благов. Александра Невского в г. Балтийске; 12. 30 октября - храма Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове. Выставка познакомила зрителей с результатами трудов последних двух десятилетий по возрождению церковной жизни в России, Украине, Беларуси, Молдове, Казахстане, государствах Прибалтики и других странах, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата. За 4 дня выставку смогли посетить более 70 тыс. человек. На выставке побывал Президент РФ Д.А. Медведев. Экспозиция была создана с использованием современных мультимедийных и интерактивных технологий. Некоторые важные факты: - более 500 участников; - более 50 экспозиционных пространств; - 5 интерактивных экспозиций; - более 50 видеофильмов и слайд-шоу; - 16 крупноформатных экранов; - проекционный купол общей площадью 1000 кв.м.; - 2500 кв.м. декораций; - в подготовке выставки участвовали 1 200 специалистов церковных и светских организаций; - в рамках форума прошло 48 мероприятий (конференции, круглые столы, презентации, награждения), организованные синодальными учреждениями Русской Православной Церкви. Общее число участников мероприятий составило около 3 тысяч человек. 3 марта под моим председательством состоялось первое рабочее заседание Попечительского совета Сретенского ставропигиального монастыря г. Москвы. 4 марта в подмосковной резиденции Президента Российской Федерации состоялось очередное заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 24 марта заседал общественно-попечительский совет Кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца. 29 апреля я совместно с Мэром Москвы С.С. Собяниным возглавил первое заседание Попечительского совета Фонда «Поддержки строительства храмов города Москвы», прошедшее в Храме Христа Спасителя. 3 мая прошло заседание палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени св. равноапп. Кирилла и Мефодия. 23 июня - Попечительского совета программы «Формирование туристско-рекреационной зоны " Духовный центр Урала " ».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

Основные здания, составлявшие архитектурный ансамбль М. П. м., сохранялись. К 1980 г. под гос. охраной находились 2 храма, братские кельи (XVIII-XIX вв.), дом причта (нач. XIX в.), настоятельский дом (XIX в.), стены, сев.-вост. и юго-зап. башни, юж. и сев. ворота (XIX в.). Т. о., в отличие от уничтоженного некрополя архитектурный ансамбль после прекращения богослужений существенно не пострадал. На момент возрождения мон-ря его исторические помещения занимали 28 арендаторов. 24 нояб. 1994 г. Синод принял решение о возобновлении мон-ря как ставропигиального женского. С февр. 1995 г. настоятельницей М. П. м. является игум. Феофания (Мискина). В марте того же года был зарегистрирован устав обители. 14 окт. 1995 г. в левом приделе Покровского храма состоялось 1-е богослужение. В сент. 1996 г. вышло постановление правительства Москвы о передаче мон-рю всех строений, исторически ему принадлежавших, а в нач. 1997 г. правительство Москвы передало в безвозмездное бессрочное пользование обители земли. 4 апр. 1998 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение великим чином 3 престолов 1-го этажа Покровского храма. 1 мая того же года в М. П. м. с Даниловского кладбища были перенесены мощи блж. Матроны Никоновой. На рубеже XX и XXI вв. в мон-ре проводились масштабные восстановительные работы. В 1999 г. состоялось освящение верхнего храма Покрова Пресв. Богородицы, 22 нояб. 2001 г.- великое освящение Воскресенской ц. В 1999-2002 гг. была восстановлена колокольня. С 1999 г. действует подворье при Казанском храме с. Маркова Раменского р-на Московской обл., с 2009 г. функционирует монастырское сельскохозяйственное угодье. 12 июля 2004 г. при М. П. м. открыт приют для девочек, где воспитываются ок. 40 детей. 27 февр. 2010 г. на 33-м км МКАД был освящен храм св. Матроны, при котором проживают сестры обители. В апр. 2013 г. мон-рю в качестве подворья передан приход храма Успения Пресв. Богородицы в Троице-Лыкове. В 2013-2014 гг. восстановлена часовня за монастырской оградой, которая по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла вскоре освящена как храм во имя святых благоверных Петра и Февронии Муромских. В 2012-2015 гг. воссоздано по фотографиям и 23 июля 2015 г. освящено здание монастырской гостиницы.

http://pravenc.ru/text/2564208.html

А 7 июня 1763 года в Фили пожаловала сама Екатерина Великая, когда приехала в Москву на коронацию и удостоила своим посещением Нарышкиных. Императрицу встречали под колокольный звон Покровской церкви и пушечный салют. Приложившись к кресту, с которым ее вышел приветствовать священник, государыня отправилась в храм, отстояла торжественный молебен, а потом соизволила отобедать с хозяевами и погулять в саду. В годы ее правления Покровскую церковь реставрировал сам Матвей Казаков. Цвет храма тогда отличался от современного. Возможно, что изначально он был расписан «под мрамор», как и храм в Троице-Лыкове, но в XVIII веке точно был сине-голубым, а в XIX веке – красным и желтым. Грозным летом 1812 года Фили встречали императора Александра I – он тогда прибыл в столицу для организации ее защиты и для подъема народного духа. Получив известие, что государь проедет мимо Филей, священник Покровской церкви с крестом и в облачении отправился к Поклонной горе встречать его. Император вышел из экипажа, сделал земной поклон, приложился к кресту с тяжким вздохом и уехал. А 1 сентября в деревне Фили, что была расположена ближе к Можайской дороге, в избе крестьянина Андрея Фролова (самом просторной из всех местных домов) Кутузов созвал военный совет, на котором было принято трудное решение оставить Москву. Наполеон тоже не обошел Покровскую церковь стороной: часть его армии вступала в Москву как раз через Фили. В нижнем храме, по обыкновению, его полчища устроили конюшни, в верхнем – швальню (полковую портняжную мастерскую). По легенде, священник сумел спасти драгоценную утварь: перед вступлением неприятеля он пригласил каменщиков, которые устроили в северной главе храма тайник, куда он и спрятал сокровища. Однако были похищены петровские цветные витражи. После победы храм, восстановленный и освященный святителем Филаретом, митрополитом Московским, стал одним из центральных мемориалов Отечественной войны, словно вторя храму Христа Спасителя. Каждый год в Покровской церкви 31 августа совершалась заупокойная всенощная за убиенных русских воинов, павших на полях сражений Отечественной войны, а 1 сентября (день военного совета в Филях) – литургия с особой панихидой, на которой поминались император Александр I, фельдмаршал М.И. Кутузов и все их соратники. Затем из Покровской церкви отправлялся крестный ход к «кутузовской избе».

http://pravoslavie.ru/597.html

На полях, в огороде и в теплицах выращивают овощи, фрукты, ягоды, зелень. Есть у нас и пруды, где мы разводим карпов. Подворье в с. Марково — это как отдельный монастырь в глубинке, мы из Москвы приезжаем туда отдохнуть от городской суеты. На подворье при храме Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове свои особенности. На территории расположена православная гимназия, где учится около 100 ребят из многодетных, неполных и малообеспеченных семей. Они учатся по программе средней школы, а также изучают Закон Божий, церковное пение и другие предметы, согласно конфессиональному представлению Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Душа радуется, что дети войдут во взрослую жизнь, имея за плечами годы обучения в православной гимназии, и очень надеюсь, что это поможет им в дальнейшем правильно выбрать жизненный путь и стать примером подлинно христианской жизни для окружающих. Я всегда молюсь об этом. Также по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла я являюсь и.о. генерального директора гостиницы «Даниловская». С августа 2018 года мы занимаемся ремонтом здания гостиницы. Постепенно с Божией помощью она преображается, и мы имеем возможность на достойном уровне принимать делегации, архиереев, священнослужителей, паломников и других гостей. Мы стараемся каждого принять с любовью, позаботиться обо всех гостях, так что многие отмечают домашнюю обстановку, которая присутствует у нас в гостинице. — В текущем году во исполнение решения Архиерейского Собора и Священного Синода в монастыре были открыты Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих. Как Вы считаете, духовное образование необходимо для сестер? — Да, я думаю, что это очень полезно, в том числе и для меня самой. Конечно, мы, как и в любом монастыре, постоянно бываем в храме, на службе, слушаем священные тексты, читаем на трапезе и в кельях поучения святых отцов. Но важно знать и догматику, и историю Церкви, разбираться и в толковании Священного Писания, и в тонкостях уставного богослужения и церковнославянского языка.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5512843...

Даже и здесь, при совершенно беспричинной злобе одних я часто вижу чрезвычайно трогающее и много утешающее доброе отношение других. Даже начальство, по милости Божией, в большинстве относится ко мне благожелательно. Слава Богу за всё» (1:68)... «Я ... не унываю, не падаю духом. Грущу только, что проходит время без пользы. Так хотелось бы заниматься с книжечками, но ... воля Божия» (1:197) ... «Трудно шевельнуть рукой, повернуться. Но в общем за всё слава Богу. Уповаю, что и в дальнейшем наказуя накажет за грехи, смерти же не предаст и милостию Своею не оставит» (1:74)... «Мне ... не худо, ... народ со мной сидит хороший. Только, правда, люди не церковные, мало сравнительно у нас общих интересов и тем для разговора... Сегодня 14-й день как арестован, ... обвинение вот какое... По 69 статье – в Лыкове за всенощной Сахаров сказал: «Обновленцев надо гнать из приходов, так как они сторонники Советской власти. За литургией, говоря о великомученике Георгии, призывал не бояться ни тюрем, ни судищ. Общее же впечатление от проповедей было такое, что гонение на веру обусловливается существованием советского строя». Не считая справедливыми эти обвинения, Святитель, в частности, заявил: «Фразу: «Гоните обновленцев, ибо они сторонники соввласти», при большом стечении народа и не предполагая в дальнейшем скрываться от гражданской власти, мог сказать или сумасшедший, или совсем глупый... Относительно другой проповеди , то факт остается фактом: во времена великомученика Георгия христиане не страшились ни тюрем, ни судищ, исповедуя Христа. Вспоминание исторических фактов едва ли можно считать преступлением, и оратор вовсе не виноват в том, что некоторые из его слушателей, неправильно поняв речь, дают тенденциозное освещение приводимым им фактам» (1:310–311)... «Изгнание... – это милость Божия ко мне за моё исповедание, милость Божия в том, что в моем изгнании я удалён от многих соблазнов и затруднительных обстоятельств. – И я, грешный, иногда осуждаю других, остающихся не в изгнании. Но может ли кто поручиться за меня, могу ли поручиться я сам за себя, – как поступил бы я, не будучи в изгнании?» (1:266)...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

ЦВ 21 (465) ноябрь 2011 /  21 ноября 2011 г. 01:00 Епископ Феофан: Покров и заступление Пречистой Владычицы постоянно ощущаю везде 30 октября за Божественной литургией в храме Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Феофана (Кима) во епископа Кызыльского и Тывинского.    Из слова архимандрита Феофана (Кима) при наречении во епископа Кызыльского и Тывинского Ваше Святейшество, глубокочтимый Святейший владыка и милостивый отец! Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри! Изволением Божиим, избранием Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви призываюсь я, недостойный, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3, 14) — служению в сане епископа. В смущении и трепете предстою я сегодня перед вами, святители Христовы, сознавая свои немощи, и страшусь огромной ответственности перед Богом, потому что от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48). Моему мысленному взору представляется образ Пастыреначальника Христа, Который говорит о Себе: Я есмь Пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин. 10, 11). Я вспоминаю святых апостолов, которые для всех сделались всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22), а также подвижников, многие из которых избегали этого служения, страшась его высоты. Как дерзну я, грешный и недостойный, встать в один ряд с великими святителями и вами, богомудрые архипастыри? Пытаясь осмыслить свое призвание к архиерейскому служению, могу лишь повторить за святым апостолом Павлом: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное (1 Кор. 1, 27). Привожу себе на память и другие слова апостола языков: Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 4). Сделав однажды свой выбор послужить Богу и Церкви в монашеском чине, с момента своего пострига я пребываю в послушании церковному священноначалию и нынешнее свое избрание, искать которого не дерзал даже в мыслях, принимаю как волю Божию обо мне, послушание которой я должен проявить.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_feofan_...

Покрова в Филях; 1690-1694), отличные от укр. храмов ( Бусева-Давыдова И. Л. Об истоках композиционного типа восьмерик на четверике в рус. архитектуре кон. XVII в.//Архит. наследство. 1985. Вып. 33. С. 220-226). То же влияние отразилось в центрично-осевых 3-частных «трехбанных» храмах (ц. прп. Иоасафа, царевича Индийского, в Измайлове, 1685-1687, не сохр.; ц. Троицы в Троице-Лыкове, 1690-1696). Истоками декора нарышкинского стиля были мотивы североевроп. маньеризма ( Микишатьев М. Н. Черты общности в развитии архитектуры России и стран Центр. Европы периода перехода от Средневековья к Новому времени//Архитектура в истории рус. культуры. М., 2005. Вып. 6: Переломы эпох. С. 125-157; Он же. «Нарышкинский стиль» и русская архитектура кон. XVII в.: К проблеме «переломов» в общественном и художественном развитии//Там же. С. 197-236), в т. ч. заимствованные из увражей Ханса Вредемана фон Фриса, Венделя Диттерлина ( Dietterlin. 1598) и др., которые были доступны в б-ке Посольского приказа благодаря просветительской деятельности кн. В. В. Голицына. Постройки нового стиля появились во мн. подмосковных обителях. В Троице-Сергиевом монастыре воздвигли чрезвычайно длинную трапезную ц. прп. Сергия Радонежского (1686-1692, заказ царей Иоанна и Петра) с огромной трапезной палатой, одноглавым храмовым четвериком, обильным белокаменным декором с мотивами кокошников-раковин и раскраской «в шахмат»; над вост. воротами - 5-главую надвратную ц. Рождества св. Иоанна Предтечи (1693-1699, заказчик Г. Д. Строганов); возле Успенского собора - Надкладезную часовню (ок. 1700) в виде изящного ярусного павильона типа восьмерик на четверике, украшенного богатой резьбой. За пределами обители расположена 3-ярусная ротонда - Пятницкий колодезь (ок. 1700), одна из первых отдельно стоящих ротонд в московской архитектуре. В Иосифовом Волоколамском мон-ре в период расцвета новой стилистики возвели пятиглавый 4-столпный Успенский собор (1688-1696, мастер Кондратий Мымрин и др., царский вклад) с центрической композицией (типа собора в Измайлове), 8-гранными барабанами глав, колончатыми наличниками и изразцовым декором.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

25 апреля/8 мая. Служил литургию в Троицком соборе Троице – Сергиевой лавры и после богослужения произнес проповедь. Служил вечерню в Трапезной палате и всенощную в храме Сергия Радонежского Троице – Сергиевой лавры. 26 апреля/9 мая. Служил литургию в храме Черниговской иконы Божией Матери при пещерах Гефсиманского скита и после богослужения произнес проповедь. 27 апреля/10 мая. Служил литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря, куда прибыли крестные ходы из Высокопетровского и Новоспасского монастырей, церквей Ваганьковского кладбища и двенадцати ближайших приходских храмов. После богослужения произнес поучение и во главе крестного хода направился на Трубную площадь, где совершил молебен о прекращении междоусобий. Служил вечерню в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи в Серебряниках и после богослужения произнес поучение. 28 апреля/11 мая. Служил литургию в соборе Зачатия святой Анны Зачатьевского монастыря и после богослужения произнес поучение. 29 апреля/12 мая. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Новом Ваганькове («на Трех горах»). 30 апреля/13 мая. Служил литургию в храме Троицы в ТроицеЛыкове. 4/17 мая. Служил всенощную и позднюю литургию в храме Троицы Князе – Владимирского женского монастыря, что напротив подмосковной усадьбы Филимонки, на берегу реки Ликовки. После богослужения и проповеди посетил школу – приют для детей окрестных крестьян. 6/19 мая. Служил литургию в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при общежитиях братьев Ляпиных («Ляпинка»). 8/21 мая. Служил литургию в храме Введения во храм Пресвятой Богородицы в Семеновском и всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 9/22 мая. День памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца («Никола Летний»). Служил литургию в Казанском соборе на Красной площади и возглавил крестный ход к Никольским воротам Кремля. В этот день крестные ходы из всех храмов Москвы пришли на Красную площадь. «Мы не могли войти в Кремль, – вспоминал писатель Борис Зайцев. – Но все наши «полки» собрались на Красной площади, и тут, в сотнях хоругвей и икон, риз, облачений, мирт, крестов и панагий воочию была видна древняя слава Москвы – церковная ее слава».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В Марте 1594 года был направлен во главе большого полка в Тулу. Тогда же с ним местничался воевода князь П.Буйносов, но спор проиграл, и Царь «князя Петра велел выдати головою князю Василью Голицыну». В 1598 году — второй воевода в Смоленске. Тогда же местничался с боярином и воеводой князем Т.Р.Трубецким и, несмотря на уговоры и угрозы Патриарха Иова, «воевода князь Василей Голицын списка [детей боярских] у него не взял и дел с ним вместе не делает». В 1599–1602 годах — первый воевода в Смоленске; «и князь Василей отпущен к Москве, а на его место в Смоленску велено быть боярину и воеводе князю Никите Романовичу Трубецкому». В Сентябре 1602 года пожалован в бояре. В конце года князь Д.М.Пожарский докладывал Царю о князе Б.М.Лыкове, «что будто он, князь Лыков, сходясь с Голицыными да с князем Борисом Татевым, про нево, Царя Бориса, разсуждает и умышляет всякое зло». Несмотря на это, В.В.Голицын не подвергся никаким гонениям. В 1603 году «на Москве в городех в каменных и в деревянных Майя с 14 числа были бояре и околничие… для огней и для всякого береженья… В новом в каменном в Цареве городе за Неглинную от Москвы реки по Никитцкую улицу боярин князь Василей Васильевич Голицын…» Летом того же года сопровождал Царя Бориса на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. В 1603–04 годах служил судьёй Московского судного приказа. Осенью 1604 года верстал на Москве «разных городов дворян и детей боярских», после чего был назначен командовать передовым полком в войске, направленном против Самозванца, и зимой 1604–05 годах участвовал в сражении под Новгородом Северским и в осаде Кром. После смерти Царя Бориса Государева Дума для приведения войска к присяге 16-летнему Царю Феодору отправило туда Новгородского Митрополита Исидора. Но находившиеся у Кром воеводы — братья князья В.В. и И.В.Голицыны, а также М.Г.Салтыков и рязанские дворяне братья П.П. и З.П. Ляпуновы — уже решили переметнуться на сторону Самозванца. Близких отношений между В.В.Голицыным и первым Самозванцем не сложилось, и потому в Мае 1606 года он участвовал уже в свержении Самозванца и сразу перешёл на сторону Царя Василия Шуйского.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/23/...

Иван Грозный почитал Богоявленский монастырь. По его приказу в обитель поставляли значительный оброк и пропитание, а когда в 1571 году при нашествии крымского хана Девлет-Гирея монастырь выгорел при пожаре, обитель по приказу царя была отстроена заново. В Смутное время Богоявленский монастырь оказался в центре сражений за Китай-город, проходивших в марте 1611 года и осенью 1612 года. Поляки полностью разорили монастырь и Романовым пришлось возрождать ее. В 1624 году в Богоявленском монастыре был выстроен новый собор, а расцвет обители пришелся на конец 17 века. Тогда, при патриархе Андриане, по его благословению здесь был построен великолепный собор в стиле " московского барокко " , который можно увидеть и сейчас. Кто был автором этого собора – неизвестно, по схожести с церковью Троицы в Лыкове некоторые специалисты предполагают, что архитектором мог быть Яков Бухвостов. Этот Богоявленский собор – двухъярусный. В первом ярусе расположилась церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери, которая служила символом чудесного спасения Москвы в 1612 году. В 17 веке судьба монастыря складывалась чрезвычайно успешно. В 1672 году боярыня Ксения Репнина подарила монастырю обширный двор на улице Никольской, что увеличило территорию обители вдвое, а кроме того, монастырь получил выход на Никольскую. Именно здесь были построены первые святые врата Богоявленского монастыря с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Именно в Богоявленском монастыре в 1685 году была временно обустроена Славяно-греко-латинская академия, в которую перевели учащихся из училища, располагавшегося в Андреевском монастыре. В начале 18 века, когда на российском престоле находился Петр I, мастера из Швейцарии украсили Богоявленский храм прекрасными алебастровыми скульптурами. А недавно в архивах были обнаружены документы, сообщающие о том, что в Боговяленском монастыре, возможно, останавливался по прибытии в Москву прадед А.С. Пушкина и крестник Петра Великого тогда еще юный Абрам Ганнибал. Но именно в петровскую эпоху после смерти патриарха Адриана была произведена первая секуляризация: теперь монастырские доходы поступали в Монастырский приказ, а монахам выплачивалось мизерное жалование, которого едва хватало на проживание. Когда архимандрит обратился к царю с просьбой об увеличении суммы этого жалования, то получил отказ. Но несмотря на трудности, были и радостные события в жизни Богоявленского монастыря. Так, после пожара 1731 года архимандриту Герасиму удалось восстановить монастырь и построить над вторыми воротами еще одну надвратную церковь с колокольней во имя Бориса и Глеба, которую освятили в 1742 году. На этой колокольне располагались 9 колоколов, каждый из которых был отлит на помин души. К концу 18 века Богоявленский монастырь в Москве становится местом пребывания викарных епископов Московского митрополита.

http://sobory.ru/article/?object=23750

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010