1010 . Новооткрытый фрагмент из мнимого Первоевангелия: (К вопросу о происхождении и взаимном отношении синоптических Евангелий). – М.: Тип. Волчанинова, 1887. – 40 с. 1011 . Новый Завет как предмет православно-богословского изучения. – Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1915.– 74 с. 1012 . О предложенной справе славяно-русского текста Нового Завета. – М.: Тип. Снегиревой, 1892. – 14 с. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1892. – 10. 1013 . Отношения христиан к мирской власти//Богослов, вестник. – 1911. – Июль – авг. – С. 467–492. 1014 . Отзыв о переводе песней Св. Романа проф. П.И. Цветковым . – Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1903. – 39 с. 1015 . Очерки из новейшей истории экзегезиса//Богослов, вестник. – 1893. – Июнь – сент. 1016 . Подлинность бесед и речей Господа в четвертом Евангелии: Критико-исагогический очерк. – М.: Унив. тип., 1881. – 72 с. 1017 . Проект Устава православных Духовных Академий. – Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1906. – 44 с. 1018 . Пророчество и языкоговорение (глоссолалия) как знамение для верующих и Неверов//Богослов, вестник. – 1904. – Т. 2. – С. 496–520. 1019 . Протестантское богословие до появления Штраусовой «Жизни Иисуса»: (Общая характеристика). – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1894. – 118 с. (Очерки из новейшей истории экзегезиса и критики Нового Завета). – Отт. из: Богослов, вестник. – 1892–1894. 1020 . Протоиерей Сергей Константинович Смирнов, профессор, инспектор и ректор Имп. Московской Духовной Академии. – Сергиев Посад: Тип. Иванова, 1914. – 138, 2 с, 1 л. портр. 1021 . Раб Божий ( Ис. 50, 52 )//Богослов, вестник. –1917. – Янв. – март. 1022 . Родословие Христа: Экзегетическое исследование. – М.: Унив. тип., 1904. – 140 с. 1023 . Славяно-русский перевод Нового Завета в труде, по преданию усвояемом святителю Алексию, митрополиту Киево-Московскому и Всероссийскому, с точек зрения церковно-практической и научно-богословской. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1898.– 120, 138 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Характер редактирования текстов ТМ до сих пор точно не определен. Все собранные Жития иером. Герман стремился дополнить новейшими Чудесами святых. Так, Житие прп. Корнилия Комельского в майской Минее (РГБ. Троиц. 676) сопровождается подборкой чудес, неизвестной по другим источникам ( Сергеев А. Г. История текста Жития св. Корнилия Комельского//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2000. Вып. 3. С. 240). В июньской Минее (РГБ. Троиц. 677) помещена особая редакция Жития прп. Александра Куштского, содержащая в дополнение к остальным известным вариантам текста чудо 1599 г. ( Семячко С. А. Житие Александра Куштского//Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 236). Тот же принцип, т. е. дополнение Жития новейшими чудесами, характерен и для подготовленной иером. Германом редакции Жития прп. Сергия Радонежского (вне Миней, в особом сборнике РГБ. Троиц. 699). «В основу редакции положен Основной вид Пространной редакции, дополненный описанием чуда о зачатии Василия III и чуде о победе над литовцами у Опочки» ( Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 224). Открытым остается вопрос об источниках этих дополнений. Исследование ноябрьской Минеи привело В. Н. Алексеева к заключению, что одним из ее источников стал протограф сборника, из которого в московские списки ВМЧ извлекались дополнительные (по отношению к Софийскому) статьи ( Алексеев. 1981. С. 129). Алексеев предположил, что благодаря посредничеству архим. Дионисия иером. Герман мог пользоваться рукописями Патриаршей б-ки. Кроме того, книжнику была доступна б-ка Чудова мон-ря, где в годы работы иером. Германа жили справщики Печатного двора, бывш. троицкие старцы Антоний (Крыло) и Арсений Глухой (Там же. С. 131-132). Следует отметить, что список Жития прп. Кирилла Новоезерского, выполненный Германом, содержит чудо 1627 г., отсутствующее в других списках редакции; в тексте говорится, что эти сведения были доставлены царю и патриарху. Поэтому намеченная Алексеевым связь иером. Германа с Патриаршей б-кой представляется весьма перспективной.

http://pravenc.ru/text/2563256.html

644. Богородицкая – Сретенская – Санаксарская или Сеноксарская, мужская пустынь, заштатн. (с 1764 г.), Тамб. губ., Темниковского у., в 3½ вер. к сев.-зап. от гор. Темникова, в живописной местности, на левом берегу р. Мокши. Основана в 1659 г. игуменом Феодосием, по просьбе писца Луки Евсюкова. Этот игумен Феодосий в 1681 г. был послан в Сибирь на Селенгу для обращения идолопоклонников в христианство . В 1753 г. по бедности приписана к Саровской пуст., но в 1764 г., с определением сюда настоятелем иеромонаха Феодора, из рода Ушаковых, сделана опять самостоятельною. Собор в 2 этажа, во имя Рожд. Богородицы и Иоанна Предтечи, построен в первой полов. XVIII ст. и замечателен по строгости старинной архитектуры. Здесь погребен адмирал Федор Фед. Ушаков. “Жизнь о. Феодора, быв. настоят. Санаксар. обители», Москва, 1847 г.; “Ист. опис. Санаксарской пустыни», Москва, изд. 1802 г.; “Ист. Росс. Иер.», V, 603 (игум. Феодосий); VI, 3; Ратшин, 506; Хитров, “Ист. стат. обозр. Тамб. епар.», 137, 263; Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале», 114; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 184; “Опис. монаст.», 1817 г., 95; “Тамбов. губ. в.», 1852 г., 23 (кратк. опис.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 903, 13 (Санаксарская), немного ниже и на стр. 904 (Темников. Сретенский); Проценко, “М-ри в России», 44; “Дополн. к Акт. истор.», VIII, 91 (Акты 1681 г. о построении Троиц. Селенгин. м-ря Феодосием). 645. Богородицкая – Теплогорская, неправильно Темогорская, мужская, ныне деревня Теплогорская Пустынь или Подвалъе, Вологодской губ., Устюжского у., Устье-Алексеевской волости, в 47 вер. к юго-вост. от Устюга, близ левого берега р. Юга, при рч. Вахрушихе. Основана в 1643 г. крестьянином Григорием Даниловым по случаю бывшего ему явления в болезни его от образа Божией Матери. В 1689 г. приписана за бесчинства иноков к Гледенскому Троиц. м-рю и в 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», VI, 363; Ратшин, 77; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 781, 56; “Акты Археогр. Эксп.», IV, 304 (Ц. гр. 1691 г. о сборе денег на конюш. расходы); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», I, 88, 30 (Ж. гр. 1689 г. архиеп. Великоустюж. Александра Гледен. Троиц. м-рю на пустынь); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 146 (в 1744 г. имела 234 душ. крест.), Иванов; “Опис. госуд. архива стар. дел», 350 (в 1700 г. имела 23 двора крест.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Основан преп. Пафнутием, жив­шим в XVII ст.; соседние жители усердствуют поминать его панихидами. В 1659 г. упоминается строитель Иосиф, а в 1665 г. определен Ферапонт. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 631; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 205, 382. 2123 . Троицкий на Березни­ках или на Бередниках, муж­ской, следует полагать находился при дер. Березники, Московской губ., Дми­тровского у., в 52 вер. к юго-вост. от Дмитрова, и в 21 вер. к югу от лавры, близ села Царева. В 1471 г. Дмитровский кн. Георгий Васильевич от­дал его со всеми землями Троице-Сергиев. м-рю. «Се яз, говорится в акте, князь Юрии Вас. приказал есми Троиц. игу­мену Сергиева м-ря Спиридонью ведати свой м-рь Живонач. Троица на Березниках да земли, кои земли давали к тому м-рю к Троице на Березники бояре и дети боярские». “Ист. опис. Тр.-Сергиевы лавры”, 147; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 259; “Акты Археогр. Эксп.”, I, 88 (Ж. гр. 1471 г. Дмитр. кн. Юрия Вас. Тр.-Серг. м-рю о заведо­вании игум. Спиридонию м-рем на Березниках); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 15; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лав., 178 (припис. в 1471 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, IV, грамоты, 143, 174 (жалов. грам. 1471 г. кн. Юрия Вас. Троице-Сергиеву м-рю на заведование Троиц. м-рем на Бередниках), 144, 186 (жал. грам. 1473 г. В. кн. Ивана Вас. на заведов. Троиц. м-рем на Березниках). 2124 . Троицкий – Борисоглеб­ский, мужской, ныне приходская цер­ковь в гор. Курске. В грамоте ц. Михаила Феод. 1612 г. сказано: «...по гра­моте Царя Бориса строил Иона в Кур­ске, на краю посада за Куром, мона­стырь Троицы Живоначальной Бориса и Глеба, и в тот монастырь братию собрал и в прошлом, в 120 году, приходили под Курск литовские люди, и храм тот разорили и монастырь выжгли, братию, старцев и бобыльков высекли». Таким образом, м-рь уже существовал в первых годах XVII ст., и строил его Иоанн Телка на вечное поминовение души своей. В 1618 г. Иоанн Телка приписал его к Знаменскому м-рю в Курске. Когда упразднен неизвестно, но уже в 1742 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

О судьбе самой Владимирской иконы в XV веке не все ясно. Епифаний Премудрый о дальнейшем местопребывании иконы ничего не сообщает. Во всяком случае в 1410 г. икона находилась во Владимире и подверглась ограблению со стороны напавших на город татар. Икона была перевезена в Москву для починки, по заказу митрополита Фотия для нее был изготовлен новый золотой оклад 186 . После этого, можно предполагать, Владимирская икона уже оставалась в Москве и хранилась в Кремлевском Успенском соборе. В 1451 г. великий князь Василий II склонился перед «образом Пречистыа» и другими иконами в благодарственном молебне за чудесное избавление от нашествия войск царевича Мазовши. В 1471 г., собираясь в поход на Новгород, Иван III молился у «чюдотворной иконы Пресвятыя Богородица Владимирския» 187 . В 1472–1479 гг. в Москве осуществлялось строительство нового здания Успенского собора, и в этот период, скорее всего, чудотворная икона Божией Матери находилась во Владимире. Это подтверждается фактом, что 23 июня 1480 г. Владимирская икона была вторично перенесена в Москву. В литературе указанная дата не получила объяснения. Но день был выбран знаменательный: 23 июня 1480 г., в воскресенье, Иван III с основными войсками отправился к Коломне навстречу Ахмату. Очевидно, как и в 1471 г., великий князь перед походом должен был молиться перед Владимирской иконой Божией Матери, и с этой целью икона была вновь перенесена в Москву. В современных летописях событие не описано, а впервые зафиксировано, по наблюдениям Е. Е. Голубинского , в месяцеслове Следованной псалтыри XVI века Троиц., 321 188 . Е. Е. Голубинский полагал, что праздник перенесения Владимирской иконы 23 июня был установлен в том же 1480 г., но следует сказать, что в источниках XV в. и первой четверти XVI в. праздник не отмечен. Поэтому необходимо уточнить датировку Псалтыри Троиц., 321. В свое время мне удалось выяснить, что рукопись Троиц., 321 составлена около 1528 г. в Московском митрополичьем скриптории 189 . Запись о перенесении иконы помещена в месяцеслове под 23 июня: «В тои же день прииде чюдотворная икона Пречистаа Богоматерь из Володимеря в град Москву в лета 6988. Того же лета приходил безбожныи Ахмат с детми на реку на Угру в осень, на Покров Святыя Богородица. Оттоле уставиша сии праздник празновати» (л. 1190–1190 об.). Под 26 августа записан праздник Сретения Владимирской иконы: «В тои же день празднуем Стретению иконы Пресвятыа Владычици Владимерскыя» (л. 1230 об. – 1231). Таким образом, точные данные об установлении праздника перенесения Владимирской иконы 23 июня относятся ко времени правления митрополита Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

13 — рубежа XIV и XV веков, МДА, 49 — первой трети XV в. Троиц. 181 и 183 — 30–х годов XV в., Троиц. 180—1443 г. 56. Акты московских монастырей и соборов 1509—1609 гг. из архивов Успенского собора и Богоявленского монастыря. М., 1984. 5. См. также: Назаров В. Д. Генеалогия Кошкиных–Захарьиных–Романовых и предание об основании Георгиевского монастыря//Историческая генеалогия. 1993, 1. С. 22—31. 57. Цитируеи по рукописи Троиц. 745. Л. 94 об. 58. Макарий (Булгаков). История русской церкви. СПб., 1898. Т. 2. С. 187. Но многие источники (особенно XVI–XVII вв.) носят легендарный характер и нуждаются в тщательной проверке. 59. Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1855. С. 7—8. 60. Тихонравов Н. С. Древние жития Сергия Радонежского. Отд. I, с. 132. 61. Вздорнов Г. И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV—XV вв.//Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1968. Т. 23. С. 190—191. 62. Тихонравов Н. С. Древние жития Сергия Радонежского. Отд. 1. С. 54. 63. 1 октября 1405 г., через 26 лет после закладки, была освящена на Симонове каменная Успенская церковь (Приселков М. Д. Троицкая летопись. С. 460). 64. Тихонравов Н. С. Древние жития Сергия Радонежского. Отд. 1. С. 126—127. 65. Византийские источники, правда, свидетельствуют о поставлении Федора в ростовские архиепископы от митрополита Пимена (ок. 1387 г.) вдали от Руси, «у турок». См.: Русская историческая библиотека. Т. VI. Приложения. Стлб. 215—218. 66. В некоторых работах данный эпизод связывается со сражением на Воже 1378 г. (Кучкин В. А. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы//Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 114—119; Он же. Сергий Радонежский//Вопросы истории. 1992, 10. С. 85—87). Но в Житии ясно сказано, что Дмитрий выступил против Мамая (т. е. в 1380 г., а на Воже он дрался с Бегичем), что обетный монастырь он решил посвятить Успению Богородицы—значит, молился 15 августа или накануне (а это как раз обстановка 1380 г., в 1378 г.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. I. С. 3—69. Заголовок (по списку Троиц. 746): «Житие и жизнь преподобна–го отца нашего игумена Сергиа. Списано учеником его священноино–ком Епифанием, в нем же имать и от божественых чюдес его». Несмотря на указанное в заголовке авторство Епифания, редакция в целом должна атрибутироваться Пахомию Сербу. Об этом свидетельствуют, как уже говорилось, следующие обстоятельства: наличие южнославянских черт в языке списка Троиц. 746 (хотя переписчик — русский) и совпадения текста Троиц. 746 с фрагментами Жития Варлаама Хутынского и Похвального слова Варлааму, написанными Пахомием. Глава 4. Вторая Пахомиевская редакция Жития Сергия У В. Яблонского — это редакция А. Представляет собой переработку черновика Первой Пахомиевской редакции и его пополнение по тексту Епифания Премудрого и другим источникам (например, по житию Федора Едесского). Но главная особенность данной редакции состоит в следующем: в главе о создании Симоновского монастыря подчеркивается, что игумену Федору пове–лено патриархом «строити» монастырь «в патриарше имя, и домы и села монастырьскыя, а митрополиту ничим никоторыми делы не пови–новатися». Поскольку эти строки свидетельствуют о столкновении монастырских властей с митрополитом, то датировать редакцию следует временем правления митрополита Исидора (1437—1440 гг.) — других митрополитов с середины 30–х до конца 40–х годов XV в. на Руси не было. Заголовок (по списку Чуд. 151): «Житие и жизнь и подвизи пре–подобнаго и богоноснаго отца нашего игумена Сергея, въ нем же имать и от божественыхъ чюдесъ его. Списано от Пахомиа иромонаха Святыа Горы». 1) ГИМ, Чудовское собр., 151 (л. 18—72) — 70—80–е годы XV в. Филиграни: Голова быка под перечеркнутым стержнем (1–й вариант) — Лихачев 1166 (1477 г.), 3802 (1476 г.); Голова быка под перечеркнутым стержнем (2–й вариант) — типа Брике, 15090 (1490—1510 гг.); Виноградная лоза — Брике, 13056 (1460—1477 гг.). 2) ГИМ, Синодальное собр., 169 (л. 202—237) — первая четверть XVI b. (копия списка Чуд. 151).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Об учении о молитве в книгах: «Откровенные рассказы странника» «Видеть Бога как Он есть» архим. Софрония (Сахарова) в сравнении со святоотеческой традицией свт. Игнатия. 787. Святитель Феофан Затворник о молитве Иисусовой в письмах к схиигумену Герману/Спасо-Преображен. Валаам. монастырь. — СПб., 1999. — 102 с. О свт. Игнатии — с. 32, 47. 788. Сергий (Рыбко). Пророчествия не уничижайте//Благодатный огонь: Православ. журн. Прил. к журн. «Москва». — 1999. — С. 73–76. О значении творений свт. Игнатия как духовного руководства для современных христиан. 789. Тимофей, свящ. Пособие по аскетике для современного юношества. — М.: Паломник, 1999. — 223 с. — (Пособие для учителей и учащихся). — Из содерж.: Краткий обзор страстей [по свт. Игнатию Брянчанинову]. — С. 167–171. О свт. Игнатии см. также — с. 4, 40, 116, 164, 202, 205, 210. 790. Чинякова Г. Святитель Игнатий Брянчанинов и проблемы русской церковной культуры//Москва. — 1999. — С. 216–222. В частности, размышления Святителя об истоках православной иконописи и западной церковной живописи. Г. Стихи святителя Игнатия//Держава. — 2000. — С. 32–39. 792. Осипов А. Святитель Игнатий об основах духовной жизни//Об основах духовной жизни: Сб. материалов из сер. «Троиц. благовестник»/Свято-Троиц. Сергиева Лавра. — [Сергиев Посад], 2000. — С. 99–126. — (Троиц. благовестник). 793. Пимен (Хмелевской). Всегда с Богом/Сост. А. А. Яковлев; Под ред. В. А. Динеса. — Саратов: Изд-во «Летопись»; Издат. центр Сарат. гос. соц.-экон. ун-та, 2000. — 223 с., 8 л. ил. — Из содерж.: О духе, душе и теле: Из стипендиат. отчета архим. Пимена «Христианское учение о духе, душе и теле по трудам еп. Феофана и еп. Игнатия Брянчанинова», 1957 г.: Сущность разногласий в учении епископов Феофана и Игнатия о духе, душе и теле. — С. 77–98. 794. Гуревич А. Л., Еремина В. М. Духовное становление православного христианина у святителя Игнатия (Брянчанинова) и архимандрита Софрония (Сахарова): сходство и различие//Преподобный Силуан и его ученик архимандрит Софроний: По материалам «Силуановских чтений» — Клин, 2001. — С. 213–244.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Под 6902 г. сообщается о кончине племянника Сергия архиепископа ростовского Федора, причем с полной датой: «ноября въ 28 день, въ субботу, какъ обдню поютъ . Под 6910 г. зафиксирована кончина смоленского епископа Михаила, который «положенъ бысть у Троицы въ Сергиев монастыр близ гроба старцева» . Под 6900 г. заметка о кончине Сергия Радонежского заслуживает особого внимания. Характеристика Сергия дается в стиле предыдущих рассказов Троицкой летописи: «преставися преподобныи игу–менъ Сергии, святыи старець, чюдныи, добрыи, тихии, кроткыи, сми–реныи, просто рещи и не умю его житиа сказати, ни написати. Но токмо вмы, преже его въ нашеи земли такова не бывало, иже бысть Богу угоденъ, царьми и князи честенъ, отъ патриархъ прославленъ, и неврныя цари и князи чюдишася житию его и дары къ нему слаша, всми человкы любимъ бысть честнаго ради житиа его, иже бысть пастухъ не тъкмо своему стаду, но всей Русской земли нашеи учитель и на–ставникъ». Этот текст мы воспроизвели по Рогожскому летописцу . В Троицкой же летописи, по свидетельству Н. М. Карамзина, под 6900 г. читалась похвала Сергию «листах на 20» . Не может быть сомнений, что это было именно Похвальное слово Сергию, надписанное во всех списках именем Епифания Премудрого и имеющее примерно тот же объем (для рукописей в четвертку), какой указал Н. М. Карамзин. Сравним объем древнейших списков Похвального слова: Троиц. 755 — 22 листа, Троиц. 763 — 20 листов, Тихонр. 705 — 18 листов, Троиц. 643 — 22 листа, Вол. 644 — 18 листов. Епарх. 387 — 24 листа, и т. д. Редкое в рукописной традиции Краткое похвальное слово Сергию значительно уступает в объеме Епифаниевско–му. Других похвальных слов Сергию Радонежскому в рукописях нам обнаружить не удалось. Существует текстологическая связь между сообщением Рогожского летописца о кончине Сергия и Похвальным словом Епифания Пре–мудрого, что подтверждает нашу гипотезу о включении Похвального слова Сергию в состав Троицкой летописи: Рогожский летописец Похвальное слово Сергию Сергии, святыи старець, чюд–ныи, добрый, тихии, кроткыи, сми–реныи, просто рещи и не умю его житиа сказати, ни написати; Сергие святыи старець, чюд–ныи, добродтелми всякыми укра–шенъ, тихыи и кроткий нравъ имя, и съмреныи,… не могыи по достоанию написати житиа,… по подобию нарещи или похвалити достойно; но и неврнии мнози удивиша–ся в благопребывателни жизни его…; правыи учитель, нелестныи наставникь,… княземь великымь русскым учитель .

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

212 Не решаем окончательно вопрос о степени самостоятельности труда Афанасия Высоцкого, так как возможный оригинал ни в византийской, ни в южнославянской письменности пока не выявлен. 213 Список Син. 193 слова Симеона Нового Богослова «О молитве» действительно может считаться одним из самых старших. В самом Троице-Сергиевом монастыре рукописи Слова возникли намного позже: наиболее древний Троиц. 13 – рубежа XIV и XV вв., МДА 49 – первой трети XV в., Троиц. 181 и 183–30-х годов XV вв., Троиц. 180–1443 г. 214 АММС. М., 1984. 5. См. также: Назаров В Д. Генеалогия Кошкиных Захарьиных-Романовых и предание об основании Георгиевского монастыря//Историческая генеалогия. 1993. 1. С. 22–31. 216 Кстати, Романовская волость в начале XVI в. соприкасалась с землями Кир- жачского монастыря: АФЗХ. М., 1951. Ч. 1. С. 119–123. 217 Очевидно, это те же Герасим и Павел, которые в качестве митрополичьих послов ходили в 1363 г. в Нижний Новгород (вероятно, вместе с тем же Сергием). Но тогда Герасим был просто игуменом, а на Киржач он явился в качестве архимандрита – следовательно, в более позднее время по сравнению с 1363 г. 221 Тихонравов Н. С. Указ. соч. С. 60–61. Постригся Андроник вероятнее всего в 1355 г., поскольку память апостола Андроника (17 мая) приходится на воскресенье в 1355, 1360, 1366 гг. 222 Собственноручная запись Троицкого келаря Симона Азарьина (РГБ. Ф. 173/1. 203. Л. 264), собиравшего сведения о всех учениках преподобного Сергия Радонежского. О сочинениях Симона Азарьина см.: Клосс Б. М. Симон Азарьин: сочинения и автографы//Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения, 1995. М., 1995. С. 49–55. 225 Вздорное Г. И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. Л., 1968. Т. 23. С. 190–191. 226 В Житии Сергия описывается чудо с видением ангела, причем вместе с Сергием священнодействует Федор, а на службе присутствует князь Владимир Андреевич. Это означает, что в 1374 г., когда Троице-Сергиев монастырь перешел под патронат Владимира Андреевича, Федор находился в монастыре. Кроме того, Федор не мог по каноническим правилам стать игуменом ранее 1375 г., так как родился около 1342 г. С другой стороны, основание Симонова монастыря произошло не позже 1377 г., при живом митрополите Алексее (Алексей скончался 12 февраля 1378 г., но в середине зимы вряд ли логично было заниматься выбором места для строительства будущего монастыря).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010