(Упраздненный) Содержание I. Местность II. Основатель монастыря III. Храм IV. Колокольня V. Достопамятности VII. Кладбище VIII. Синодик О. В. Недоброго. Настоятели IX. Вкладная книга X. Летопись XI. Синодик М. П. Колупаева XII.Ynpabлehue XIII. XIV.     Одоевский Анастасов мужской монастырь, от которого сохранился доселе древний каменный храм во имя Рождества Пр. Богородицы, интересной архитектуры, со многими достопамятностями, давно уже обращал на себя внимание любителей отечественной истории u местных древностей. А потому и о монастыре и об отдельных его памятниках есть уже своя библиография. Таковы именно статьи: 1 . Церковно-историческое описание упраздненных монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии. Составил Оптинной Пустыни иеромонах Леонид (впоследствии архимандрит, наместник Троице-Сергиевой Лавры). Москва. 1863 г. Стр. 104–170-я. Лихвинский Анастасов монастырь. 2 . Анастасов Богородице-Рождественский монастырь. Вас. Ив. Шумова (преподавателя Тульской Духовной Семинарии). В Тульских Епархиальных Ведомостях. 1864 г. 2-й. Января 15-го. Стр. 58–69-я. 3 . Богородице-Рождественский Анастасовский мужской монастырь, близ Одоева, теперь, приходская церковь . П. Мартынов. В Тульских Губернских Ведомостях. 1870 г. 2 декабря. Среда. 62-й. Стр. 813–816. 4 . Приходы и церкви Тульской епархии. Извлечение из церковно-приходских летописей. Тула. 1895 г. Стр. 582–587. Село Анастасово. Кроме того, – Древний Синодик Анастасова монастыря бывал неоднократно на «рассмотрении» нескольких лиц, о чем есть записи в самом синодике. В конце его читается: а) „Для собрания исторических сведений об Анастасове монастыре и городе Одоеве книгу сию рассматривал по поручению начальства штатный смотритель Одоевского уездного училища титулярный советник Петр Алексеев сын Покровский. Августа 2 дня 1835 года“. – Было ли что Покровским издано в печати, – неизвестно. б) „По предписанию г. Военного Губернатора города Тулы и Тульского Гражданского Губернатора, на имя г. Одоевского зем- ского исправника последовавшего, книга сия для извлечения из ней достойных примечания редкостей (?) рассматривалась. в Одоевском земском суде февраля 26 дня 1838 года. Столоначальник Худяков“. Те «извлечения», какие были сделаны г. исправником, если сделаны были, – где и когда изданы в печати, – точно не известно. Но известно, что в Калужских Губернских Ведомостях за 1848 год была помещена любопытная статья под заглавием: „Синодик Лихвинского Анастасова монастыря“, которую, для сохранения этого единственного сведения о бывшей обители, приводит вполне, с замечаниями на некоторые места оной, о. иером. Леонид в своем „Описании Анастасова монастыря“ (стр. 155 и сл.) 1

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Секты мистические. и) Хлыстовство. Книги и брошюры. 1 . И. Добротворский. „Люди Божии”. Казань. 1869 г. 2 . Н. Барсов . „Духовные стихи «людей божиих»”. СПб. 1870 г. 3 . А. Рождественский . „Хлыстовщина и скопчество в России”. М. 1882 г. 4 . К. Кутепов. „Секта хлыстов и скопцов”. Ставрополь. 1900 г. 5 . С. Маргаритов. „Секта хлыстов”. Кишинёв. 1889 г. 6 . В. Барбарин. „Хлыстовщина или секта духовных христиан”. Разбор 12 заповедей основателя этой секты. Говорит ли Дух Святой чрез пророков-хлыстов? М. 1890 г. 7 . Проф. Буткевич. „Секта хлыстов”. (По отзывам, главным образом, иностранных учёных). СПб. 1901 г. 8 . М. Кальнев . „На радении у хлыстов”. Одесса. 1902 г. 9 . Его же. „Как опознать хлыстов, отрицающих свою принадлежность к секте”. Рязань. 1908 г. 10 . Его же. „История молитвенных песнопений, и разбор их содержания”. СПб. 1905 г. 11 . М. Матюшинский. „Церковные беседы в обличение лжемудрования хлыстовства и в ограждение от него православных чад Церкви”. СПб. 1899 г. 12 . И. Дмитриевский . „Хлысты и скопцы”. Курск. 1902 г. 13 . Н. Остроумов . „Кто – за хлыстом, тот – не со Христом, а кто – не со Христом, тот – против Христа”. Рязань. 1910 г. 14 . Н. Реутский. „Люди Божьи и скопцы”. М. 1872 г. 15 . Н. Кутепов. „Разбор хлыстовского учения о пророках и пророчицах”. Новочеркасск. 1909 г. 16 . А. Перевозовский. „О браке” (против хлыстов). Ст. Кавк. 1897 г. 17 . „Чары и фокусы” хлыстовства. СПб. 1911 г. 18 . В. В. Розанов . „Апокалипсическая секта”. СПб. 1914 г. Статьи. 19 . И. Добротворский. „О людях Божьих”. Православный Собеседник. 1870 г. 1. 20 . Максимов. „Народные преступления и несчастья”. Отечественные Записки. 1869 г. 4. 21 . Преображенцев. „Исповедь обратившегося раскольника из секты «людей Божьих»”. Тульские Епархиальные Ведомости. 1867 г. и 1869 г. 22 . „Основатель секты «Людей Божьи»”. Православное Обозрение. 1862 г., стр. 324. 23 . „Хлысты в Тамбовской губернии, называющиеся богомолами или постниками”. Тамбовские Епархиальные Ведомости. 1862 г. 5. 24 . „Хлысты”. Воронежские Епархиальные Ведомости. 1871 г. и 1872 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

В.М. Скворцов Как относилась православная Церковь к религиозному блужданию гр. Толстого Церковь , в лице своих просвещеннейших архипастырей и ученых апологетов, со скорбью, но зорко следила за совершавшимся в душе великого писателя религиозным переворотом и за «буйством» его ума и пера, неустанно писавшим все новые и новые противоцерковные и противохристианские трактаты, печатавшиеся за границей и внутри России (на ремингтонах), – и давала благовременную отповедь на лжеучение яснополянского мудреца. Ни одно религиозное и философское учение не имеет такой широкой и богатой полемической литературы, как опровержение толстовского еретичества. Особенно в этой полемике приснопамятно славное имя высокопреосвященного Никанора Одесского, – он первый из архипастырей «поведал Церкви» ex cathedra о еретичестве гр. Толстого и тогда же в одной из проповедей предал Толстого публичному осуждению (анафеме). Еретичество Толстого не менее ревностно обличал и другой просвещенный архипастырь, арх. Амвросий Харьковский. Помимо печатного обличения и вразумления гр. Толстого в его заблуждениях были со стороны Церкви сделаны попытки и к устному вразумлению и увещанию. Так, Тульский протоиерей о. Иванов и в «Миссионер. Обозрении» (май 1901 г.), и подробнее в местных епархиальных ведомостях 8 за 15 апр.) сообщает о беседах, направленных к вразумлению графа, еще покойного тульского архиепископа Никандра, который, в отчаянии от ожесточения графа, молил Бога, чтобы ему умереть раньше Льва Николаевича и не быть свидетелем его нехристианской кончины. Беседовал устно и посылал Льву Николаевичу несколько писем увещательных, оставленных без ответа, и этот маститый, просвещенный пастырь – о. Иванов. Вот увещательное письмо о. Иванова. «Ваше Сиятельство, Граф Лев Николаевич! Известный вам, бывший студент Московского университета и горячий последователь вашего учения, Михаил Аркадиевич Сопоцько просил меня переслать, вам давно составленную им, а ныне пересмотренную и переделанную мною книжку «Плоды учения гр.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

Венёв. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Введения во храм Пресвятыя Богородицы в Г. Веневе Прибавления к Тульским Епархиальным Ведомостям, начало 15-го июня 1874 года. окончание 1-го июля 1874 года. Г. Венев, один из незначительных в губернии, богат числом храмов Божиих. В нем 9 церквей: три приходских, четыре приписных, кладбищенская и домовая при земской больнице; и некоторыя из них своими грандиозными размерами невольно останавливают внимание случайнаго посетителя города. Усердию храмоздателей много способствовало обилие строительнаго материала. Недалеко от города верстах в восьми залегла обширная засека, а в старину и весь он сидел в засеке; окрестности его, как и он сам, расположены на песчано - глинистом грунте, так что глина и песок, в местах их добывания отдаются с торгов и составляют одну из статей городскаго дохода; отсюда множество кирпичных заводов. А в деревне Семенках находятся обширныя каменоломни, ссужающия обширным белым камнем (веневский цоколь) все не только окружные города и главным образом Тулу, но и Елец, Лебедянь и другие. Но эти многовечныя сооружения большею частию случайных храмоздателей своим числом, а иногда и размерами, - мы разумеем в последнем случае Николаевскую церковь, - превышают и потребности прихожан и их средства к правильной ремонтировке церковных зданий. Некоторыя из церквей заросли снаружи мхом, а по трещинам сорными травами; другия на половину лишились орнаментов, и своими самородными нишами, образовавшихся от выпавших кирпичей как бы призывают внимание новаго случайнаго благотворителя для своего обновления. Николаевская колокольня, лишившаяся верхнего этажа и шпица во время общаго городскаго пожара в 1834 году, лет двадцать стояла без креста, представляя собою некоторое подобие вавилонской башни, пока один мощный прихожанин не возобновил ее с некоторыми впрочем отступлениями от первоначального плана. – Казанская церковь, самая меньшая и своим объемом напоминающая часовню, построена, как видно из надписи на плите, заделанной в стену, по обещанию двух купцов Боровкова и Бородина. Храмоздатели, созидая ее, не принимали в расчет никаких других соображений, кроме данных ими обетов, и она пришла в упадок оттого, что была излишня; в настоящее время и богослужение в ней прекращено. С благочестивым усердием к размножению св. храмов, далеко превышающему действительную потребность, не редко, конечно, соединялось и тщеславие богатаго храмоздателя.

http://sobory.ru/article/?object=34430

М.С. Самарцева Жизнь знаменитого российского богослова, филолога, переводчика, профессора кафедры греческого языка и словесности Ивана Николаевича Корсунского во многом связана с двумя учебными заведениями: Московской духовной академией и Тульской духовной семинарией. Это нашло отражение в его работах, опубликованных, в том числе, в Тульских епархиальных ведомостях с 1877 по 1893 гг. Интересны методологические инструкции и правила для учащихся, составленные И.Н. Корсунским в первые годы педагогической деятельности. Не осталась без внимания и проблема организации народного образования в целом, а также сельских школ в частности. В статье «Из сельской школьной хроники» И.Н. Корсунский проследил весь процесс становления сельской школы, включая наиболее сложные вопросы, с которыми приходилось сталкиваться организаторам школы, учащимся и родителям. В одной из статей была раскрыта тема организации Братства преподобного Сергия при Московской духовной академии; изучались и ряд других вопросов. Каждая из рассматриваемых проблем в работах И.Н. Корсунского изложена на высоком профессиональном уровне. Статьи И.Н. Корсунского содержат ряд тезисов актуальных для современности. Далеко не каждому даже среди специалистов, известен профессор Московской Духовной Академии Иван Николаевич Корсунский (1849–1899). В то же время на международной конференции в Санкт-Петербурге было отмечено, что его имя незаслуженно забыто, хотя труды «до сих пор сохраняют научную актуальность» с. 3]. Представитель Папского Восточного института (Рим), в свою очередь, говорил о И.Н. Корсунском , как «ярком примере русской эрудиции второй половины XIX века»; подчеркивал, что написанная им биография митрополита Филарета – «шедевр церковной истории» с. 93]. Вместе с тем нельзя сказать, что библиографии о И.Н. Корсунском не существует. Уже современники отмечали, что он «оставил о себе неизгладимую память талантливого, удивительно неутомимого, до самопожертвования, преданного своему делу труженика … Печатные труды Ивана Николаевича носят на себе характер выдающейся, неисчерпаемой эрудиции по разным отраслям богословской, святоотеческой, церковно-исторической и библиографической литературы» c. 28].

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Корнилий (Соболев), еп. Свердловский. Фотография. Ок. 1926 г. (Соболев Гавриил Гавриилович; 1.11.1880, Выборг - 16.04.1933, с. Тымск (ныне Каргасокского р-на Томской обл.)), архиеп. Свердловский и Ирбитский. Из семьи потомственных священнослужителей. После учебы в Александро-Невском ДУ в С.-Петербурге и СПбДС поступил в 1900 г. в СПбДА. 28 сент. 1902 г., во время учебы в академии, пострижен в монашество с именем Корнилий ректором академии архим. Сергием (Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси). 6 окт. того же года К. был рукоположен во диакона, 28 дек. 1903 г.- во иерея. В 1904 г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия. Указом Синода от 28 июля того же года направлен для служения в Урмийскую духовную миссию среди правосл. ассирийцев на северо-западе Ирана, где находился в течение 3 лет. 14 авг. 1907 г. был утвержден преподавателем Тифлисской ДС, однако уже 21 авг. получил др. назначение - в с.-петербургское Александро-Невское ДУ, где преподавал церковнослав. и рус. языки, также стал настоятелем училищного домового храма. С авг. 1909 г. преподаватель гомилетики и соединенных с нею предметов в СПбДС. 25 янв. 1910 г. назначен инспектором семинарии. Одновременно состоял членом неск. комиссий при синодальном Учебном комитете: по пересмотру программ по гомилетике духовных семинарий и уч-щ, по практическому руководству для пастырей, по литургике и церковному уставу. 1 нояб. 1911 г. назначен ректором Тульской ДС, был возведен в сан архимандрита. Также являлся председателем Совета попечительства о воспитанниках Тульской ДС; редактором неофициального отдела «Тульских епархиальных ведомостей». 17 сент. 1917 г. хиротонисан во епископа Каширского, стал викарием Тульской епархии. 15 февр. 1918 г. был ранен при обстреле красногвардейцами общегородского крестного хода в Туле. 22 янв. 1920 г. перемещен на Новосильскую викарную кафедру Тульской епархии. В дек. того же года назначен епископом Вязниковским и Яропольским, викарием Владимирской епархии. По прибытии в Вязники стал объезжать окрестные селения, где проводил богослужения, произносил проповеди. Это вызвало недовольство местных властей. 24 марта 1921 г. К. был арестован по обвинению в антисоветской пропаганде во время проповедей. Епископ отрицал свою вину, заявил на допросе, что его проповеди имели исключительно религиозно-нравственный характер. Во время тюремного заключения К. поступило более 10 прошений от приходов с просьбой о его освобождении. 7 июня коллегия Владимирской ГубЧК постановила выслать К. за пределы губернии. Это решение властей вызвало протест верующих, поступило еще более 15 ходатайств с просьбой оставить епископа, однако К. все же был вынужден выехать в Москву. Только в янв. 1922 г. он вернулся в Вязники.

http://pravenc.ru/text/2458709.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ (Некрасов Михаил Иванович; 1.11.1836, с. Полпино (Полбино) Брянского у. Орловской губ.- 26.03.1908, Москва), еп. Тульский и Белёвский. Род. в семье священника, окончил 2-е Орловское ДУ, в 1857 г.- Орловскую ДС, а в 1861 г.- КДА со степенью магистра богословия. В академии среди товарищей Некрасова был буд. Орловский и Севский еп. Ириней (Орда) .29 сент. 1861 г. назначен преподавателем Воронежской ДС, где последовательно занимал кафедры словесности, нравственного и обличительного богословия и гомилетики, одновременно исполнял обязанности библиотекаря и преподавателя франц. языка. В 1862-1864 гг. занимался благоустройством семинарской б-ки. Женился на Варваре Николаевне Скрябиной (1848-1886), дочери священника воронежского Пятницкого храма Н. В. Скрябина, внучке прот. Л. В. Ефремова, автора мн. проповедей и басен. 10 мая 1864 г. Некрасов был рукоположен в сан иерея, в 1875 г. возведен в сан протоиерея, в 1892 г. награжден палицей. Одновременно с преподавательской деятельностью служил в Спасской и Пятницкой церквах г. Воронежа, с 1 авг. 1865 г. был помощником законоучителя Воронежского Михайловского кадетского корпуса, а с 19 июля 1866 г.- настоятелем домовой ц. во имя арх. Михаила и штатным законоучителем Кадетского корпуса. В 1866 г. являлся редактором «Воронежских епархиальных ведомостей»; его проповеди всегда привлекали внимание слушателей. Так, в 1877 г., во время русско-тур. войны, прот. Михаил обратился к воронежцам с воззванием: «Россия воздвигает крест Христов, попираемый луною...» Священник рассказал о подвигах рус. воинов, в т. ч. защитников Шипкинского перевала и Баязета, и призвал каждого горожанина «дать приют и безбедное содержание» раненым солдатам ( Иконников. 2014. С. 224-225). По поручению еп. Воронежского и Задонского Вениамина (Смирнова) составил пространное жизнеописание свт. Антония (Смирницкого) , изданное в 1890 г., а также краткое жизнеописание свящ. Иоанна Борисовича Жданова († 1824), почитаемого елецкого старца, ученика свт. Тихона Задонского . Прот. М. Некрасов произнес проповеди в сент. 1880 г., после кончины еп. Острогожского Филарета (Косинского), в мае 1890 г., после кончины еп. Вениамина (Смирнова), в 1892 г.- «Слово в день рождения...» имп. Александра III Александровича (М., 1893) и др.

http://pravenc.ru/text/2462467.html

Орловская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский собор (Болхов) Орловская область — субъект Российской Федерации. Входит в состав Центрального федерального округа и Центрального экономического района. Граничит с областями: на севере с Тульской, на востоке с Липецкой, на юге с Курской, на западе с Брянской, на северо-западе с Калужской. Административный центр — город Орёл . Содержание Православие в Орловской области [ править править код ] История Орловской и Ливенской епархий теснейшим образом связана с историей Орловского края; её знание помогает понять многие закономерности и причины тех или иных событий, характерные черты области и населяющих ее людей, ощутить духовный климат региона, предположить, какие тенденции будут определять дальнейшее развитие духовной жизни. Учрежденная в конце XVIII в. Орловская епархия более чем за двести лет своего существования претерпела немало преобразований, которые коснулись не только церковного управления, но и многих других областей духовной жизни. Была основана Духовная Семинария, учреждено викариатство, строились храмы и монастыри. Большую роль в деле духовно-нравственного просвещения народа сыграли такие выдающиеся епископы, как Аполлос (Байбаков), Иона (Павинский), Смарагд (Крыжановский), Симеон (Линьков), Никанор (Каменский) и др. С 1865 года стали выходить «Орловские епархиальные ведомости». Были организованы религиозно-просветительские общества и братства. Только за один XIX век Орловский край дал немало замечательных иерархов — подвижников благочестия, которые украсили церковную историю России. Среди них причисленные к лику святых Филарет (Дроздов), Митрополит Московский; Филарет (Амфитеатров), Митрополит Киевский и Галицкий; святитель Феофан, Затворник Вышенский (Говоров); знаменитый миссионер, автор первого полного перевода Библии на русский язык архимандрит Макарий (Глухарев); архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) ; протоиерей Иоанн Жданов; иеромонах Мельхиседек (Орнаутов).

http://azbyka.ru/palomnik/Орловская_обла...

Тула. Церковь Софии, Премудрости Божией, при Тульской духовной семинарии. Карта и ближайшие объекты В 1799 году была учреждена Тульская епархия. Вместе с епископской кафедрой из Коломны в Тулу была переведена и духовная семинария. В 1800 году семинария разместилась в частном доме майора Игнатьева на Старопавшинской улице (ул. Мосина). Затем для семинарии был предоставлен один из недостроенных корпусов присутственных мест (сейчас в здании на углу улицы Пушкинской и проспекта Ленина находится лицей 1). Строительство специального трехэтажного корпуса для семинарии на улице Никитской (Староникитская) началось в 1819 году. Участок приобрели у купца Герасима Сушкина. Для строительства была куплена на слом старая Спасопреображенская церковь, вместо которой уже возвели новую. С той же старой церкви сняли главу и крест, которые пригодились для семинарской церкви. Строительные и отделочные работы завершились к апрелю 1829 года. Вначале домовую церковь при семинарии планировалось устроить во втором и третьем этажах, она должна была занять в этих этажах половину корпуса. Согласно проекту, это помещение предполагалось использовать и в качестве зала собраний, и богословского класса. Однако последнее сочли несовместимым со «святостию храма», и церковь была устроена на третьем этаже, на втором под ней разместили актовый зал. Храм во имя Святой Троицы освятили 10 ноября 1829 года. «Первоначальный вид церкви был простой, но довольно изящный, — отмечали «Тульские епархиальные ведомости». - Иконостас - белый с четырьмя колоннами и позолоченной резьбой. Перед местными иконами — посеребренные подсвечники». Храм был снабжен достаточным количеством утвари и церковными книгами, но испытывал недостаток в священнических и диаконовских облачениях. Епископ Тульский и Белевский Дамаскин предложил консистории изыскать по городским церквям излишние годные к употреблению облачения с тем, чтобы причт и церковные старосты пожертвовали их в семинарский храм. Это было исполнено. Петропавловская церковь пожертвовала двухпудовый колокол. В 1833 году над церковью Святой Троицы установили позолоченный крест. Деньги на позолоту - 105 рублей - внес купец, потомственный почетный гражданин Григорий Васильевич Мескатинов.

http://sobory.ru/article/?object=13346

Глава десятая Вступление на престол Императора Павла Петровича, Его отношение к распоряжениям и учреждениям Екатерины II. Губернская реформа и передел губерний по указу от 12 дек. 1796 г. Территориальное переустройство русских епархий, соответственно новому делению губерний. Решение Св. Синода 16 сент. 1797 г. о приведении епархиальных территорий в соответствие с губернскими. Задержка практического выполнения этого решения, вследствие неприсылки из Сената росписи городов по губерниям по новому делению. Территориальное переустройство малороссийских епархий соответственно новому переделу губерний. Прикрытие Новгород-Северской епархии (1 сент. 1797 г.), в связи с прикрытием губернии. Введение Киевской епархии в границы губернии. Преобразование Переяславского и Бориспольского коадъюторства Киевской митрополии в полусамостоятельную епархию с своими консисторией и собором в области Малороссийской губернии, разделенной между Переяславским коадъюторством и Черниговской епархией. Переименование Екатеринославской и Таврической епархии в Новороссийскую и Днепровскую, Могилевской и Полоцкой в Белорусскую и Могилевскую; введение их в границы соответствующих губерний, а Брацлавской и Подольской епархии – в границы Подольской губернии. Расширение прав старорусского и дмитровского викариев учреждением у них своих консисторий и соборов и определением им особых территорий (18 дек. 1797 г. и 5 – 13 окт. 1798 г.). Территориальное несоответствие между многими епархиями и губерниями и затруднения, происходящие от этого несоответствия при малочисленности епархий после решения Св. Синода 16 сент. 1797 г. Общий доклад св. Синода от 27 сент. 1799 г., утвержденный 16 окт. того же года, о согласовании епархиальных границ с губернскими, об изменении названий некоторых епархий соответственно губерниям и об открытии пяти новых епархий в границах губерний и викариатств. Ведомость о составе всех русских епархий, составленная в св. Синоде. Отделение С.-Петербургской епархии от Новгородской; прикрытие викариатства: Феодосийского и Моздокского. Перенесение Коломенской кафедры в Тулу и образование Тульской и Белевской епархии, вместо Коломенской в пределах Тульской губернии. Открытие вновь самостоятельных епархий: XXXII – Калужской и Боровской в границах Калужской губ. с кафедрой в Калуге, XXXIII – Пермской и Екатеринбургской – в границах Пермской губернии с кафедрой в Перми; XXXIV – Оренбургской и Уфимской, в пределах Оренбургской губернии с кафедрой в уезд. гор. Уфе; XXXV – Саратовской и Пензенской в границах Саратовской губернии с кафедрой в уезд. гор. Пензе; XXXVI – Слободско-Украинской и Харьковской в границах Слободско-Украинской губернии с кафедрой в Харькове. Их территориальное устройство и изменение территорий соседних епархий при образовании новых епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010