Н. переписал и отредактировал годовой комплект четьих-миней («Соборник»), в который вошли 24 Жития древних восточнохрист. святых. «Соборник» известен в автографах преподобного: РГБ. Троиц. I. 684. Л. 1-272 (филиграни 1488-1495 гг.); МДА. 207. Л. 2-17 (здесь находится Житие прп. Иоанна Безмолвника, вырезанное из Троиц. 684); Вол. 630. Л. 3-346 (принадлежность листов 4-82 руке Н. не бесспорна; филиграни 1487-1495 гг.); ГЛМ. 126. Л. 3-253 (в конце л. 253 сделана приписка: «В сей книз до зде переписи старца Нила, ошелника Сърьскыа пустыни, иже на Белезер»); РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. 564. Л. 13-18 об. (недостающие листы из рукописи ГЛМ). Почерк Н. атрибутирован Прохоровым и Клоссом ( Клосс. 1974. С. 150-165; Прохоров. 1975. С. 37-54). Как отметила Т. П. Лённгрен, Н. «писал полууставом младшей поры, слегка наклоненным вправо. Почерк Нила очень аккуратный, четкий, с рядом утвердившихся черт южнославянского влияния» ( Лённгрен. 2000. Ч. 1. С. 21). Сборники РГБ. Вол. 630 (Л. 1) и ГЛМ. 126 (Л. 1-1 об.) имеют вкладную мон. Нила (Полева), который вывез книги из Ниловой пуст. в Иосифов Волоцкий мон-рь (вкладная датирована 1514 г.). Сборники открывает авторское предисловие, в котором Н. говорит о принципах своей редакторской работы с текстом: «Писах же съ разных списковъ, тщася обрсти правый. И обртох въ спискх онхъ многа неисправлена. И елика възможна моему худому разуму, сиа исправлях, а яже невозможна, сиа оставляхъ» (РГБ. Троиц. 684. Л. 1). Среди списков, к-рыми Н. пользовался в своей работе, были сборники из б-ки Кириллова Белозерского мон-ря, в т. ч. годовой комплект четьих-миней, созданный в обители в 1484-1488 гг.: РНБ. Кир.-Бел. 16/1255, 17/1256, 18/1257, 19/1258. Лённгрен установила, что при работе над Житием прп. Феодора Студита старец использовал список РНБ. Кир.-Бел. 30/1107. Л. 302-421, XV в. Сверяя разные списки Житий, Н. исправлял ошибки, восстанавливал лакуны в текстах. Его исправления имеют грамматический, синтаксический, стилистический и смысловой характер. Иногда Н.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Одним из первых копиистов «Соборника» был кирилловский мон. Гурий (Тушин) (РНБ. Кир.-Бел. 23/1262; 141/1218, 1509 г.; РГБ. Троиц. I. 685, 1-я четв. XVI в.). По мнению Клосса, Гурий переписывал с чернового варианта, где исправления Н. находились еще не в тексте, а на полях листа (исследователь высказал предположение, что существовали 2 авторских набора сборников: черновой и беловой; эту т. зр. поддержала Романенко (см.: Романенко. 2003. С. 66-67)). Прохоров считал, что мон. Гурий и его «первый помощник» писали непосредственно с известных автографов старца, а исправления на полях возникли в результате правки полученных копий по автографу Н. Этого же мнения придерживалась Лённгрен (см.: Лённгрен. 2008. С. 80). Однако впосл. ею был обнаружен 2-й список Жития прп. Феодора Студита в автографе Н. (РГБ. Унд. 1173. Л. 25-94, 1486-1488 гг.), к-рый послужил черновиком для такого же Жития в «Соборнике» Н. (РГБ. Троиц. 684) и в копии Гурия (Тушина) (РНБ. Кил.-Бел. 23/1262). Преподобному, как считают исследователи, принадлежат 4 послания: «брату, вопросившему его о помыслех» (начало: «Похвално желание воздвигнулъ еси…», вероятный адресат - мон. Вассиан (Патрикеев)); «иному о ползе» (начало: «Еже усты къ устом бесдова…», предполагаемый адресат - мон. Гурий (Тушин)); «Къ брату, просившу от него написати ему еже на ползу души» (начало: «Писаниице твое, господине отче, еже писалъ еси къ мн…», адресат - мон. Герман Подольный); «брату с восточныя страны на ползу души» (адресат неизвестен). Автографы посланий не найдены, адресаты установлены на основе списка РГБ. Троиц. I. 188, 2-я пол. XVI в., в к-ром имена получателей надписаны над заглавием (такая атрибуция посланий поддержана Архангельским, Лурье, Лилиенфельд, Прохоровым). По мнению 1-го издателя посланий - Елагина, 1-е послание было написано для прп. Кассиана Учемского, а 3-е адресовано прп. Иннокентию (Охлябинину). По наблюдениям Прохорова, «два - а может быть, и все три Ниловых послания дошли до нас в собственноручных копиях их получателей»; список 3-го послания в рукописи РНБ.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

нет. В Синаксаре Студийского Устава 1398 г. (ГИМ. Син. 333) под 11 июля помещен заголовок памяти О. без уставных указаний о службе. Самое раннее указание о порядке совершения службы княгине на повечерии обнаруживается в Иерусалимском Уставе нач. XV в. (РГБ. Троиц. 239). В Иерусалимских Уставах XV-XVI вв. под 11 июля на 1-м месте - память мц. Евфимии, память О.- всегда на 2-м, могут быть приведены тропарь/тропари и/или кондак ей. Так, в уставах РГБ. Троиц. 244 и РНБ. Кир.-Бел. 278/535 указан только кондак (предполагается служение О. по древнему варианту последования - без тропаря); в списке РГБ. Больш. 343 - тропарь 1-го гласа и кондак; в списке РНБ. Соф. 1138 - тропари 1-го и 8-го гласов и кондак. Изложение порядка службы О. встречается крайне редко. В уставе 1-й пол. XVI в. (РГБ. Троиц. 242. Л. 297 об.- 298 об.) память О. перенесена на 12 июля, в заголовке стоит на 3-м месте - после памяти мучеников Прокла и Илария и прп. Михаила Малеина. По указаниям данного списка устава, память мучеников Прокла и Илария переносится на повечерие; служится объединенное последование прп. Михаилу Малеину и О., описан порядок службы. Несмотря на то что рукописные уставы XV-XVII вв. дают крайне скудные сведения о составе богослужения в честь О., в Минеях того же времени обнаруживается богатая и разнообразная традиция ее чествования. Сохранившиеся минейные списки кон. XV-XVII в. дают возможность реконструировать историю развития богослужения в этот период. В ряде списков июльских Миней XVI в. (напр.: РНБ. Соф. 367; 414; РГБ. Больш. 201) представлено соединенное последование на 11 июля мц. Евфимии и О. Память О. в таких списках всегда стоит на 2-м месте; тип последования - шестеричная (см. в ст. Знаки праздников месяцеслова ) служба Евфимии, соединенная с простой службой О. Значительное количество списков также содержит последование в честь О. без соединения со службой мц. Евфимии (в июльских Минеях под 11 июля тексты служб Евфимии и О. могут быть приведены по очереди, при этом 1-м приводится последование Евфимии, напр.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

1262. Троицкий – Васильегорский – Хмелевский, мужской, ныне приходская церковь в подгородной гор. Васильсурска слободе Хмелевке, Нижегородской губ. Основан в XVII ст. сошедшимися здесь пустынниками, построившими церковь св. Троицы. Упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 603; “Нижегород. сборн.», VI, 35 (с видом церкви); Строев, “Спис. иер. и наст.», 630 (под именем Хмелевской пуст.), 631 (под именем Васильгород. Троиц. пуст.). 1263. Троицкий – Вольновский, мужской, ныне приходская церковь слободы Поповки, Харьковской губ., Богодуховского у., в 40 вер. к сев. от Богодухова и в 6 вер. от села Вольного, при р. Ворсклице. Основан в 1680 г. священником Антонием Ивановым бывшего города Вольного, принявшим иночество под именем Анфима и скончавшимся в 1693 г. Упразднен в 1786 г., причем камен. храм св. Троицы, построенный в 1745 г., обращен в приход для монастырской деревни Поповки. “Ист. Росс. Иер.», III, 609; “Ист. стат. опис. Харьков. епар.», I, 213; “Харьк. г. в.», 1857 г., 45 (кратк. опис.); 1861 г., 41 (тоже); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 976, 13. 1264. Троицкий – Данилов, а прежде Похвало – Богородицкий Новый, что на Божьем Дому, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), Владимирской губ., Переяславского у., в 1½ вер. к югу от Переяслава. Основан на месте Убогого Дома или кладбища в 1508 г. преп. Даниилом, постриженником Пафнутиева мон. и восприемником у царя Вас. Ив. сына Иоанна, проведшим 30 лет иеромонахом в Успенском Горицком мон. и скончавшимся в 1539 г. 7 апреля. Мощи преподобного покоятся в богатой серебряной раке в Троицком соборе, существующем с XVI стол.: память его чтится 7 апреля в день преставления, 16 октября в день переложения мощей в новую раку (1782 г.) и 30 декабря в день обретения мощей (1652 г.). В монастыре сохранился колодезь, ископанный руками преподобного. “Опис. Переслав. Троиц. Данилова мон., из подлинн. монастыр. бумаг, составленное в 1829 г.», Москва, 1834 г.; “Основ. Переяслав. Троиц. Данилова мон. преп. Даниилом Переяслав. чудотв.», Москва, 1853 г.; Свирелин, “Ист.– стат.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Слав. перевод прп. Паисия Величковского представлен в ряде рукописей XVIII в. (напр.: Ath. Chil. N 220; Ath. Pantel. N 101). Более древний полный слав. перевод «Алфавитных слов» не обнаружен, однако его существование вполне вероятно, поскольку в нескольких рукописях сохранилась компиляция под названием «Слово Петра Дамаскина» (нач.: «Мали суть спасаеми, глаголеть Господь, зане же сладка им является видимая...»; РГБ. Рум. 357, XIV-XV вв. Л. 21 об.- 27 об.; Троиц. 756, XV в. Л. 380 об.- 383 об.; Вол. 146, XV в. Л. 145-150 об.; РНБ. O.I.59(858), XV в. Л. 44 об.; РГБ. Троиц. 189, XVII в. Л. 605-608 об.), к-рое представляет собой выдержку из 7-го, 14-го и ряда др. «Алфавитных слов», дополненную извлечениями из различных глав «Увещания....». Следов подобной компиляции в греч. традиции не обнаружено. Предположительно, она возникла на слав. почве. «Объяснение сочинения Иоанна Златоуста " Об аскезе " » (Εξγησις κ το Χρυσοστμου Περ σκσεως; Explicatio dicti S. Joannis Chrysostomi de vita monastica), сохранилось под именем П. Д. в ряде древних кодексов (Vat. Palat. gr. 210. Fol. 117v - 125; Paris. gr. 1134. Fol. 151v - 160; 1135, XIV в. Fol. 72-75, 78; 1136, XIV в. Fol. 150v - 154v; ГИМ. Син. 411, XV в. Л. 121 об.- 130; и др.; изд. по ватиканской рукописи: Νικολπουλος. 1973. Σ. 207-212). Сочинение состоит из 12 небольших глав и представляет собой краткий пересказ (часто дословный) «Письма монахам», ошибочно приписываемого свт. Иоанну Златоусту (CPG, N 4627). Автор, по-видимому, составил его для себя в качестве напоминания о прочитанном. Основное содержание сочинения: увещание любить смирение, иметь постоянный плач, памятование о смерти, непрестанную молитву и хранить ум от скверных помыслов. В 10-й и 12-й главах упоминается формула Молитвы Иисусовой : «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Существует слав. перевод этого сочинеия: «Петра черноризца, сказание от Златоустаго, к некоим иноком» (РГБ. Троиц. 763, нач. XV в. Л. 208-209 об.). Аргументы против подлинности «Объяснения...» исследователями не высказывались. Если это сочинение принадлежит П. Д., то оно ярко иллюстрирует метод работы с источниками, к-рый он применял: П. Д. делал для себя дословные выписки или кратко пересказывал источник, дополняя его своими мыслями. Возможно, из таких записей впосл. возникло «Увещание к собственной душе». Малые сочинения сомнительного авторства

http://pravenc.ru/text/2580382.html

Около 1418 г. Епифаний написал ряд повестей для составлявшегося тогда же Летописного свода митрополита Фотия. В них тема Сергия получила дополнительное звучание: в Повести о Куликовской битве введен эпизод о благословенной грамоте Дмитрию Донскому, где Сергий «велел ему битися с татары»; первоначальное известие 1363 г. о приезде митрополичьих послов Павла и Герасима в Нижний Новгород было датировано 1365 г. и переделано таким образом, что единственным послом (но уже великого князя) стал Сергий Радонежскии, позакрывавший все церкви города  . Наконец, в конце 1418 — начале 1419 г. Епифаний завершил главный труд своей жизни — Житие благоговейно почитаемого учителя Преподобного Сергия Радонежского. Памятник не сохранился в отдельном виде, а реконструируется на основе позднейших редакций, к обзору которых мы и переходим. При Троицком игумене Зиновии (1432—1445 гг.) труд Епифания подвергся существенной переделке, целью которой, во–первых, было сокращение текста для более удобного использования в богослужебной практике, а во–вторых, введение новой концепции о преемнике Сергия, при этом преемником Сергия объявлялся не Савва Сторожевский (как это было на самом деле), а Никон Радонежский. Последнее может объясняться несколькими причинами, и главной из них являлась подготавливаемая канонизация Никона. Но не исключена и политическая подоплека события: Савва впоследствии игуменствовал «на Сторожах» — монастыре, принадлежавшем князю Юрию Звенигородскому, с которым Василий Темный вел полную драматизма борьбу за великое княжение, поэтому власти монастыря сочли за лучшее не упоминать имени подлинного преемника Сергия. Так или иначе, но в новой редакции текста рассказа о преставлении Сергия прозвучали слова: «постави же игумена въ место себе Никона»; а как читалось это место в сочинении Епифания — мы теперь уже никогда не узнаем. Литературная переработка епифаниевского Жития Сергия была выполнена выходцем с Афона, сербским агиографом Пахомием Логофетом. Первую редакцию Пахомий создал около 1438 г., она сохранилась в беловом оригинале — Троиц. 746 (л. 209—246 об.). Судя по разметке тетрадей, в рукописи недостает последнего листа — именно с рассказом о преставлении Сергия. В позднейших копиях этот рас–каз читается (в версии, что преемником Сергия был Никон), но несет на себе вторичные черты (сопровождается Похвалой Сергию, выписанной из Жития Афанасия Афонского, — ее нет еще во второй редакции Пахомия, а впервые появляется в третьей). В самой рукописи Троиц. 746 окончание текста переписано другой рукой и выписано из четвертой Пахомиевской редакции (именно, из списка Троиц. 136).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Многозначительно напомнив о евангельском предсказании: «И будут прьвии последнии и последнии прьвии», автор рассказывает о распространении христианской веры в «первая лета» и при первом православном царе Константине, о построении «града Констянтина, еже есть Царьград, и наречеся новый Иерусалим», а затем переходит к «последним» временам, когда Бог прославил «нового царя Константина», самодержца Ивана Васильевича, «новому граду Констянтину – Москве и всей Русской земли и иным многим землям государя» (РНБ, Сол., 858, л. 613 об.). Таким образом, в произведении недвусмысленно заявлено, что новым духовным центром православного мира является Москва, а роль «вселенского» царя переходит к русскому государю. Предисловие к пасхалии, составленное в конце 1492 г. 258 , несмотря на широкую его известность в литературе, остается по существу малоизученным. Автор произведения не установлен (хотя настойчиво связывается с именем московского митрополита Зосимы). Критическое издание текста (по 5 рукописям) осуществлено лишь в недавнее время 259 . Все списки разделяются на два вида: первый вид образуют списки, в которых Царьград определяется как «новый Иерусалим», а пасхалия рассчитана на 7001–7020 гг., второй вид представлен единственным списком Троиц., 46 – в нем Царьград назван «новым Римом», пасхалия составлена на 7004–7018 гг. И. А. Тихонюк оценил текст Троиц., 46 с чтением «новый Рим» как вторичный по сравнению со списками первого вида (поскольку пасхалия начиналась не с 7001 г., а с 7004 г.), датировал рукопись временем около 1495 г. и связал ее происхождение с Троице-Сергиевым монастырем, с кругом троицкого игумена Симона Чижа. Данный факт послужил основанием для Б. А. Успенского высказать предположение, что изначальным автором концепции «Москва – третий Рим» являлся Симон – троицкий игумен и затем московский митрополит 260 . Обращение к рукописи Троиц., 46 позволяет оценить справедливость высказанных мнений о ее происхождении. Сборник РГБ, ф. 304 I, 46 представляет собой конволют из трех рукописей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несколько сведений и наблюдений касательно хода развития церковно-истрической науки у нас в России. - Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1895. - 35 с. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1895. - 12. Греческая Церковь и римский католицизм: (Из истории Греко-Восточной Церкви от падения Константинополя, в 1453 г., до настоящего времени). - Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сер-гиевой Лавры, 1899. - 30 с. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1899. - 7. Греческие церковные историки IV, V и VI веков. - М.: Тип. Снегиревых, 1890. - 232, 2, II с. - Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. Духовенство Древней Вселенской Церкви (от времен апостольских до IX века): Исторические очерки - М.: Печатня Снегиревой, 1905. -VI, 494с. - (Собр. церковно-исторических соч. проф. д-ра богословия Алексея Лебедева; т. 10). Духовенство и народ и их взаимные отношения во II и III веках. - М.: Типо-лит. Ефимова, 1899. - 36 с. - Отт. из: Моск. церков. ведомости. - 1899. Духовенство и народ и их взаимные отношения в IV- VIII веках. - М.: Типо-лит. Ефимова. 1900. - 30 с. - Отт. из: Моск. церков. ведомости. Епископия и церковный приход в древности. - М.: Типо-лит. Ефимова, 1904. - 16с. - Отт. из: Моск. церков. ведомости. - 1904. - 19. Замечательные иностранные сочинения по истории славянства и его церковной жизни. - М.: Унив. тип., 1869. - 18с. - Из: Правосл. обозрение. - 1869. - 5. Зачем бы нам нужен патриарх?: (Из университетских лекций 1906 г.). - Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1907. - 59 с. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1907. - 1. Из истории Вселенских Соборов. - М.: Унив. тип., 1876. -332с. Из истории Вселенских Соборов IV и V веков: Pendant к соч. «Вселенские Соборы IV и V веков» (М., 1879); Критические замечания по поводу сочинения протоиерея Иванцова «Религиозные движения на Востоке в IV и V веках» - М.: Тип. Лаврова, 1882. - 267с. Из истории нравственного состояния духовенства от II по VIII век. - [Сергиев Посад): Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1903. - 70 с. - Отт. из: Богослов, вести. - 1903. - 6-7.

http://bogoslov.ru/person/37134

О нашем символе веры. - [Сергиев Посад): Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1902. - 62 с. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1-2. О происхождении актов Вселенских Соборов. - [Сергиев Посад]: Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1904. - 29 с. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1904. - 5. Об участии мирян на Соборах. - М.: Унив. тип., 1906. - 47 с. - Отд. отт. из: Душеполез. чтение. - 1906. - 3. Общество любителей духовного просвещения в Византии давнего времени: Речь, прочитанная в торжественном годичном заседании Об-ва любителей духов, просвещения, 1889 г., окт. 15 дня. - М.: Тип. Снегиревых, 1890. - 32 с. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной Церкви в IX. X и XI веках: (От конца иконоборческих споров 842 г. до начала крестовых походов 1096 г.). - М.: Тип. Лебедева, 1878. - VI, 264, II с. - Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. То же. - 2-е изд. - М.: Печатня Снегиревой, 1902. - VI, 381 с. -(Собр. церковно-исторических соч. проф. д-ра богословия Алексея Лебедева; т. 6). Очерки из истории Вселенских Соборов. - М.: Моск. о-во любителей духов, просвещения, 1912. Вып. 2: Правила Соборов 1-4. - 1912. - 217 с. Очерки истории Византийско-Восточной Церкви от конца XI до половины XV века. - М.: Тип. Волчанинова, 1892. - VII, 644с. Очерки развития протестантской церковно-исторической науки в Германии (XVI-XIX века). - М.: Тип. Лаврова, 1881. - III, 284 с. Паломничество в Святую Землю во времена Древней Церкви. - СПб.: Имп. Правосл. палест. о-во, 1900. - (Чтения о Святой Земле; 53-54). - На обл. только загл. сер. 1. -30с. 2.- 29с. По вопросу о происхождении первохристианской иерархии. - Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1907.- 15с. Попытка Дарвина помирить свою теорию с религиозно-нравственным чувством христианина: (К характеристике англичан)/А. Л-в. - М.: Унив. тип., 1878. - 6с. - Авт. установлен по каталогу Рос. нац. б-ки. - Из: Душеполез. чтение. - 1878. - Май. Предстоящий Всероссийский Собор с точки зрения древних соборов. - М.: Унив. тип., 1907. - 24 с. - Отд. отт. из: Душеполез. чтение. - 1907. - 3.

http://bogoslov.ru/person/37134

Елеазаров-Анзер., Арх. г., II, 1257. Елеазаров-Спасский, Пск. г., I, 444. Еленовский, Влад. г., II, 1350. Елецкий – Знамен. – Богород.-Красногорский, I, 200. Елецкий-Троиц.-Петропавл., I, 517. Елецкий -Яблонов-Троиц. – Лебедянский, I, 529. Елецкий-Успен. Чернигов., II, 794. Емецкая-Благовещ., Арх. г., II, 632. Енисейский-Спасский или Спасо-Преоб., II, 1166. Енисейский-Христорожд. или Рождест.– Иверский, II, 1347. Енифанский-Успен., II, 1302. в Ермолиной роще Екатерин., Моск. г., II, 792. Ефремовская-Преобр.-Спасс., II, 1082. Ефремов-Переяслав., Полт. г., II, 927. Ж Жаботин.-Онуфриев., Киев. г., II, 795. Жабынская-Введен.-Макариев., Туль. г., I, 105. Жадовская-Казан.-Богород., Симб. г., I, 240. Желтиков-Успен., Твер. г., I, 191. Желтоводский – Макариев-Троиц., Нижег. г., I, 279. Железноборовский – Предтеч.-Яковлев., Костр. г., II, 796. Железнополь.-Шалацкая-Успен.-Гурьева, Новг. г., II, 1358. Ряз. г., II, 797. Живоносного Источника-Нижегородск., II, 798. Житин или Житенный-Богород.-Смолен., Твер. г., II, 641. Жукова – Богород. – Успен. – Салдовская, Костр. г., II, 799. З Заблудовский-Успен., Гродн. г., I, 545. Завеличский-Илин.-Псков., II, 829. Завеличский – Спасо-Мирожский-Псков., II, 1162. Загаецкий-Иоанна-Милостивого, Волын. г., II, 800. Загорицкая, Новг. г., II, 801. Загородн.-Трехсвят.-Твер., II, 1202. Задне – Никифоровская-Спасская-Вашезерская, Олонец. г., I, 193. Задонский-Богород.-Срет. -Тешев., I, 59. Зазуловский-Благов.-Золотонош., I, 39. Заиконоспасский-Московский, II, 802. Заозерская-Введен., Волог. г., II, 692. Заозерский-Новый-Авраамиев, Костр. г., II, 598. Заоникиева-Владим., Волог. г., II, 715. Запсковский-Ильин.-Псковский, I, 213. Зарайский-Вознесенский, II, 724. Заринская-Никонова-Слепушкина, Твер. г., II, 814. Застенный-Георгиев., С.-Пет. г., 762. Зачатейский-Алексеев.-Моск., II, 803. Зачатейский-Алексеев.-Моск., I, 10. Зачатейский-Богород.-Высоцкий-Серпуховский, II, 753. Зачатейский-Богород.-Добрый, Калуж. г., II, 784. Зачатейский-Нижегородский, II, 804.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010