Никандр и на этот раз не спешил ходатайствовать об ее открытии, может быть, вызывая к делу помянутое «усердие доброхотных дателей» и желая получить в свои руки достаточное обеспечение учреждаемой обители. Его медлению на этот раз помогали сложившиеся неблагоприятные обстоятельства, именно – болезнь и смерть строителя обители, иеромонаха Никандра и отсутствие достойного ему преемника. Обстоятельства эти хорошо изложены в частной переписке М. М. Струкова с В. Ив. Макарухиным. От 8-го мая 1866 года М. М. Струков писал В. И. Макарухину: «честь имею уведомить вас – сего дня я был в Щеглове за обеднею и у батюшки (о. Никандра). Он меня просил написать вам письмо, потому что он сам писать не может. Но скажу вам, здоровье его теперь, слава Богу, лучше; жару нет, и только слаб; впрочем, может несколько и посидеть. А то мы испугались, – он был очень плох. Насилу уговорили, чтобы решился взять доктора. А теперь уже и доктор ему понравился. И действительно, доктор все употребил средства и старание: он постоянно в доме Добрыниных бывает (у городского головы). – Еще вас уведомляю: Общество составило приговор и городской голова отвез его преосвященному. Теперь преосвященный пишет (?) представление в Святейший Синод. А редакция нашего «Справочного Листка» уже напечатала заявление граждан и ихнее желание. При сем вам прилагаю наш «Листок», – извольте прочесть. Теперь владыку поставили в такое положение – невольно должен донести и он удивляется, кто это вздумал напечатать. Ему говорят, что редакция. А это вздумал Добрынин Ник. Никит. (городской голова), собственно потому, чтобы его поскорее подвинуть. И теперь, кажется, это дело в ход пойдет: остановить его невозможно. В Епархиальных Ведомостях тоже напечатали об этом 27 . Батюшка вам свидетельствует нижайшее почтение и просит ваших святых молитв и пр. 28 Но здоровье отца Никандра быстро разрушалось и приближалась кончина. В виду этого, сделаны были некоторые распоряжения о сохранении вверенных ему денежных сумм. – Тот же М. М. Струков, от 14-го мая того же 1866 года, писал В.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Такие поздравительные произведения епархиальным преосвященным подносились наставниками и воспитанниками семинарий и в прошлом и в текущем столетии и весьма еще недавно этот обычай существовал в наших духовно-учебных заведениях. Платон без сомнения каждый год получал от своей семинарии подобного рода изящно-переплетенные «сборники». О сборнике 1807 года священник Ильинский сообщает в Тульских епархиальных ведомостях следующая сведения: «В селе М.. московского уезда, где я состоял учителем, у одного их членов причта попалась мне эта книга в длину и толщину полудести писчей бумаги, в роскошном с золотым обрезом переплете, наполненная рукописными сочинениями разных форм и украшенная красивыми виньетками. Так, например, вверху стихотворения под заглавием «Старость» изображен старец, обнимающий дитя пред всевидящим оком. В начале книги помещены речи на разных языках – небольшая, далее – сочинения разных форм логики, риторики и поэзий, подписанные их авторами; в конце же книги помещено стихотворение «Старость», подписанное учителем поэзия Василием Дроздовым... о том, как перешла эта книга в руки причетника, мы ничего не можем сказать. Но предполагать, что она попала в частные руки в недавнее время, когда библиотека вифанской семинарии была уже в руках ученых исследователей, нельзя; так как она в доме причетника давно 8 и об ней не знают ни собиратели сочинений митрополита Филарета, ни известные ученые московской академии, которые не оставили бы ее без внимания, если бы видели». Из приведенного описания видно, что сборник этот не копия, а тот подлинный парадный экземпляр, который троицко-сергиева семинария в 1807 г. 18 ноября поднесла митрополиту Платону, но из описания не видно, собственноручно ли авторы вписывали в книгу свои произведения (что относительно по крайней мере произведения В. Дроздова придало бы сборнику еще большую цену) или вносила их в сборник рука какого-нибудь тогдашнего каллиграфа. В виду малой и только местной распространенности наших епархиальных ведомостей журнал, издаваемый при с.-петербургской духовной академия, считает своей приятною обязанностию воспроизвести 9 на своих страницах одно из наиболее ранних произведений своего знаменитого ректора, не ручаясь однако за полную точность, так как по-видимому в стихотворении встречаются описки списывателя и опечатки типографские.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Predtec...

Сегодня исполнилось 25-летие архипастырского служения Высокопреосвященнейшего Никандра, Архиепископа Тульского. Служивши под покровительством Его Высокопреосвященства долгое время, счел обязанностью принести ему приветствие, хотя телеграммой, по моим великим недосугам. Пишут мне, что духовенство Тульской епархии предположило поднести Его Высокопреосвященству в день юбилея очень ценную панагию (в 3000 руб.). Городское общество – драгоценную митру, Земство – посох, украшенный камнями, Дворянство – складень со св. иконами. Сверх того, Тульское купечество предложило учредить стипендию имени Его Высокопреосвященства в Епархиальном женском училище. Его Императорское Высочество, Великий Князь изволил отбыть из Твери в ночь под 21 октября, с курьерским поездом, в Санкт-Петербург. За обедом и после обеда, при прощании с представителями Тверского общества, Его Высочество изволил выразить удовольствие по случаю посещения Твери. Граждане сильно тронуты были этим и самыми восторженными восклицаниями выражали свою благодарность Его Высочеству за его посещение и милостивое внимание к ним. Слава Господу Богу, что и я удостоился быть участником в этой общественной радости!» 25-го числа скончался на 66 году от рождения в имении своем Сердобского у., Саратовской губернии, Николай Васильевич Калачов. Это был профессор, историк, археолог, сенатор, академик. О его ученых заслугах смотр. в 3473 «Нового Времени» и в 299 и 307 Московских Ведомостей 1885 года. С покойным Николаем Васильевичем я знаком был более 30-ти лет и всегда видел в нем самого ревностного, трудолюбивого, добросовестного ученого и доброго христианина. 28-го числа я приглашен был в здание учрежденного покойным Н. В-м Археологического Института для совершения по усопшем панихиды. На панихиде присутствовали Обер-Прокурор Св. Синода, Министр Народного Просвещения и много других ученых и высокопоставленных лиц. В тот же день, т. е. 28-го числа, получил я из Ярославля от преосвященного архиепископа Ионафана конфиденциальное письмо следующего содержания:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

464 29 дел архива Троице-Сергиевой Лавры за 1808 год. Известно, что и митрополит Платон, на вопрос Императрицы Екатерины II о причинах, побудивших его вступить в монашество, отвечал, что он вступил в это звание «по особой любви к просвещению». См. его автобиографию, стр. 19. Москва, 1887 г. 465 Самый двухлетний промежуток этот последовал единственно по молодости лет Дроздова, почему даже и в 1808 году митроп. Платон, в своем ходатайстве пред св. Синодом о дозволении постричь его в монашество, счел нужным прибавить ему лет. 468 Письмо это, нигде доселе не напечатанное, впервые нами обнародовано по подлиннику, снятием точной копии с которого мы обязаны владельцу оного, редактору Тульских Епархиальных Ведомостей, протоиерею А. И. Иванову . 472 Там же. В 1807 и 1808 годах В.М. Дроздов исполнял при митр. Платоне должность иподиакона. См. Письма м. Филар. к родн. стр. 87:89. 475 См. Сушкова, Записки о жизни и времени м. Моск. Филарета, стр. 62. Срав. Письма м. Филар. к Высоч. Особ. и друг. лиц. II, 103 и 147. Тверь. 1888. 477 См. там же, ч. IV, стр. 479. Москва, 1884. Срав. стр. 134:370. Срав. также Письма его же к Высоч. Особ. и друг. лиц. II, 42:53–54 и др. 482 Только изредка что-либо необычайное нарушало такой порядок почтения митрополита Филарета к дню его Ангела, как например, в 1862 он должен был, по его собственным словам, «сделать приятное исключение», – принять Высокую Посетительницу, в то время юную Великую Княжну Марию Александровну, ныне Герцогиню Единбургскую, прибывшую к нему с приветствием и подарками от Августейших Родителей своих и от себя. См. Письма м. Филар. к Высоч. Особ. и др. л. II, 147. 485 Из письма к архим. Афанасию от 23 ноября 1827 года. Ом. Приб. к Твор. св. Отц. 1886, XXXVIII, 361. 487 Например, еще: «В первый день декабря велите раздать от меня штатным служителям» столько-то, «богаделенным» столько-то, «нищим» столько-то, «на бедных учеников» столько-то. Письма к архим. Антонию II, 279; срав. также I, 54:88, 123 и др.; II, 363; III, 179; IV, 65:206 и др.; или еще: «В первый день декабря велите раздать от меня, что кому давалось в подобных случаях». Там же, IV, 478.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—359— сылаются по некоторым сродным учреждениям. Однако нужно сознаться, что подобная практика возможна только там, где случайно хранитель музея состоит и редактором местного органа епархии. Таково, например, происхождение «Тульской Старины», издаваемой Тульским историко-археологическим Товариществом под редакцией Старшины Товарищества H. И. Троицкого . В очень немногих случаях провинциальные комитеты имеют материальную возможность издавать свои ученые работы. Особенно это нужно сказать в отношении описаний коллекций или каталогов. Во многих небольших музеях часто хранятся такие раритеты, каких нет и в богатых столичных древнехранилищах, субсидируемых Государством, и об этом знает только хранитель музея и его ближайшие сотрудники. Конечно, для научной пользы необходимо известить об этом широкие круги не только специалистов, но особенно своих же соседей, которые, быть может, за подобным объектом обращаются в столичные музеи. И опять на сцену появляются Епархиальные Ведомости, которые иногда позволяют под скрежет зубовный епархиальных читателей, жалующихся на засорение Ведомостей и неудобоваримость материала, печатать краткий каталог музейных коллекций или инвентарную опись. Конечно, такой выход из затруднения совершенно ненормален. Остается сделать несколько замечаний по вопросу о дублетах, поднятом и вызвавшем горячее обсуждение в заседаниях церковно-археологической секции и общего собрания съезда. Этот вопрос, строго говоря, находится в связи с вопросом об обмене между музеями периодическими изданиями, – в такой именно перспективе вопрос о дублетах и ставился, но мы позволим себе коснуться его в самостоятельной постановке. Можно признать, что в общем коллекции музеев в епархиях совпадают по своей однородности, даже по однотипности предметов старины. Но очень не редко можно встретить в том или другом древнехранилище раритеты, отмеченные местным характером, которые поступают в музей в нескольких экземплярах. Нередко несколько экземпляров представляют одинаковую научную ценность, так что нет надобности выставлять все такие

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: 1) В состав нового академического курса вызвать на казённый счёт из семинарий: Рязанской, Тульской и Ярославской – по два воспитанника из каждой; из Вифанской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Костромской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, смоленской, Тамбовской, Тифлисской и Харьковской – по 1-му воспитаннику из каждой, всего 20 воспитанников, а остальные 10 вакансий предоставить волонтерам. 2) Предназначение сиё представить установленным порядком на благоусмотрение Святейшего Синода. 3) Об имеющем быть приёме в Академию для желающих поступить в оную напечатать объявление в «Церковных Ведомостях», издаваемых при Святейшем Синоде. 4) Устные испытания произвести в начале будущего учебного года по Священному Писанию Нового Завета, общей (до разделения церквей) и русской (до учреждения Святейшего Синода) церковной истории, латинскому языку и —39— одному из новых языков, по выбору экзаменующихся: для письменных упражнений дать три темы: по нравственному богословию, обличительному богословию и философии. На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: 1900 г. Апр. 22. По статьям XIV и XVI. Разрешается помощнику инспектора Харьковской духовной семинарии Чистосердову переработать его кандидатское сочинение для соискания степени магистра, студенту Челаку сдать устное испытание после летних каникул. Прочее читано и утверждается». 31 марта 1900 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Евдоким и Члены Совета академии, кроме профессоров: В Ключевского, не присутствовавшего по болезни, В. Соколова , Н. Заозерского , И. Татарского и И. Попова , находящихся в отпуске. В собрании сем преподаватель Нижегородского епархиального женского училища, кандидат богословия, Николай Боголюбов защищал представленную им на соискание степени магистра богословия диссертацию под заглавием: «Теизм и пантеизм. Опыт выяснения логического взаимоотношения данных систем». Нижний Новгород, 1899 года. Официальными оппонентами были: экстраординарный профессор по кафедре метафизики и логики Алексей Введенский и экстраординарный профессор по кафедре введения в круг богословских наук Сергей Глаголев .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

XI, «К вопросу о содержании приходского духовенства» свящ. Красовского; т. XII, «Современное положение вопроса об улучш. матер. быта православ. духовенства»; 6) «Христ. Чтение» 1864 г., 144, «К вопросу об улучш. быта православн. духовенства». В епархиальных ведомостях за время 1863 и 1864 годов помещено весьма много статей по вопросу о материальном обеспечении православного духовенства. Отметим некоторые из них. Калужские епарх. вед. 1863 г., 4, 12, 14 («О содержании духовенства от сборов за требы»). «Киевская епарх. вед.» – 1863 г., 7, 8, 10, 14, 19, «Об улучшении быта духовенства», где представлены статистические данные, что в России одно лицо духовного сословия приходится на 85 человек, а один священник на 1365 человек. В 23 помещена статья «О содержании городского духовенства», 1864 г., 16; 1865 г. 3 «О движении и развитии с 1864 года вопроса об улучшении быта духовенства». «Подольские епарх. вед.» 1863 г., 10, 12, 14, 16, 17, «Об обеспечении материального быта духовенства», 1864 г. 5, 7, 11. «Полтавские епарх. вед.» 1863 г., 10 и 11 «Об улучш. быта духовенства», где автор высказывал мнение о пользе для духовенства владения именно землей, ценность которой постоянно возрастает. В 14 помещена статья «Голос из села о средствах к улучшению быта духовенства». «Тульские епарх. вед.» 1863 г., 8, 9, 11, 12, 13, 15, 16 ,18, 19, «Заметки об улучшении быта духовенства», см. также 10 «Черниговские епарх. вед.» 1864 г., 7 «О фундушевых средствах обеспечения духовенства». 118 Надо заметить, что вообще в статьях Аксаковского «Дня» проводилось то начало, что развитие духовной жизни нашего народа должно быть свободно, по долгу совести, в духе православной церкви, которая должна пользоваться присущей ей независимостью». «Пора перестать думать (писали в газете «День» в 1863 г., 31), что светскому обществу нет никакого дела до духовенства, а духовенству – до светского общества. Нельзя считать духовные интересы чем-то совершенно чуждым людям светским и нельзя им ограничивать свои отношения одной формальной стороной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

б)  Не менее видимы явления промысла Божия и в даровании нам всего, потребного для нашего существования здесь на земле. Господь изрек при сотворении мира: да произрастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию (Быт. 1, 11). Пока это творческое слово живоносно действует на землю, она не престает произращать многоразличные плоды в пищу человеку; если же отымет Господь благословение Свое от нее, никакое усилие наше не в состоянии произвести из мертвой и сухой почвы ни одной былинки. Земледелец бросает в землю голое семя; Бог же дает ему тело, яко же восхощет, и коемуждо семени свое тело (1 Кор. 15, 38). Или какое искусство может низвести на землю благотворный дождь, если Господь заключит небо и соделает его медяным, как в дни пророка Илии? Кто повелит солнцу согревать и оживотворять все живущее на земле, если оно сокрыет лучи свои, как будет при кончине мира? Какая изобретательность соделает здоровым вредоносный воздух, если он, по повелению Божию, будет дышать смертью на человеки и на скоты? Воистину, Господи, отвращу Тебе лице, возмятутся, отымеши дух их, и исчезнут и в персть свою возвратятся: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс. 103, 29–30)! в)  Присмотримся и к так называемым случаям, обстоятельствам и отношениям житейским, и сквозь них виден тот же вседействующий промысл Божий. Почему у одного жизнь сложилась несчастно, а другой веселится на всяк день светло? Для того, чтобы тот, испив здесь до дна горькую чашу жизни, наслаждался в будущей полнотой блаженства, а этот, испытав суету временных удовольствий, обратился бы наконец к Богу с покаянием. Для чего, по-видимому так не благовременно, пресекаются нежнейшие узы родства и дружбы? Зачем – во цвете лет восхищен смертью от земли этот благонравный юноша, подававший столь прекрасные надежды? Он благоугоден Богови быв и живый посреде грешных преставлен бысть, да не злоба изменит разум его, или лесть прельстит душу его (Прем. 4, 10–14). III. Так благотворны и спасительны пути промысла Божия и в счастье, и среди скорбей и лишений. Мы должны всегда прославлять величие и благость Вседержителя, несомненно веровать в Его помощь и заступление. Эта вера сама в себе заключает для нас высокую награду, производя в душе неземное спокойствие. Аминь. (Составлено по Четьи Минеям и Тульским Епархиальным Ведомостям, за

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Таким образом, одно уже нахождение под судом было бы равносильно, а во многих случаях и несравненно тяжелее самого осуждения, потому что обвиняемые в маловажных преступлениях и проступках по службе, подвергающих лишь незначительным взысканиям, вынуждены были бы оставлять свой дом и свои занятия, чтобы отправиться за 700 или более верст, проживать в городе многолюдном, где жизнь особенно дорога. Еще более затруднений представляла бы пересылка подсудимых и вывоз свидетелей в палату из мест, отстоящих от нее на протяжении нескольких губерний. В этих случаях, кроме затруднений, увеличатся чрезмерно и судебные издержки, которые, при несостоятельности большей части подсудимых, принимаются на счет казны”. („Суд. уст.” изд. гос. канц. 2, 409, 410). Так рассуждали при составлении судебных уставов о затруднениях, соединенных с отдаленным судом. Но не так видно рассуждают те, которые проектируют только восемь духовно-окружных судов для всей Русской церкви, если верны показания „Москов. ведомостей”. Впрочем, если бы даже и не были точны показания „Моск. вед.“, если бы окружных судов было предположено не восемь, а положим по одному на каждые три или даже две епархии, т. е. 20 или 30 судов, то и в этом случае указанные затруднения только отчасти были бы уменьшены, но не устранены совершенно. Наши епархии очень обширны по своему пространству: менее 30 тысяч квадратных верст пространства занимают только три епархии – калужская (27 т.), московская (29 т.) и тульская (26 т.); каждая из остальных епархий занимает пространство более 30 т. кв. верст, а не малое число епархий простирается более чем на 100.000 кв. верст (архангельская 661 т., астраханская 192 т., вологодская 348 т., вятская 126 т., донская 135 т., енисейская 2.211 т., иркутская 618 т., новгородская 101 т., олонецкая 118 т., оренбургская 230 т., пермская 292 т., самарская 139 т., тобольская 1,306 т., томская 759 т., уфимская 104 т.). Устное судопроизводство, требующее непременно личного присутствия в судебном заседании подсудимых и свидетелей, само в себе заключает необходимое требование, чтобы суд неудаляем был от подсудимых, а по возможности приближен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

«В лице вашего преосвященства приношу всей Москве мою искреннейшую, сердечную благодарность за оказанное мне истинно-родственное радушие и гостеприимство. Такого приема, какой мне оказан Москвою, я не мог и ожидать. Да воздаст ей великодаровитый Господь за все, чтò она мне воздала как в последний мой проезд, так и во все время моего пребывания на Полоцкой кафедре. Напутствованный вашею братскою любовью и вашею молитвою пред престолом вашего домового святилища, я благополучно совершил путь от Москвы до Харькова. На этом пути я имел перепутья и ночлеги в Серпухове, Туле и Курске. В Серпухове праздновал я 33-летнюю годовщину моей пресвитерской хиротонии и творил молитвенную память по случаю 56-й годины смерти моего родителя: это было 25 числа. На другой день, в воскресенье, слушал я в Тульском кафедральном соборе литургию, которую совершал преосвящ. архиепископ Никандр. После обедни путешествовали мы с ним по городу и посещали духовно-учебные заведения; затем беседовали весь день о разных важных материях, касающихся дел церковных. На следующий день рано утром прибыл в Курск, где встречен был преосв. Сергием с необычайною радостью. Он с нетерпением ожидал моего посещения, в надежде слышать от меня о с.-петербургских и других новостях. Я провел у него ровно сутки, и мы почти без умолку беседовали с ним; но для него и этого было мало: он усиливался удержать меня еще сутки. Но Харьков, соскучившись долгим ожиданием моего прибытия, выслал в Курск навстречу мне депутата – кафедрального о. ключаря, который не позволил бы мне долее оставаться в Курске, если бы я и захотел удовлетворить желанию его преосвященства. Наконец, 28-го числа, в 3 ч. пополудни, прибыл я в богоспасаемый град Харьков, где на станции железной дороги встречен был городскими властями, духовными и светскими. Я не буду изображать вам подробно мое вступление на новую кафедру: оно описано в харьковских епархиальных ведомостях, которые я велел выслать вашему преосвященству и где вы изволите прочитать его описание. Но я буду описывать вам то, чего нет в газетах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010