Образ кремлевского столпа развит в 7-ярусной К. Воскресенского собора Новоиерусалимского мон-ря (1658-1685). Верхний восьмерик, водруженный на мощном квадратном основании, завершен луковичной главой. Колоссальная 10-ярусная К. Иосифова Волоколамского мон-ря (кон. XVII в.; не сохр.) имела в основании древний столпообразный храм XVI в. Верхние ярусы К. были богато украшены в стиле узорочье; ни в одном из ярусов мотивы не повторялись. Нарышкинский стиль вобрал в себя достижения предыдущего периода и в то же время привнес много нового. Шестиярусная К. Новодевичьего монастыря (1683-1689) во многом повторяет архитектуру колокольни «Иван Великий». Равномерно убывающие по ширине ярусы и богатый ордерный декор создают классически гармоничный торжественный образ. К. Высокопетровского монастыря (1694) и построенная по ее образцу К. при трапезной Пафнутиева Боровского мон-ря (90-е гг. XVII в.) представляют собой упрощенный вариант ярусной композиции из неск. восьмериков на четверике. В посадских храмах применялись шатровые К. (ц. Воскресения в Кадашах, 90-е гг. XVII в.). Колокольня московского Новодевичьего мон-ря. 1683–1689 гг. Колокольня московского Новодевичьего мон-ря. 1683–1689 гг. Вотчинные храмы строились по типу «иже под колоколы». Получила распространение ярусная центрическая композиция из неск. восьмериков на четверике, обычно с 4-лепестковым планом. Над большим световым восьмериком расположен малый восьмерик звона, на который попадали по внутристенной лестнице. Наиболее ранняя постройка такого типа - Успенский храм в Петровском-Дурневе близ Москвы (1684-1688; не сохр.) с 12-лепестковым планом. Четырехлепестковая ц. Покрова в Филях (1690-1694), 3-частная ц. Св. Троицы в с. Троице-Лыкове (1690-1695; ныне в черте Москвы), а также Преображенская ц. в с. Уборы близ Москвы (1694-1697) стали образцами стиля. Более поздняя вариация на эту тему - 8-лепестковая ярусная надвратная Тихвинская ц. Донского мон-ря (1713). Кроме того, существовали экзотические варианты К. Напр., в московской ц.

http://pravenc.ru/text/1841778.html

(...) Компромиссы (церковной) иерархии начались после того, как большинство нации – будем называть вещи своими именами! – предало эту самую иерархию. Было корыстное и бескорыстное преклонение перед историческим успехом, исходящее из трудно – преодолеваемого представления, что Бог всегда с победителями («История работает на нас», как пародия на «С нами Бог»). Сегодня «дети века сего совершенно так же принимают и выдают свое злорадство по поводу исторического поражения коммунизма за духовную победу над его ложью. Но в христианстве имеет цену только то, что решительно не зависит ни от чьей победы и ни от чьего поражения в истории». 4 В настоящем сборнике собраны примеры жизни простых людей, о подвиге которых игумен Дамаскин (Орловский) сказал: «Жизнь (и смерть) святых мучеников и подвижников есть воплощенный идеал истинного, духовного и возвышенного жития. И по этой причине она нам может показаться странной и непонятной. Душа иного подвижника так чиста, так свободна от всяких греховных и омрачающих помыслов, что нам представить это трудно. Потому и описать душевное состояние подвижника нелегко, не сходно оно с нашим. Но я и не дерзал на это, а хотел лишь, чтобы читатель доставил себе душевную пользу и мог сказать: “Святые мученики, исповедники и праведники российские, молите Бога о нас 5 !” Исповедник Георгий Седов Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, якоже возлюбих вы. ( Ин. 13:34 ) Егор Егорович Седов принадлежал к тому замечательному типу русских людей, ясность и простота души которых делала все их поступки основательными и каждый шаг надежным. Такие люди не обманулись подменой жизненных ценностей, не изменили своим жизненным принципам из страха, не утратили цельности, остались верными до конца. Их крепостью устояла Россия в годы невиданных по жестокости испытаний. Родился Егор Седов в 1883 году в семье крестьянина деревни Чурилово Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии. У него были две младшие сестры, Мария и Евдокия. Отец, Егор Седов старший, унаследовал и утвердил в своей семье русские православные традиции. Каждое воскресенье и во все церковные праздники он ходил в храм. И делал он это не потому, что так полагалось, а по сердечному расположению – любил он богослужение. Ближайший храм был в селе Лыкове, в трех километрах от дома, он был для них приходским. Но особенно любил Егор Седов молиться в соборе города Владимира. Ходил туда довольно часто, хотя до города было сорок километров. Детей, как подросли, брал с собой. Бывало, идут дети, а отец их обгоняет, так стремилась к храму, спешила его душа. Егор младший также стал прихожанином лыковской церкви и с радостью ходил молиться во Владимирский собор. Гостеприимный дом Седовых часто посещали священники из Владимира и монахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дело в том, что, как выяснили исследователи, её западная стена до середины XIX века, когда был разобран барский дом, являлась его восточной стеной, а восточная стена нынешней трапезной, в свою очередь, представляла собой западную стену храма. Таким образом, длина трапезной есть расстояние, отделявшее Смоленскую церковь от палат владельцев Сафарина. При переустройстве церкви в 1860-х гг. и её расширении кирпичную кладку западной стены храма, имевшей входной портал и два окна по бокам от него, сломали и устроили здесь широкую арку. Остатки окон и их наличников были обнаружены в ходе исследовательских работ конца 1960-х гг., предшествовавших началу реставрации, - их, равно как и всю стену, восстановили в прежнем виде; оттого-то нынешняя трапезная и выглядит необычно, встречая посетителя храма двумя " уличными " окнами, открывающимися в его древнюю часть. Из трапезной через дверь в южной её стене прихожане попадали в поздний Никольский придел. Он устроен максимально просто - плоское перекрытие, невысокий иконостас; вместе с тем именно здесь сосредоточена основная часть современных святынь Смоленского храма. Другой проход, в восточной стене трапезной, ведёт в узкое помещение, исполнявшее до перестройки 1860-х гг. функцию притвора. Отсюда арочный проём с ещё двумя квадратными " окнами " по бокам ведёт в основное помещение храма. Оно буквально залито светом, льющимся через множество окон. Высокий, практически до свода, семиярусный иконостас, покрытый витиеватой барочной резьбой, - более или менее точная копия дореволюционного иконостаса, поставленного в 1880-х гг. В тромпах, служащих переходом от четверика к восьмерику, - изображения четырёх евангелистов. Сюжетные фрески тут имелись и до революции. Кроме того, был расписан и свод храма - ныне эта роспись восстановлена. В западной стене, над входным проёмом, устроена " царская ложа " , предназначенная для хозяев сафаринского имения. Её обрамляет орнамент " под золото " - похожими орнаментами украшены и окна. Вероятнее всего, эти орнаменты были призваны имитировать золочёную резьбу по дереву, которую заказчик мог видеть в более богатых " нарышкинских " храмах в Филях и Троице-Лыкове.

http://sobory.ru/article/?object=00462

Через несколько дней на праздник Рождества Христова ученики и преподаватели Богоявленской школы ходили на кремлевский патриарший двор поздравлять предстоятеля. Через два года школа была переведена в новое здание при соседнем Заиконоспасском монастыре и стала называться Спасской. А если учесть, что со временем Славяно-греко-латинская академия была преобразована в Московскую духовную академию, то можно считать, что в стенах Богоявленского монастыря начиналась и главная русская богословская школа. Братьям Лихудам за алтарем Богоявленским собором недавно установлен памятник.   «У чудного Богоявления» Итак, Романовы начали возрождать монастырь. Уже в 1624 году был построен новый каменный собор. Однако полностью замысел воплотился лишь в конце XVII века, когда при патриархе Адриане для Богоявленского монастыря настали самые лучшие времена. По его благословению в 1690-х годах был выстроен изумительный собор в стиле «нарышкинского» или «московского барокко», который дожил до наших дней. Изящный храм венчала традиционная московская «луковица», а великолепие ему придавал богатейший декор и причудливое сочетание белокаменной резьбы и красных стен. В строительстве участвовала и царица Наталья Кирилловна. Только имя автора осталось неизвестным, но Богоявленский собор часто сравнивают с церковью Троицы в Лыкове, которую строил Яков Бухвостов. Богоявленский собор имеет два яруса. В нижнем устроили теплую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери: память о чудесном спасении Москвы и России в 1612 году свято хранилась в Китай-городе. Рядом было и Казанское подворье. К тому же патриарх Адриан прежде был митрополитом Казанским, и храм напоминал ему о чудесном обретении иконы в Казани. Он сам освятил эту придельную церковь в 1693 году, которая стала усыпальницей для многих знатный фамилий России. Главный престол в честь Богоявления – в верхнем ярусе, с великолепным иконостасом – был освящен чуть позже, в 1696 году. А на следующий год был освящен придел святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси, Московского чудотворца, – в память о великом иноке, которого называли тем «семенем святым», на котором зиждется обитель Богоявления.

http://pravoslavie.ru/3927.html

Первоначальный облик храма был воссоздан в результате реставрационных работ, продолжавшихся с перерывами с 1955 по 1980 гг. Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е.В. Михайловский и И.В. Ильенко. Первый этап работ был направлен на восстановление фасадов церкви. На этом этапе воссоздали главы и кресты, третий восьмерик, белокаменное лещадное покрытие, детали белокаменного убранства. Фактически на филевском храме отрабатывалась методика реставрации памятников нарышкинского стиля. Прежде всего были выполнены подробные обмеры храма, в результате чего выявлены подлинные детали. Они стали своеобразными маяками для воссоздания недостающих форм. Остается загадкой, какую окраску первоначально имела церковь. Возможно, она была расписана аспидом под мрамор, как храм Троицы в Троице Лыкове, возведенный в те же годы младшим братом филевского владельца Мартемьяном Кирилловичем Нарышкиным. Этот памятник имеет много общего с церковью Покрова в Филях, в частности открытые девятигранные лестницы. Самая ранняя покраска филевской церкви в сине-голубой цвет, обнаруженная при реставрации, относится к середине XVIII в. На протяжении следующего столетия церковь красили в желтый и красный цвета. Второй этап реставрации начался в 1971 г., когда памятник был передан Центральному музею древнерусской культуры и искусства. Его главной целью стало восстановление интерьеров. В нижней Покровской церкви в связи с почти полной утра той первоначального убранства были восстановлены детали декора XVIII и XIX вв. Важные работы провели в верхнем храме. Больших усилий потребовало восстановление резьбы иконостаса, царской ложи, клиросов и киотов. Новые детали не золотили, чтобы было легче отличить их от подлинных. Первоначально интерьеры нижнего и верхнего храмов не были расписаны, за исключением свода летней Спасской церкви. Там было восстановлено изображение Новозаветной Троицы в окружении девяти чинов ангелов. При реставрации верхнего храма в западной экседре оставили позднюю роспись середины XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=02066

ДИТЯ РАЗРЫВА Солженицын – дитя разрыва в русской истории, вызванного революцией 1917 года. Этот разрыв сделал вдруг очень сложными упомянутые выше вопросы: добывать информацию о том, как жили люди до катастрофы, оказалось очень трудно, несмотря недавний срок самой катастрофы. Отсюда – потрясающая «завязка» литературной судьбы Солженицына: все началось с его студенческого решения написать роман о погибшей в Восточной Пруссии в первую мировую войну армии генерала Самсонова. Потом из этого замысла вырастет «Август четырнадцатого», а позже и «Февраль семнадцатого». Что за притча – человек всю жизнь мучительно пытается разобраться, что же происходило за четыре года до его рождения! Потом – за год до его рождения… И вдруг этот поиск оказывается самым важным для нас, тем, из-за чего мы бьемся до сих пор, - ЧТО же тогда произошло и можно ли это было предотвратить? Француз Марсель Пруст проводил годы в писательских «поисках утраченного времени» - воскрешал в памяти свое детство ради понимания самого себя. Солженицын провел десятилетия в поисках детства своей страны, в попытках обнаружения ее ошибок и ложных очарований. И в этом поиске он ошибался и разочаровывался – вместе со своей родиной и ее людьми. Отсюда – левацкие и либеральные мифы о Солженицыне, выхватывающие кусочки из его ошибок и возводящие их якобы в «правила жизни» писателя. Будто он мечтал, что американский президент Труман «поучит» СССР атомной бомбой (на самом деле это говорит ПЕРСОНАЖ солженицынского романа). Будто продался Солженицын Путину (на самом деле приличное жилье в Троице-Лыкове Александр Исаевич обрел еще при Ельцине – за свои литературные гонорары). Да, Солженицын надеялся, что правление Путина будет лучше ельцинского. Солженицын считал, что война НАТО против Югославии, поддержка Западом исламистов в Чечне и европейское попустительство украинскому национализму – грозные опасности для России. В отличие от Ельцина, Путин взялся им всерьез противостоять, и эта его линия встретила у Солженицына поддержку. Солженицын очень хотел уважать и надеяться на президента своей страны, а потому отнесся к началу правления Путина как Пушкин – к началу правления Николая Первого. Но никакого карт-бланша Солженицын Путину не давал – как, впрочем, и любому другому политику. Но мифы про Солженицына лепились гадкие – и справа, и слева.

http://radonezh.ru/2018/12/10/vechnyy-st...

Один из наших – работает, значит, днем его не бывает в камере. Другой – инженер, тоже часто уходит. У нас есть большой стол и две скамьи. Теперь стали топить, и минувшую ночь я спал, сняв теплую рубашку. Сейчас устраивают у нас жел[езную] печь. Сегодня 14-й день, как арестован. Поэтому должны были предъявить точно формулированное обвинение. Для этого и вызывали. Обвинение вот какое. По ст. 123 20 – Сахаров вызвал священника Пятницкой церкви Чечеля и запретил ему выезд из Владимира. По 69 ст. 21 – в Лыкове за всенощной Сахаров сказал: «Обновленцев надо гнать из приходов, так как они сторонники советской власти. За литургией, говоря о вмч. Георгии, призывал не бояться ни тюрем, ни судищ. Общее же впечатление от проповедей было такое, – что гонение на веру обусловливается существованием советского строя». По этому поводу я сделал такое заявление: «Предъявление мне ст. 123 считаю неправильным, так как там речь идет об религиозных организациях, а я один не составляю организации. В факте передачи мной иеромонаху Чечелю распоряжения архиепископа Николая нельзя усматривать присвоения мной административных или публично-правовых функций, так как в настоящее время все отношения архиерея к священникам исключительно основываются на признании последними нравственного авторитета первого. Фразу: «Гоните обновленцев, ибо они сторонники Соввласти», при большом стечении народа и не предполагая в дальнейшем скрываться от гражданской власти, мог сказать или сумасшедший, или совсем глупый, а я ни тем, ни другим не хотел бы быть. Относительно другой проповеди , то факт остается фактом: во времена великомученика Георгия христиане не страшились ни тюрем, ни судищ, исповедуя Христа. Вспоминание исторических фактов едва ли можно считать преступлением, и оратор вовсе не виноват в том, что некоторые из его слушателей, неправильно поняв его речь, дают тенденциозное освещение приводимым им фактам. Что касается общего впечатления от моих речей, то опять повторяю, что стремиться создать проповедями настроение против советской власти может или сумасшедший, или совсем глупый. Таково приблизительное содержание моих сегодняшних показаний. В заключение следователь Ефимов 22 спросил, не могу ли я указать свидетелей, которые бы опровергли обвинение по 69 ст. Я, конечно, никого не указал – зачем заставлять людей волноваться. Но если бы там кто-нибудь нашелся добрый человек, который не побоялся бы явиться в это прекрасное учреждение и опровергнуть донос, это было бы очень важно.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Так, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, при монастыре был открыт детский приют, зарегистрированный в 2004 году. Приютские дети — очень способные и старательные, они быстро учатся всему полезному: умеют шить, петь, готовить, сервировать стол, играть на музыкальных инструментах, а в школе проходят Закон Божий. Только нужно с ними заниматься и с любовью и вниманием обращаться. Судьба у этих девочек незавидная: большинство из них оказались сиротами при живых родителях. Люди каким-то образом сами узнают о приюте и привозят сюда детей, так как специальных объявлений о существовании приюта монастырь не давал. Сейчас в нашем приюте сорок воспитанниц. Приют рассчитан на девочек от шести до семнадцати лет, преимущественно жительниц Москвы и Подмосковья, хотя живут дети из других областей. С воспитанницами занимаются сестры монастыря, имеющие специальное педагогическое образование. Перед педагогами стоит задача бережно врачевать юные души детей, воспитывать детей в Православии и любви к России. Дети учатся по программе общеобразовательной школы в православной гимназии в Троице-Лыкове, изучают Закон Божий, церковное пение; на уроках труда им преподается швейное дело, вязание, домоводство. Музыкальному образованию уделяется особое внимание. Все воспитанницы умеют петь и играть на музыкальных инструментах (фортепиано, флейта, баян и др.). Мы организовали уроки русского танца, и девочки сами шьют народные костюмы. По праздникам для прихожан монастыря устраиваются концерты и спектакли, где все роли исполняются монастырскими детьми. Девочки сами пишут сценарии, стихотворения, тексты и музыку для песен. Летом воспитанницы детского приюта бывают на море, а на все другие каникулы уезжают отдыхать на монастырское подворье в Подмосковье. В 2008 году состоялся первый выпуск приюта. Надо сказать, что мы воспитываем не будущих монахинь, а обычных граждан своей Отчизны. Наши выпускницы сейчас учатся в вузах и получают самые разные профессии: детского врача, медсестры, экономиста, архитектора, ветеринара, учителя, социального педагога и другие. Некоторые уже сами создали семьи, венчались у нас, крестили своих детей.

http://patriarchia.ru/db/text/5429991.ht...

И тут, конечно, нельзя не сказать про Наталью Дмитриевну, его тогда еще формально даже не жену, которой ведь никто не обещал дом в Вермонте или в Троице-Лыкове, но которая шла на этот риск и тем выражала любовь к мужу самым верным, высшим для женщины образом, а бессильная власть бесилась и не знала, что с этими людьми делать. Вот что такое Солженицын! Его жизнь – главное его произведение. – Недавно вышел ваш роман «Мысленный волк» про 1914–18 годы. Солженицын осмысляет этот период в «Красном колесе». Есть ли между этими произведениями полемика, диалог? В чём Солженицын помог в работе, а в чём вы с ним полемизируете? – Да нет, никакой сознательной полемики с Солженицыным у меня нет, и не думаю, что здесь можно говорить о каком-то влиянии. Мне скорее «Красное колесо» сильно помогло, когда я писал биографию Григория Распутина, потому что солженицынские оценки той эпохи и ее героев, царских министров, генералов, депутатов, Столыпина, Государя Николая Александровича, Государыни, да и самого Григория Ефимовича – вот это невероятно увлекательно. И пожалуй, именно историческая часть «Красного колеса», то, что Александр Исаевич набрал мелким шрифтом, захватила больше всего. Не могу сказать, что я со всем был согласен, но то, что ключ русской истории ХХ века, а точнее та отмычка, с помощью которой наша история была взломана, находится там, в той эпохе – для меня несомненно. Я про это и роман свой написал, но здесь настолько необъятная тема, что ее не исчерпаешь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 3 октября, 2014 3 октября, 2014 3 октября, 2014 21 марта, 2024 11 ноября, 2021 11 августа, 2021 7 августа, 2021 28 мая, 2021 29 января, 2020 Лучшие материалы

http://pravmir.ru/pisatel-aleksey-varlam...

Государи указали боярину князю Андрею Васильевичу Хилкову и дьяку Дашкову допросить боярина князя Черкасского, при ком Лыков ему говорил, что с ним быть не хочет и что люди им владеют. Черкасский отвечал: «Государям самим ведомо, что князь Борис Лыков в прошлом году и ныне им бил челом, что с ним, князем Дмитрием, в товарищах быть не хочет, и тем его обесчестил, а он, князь Дмитрий, на их государскую службу готов: и они бы, великие государи, его пожаловали, велели ему на князя Лыкова дать оборону». Великие государи велели сказать князю Лыкову: «В прошлом году сказана ему служба, велено быть в товарищах с князем Дмитрием Мамстрюковичем Черкасским: и он, князь Борис, тому ныне год, как приходил в соборную церковь к великому государю св. патриарху Филарету Никитичу и говорил в соборной церкви ему, государю, такие слова, что всякий человек, кто боится Бога и помнит крестное целование, таких слов говорить не станет, и наряжался он на государеву службу год. А как службе время дошло, и он для своей бездельной гордости и упрямства и непрямой службы бил челом на боярина князя Черкасского, что ему на службе быть с ним нельзя, что у князя Дмитрия Мамстрюковича нрав тяжелый, и прибыли не чает от того, что быть ему вместе с ним в государевом деле, и тем своим гордостным бездельным челобитьем службу свою отказал, князя Дмитрия Мамстрюковича обесчестил и в государевой службе учинил многую смуту. Потому великие государи указали князю Дмитрию Мамстрюковичу Черкасскому на князе Борисе Лыкове доправить бесчестье, оклад его вдвое, 1200 рублей». Два месяца думали, кем заменить Черкасского и Лыкова, наконец в августе назначили боярина Михайлу Борисовича Шеина и окольничего Артемья Измайлова; войска с ними выступило 32082 человека с 158 орудиями; другие воеводы выступили из Ржева Володимирова, из Калуги, из Севска. Воеводам дан был наказ: неправды польскому и литовскому королю отмстить, и города, которые отданы Польше и Литве за саблею, поворотить по-прежнему к Московскому государству. Воеводы должны были послать сперва легкие отряды резвых людей захватить Дорогобуж врасплох; если не удастся, то идти к этому городу всеми полками, промышлять всякими мерами, но под Дорогобужем долго не стоять, послать тайно грамоты к его жителям, русским людям, чтоб они помнили православную веру и государево крестное целование, государю послужили, над литовскими людьми промыслили и город сдали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010