Храм святой Марии Египетской перестраивали в XVI веке, о чем свидетельствует датировка большемерных кирпичей, исследованных при его разборке в 1930 году . До первой половины XVIII века церковь преподобной Марии имела сложный статус. С одной стороны, во время больших церковных праздников, кроме главной службы, в соборе Сретения Владимирской иконы Богоматери проходила соборная монастырская служба «в пределе у Марии Египетской» . Иереи церкви сослужили монастырским духовным властям и входили в братию обители. С другой стороны, до 1723 года священники этой церкви вели отдельное самостоятельное хозяйство со своей утварью и даже колокольней с колоколами. Церковь святой Марии Египетской имела своих прихожан и как приходская платила «по окладу дани» независимо от Сретенского монастыря. «133 (1625) и 136 (1628) г. по окладу дани 13 алтын платил поп Иаким» . В 1638 году священник Иоаким, накопив государевы и боярские пожертвования, вложил в храм напрестольный серебряный позолоченный крест со святыми мощами. На оборотной стороне креста была изображена святая Мария Египетская . За приход «данные деньги 1 руб(ль) 14 алт(ын) 4 ден(ьги) платили попы: Иосиф 138 (1630), Иаким 143 (1635), Исидор 147–149 (1639–1641), Павел 150 (1642), из Устретенских ворот Успенский поп Иосиф 151–152 (1643–1644), серебряного ряда торговый человек Федор Евстигнеев 155–163 (1647–1655), казначей старец Киприан 164–166 (1656–1658), диакон Захарей 167–171 (1659–1663), попы: Григорей 172–188 (1664–1680), Иоанн 189–191 (1681–1683), Петр Яковлев 193–197 (1685–1689), диакон Лука Федоров 198 (1690), попы Федор Григорьев 200–201 (1692–1693), Максим Игнатьев 202 (1694)–1701, Иаков Максимов 1702–1721» . Приход был закрыт указом Синодального казенного приказа 13 марта 1723 года: «Священнику Иакову Максимову да дьякону Матвею Яковлеву и причетникам от тоя церкви отказать… И данные деньги 2 руб(ля) 15 алт(ын) 2 ден(ьги) с тое церкви Марии Египетския сложить и наложить на те церкви, которыя от приходских людей показаны будут доношением» . Денежное дело тянулось еще до 1732 года: «В прошлом 1731 году марта в день 22-й велено Владимирскую, в Стретенском монастыре, и Марии Египетския церкви из окладу выключить и данныя и протчия деньги по разчислению наложить на те церкви, к которым прихожане с 1723 года в приход ходят того ж Стретенского (сорока) к церквам, а именно: к Успенской, что в Печатной, за шесть дворов; к Вознесенской, что в Варсонофьевом девичьем монастыре, за десять дворов (в том числе вдовы графини Анны Павловны Шереметевой, что ныне купецкого человека Осипа Федорова, князя Сергея Петровича Долгорукова, что ныне купецкого человека Ивана Сусальникова, подворье Лукьяновской пустыни и др); к Предтеченской, что в Новой улице, за три двора, в том числе боярыни вдовы Настасьи Михайловны Салтыковой; к церкви Николая Чудотворца Божедомского за один двор…» .

http://pravoslavie.ru/32260.html

Указом 1797 г. Имп. Павел повелевал вместо концертов петь в церквах Псалмы или каноны (Собр. Зак. 17,960). Указом 1804 г. 21,567) предписано петь в церквах стройно; указом 1815 г. 26,143) повелено не употреблять письменных нот, а печатать нотные книги с одобрения директора придворной капеллы. Искажения, какие ввели было в церковное пение Сарти и подобные ему, исправил Бортнянский. 253 Собр. Зак. ук. 1759 апр. 16 и 31 10,935, 10,984), ук. 1760 нояб. 6 и 1761 янв. 22 11,140, 11,189), авг. 22. 1767, окт. 18. 1744. 254 О первых двух Словарь Митр. Евгения; он же о Еп. Феоктисте. Кроме того четыре Рассуждения – о чинах, облачении, о пении, об алтаре, М. 1817 г. 257 Донесение Митр. Арсения Мацеевича – в ркп. Библ. Толстого, 5, 24. 78. Нащокин в ркп. своих записках. 259 Чит. известия С. Н. Глинки: Русское Чтение, 2, 80 – 85. Слч. выше пр. 151. Собр. Зак. ук. 7450. 7950. 262 Сильвестр Казанский, распространитель христианства, отрешен 31 дек. 1731 г. Варлаам Митр. Киевский и Лев Епископ Воронежский лишены сана в 1730 г.; оба оправданы при Елисавете, но не приняв сан, окончили жизнь в иноческих подвигах. Георгий Дашков, Архиепископ Ростовский, и Игнатий Смола, Епископ Коломенский, Члены Синода, в дек. 1730 г. лишены сана за то, что медлили осудить невинного Еп. Льва. Илларион Черниговский отставлен в 1738 г., а Варлаам Псковский (прим. 265) – в 1739 г; Досифей Курский отрешен в 1736 г.; Мельхиседек архимандрит Воскресенский, лишен священства в 1733 г. О Биронах в Малоруссии – Конисский, о прочем – Устрялов. Надобно заметить, что Феофан Прокопович умер 8 сент. 1736 г., а Бирон имел влияние на Имп. Анну и в 1730 – 32 г. Однако участь пострадавших в 1730 – 31 г. во многом зависела и от страстей Прокоповича. См. прим. 133. 263 Собр. Зак. ук. 1736 7072), янв. 15 и мар. 15 1737 г. Вследствие сего до сентября 1737 г. отдано было в солдаты 6557 духовных лиц. 265 Собр. Зак. ук. янв. 15 и мар. 15. 1737 г. Синод требовал правосудия по представлению Псковского Архихиепископа Варлаама, который между прочим писал, что 200 причетников отдано таких, которые были совершенно необходимы для церквей. Слч. пр. 262. 266 Указом 4 апр. 1739 г. по настоянию Синода положено о причетниках: а) за небытие у присяги взять с неразобранных по 30 р. штрафу; б) тех, которые не в состоянии внесть штраф, наказать плетьми. Указом 21 янв. 1739 г. о монастырских служителях определено: а) положенных в подушный оклад оштрафовать 30 р.; б) не положенных в оклад кузнецов, портных, сапожников отдать в солдаты; в) таких же столяров, резчиков, живописцев, мастеров серебряных и золотых дел оштрафовать сверх 30 р. 200 р. или поставкой рекрута; не желающих же платить, но негодных к службе, отослать с женами и детьми в Сибирь на заводы. В 1740 г. (ук. 1 апр. 1740 г.) Синод вынужден был предписать – посвящать в диаконы и священники и таких, которые не в состоянии выучить книжицы о вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

21 мая/3 июня. Празднование Владимирской иконы Божией Матери. Служил литургию в храме Владимирской иконы Божией Матери на Никольской, у ворот Китай – города. 25 мая/7 июня. Служил вечерню и всенощную в Троицком соборе Троице – Сергиевой лавры. 26 мая/8 июня. День Святой Троицы. Служил литургию в Троицком соборе Троице – Сергиевой лавры. 27 мая/9 июня. День Святого Духа. Служил литургию в храме Сошествия Святого Духа Троице – Сергиевой лавры. 29 мая/11 июня. Служил литургию в храме иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Хамовниках (ныне храм называется по главному престолу – Святителя Николая Чудотворца). 2/15 июня. Служил литургию в храме Гребневской иконы Божией Матери на Лубянке. 8/21 июня. Служил всенощную в храме Воскресения Христова в Кадашах. 9/22 июня. Служил литургию в храме Воскресения Христова в Кадашах. 11/24 июня. День памяти апостола Варнавы . Служил всенощную и молебен в храме апостола Варнавы Варнавинского общества трезвости. 15/28 июня. Служил литургию в храме Троицы в селе Троицком – Голенищеве на реке Сетуни. 16/29 июня. Служил литургию в храме Николая Чудотворца на Самотёке («Никола Драчи»). 17/30 июня. Служил молебен с акафистом и водосвятием в часовне Боголюбской иконы Божией Матери у Варварских ворот. 20 июня/3 июля. Служил молебен в часовне Боголюбской иконы Божией Матери у Варварских ворот. 23 июня/6 июля. Празднование Владимирской иконы Божией Матери. Возглавил крестный ход из Казанского собора на Красной площади в Сретенский монастырь и служил литургию в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского монастыря. 26 июня/9 июля. Празднование Тихвинской иконы Божией Матери. Служил литургию в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Лужниках. 29 июня/12 июля. День памяти апостолов Петра и Павла. Служил литургию в храме Христа Спасителя. При выходе из храма на патриарха было совершено покушение, и он был ранен. 4/17 июля. Служил вечерню и всенощную в Троицком соборе Троице – Сергиевой лавры. 5/18 июля. День памяти преподобного Сергия Радонежского. Служил литургию в Троицком соборе Троице – Сергиевой лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

6) Доцент по кафедре Священного Писания Нового Завета Митрофан Д. Муретов, утвержденный в степени доктора богословия указом Святейшего Синода от 10 Апреля 1893 г. за 1478, Советом Академии в собрании 1 Мая того же года избран и указом Святейшего Синода от 11 июня за 2695 утвержден, со дня избрания, в звании ординарного профессора на свободную вакансию, которая имеется во 2-й группе предметов, к которой относится Св. Писание Нового Завета. 7) Доцент по кафедре патристики Александр В. Мартынов, согласно выраженному им желанию и представлению Высокопреосвященнейшего Амвросия, Архиепископа Харьковского и Ахтырского, указом Святейшего Синода от 10 Апреля 1893 г, за 1477, определен на должность Ректора Харьковской духовной семинарии с возведением с сан протоиерея и с назначением редактором издаваемого при семинарии журнала: «Вера и Разум». 8) Доцент по кафедре Священного Писания Ветхого Завета Александр А. Жданов г. Попечителем Одесского учебного Округа назначен с 1 Сентября сего года инспектором народных училищ Мариупольского уезда, Екатеринославской губернии. 9) Вследствие прошения доцента Митрофана Д. Муретова освободилась должность лектора французского языка, а по случаю определения доцента Александра В. Мартынова на должность ректора Харьковской духовной семинарии – должность лектора английского языка. Первая должность предоставлена была Советом Академии, с утверждения Епархиального Преосвященного, доценту по кафедре церковной археологи и литургики Александру И. Голубцову, а вторая – доценту по кафедре пастырского богословия и педагогики Александру П. Шостьину. 10) Помощник библиотекаря Академии иеромонах Рафаил, по определенно Святейшего Синода от 2–6 Де- —9— кабря 1892 г. за 3040, назначен был настоятелем Московской Синодальной двенадцати Апостолов церкви и Синодальным ризничим, а Синодальным определением от 15–20 Января 1892 г. за 91, в виду болезненного его состояния, оставлен был при прежней должности в Академии. Затем определением Святейшего Синода от 14 Мая того же года за 2102, иеромонах Рафаил, во внимание к его 35-летней службе в звании иеромонаха и усердному священно-служению в академической церкви более 20 лет, перемещен в число братства Троице-Сергиевой Лавры, с назначением членом Учрежденного Собора Лавры и с возведением в сан Архимандрита. На его место Советом Академии 6-го июня избран и 15 июня утвержден Епархиальным Преосвященным окончивший в отчетном году курс в Академии кандидат богословия Николай Н. Писаревский .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, этим указом Св. Синод 1) разрешает православным священникам хоронить умерших инославных; 2) устанавливает для них погребения известный, определённый его чин. Через 20 лет, именно в 1817 году, вследствие представленной в Св. Синод обер-прокурором его, князем Голицыным, жалобы попечителя армянских церквей Акима Лазарева на священника г. Ирбита, Антиоха Парашева, не пожелавшего принять к исповеди больного армянина этого города, Григория Назарова, а по смерти погребать его по православному обычаю, Св. Синод, указом от 3 августа 1817 года – 10 июня 1818 года определил, чтобы армян удостаивать исповеди и св. причастия не иначе, как по присоединении их к нашей церкви. «Что же касается до погребения умирающих армян в тех местах, где не находится армянского духовенства, то оное (погребение) в случае требования может быть совершаемо над ними грекороссийским духовенством, сообразно разосланным из Св. Синода по всем епархиальным архиереям в 1797 г. августа 29 и 1800 г. февраля 20 указом о погребении тел содержащих разные религии, о чём дано было знать преосвященному перскому указом от 17 июня 1818 года. Через 30 лет, именно в 1847 году, в Св. Синоде снова был возбуждён разсматриваемый нами вопрос, и заключение по нему было дано преосвященным митрополитом московским Филаретом. Поводом к этому послужило предложение Св. Синоду обер-прокурора его, графа Протасова, вследствие отношения великого князя Михаила Павловича, желавшего получить сведенияо постановлениях Синода, касающихся погребения православными священниками умерших инославных там, где нет их духовенства, а также и самого порядка их погребения. Митрополит Филарет видел в разрешении Св. Синода православным священникам хоронить умерших инославных в ризах и епитрахили, с пением «Святый Боже», – большое, но всё-таки возможное «снисхождение и уважение душе, имеющей на себе печать крещения во имя Отца и Сына и Святаго Духа. С своей стороны он считал возможным, если бы этого пожелали присутствующие, пред поднятием тела умершего «пропеть псалом или духовный концерт, и если бы священник допустил сие, нет надобности преследовать сие, как не противное духу предписания Святейшего Синода».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

—7— ляющих должность доцентов, 1 лектор и 1 сверхштатный преподаватель с званием ординарного профессора. Прочих должностных лиц было 9, а всех служащих при Академии было 38 лиц. Двое из доцентов были вместе и лекторами новых языков, один – французского, а другой английского. В личном составе и служебном положении состоящих на службе при Академии лиц в течение отчетного года произошли следующие перемены: 1) И.д. Инспектора Академии иеромонах Григорий, во внимание к его усердно полезной службе, указом Святейшего Синода от 25 Марта 1893 г. за 1313, утвержден в должности Инспектора Академии с возведением в сан Архимандрита. 2) Заслуженный ординарный профессор Академии Евгений Е. Голубинский , согласно прошению, уволен от должности члена академического Правления, а на его место Советом Академии 5 Апреля 1893 г. был избран и Епархиальным Преосвященным 14 Апреля того же года утвержден ординарный профессор по кафедре латинского языка и его словесности Петр И. Цветков. 3) И.д. ординарного профессора Академии по кафедре истории философии Петр И. Казанский и экстраординарный профессор по кафедре истории и разбора западных исповеданий протоиерей Димитрий Ф. Касицын, выслужившие в должностях штатных преподавателей Академии по 25 лет, указом Святейшего Синода от 21 Декабря 1892 г. за 5119, утверждены в звании заслуженных профессоров. 4) Заслуженный экстраординарный профессор протоиерей Димитрий Ф. Касицын, указом Святейшего Синода от 11-го июня 1893 г. за 2696, уволен, согласно его прошению по болезни, от профессорской должности в Академии с пенсией в количестве 784 руб. в год. Освободившуюся кафедру после профессора Касицына занял, согласно прошению и определению Совета Академии от 1 мая 1893 г., утвержденному Епархиальным Преосвященным 14 мая того же года, экстраординарный профессор Василий А. Соколов, занимавший доселе кафедру новой гражданской истории. —8— 5) На освободившуюся вследствие увольнения протоиерея Д.Ф. Касицына вакансию экстраординарного профессора в собрании Совета 1-го Мая 1893 г. избран и указом Святейшего Синода от 11 июня того же года 2696 утвержден доцент по кафедре догматического богословия Александр Д. Беляев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При постоянной заботе Петра о горных промыслах, к концу царствования его учреждено правительством еще несколько горных заводов. В апреле 1722 года царь поручил генерал-майору Генингу осмотреть, исправить и привести в хорошее состояние медные и железные заводы в уездах Кунгурском, Верхотурском и Тобольском. Он должен был определить количество деревень и сел, нужных для приписки к заводу, и требовать на обзаведение людей от губернаторов и воевод. Освобожденных от каторжной работы и поселенных в дальних местах Сибири, велено было отправить в Даурию на тамошние серебряные заводы. Туда же пересылали, по назначению от сибирского губернатора, и пашенных крестьян. В 1723 году положено завести заводы в Усольском уезде и на работы высылать туда людей, собранных из Соликамской провинции и явившихся из бегов рекрут, а к заводу приписать деревню Строгоновых, вместо которой дать последним другую из дворцовых волостей. Осенью 1723 года окончена Генингом постройка екатеринбургского медного завода. Кроме екатеринбургского, основаны были тогда медные заводы в Кунгуре, на реке Ягужихе, близ Верхотурья на реке Ламе и при Пыскорском монастыре. Железо выделывалось на ултуйских, алопаевских и каменских заводах: там лились пушки, но фузей и другого ручного оружия не делали. В январе 1724 года открыт был сестрорецкий литейный завод, и туда приказано было присылать из Сибири годное железо. Игольный промысел производился в большом изобилии в Рязанском уезде, на сумму 330000 рублей: выделывалось столько игол, что не только доставало их на Россию, но отправлялось еще за границу; владельцы завода получили право на беспошлинную торговлю в течение 18 лет. При относительном развитии заводской и фабричной деятельности, государь, желавший сохранить леса в России, стал заботиться о добывании другого топлива, кроме дров. По донесению подьячего Капустина, Петр велел отправить людей на Дон в казачьи городки, в Синие-Горы и Белогорье, для раскопки каменного угля на трехсаженной глубине и более. Указом сентября 11-го 1723 года приказано делать разведки каменного угля по Днепру и его притокам.

http://sedmitza.ru/text/443451.html

5 . Южно-Американский Экзархат Автономной Православной Митрополии Западной Европы и Америки («Миланского Синода»); 6 . Филиппийская епархия «матфеевского» Синода ЦИПХ Греции; 7 . Церковные приходы «матфеевско-григорианского» Синода ЦИПХ Греции в США; 8 .Церковный приход «кирико-матфеевского» Синода ЦИПХ Греции в Канаде. На территории Западной и Центральной Европы действуют следующие церковные миссии, епархии и Экзархаты схизматических старокалендарных юрисдикций: 1 . Экзархат Западной и Центральной Европы «флоринитского» Синода ЦИПХ Греции; 2 . . Западно-Европейский Экзархат «каллиникитского» Синода ЦИПХ Греции; 3 . Западно-Европейский Экзархат «Святой Православной Церкви Северной Америки» («Бостонского Синода»); 4 . Итальянский Экзархат «Синода Противостоящих» ЦИПХ Греции; 5 . Австрийский Экзархат «Синода Противостоящих» ЦИПХ Греции; 6 . Церковное представительство «Синода Противостоящих» ЦИПХ Греции в Швеции; 7 . Приходы «матфеевского» Синода ЦИПХ Греции в Бельгии и Франции. На территории Австралии , имеющей представительную греческую диаспору, действуют следующие церковные миссии, приходы, епархии и Экзархаты схизматических старокалендарных юрисдикций: 1 . Австралийский Экзархат «флоринитского» Синода ЦИПХ Греции; 2 . Австралийская епархия «каллиникитского» Синода ЦИПХ Греции; 3 . Австралийский Экзархат «Синода Противостоящих» ЦИПХ Греции; 4 . Церковные приходы «матфеевско-григорианского» Синода ЦИПХ Греции; 5 . Церковный приход «кирико-матфеевского» Синода Церкви ИПХ Греции. В стоставе Польской Православной Церкви находятся два архиерея и целый ряд европейских и южноамериканских приходов, пребывавших ранее в юрисдикции «Православной Церкви Португалии». Процесс исторического развития старостильного раскола тесно связан с Русской Православной Церковью Заграницей, что проявилось в следующих событиях: 1. Церковное общение «флоринитского» Синода ЦИПХ Греции с РПЦЗ: Рукоположение архиепископом Чикагским Серафимом (Ивановым) и епископом Детроитским Феофилом (Ионеску) «флоринитского» архимандрита Акакия (Паппаса-старшего) во епископа Талантийского (1960 г.);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—9— Христа Спасителя Соборе, с оставлением в должности экстраординарного профессора Академии. Доцент по кафедре истории русской литературы Николай Леонидович Туницкий Советом Академии избран и указом Святейшего Синода от 9 декабря 1913 года утвержден в звании экстраординарного профессора Академии сверх штата, с положенным по должности экстраординарного профессора окладом содержания и правом участвовать в заседаниях Совета Академии. Исправляющей должность доцента священник Павел Александрович Флоренский, по удостоении его степени магистра; богословия, избран Советом Академии в звание экстраординарного профессора по занимаемой им кафедре истории философии и указом Святейшего Синода от 27 августа 1914 года за 14292 утвержден в помянутых – ученой степени и звании. Исправляющей должность доцента по кафедре церковного права Николай Дмитриевич Кузнецов указом Святейшего Синода от 9 октября 1913 года за 16008 уволен, согласно его прошению, от занимаемой им в Академии преподавательской должности. Исправляющее должность доцента: по кафедре церковной археологии, в связи с историей христианского искусства, – Николай Дмитриевич Протасов, по 2-й кафедре Священного Писания Ветхого Завета – иеромонах Варфоломей (Ремов) и по кафедре пастырского богословия с аскетикой гомилетики – Василий Петрович Виноградов, по утверждении в степени магистра богословия, указами Святейшего Синода от 12 октября 1913 годя, 21 января, и 2 августа 1914 года за 16351, 1308 и 12739 утверждены и в —10— должностях доцента Академии по занимаемым ими кафедрам. Исправляющий должность доцента иеромонах Пантелеимон (Успенский) указом Святейшего Синода от 12 августа 1914 года за 13297 назначен членом комитета, для издания, – под руководством Члена Святейшего Синода, Высокопреосвященного Антония, Архиепископа Харьковского и Ахтырского, – полемических листков об унии. Лектор французского языка при Академии Александр Константинович Мишин распоряжением г. Попечителя Московского Учебного Округа от 9 декабря 1913 года за 53317 определен, с 28 ноября 1913 года, учителем истории в Серпевопосадской женской гимназии, с оставлением в занимаемой при Академии должности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В личном составе и служебном положении состоящих на службе в Академии лиц произошли в течение года следующие перемены: Преосвященный Ректор Академии Феодор; Епископ Волоколамский, четвертый викарий Московской епархии, по Высочайше утвержденным 2 и 24 мая 1914 года всеподданнейшим докладам Святейшего Синода, переименован сначала в третьего, а затем во второго викария Московской епархии. Инспектор Академии, доцент по 1-й кафедре Священного Писания Нового Завета архимандрит Иларион (Троиц- —8— кий) Советом Академии, в собрании 5 ноября 1913 года, избран и указом Святейшего Синода от 5 декабря того же года за 19954 утвержден, со дня избрания, экстраординарным профессором Академии по занимаемой им кафедре. Он же, о. архимандрит Иларион, указом Святейшего Синода от 12 августа 1914 года за 13297 назначен председателем комитета для издания, – под руководством Члена Святейшего Синода, Высокопреосвященного Антония, Архиепископа Харьковского и Ахтырского, – полемических листков об унии. Экстраординарный профессор по кафедре библейской истории, в связи с историей древнего мipa, Дмитрий Иванович Введенский, по удостоении его степени доктора богословия, Советом Академии избран и указом Святейшего Синода от 30 июля 1914 года за 12602 утвержден, с 4-го июля – дня утверждении его в помянутой ученой степени, – в звании ординарного профессора Академии по занимаемой им кафедре. Он же, профессор Д.И. Введенский, резолюцией Его Высокопреосвященства от 29 марта 1914 года за 1666 назначен членом Совета Александро-Мариинского Дома Призрения в Сергиевском Посаде. Доцент священник Илья Васильевич Гумилевский Советом Академии, в собрании 5 ноября 1913 года, избран и указом Святейшего Синода от 5 декабря того же года за 19954 утвержден, со дня избрания, в звании экстраординарного профессора Академии по занимаемой им кафедре литургики. Он же, священник И.В. Гумилевский, резолюцией Преосвященного Трифона, Епископа Дмитровского, Управлявшего Московскою епархией, от 3 июля 1914 года назначен на священническую вакансию при Московском Кафедральном

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010