37 Из вышеупомянутой статьи «Поездка за границу» видно, что бывшее в Париже в 1872 г. собрание представителей реформатской церкви в первом же своем заседании без возражения приняло то положение, что пастырство есть не священный сан, а просто должность (le pastoral est une fonction) и что поэтому как только пастор перестает исправлять свою должность, он не более как мирянин. 39 Тульские епархиальные ведомости. 1878. 10. С. 1 – 11; 11. С. 341–351; 13. С. 5–14; 14. С. 49–54; 15. С. 58–63. 42 Недавно подобная же история случилась с ассирийским описанием потопа, найденном в Ниневии г. Смитом на 12 дощечках из обожженной глины, покрытых клинообразными письменами, относящимися к 660 г. до Р. Хр., и заключающих в себе копию с древнего вавилонского оригинала, сделанного в Эрехе около 1700 г. до Р. Хр. Как только были найдены эти дощечки, Генри Роулинсон заявил, что оригинал их писан около 6150 г. до Р. Хр., т. е. почти за 650 лет до сотворения мира по нашему летоисчислению, а Беросс составил хронологию, по которой оказалось, что оригинал был писан за 30 000 лет до Р. Хр., см.: Всемирная иллюстрация. 1873. 212. С. 59 и 66. 44 До чего иногда доходило неверие, особенно в лице философов XVIII века в их борьбе с христианством, трудно даже и поверить: были, например, философы, которые утверждали именем науки, будто «Христос не существовал исторически, а есть только астрономическое иносказание, равно и двенадцать апостолов обозначают лишь знаки зодиака» (см.: Домашняя беседа. 1873. Вып. 5. С. 143). Выступать на сцену с такого рода иносказаниями вопреки ясной исторической истине – что это, как не наглая ложь и самая постыдная клевета на ту самую науку, от имени которой провозглашаются за истину такие нелепости? Целый мир был свидетелем явления в Иудее Иисуса Христа и распространения Его учения апостолами; а тут вдруг от имени науки говорят, будто это астрономическое иносказание, а не историческая несомненная истина! Не ясное ли это безумие мнящих быть мудрыми? 46 Тульские епархиальные ведомости. 1880. 1. С. 9–18; 3. С. 65–74; 4. С. 108–116; 7. С. 219–230; 10. С. 327–340; 11. С. 355–366; 13. С. 10–25; 16. С. 98–113. 47 Под этим именем известен был один из второстепенных чиновников консистории, не пользовавшийся хорошей репутацией в среде духовенства. 48 Устав духовных консисторий существует в продаже в Москве, в синодальной книжной лавке; цена для всех доступная – не более 1 р. 50 к. с пересылкой. – Ред. Читать далее Источник: Рассказы/Прот. М.Ф. Бурцев. - Белев : Изд. Белевской еп., 2017. - 329, с. : ил., портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Прим. изд. 22 Здесь слова Д. Ф–ча переданы не совсем точно. Он говорил не „о великодушии дворянском при наделе крестьян землею“, а о том, что „все дворянство без всякого исключения нимало не сожалеет об утрате крепостного права“. Прим. изд. 23 Т.-е. тот же, который за несколько дней перед тем читал в собрании предложение дворян Подольского уезда о подаче адреса. Прим. изд. 25 На одном из таких собраний сельских хозяев, происходившего» 25 сентября 1864 г., Д. Ф. читал доклад, озаглавленный „Об отдаче земли исполу и в арендное содержание и о средствах отвратить при этом порчу полей“. В этом докладе проводилась та же мысль, которая несколько позже послужила темой вышеупомянутой статьи; местами и самое изложение этого доклада почти буквально воспроизведено в тексте статьи. Поэтому мы сочли излишнем помещать его в настоящем издании. Он напечатан в 31 газеты „Земледелие, садоводство и огородничество“ за 1864 г. Прим: издат. 28 Напечатано было в „Современных Известиях“ в 1873 году, 90, 94, 96, 131 и затем издано отдельной брошюрой. 30 В некоторых епархиях, например, в Московской, Тульской и Симбирской, духовенство не получает теперь жалованья от казны. А в тех епархиях, на которые распределяется отпускаемая из казны сумма, далеко не все церкви получают жалованье для духовенства. Так, например, в Самарской епархии из 667 церквей пособием этим пользуются только 437 церквей, а остальные 230 вовсе не участвует в этом пособии; т.-е. из 100 приходов 64 получают пособие, а 36 ничего не получают («Самарские Епархиальные Ведомости» за 1867 год, 3). 31 «Самарские Епархиальные Ведомости» за 1867 г., 3. 1 февраля. Часть официальная. „ВЕДОМОСТЬ о суммах, следующих к отпуску из казны, на содержание причтам городских и сельских церквей Самарской Епархии“. стр. 38–54. 32 «Самарские Епархиальные Ведомости» за 1869 г., 3. 1 февраля. Часть официальная, стр. 51–52. 34 Нам известен один случай, вероятно не исключительный, что приходу хотели пожертвовать дом, но дар не мог состояться потому, что нельзя было совершить акта на имя прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

19. Семенов В., Семенов Н. Записки о старом Саратове//Волга. 1992. 9/10. С. 171-175. 20. Архив УФСБ РФ по Саратовской области, д. 495. 21. Акты Святейшего Тихона. С. 82-85. 22. Письмо о. Игоря Мальцева к А. В. Руфимскому от 3 января 1996 г. (Архив А. В. Руфимского). 23. Борис (Соколов; 8 января 1865 г.- 21 февраля 1928 г.), с 1919 г. епископ Рыбинский, викарий Ярославской епархии. 24. Саратовские епархиальные ведомости. 1918. 5-6. С. 93. 25. Саратовские подвижники. Саратов, 2000. С. 43. 26. Вениамин (Милов), еп. Указ. соч. С. 79-82. 27. Предание семьи Руфимских (Архив А. В. Руфимского). 28. Иов (Рогожин; 1883-1933 гг.), с 27 августа 1913 смотритель Саратовского духовного училища в сане архимандрита; 9 мая 1920 г. хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии, в июле 1922 г. арестован за противодействие обновленчеству. С осени 1922 г. епископ Пятигорский и Прикумский, 12 апреля 1925 г. подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Петру (Полянскому). С 1926 г. епископ Усть-Медведицкий, викарий Донской епархии. В 1927 (1926?) г. арестован. В 1927-1928 гг. находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения. В 1928 (1927?) г. освобожден. С 1927 г. епископ Мстерский, викарий Владимирской епархии. 17 февраля 1930 г. вновь арестован и приговорён к 3 годам ссылки в Северный край. Скончался в заключении. 29. Варлаам (Пикалов; 1885-1946 гг.), с 9 мая 1921 г. епископ Новосильский, викарий Тульской епархии; с 24 августа 1924 г. епископ Ефремовский, викарий Тульской епархии; с 11 марта 1925 г. епископ Каширский, викарий Тульской епархии. 4 ноября 1926 г. уволен на покой. В 1925-1928 гг. находился в ссылке в Тверской области. С 25 июля 1934 г. епископ Рыбинский, 12 ноября 1935 г. назначен епископом Псковским, однако от назначения отказался и остался в Рыбинске. С марта 1936 г. архиепископ. 29 августа 1936 г. приговорен к 5 годам лагерей. В сентябре 1943 г. освобожден. С 13 октября 1943 г. архиепископ Свердловский и Челябинский. В августе 1944 г. вновь арестован и приговорен к 6 годам лагерей. Скончался в заключении.

http://sedmitza.ru/lib/text/475551/

В настоящем случае я имею в виду предложить, вместе с критическими замечаниями о трудах гг. Добротворского и Мельникова, несколько дополнительных сведений и общих соображений о секте Людей Божиих, на основании собранных мною песен, а также других материалов, рукописных и печатных, которыми не воспользовались ни Добротворский, ни Мельников между первыми особенного внимания заслуживает обширная записка калужского священника Сергеева «О расколе, именуемом Христовщина», представленная в 1809 г. в Святейший Синод и обращающаяся в рукописи между специалистами; между вторыми – VIII-й том Истории министерства внутр. дел, составленной г. Варадиновым, в котором между многими другими сведениями помещена записка крестьянина Андреянова о скопцах, представленная автором Императору Александру Павловичу в Таганроге в 1825 году, и потом – Тульские Епархиальные Ведомости за 1867 год, где помещена замечательная исповедь обратившегося хлыста. Кстати позволяю себе здесь заметить, что епархиальные наши ведомости несправедливо игнорируются нашей ученой литературой: материала этнографического, археологического и статистического они представляют гораздо больше, чем ведомости губернские. Раздел I Состоя баквалавром по расколу в Казанской духовной академии, г. Добротворский, как он объясняет в предисловии к своей книге, особенно занимался изучением так называемых, духовных русских сект, и настоящее его исследование есть плод шестилетних его трудов по этому предмету. Большая часть изданной теперь книги, в виде отдельных статей, была напечатана еще в 1858 и 1860 годах в «Православном Собеседнике», издающемся при Казанской д. академии. Теперь автор лишь собрал эти статьи в одно целое, присоединил новую главу о песнях хлыстов и скопцов и напечатал самые песни в числе 85-ти. Автору удалось воспользоваться материалами доступными далеко не всякому. Это – 1) Две обширные рукописные монографии о секте, принадлежавшие известному своей миссионерской противораскольнической деятельностностию, покойному нижегородскому архиепископу Иакову, составляющие, по всей вероятности, систематически свод из тех подробных отчетов и секретных дознаний о секте, какие представляемы были преосвященному подведомственными ему приходскими священниками и миссионерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

В настоящем случае я имею в виду предложить, вместе с критическими замечаниями о трудах гг. Добротворского и Мельникова, несколько дополнительных сведений и общих соображений о секте Людей Божиих, на основании собранных мною песен, а также других материалов, рукописных и печатных, которыми не воспользовались ни Добротворский, ни Мельников: между первыми особенного внимания заслуживает обширная записка калужского священника Сергеева «О расколе, именуемом Христовщина», представленная в 1809 г. в Святейший Синод и обращающаяся в рукописи между специалистами; между вторыми – VIII-й том Истории министерства внутренних дел, составленной г. Варадиновым, в котором между многими другими сведениями помещена записка крестьянина Андреянова о скопцах, представленная автором Императору Александру Павловичу в Таганроге в 1825 году, и потом – Тульские Епархиальные Ведомости за 1867 год, где помещена замечательная исповедь обратившегося хлыста. Кстати позволяю себе здесь заметить, что епархиальные наши ведомости несправедливо игнорируются нашей ученой литературой: материала этнографического, археологического и статистического они представляют гораздо больше, чем ведомости губернские. 1. Роспевцы хлыстов, как материал для изучения секты. Литературные источники для изучения предмета. Значение сочинений Добротворского и Мельникова Состоя бакалавром по расколу в Казанской духовной академии, г. Добротворский, как он объясняет в предисловии к своей книге, особенно занимался изучением так называемых духовных русских сект, и настоящее его исследование есть плод шестилетних его трудов по этому предмету. Большая часть изданной теперь книги, в виде отдельных статей, была напечатана еще в 1858 и 1860 годах в «Православном Собеседнике», издающемся при Казанской духовной академии. Теперь автор лишь собрал эти статьи в одно целое, присоединил новую главу о песнях хлыстов и скопцов и напечатал самые песни в числе 85-ти. Автору удалось воспользоваться материалами, доступными далеко не всякому. Это – 1) Две обширные рукописные монографии о секте, принадлежавшие известному своей миссионерской противораскольнической деятельностью, покойному нижегородскому архиепископу Иакову, составляющие, по всей вероятности, систематический свод из тех подробных отчетов и секретных дознаний о секте, какие представляемы были преосвященному подведомственными ему приходскими священниками и миссионерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

9 В июльской книжке «Православного обозрения» уже перепечатано стихотворение «Старость» с предисловием «Тульских Епархиальных ведомостей», – Редакция «Христ. Чтения» берет на себя вину в промедлении печатанием статьи Рамушевского, которая, впрочем, и после появления в «Православном Обозрении» стихотворения Филарета не будет излишнею. 11 Редакция Тульских Епархиальных ведомостей сделала следующий при близительный перевод подписи Платона: «Сюда внесены взгляды на разные предметы, до того (интересные), что доставили мне величайшее удовольствие, преимущественно же рассуждение Цицерона о старости, как потому, что оно выражает мой взгляды как старика, так и потому, что вполне соответствует моему возрасту». Действительно этот перевод только «приблизительный». Короткий и чрезвычайно сжатый отзыв Платона о стихотворении учителя поэзий Василия Дроздова чрезвычайно затруднителен, особенно в первой его половине, для точной буквальной его передачи на русском языке. Нет ли здесь ошибки в копии против оригинала? Ред. 16 Чтобы сохранить факты участия пастыря к поэту и признательности поэта к пастырю, Сушков внес в свои «Записки» и стансы Пушкина и стихотворение Филарета, и ответ на это стихотворение умиленного поэта. Редакция в свою очередь, чтобы распространить это предание, перепечатывает в своем распространенном журнале все эти три стихотворения; тем более, что в списках стихотворение митрополита искажено по местам. I. Стансы Пушкина. Дар напрасный, дар случайный – Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из, ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. II. Пушкин от мечтаний перешедший к размышлению: стихотворение Филарета. Не напрасно, не случайно Жизнь судьбою мне дана, Не без правды ею тайно На печаль осуждена. Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Predtec...

1 Мы опускаем здесь записку свящ. села Забельни, калуж. губ., «Изъяснение раскола, именуемого христовщина или хлыстовщина»; «Открытие тайностей или обличение ереси скопцов» арх. Досифея, а также «Краткое обозрение существующих в России расколов, сект и ересей» Липранди, где также сообщаются краткие сведения о хлыстах, потому что печатное издание этих сочинений относится к позднейшему времени. До этого же времени они обращались только в рукописях и потому, естественно, составляли предмет не для всех доступный и известный. 2 «Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете» – периодическое издание трудов Общества. Выпускались отдельными книгами на протяжении 72 лет с десятилетним перерывом. Первая книга вышла в свет в январе 1846 г. В течение 3 лет «Чтения» выходили нерегулярно, по мере накопления материала. До июня 1848 г. было выпущено 23 книги. «Чтения» были закрыты в июне 1848 г. Николаем I. Издание «Чтений» возобновилось в 1858 г. С 1858 г. «Чтения» выходили в свет регулярно, 4 раза в год. Активная деятельность Общества продолжалась до конца 1918 года. Всего книг 264. 3 «Люди божии. Русская секта так называемых духовных христиан». Исследование И. М. Добротворского. Казань. 1869 г. 101–200 стр. 6 «Тульские Епархиальные Ведомости». 1867 г. 17, 18, 20–22; 1868 г. 6–8; 1869 г. 9–12, 20, 22–24. 9 Главы, вошедшие в сочинение Добротворского, напечатаны были первоначально в «Православном Собеседнике» за 1858 и 1860 гг., но не с такою полнотою, в каков они явились в отдельном издании их. Кроме того, к этим главам присоединен новый отдел хлыстовских и скопческих песен с объяснениями каждой из них. Объяснения эти могут отчасти руководить исследователя при изложении догматического, нравственного и обрядового учения хлыстов. 11 Так называют хлыстов в некоторых приволжских губерниях и преимущественно в самарской. Что под именем монтан нужно разуметь здесь хлыстов – в этом, кроме сходства учения или культа первых с учением и культом последних, убеждает и свидетельство Преображенцева. Последний рассказывает, что один его товарищ, находясь в нижегородской губернии, был, между прочим, на беседе у монтан и убедился, что «религиозная тайная беседа совершается у них так же, как и у людей божиих, т. е. одинаковое пение, радение и лжепророчество» («Тульские Епархиальные Ведомости». 1867 г. 22. 273–274 стр.). И, вообще, сношения между хлыстами и так наз. монтанами совершаются беспрепятственно и часто (см. напр. «Сборник... » В. И. Кельсиева II вып. 82 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

332 Волынец А. Государственная Дума и Духовенство//Церковные ведомости. 1908. 50. 13 декабря. С. 2442. 335 Лудмер Я. Бабьи стоны (из заметок мирового судьи)//Юридический вестник. 1884. Ноябрь. С. 446. 337 См. : Андреева Ю.С. Деятельность Русской православной Церкви по духовному воспитанию населения Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX в./Автореф. дисс. ... к. ист. н. Челябинск, 2006. С. 21; Она же. Деятельность православного духовенства по воспитанию трезвого образа жизни среди населения Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX в.//Культура и искусство в памятниках и исследованиях. Челябинск, 2006. Вып. 4. С. 66–73. 342 См. : Ключарева А.В. Пастырское служение православного духовенства в России в конце ХГХ – начале XX в. (по материалам Тульской епархии)//Известия Тульского государственного университета. Сер. Теология. Вып. 2. Тула, 2006. С. 40–11. 343 См. : Андреев Г.Л. Христианская периодическая печать на русском языке. 1801–1917 гг. Нью-Йорк, 1997. Т 1. С. 1, 160; Т. 2. С. 29. 344 Фоменко К., прот. Хулиганство//Киевские епархиальные ведомости. 1913. 40. Неоф. ч. С. 1028. 345 РГИА. Ф. 797. Оп. 77. II отд. 3 стол]. Д. 230. Л. 1 об., цит. по : Алексеев А.В. Духовно-нравственное состояние русского общества конца XIX – начала XX века: историко-конфессиональный (православный) взгляд/Автореф. дисс. ... к. ист. н. М., 2008. http://www.bogoslov.ru/text/311827.html (02.10.09). 346 См.: Лосский Н.О. Характер русского народа//Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. С. 350. 349 См. : Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб., 1999. Т. 1. С. 177. 354 Необычные для нашего времени речи//Московские церковные ведомости. 1906. 31. 6 августа. С. 317. 356 См.: Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811–1913): Статистические очерки. М., 1956. С. 293. 357 См.: Колосов Н., свящ. Заведомая неправда//Московские церковные ведомости. 1907. 2. 14 января. С. 39–46.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они стали ещё большими хозяевами... одинокой жизни. Гораций говорил о таких хозяевах: «Тёмную чернь отвергаю с презрением», впрочем, у русского человека для них нашлось бы более крепкое и несокрушимое слово. Глава VIII «Кто ты, человек, что споришь с Богом?» ( Рим. 9:20 ) События, связанные с ходом «соборных деяний», омрачили надежды многих и повергли в уныние наиболее благонамеренную часть русского церковного общества. Но эти же события, с другой стороны, явились для обновленческих руководителей стимулом к реальному учёту своих ресурсов, чтобы при форсировании борьбы иметь потенциальную базу. Мы уже упоминали в VI главе, что ещё до собора обновленцы, делая ставку на завоевание «церковных низов», активно пошли «в народ», понимая, что успех такого дела, в котором постулирует народ, решается в самом народе – на местах. Тогда, в предсоборном плане, они выбрали острое оружие – печать и в отдельных епархиях приняли на свое вооружение печатное слово. Правда, эта мера не могла принести им плодов, потому что политика страуса была слишком заметной, и никто в ней ошибиться не мог, однако организаторское начало было положено. Теперь, когда соборная затея окончилась блефом, миротворцы должны были продолжать печатную игру, вернее делать хорошую мину при плохой игре и, разумеется, начать с того, на чем остановились в предсоборные времена, т. е. с распространения печатного слова: популярных книжек, брошюр, листков и прочих «наглядных пособий» идеологического свойства. Но теперь всё это должно быть предельно активизировано, потому что на окончившемся соборе события развивались таким образом, что обновленцам угрожала неминуемая потеря церковного стада. Сейчас во что бы то ни стало надо задержать остатки. А как? И вот мы видим, как развернул свою деятельность обновленческий агитпроп. Сибирь стала издавать «Иркутские церковные ведомости», кстати, закрывшиеся после четвертого номера. В Самаре издается журнал «Церковная жизнь», в Перми – «Пермские епархиальные ведомости», в Туле – «Тульские епархиальные ведомости», в Ульяновске – «Ульяновский церковный листок», в Одессе – журнал «В Духе Христа», в Харькове – «За веру», во Владимире – «Церковная жизнь» (под редакцией митрополита Серафима (Руженцева) 606 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Глава десятая Вступление на престол Императора Павла Петровича, Его отношение к распоряжениям и учреждениям Екатерины II. Губернская реформа и передел губерний по указу от 12 дек. 1796 г. Территориальное переустройство русских епархий, соответственно новому делению губерний. Решение Св. Синода 16 сент. 1797 г. о приведении епархиальных территорий в соответствие с губернскими. Задержка практического выполнения этого решения, вследствие неприсылки из Сената росписи городов по губерниям по новому делению. Территориальное переустройство малороссийских епархий соответственно новому переделу губерний. Прикрытие Новгород-Северской епархии (1 сент. 1797 г.), в связи с прикрытием губернии. Введение Киевской епархии в границы губернии. Преобразование Переяславского и Бориспольского коадъюторства Киевской митрополии в полусамостоятельную епархию с своими консисторией и собором в области Малороссийской губернии, разделенной между Переяславским коадъюторством и Черниговской епархией. Переименование Екатеринославской и Таврической епархии в Новороссийскую и Днепровскую, Могилевской и Полоцкой в Белорусскую и Могилевскую; введение их в границы соответствующих губерний, а Брацлавской и Подольской епархии – в границы Подольской губернии. Расширение прав старорусского и дмитровского викариев учреждением у них своих консисторий и соборов и определением им особых территорий (18 дек. 1797 г. и 5 – 13 окт. 1798 г.). Территориальное несоответствие между многими епархиями и губерниями и затруднения, происходящие от этого несоответствия при малочисленности епархий после решения Св. Синода 16 сент. 1797 г. Общий доклад св. Синода от 27 сент. 1799 г., утвержденный 16 окт. того же года, о согласовании епархиальных границ с губернскими, об изменении названий некоторых епархий соответственно губерниям и об открытии пяти новых епархий в границах губерний и викариатств. Ведомость о составе всех русских епархий, составленная в св. Синоде. Отделение С.-Петербургской епархии от Новгородской; прикрытие викариатства: Феодосийского и Моздокского. Перенесение Коломенской кафедры в Тулу и образование Тульской и Белевской епархии, вместо Коломенской в пределах Тульской губернии. Открытие вновь самостоятельных епархий: XXXII – Калужской и Боровской в границах Калужской губ. с кафедрой в Калуге, XXXIII – Пермской и Екатеринбургской – в границах Пермской губернии с кафедрой в Перми; XXXIV – Оренбургской и Уфимской, в пределах Оренбургской губернии с кафедрой в уезд. гор. Уфе; XXXV – Саратовской и Пензенской в границах Саратовской губернии с кафедрой в уезд. гор. Пензе; XXXVI – Слободско-Украинской и Харьковской в границах Слободско-Украинской губернии с кафедрой в Харькове. Их территориальное устройство и изменение территорий соседних епархий при образовании новых епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010