Многообразие образов Пресвятой Богородицы - А существует ли вообще ответ на вопрос: сколько в настоящее время насчитывается различных икон Богоматери? - Множество икон Пресвятой Богородицы прославилось к настоящему времени в разных местах земли. На данный момент насчитывается около 700 различных икон Божией Матери. Особо чтимых чудотворных образов в мире сейчас около 350. Но при всем многообразии эти священных изображений можно условно выделить несколько иконографических типов образов Пресвятой Девы. - Если можно, расскажите об этом немного подробнее. - Первый тип - это Богоматерь Одигитрия, или Путеводительница. На иконах этого типа изображается Божия Матерь с Младенцем на руках, при этом Пречистая Дева указывает рукой на Своего Божественного Сына. Сам Господь Иисус Христос сказал о себе, что он есть Путь, и Истина, и Жизнь (Ин 14. 6). И поэтому Пресвятая Богородица является нашей путеводительницей ко Христу, путеводительницей нашего спасения, отсюда и появилось название данного типа священных изображений Девы Марии. К этому иконографическому типу относятся Смоленская, Иверская, Казанская иконы Матери Божией. Второй иконографический тип - Богоматерь Елеуса, или Милующая. На иконах этого типа изображено взаимное ласкание Божией Матери и Ее Божественного Сына. Эти иконы иллюстрируют нежное человеческое чувство, материнскую любовь Богородицы к Своему Сыну и Богу, молчаливую печаль о грядущих Его страданиях, смиренное принятие их неизбежности. Владимирская, Донская, Волоколамская иконы относятся именно к этому иконографическому типу. Третий тип - Богоматерь Оранта, или Молящаяся. На иконах этого типа Заступница рода христианского изображается с воздетыми к Небу руками, как молящаяся за всех людей. Иногда на иконах этого типа изображается Богомладенец, находящийся во чреве Пресвятой Девы, окруженный сиянием. Такой тип иконографии Божией Матери называется " Воплощение " и изображает момент воплощения Господа Иисуса Христа во чреве Богородицы. Следующий тип икон Богоматери - деисусный, представленный изображениями, находящимися в соответствующем ряду иконостаса. На этом типе иконы Пресвятая Владычица запечатлена в полный рост. Она предстоит в молитве к Своему Божественному Сыну. Об этом говорит то, что фигурка, лик, очи Пречистой Девы направлены в сторону Господа Иисуса Христа. Существует также и такой иконографический тип, как Всецарица. На ней Божия Матерь изображена с Богомладенцем, сидящая на престоле.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Упоминавшаяся икона типа Елеусы из монастыря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) сопровождается надписью «Влахернитисса», что связано с существованием почитаемого образа такого типа во Влахернском храме Константинополя. На мозаической иконе такого же типа из Византийского музея (XII в.) написано поручительница, ходатаица или покровительница; образы Одигитрии могут иметь надписи «Елеуса» (монастырь Хиландар, Афон, XIV в.), «Прекрасная» и «Душеспасительница» (обе – XIV в., музей в Охриде (Македония)); «Преблагодатная» и «Всецарица» (обе – XVI в., СЦАМ) и др.; на иконе Богородицы Оранты с образом Младенца перед грудью надписано «Путеводительница» (XV в?, ЦАК МДА). Символические эпитеты Богородицы могут являться наименованием определенного иконографического типа. К таким иконам относится, напр., образ Богородицы «Живоносный Источник», находившийся в одноименном храме вблизи Константинополя. Богородица изображается по пояс в фиале (чаша с фонтаном), без Младенца, с воздетыми в молении руками (мозаика монастыря Хора в Константинополе; церковь св. Архангелов в Леснове (Македония), 1347–1348) или с Младенцем, Которого Она придерживает обеими руками (фреска монастыря св. Павла на Афоне, 1423; русская икона 1675, ЦМиАР). Особенно широко в русской среде были распространены иконы, основанные на литературных эпитетах Богородицы, такие как «Неувядаемый Цвет», «Блаженное Чрево», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Неопалимая Купина», «Гора нерукосечная», «Непроходимая Дверь» и др. В тесной связи с формированием иконографии богородичных праздников стоит развитие житийного цикла Богородицы, в основе его изображений лежат апокрифическое Протоевангелие Иакова, Слово апостола Иоанна Богослова на Успение, Слово прп. Иоанна Солунского и ряд других текстов, рассказывающих о событиях жизни Богородицы от Ее зачатия неплодной Анной до Успения. Отдельные изображения апокрифических сюжетов были известны уже в доиконоборческий период, например пластина со сценами «Благовещение» и «Испытание водой обличения» (VI в., ГMVI).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Следующий регистр росписей, ниже тимпанов, посвящен 7 Вселенским Соборам (в изображение I Собора включено «Видение св. Петра Александрийского») и предваряет минейный цикл, расположенный в 6 регистров - по месяцу в каждом (сент.-февр.). Обращает на себя внимание композиция вост. стены, где по центральной оси находятся: сцена «Вознесение Господне», под ней - Деисус (Спаситель во вписанной в круг 8-гранной славе с символами евангелистов, за Ним - воинство небесное, по сторонам - Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча); ниже - 5 фигур (преподобный, мученик и святители Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов, что соответствует иллюстрации 30 янв.; очевидно, др. 2 фигуры - празднуемые 31 янв. врачи-бессребреники Кир и Иоанн). Включение Деисуса в минейные сцены встречается в молдав. живописи времен Петру IV Рареша (кафоликоны мон-рей Добровэц и Молдовица, ц. св. Димитрия в Сучаве) и связано, очевидно, с использованием нартекса как места поминовения усопших. В нижнем регистре помещены изображения святых за февр. ( Cincheza-Buculei. 2003. P. 136-138). В куполе притвора изображен Спас Вседержитель со свитком в левой руке и с благословляющей правой, окруженный архангелами и серафимами. В барабане помещены изображения пророков, на парусах - евангелистов. На 4 тимпанах - 4-частная композиция «О Тебе радуется» (на северном - Пресв. Богородица с Младенцем в окружении сонма святых; на западном - Пресв. Богородица в мандорле; на северном - образ Пресв. Богородицы «Знамение» во вписанном в круг 8-граннике, фланкированный ангелами и 2 группами святых; в восточном - Деисус со Спасом Еммануилом в центре и с предстоящими Пресв. Богородицей и св. Иоанном Предтечей и мн. святыми) (Ibid. P. 138-140). Богородичная тематика продолжается в люнете над входом в нартекс, где расположен образ Божией Матери «Елеуса», фланкированный полуфигурами пророков Давида и Соломона со свитками с надписями: «Ковчегом освященным и одушевленным звали Тебя, Пресвятая Дева» и «Храм освященный... Дево». Как и в нартексе, остальные 6 регистров посвящены минейному циклу (с марта по авг.).

http://pravenc.ru/text/2578019.html

Красный ромб, обрамляющий фигуру Спасителя, знаменует огонь Божества и указывает на Божественное достоинство Мессии; синий овал символизирует Небо, ангельский мир, а внешний и самый крупный четырехугольник, включающий символы Евангелистов, указывает на проповедь Евангелия по всему миру. Христос пишется благословляющим правой рукой, держащим в левой Книгу (символ Благовестия и Книги жизни) Иконография этого сюжета отображает эсхатологический мотив, являя Мессию в величии Небесной славы, Таким, Каким Он явится при кончине веков, чтобы судить мир. Отчасти сюжет заимствован из видения пророка Иезекииля, созерцавшего Господа, носимого ангельскими силами, представленными под образом таинственных животных ( Иез.1:4-28 ). Спас Эммануил Иконы этого направления представляют Христа в образе Отрока или Младенца — Эммануила, располагающегося не на руках Своей Матери, но отдельно. Имя Эммануил, озвученное через пророка Исаию, означает «С нами Бог» ( Ис.7:14 ). Иконографией этого вида с особой выразительностью оттеняется мысль о цели Пришествия Сына Божьего в мир — Спасении человека, призвании всех людей в Царство Божье. Спас на престоле Сюжет икон этого типа близок по содержанию сюжетам изображений «Господь Вседержитель». Христос предстает величественно и торжественно восседающим на престоле, как Царь Славы, Судья и Правитель мира. Внешним отличием является то, что Евангелие располагается на колене Христа, и Сам Он изображается в полный рост. Каковы основные типы иконографии Божьей Матери? В иконографии Божьей Матери традиционно выделяют следующие типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса Оранта (Молящаяся) Оранта — один из наиболее древних образов Божьей Матери. В древности изображения молящейся жены нередко относились к христианам вообще, символизируя порыв души к Богу. Позднее этот образ закрепился в иконографии Богородицы . Будучи Матерью Христа по человеческому естеству, а также в силу особой святости, праведности, нравственной чистоты Дева Мария имеет особенное дерзновение к Богу. На иконах типа «Оранта» Она бывает представлена фронтально, с воздетыми кверху руками, в знак искренней, напряженной молитвы , как Заступница и Ходатаица перед Господом, Небесная Владычица.

http://azbyka.ru/ikona

ЕЛЕУСА (греч. — милостивая) — особый эпитет, присваивавшийся различным изображениям Богоматери. В Византии был больше известен как Гликофилуса. ЕПИТРАХИЛЬ (греч. — нашейник) — знак священного сана; одежда, плотно обхватывающая шею сзади, а спереди — свободно спускающаяся через грудь книзу. Происходит от ораря раннехристианских священников, спускавшегося с плеч двумя концами. ЖЕРТВЕННИК — особое помещение в северной части алтаря православного храма, где во время литургии на специальном четырехугольном столе приготавливаются для Евхаристии Святые Дары, т. е. совершается проскомидия. ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК (Богоматерь — Живоносный Источник) — наименование чудотворной иконы Богоматери, происходившей из храма, основанного, по преданию, в 450 году византийским императором Львом Мудрым. Храм был основан близ целебного источника, местонахождение которого было чудесным образом указано Богоматерью. Икона «Богоматерь — Живоносный Источник» представляет Богоматерь с Младенцем по пояс в небольшом бассейне, круглом или овальном, к которому со всех сторон припадают страждущие и жаждущие исцеления. Помимо иллюстрации предания, это изображение имеет и догматический смысл — Богоматерь, родившая Спасителя, есть источник жизни вечной (этот смысл раскрывается в некоторых богослужебных текстах). В позднесредневековом искусстве образ «Живоносного Источника» получает прежде всего назидательно-аллегорическое толкование. Память 5(18) апреля. Икона Божией Матери " Живоносный источник " .   ЗЕРЦАЛО — в византийской и древнерусской иконографии изображение прозрачной сферы в руках архангела; символ предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом. ЗНАМЕНИЕ (Богоматерь Знамение) — широко распространенный тип изображения Богоматери, основанный на важнейшем из пророчеств Исайи, неоднократно приводимом в новозаветных текстах (Ис. 7.14), — «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил». Представляет Богоматерь с воздетыми руками (Оранта), несущую на груди изображение Христа Эммануила (обычно в круглом медальоне). Центральная тема этого изображения — воплощение Сына Божьего в человеческом образе. Изображения Богоматери Знамение получают широкое распространение в XI-XII вв. — как в византийском, так и в древнерусском искусстве. Однако само наименование «Знамение» известно только на русской почве и связано, очевидно, с текстом ветхозаветного пророчества Исайи («Господь даст вам знамение...»). Во всех остальных местах подобным изображениям присваивались самые разнообразные эпитеты, заимствованные главным образом из молитвенных песнопений в честь Богоматери. Из икон этого типа особую известность приобрела на Руси икона Богоматерь Знамение Новгородская, оказавшая чудесную помощь новгородцам во времена их битвы с суздальцами в 1169 году. Память 27 ноября (10 декабря). Богоматерь Знамение Новгородская. До 1169 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕЛЕУСА Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона Божией Матери Елеуса. Кипр, Пафос, монастырь св. Неофита Икона Божией Матери " Елеуса " (Милостивая) Использованные материалы Редакция текста от: 11.03.2007 17:37:13 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/5325.html

709 Вообще Вотаниат был очень расположен к монахам и усердно чтил их. По смерти своей первой жены он хотел было вступить в брак с Евдокией, женой Константина Дуки, потом Романа Диогена, но встретил протест со стороны монахов, и особенно одного из них, называвшегося Всесвятым ( Πανγιος), – он изменил свое намерение и женился на Марии, супруге Михаила Парапинака. 710 Вотаниат возобновил монастырь Перивлепт, построенный Романом Аргиром, и за это считается его вторым ктитором. Когда престол занял Алексей Комнин, Вотаниат был удален в этот монастырь и пострижен; здесь он жил до самой смерти, здесь и погребен. 711 Супруга Вотаниата – Мария также отличалась привязанностью к монахам. По свидетельству знаменитого церковного писателя и деятеля Феофилакта, архиепископа Болгарского, она щедро одаряла византийских монахов и монахинь. 712 В ее владении были два столичных монастыря – Манганский 713 и Евдома, которые она получила по хрисовулам своего мужа. 714 Когда Вотаниат был низложен, она удалилась в Манганский дворец и жила здесь с царской роскошью, а потом отчасти добровольно, отчасти по принужденно постриглась в монастыре при этом дворце. 715 Во время царствования Исаака Комнина и его преемников до Алексея Комнина (1057–1081) столица украсилась и другими новыми монастырями кроме вышеупомянутых. Свои собственные монастыри были у всех Константинопольских патриархов этого времени. Михаил Ке- рулларий основал монастырь во имя своего ангела за стенами города. 716 Константин Лихуд имел монастырь во имя Богоматери, славившийся богатым зданием со всеми новейшими приспособлениями. 717 У Иоанна Кси- филина, славного подвижника горы Олимпа, был монастырь Аргурия ( ργορια), находившийся по ту сторону Босфора, 718 а у патриарха Косьмы – монастырь Каллия. 719 К этому же периоду нужно отнести постройку монастыря Богородицы Евергетиды, основанного Василием Протосекретом, 720 и монастыря Богородицы Елеуса. 721 Одновременно с развитием столичного монашества росло монашество и провинциальное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

(обратно) 140 «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его! Как рассеивается дым. Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия. А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости» (Пс. 67:2–4). (обратно) 141 «Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных» (Мф. 22:11–14). (обратно) 142 По церковному преданию, ключи от рая вверены апостолу Петру. (обратно) 143 По преданию, в водах у Горы Афон в 395 г. во время сильной бури упал с корабля в море царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого, но был спасен от смерти заступничеством Божией Матери. Это первое благодеяние, оказанное Богородицей роду человеческому на Афонской Горе. В воспоминание этого события здесь был основан монастырь, названный «Ватопед», т. е. «куст отрока». (обратно) 144 «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3:8). (обратно) 145 «Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: " камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла " ? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Лк. 20:17–18). (обратно) 146 Предание об иконе Божией Матери «Елеуса» («Живоприятна»). В 382 или 422 г. Плакидия, дочь Феодосия Великого, желая видеть брата своего Аркадия, царствовавшего тогда в Константинополе, отправилась из Рима морем в Константинополь, причём намеревалась на этом пути поклониться чудотворной иконе Божией Матери, находящейся в Ватопедском монастыре, сооружённом её отцом, императором Феодосием Великим. Она повелела кормчему пристать к Афонской Горе. Ватопедские иноки вышли к ней навстречу с почестями.

http://isihazm.ru/?id=2079

И св. Григорий Синаит говорит: «Болезнь сердечная, и смирение, и труд послушания по силе каждого с правотою сердца совершают дело истины». И он же снова: «Всякое делание, телесное и духовное, не имеющее сердечного труда, никогда не приносит плода совершающему его, ибо Царство Божие усилием берется и употребляющие усилие достигают его, как сказал Господь. Хотя бы кто-нибудь безболезненно и многие годы трудился или трудится, но не заботится с горячим усердием сердца совершать труды покаяния, бывает чужд чистоты и не причастен Духу Святому». И еще: «Кто трудится с небрежностью и леностью, то, хотя бы он, казалось, и много работает; никакого плода не получает, ибо идущие неболезненным путем впадают от уныния в неполезные попечения и помрачаются». То же самое говорит и св. Симеон Новый Богослов : «Кто не подражает Христовым страстям покаянием, слезами, смирением, послушанием и терпением, особенно же нищетою и скорбями, поношением и поруганием и не бывает причастником Его позорной смерти, тот не может быть и сопричастником Его духовного здесь воскресения и не может получить благодати Св. Духа, ибо Божественный Павел говорит: «Если с Ним страдаем, то с Ним и спрославимся...». Ибо без покаяния и слез, как мы сказали, ничто из сказанного не может быть когда-нибудь и не будет ни в нас самих, ни в других». Он же и в другом месте говорит: «Никто не может доказать от Божественного Писания, чтобы без слез и всегдашнего умиления мог очиститься от страстей и чтобы кто-нибудь из людей мог достигнуть святости, или получить Духа Святого, или увидеть Бога, или почувствовать Его внутри себя в своем сердце без предварительного покаяния и умиления, ибо только по мере слез, печали и покаяния все это производит Божественный огонь умиления». И снова говорит: «Берегитесь, чтобы вам не лишиться иметь в себе Христа и чтобы вы не отошли с пустыми руками из этой жизни, и тогда восплачете и возрыдаете». Приводя эти слова св. отцов, прп. Пайсий со слезами убеждает братию исполнять заповеди Христовы и приобретать себе сердце сокрушенное и смиренное.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

И, однако же, этим Богом, совершающим такие великие и божественные дела, являет Себя самого Христос, когда добавляет и говорит: «И они воззрят на Меня, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне». Раскаются в тот день иудеи, даже имеющие принять дух благодати и умиления, что поносили Христа во время Его страданий, когда воззрят на Него, грядущего в величии, и узнают в Нем Того, над Кем издевались прежде в лице отцов своих во время Его уничижения; увидят, впрочем, Его, воскреснув, и сами их отцы, виновники такого великого нечестия, но уже в казнь, а не в исправление. Не их поэтому нужно разуметь в этом месте, когда говорится: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят...» и т. д., подобно тому, как мы говорим иудеям: вы-де убили Христа, хотя это сделали их отцы; подобно тому и они будут скорбеть, что сами совершили некоторым образом то, что совершили те, от чьего корня они происходят. Итак, хотя по принятии духа благодати и умиления, став уже верными, они не осудятся вместе с нечестивыми отцами своими; однако будут скорбеть, как бы сами сделали то, что сделано отцами. Будут скорбеть не по сознанию преступления, а по чувству благочестия. Итак, когда в Писаниях пророчески говорится, что для совершения последнего суда имеет прийти Бог, то, хотя бы особого признака не указывалось, вследствие самого упоминания о суде должно разуметь Христа. Ибо хотя Отец и будет судить, но будет судить через пришествие Сына Человеческого. Сам Он, через явление Своего присутствия, «не судит никого, но весь суд отдал Сыну» ( Uoah. V, 22 ), Который явится человеком, имеющим судить, как был человеком судимым. Ибо о ком другом под именем Иакова и Израиля, от семени которого Он принял тело, говорит подобным же образом Бог через Исайю? Читается это так: «Иаков отрок Мой, восприиму его, Израиль избранный Мой, прият его душа Моя. Дах Дух Мой нань, суд языков возвестит. Не возопиет, ниже ослабит, ниже услышится вне глас его. Трости сокрушены не сотрет, и льна курящася не угасит; но воистину изнесет суд; Возсияет, и не потухнет, дóндеже положит на земли суд и на имя его языцы уповати имут» ( Uc. XLII, 1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010