Главное украшение парка и всей усадьбы – каменный храм во имя Живоначальной Троицы – изумительный по красоте вотчинный храм XVII века «иже под колоколы» (когда здание церкви вверху завершается колокольней). На основании архивных материалов выяснилось, что заказчиком Троицкого храма был сам стольник Мартемьян Кириллович Нарышкин и что его строительство (без отделки) было закончено в 1694 году. Храм построен в стиле «московского барокко» (синтез западного барокко и древнерусского национального стиля), отличавшемся пышностью белокаменного декоративного убранства и строгой многоярусной центрической структурой. Так как многие подобные храмы (Покрова в Филях, Богоявления в Китай-городе, Бориса и Глеба в Зюзино) строились по заказу бояр Нарышкиных, то этот стиль называют еще «нарышкинское барокко». Строителем Троицкого храма был Яков Бухвостов – известный зодчий XVII века. Архитектурное совершенство этого храма, как и его внутреннее убранство, привлекали к себе исследователей, о нем много писали, им восхищались. Великолепный девятиярусный иконостас потрясал своей виртуозной золоченой резьбой, выполненной мастерами Оружейной палаты. Снаружи эта белоснежная церковь с золочеными ажурными крестами была так прекрасна, что ее сравнивали с невестой, одетой в кружевной наряд и золотой кокошник, любующейся на свое отражение в водах Москвы-реки, поэтому храм еще называли «Белым лебедем». Он был освящен в 1708 году при Петре I, и историки полагают, что царь посещал его, приезжая в Троице-Лыково навестить своих родственников. Композиция храма – классическая барочная, ярусно-пирамидальная, «восьмерик на четверике». На широкий четверик поставлен высокий широкий восьмерик, а на нем установлен более узкий ярус звона, увенчанный одной главкой на узорчатом барабане. С боков храм окружают полукруглые симметричные алтарная часть и западный притвор с главками на двухъярусных восьмигранных барабанах. Храм поставлен на невысокий подклет-гульбище, со всех сторон окруженный изящной балюстрадой. Как во всех барочных храмах, замечательна отделка наличников на высоких прямоугольных и небольших восьмигранных окнах: наличники всех ярусов оригинальны и не повторяют друг друга.

http://sobory.ru/article/?object=50286

1812 год принёс Троицкому приходу немало тягот и лишений. В деревнях сгорело 75 дворов, а двухмесячный постой французких солдат в селе в конец разорил местных жителей. Клириков храма постигли бедствия и голод. Французы увезли из храма богатую добычу. Среди украденных вещей было старинное серебряное паникадило, распиленное на куски. Партизаны отбили награбленное. Император Александр I вскоре прислал в храм новое бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. Вернули и древний антиминс. Три поколения Карзинкиных исполняли обязанности церковных старост: с 1876 по 1886 год - Сергей Иванович, затем до 1910 года - Сергей Сергеевич и до середины 1920-х годов Иван Сергеевич. В 1879 году Карзинкины взялись за ремонт храма: был заново вызолочен иконостас, вновь позолочена центральная глава, поновлена роспись, оштукатуренная церковь побелена. До самого закрытия храма в 1933 году здесь сохранялся первоначальный атласный антиминс с надписью: " Еже бысть при Державе Благочестивейшего государя царя и Великого Князя Всея России Самодержца Петра Алексеевича и при сыне его царевиче Алексее Петровиче Священнодействован Преосвященным Каллистом Архиепископом Тверским и Кашинским 1708 года месяца мая в 9 день " . Храм Троицы закрыли вторым (после тёплой Успенской церкви) в 1933 году. В Троицком храме власти собирались открыть выставку народного хозяйства Туркменской ССР. С этой целью намечалась перестройка культового здания " в части изъятия глав, барельефов, украшения, отделки, напоминающих церковь " . К счастью варварский замысел осуществить не удалось. В 1935 году храм Живоначальной Троицы был объявлен памятником архитектуры мирового значения и взят на учёт Лигой Наций, позднее комиссией ЮНЕСКО. Таким образом он был спасён от разрушения. Зимой 1941 года Академия архитектуры организовала обмеры и фиксацию лучших памятников русского зодчества в Подмосковье. Вблизи шла война. В Лыково командировали знатока " нарышкинского " барокко Василия Николаевича Подключникова, который блестяще справился с этой работой. Результатом её стал замечательный, прекрасно иллюстрированный, несмотря на военное время, альбом " Три памятника XVII столетия. Церковь в Филях. Церковь в Уборах. Церковь в Троицком " , вышедший в свет в 1945 году, уже после смерти автора. Эти высокопрофессиональные обмеры впоследствии явились основой для реставрации здания. Ближе к нашему времени шедевр древнерусского зодчества оказался совершенно бесхозным.

http://sobory.ru/article/?object=03257

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г. Церковь Святых Мучеников Бориса и Глеба в селе Зюзино (1688-1704) начала строиться по заказу боярина Бориса Ивановича Прозоровского, одного из соратников молодого Петра I, вместо прежнего деревянного храма. «Село Борисовское, Зюзино тож» было пожаловано Прозоровскому всего за год до начала строительства. За 20 лет до этого имение было конфисковано у прежней владелицы, знаменитой боярыни-раскольницы Феодосии Морозовой, и некоторое время оставалось дворцовым. Новый храм в усадьбе был построен двухъярусным, в стиле московского барокко, «под звоном». В нижней части – зимний храм во имя св. благоверного князя Владимира, в верхней – летняя церковь Бориса и Глеба. Строительство растянулось надолго: нижний храм был освящен в 1688 г., а верхний – только в 1704 г. По архитектурной композиции и деталям церковь близка к Троицкому храму в Троице-Лыкове, о котором с некоторой вероятностью известно, что ее архитектором был Я.Г. Бухвостов. Это дает основания предполагать, что и в Зюзино храм был построен тем же мастером. Кроме того, брату Прозоровского принадлежала усадьба в селе Петрово-Дальнее, где была построена церковь (не сохранившаяся), послужившая для Бухвостова образцом Спасского храма в Уборах. Поэтому по косвенным данным можно предположить и здесь авторство знаменитого зодчего московского барокко. Храм украшен скромнее прочих барочных церквей того времени: наличников на окнах нет, грани восьмерика разделены фигурными колонками и увенчаны небольшими резными фронтонами. Колонки украшают и междуоконное пространство второго яруса церкви. Окна нижнего яруса утоплены в широкие ниши в стенах. В летнюю верхнюю часть храма ведут нарядные лестницы, добавляющие всему зданию пышности и изящества. В 1879 г. к храму была пристроена небольшая колоколенка на четырех столбах, завершающаяся шпилем.

http://sobory.ru/article/?object=01969

Граф Кирилл Григорьевич был президентом Петербургской Академии наук, генерал – фельдмаршалом, блистательным вельможей при дворе двух императриц: Елизаветы и Екатерины II. Во второй половине XIX века владельцем имения стал граф, генерал-майор Николай Александрович Бутурлин – потомок древнейшего русского дворянского рода, уходящего корнями в XIII век и давшего стране многих известных военных деятелей, государственных мужей и дипломатов. В 1876 году усадьба Троице-Лыково перешла к купцу Ивану Ивановичу Карзинкину – потомственному почетному гражданину, а после его смерти – к сыну Сергею Ивановичу, тульскому дворянину, главе известной чайной фирмы, который умер в 1886 году и погребен в фамильной часовне-усыпальнице у Троицкого храма имения. Последняя владелица Троице-Лыково – его вдова Юлия Матвеевна Карзинкина. К концу XIX века Троице-Лыково было классической русской усадьбой – подмосковным «дворянским гнездом»: барский дом в старинном русском стиле с затейливой резьбой, за ним сад с цветниками, парк с рекой, прудами, островками, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями. Центральное место занимали храмы. На территории усадьбы Троице-Лыково в разное время было посторено несколько храмов. Первую деревянную церковь во имя Святой Троицы (с приделами в честь святителя Николая и мучеников Флора и Лавра) построил в своем вотчинном селе еще князь Лыков. Позднее она была разобрана и заменена каменной. В переписных книгах за 1698-1704 годы есть запись о деревянной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы, заказчиком которой был, надо полагать, владевший тогда имением Лев Кириллович Нарышкин. Этот успенский храм считался редким памятником русского деревянного зодчества XVII века, о котором написано большое количество исследований. Простояв два века, он пришел в крайнюю ветхость. Вступив во владение имением, Карзинкины приняли все меры по сохранению этого древнего храма, на свои средства отреставрировали и обновили его. Успенский храм оставался действующим, пока его не сожгли в 1936 году.

http://sobory.ru/article/?object=50286

Таким будет храм Новомучеников и Исповедников Российских, который вскоре будет построен на этом месте Третий строгинский храм - самый древний и единственный, посмотреть на который можно не в проекте, а в реальности. Троицкий храм окружен совершенно необычным для Москвы пейзажем. С одной стороны – высокий берег Москвы-реки и Серебряный бор за ней, с другой – чудом сохранившиеся сельские частные домики Церковь в селе Троицком-Лыкове была построена аж в 1698-1703 гг. в имении стольника Нарышкина и по его заказу. По преданию, камень в основание храма был заложен Петром I в знак уважения к своему дяде Вид из храма Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 17 июня, 2019 6 июня, 2019 18 сентября, 2023 24 февраля, 2021 29 июня, 2020 22 января, 2020 3 сентября, 2019 8 августа, 2019 26 июня, 2019 17 июня, 2019 6 июня, 2019 18 сентября, 2023 24 февраля, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/est-li-mesto-xramu/

Красавица-церковь отнюдь не перестала вызывать интерес - посмотреть на неё приезжали тысячи любителей старины. Однако к началу 1970-х годов в интерьере храма остались лишь жалкие фрагменты. Да и снаружи в нижнем ярусе сбили несколько резных колонн. Министерству культуры всё же удалось выделить на его реставрацию самые минимальные средства. Предполагалось открыть в его стенах, как и в церкви Покрова в Филях, филиал Государственного музея древнерусской живописи им. Андрея Рублёва. Более десяти лет здесь вела работы архитектор Всесоюзного производственного научно-реставрационного отдела Министерства Культуры СССР, заслуженный работник культуры Ирина Валентиновна Ильенко. Началось воссоздание утраченных элементов наружного убранства и деревянной резьбы в интерьере. Но финансирование прекратилось, и работы не были закончены. В середине 1980-х годов о создании нового музея не могло быть и речи, и памятник так и не обрёл пользователя. Лишь в октябре 1989 года оба храма в Троице-Лыково были возвращены Православной Церкви. В апреле 2013 года храмовый комплекс преобразован в подворье Покровского ставропигиального женского монастыря у Покровской заставы г. Москвы. Материал взят из брошюры " Троице-Лыково. Подворье Покровского ставропигиального женского монастыря " На основании архивных материалов выяснилось, что заказчиком Троицкого храма был сам стольник Мартемьян Кириллович Нарышкин и что его строительство (без отделки) было закончено в 1694 году. Храм построен в стиле «московского барокко» (синтез западного барокко и древнерусского национального стиля), отличавшегоя пышностью белокаменного декоративного убранства и строгой многоярусной центрической структурой. Так как многие подобные храмы (Покрова в Филях, Богоявления в Китай-городе, Бориса и Глеба в Зюзино) строились по заказу бояр Нарышкиных, то этот стиль называют еще «нарышкинское барокко». Строителем Троицкого храма был Яков Бухвостов – известный зодчий XVII века. Архитектурное совершенство этого храма, как и его внутреннее убранство, привлекали к себе исследователей, о нем много писали, им восхищались.

http://sobory.ru/article/?object=03257

Зимой 1941 года Академия архитектуры организовала обмеры и фиксацию лучших памятников русского зодчества в Подмосковье. Вблизи шла война. В Лыково командировали знатока «нарышкинского» барокко Василия Николаевича Подключникова, который блестяще справился с этой работой. Результатом ее стал замечательный, прекрасно иллюстрированный несмотря на военное время, альбом «Три памятника XVII столетия. Церковь в Филях. Церковь в Уборах. Церковь в Троицком», вышедшей в свет в 1945 году, уже после смерти автора. Эти высокопрофессиональные обмеры впоследствии явились основой для реставрации здания. Ближе к нашему времени шедевр древнерусского зодчества оказался совершенно бесхозным. Красавица-церковь отнюдь не перестала вызывать интерес – посмотреть на нее приезжали тысячи любителей старины. Однако к началу 1970-х годов в интерьере храма остались лишь жалкие фрагменты. Да и снаружи в нижнем ярусе сбили несколько резных колонн. Министерству культуры все же удалось выделить на его реставрацию самые минимальные средства. Предполагалось открыть в его стенах, как и в церкви Покрова в Филях, филиал Государственного музея древнерусской живописи имени Андрея Рублева. Более десяти лет вела здесь работы архитектор Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината Министерства культуры СССР, заслуженный работник культуры Ирина Валентиновна Ильенко, замечательный специалист по архитектуре конца XVII века. Началось воссоздание утраченных элементов наружного убранства и деревянной резьбы в интерьере. Но финансирование прекратилось, и работы не были закончены. В середине 1980-х годов о создании нового музея не могло быть и речи, и памятник так и не обрел пользователя. Каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково построил во второй половине XIX века владевшиий тогда имением Н.А. Бутурлин. Храм имел два придела: святой великомученицы Екатерины и святителя Николая Чудотворца. Автор проекта неизвестен, но в архитектуре храма видно влияние модного тогда «русско-византийского» стиля. В 1851 году придел вмц. Екатерины освятили. Позднее Юлия Матвеевна Карзинкина на свои деньги отреставрировала и расширила храм Успения. По проекту архитектора Ф. Кулагина были пристроены трапезная, колокольня и на хорах новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери. При перестройке был вызолочен иконостас, отреставрированы иконы, выложен узорчатый метлахский пол, частично сохранившийся до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=50286

Великолепный девятиярусный иконостас потрясал своей виртуозной золоченой резьбой, выполненной мастерами Оружейной палаты. Снаружи эта белоснежная церковь с золочеными ажурными крестами была так прекрасна, что ее сравнивали с невестой, одетой в кружевной наряд и золотой кокошник, любующейся на свое отражение в водах Москвы-реки, поэтому храм еще называли «Белым лебедем». Он был освящен в 1708 году при Петре I, и историки полагают, что царь посещал его, приезжая в Троице-Лыково навестить своих родственников. Композиция храма – классическая барочная, ярусно-пирамидальная, или же, иначе говоря, «восьмерик на четверике». На широкий четверик поставлен высокий широкий восьмерик, а на нем установлен более узкий ярус звона, увенчанный одной главкой на узорчатом барабане. С боков храм окружают полукруглые симметричные алтарная часть и западный притвор с главками на двухъярусных восьмигранных барабанах. Храм поставлен на невысокий подклет-гульбище, со всех сторон окруженный изящной балюстрадой. Как во всех барочных храмах замечательна отделка наличников на высоких прямоугольных и небольших восьмигранных окнах: наличники всех ярусов оригинальны и не повторяют друг друга. Роскошно было и убранство интерьера. До разорения в храме сохранялся резной девятиярусный иконостас, украшенный в барочном стиле виноградными лозами и гроздьями, диковинными плодами и растениями. В западной части хоров было устроено царское место – фонарь с короной наверху. Первоначально стены изнутри были расписаны под мрамор. Хоры идут вдоль стен в два яруса; из верхнего есть выход на колокольню. Кованые двери и ставни были разрисованы растительным орнаментом, дополняющим резные каменные украшения стен. По верху восьмерика и яруса звона идет ажурный декоративный ряд гребней, а грани ярусов разделены колонками. 1812 год принес Троицкому приходу немало тягот и лишений. В деревнях сгорело 75 дворов, а двухмесячный постой французских солдат в селе вконец разорил местных жителей. Клириков храма постигли бедствия и голод. Французы увезли из храма богатую добычу. Среди украденных вещей было старинное серебряное паникадило, распиленное на куски. Партизаны отбили награбленное. Император Александр I вскоре прислал в храм новое бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. Вернули и древний антиминс.

http://sobory.ru/article/?object=03257

Москва. Троицкое подворье Покровского монастыря в Троице-Лыкове. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь в Троице-Лыкове Карта и ближайшие объекты Построен в 1851-52 гг. на средства, собранные генерал-майором Н. Бутурлиным в его усадьбе в с. Троице-Лыкове, на зап. Москвы, на правом высоком берегу р. Москвы, напротив Серебряного бора. Каменный, в русско-византийском стиле. Главной престол — Успения Пресвятой Богородицы, приделы — свт. Николая Чудотворца и великомученицы Екатерины. В 1876 г. на средства владельцев усадьбы купцов-чаеторговцев Корзинкиных при храме открыта женская богадельня, в 1891 г. — лечебница для бедных. В 1903 г. на средства Ю.М. Корзинкиной пристроена двухэтажная трапезная и колокольня (архитектор С.Ф. Кулагин). Закрыт около 1930 г. Обезглавлен, переделан. В нем размещались клуб, производственно-техническое училище, столовая и в 1980-х гг. — склад красок, который сгорел, пострадало внутреннее архитектурное убранство храма. Богослужения возобновлены 29 ноября 1990 г. Святыни — особо чтимые иконы Божией Матери Иверская, Державная, Ченстоховская. При храме — воскресная школа для детей и взрослых, общеобразовательная гимназия. В 50 м к северо-востоку от храма находился одноименный деревянный храм, сооружённый в нач. XVII в. боярином Б.М. Лыковым (владелец села в 1627-44 гг.). Этот храм не закрывался, но в 1936 г. был сожжен (не восстановлен). Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове церковь (Одинцовская улица, дом 24). Современное церковное здание в русско-византийском стиле выстроено в 1852 г. Храм имел приделы великомученицы Екатерины и святителя Николая. В нем находились трехъярусные резные вызолоченные иконостасы. В 1903 г. выстроили двухэтажную трапезную и новую колокольню (архитектор Кулагин). В 1904 г. освятили устроенный на хорах с южной стороны придел Казанской иконы Божией Матери. Вскоре был освящен и придел преподобного Серафима Саровского. Храм закрыли в 1930 г. Были уничтожены купол и колокольня. Богослужения возобновились 29 марта 1990 г.

http://sobory.ru/article/?object=03417

Москва. Троицкое подворье Покровского монастыря в Троице-Лыкове. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь в Троице-Лыкове Карта и ближайшие объекты Село Троице-Лыково получило свое название по фамилии его владельца боярина Б. М. Лыкова, известного военачальника Смутного времени. Он выстроил в усадьбе деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. После смерти Лыкова село было передано боярам Нарышкиным. Им владели по очереди три брата, при последнем из них, Льве Кирилловиче, был выстроен каменный трехглавый храм Живоначальной Троицы (1698-1702) - образец «нарышкинского барокко». Храм украшен богатой резьбой по камню. В 1834 г. Троице-Лыково приобрел генерал-майор Н.А. Бутурлин, принадлежавший к старинному дворянскому роду. При нем в 1852 г. был построен каменный зимний храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1876 г. усадьбу приобрел почетный гражданин, купец I-oй гильдии И.И. Карзинкин. Последняя из владельцев, Юлия Михайловна Карзинкина, в 1903 г. пристроила к Успенскому храму два придела и колокольню. Она также открыла школу, сиротский приют, детскую больницу и богадельню. Эта богадельня стала впоследствии ядром монашеской общины. Женский монастырь во имя Святой Троицы был открыт 5 августа 1916 г. Но существовал этот монастырь очень недолго - он был закрыт в 1923 г. В советское время в Успенской церкви находилась столовая суворовского училища, затем здание церкви использовалось Институтом атомной энергии как склад. С него были снесены главы с крестами, разрушена колокольня, уничтожено внутреннее убранство. Постройки усадьбы (дом Карзинкиных, школа, богадельня), лишенные ухода и присмотра, полностью разрушились. Троицкая церковь в 1935 г. была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры и поэтому избежала существенных повреждений. 30 марта 1989 г. в Успенской церкви возобновились богослужения. За 12 лет расчищена территория усадьбы, выстроено здание богадельни (ныне приходской дом), установлена ограда, устроены ремонтные мастерские, склад и трапезная. Проложена пешеходная трасса со стороны ул. Твардовского. Прихрамовая территория заасфальтирована, по усадьбе проложены дорожки. Успенский храм восстанавливается в его первоначальном облике.

http://sobory.ru/article/?object=03257

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010