530. Чрезвычайное собрание=Чрезвычайное епархиальное собрание духовенства и мирян Кишиневской епархии, состоявшееся в г. Кишиневе 19–25 апреля 1917 г. Кишинев, 1917 (прил. к Кишиневским ЕВ). 531. Шавельский=Шавелъский Г.[И.], протопресв. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. Т. I. 532. Шкаровский. Иосифлянство=Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ «Мемориал», 1999. 533. Шкаровский. Петербургская епархия=Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат: 1917–1945. СПб., 1995. 534. Шмарин Петр» диак. На похоронах у баптистов//Тамбовские ЕВ. 1906. 10. С. 529–539. 535. Экземплярский. О направлении=Экземплярский В.И. О направлении церковной реформы. (Из доклада, читанного в закрытом собрании Киевского религиозно-философского об-ва)//ХМ. 1917. 9–10. С. 90–111; 11–12. С. 3–9. 536. Экземплярский. Свобода =Экземплярский В.И. Свобода//ХМ. 1917. 3–4. С. 187–190. 537. Энгельгардт=Энгельгардт Н.[А.] Нищие богачи//НВ. 1912. 13108 (8 сент.). С. 4. 538. Balasov (1)=Balasov N. Esiste una «lingua della preghiera»?//La Nuova Europa. Milano, 1998. 1. P.61–77. 539. Balasov (2)=Balasov N. Lingua della liturgia, lingua della missione//La Nuova Europa. 1998. 2. P. 35–53. 540. Billington=Billington J.H. The case for orthodoxy//The New Republic. 1994, May 30. P. 24–27. 541. Filius Ecclesiae=Filius Ecclesiae. Quaedam pia desideria//РдСП. 1907. 23. С. 135–142. 542. Manuil IV=Manuil [Lemesevskij], metropolit. Die russischen orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Erlangen: Oikonomia, 1986. Teil IV. 543. N., миссионер=N., миссионер. О церковно-богослужебном языке//МО. 1907. 9. С. 1325–1326. 544. NN.=NN. Наблюдения и заметки сельского священника//РдСП. 1917. 18. С. 512–514. 545. P.S.=P.S. Посильная добавка к важному вопросу (По поводу статьи «Насущная потребность нашего времени»)//Ст. 1903. 8. С. 177–187. 546. Semper idem=Semper idem. [Коринфский АЛ. ?] Обмирщение религиозных начал//MB. 1900. N2 52 (22 февр.). С. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«За Веру, Царя и Отечество». Худ. Д. ШМАРИН - Какое в условиях тогдашних страшных гонений было отношение у отцов, пастырей и архипастырей Церкви, к поругаемым Вере, Царю и Отечеству? - Исповедническое! Они были непримиримы к ересям, расколам, обновленчеству. В то время, когда была подписана известная декларация, отец Пимен, став иеромонахом, был как бы на покое и только регентовал на службах, пока Патриарх Сергий не отошел в вечность. Позицию сергианства он не принял, хотя и близко общался с архиереями. И потом, мы все знаем завещание Патриарха Пимена: чтить наш церковнославянский язык, святоотеческий календарь и не признавать «восьмой вселенский собор», если таковой состоится. Открыто, как сейчас, о многих вещах тогда не говорилось, но делалось все для того, чтобы как можно больше, исходя из сложной обстановки, укрепить Православие, Россию, сохранить то, что осталось. А к Царю - какое еще могло быть отношение, если сказано, мы знаем, митрополитом Владимиром Киевским, будущим священномучеником: «Священник-немонархист недостоин стоять у престола»? И Патриарх Тихон говорил, что после убийства Царя у нас Церковь - плачущая, и постановил ежегодно, в день Воздвижения Животворящего Креста Господня, проводить чины покаяния и молебны о возрождении Монархии. Отец Пимен, конечно, следовал этому святоотеческому курсу, но все настолько непросто было... Ведь и в тюрьме он не один раз сидел за свои взгляды. (Первый арест - в апреле 1932 г.; затем - в 1937 г. приговорен к принудительным работам на строительстве канала Москва -Волга, пребывал в Дмитлаге; 1938 г. - выслан в Узбекистан; 1945 г. - новый арест, доставлен по этапу в Воркуто-Печорский лагерь (Воркутлаг), в сентябре 1945 г. освобожден по амнистии, что фактически спасло ему жизнь, т. к. на тот момент иеромонах Пимен был болен туберкулезом позвоночника и в лагере бы не выжил. - Примеч. ред.). А сколько он с теми людьми общался, которые стали Новомучениками и Исповедниками! И, как я уже сказал, в лавре он устроил приделы в трапезном храме в честь именно тех святых, прославление которых самым непосредственным образом связано с Царем Мучеником Николаем II.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

132 Попов И. (1). 727. Известный общественный деятель и светский богослов А.А. Киреев тоже усматривал причину отхода православных в «штунду» в том, что наши чудные молитвы оказались непонятными для простонародья – «форма убивает сущность» (Киреев. 388). Ср. также: Квятковский. 572–573; Тихомиров К. (1916). 125. 134 Шмарин. 539. Ср. похожие мысли молодого сельского благочинного из Полоцкой епархии: Покровский В. 239; ответ ему со стороны старшего по возрасту собрата: Несправедливые обвинения. 358, а также: Гумилевский Н. 32–33. 138 Лиховицкий (1). 394. Ср. аналогичный отклик редакции казанского журнала на предложение архиеп. Варшавского Никанора (Каменского) перевести литургию на польский язык: Литургия на польском; ср. также: Аполлосов. 215 (Михаил Васильевич Аполлосов – священник с. Шаталовки Нижнедевицкого у. Воронежской еп., член Губернской ученой архивной комиссии); Иванов И. ; Статиров. 198; Православный. 550; N., миссионер. 1326; Приходский священник. Русский язык. 3; Священник. О церковном чтении. 3; Церковное обозрение, 164; Ивановский. 78; и др. 140 См.: РГИА. Ф. 799. Оп. 8. Д. 664 (гагаузский яз., часослов и акафисты, 1907); 711 (литовский яз., литургия Иоанна Златоуста , 1908); 64 за 1912 г. (монгольский яз., только в первонач. описи, дело выбыло); 923 (осетинский яз., богослужебные книги, 1911); 908 (французский яз., молитвослов и последование венчания, 1911); 715 (чешский яз., молитвослов, служебник, литургия Иоанна Златоуста , 1908–1911); 751 (шведский яз., молитвенник и литургия Иоанна Златоуста , 1911); 953 и 1108 (то же, чинопоследования различных треб, 1912 и 1914); 1146 (то же, чин како приимати приходящих к Православной Церкви из лютеранского вероисповедания, 1914). 144 Мясников. 334–335. Справедливость требует отметить, что Н.И. Ильминский , сделавший так много для перевода богослужебных книг на инородческие языки, был решительным противником всякого поновления церковнославянского языка. Поэтому на труды Ильминского (извлекая из них соответственно нужде разные цитаты) порою ссылались в начале XX в. как сторонники, так и противники богослужения на русском языке. О противоречивом характере взглядов Ильминского писали и в изучаемый нами период. См.: Палицкий 1914. 139.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Наступила война. Родители Глеба уехали в Томск, а Глеба как призывника не отпустили. Он остался один в Москве, по-прежнему часто приезжал к нам в Никольское. Когда мама ночью дежурила (она работала медсестрой в комнате матери и ребенка на Курском вокзале), то он ночевал у нас, потому что нам на ночь приходилось уходить в щель, — так назывался ровик во дворе, в котором мы вместе с соседями прятались от бомбежек, которые были каждую ночь в определенное время. Однажды когда мы все вместе с хозяевами стояли в сенях нашего дома, где-то рядом упала бомба. Дом немножко поднялся, и мне казалось, что сейчас он опустится вместе с нами. Но он не опустился, то есть опустился благополучно, и мы все остались живы. Глеб в то время дежурил в противопожарной охране своего дома и часто во время бомбежек бывал на крыше, где вместе с другими ловил зажигательные бомбы и предотвращал пожары. В августе 1941 года Глеб был призван в армию. Прощаясь с ним, я проводила его до площади Курского вокзала. С нами был еще Николай Федорович Шмарин, который какое-то время жил у них в квартире. Да, здесь мы с ним поцеловались. Я как-то немножко смущалась, думала, как я буду с ним целоваться при Николае Федоровиче. Но все это получилось как-то спокойно, тихо, и мы расстались. Глеб уехал. На следующий день он ушел в армию и был отправлен на Урал, где проходил подготовку на курсах связистов. Всю войну у нас была постоянная переписка, причем она была настолько регулярной, что письма мы нумеровали, чтобы знать, какое письмо пришло и какое пропало. В моей старой записной книжке можно найти номера писем, которые я ему отправляла в те годы, и даты их отправления. Возвращаясь назад, я хочу сказать, что мы с мамой 16 октября 1941 прибежали в Москву. Шестнадцатого октября — это был такой день, когда немцы стояли около самой Москвы, совсем недалеко от того места, где мы сейчас живем (Ховрино). И все бежали. Это был такой день, когда можно было, как говорится, голыми руками взять Москву. Но, слава Богу, святители Московские, празднование которых было 18 октября, спасли Москву, и на другой день уже все опомнились.

http://pravmir.ru/vospominaniya-ob-ottse...

Художник Дмитрий Шмарин. " 1919 год. Красные пришли " ЖМП 08 август 2018 /  10 декабря 2018 г. 10:07 Убит за то, что поп Документы Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России о гонениях на духовенство. Гражданская война, полыхавшая в стране на протяжении нескольких лет, сопровождалась невиданным ранее террором среди мирного населения. Его жертвами стали сотни тысяч ни в чем не повинных людей. Среди них немалую долю составляли священнослужители и верующие миряне, единственная вина которых состояла в твердом исповедании православной веры. Специально для расследования преступлений большевиков, в том числе в отношении духовенства, в конце 1918 года была создана Особая комиссия по расследованию злоде­яний большевиков при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России. Документы комиссии представляют собой ценный источник по истории антихристианских гонений в XX веке. PDF-bepcuя Цели Особой комиссии Особая комиссия по расследованию злоде­яний большевиков при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России (далее — Особая комиссия, комиссия) была организована приказом Главнокомандующего 31 декабря 1918 года с целью выявления «сущности большевизма» перед лицом мировой общественности, формирования фактической основы для обоснования миссии белых как защитников России и мира и укрепления их позиций как внутри страны, так и за рубежом. Деятельность Особой комиссии проходила в два этапа. Сначала ее аппарат в местах, освобожденных от большевиков, устанавливал и в определенном порядке фиксировал факты, свидетельствовавшие о преступном характере новой власти, развернутом большевиками красном терроре. На следующем этапе этот материал использовался как информационная база для формирования мнения мировой общественности. Инициатива создания Особой комиссии была одобрена представителями союзников — английской и французской миссий при генерале А. И. Деникине1. В первую очередь Особая комиссия расследовала действия карательных органов советской власти и устанавливала обстоятельства казней и расстрелов, осуществлявшихся при проведении политики красного террора2. По материалам, собранным в результате, было опубликовано более 40 расследований3. Позже, по мере укрепления большевиков и институционализации их власти, комиссия расширила спект своих задач, в число которых вошел поиск сведений о деятельности советских учреждений в различных областях: управление, суд, народное образование, экономика, свобода совести, слово, союзы и собрания, отношение к религии — с целью демонстрации антигосударственной и античеловеческой политики большевизма4. Выявлялись «действия большевиков, связанные с ликвидацией “органов судебной власти, регулируемых законом”, и подменой их “безответственными трибуналами”, руководимыми “революционной совестью”».

http://e-vestnik.ru/history/ubit_za_to_c...

В музее-заповеднике «Царицыно» откроется юбилейная выставка Союза русских художников 28 марта, 2013. Новостная служба Цель масштабной выставки – показать, как заложенные 100 лет назад традиции продолжались русскими художниками на протяжении всего ХХ века, и кто является их преемниками в наши дни. 28 марта. ПРАВМИР. 4 апреля 2013 года в Большом дворце Государственного музея-заповедника «Царицыно» откроется юбилейная выставка «Союз Русских Художников. История продолжается». Стожаров В. Муфтюга. Большая вода. 1966 Цель масштабной выставки – показать, как заложенные 100 лет назад традиции продолжались русскими художниками на протяжении всего ХХ века, и кто является их преемниками в наши дни. Выставочная коллекция будет включать более 400 художественных произведений. Произведения мастеров советского периода, предоставлены наследниками авторов и никогда ранее не демонстрировались широкой публике. Нынешние участники объединения представляют лучшие силы отечественной реалистической школы живописи. Практически все из них носят звания академиков и народных художников России. На открытии выставки состоится закрытый показ документального фильма «100 лет общей истории», снятого специально к юбилейной дате, а также презентация книги об одном из создателей Союза Русских Художников в 1903 году Василии Переплётчикове. Выставка будет работать до 26 мая 2013 года. Цыплаков В. Вечер (На Коровинской даче). 1948 Пластов А. Жнец. 1951 — 52 гг. С. Смирнов.Пригревает.2012 Г. Чайников. Павловский платок. 2003 х-м 127x90.jpg Г. Чайников. Павловский платок. 2003 Шмарин Д. Прощание.Осень 1919 года. 2008 Петрова Э. Весеннее солнышко 2008     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 ноября, 2023 11 октября, 2023 21 апреля, 2023 19 октября, 2021 21 августа, 2021

http://pravmir.ru/v-muzee-zapovednike-ca...

Дмитрий Шмарин. Трагедия Белого Крыма. 1989 г. Да, конечно, и в царской России случались катаклизмы, только масштабы потерь несопоставимы. Например, от голода и холеры в 1891-1892 годах при Александре III погибли 375 тыс. человек, интеллигенция говорила: «Царь-голод». По всем составам преступлений, включая уголовные, а также преступления, за которые судили военно-полевые суды, в Российской империи почти за сорок лет, в 1875-1913 годах были казнены, со всеми допусками и преувеличениями, не более 10 тыс. человек – сравните с миллионом расстрелянных «контрреволюционеров». За 30 лет, в 1885-1915 годах в России в тюремной системе гражданского ведомства умерли 126 тыс. человек, это при низком уровне медицины и отсутствии антибиотиков – теперь сравните с двумя миллионами погибших заключенных советских тюрем и лагерей (это без раскулаченных). А как оценить постоянное принуждение к жизни во лжи и лицемерии, опустошавших человеческие души и убивавших в человеке его духовное самостояние?.. Побуждения к доносительству, к смене убеждений по команде в соответствии с очередным решением партийно-политических органов?.. Нужно было демонстрировать лояльность, энтузиазм, преданность, изображать из себя «беспартийного большевика» – или быть им по убеждениям. Конечно, всё это имело необратимые последствия. Таким образом, если бы не уехали – результат предсказать нетрудно. Особенно если учесть, что, например, на Среднем Урале в рамках репрессивной политики бывшим чинам Белых армий выносили смертные приговоры в том числе с формулировкой «в будущем для советской власти – пользы не принесет» . Иван Алексеевич Бунин в своей знаменитой речи 1924 года ответил на вопрос, почему не остались: «Мы так или иначе не приняли жизни, воцарившейся с некоторых пор в России, были в том или ином несогласии, в той или иной борьбе с этой жизнью и, убедившись, что дальнейшее сопротивление наше грозит нам лишь бесплодной, бессмысленной гибелью, ушли на чужбину» . Знак в память о жертвах красного террора в Крыму

http://pravmir.ru/russkie-belyie-emigran...

Так проходило время. С Глебом мы продолжали встречаться, но, как мне казалось, для него я была всегда только сестрой и самым близким человеком. Это можно видеть по надписям на его фотографиях, которые он мне дарил: Сестре, твой брат. Началась война. Родители Глеба уехали в Томск, а его как призывника не отпустили. Он остался в Москве один, по-прежнему часто приезжал к нам в Никольское. Когда мама ночью дежурила, то он ночевал у нас. На ночь нам приходилось уходить в «щель» — так назывался ровик во дворе, в котором мы вместе с соседями прятались от бомбежек, а они бывали каждую ночь в определенное время. Однажды, когда мы с хозяевами стояли в сенях, где-то рядом упала бомба. Было ощущение, что дом немножко поднялся, и мне казалось, что сейчас он опустится вместе с нами, но все обошлось благополучно, и мы остались живы. Глеб дежурил в противопожарной охране своего дома и часто во время бомбежек вместе с другими на крыше ловил и гасил зажигательные бомбы. Война В августе 1941 года Глеб был призван в армию. Прощаясь с ним, я проводила его до площади Курского вокзала. С нами был еще Николай Федорович Шмарин, который какое-то время жил у них в квартире. Да, здесь мы с Глебом поцеловались. Я как-то немножко смущалась, думала, как я буду с ним целоваться при Николае Федоровиче. Но все это получилось как-то естественно, тихо, и мы расстались. Глеб уехал. На следующий день он был отправлен на Урал, где проходил подготовку на курсах связистов. Читайте также: Протоиерей Глеб Каледа Записки рядового Всю войну между нами шла постоянная переписка, причем она была настолько регулярной, что мы нумеровали письма, чтобы знать, какое письмо пришло и какое пропало. В моей старой записной книжке можно найти номера писем, которые я отправляла Глебу в те годы, и даты их отправления. 16 октября 1941 мы с мамой из Никольского приехали в Москву. Немцы были на подступах к столице. Тогда большинство бежало из Москвы. Это был день, когда можно было, как говорится, голыми руками взять Москву. Но, слава Богу, святители Московские , празднование которых было 18октября, спасли город, и уже на следующий  день ситуация изменилась.

http://pravmir.ru/o-nashej-zhizni-s-otco...

Вспомним два последних примера - нашумевшая выставка «Осторожно – религия!» и «Дети Розенталя», этакие «творческие» попытки преодолеть последний рубеж обороны, когда человек еще чувствует себя человеком. В первом случае полностью унизить религию, во втором - чисто «культурная» акция в нужной постановке, чтобы осрамить Большой академический театр. При этом теперь даже не важно, сколько проживет на сцене этот шедевр театрального искусства. - Но есть определенные формулы, такие как “искусство для искусства”, далее “для народа”, “для политики”...? Шмарин Д. А. - За Великую, Единую и Неделимую Россию - Скорее для политики. Народ беден и его никто не слышит. А что касается «искусства для искусства», то есть точка зрения, что у нас зарождаются некие новые формы - подобный тезис используют «актуальные» пропагандисты, когда выплескивают свои инфантильные детские комплексы на всеобщее обозрение. Это их дело, но не на государственном уровне, ведь Большой театр еще и Академический, а это классическая культурная преемственность, и, мне думается, «Дети Розенталя» - акция с подачи министерства культуры старого идеологического состава во главе со Швыдким. Хотя и новый состав внушает мало доверия. Выставку «Православная Русь» открывал министр культуры вместе с Патриархом, а в новостях канала «Культура» этот сюжет на полторы минуты шел пятнадцатым, после покраски красного поросенка на «Биенале». Складывается впечатление, что все наше наследие просто гибнет, накопленный веками потенциал иссякает, и редкие энтузиасты вроде нас просто не в силах остановить этот разрушительный процесс. Вот нам ещё сорок лет такого прозябания - и всё, мы больше не поднимемся вообще. - Еще бы знать, куда и откуда подниматься, впрочем, народ сейчас ориентируется в происходящем куда лучше, чем десять лет назад. - В любом случае нужен проект, без которого русскому народу мобилизоваться трудно. Это дело мы обсуждали и пришли вот к чему: проистекают два направления развития. Первый - цивилизация знаний и культуры. Рубеж индустриальный в какой-то мере пройден, то есть не требуется всем выходить на рытье каналов. И если значительная часть населения на Западе трудится в сфере услуг, то наши люди могут работать в сфере накопления и передачи знаний, культуры.  Ведь это основание, на котором могут стоять последующие поколения, и своё «актуальное» искусство развивать на базе двух-трёх тысячелетнего наследия, а не на базе нынешнего «актуального» искусства, где уже трудно что-то придумать.

http://pravoslavie.ru/4615.html

А так – получается и не реализм вовсе, а — «идеализм». Тупиковый путь. Сделать шаг Когда видишь что-то, выбивающееся за рамки, установленные самими молодыми художниками – приятно удивляешься. О мастерах я здесь не говорю – их великолепные работы видны сразу, притягивают к себе, а потом долго не отпускают… «Лера» Наталья Зайцевой – редкий случай представления современных реалий. Историческая «Княжеская дружинная» Виталия Графова – не привычное сегодня елейное изображение благочестивых «добрых молодцев», — а попытка представить, какими могли быть княжеские дружинники, всю свою, как правило, короткую, жизнь проводящие в военных походах… Виталий Графов, " Княжеская дружина " . Неприятно, когда художник берет историческую тему для галочки, к дате. Особенно если это тема Великой Отечественной. Тогда получается… Ничего хорошего не получается. Другое дело, если художник стремится высказать – свои мысли, чувства по поводу, и – перед тем как приняться за работу, тщательно изучит материал. Работе «Дороги войны» Максима Фаюстова – веришь, в ней нет и намека на фальшь, придуманность. Наверное, еще и потому, что Фаюстов в свое время ездил в творческие поездки в Чечню, в Осетию и видел последствия современной войны собственными глазами. Анна Боганис " Введение во храм " Очень искренняя, светлая работа Анны Боганис «Введение во храм». Она пишет интерьер храма не потому, что сегодня «так принято», а — делится своими материнскими радостными переживаниями. Андрей Алёхин " Теркский берег " Работы Андрея Алехина — эпический сказ о Севере, с суровыми, небогатыми по цвету но вместе с тем живописными пейзажами. Виталий Зотин, " Тобольск " . О художественном поиске говорят работы Виталия Зотина «Тобольск. Топят печи», «Тобольск». На самом деле нынешняя отчетная выставка нового Союза русских художников получилась интереснее прошлогодней. Если бы еще молодые художники не формально, а искренне восприняли традиции своих предшественников и сделали шаг вперед… Дмитрий Шмарин, " Кавказ " . Текст и фото — Оксана Головко

http://pravmir.ru/beskonechnaya-derevnya...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010