Новосёловым». Томск, 1998, стр. 9–38. 139  Эти слова приписаны Обер-прокурору Св. Синода В.К. Саблеру (сообщ. о. Пётр Первушин; см.: Второй Новосёловский архив (2НА). П. 3, стр. 636). 140  См.: С.М. Половинкин. МДА от февраля к октябрю 1917 г. – «Начала». 1993. По всей видимости, конспекты лекций и все разработки деятельности легальной Даниловой академии находились в конфискованном Первом Новоселовском архиве (1НА); небольшая часть общих дел находится в 2 НА. п. 18, стр. 1–592. 141  Определённо известно, что постриг происходил в Даниловом монастыре тайно. Архим. Даниил (Климков) указывал время пострига 1918 г., а прот. Пётр Первушин – зиму 1920–1921 гг. См.: 2НА. П. 3, стр. 640–642. 142  «Параллельный Синод» возник в 1921 г. как реакция на бездействие Патриаршего Синода по отношению кампании изъятия церковных ценностей. Первоначально в него входили: архиеп. Феодор (Поздеевский) , еп. Амвросий (Полянский), митр. Серафим (Чичагов) и др. После выхода из Синода еп. Амвросия и митр. Серафима в 1924 г. из-за разного отношения к компромиссам Патриарха Тихона, Синод пополнился единомышленниками. См.; 2НА. П. 9, стр. 27–37. 143  Даниловская группа» выросла из единомышленников «Параллельного Синода»: архиеп. Феодор (Поздеевский) – председатель; еп. Стародубский Дамаскин (Цедрик) – представитель архиеп. Димитрия (кн. Абашидзе, с конца 20-х годов, схиархиеп. Антоний, глава «украинской группы»), позже представитель «иосифлян»; еп. Чистопольский Иоасаф (Удалов); еп. Серпуховский Арсений (Жадановскии) ; еп. Дмитровский Серафим (Звездинский) ; Вязниковский Николай (Никольский); еп. Ковровский Афанасий (Сахаров) ; еп. Суздальский Григорий (Козырев); еп. Лубненский Аркадий (Остальский) ; еп. Краснохолмский Сергий (Кудрявцев); еп. Тамбовский Зиновий (Дроздов); еп. Липецкий Уар (Шмарин); еп. Осташковский Гавриил (Аболымов); еп. Ананьевский Парфений (Брянских) – представитель «украинцев»; и ещё 8 епископов (см. 2 НА. П. 9, стр. 38–104). Ср.: Митр. Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20–30 годов XX столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

— Такого количества новомучеников, как в Казахстане, наверное, нет больше нигде? — Да. В Сибири, к примеру, значительно меньше. Это и объяснимо. Сибирь была отведена для депортации в период коллективизации в конце 1920-х — начале 1930-х годов, туда ссылали больше крестьян, кулаков, а в Казахстан — больше верующих. В августе этого года прославили нового святого — протоиерея Василия Носова. Его канонизировала Челябинская митрополия , поскольку он там служил и пострадал за веру. Но мы его тоже считаем своим, казахстанским, поскольку до революции он служил в Кустанайском уезде. Поэтому внесли его в базу данных «Туркестанской Голгофы». — Есть ли у вас запомнившиеся судьбы ­осужденных? — Как правило, когда я работал над базой, мой рабочий день складывался так: я садился с утра за компьютер и в девять вечера вставал из-за него и шел рассказывать семье о том, что меня поразило и потрясло. И это было почти каждый день. Чего только стоят истории о том, как будущие священники воевали! ­Запомнилась одна фантастическая биография, когда человек трижды бежал — два раза с этапа, один раз из зоны — и каждый раз попадался. Таких историй очень много. Можно книгу писать. Москва — Алматы Глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр Время гонений ХХ столетия явило миру сонм мучеников, исповедников и подвижников благочестия, которые воплотили своей жизнью высочайший нравственный идеал христианства и дали нам образец нравственного совершенства, мужества, незамутненного видения вечного смысла жизни. Их жизнь, их твердое стояние за веру явились солью земли (см. Мф. 5, 13) и светом миру (см. Мф. 5, 14), помогли Церкви пройти этот исторический отрезок времени. Собор Казахстанских новомучеников и исповедников объ­единил в себе верных сынов и дочерей нашей Церкви из самых разных губерний бывшей Российской империи — от Балтики и Черного моря до Тихого океана. В мартирологе Великой степи содержатся имена таких известных иерархов, как митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) — несгибаемый, бескомпромиссный борец за святость и чистоту Православия; архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) — хирург с мировым именем, профессор медицины, лауреат Сталинской премии, автор многих уникальных научных работ; архиепископ Костромской Никодим (Кротков), архиепископ Омский Алексий (Орлов), архи­епи­скоп Воронежский Захария (Лобов), епископ Липецкий Уар (Шмарин), епископ Ивановский Борис (Воскобойников), епископ Дмитровский Серафим (Звездинский), архиепископ Херсонский Прокопий (Титов), епископ Подольский Амвросий (Полянский) и многие другие. Где бы ныне ни жил православный христианин — в Центральной России, на Дальнем Востоке или в Сибири, на Украине, в Прибалтике, Беларуси, — с Казахстаном его епархию, приход, родной храм особым образом всегда будет связывать имя того или иного страдальца Христова, пролившего на этой земле свою кровь или отбывавшего здесь тюремные сроки в ссылках и лагерях.

http://e-vestnik.ru/analytics/antimins_e...

Трифон (Туркестанов) с 2.06.1916 на покое (б. еп. Дмитровский, вик. Московской епархии); с 1923 г. в сане архиепископа; с 14.07.1931 в сане митрополита; † 14.07.1934. Трофим (Якобчук) 4.11.1922 хирот. во еп. Бирского, вик. Уфимской епархии; с нояб. 1923 г. еп. Сызранский; с кон. 1924 г. на покое. Уар (Шмарин) 20.08.1926 хирот. во еп. Липецкого (правящий); с 17.09.1935 на покое; убит 23.09.1938. Сщмч. Фаддей (Успенский) с 21.12.1908 еп. Владимиро-Волынский, вик. Волынской епархии; с 1922 г. архиеп. Астраханский; с 27.06.1927 архиеп. Пятигорский; с 27.10.1927 архиеп. Саратовский; с 1928 г. архиеп. Калининский и Кашинский; с 18.10.1936 архиеп. Костромской; с 1937 г. в заключении; расстрелян 1.01.1938. Феодор (Власов) в 1922 г. тайно хирот. во еп. Новозыбковского; † 19.12.1924. Феодор (Гаюн) 5.08.1992 хирот. во еп. Почаевского, вик. Тернопольской епархии; с 17.04.1997 еп. Каменец-Подольский и Городский. Феодор (Лебедев) с 16.10.1917 еп. Прилукский; † 1919. Феодор (Маковецкий) в 1921 г. хирот. во еп. Масальского, вик. Калужской епархии; † 1926. Феодор (Поздеевский) с 1917 г. на покое (б. еп. Волоколамский, вик. Московской епархии); глава т. н. «даниловской оппозиции»; с 1922 г. в ссылке; с авг. 1923 в сане архиепископа; с 1924 г. в заключении; 1925–1937 в ссылке; расстрелян 23.10.1937. Феодор (Смирнов) 23.09.1935 хирот. во еп. Пензенского; с сент. 1936 г. епархией не управ.; с нач. 1937 г. в заключении; расстрелян 4.09.1937. Феодор (Текучев) в 1943 г. хирот. во еп. Аргентинского; с июля 1952 г. еп. Сан-Францисский и Калифорнийский; с нояб. 1956 г. на покое; † 3.04.1985. Феодор (Яцковский) 23.03.1924 хирот. во еп. Устюжского, вик. Новгородской епархии; с 1926 г. на покое; с 1.03.1929 еп. Новоторжский, вик. Тверской епархии; с 3.04.1930 еп. Олонецкий и Петрозаводский; с 9.07.1934 в сане архиепископа; с 30.11.1935 архиеп. Псковский; с 11.08.1936 архиеп. Владимирский; с 3.03.1937 сведений нет. Феодосий (Вощанский) 22.07.1926 хирот. во еп. Винницкого, вик. Подольской епархии; с 9.05.1928 еп. Лужский, вик. Ленинградской епархии; с 24.04.1929 еп. Могилевский; с апр. 1933 г. еп. Краснодарский; с 1933 г. в заключении; † 1937.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Отец Тихон был добросовестным и ревностным пастырем, он много молился и часто служил. Приветливый и отзывчивый на людское горе, он всегда мог утешить пришедшего к нему с бедой человека. Отец Тихон был человеком решительным и твердым, и в его присутствии невозможно было выразиться грубо или непотребно — он всегда в этих случаях останавливал и делал замечание. При всем том он был немногословен и сдержан. За безупречное и ревностное служение священник был возведен в сан протоиерея. В 1928 году власти закрыли храм в селе Троекурово и решили записать священника в кулаки, чтобы затем раскулачить и отобрать все имущество. Но в сельсовете многие относились к отцу Тихону с большим уважением, и один из служащих сельсовета пришел к нему домой и сообщил, что задумали относительно священника власти. — Чем мы будем ждать, когда придут и вышвырнут нас из дома, — сказала решительно Хиония Ивановна, — лучше сейчас собрать все необходимое и уехать на первое время в Лебедянь. Отец Тихон с ней согласился. Они собрали самые необходимые вещи, запрягли лошадь в маленькие крестьянские сани, и тот же член сельсовета, который предупредил о раскулачивании, отвез их в город. Первое время они снимали угол на квартире, а затем маленькую комнату. Епископ Липецкий Уар (Шмарин) направил отца Тихона служить на приход, расположенный в трех километрах от Лебедяни; здесь он прослужил около года, а затем власти и здесь храм закрыли. Это было время, когда властями по всей стране была развернута кампания по закрытию храмов. Епископ Уар направил священника в храм в селе Ильинском, но и здесь храм вскоре закрыли, и тогда епископ направил его в храм в селе Патриарши, где священник прослужил около года, а затем и здесь храм был закрыт. В Патриарши к отцу Тихону приехал посланец от прихода храма, расположенного в селе Куймань, и предложил ему пойти служить к ним. Получив благословение епископа Уара, отец Тихон переехал в Куймань. Это было большое село, населенное преимущественно благочестивыми и глубоко верующими крестьянами, так что храм во время служб всегда был полон молящихся. Отдельного дома здесь для священника уже не было, и отец Тихон снимал маленькую избушку в крестьянском дворе у Андрея и Елены Ждановых; между семьями крестьянина и священника сложились добрые христианские отношения, полные взаимной любви и мира. Здесь отец Тихон прослужил до ареста. Старшие дети разъехались, с родителями осталась жить только младшая дочь Елена, а в 1936 году после смерти мужа к ним переехала дочь Ирина, у которой было четверо маленьких детей.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

05(18).12.1932–1932: Орехово-Зуевская (обн.) 1932–1934: Тульская (обн.) 1934–27.12(09.01).1935: Воронежская (обн.) 27 .12(09.01).1935–23.06(06.07).1938: Московская (обн.) 1936–1937: Тульская (обн.), паки Тихон Рождественский 16(29).11.1925–16(29).09.1927: Демянская 16(29).09.1927–1930: Великолукская и Торопецкая 08(21).05.1934–1937: Череповецкая Тихон Русинов 30 .10(12.11).1922–07(20).04.1924: Усть-Медведицкая (обн.) 21 .06(04.07).1924–09(22).12.1925: Усть-Медведицкая 21 .06(04.07).1924–09.12.1925: Волгоградская, в. у. 1925–1931: Сталинградская (григ.), в. у. 09(22).12.1925–04(17).12.1931: Усть-Медведицкая (григ.), в. у. 29 .06(12.07).1932–13(26).02.1933: Ижевская 31 .01(13.02).1933–14(27).07.1935: Витебская (Полоцко-Витебская) 27 .07(09.08).1935–09.1937: Полтавская Тихон Тихомиров 22 .03(04.04).1920–1922: Череповецкая 1922–1924: Череповецкая, паки 1924–1927: Кирилловская 1928–1928: Угличская(?), в. у. Тихон Троицкий 1938–1941: Берлинская и Германская, (заруб.) 1940–1941: Сан-Францискская (заруб.) Тихон Шарапов 09(22).03.1925–04(17).03.1934: Гомельская 1925–1925: Могилевская, в. у. 04(17).03.1934–08(21).05.1934: Череповецкая 17(30).07.1936–20.09(03.10).1937: Алма- Атинская 1937–1937: Петропавловская (Омское вик.), в. у. Товия Остроумов 14(27).11.1944–01(14).03.1957: Свердловская 1945–1945: Кировская, в. у. Трифон Туркестанов 01(14).06.1914–01(14).09.1914: Московская и Коломенская, в. y., паки Трофим Якобчук 04(17).11.1922–29.07(11.08).1923: Бирская 11(24).08.1923–30.11(13.12).1923: Оренбургская, в. у. 18(31).11.1923–22.04(05.05).1924: Сызранская 05(18).05.1924–1924: Ярославская, в. у. 1925–: Хабаровская Ижевская 1925–: Воткинская, в. у. 1925–1925: Ковровская, в. у. –1926: Краснодарская и Кубанская 1930–1931: Благовещенская, в. у. Уар Шмарин 20 .08(02.09).1926–04(17).09.1935: Липецкая Фаддей Успенский 21 .12(03.01).1908–1921: Владимиро-Волынская 02 .1917–: Владикавказская, в. у.(?) 1921–1922: Житомирская 25 .12(07.01).1921–06.1927: Астраханская 27 .06(10.07).1927–27.10(09.11).1927: Пятигорская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

в/у ЧЕЛЯБИНСКАЯ 04(17)03.1950 01(14)03.1957 в/у КУРГАНСКАЯ ПЕРМСКАЯ 01(14)03.1957 22.04(05.05)1957 Трифиллий Инихов НИЖЕГОРОДСКАЯ 17.01.1697 20.07.1699 КРУТИЦКАЯ 20.07.1699 28.06.1702 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 16.10.1700 16.12.1701 в/у МОСКОВСКАЯ 16.10.1700 16.12.1701 Трифон ЛУЦКАЯ 06.12.1331 (1335) Св. Трифон ЯРОСЛАВСКАЯ 13.05.1462 06.08.1467 Трифон (Митрофан) Дубина КРУТИЦКАЯ 14.07.1499 Трифон Ступишин ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 10.03.1549 ПОЛОЦКАЯ 06.04.1563 Трифон, кн. Туркестанов ДМИТРОВСКАЯ 01.07.1901 02.06.1916 в/у МОСКОВСКАЯ 26.04.1910 26.06.1910 в/у МОСКОВСКАЯ, паки 01.06.1914 01.09.1914 Трофим Якобчук БИРСКАЯ 04(17)11.1922 29.07(11.08)1923 в/у ОРЕНБУРГСКАЯ 29.07(11.08)1923 06(18)11.1923 СЫЗРАНСКАЯ 06(18)11.1923 22.04(05.05)1924 в/у ЯРОСЛАВСКАЯ 22.04(05.05)1924 ХАБАРОВСКАЯ 03.1926 Сщмч. Уар Шмарин ЛИПЕЦКАЯ 17(20)08.1926 26.05(08.06)1935 Сщмч. Фаддей Успенский ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 21.12.1908 28.02(13.03)1922 в/у ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ 09.1916 28.02.1917 в/у ЖИТОМИРСКАЯ 031918 28.02(13.03)1922 АСТРАХАНСКАЯ 28.02(13.03)1922 13(27)06.1927 ПЯТИГОРСКАЯ 13(27)06.1927 14(27)10.1927 САРАТОВСКАЯ 14(27)10.1927 11.1928 ТВЕРСКАЯ 11.1928 24.11(07.12)1936 Феогност ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ КРУТИЦКАЯ (1269)1279 Феогност I РЯЗАНСКАЯ 15.08.1388 Феогност II РЯЗАНСКАЯ Св. Феогност Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ 11.03.1353 Феогност Гузиков в/у СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ 28.02(13.03)2002 17(30)03.2002 СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ 18(31)03.2002 Феогност Лебедев I ОСТРОГОЖСКАЯ 23.05.1848 13.06.1852 ВОЛОГОДСКАЯ 13.07.1852 31.07.1856 ТОБОЛЬСКАЯ 31.07.1856 27.09.1862 ПСКОВСКАЯ 27.09.1862 22.04.1869 Феогност Лебедев II БАЛТСКАЯ 22.01.1867 27.06.1870 АСТРАХАНСКАЯ 27.06.1870 07.12.1874 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 07.12.1874 09.12.1878 ВЛАДИМИРСКАЯ 09.12.1878 21.11.1892 НОВГОРОДСКАЯ 21.11.1892 13.08.1900 КИЕВСКАЯ 13.08.1900 22.01.1903 Феодор БЕЛГОРОДСКАЯ (Великобелгородская) (1147, 1148) Феодор ВЕРХОТУРСКАЯ, обн. (1926) Св. Феодор ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 26.11.1286 Феодор I ЛУЦКАЯ Феодор II ЛУЦКАЯ (1398) Феодор ЛЬВОВСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сегодня это полный храмовый комплекс, который включает в себя, помимо здания церкви с колокольней, воскресную школу и крестильню. В храме находится икона с частицей мощей священномученика Романа Медведева, а также мощевик с частицами мощей святителя Иоасафа Белгородского и новомучеников и исповедников Российских. Богослужения: Вторник-воскресенье, 8.00 и 17.00. Престольные праздники: Всех святых, в земле Российской просиявших - Июнь 14 [по н.с.] Адрес: 398000 г. Липецк ул. 9-го Января 1-а. Телефон: +7 (4742) 27-73-50 . Подробнее... Христо-Рождественский храм (Липецк) [ править править код ] Христо-Рождественский храм Этот двухпрестольный православный храм расположен в центре Липецка на улице 9 Января. Его история начинается в XVII веке. Тогда приходская церковь села Студёнки была маленькой и деревянной. Нынешнее каменное здание освятили в 1869 году. В 1937 году его закрыли, но в 1943 году вернули верующим. Долгое время это был единственный в Липецке действующий храм. В нем служили многие известные священнослужители, в том числе священномученик Уар (Шмарин), первый епископ Липецкий. В храме находится ковчег с частицами мощей особо почитаемых на Руси святых: пророка Иоанна Крестителя, святого благоверного князя Александра Невского и великомученика Георгия Победоносца. Храм имеет придел в честь святителя Николая Чудотворца. Престольные праздники: Рождества Христова - Январь 7 [по н.с.] Адрес: 398000 г. Липецк ул. 9-го Января 1-а. Телефон: +7 (4742) 27-73-50 . Подробнее... Церковь Архангела Михаила (Ворон Лозовка) [ править править код ] Церковь Архангела Михаила (Ворон Лозовка) Церковь каменная, с колокольней, построена на средства прихожан села в 1882 году. Являлась приписной к церкви Николая Чудотворца в селе Вертячье. Церковные земли составляли 33 десятины. Храм сооружён в русле эклектики. Архиепископ Дмитрий в документах середины 1880-х годов отмечал: Церковь в селе Воронежской Лазовке, Задонского уезда, каменная с колокольнею, построена в 1822 году (опечатка: вероятно речь идет о 1882 г.). Земли пахатной 33 десятины. Дом подцерковный, деревянный. Прихожан 690 душ. Церковь эта считается приписною к Николаевской церкви села Вертячаго.

http://azbyka.ru/palomnik/Липецкая_облас...

– Я категорически подтверждаю, что у Шмарина я бывал неоднократно и до первой половины 1934 года, – сказал отец Константин. – Так, например, в январе 1933 года я был у Шмарина на квартире по вопросу венчания разведенных. После приезда Шмарина из Ельца я был у него на квартире и спрашивал о положении арестованного духовенства. О колхозах у нас с ним возник разговор в связи с тем, что Шмарин ездил в Елец освящать церковь, ранее занятую под ссыпку хлеба. Я спросил, будем ли мы освящать церкви, ранее занятые колхозным хлебом. На это он ответил утвердительно. Разговор перешел на колхозы, и Шмарин пересказал изложенный им выше случай со стариком из Куймани. Шмарин, в частности, говорил в тот раз, что где труд организован в колхозе, там есть и хлеб. – Был ли у меня в январе 1933 года Софийский, я не помню. Возможно и был, но разговоров с ним я вести не мог, так как если он и был, то в течение нескольких минут – подписать резолюцию о разрешении брака, – возразил владыка. Затем был произведен целый ряд очных ставок епископа со священни­ком Христорождественской церкви села Студенки Кириллом Сурниным, который на очной ставке сказал: – В период уборочной кампании 1934 года стоял вопрос об исполь­зовании студеновской церкви под ссыпку хлеба. Когда я был в доме епископа Шмарина, где я вставлял в окна стекла, Шмарин мне говорил, что плохо поступают миряне Преображенской церкви, отдав храм под ссыпку хлеба, что они тем самым подают плохой пример другим храмам. Кроме того, Шмарин велел передать Софийскому и Исаеву, чтобы мы все вместе убедили Акулину Ивановну Титову не давать студеновскую церковь под ссыпку хлеба. Этот разговор я передал Софийскому, Исаеву и Титовой. – Сурнин у меня в доме в это время был, стекла вставлял. Какой у меня с ним был разговор, я сейчас не помню. Допускаю, что такой разговор с Сурниным, как это он показывает, о недаче церквей под ссыпку хлеба мог быть, – сказал владыка. – 7 января сего года Шмарин, Софийский, Исаев и я были в доме Акулины Ивановны Титовой. Шмарин рассказывал, что в одном из сел Трубет­чинского района власть хотела снять колокола, но собравшиеся женщины не допустили снятия и даже избили агента ОГПУ, – сказал отец Кирилл.

http://fond.ru/kalendar/864/uar/

Допросы продолжались в течение трех недель. На одном из последних допросов следователь спросил владыку: – Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении? – Виновным себя я не признаю. Никогда я агитации против советской власти и ее мероприятий не вел. Также никакого участия в выступлении женщин, не дававших снимать в селе Студенки колокола, не принимал. – Какого содержания у вас были разговоры о коллективизации в период 1930-1931 годов с Софийским? – В период 1930 и 1931 года у меня на квартире священник Софийский никогда не бывал и разговоров с ним о коллективизации я не вел. Никогда в разговорах с ним я отрицательно о коллективизации не вы­ска­зывался. Зимой 1933-1934 года Софийский у меня на квартире бывал несколько раз. Был ли у меня с ним в то время разговор о недостатке хлеба, я не помню, но полагаю, что не был. О том же, что советская власть своими колхозами расстроила земледелие, что в колхозах принудительный труд, от которого нечего ждать, – я не говорил. 25 июня 1935 года следователи устроили очную ставку епископа со священником Константином Софийским. Священник сказал: – Я у епископа Шмарина по роду своей службы бывал неоднократно. В разговорах он затрагивал вопросы коллективизации. В частности, в период 1930-1931 годов, когда проводилась в деревне коллективизация, Шмарин в разговорах со мной высказывал свое отрицательное отношение к колхозам, говоря, что коллективизация проводится насильственно, что крестьяне идти в колхоз не хотят, что от колхозов крестьянин будет голодать, и поэтому советская власть не удержится. Примерно в 1933 году, когда я был у Шмарина на квартире, он меня спросил, как я обхожусь с хлебом. Я ответил, что покупаю у крестьян на рынке. Шмарин стал мне говорить, что нужно запастись хлебом, потому что весной будет голод, так как земледелие расстраивается от коллективизации. Следователь спросил, согласен ли епископ с показаниями священника. Владыка ответил: – В первой половине 1934 года Софийский у меня на квартире ни разу не был. Разговоров о коллективизации я с ним никогда не вел, за исключением единственного случая в мае 1935 года. После моей поездки в Елец у меня на квартире был Софийский и интересовался моей поездкой и, в частности, спрашивал, освободили ли арестованных в Ельце архиепископа и священников, также спросил, как там колхозы. Я сказал, что арестованное духовенство пока сидит, а говоря о колхозах, я привел такой пример. У меня недавно был старик крестьянин из села Куймани, который имеет записавшегося в колхоз сына (как его зовут, я не знаю), и спросил меня, можно ли иметь общение с сыном-колхозником, так как колхозникам нельзя ходить в церковь. Я ему на это ответил, что с сыном связи порывать не надо, и что никто не запрещает ходить колхозникам в церковь, и что работать верующему человеку вместе с неверующим не грех. Софийскому я еще говорил, что благосостояние колхозника зависит от того, что, если люди не ленятся, а работают, они имеют хлеб.

http://fond.ru/kalendar/864/uar/

Там мы пробыли недели две, были в горах, где я и подцепила малярию, открывшуюся у меня весной следующего года. Обратно мы с Наташей поехали, к великому неудовольствию Владимира Николаевича, в Куйбышев, к друзьям, а Нина – в Ульяновск, так как у нее был обратный железнодорожный билет в Москву. Приехав в Куйбышев, мы пошли искать друзей родителей – кружковцев Млыновских. Оказалось, что они на даче, но дача была недалеко от города. Когда я, переступив порог, назвала свое имя, то нас очень тепло встретили. Это были Александр Францевич и Александра Ивановна Млыновские 46 . Он был вскоре арестован и расстрелян в Самаре 15 января 1938 года, а Александра Ивановна умерла в 1992 году. Уехать нам помог Николай Федорович Шмарин 47 , посадив на какой-то проходящий поезд в купе, где мы чувствовали себя не слишком уютно. Последний арест. Прощание Наступила осень 1937 года, я пошла в 8-й класс в Салтыковскую среднюю школу, простившись с Кучинской школой. Женя учился на втором курсе. Каждый день ждали ареста папы. 8 сентября Женя вернулся с именин Наташи Квитко, и они с папой пошли спать в сарай. После часа ночи раздался стук в дверь – пришли якобы проверять паспорта. Папа с Женей переговаривались в сарае (говорили о том, спрятано ли облачение), те услышали и пошли к ним в сарай, нашли облачение, привели папу с Женей домой и тогда только предъявили ордер на арест. Начался обыск. Кроме двух штатских была какая-то женщина – понятая. В то время мы жили еще в двух маленьких комнатах. Я сидела на «маминой» кровати в первой комнате, и меня била лихорадка – ноги подпрыгивали и руки тряслись. Около меня спали котята, и понятая, глядя на них, все умилялась… Я смотрела на шкаф в другой комнате, там наверху стояла старая керосиновая фарфоровая лампа, куда был спрятан антиминс. И вот следователь, искавший, видимо, антиминс, так как с радостью хватал каждую шелковую тряпку, даже не коснулся руками лампы. В тот момент от волнения я забыла, что родители разворачивали лампу и что-то туда клали. Если бы следователь взял в руки лампу, то обязательно бы раскрутил винт… но «яко одушевленному Божию Кивоту, да никакоже коснется рука скверных…» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/mo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010