная, Абалацкая, Споручница грешных, Седмиезерская и многие другие.

http://pravicon.com/text-15

Выражение лика Б. М. и здесь скорбное. Таким образом, анализ этих различных композиций указывает нам путь к отысканию истокического соотношения иконных типов. Рис. 103. Икона В. М. «Умиления» греко-итальянского письма (« Материалы» XLVII, 80). Рис. 104. Икона Б. М. «Умиления» («Материалы» XLIX, 83). В том же ряду изображений за 74, 75 издания Н.П. Лихачева находим композицию, напоминающую «Умиление» по наклонению скорбного лика Б. М. И движению головы Младенца (издатель и называет именно так), но с таким важным вариантом, который требует еще разбора, а именно: Младенец обеими руками, как бы в задумчивой рассеянности, держит запечатанный свиток и прильнул головою к щеке Матери; в то же время, вследствие живого порыва детской натуры, одна ножка Его является обнаженной. На варианте той же иконы, за 80 (издателем определяется как тип «Умиления») уже обе ножки Младенца представляются (рис. 103) обнаженными. Нельзя при этом не обратить далее внимания и на надпись иконы 80: тип Б. М. назван, в данном случае Елеуса–«Милостивой». Чтобы оценить важность этого указания, достаточно припомнить, с одной стороны, оригинальное мозаическое изображение Б. М. с Младенцем на левой руке, имеющим обнаженные ножки, в соборе Монреале XII столетия, далее, на икону Донской Б. М. подобного же типа, а затем и на иконописную композицию Б. М. Киккской, которая также называется «Милостивой» – Элеуса. Важным связующим обстоятельством служит, в данном случае, развернутый свиток в руке Младенца (правой или левой) и чтение на нем сверху известного изречения, прочтенного Спасителем в синагоге Назаретской из кн. пророка Исаии (Луки, IV, 17–18). Наконец, любопытный вариант «Умиления» представляет 83) поколенное изображение Б. М., стоящей и держащей Младенца обеими руками, уже не сидящего на ее левой руке, но в стоячем положении Ее обнимающего (рис. 104). Интерес этого изображения в греко-итальянской иконописи обусловливается сходством с подобными же композициями в русской иконописи и, прежде всего, Б. М. Толгской Хлыновской (в Ярославле) Взыскание погибших и пр. Любопытный отпрыск греческой иконописи, и быть может, прямо иконного типа Б. М. «Умиления» имеется в фресковой иконе ц. св. Антония в Падуе (рис. 105) (фот. Алинари, 13106), носящей имя «Мадонны пилястра» (del Pilastro) и неверно приписываемой мастеру Стефану Феррарскому, ученику Скварчионе и другу Мантеньи 94 . Настоящая фреска конца XIV века по живости изображения, приписывалась даже Фил. Липпи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Умиление (Елеуса) " Описания иконы Икона Умиление (Елеуса) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Один из основных типов икон Пресвятой Богородицы. На иконах «Умиление» (греч. - Елеуса) обычно приводится поясное изображение Божией Матери с нежно прижавшимся к Ней Младенцем на руках. Богородица с умилением склоняется к Своему Сыну. Следует отличать от данного типа икону «УМИЛЕНИЕ» СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКУЮ, на которой Божия Матерь изображена без Богомладенца с крестообразно сложенными на груди руками. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Умиление (Елеуса) Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Умиление " Тропарь, глас 4 К Богородице со умилением припадем, вси грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиление облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных ра[...] Изображения иконы Умиление (Елеуса) Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон.

http://pravicon.com/icon-325

Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Умиление (Елеуса) Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Умиление (Елеуса) Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Умиление (Елеуса) Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Умиление " Тропарь, глас 4 К Богородице со умилением припадем, вси грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиление облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Умиление (Елеуса) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1121

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Елеуса (Милостивая, Умиление) С Тремя Глазами " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Елеуса (Милостивая, Умиление) С Тремя Глазами МИЛОСТИВАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ (Елеуса) - Богородица с " тремя глазами " - чудотворная фреска монастыря Богородицы Живоносный Источник на о. Патмос. В монастыре Богородицы " Живоносный Источник " на о. Патмос есть удивительная фреска с изображением Богородицы с " тремя глазами " . В 1956 году фреска фактически исчезла со стены на несколько часов, а вместо неё было подобие белого тумана. Когда же фреска появилась вновь, но уже с тремя глазами, одна из монахинь услышала исходящий от неё голос, который поведал о будущей судьбе этого монастыря и христианской Церкви в конце времен. От святыни и сейчас исходит очень сильное благоухание. В монастыре жива ещё монахиня, которая была свидетельницей этого чуда. Она рассказывала, что через месяц после этого события в монастырь пришло письмо от девушки из Америки, которая написала, что в тот самый день и время, когда фреска исчезла со стены, к ней являлась Божия Матерь с Патмоса и исцелила её от смертельной болезни (по иным источникам, эта девушка сама при[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-567

Оплечный вариант иконы Умиление (Елеуса) Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Оплечный вариант иконы Умиление (Елеуса) Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Умиление (оплечный вариант) Формально, это просто иконы Умиление, обрезанные по разным причинам. Эти иконы выделены в отдельный раздел, поскольку их часто путают с похожей Корсунской иконой, имеющей свои особенности. Источник: PRAVICON.COM Статья опубликована участником [ tol ] 2013-12-01. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Умиление (оплечный вариант) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3687

Что значит «Умиление» (+ВИДЕО) Слово в день прославления иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» Псково-Печерской Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) Слово митрополита Псковского и Порховского Тихона в день прославления иконы Пресвятой Богородицы " Умиление " Псково-Печерской. " «Елеуса»«Умиление»… Так, казалось бы, одинаково, но по-разному, по сути, мы называем эту икону. Мы говорили уже не раз о том, насколько важно знать смыслы слов. …«Со умилением сердец наших к иконе Божией Матери преклонше колена помолимся». Что это означает? «Елеуса» (Ελεοσα) – в переводе с греческого языка «милующая, сострадающая». Вот что почувствовало православное человечество в Пресвятой Богородице в молитве к Ней. Вот почему множество самых разных икон называются «Елеусой» - милующей, сострадающей. …Русское слово «умиление» особое. Это некое размягчение сердца, некая нежность внутренняя; это даже сентиментальность. Но в православном обиходе таких чувств нет. Святые отцы говорят, что всё, что связано с чувственной расслабленностью, которая даже на время приносит нам утешение, надо отсекать. А вот «умиление» в переводе с церковнославянского языка – это совсем другое. А мы в Церкви думаем, произносим и душевно молимся на церковнославянском языке. Так вот «умиление» в переводе с церковнославянского языка – это сокрушение и покаяние. И вот тогда становится ясным, что мы говорим: «Ко Пресвятей Пречистей Преблагословенней Славней Владычице нашей Богородице с покаянием, сокрушением сердца и смирением помолимся», а не в расслабленных чувствах, некоей чувственной нежности и так далее. Как это важно! Как важно подготовить своё сердце к молитве правильно... " скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/148854.html

Добавление нового изображения (Елеуса (Милостивая, Умиление) С Тремя Глазами) Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Добавление нового изображения. Внимание! Изображения добавляются на сайт только после проверки. Чтобы Ваше изображение не было удалено, убедитесь, пожалуйста, что: После загрузки Ваше изображение попадает в очередь на модерацию . Обычно в течение суток изображение проверяется и публикуется на сайте, либо удаляется, если не соответствует вышеупомянутым требованиям. Икона Елеуса (Милостивая, Умиление) С Тремя Глазами Загружается анонимно. Хотите войти в систему ? Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/uploadimageurl.html?...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010