Рождество Богородицы. Поучения, 105, 106, 265, 466, 645, 663–666, 751, 753, 754, 758, 805. Романа, греч. царя, законы, 15, 205, 206. Ромодановские, князья: Андрей, Иван, владельцы, 192. Рукописи. Каталоги Серг. лавры, 822, 823; упом., 146, 215, 262, 742, 812. Калиграфия и связнописание, 308. Утрата, 453, 812. Русальная неделя, 12, 89. Русальи слово, 91, 142, 143, 202–204, 775, 794. Русина корсунского русская грамота, 647. Руфину епископу послание Афанасия александрийского , 205–207. Рюрик, кн. русский, 714. Савва, игум. Троиц. Серг. мон., 715. Савва Арбузов Чериков, келарь Троиц. Серг. мон., 533, 715. Савва, еп. крутицкий, биограф, 664, 665. Савва, монах, 61, 85. Предисловие его к канону за умершего, 276. Савина, епископа, послание к Полувию еп. ринокурску, 34, 712, 745. Савин Демидов, костромитин, владелец, 794. Саип-гирея, крымского хана, набег, 200, 201. Салтыков Геронтий, старец, владелец, 89. Самаряныни неделя, 9, 99–106, 142–146, 404. Самуила еврея обличает Максим грек , 200, 201. Сахарова издание, 224, 733, 734. Сборники, книги, 12, 13, 39, 744–812, богослужебные, 640–662. Светлая седмица см. Воскресение Господне. Свет духовный, книга, 198. Святополк, Святослав, кн. киевские, 714. Святцы (месяцесловы), 17, 46, 66, 68–74, 76, 77, 79–82, 118, 220, 228, 239–244, 249–252, 255, 268, 270, 278, 291, 307–345, 348–352, 354, 355, 357, 358, 364–367, (в Стихирарях под крюками, 407–450), 642, 644, 647, 650, 660, 739, 742, 761. Святым русским празднование, 241, 651. Святых всех неделя, 9, 99–106, 142–144, 146, 404, 648, 724. Севастиан, эконом, 623, 624. Севериана, еп. авальского, толкование Пророков, 89, 90. Слово, 147, 149, 150, 185, 664, 665, 730, 759, 797. Также, 760, 770. Селевкию Амфилохия, еп. иконийского, 207. Селиверст см. Сильвестр. Села, деревни, волости: Александровское село, 647. Борисоглебское село, 257. Буженино село, 327. Варварское село нижегородского уезда, 719. Гнезники село солигаличского уезда, 496. Дерюзино село близ Троиц. Серг. мон., 399. Дмитревско село, звенигородского уезда, на р. Истре, 581.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Максима, митр. русского, правило, 205, 206, 209. Малахиа ржевитин, строитель Киржачского мон., 816. Мальцов Василий, владелец, 792. Манассии, царя иудейского, молитва, 254, 350. Манихеи еретики, 663. Чин обращения их к правосл. вере, 739, 799. Мантии толкование, 189, 756. Мануил, царь греческий, 224, 765. Марапе князю Никона черногорца послания, 211–213, 783. Маргарит, книга, см. И. Златоуст. Марк, биограф Иоанна Предтечи, 211, 680, 681, 686. Марка, преподобного, отрывки, 181, 189, 407, 753, 756, 760, 770. Марка, иеромонаха, о неведомых Уставу, 46, 242–245, 247–251. Маркел диакон, ризничий Троиц. Серг. мон., владелец, 206, 269, 424; поп, 781. Мартин Исаевич, ключарь моск. Успенского Собора, владелец, 813. Мартирия, монаха киево-печерского, акафист всем Святым, 285, 652, 768, И. Златоусту, 768. Мартолой, книга, 762. Матренин Карп, слуга монастырский, владелец, 805. Матфей, евангелист. Евангелие его см. Библия. Житие см. Жития Святых. Изображение, 68. Слово, 144. Матфей, епископ сарайский, автор, 11. Матфей, инок, автор, 628. Матфей Иванов, поп, владелец, 430. Матфей, иером. Троиц. Серг. мон., то же, 156, 165. Матфей Меркулев, то же, 115. Медведев Виссарион, поп, то же, 109, 171. Мелетию, монаху, Никона черног. послание, 211–213. Мелетия, патр. александрийского, послания, 196. Мелхиседек, царь, 732, 793, 794. Мелхиседикиане, еретики, 205, 206, 739, 799. Менандра Мудрого изречения, 189, 204, 730, 762. Менгутемир, хан ордынский, 177, 765. Меркурий, архим. Троиц. Серг. мон., вкладчик ркп., 178. Метафраст см. Симеон. Мефодия, еп. патарского, слово, 770. Упом., 187. Мефодий, патр. константинопольский, 799. Мефодий, учитель Славян, 674. См. Кирилл. Минеи общие, книги, 379, 461–464. Минеи служ. месячныя, 30–32, 465–596. Минеи-четьи, 663–681. Мисаила, иерод. голутвинского, книги, 159, 770. Митрополиты российские изчислены, 408, 647, 765. Митрофана, патр. константинопольского, канон пресв. Троице, 255 и др. Митрофан, епископ коломенский, 647. Митрофан, иером., автор, 624. Михаил св. архангел. О нем слова, 664, 665, 670, 671, 730, 754, 755, 774, 775, 786. Молитва ему, 285, 347.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

34 в 4°, на 183 листах, переписанный Епифанием (л. 1–2, 5–7 об., 69 об. – 157, 183) с двумя учениками. Сборник содержит жития четырех святых: Евфимия Великого, Епифания Кипрского , Иоанна Кущника и Марии Египетской. Датируется сборник началом XV века. Почерк Епифания полууставной, сближается с почерком приписок на рукописях Троиц. 22 и Троиц. 33. Один ученик переписал текст на л. 2 об. – 4 об., 8–69 (но ошибки исправлены рукой Епифания), другой – на л. 157–183 (и здесь ошибки исправлены Епифанием). Центральную часть сборника составляет житие Епифания Кипрского (л. 69 об. – 144 об.) – святого патрона нашего Епифания. Как и в Стихираре, поля рукописи пестрят греческими пометами: «Кирие евлогисон патеръ» (л. 145), на л. 156 об., после окончания текста жития Иоанна Кущника – «Докса си о феос, списа жизнь Коущ…» ; на л. 183 об. сначала написано по-гречески, а ниже переведено: «Господи Исусе Христе, сыне Божий, помилоуй мя». Есть приписка летописного характера на л. 153, которая, к сожалению, прочитывается лишь частично: «… 4 час нощи погремел…». Но самая замечательная приписка читается на л. 157: «Кирье воифи тон (Господи, помоги) Епифан… ющюуму» (возможны варианты: «Епифаниющю уму» или «Епифану спиеающюуму»). Итак, писец снова назвал свое имя – Епифаний. Следует учесть, что приписка помещена на полях против начальных десяти строк жития Марии Египетской, переписанных рукой Епифания (далее текст списывал ученик). Вот эта-то приписка и позволяет перекинуть мостик к известному сочинению Епифания Премудрого – Похвальному слову Сергию Радонежскому. Дело в том, что указанными словами из жития Марии Египетской открывается Похвальное слово Сергию. Сравним тексты: Житие Марии Египетской Похвальное слово Сергию Тайну цареву добро есть хранити, а дкла Божия проповкдатипреславьно есть…; еже не хранити царевы тайны, пагубноесть и блазньно, а еже молчати д " кла Божья преславная,бкду души наносить. Ткм же и аз боюся молчати дклаБожия, воспоминая муку раба оного, приимшаго Господеньталант, и в земли скрывшаго, а прикупа имь не створивша(РГБ, Троиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ученик Преподобного Симеон удостоился на литургии видения Божественного огня, «сходя в святом жертвенику, осеняше олтарь, окружав окрест святыа трапезы, последи же святого трищи окруживши, яко мнетися, оному в огни от главу до ногу быти; и егда хотяше святый причаститися, тъй же огнь свится, яко же некая плащаница, и вниде в святый потир» (Троиц. 746. Л. 246 об.). И здесь находится точная параллель в Житии Евфимия Великого: «Внезапу яко огнь с небесе сшед врьху олтаря, яко и понявица (плащаница), и покры Великого Еуфимия» (Чуд. 310. Л. 965 об.). В заключение заметим, что костяк рассказа о преставлении Сергия выписан из Жития Саввы Освященного: Житие Сергия Житие Саввы Освященного По сем же времени преподобный отець нашь Сергие болети начать; и призва всю братию и поучив их о плъзе, постави же игумена; заповедав ему хранити преданиа и уставы монастырскыа; И мало времени пребыв, в недуг впаде; конечное же слово изрек: Господи, в руце Твои предаю дух мой; И тако почи о Господи…, жив лет…; призвав отци лавры, дасть им некоего игумена; Положиша же честное его тело в монастыри, иже от него създанем; Отнудь же убо честное тело его цело и нетленно пребываеть даже и до сего дне (Троиц. 771. Л. 252—252 об.). заповедав ему преданиа, преданаа монастыремь ему, без вреда сохранити; и рек последнее: Господи, в руце Твои предаю дух мой; Успе же в 94 лето своего возраста; И тако честное ему тело в лавре в велицей положено бысть; Но и тело его цело в гробе до днесь сохранено есть (Великие Минеи Четии. Декабрь, дни 1—5. Стлб. 535—536). Кроме того, перечисленными источниками объясняется проникновение в Житие Сергия таких названий, как «великая лавра» (ср. Житие Саввы Освященного), тяготение святого к уединению и «возлюбленному безмолвию» (ср. Житие Евфимия Великого: Чуд. 310. Л. 942—945, 950—954), «светозарные», «блистающие» и «огненные» лики и явления (см. особенно в Житии Афанасия Афонского). Выявление источников Жития Сергия Радонежского помимо всего прочего приводит к двум выводам принципиального значения. Вопервых, это показывает, что стиль Епифания Премудрого сформировался под влиянием памятников отечественной агиографии и переводной византийской литературы. Во–вторых, объясняет описанные в Житии Сергия многочисленные явления «Божественного света», уединения в «возлюбленном безмолвии», случаи общения с божественными силами — не исихазмом Паламитского толка, а влиянием тех же аскетических и агиографических сочинений ранневизантийской литературы.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Ученик Преподобного Симеон удостоился на литургии видения Божественного огня, «сходя в святом жертвенику, осеняше олтарь, окружав окрест святыа трапезы, последи же святого трищи окруживши, яко мнетися, оному в огни от главу до ногу быти; и егда хотяше святый причаститися, тъй же огнь свится, яко же некая плащаница, и вниде в святый потир» (Троиц. 746. Л. 246 об.). И здесь находится точная параллель в Житии Евфимия Великого: «Внезапу яко огнь с небесе сшед врьху олтаря, яко и понявица (плащаница), и покры Великого Еуфимия» (Чуд. 310. Л. 965 об.). В заключение заметим, что костяк рассказа о преставлении Сергия выписан из Жития Саввы Освященного: Житие Сергия Житие Саввы Освященного По сем же времени преподобный отець нашь Сергиеболети начать; и призва всю братию и поучив их о плъзе,постави же игумена; заповедав ему хранити преданиаи уставы монастырскыа; И мало времени пребыв, в недуг впаде; конечное же слово изрек: Господи, в руце Твои предаюдух мой; И тако почи о Господи…, жив лет…; призвав отци лавры, дасть им некоего игумена; Положиша же честное его тело в монастыри, иже отнего създанем; Отнудь же убо честное тело его целои нетленно пребываеть даже и до сего дне (Троиц. Л. 252–252 об.). заповедав ему преданиа, преданаа монастыремь ему,без вреда сохранити; и рек последнее: Господи, в руце Твои предаю духмой; Успе же в 94 лето своего возраста; И тако честное ему тело в лавре в велицей положенобысть; Но и тело его цело в гробе до днесь сохранено есть(Великие Минеи Четии. Декабрь, дни 1–5. Стлб. 535–536). Кроме того, перечисленными источниками объясняется проникновение в Житие Сергия таких названий, как «великая лавра» (ср. Житие Саввы Освященного), тяготение святого к уединению и «возлюбленному безмолвию» (ср. Житие Евфимия Великого: Чуд. 310. Л. 942–945, 950–954), «светозарные», «блистающие» и «огненные» лики и явления (см. особенно в Житии Афанасия Афонского ). Выявление источников Жития Сергия Радонежского помимо всего прочего приводит к двум выводам принципиального значения. Вопервых, это показывает, что стиль Епифания Премудрого сформировался под влиянием памятников отечественной агиографии и переводной византийской литературы. Во-вторых, объясняет описанные в Житии Сергия многочисленные явления «Божественного света», уединения в «возлюбленном безмолвии», случаи общения с божественными силами – не исихазмом Паламитского толка, а влиянием тех же аскетических и агиографических сочинений ранневизантийской литературы. Глава 2. Монастырская реформа на Руси: митрополит Алексий и Сергий Радонежский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Например, в 1412 г. писец инок Варлаам называл монастырь «обителью преподобнаго игумена Сергиа» (Троиц. 156. Л. 252), а в 1415 г. троицкий монах Антоний писал в обители «Святыа Живоначалныа Троиця, в устроении преподобнаго игумена Сергеа» (Троиц. 165. Л. 316). После канонизации Сергия и признания его «чудотворцем» название монастыря приобрело другой вид; ср. формулу пожалований в актах начала XVI в.: «в дом Живоначальной Троице и чюдотворцу Сергию игумену Дософею», «в дом Живоначальной Троице да чюдотворцю Сергею игумену Пам–ве», «в дом Живоначалной Троице и чюдотворцю Сергею игумену Памве з братьею» и др. (Акты Русского государства 1505—1526 гг. М., 1975. 12, 13, 26, 30, 31, 47, 48, 49, 79, 81, 152, 176, 198, 200, 212, 221, 232, 236, 239, 259, 261, 263). 88. Образец пастырского послания митрополита Алексия: «К церквам всегда прибегайте, с женами и детми, и что имеете в руках, приносите к церквам и к святым. А священников и мнихов любите и просите молитвы их. Вдовиц и сирот, и полоняников, и странных милуйте и призирайте; иже в темницах, посетите… Иже имете исполнивати се, спасени будете, и не тяжко есть се» (Русская историческая библиотека. Т. VI. Стлб. 171). 89. Клосс Б. М. К изучению традиций книгописания в Троице–Сергиевом монастыре. С. 17—20. 90. Три постриженника Троице–Сергиева монастыря стали впоследствии епископами: Федор — ростовским, Михаил — смоленским, Григорий — коломенским. 91. О вкладах за первую половину XV в. см.: Акты социально–экономической истории Северо–Восточной Руси конца XIV—haчaлa XVI в. Т. 1. 4, 19, 38, 46, 63, 66, 70, 78, 81, 82, 103, 108, 124, 146. 152, 159, 164, 171, 178, 181, 193, 194 и др. Характерно, что в качестве вкладов дарились целые монастыри со всеми землями, которые к ним «потягли»: это показывает, что вотчинник был полным хозяином в «своих» монастырях (см. 103, 172). 92. Вкладная книга Троице–Сергиева монастыря. М., 1987. С. 29. 93. В церковном уставе БАН, Арх. Д. 3, написанном в 1422—1425 годах во владениях Юрия Дмитриевича, в Месяцеслов внесено имя Сергия Радонежского, который назван игуменом «великыя обители Святыя Троица» (л.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Стефану пермскому, 263, 315, 611, 616, 617, 623, 624, 626. Стефану махрищскому, 624, 635, 637. Филиппу II, митр. всероссийскому, 697. Филиппу ирапскому, 654. Феодору с чады смоленскому и Ярославскому, 263, 466, 467, 469–471, 474, 475, 478, 479, 541, 604, 617, 618, 620, 621, 623, 624, 626, 630, 643, 647. Феодосию киево-печерскому, 22, 548. 551, 558–560, 562–565, 608, 611, 612, 616, 620, 621, 623. Всем русским Святым, 337. Служебник, книга, 216–228. Слепого неделя, 9, 99–106, 142–144, 146, 404, 648, 724. Соборы вселенские и поместные, 15, 192, 205–207, 678, 728, 765, 790, 793. Соборы российские, 62, 205, 206, 215, 241, 252, 651, 741, 811. Соловьева История. Ссылка на оную, 692. Соломон ц. иудейский. Повесть о нем, 413, 770. Суды его, 256, 729, 769, 812. Потир, 729, 793. Печать, 253. Изображение, 308. Его книги см. Библия. Соломониды Азарьиной, старицы Хотьковского мон., вклад, 765. София Премудрость Божия, толкование, 122, 788. Софийский временник упом., 39, 765. Софроний, патр. иерусалимский, биограф Марии египетской, 34, 147, 149, 150, 160, 709, 745, 747, 752, 754, 793, 796, 805. Его последование часов, 410, состязание при нем, 730, 786. Спаса Всемилостивого праздник, 590, 591, 596, 599, 614, 623, 681. Спасителя изображение, 15. Спиридон, митр. киевский, 629, 633, 634, 664, 665, 692, 693, 788. Спиридон, игумен Троиц. Серг. мон., 764. Список надгробий Троиц. Серг. мон., книга, 820. Сретение Господне. Поучения, 99–106, 365, 674, 682, 745. Старчество книга, 798, 808. Выписка оттуда, 248. Степенная книга. Выписки, 812. Упом. 39, 187, 679, 681, 781, 789, 811. Стефана фивейского мелкие сочинения, 37, 156, 171, 182, 190, 704, 750, 757, 760, 779, 781, 786, 802. Стефану, монаху, Никона черног. послание, 211–213. Стефана Батория, кор. польского, война, 733. Стефан с. Иванов Большие лошади, вкладчик, 719. Стефан с. Никифоров, владелец, 792. Стихи, 189, 198, 456. Стихирарь, книга, 22, под крюками, 407–450, 647. Стоглав, (постановления москов. Собора, 1551 г.), книга, 215. Страстная неделя, 9, 142–144, 180, 204, 404, 648, 693, 709, 723, 724, 744, 750, 753, 754, 805.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Например, в 1412 г. писец инок Варлаам называл монастырь «обителью преподобнаго игумена Сергиа» (Троиц. 156. Л. 252), а в 1415 г. троицкий монах Антоний писал в обители «Святыа Живоначалныа Троиця, в устроении преподобнаго игумена Сергеа» (Троиц. 165. Л. 316). После канонизации Сергия и признания его «чудотворцем» название монастыря приобрело другой вид; ср. формулу пожалований в актах начала XVI в.: «в дом Живоначальной Троице и чюдотворцу Сергию игумену Дософею», «в дом Живоначальной Троице да чюдотворцю Сергею игумену Пам–ве», «в дом Живоначалной Троице и чюдотворцю Сергею игумену Памве з братьею» и др. (Акты Русского государства 1505—1526 гг. М., 1975. 12, 13, 26, 30, 31, 47, 48, 49, 79, 81, 152, 176, 198, 200, 212, 221, 232, 236, 239, 259, 261, 263). Сходная картина наблюдается и в отношении Кирилло–Белозерского монастыря. В первые годы после смерти Кирилла пожалования предназначались «монастырю Пречистые Богородици, старцеву Кирилову, игумену Христофору» (Акты социально–экономической истории Северо–Восточной Руси конца XIV — начала XVI в. М., 1958. Т. 2. 48, 50, 65), но во второй половине XV в. формуляр принимает другой вид: «в дом Пречистой Богородицы и чюдотворца Кирила игумену Игнатью», «в дои Пречистой чюдотворцу Кирилу в Кирилов манастырь… игумену Серапиону» (там же. 219, 267). Окончательно датировку рассматриваемой грамоты решает обращение к подлиннику (Архив СПОИРИ, ф. 41 (Н. Г. Головина), оп. 1, 2). Данная С. Ф. Морозова написана на бумаге, которая по частоте вержеров никак не может относиться к XIV в. По характеру почерка и особенностям бумаги памятник может быть датирован первой половиной XV в., а с учетом упоминания игумена Никона—временем до 1428 г. Поскольку С. Ф. Морозов был ближайшим боярином галицкого князя Юрия Дмитриевича, а последний принимал живейшее участие в канонизации Сергия в 1422 г. и вложил немалые средства в строительство каменного Троицкого собора, то и данную галицкого боярина вероятнейшим образом следует датировать 1422—1428 гг. 88 Образец пастырского послания митрополита Алексия: «К церквам всегда прибегайте, с женами и детми, и что имеете в руках, приносите к церквам и к святым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Поручная запись Суздальского уезду села Вишенок по беглой жонке Матронке Андрееве дочери 151-го году. Зделашная запись стряпчего Дениса Петрова с ыстопником Александром Борковым 151-го году. (Л. 54 об.) Зделашная запись Афонасья Семенова сына Отяева с стряпчим Денисом Петровым 152-го году. Зделашная запись Лаврентья Андреева сына Кологривова с стряпчим Силою Умрихиным 152-го году. Поручная запись по крестьянине Иевке Авксентьеве сыне, прозвище Севрюк, 152-го году. Зделошная запись Анбонтура Нашова сына Харламова да Леонтья Петрова сына Ленина, беляня, 153-го году. Запись на церковную отдаточную землю Посольского приказу переводчику Ивану Корнилову сыну Бородину да под нею память отдаточная, за рукою Серапиона архиепископа, 153-го году. Зделошная память Никиты Афонасьева сына Тиронова с стряпчим Богомилом Путиловым 153-го году. Список с отпускной Андрея Серьгеева сына Борисова Боро[з]дина 153-го году. (Л. 55) Запись домовых оброчных крестьян Алешки да Васки Ивановых детей Мельникова 154-го [году]. Зделашная запись Федора Григорьева сына Ладоженского 154-го году. Запись Ильи Самойлова сына Толстово 154-го году. Память зделошная Володимира Федорова сына Скрябина 155-го году. Зделашная запись Федора Андреева сына Скрябина дворового человека Баженка Якимова 155-го году. Зделашная запись Тимофея Иванова сына Колтовского с стряпчим Силою Умрихиным 155-го году. Зделошная запись князь Семена княж Петрова сына Львова с стряпчим Иваном Мистриным 156-го году. Зделошная запись Михаила Григорьева сына Порошина 156-го году. (Л. 55 об.) Зделошная запись Дьмитрия Неудачина сына Рожкова 156-го году. Другая запись ево жь, Дмитриева, 156-го [году]. Зделошная запись костромитина Ивана Семенова сына Воронова 156-го году. Зделошная запись Ивана Яковлева сына Рогановского 156-го [году]. Поручная запись по Алексее Яковлеве сыне Шибневе в побеге 157-го году. Зделашная запись Михаила Григорьева сына суздальца 157-го году. Зделашная запись Тита Васильева сына Алалыкина костромитина 157-го году.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

послах боголюбивей души вашей; иже доволни будуть и ины научити доволни бо суще и иныхь научии и известити. Мусин–Пучкинский сборник написан в конце 1414 г.  , следовательно, составление Епифанием Премудрым сборника житий святых на 15 июля с использованием Троицкой летописи датируется 1412—1414 гг. В «преподобстве», заказавшем Епифанию сборник житий святых, необходимо видеть влиятельного церковного деятеля Новгорода Великого. И здесь следует вспомнить о знакомстве Епифания с образованным новгородским книжником, Юрьевским архимандритом Варлаамом, который в 1412 г. приезжал в Троице–Сергиев монастырь, переписал там Лествицу (Троиц. 156) и отметил освящение нового Троицкого храма 25 сентября 1412 г. (см. предыдущую главу). Следует добавить, что списки с текстом указанного сборника связаны в основном с Новгородом Великим. В 1415 г. Епифаний находился в переписке с тверским «другом» Кириллом, у которого писатель гостил в грозную зиму 1408—1409 гг., во время Едигеева нашествия. Епифаний вспоминает о годах, проведенных в Москве, о встречах с знаменитым живописцем Феофаном Греком и рассказывает о судьбе созданного Греком изображения константинопольского храма св. Софии. «Ты же тогда таковый храм написанный видел, — напоминает Епифаний о событиях 1408 г., — и за 6 лет воспомянул ми в минувшую зиму сию своим благоутробием». Этого Кирилла следует отождествлять с тверским игуменом Кириллом («отче отцемь»), заказчиком Повести о преставлении князя Михаила Александровича (полностью Повесть читается в Новгородской IV летописи, в Софийской 1 — без Предисловия). Атрибуция Повести (вернее, Предисловия к Повести) Епифанию Премудрому убедительно проведена А. Д. Седельниковым . Таким образом, можно говорить о существовании в начале XV в. высокоэлитного кружка российских интеллектуалов, находившихся в переписке, литературном общении и связанных книжными интересами. О широкой начитанности Епифания Премудрого, о его богатой личной библиотеке (книг, в значительной части им же и переписанных) говорить не приходится. Кирилл Тверской живо интересовался епифаниевскими рукописями, в том числе Евангелием, содержавшим копии рисунка Феофана Грека. Владел собранием книг и Новгородский архимандрит Варлаам: некоторые из них он присылал Епифанию в Троицкий монастырь, другие же сам переписывал (Троиц. 156). Выше мы убедились, что Кирилл Тверской и Варлаам Новгородский выступали в качестве заказчиков литературных произведений Епифания. Но существуют материалы, позволяющие точнее представить облик епифаниевских «друзей».

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010