В 1712 г. Алексей Курбатов получил в жалованье патриаршее село Воробьево с 24 дворами в Можайском уезде; в 1714 г. майор Волков – ненаселенны е пустоши Муханово, Новоселово и Харево (где?) с платежом сборов за 4 двора; в 1718 г. Алсуфьев – дер. Постниково и Мурашкино из вотчин Троицы-Сергиева м. в оброк по 25 р. 9 алт. на год. Он же в 1723 г. владел патриаршими вотчинами в Петербургской губ. (242 двора) будто по именному указу, о котором в Монастырском Приказе сведений не оказалось. В 1723 г. к волостям Его Величества приписаны с. Воскресенье Симбирского уезда из вотчин Воскресенского м. (55 дв.) и вотчина Чернозерского м. (70 дв.) Козмодемьяского уезда. 18. Определение Св. Синода от 25 июля 1723 г. об истребовавнии из Сената ведения о назначении для сборов и других дел с синодских вотчин офицеров и царедворцев, и об отправлении указа в М. Приказ о бездоимочном отправлении сборов. Из Д. 1723 г. 4. стр. 97. По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод поданного из Монастырского Приказа о требуемых в провинции к сборам офицерах и царедворцах доношения и именного их реестра слушав, согласно приговорили: тем во оном реестре написанным 11 человеком к надлежащей по провинциям у сборов от Синода спрашиваемых и впредь спрашиваться имеющих и у других синодского ведомства дел, званию их приличных, бытности, требовать от Сената непродолжительного определения. О чем и ведение с именным их реестром из синода в сенат неотложно сообщить, объявив в том ведении обычаем протестами, что ежели оные офицеры и царедворцы к вышеозначенной потребе присланы не будут, то и впредь в порядочных сборах не без препятствия будет, чему как прежде было, так и в прочее время причиной имеет быть недача в синодальную команду потребных к тем сборам и к другим делам персон, которых действо важно бы быть могло. При том же в оном ведении упомянуть, что сообщенным в Синод из Сената прошедшего мая 21 дня сего года ведением показано определенное чрез переписчиков на 720, 21 и 722 годы доимки токмо взыскание, а на нынешней 723 год или перепи сч иком или синодским подчиненным всякие сборы с синодского ведомства сбирать определено, того во оном ведении не объявлено; без чего и употребление надлежащих в том действ неизвестно. Итого ради сообщено бы было из сената в Синод собственное с показанием того определения ведение, чтоб в Синоде ведомо было, как во оном поступать надлежит, а дабы в нынешний 723 год всякие сборы упущены не были, послать о всеприлежном их сбирании и о немедленном платеже обычайной в Монастырской Приказ с крепким подтверждением указ без отлагательства. Июня 25 д. 1723 г. Следуют подписи членов синодальных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Оказалось по справке, что за 1721 год все, кроме президента, получили жалованье, полностью и без всяких вычетов, из синодальных сумм; за 1722 год все, кроме президента и Феодосия, полностью, за вычетом одного процента на лазарет, тоже из синодальных сумм, за исключением одного Симоновского архимандрита Петра, который свое жалованье получил из сумм своего монастыря. За 1723 год все, кроме Феодосия и Анастасия Наусия, ничего не получивших, получили только половинное жалованье, с вычетом из него процента на лазарет, всех получаемых с епархий и монастырей доходов (в вышеозначенном количестве) и четвертой части получаемых денег на войско, в силу апрельского указа 1723 года, устанавливавшего этот вычет для всех, получающих жалованье; причем советнику, епископу Тверскому Феофилакту, по особому высочайшему повелению, возвращены были все удержанные деньги, так что он получил полную тысячу рублей. Заслушав высочайшие повеления 24 и 30 мая, Синод 8 июня постановил: выдать всем членам, не получившим своего жалованья, полный оклад, а недополучившим – добавочные до полного оклада суммы с 1722 года, за вычетом только процента на лазарет и получаемых с епархий и монастырей доходов. Образовавшаяся за 1722, 1723 и первые две трети 1724 года сумма, около 16000 рублей, взята была из штрафных в инквизиторской конторе, из взятых из Рязанского архиерейского дома, оставшиеся от расходов полонные и милостынные с церковниковых дворов, подможные полковым попам, остаточные домовые с 1712 по 1723 год казенных сборов Рязанского архиерейского дома, «сысканные» в Коломенском архиерейском доме деньги и, наконец, из наличных синодального казенного приказа 1000 . А петербургские члены для уплаты жалованья взяли 2000 рублей на вексель у черкашенина Бужинского и переяславца Ивана Кашинцева 1001 . Иногда, вместо денег, жалованье забиралось вещами. Так, протопоп Семенов в 1724 году, в счет жалованья за 1723 год, взял присланную из вышнего суда, у кого-то конфискованную, Феодоровскую икону Богоматери, по оценке в 200 рублей 1002 . XVI

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Сверхштатный экстраординарный профессор по кафедре истории русской литературы Николай Леонидович Туницкий указом Святейшего Синода от 3 октября 1916 года за 12599 утвержден, с 20-го августа того же года, в звании штатного экстраординарного профессора Академии. Он же, профессор Туницкий, с 15 июля 1916 года принят в число приват-доцентов Московского Университета по кафедре славянской филологии. Доцент по кафедре истории и обличения русского раскола, доктор церковной истории, Николай Васильевич Лысогорский, согласно избранию Совета, указом Святейшего —10— Синода от 30 ноября 1916 года за 15453 утвержден в звании ординарного профессора с 18 октября того же года. Доцент по кафедре истории Греко-восточной церкви Феодор Михайлович Россейкин, согласно избранию Совета Академии, указами Святейшего Синода от 10 июля и 9 июня 1917 года за 7280 и 6057 утвержден: с 4 мая 1917 года – в звании сверхштатного (с соответствующим окладом содержания), а с 15 мая 1917 года – в звании штатного экстраординарного профессора Академии Доцент по кафедре истории древней церкви священник Димитрий Александрович Лебедев указом Святейшего Синода от 3 октября 1916 года за 12599 возведен, с 20-го августа того же года, в звание сверхштатного экстраординарного профессора Академии, с предоставлением ему оклада содержания, положенного по сей должности, и с правом участия в заседаниях Совета Академии. Доцент по кафедре пастырского богословия с аскетикой и гомилетики Василий Петрович Виноградов указом Святейшего Синода от 30 декабря 1916 года за 16545, перемещен на должность преподавателя словесности в Московскую духовную семинарию. – По ходатайству Совета Академии, последующим указом Святейшего Синода, от 27 мая 1917 года за 5361, г. Виноградов возвращен на прежнюю должность в Академию. Доцент по кафедре церковной археологии, в связи с историей христианского искусства, Николай Дмитриевич Протасов , согласно избранию Совета, указом Святейшего Синода от 10 июля 1917 года за 7280 утвержден, с 4-го мая того же года, в звании сверхштатного экстраординар-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В начале 1721-го года 1579 он был определен протоинквизитором при Святейшем Синоде в Петербурге 1580 . После безплодных хо-датайств об отводе ему квартиры и назначении подьячих и содержания 1581 , он, тяготясь своим положением, просил отпустить его куда-нибудь в братство 1582 . В 1722-м году, 13-го января, он был назначен игуменом в Воскресенский Череповецкий Монастырь 1583 . 18-го марта 1722-го года он был посвящен бывшим в Петербурге на чреде епископом Вологодским Павлом и вскоре отбыл в свой Монастырь 1584 . Святейший Синод признал протоинквизитора Макария «по званию его не действительна» 1585 . В 1716-м году «часовенный ящик», куда собирались мостовые деньги, находился всегда у монаха Кирилла, а в его отсутствие – у монаха Афанасия 1586 , но ни по чему не видно, чтобы кто-либо из них был казначеем или экономом. В 1718-м году упоминается казначей – иромонах Варлаам 1587 . В 1718-м же году впервые упоминается эконом – иеромонах Авксентий 1588 . Засим экономом был иеродиакон Иосиф (Жданов). 28-го июня 1718-го года новый трапезный иеродиакон Антоний принял у бывшего трапезного, иеромонаха Макария «столовое уборство» 1589 . В 1723-м году трапезпым был иеромонах Иннокентий, сын казака, в мире Илларион Савельевич Пузанов, «из подьячих, Белогородец», принявший пострижение в Азове, в Монастыре Иоанна Предтечи, 27-и лет, в 1705-м году 1590 . До поступления в Невский Монастырь, в 1721-году, он был в Монастырях: Киево-Печерском, Змиевском Преображенском, в Харькове и в Москве – в Богоявленском, Симонове и Донском, откуда и взят был в Невский Монастырь. иеромонашество получил в Симонове Монастыре в настоятельство архимандрита Петра. В кампании 1723-го и 1724-го годов он служил во флоте 1591 . С 1723-го года нес «трапезное братии послушание, присматривая над поварами и над хлебниками по их должности отправления», иеродиакон Киево-Михайловского Монастыря Климент 1592 . В январе 1723-го года упоминается ключник, монах Фотий 1593 . В 1723-м году в ведомости поименованы 3 головщика: иеромонахи Герасим, Ираклий и Лука. Иеромонах Герасим, в мире Гордий Заводовский, из купечества Малороссийского города Козельца, 40-а лет, принявший монашество в Черниговском Троицком Монастыре 22-х лет, отмечен «композитором пения». Иеромонах Ираклий, в мире Иван, из казаков Малороссийского города Нежина, 46-и лет, принявший монашество на 26-м году в Киево-Печерском Монастыре, отмечен так: «художник каменного строения». Иеромонах Лука Тимоновский был вместе с тем и уставщиком 1594 . Конархист Сергей Тарасов в июле 1718-го году просил отпустить его к семье и указывал, что «ныне прибыли Ростовского архиерея певчие» и среди них есть хороший конархист Спиридон Иванов 1595 . В декабре 1719-го года ему прибавлено жалованья 1596 . К 12-и рублям и 12-и четвертям он получил прибавку 3 рубля и 3 четверти 1597 . Именовался он еще псаломщиком и писцом 1598 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Первым настоятелем Н. В. м. в 1656-1658 гг. был игум. Стефан (с 18 окт. 1658 архимандрит), до назначения состоявший в клире патриарха Никона, являвшийся в 1658-1660 и 1666-1679 гг. архиепископом Суздальским и Тарусским. Среди настоятелей обители в XVII в. выделяется любимый ученик и постриженик патриарха Никона архим. Герман (управлял Н. В. м. с окт. 1680, архимандрит в 1681-1682) - крупнейший представитель музыкально-поэтической школы, сложившейся в обители. К той же школе принадлежал архим. Никанор (настоятель в 1686-1698) - автор пространной «Летописи» о строительстве Воскресенского собора, написанной акростихом (высечена на белокаменных плитах, предваряет вход в кафоликон). В 1722-1723 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Лаврентий (Горка; впосл. епископ). Сменивший его архим. Киприан (Скрипицын; 1723-1727) в 1719-1723 гг. был архимандритом ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря , а позднее - настоятелем дмитровского во имя святых Бориса Глеба мужского монастыря (1727-1732), московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря (1732-1733), Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря (1733-1736) и Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря (1736-1737), затем епископом Вятским и Великопермским (1737-1739), Коломенским и Каширским (1739-1740), членом Синода (с 4 марта 1739). В 1727-1736 гг. Н. В. м. возглавлял архим. Мелхиседек (Борщов), бывший ранее игуменом Клобукова мон-ря в Кашине (см. Клобуков кашинский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь ; 1715-1717), архимандритом старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1717-1722), дмитровского Борисоглебского (1722-1723) и Иосифова Успенского (1723-1727) мон-рей. В 1735 г. он был взят в Тайную канцелярию по доносу Феофана Прокоповича в связи с делом еп. Корельского и Ладожского Маркелла (Родышевского); в 1744-1748 гг.- настоятель Крестовоздвиженского Бизюкова мон-ря. В 1737-1742 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Карион (Голубовский), в 1734-1737 гг. состоявший архимандритом Преображенского мон-ря в Ярославле, в 1743-1752 гг.- Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В 1742-1744 гг. мон-рь возглавлял архиеп. Петр (Смелич), в 1744-1748 гг.- архим. свт. Иларион (Григорович; впосл. епископ). Деятельность настоятелей Н. В. м. в 1748-1765 гг. Амвросия (Зертис-Каменского ; с 1753 епископ, с 1764 архиепископ), и в 1765-1771 гг. его родного брата Никона (Зертис-Каменского) была в основном направлена на реставрацию обители. Н. С. Зертис-Каменский еще в 1748-1756 гг. находился в Н. В. м. «при строении в должности живописного искусства надзирателя». В 1756 г. он пострижен в монашество с именем Никон, в 1761 г. был архимандритом переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы мужского монастыря , а в 1761-1765 гг.- Саввина Сторожевского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

—5— новых языков: один – французского, а другой – английского. В личном составе и служебном положении состоящих на службе при Академии лиц произошли следующие перемены: Исправляющий должность Инспектора Академии экстраординарный профессор Иерофей Татарский указом Святейшего Синода от 23 декабря 1896 года за 6631 уволен от исполнения инспекторских обязанностей; на его место указом Святейшего Синода от 10 января 1897 года за 89 назначен Инспектором Академии ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель монастыря Антония Римлянина, магистр богословия, Архимандрит Арсений – с званием исправляющего должность ординарного профессора и с возложением на него чтения лекций по библейской истории. Ординарный профессор Василий Ключевский, прослуживший при Академии в штатных преподавательских должностях 25 лет, указом Святейшего Синода от 24 января 1897 года за 355 утверждён в звании заслуженного ординарного профессора. Доцент Сергей Глаголев Советом Академии 27 сентября 1896 года избран и указом Святейшего Синода от 29 октября того же года за 5416 утверждён, со дня избрания, в звании экстраординарного профессора Академии. Помощник Инспектора Академии Пётр Полянский приказом Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода назначен, с 21 ноября 1896 года, на должность преподавателя греческого языка в Звенигородское духовное училище, а указом Святейшего Синода от 31 декабря того же года за 6710 – перемещён на должность смотрителя в Жировицкое духовное училище; на его место указом Святейшего Синода от 20-го марта 1897 года за 1390 определён помощник инспектора Новгородской —6— духовной семинарии, кандидат богословия, иеромонах Иннокентий (Пустынский). Помощник секретаря Совета и Правления Академии Иван Артоболевский приказом Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода определён, с 26 сентября 1896 года, на должность преподавателя Священного Писания Ветхого Завета в Вифанскую духовную семинарию; на его место резолюцией Его Высокопреосвященства от 10 ноября того же года назначен кандидат богословия Михаил Добротворский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и обязанности обер-секретаря 296 . К поименованным членам прежде других были назначены: грек Анастасий Михайлов, он же Наусий, и монах Феофил Кролик, с возведением его в иеромонаха 297 . В первоначальном составе Святейший Синод просуществовал недолго, и вообще состав его членов не долго продержался на определенной для него норме. Изменения начались с того, что 27 ноября 1722 г. умер президент Святейшего Синода, звание которого более уже и не возобновлялось. В составе вице-президентов последовала та перемена, сто первый из них, а именно архиепископ Феодосий Яновский, 13 мая 1725 года, был отрешен от этой должности за «непотребные поступки, предерзостные и непристойные слова» и сослан в Карельский монастырь на «неисходное жительство» под караулом особо назначенной стражи 298 ; место первого вице-президента занял Феофан Прокопович , переведенный с псковской на новгородскую кафедру. Вторым вице-президентом назначен, состоявший в звании советника, Феофилакт Лопатинский, посвященный 24 февраля 1723 года из архимандритов Чудова монастыря в архиепископа тверского и кашинского 299 . В составе советников и асессоров произошли свои перемены. Леонид, архимандрит Высокопетровского монастыря, 16 февраля 1722 г., назначен архиепископом сарский и подонским. Двое из бывших асессоров Святейшего Синода назначены советниками, а именно, постриженный в 1722 г. в монашество с именем Афанасия, Анастасий Кондоиди, получил это звание 25 декабря 1725 г., когда он уже после игуменства в ярославском Толгском монастыре (с 26 февраля 1722г.) состоял архимандритом ярославского Спасского монастыря (с 8 июля 1723 г.) и Феофил Кролик, назначенный на место Феофилакта Лопатинского архимандритом Чудова монастыря (с 28 июня 1723г.). Бывший асессор игумен Варлаам Овсяников, по указу государя, 5 февраля 1723 г. был арестован, затем обнажен «монашества и священства» и окончил дни свои в тюрьме Соловецкого монастыря 300 . Асессор Иоанн Семенов, Троицкий протопоп, 28 июня 1723 г. определен судьей тиунской конторы, с устранением от звания синодского асессора; на его место вызван в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Объясним выбор данного исторического промежутка. Нам известно, что учение патриарха, изложенное в Томосе Собора 1285 г., было одобрено Константинопольской Церковью на поместном уровне с. 1081-1112]. Но каково было дальнейшее отношение к этому учению уже во всей Вселенской Церкви? Не было ли оно отвергнуто или просто забыто? Особенно важно ответить на эти вопросы в связи с многочисленными эпизодами греко-латинских диалога и полемики, происходивших в XIII-XIV вв. Верхняя же граница выбранного нами временного диапазона (1723 г.) объясняется тем, что этот год стал датой обнародования последнего общеправославного догматического документа – «Послания Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере 1723 г.» стр. 219-252]. После 1723 г. Православная Церковь не выносила суждений насчет догматов, которые были бы официально одобрены абсолютно всеми Поместными Православными Церквами. Из всего сказанного становится понятно, что нам важно в первую очередь рассмотреть рецепцию учения патриарха Григория в тот период, когда Церковь формулировала свои догматы, а уже во вторую очередь можно произвести рассмотрение того, как воспринимали указанную пневматологическую систему отдельные ученые и верующие, а также группы ученых и верующих в период с 1723 г. до наших дней. После отставки патриарха Григория в 1289 г. была предпринята попытка дать оценку его учению. Эту попытку следующим образом описывает И.Е. Троицкий, подразумевая под «книгой Григория» Томос Собора 1285 г.: «Но с удалением со сцены Григория дело с его книгой не кончилось. Император назначил особую комиссию из известных своей ученостью духовных лиц и поручил ей рассмотреть ее и сообщить ему свое мнение о ее характере. Первое заседание комиссии, собравшейся в большом дворце, не удалось, благодаря жестокому землетрясению, разогнавшему членов комиссии. Второе и следующие затем заседания происходили во Влахернском дворце. После долгого и тщательного обсуждения члены комиссии пришли к заключению, что собственно в исправлении нуждается только известное изъяснение слов св. Иоанна Дамаскина, изъяснение, из-за которого возникло все дело. Но так как судьи не могли согласиться насчет способа исправления этого места, то и остановились на заключении, что лучше совсем исключить это место, чем давать ему неудовлетворительное объяснение» с. 1112].

http://bogoslov.ru/article/6168367

Наконец, монах Феофан (Кролик) посвящен сперва в иеродиакона, а потом и в иеромонаха 62 . В течение 1723 года в составе св. синода произошли некоторые перемены, Так, 24-го февраля 1723 года Феофилакт Лопатинский назначен был епископом в Тверскую епархию; 5 февраля, по именному указу, синодальный асессор Варлаам (Овсяников) был арестован по случаю производившихся о нем на генеральном дворе дел и содержался под арестом в синодальной канцелярии. По отъезде государя из С.-Петербурга, он был переведен под арест на генеральный двор. 11-го декабря обер-прокурор объявил св. синоду указ о снятии сана с игумна Овсяникова перед учинением розыска над ним. В числе асессоров мы не видим протопопа Иоанна Семенова. 28-го июня именным указом повелено было „в синодальных асессорах быть одному из С.-Петербургских протопопов Петропавловскому, а троицкого протопопа, из асессоров отрешив, определить к иному делу, какое от синода усмотрено будет“ 63 . На место Феофилакта повелено было высочайшим указом посвятить в архимандриты синодального асессора иеромонаха Феофила Кролика. Св. синод вследствие сего назначил Феофила архимандритом Чудова монастыря и синодальным советником; на место же Иоанна Семенова назначен был архимандрит Рафаил (Заборовский). В 1724 году в составе св. синода не произошло никаких перемен. Что же касается 1725 года, то 13-го января высочайшим указом постановлено было: „в С.-Петербург с содержащими годовую чреду священнослужения архиереями быть и из архимандритов, которые в чин архиерейства избираемы быть могли б, в годовой же священнослужения чреде, по две персоны, которым и заседать в св. синоде с членами по обыкновению“. Вследствие сего первыми были вызваны архимандриты: Ипатского монастыря Серапион и казанского – Спасского монастыря Иона Салникеев 64 . Особыми какими-либо преимуществами члены св. синода не пользовались. Архиереям, заседавшим в нем, предоставлено было право носить митры с крестом наверху 65 , а архимандритам, в звании советников, – золотые кресты 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В личном составе и служебном положении состоящих на службе при Академии лиц произошли в течении года следующие перемены: 7-го марта 1898 года Высочайше утвержден доклад Святейшего Синода о бытии Ректору Академии архимандриту Лаврентию Епископом Курским и Белоградским с тем, чтобы наречение и посвящение его в —5— епископский сан произведено было в С.-Петербурге. – На его место Ректором Академии указом Святейшего Синода от 13 марта того же года за 1474 назначен Инспектор Академии архимандрит Арсений. – Тем же указом Святейшего Синода помощник инспектора Академии иеромонах Иннокентий назначен исправляющим должность Инспектора, с предоставлением ему участия во всех собраниях академического Совета и Правления на правах штатного Инспектора и с производством положенного по сей должности содержания. Исправляющий должность ординарного, заслуженный профессор и член Правления Академии Петр Казанский указом Святейшего Синода от 8 ноября 1897 года за 6113 уволен, согласно его прошению, от службы при Академии. На его место в должности члена академического Правления, согласно избранию Совета Академии, резолюцией Его Высокопреосвященства от 31-го декабря 1897 года утвержден ординарный профессор Григорий Воскресенский. Ординарный профессор Николай Каптерев, прослуживший при Академии в штатных преподавательских должностях 25 лет, указом Святейшего Синода от 27 января 1898 года за 482 утвержден в звании заслуженного ординарного профессора Академии. Экстраординарные профессора Василий Кипарисов, Иван Корсунский и Василий Соколов избраны Советом Академии в звание ординарных профессоров, а доценты Анатолий Спасский, Василий Мышцын и Иван Попов (утвержденный в должности доцента Академии резолюцией Его Высокопреосвященства от 20 октября 1897 года) – в звание экстраординарных профессоров Академии (Кипарисов и Спасский 1-го декабря 1897 года, Корсунский и Мышцын – 9-го июня 1898 года, Соколов и Попов – 7 августа того же года) и утверждены в этих —6— званиях со дня избрания указами Святейшего Синода от 27 января, 31 июля и 12 сентября текущего 1898 года за 483, 4150 и 5146. – Из них ординарный профессор Василий Кипарисов указом Святейшего Синода от 12 июня 1898 года за 2944 уволен, согласно его прошению, от службы при Академии вследствие тяжкой болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010