Таким образом, вехи биографии Епифания Премудрого восстанавливаются следующим образом. Постригся Епифаний в Троице–Сергиевом монастыре 12 мая 1375 г. В 1380 г. переписал Стихирарь (Троиц. 22). В 80—90–х годах XIV в. переписал сентябрьскую половину Пролога (РГБ, Троиц. 33 — БАН, 17. 11. 4). Около 1408—1409 гг. создал свое первое агиографическое сочинение — Житие Стефана Пермского. В 1412 г. Епифаний вместе с двумя учениками написал житийный сборник Троиц. 34, центральную часть которого составляет житие Епифания Кипрского — святого «соименника» Епифания Премудрого. От переписки сборника Троиц. 34 Епифаний непосредственно переходит к составлению Похвального слова Сергию, которое зачитывает 25 сентября 1412 г. в день памяти Преподобного и в честь освящения новопостроенного деревянного храма Троицы. Вероятно, в 1411 г. Епифаний совершил путешествие в Константинополь в составе свиты московской княжны Анны, сосватанной за византийского цесаревича. Во всякой случае, в сочинении, написанном в 1412 г. (Похвальном слове Сергию), Епифаний вспоминает о посещении им Константинополя, Афона и Иерусалима с живым чувством, свидетельствовавшим о недавних впечатлениях (Тихонр. 705. Л. 118). Касаясь же темы о распространении славы преподобного Сергия в различных странах, Епифаний вновь возвращается мыслью к местам, которые по всей видимости недавно посетил: «Толико бо Бог прослави угодника Своего не токмо в той стране, в ней же святый живяше, но и в иных градех, и в далних странах и в всех языцехь от моря даже и до моря, не токмо в Царьствуюшем граде, нъ и в Иерусалиме, не токмо едини православнии почюдишася добродетелному житию преподобнаго, но и невернии мнози удивишася благопребывателней жизни его» (Тихонр. 705. Л. 110 об.). Материалы для Жития Сергия Радонежского Епифаний, как было сказано, начал собирать почти сразу после кончины Преподобного («через год или два»), записывал собственные наблюдения, опрашивал «древних старцев», келейника, старшего брата Преподобного и за 20 лет (т. е. к 1414 г.) подготовил «свитки», содержавшие ряд глав о жизни Сергия. Около этого времени Епифаний пробует силы в другом жанре и создает своеобразную полусветскую–полуцерковную биографию Сергия Радонежского, жизнь которого он описал на фоне общерусской истории XIV века. Речь идет о так называемой Троицкой летописи, которая к сожалению сгорела в московском пожаре 1812 г., но в значительной мере может быть восстановлена благодаря выпискам Н. М. Карамзина и сравнению с другими летописными сводами.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Сношения Греческой Церкви с протестантами во второй половине XVI века: Из истории Греко-Восточной Церкви под властию турок: От падения Константинополя, в 1453 г., до настоящего времени. - [Сергиев Посад]: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, Ценз. 1900. - 19с. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1900. - 1. Способы образования духовенства и интеллектуальное состояние его от IV до IX века. - [Сергиев Посад]: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры. Ценз. 1902. - 40 с. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1902. - 7-8.  «Сущность христианства» по изображению церковного историка Адольфа Гарнака: (Из университетских лекций по истории Церкви). - [Сергиев Посад]: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, Ценз. 1901. -62 с.- Отт. из: Богослов, вестник. - 1901. - 10-12. Три очерка по церковной историографии у нас. - Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1907. - 86 с. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1907. - 4-5. Указатель русской литературы, более или менее относящийся к истории разделения Церквей в IX, X и XI веках. 1841- 1899 гг. - [М., 1900]. - 71с. - Отт. из: История разделения Церквей в IX, X и XI веках.- М., 1900.-С. 345-415. Уроки и примеры из истории древних Соборов - применительно к предстоящему Всероссийскому Собору. -М.: Унив. тип., 1907. - 44 с. - Отд. отт. из: Душеполез. чтение. - 1907. - 1. Философско-богословское и естественно-научное истолкование библейского догмата о сотворении мира//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. - 1874. -Т. 1. Харисматические учители первенствующей Церкви I и II веков. - М.: Типо-лит. Ефимова, - 28 с. - Отд. отт. из: Моск. церков. ведомости. - 1903. - 39-43. Царствование византийского императора Никифора Фоки в церковно-историческом отношении (963-969): (Речь, произнесенная на публичном акте Московской Духовной Академии 1 окт. 1886 г.). - М.: Тип. Волчанинова, 1887. - 60 с. Церковная историография в главных ее представителях с IV века по XX.- М.: Печатня Снегиревой, 1898. - VIII, 579 с. - (Собр. церковно-исторических соч. проф. д-ра богословия Алексея Лебедева: т.1).

http://bogoslov.ru/person/37134

20) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 317 (л. 1—48) — 20–е годы XVII в. (почерк троицкого книгописца Германа Тулупова, текст восходит к списку Троиц. 136). Филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с полумесяцем, на тулове литеры FA и О — Дианова и Костюхина, 667 (1620—1621 гг.). 21) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 699 ( л. 279—349 об.) — нач. 30–х годов XVII в. Текст восходит к списку Троиц. 136, писец — Герман Тулупов, правка текста — рукой архимандрита Дионисия Зобниновского. Описание см. в разделе Пространной редакции. 22) РГБ, ф. 212 (Собр. Олонецкой семинарии), 15 (л. 239—290)— 30–е годы XVII в. Филиграни: Кувшин с двумя ручками под полумесяцем, на тулове буква I — Гераклитов, 931 (1633 г.), Дианова и Костюхина, 788 (1633 г.); Домик под крестом, обвитым змеей — Дианова и Костюхина, 533 (1639 г.). 23) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 300 (л. 48—75) — сер. XVII в. Копия списка Троиц. 699. Описание см. в разделе Пространной редакции. Текст содержит следующие отличия: в увещеваниях матери к Сергию фраза «скърбь немалу исходатаист–вуеши» (так же и в Вифанском списке) читается иначе — «немалу исхо–датаиствуеши печаль»; внесена дата смерти Никона Радонежского, и др. Заголовок (по списку Син. 494): «Житие и жизнь преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергиа, в немъ же имать и от божественых чюдес его. Списася от священноинока Пахомиа Святыя Горы». Текст опубликован (по списку Тихонр. 705): Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского, М., 1892. Отд. II, С. 3—60. 1) ГИМ, Синодальное собр., 494 (л. 109—189 об.) — сер. XV века. На л. 157—175, 176—189 об. почерк переяславца Алексея Рылова, несомненно трудившегося в Троице–Сергиевом монастыре (ср. МДА, 23). Филиграни: Фляга пилигрима — два варианта, как в рукописи Троиц. 687 (по–видимому, остатки бумаги); Гроздь винограда — Брике, 12998 (1450—1456 гг.). 2) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 705 (л. 37—105 об.) — 60–е годы XV в. Филиграни: Голова быка под цветком и трилистником — Брике, 14850 (1458—1469 гг.); Голова быка под 5–лепестковым цветком — Брике, 14725 (1453—1480 гг.); Голова быка под 7–лепестковым цветком — Брике, 14728 (1472 г.); Башня под крестом — Брике, 15878 (1450—1469 гг.); Гроздь винограда — Брике, 13008 (1452 г.); Корона — Брике, 4646 (1473 г.); Якорь — Брике, 401 (1454—1459 гг.); Голова быка под крестом — Брике, 14382 (1457—1465 гг.).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

17) РНБ, Q.I.1136 (л. 360—452) сер. XVII в. Текст Основного вида, но с датами. Филигрань: Гербовый щит с лилией под короной, контрамарка ID — Дианова и Костюхина, 912 (1653 г.). 18) РГБ, ф. 228 (Собр. Д. В. Пискарева), 145 (л. 19—55 об.) — кон. XVII в. Текст сокращен, завершается рассказом о перенесении мощей Сергия в новый Троицкий храм. Филигрань: Голова шута с 7 бубенцами — Дианова и Костюхина, 484 (1685 г.). Текст Четвертой Пахомиевской редакции Основного вида не опубликован. Заголовок цитируем по списку Троиц. 116: «Житие и жизнь преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергеа, въ нем же имать и от божественых чюдесъ его. Съписася от священноинока Па–хомиа Святыя Горы». Рассматривая Основной вид в качестве эталона, можно определить, что в середине XV века образовалось несколько видов этой редакции, отошедших от первоначального текста (сближающегося с Третьей редакцией Пахомия Логофета). Характеризуется следующими чтениями: в главе об обучении Сергия грамоте фраза «сподобятся святого ти благословениа» (так же в Вифанском списке) читается иначе — «сподобятся честнаго ти благословения»; чудо «О Захарии» (в Вифанском — «О Захарии Бороздн») озаглавлено по–другому: «О некоем велможе тферском», и др. Заголовок (по списку Троиц. 136): «Житие и жизнь преподобна–го и богоноснаго отца нашего игумена Сергиа, въ нем же имать и от божественых чюдес его. Пржде списано бысть от духовника мудришаго Епифаниа, послжде прписано бысть от священноинока Пахомиа Святыя Горы». Перечислим списки: 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 763 (л. 24 об. — 77 об.) — кон. 40–х — нач. 50–х годов XV в. Сборник Троиц. 763 (4°, 419 лл.) состоит из нескольких разновременных рукописей (40—60–х годов XV в.). Древнейшая часть — л. 256—325, 333—340. Филиграни (Полуподкова и Рука под звездой) — такие же, как в Троиц. 116, следовательно, датируются серединой 40–х годов XV века. Текст писан в основном одним писцом, но на л. 310—314 имеется почерк Ионы, игумена Угрешского. Замечательная находка ожидает нас в самом конце сборника: новый автограф Пахо–мия Серба (л.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

языка. Наиболее заметным морфологическим изменением, внесенным в ходе данной К. с., является употребление звательной формы собственных имен в значении именительного падежа: Bacuлie, Николае. Изменения в области синтаксиса и лексики были связаны гл. обр. с введением грецизмов, усвоенных через южнослав. посредство: одинарного отрицания (        ), родительного восклицания (    ), образования сложных слов по греч. моделям. Редакции богослужебных книг, сформировавшиеся во время 2-го южнослав. влияния, использовались в Русской Церкви до К. с. сер. XVII в. На 1-м этапе - после прибытия в Москву в 1518 г. и до осуждения на Соборе в 1525 г.- прп. Максим занимался исправлением и переводом богослужебных и четьих книг: Толковой Псалтири (ГИМ. Син. 236), Апостольских Деяний с толкованиями, Цветной Триоди (ГИМ. Щук. 329), Часослова, Евангелия, Апостола, Псалтири (РГБ. Троиц. 315). На 1-м этапе своей деятельности преподобный видел причину неисправности рус. рукописей в недостаточном знании прежними переводчиками греч. языка, а также «грамотики, и пиитикии, и риторикии, и самыя философии» (цит. по: Максим Грек. 1862. С. 62). Целью К. с. для Максима Грека являлась наиболее точная передача греческого текста в церковнослав. переводе. Это достигалось, с одной стороны, выверением слав. текстов по греч. подлинникам, с др. стороны - ориентацией на греч. языковые модели, что выразилось в использовании множества грамматических и лексических грецизмов. Характерной чертой языка прп. Максима является последовательное употребление перфектных форм со связкой в соответствии с формами 2 л. ед. ч. греч. аориста и имперфекта. Грекоориентированность данного употребления заключается в последовательном различении форм 2-го и 3-го лица ед. ч. простых прошедших времен в церковнослав. языке по образцу греч. языка:              ср. греч. ποησας (РГБ. Троиц. 315. Л. 76 об.);      (ГИМ. Щук. 329. Л. 76) и др. В соответствии с греч. текстом Максим использовал полные и краткие формы прилагательных и причастий - греч. форма с артиклем передается полной слав. формой, форма без артикля - краткой:    , ср. греч. ρχμενοι;         ср. греч. ξγων (РГБ. Троиц. 315. Л. 159, 162). По греч. модели двойное отрицание заменяется одинарным:                  (ГИМ. Щук. 329. Л. 77 об.) и др. Правка на лексическом уровне также носит грекоориентированный характер, грецизмы вводятся прп. Максимом как в основной текст, так и в качестве глосс:        (Там же. Л. 40, 101 об.),    (РГБ. Троиц. 315. Л. 97 об., 166 об.) и др. (анализ языковых исправлений, сделанных прп. Максимом Греком, см.: Кравец. 1991. P. 249-265).

http://pravenc.ru/text/1841566.html

Наше доказательство распадается на ряд пунктов. 1) Помимо того, что оба монаха носили одинаковое имя Епифаний, оба они имели своим небесным патроном одного святого — епископа Епифания Кипрского. Для писца Епифана это следует из его приписки под Стихирой на 12 мая в честь Епифания Кипрского: «Господине святый Епифан Кипрский, съименниче мой, елеисон ми» (л. 98). Соименность же писателя Епифания Премудрого древнему епископу выводится из идентичнего прозвища: в заголовке Пространной редакции Жития Сергия значится: «списано от Премудрейшаго Епифаниа» (вариант — «Премудрого»); но в древнерусской литературной традиции и Епифаний Кипрский известен с тем же самым наименованием: так, еще составитель Повести временных лет (начало XII в.) сделал ссылку под 6618 г. — «яко же пишеть Премудрый Епифаний» . 2) Оба Епифания, писец и писатель, являлись монахами, причем одного монастыря — Троице–Сергиева, и жили примерно в одно и то же время. Для писца Епифана его монашеская принадлежность следует из пометы на л. 112 об. Стихираря: «Писал чернец», а пребывание именно в Троице–Сергиевом монастыре доказывается принадлежностью лаврской библиотеке всех выявленных манускриптов, написанных рукой Епифана (Троиц. 22, Троиц. 33, Троиц. 34 — о последних см. ниже). Хронологически они охватывают период с 1380 по 1412 г. О писателе Епифании известно больше: в заголовках Похвального слова и Первой редакции Пахомия Серба Жития Сергия Епифаний называется «учеником» преподобного Сергия, а по записи Пахомия, писатель «многа лета, паче же от самого възраста юности живша съ святым», а потом был «духовник в велицей лавре всему братству» (Троиц. 116. Л. 396). По времени сочинения Епифания располагаются так: Житие Стефана Пермского написано между 1406 и 1410 г., Похвальное слово Сергию — в 1412 г., Житие Сергия Радонежского — в 1418—1419 гг. 3) Для писца Епифана и писателя Епифания Премудрого характерно пристрастие к ведению летописных записей. Характеристика Епифания Премудрого, создавшего Троицкую летопись и насытившего историческим материалом Жития Стефана Пермского и Сергия Радонежского, в этом смысле возражений не вызывает.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Происхождение старшего пергаменного списка Троиц. 15 большинством исследователей, согласных с Г. И. Вздорновым, связывается с Тверью; А. А. Зализняк определяет акцентологические особенности рукописи как характерные для земель, расположенных юго-западнее Твери, в районе Ржева - Торопца - Смоленска - Мосальска. Рукопись открывается миниатюрой, изображающей судию на престоле. Исследователи видят в данном изображении библейского царя Соломона (Вздорнов) или царя Давида (А. В. Сиренов) и проводят сопоставление соответственно с миниатюрой в Тверском списке Хроники Георгия Амартола и с рельефом на Димитриевском соборе во Владимире-на-Клязьме. Более поздние списки не имеют миниатюры, хотя во всех, кроме МДА. 187, оставлено для нее место. Троиц. 15 представляет собой, по предположению Милова, пример кодекса, использовавшегося для обучения письму: в его создании участвовали 2 или 3 профессиональных писца и не менее 6 учеников, на долю к-рых приходилось от неск. строк до неск. листов текста. Из сохранившихся рукописей только МДА. 187 представляет собой выписки из старшего списка Троиц. 15, прибавленные к Мазуринской редакции Кормчей книги дьяком И. Курицыным (Е. В. Белякова). Позднее рукопись принадлежала митрополиту всея Руси свт. Иоасафу (Скрипицыну) , а в 1609 г., во время осады Троице-Сергиева монастыря польско-литовским войском, находилась в монастырской казне. Остальные списки «М. П.» не восходят напрямую к Троиц. 15. История их создания или бытования в XVI в. тесно связана с деятельностью Московских митрополитов. Рукопись Син. 525 в 1-й пол. XVI в. находилась в митрополичьей б-ке, о чем свидетельствуют оставленные на ней пометы. Рукопись 1586/87 г. Син. 524 была переписана в Москве по повелению митр. Дионисия ; в 10-х гг. XVII в. она уже находилась в новгородском Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня монастыре , а в 1660/61 г. была вложена патриархом Никоном в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мужской монастырь . Происхождение рукописи Кир.-Бел. 145/1222 - сборника, соединяющего Диоптру и «М. П.», вероятно, также связано с Москвой. В посл. четв. XVI в. рукопись принадлежала Иоасафу Луженому, головщику московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря , похороненному в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре . Очевидно, он и привез туда список «М. П.». В связи с отсутствием в этом списке «Наказания» Симеона Тверского ( 1289) Милов предположил, что он отражает первоначальный вид «М. П.» в отличие от иных списков, дополненных «Наказанием» и относящихся к более поздним. Однако повторение в Кир.-Бел. 145/1222 особенностей поздних списков наводит на мысль, что «Наказание» было пропущено при переписке; очевидно, для решения этого вопроса необходимо текстологическое сопоставление всех списков «М. П.».

http://pravenc.ru/text/2563002.html

Первая рукопись (л. 1–94 об.) содержит Псалтырь, Четвероевангелие и другие более мелкие произведения, переписана двумя писцами: 1-ым писцом написаны л. 1–26, 2-й писец, начав с последних двух строк на л. 26, переписал весь(!) текст на л. 27–94 об. Предисловие к пасхалии на л. 93 об. – 94 он писал еще в сжатой манере, поскольку на последнем листе тетради (л. 94) необходимо было разместить оставшуюся пасхалию (безнадежная задача!), но он вышел из положения тем, что начал пасхальные таблицы не с 7001 г., а с 7004 г. (т. е. с того года, в котором он переписывал текст) – поэтому стал писать в более свободной манере (л. 94–94 об.). Это обстоятельство и ввело в заблуждение Н. В. Синицыну, посчитавшую, что текст пасхалии выполнен особым почерком. На самом деле пасхальные таблицы на л. 94–94 об. переписаны тем же 2-ым писцом: характерная лигатура «бого» присутствует и в предыдущей части (л. 56, 56 об., 87), индивидуальные варианты написания высокого «б» и «в» с характерной петлей видны в предшествующем тексте (л. 76 об., 80 об., 90 об., 91), и др. Следовательно, первая рукопись сборника Троиц., 46 написана около 1495 г. (филигрань: Три горы под крестом – типа Лихачев, 1272 (1497 г.) – не противоречит высказанной датировке). Переработка пасхальных таблиц определяет вторичность того варианта Предисловия к пасхалии, который содержится в Троиц., 46 (с чтением «новый Рим»), и датирует его 1495 г. Внесу лишь уточнение в вывод Н. А. Тихонюка о месте создания рукописи. Почерки сборника Троиц., 46 не принадлежат писцам Троице-Сергиева монастыря – следовательно, рукопись создана не в Троицком монастыре, а, скорее всего, при московской митрополичьей кафедре 264 . Попадание кодекса в собрание Троице-Сергиева монастыря вполне объяснимо – ведь с начала 1495 г. троицкий игумен Симон по сути дела являлся «нареченным» митрополитом и исполнял функции главы Русской церкви. В других списках Предисловия к пасхалии заглавия нет, но в Троиц., 46 киноварный заголовок надписан по верхнему полю л. 93 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Словенская-Оранск., Нижег. г., II, 1027. Слуцкий-Преобр.-Спасс.-Брат., I, 394. Слуцкий-Спасо-Ильин., I, 445. Слуцкий-Троиц., I, 507. Слепушкина, Твер. г., II, 814. Смоленский-Богород.-Житин, Твер. г., II, 641. Смоленский-Вознес., II, 726. Смоленский-Московский, II, 1017. Смоленский-Спасо-Авраам.-Богор. – Училищный, II, 1154. Смоленский-Троиц., II, 1252. Смольный-Воскрес.-С.-Петерб., I, 139. Сновидский или Сновицкий, Влад. г., II, 1148. Снетогорский – Рожд.-Богород., Пск. г., I, 435. Соболевский Георг. на Ресе, Калуж. г., II, 763. Соезерская-Троиц., Волог. г., II, 1236. Сойгинская-Спасо-Преображ., Волог. г., I, 448. на Сокове Богоявл., Новг. г., I, 75. Сокольницкий-Никол.-Новгор., I, 436. Сокольский-Преобр., Полт. г., II, 1093. Сокульский-Преобр., Полт. г., II, 1093. Солбинская-Никол., Влад. г., II, 964. Солелейская-Успен., Пенз. г., II, 1296. Солигаличский-Рожд., II, 1116. Соликамский-Вознес. – Троиц.-Истобен., I, 126. Соликамский-Преобр.-Спасс., II, 1094. Соловецкая в Морчуках или в Мурчугах, Моск. г., II, 1150. Соловецкая-Симбирская, II, 1149. Соловец.-Зосимо-Сав., Арх. г., II, 1151. Соловецкий-Карпов., Кур. г., II, 860. в Соломани Петроп., Олон. г. II, 1152. Соломенский-Петроп., Олон. г., 1152. Солотчинский, Ряз. г., II, 1153. Сольвычегодский-Введен., II, 699. Сольвычегодский-Сретен., II, 1203. Сорорайский, Яросл. г., II, 1157. Сорочинский-Михаил., Полт. г., II, 928. Сосницкий-Максаков. Черниг. г., I, 281. Сосновецкий-Глушицкий-Дионисиев, Волог. г., II, 767. Софийский-Киевский, I, 438. Софрониева-Молчанск., Кур. г., II, 933. Сохотский-Севастьян.,-Яросл. г., I, 424. Спасо-Авраамиев-Смоленский, 1154. Спасо-Андроников-Москов., II, 1155. Спасова-Преображения-Гдов. II, 1003. Спасова-Строкина, Олон. г., II, 1160. Спасо-Великопустын., Пск. г., I, 441. Спасов-Кукоцкий, Влад. г., II, 1156. Спасов-Преображ.-Семилуцкий, Ворон. г., I, 425. Спасо-Геннадиев, Яросл. г., II, 1157. Спасогорский-Белозерский, II, 1278. Спасо-Евфимиев-Суздальский, II, 1158. Спасо-Евфимиев-Сянжемский, Волог. г., II, 1159.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

245. На Голгофе: [об обретении мощей священномученика Петра (Зверева) ]//Воронеж Православный. 2009. Май/июнь 5/6). С. 6. 246. Пасха на Воронежской земле: авг. 2009 г. мощи священномученика Петра, архиепископа Воронежского, были принесены с Соловков в Алексиево-Акатов женский монастырь г. Воронежа]//Воронеж Православный. 2014. Июнь 3/4). С. 11. 247. Рева, К. Воронежский страдалец: [в 2014 году исполняется 85 лет со дня мученической кончины Петра Зверева , 15 лет со дня обретения честных мощей и 5 лет со дня их перенесения в Воронеж]//Образ жизни. 2014. 1. С. 40–43. 248. Саунин, Д. Подвиг священномученика Петра (Зверева) : [к 80-летию со дня кончины и 10-летию обретения мощей святого Петра]//Образ жизни. 2009. 4. С. 26–29. 249.Фомин, И. Священномученик Петр (Зверев) : [воронежцы отметили 15-ю годовщину обретения мощей первого избранного воронежского архиепископа]//Вести Православия. 2014. 1 июля. Пискановский Николай Николаевич, священник 250. Андреева, Д. Встреча с ним была утешительной...//Вестник Архангельской митрополии. 2013. 3 (май/июнь). С. 26–27. 251. Климов, С. Памяти подвижника веры//Духовный сеятель (газета Св.-Троиц. Антониево-Сийского муж. монастыря Арханг. и Холмогор. епархии). 2013. 4. С. 4: фото. 252. Климов, С. Памяти подвижника//Духовный сеятель (газета Св.-Троиц. Антониево- Сийского муж. монастыря Арханг. и Холмогор. епархии). 2014. 3. С. 11: фото. 253. Лихачев, Д. С. Духовенство//Лихачев, Д. С. Раздумья: работы разных лет: к 100-летию Д. С. Лихачева: [в 3 т./Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом), Междунар. благотвор. фонд им. Д. С. Лихачева; сост.: О. В. Панченко (отв. ред.) и др. СПб.: АРС, 2006. Т. 1. С. 206–210. 254. Орлова, Н. «Смерть мучеников за Церковь есть победа над насилием, а не поражение»: [судьба протоиерея Николая Пискановского]//Духовный сеятель (газета Св.-Троиц. Антониево- Сийского муж. монастыря Арханг. и Холмогор. епархии). 2013. 3. С. 8–9: фото. 255. «От священства я не отрекусь ...»: священномученик Николай, протоиерей: лагерные письма православной семьи Пискановских/сост. В. О. Волков. М.: Братонеж, 2013. 373 с., л. ил., портр., факс. (Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010