Закрыть itemscope itemtype="" > Воспоминания протоиерея Владимира Правдолюбова. Часть 4: Отец Иоанн (Крестьянкин) 30.03.2007 551 Время на чтение 12 минут Отец Иоанн (Крестьянкин) Сам отец Иоанн (Крестьянкин) несколько лет служил в нашей Рязанской епархии. Кстати, не многие знают, что отец Иоанн открывал Троице-Сергиеву лавру. Дело в том, что лавра была возобновлена по настоянию властей, поскольку им нужно было иметь место, которое можно было бы показывать иностранцам. Это было в 46-м году. Собрали четверых человек, среди них был и отец Иоанн. Потом его убрали - для лавры не годился, очень уж большой авторитет у него был на приходе в А вскоре его арестовали. И вот через некоторое время после освобождения из лагеря он стал служить у нас. Отцу Иоанну в Рязанской епархии больше года не давали служить ни на одном приходе, постоянно переводили - боялись, что он обрастет духовными детьми. А получилось наоборот - все эти приходы собрали ему духовных детей. И когда он в Печорах был, вся эта гурьба туда ездила. Однажды ему запретили служить во время полевых работ. То есть служить надо было в пять утра, чтобы людей, отправляющихся в поле, не задерживать. В нашем храме отец Иоанн был настоятелем. Сначала он не очень хотел сюда идти, потому что приход этот мощный, много дела. Он боялся, что силенок не хватит. Но когда узнал что, если он не пойдет, закроется штат священников, то пошел. Ведь я, когда поступил на службу сюда, был четвертым священником, последним. Потом стал третьим-последним, потом вторым-последним. Грозило, что я останусь первым и последним. От такой беды и избавил отец Иоанн наш храм своим согласием у нас служить. Не много отец Иоанн рассказывал о годах своего заключения. Но кое-что можно вспомнить. Был у нас такой батюшка, отец Евгений Климентовский. Его, как и всех священников, вызывали в органы, стращали всячески. И вот однажды пригласили его в определенное учреждение и, чтобы он передрожал, так сказать, посадили на деревянный диван с ручками и спинкой и долго не вызывали в кабинет. Он сидел-сидел, потом снял с себя верхнюю одежку, положил под голову, улегся и заснул. Выходят: " Старик, ты чего спишь? " - " А что, разве нельзя? " - " Неужели ты не боишься? " - " А чего мне вас бояться, вы ребята хорошие, я к вам привык " . - " Иди отсюда, старик! "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дорога длиною в жизнь 28.12.2020 538 Время на чтение 8 минут Источник: Православное Заволжье Он успел поработать ветеринарным врачом, трактористом, столяром и школьным учителем, был на партийной работе, почти десять лет прослужил в ракетных, а затем космических войсках, был главой сельской администрации и, возможно, пошел бы и дальше по административной линии, но однажды архиепископ Саратовский и Вольский Пимен сказал: «Вам в Церкви надо быть, а не в селе командовать». За веру или против? Этот разговор состоялся в 1993 году, а через год Владимир Александрович Серов уже был рукоположен во диакона, а вскоре и в иерея. Первое место службы – Троицкий собор в городе Саратове. Жить было негде, спал прямо на лавке в церковном сквере. Раньше всех входил в храм и позже всех уходил. Когда стал священником и был направлен на службу в Духосошественский собор Саратова, «жилищные условия» отца Владимира улучшились: настоятель разрешил ему ночевать в храме. Никаких других построек тогда при храме не было. Сегодня иеромонах Иов (Серов) является настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в поселке Приволжский. Монашеский постриг – еще один резкий поворот в судьбе священника, но все зигзаги его жизненного пути, начиная с самого детства, вели именно к этой пристани. Поэтому принять такое решение ему было нетрудно. – Меня с детства тянуло к Церкви. В 11 лет я уже ощущал ее святость и самостоятельно ездил из своего поселка Шиханы в Вольск в единственный тогда храм – Благовещенский, хотел даже поступать в семинарию. Но для этого нужно было среднее образование, а я с восьмого класса уже работал. Вот и пошел учиться на ветврача. А дальше была армия, учеба в Рижском политическом военном училище, служба в Политотделе. По службе я частенько летал в Москву и однажды попал в город Загорск (сегодня Сергиев Посад . – Ред.), в Троице-Сергиеву Лавру. Встреча с преподобным Сергием Радонежским окончательно решила мою судьбу. – Неужели так сразу? – В книге Екклесиаста говорится: «Кривое не может быть прямым, чего нет, того нельзя сосчитать». Если у человека нет ничего в душе, то чего тут считать? Хотя бы маленькое зернышко веры, хоть чуть-чуть, но что-то должно быть в душе. Тогда и блудница, и разбойник, и пьяница могут стать святыми. Бог все может, у Него всего много.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/28/doroga...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь-подвиг 03.06.2005 374 Время на чтение 8 минут Исполнилось 35 лет со дня кончины святейшего Патриарха Алексия I, четверть века возглавлявшего Русскую Православную Церковь в советском государстве, так тогда называли Россию. Скончавшийся на 93-м году жизни, он прожил удивительно долгую жизнь, достойную глубокого уважения Это была личность государственного масштаба. Блестяще образованный светски (он окончил юридический факультет Московского Императорского университета, написал и сегодня актуальную кандидатскую работу об армии и мирном населении во время войны), будущий Патриарх происходил из дворянского сословия. Его отец Владимир Андреевич служил камергером в придворном ведомстве. Родившийся в Москве 27 октября 1877 г. сын был назван в честь преподобного Сергия Радонежского, Лавру которого часто посещали родители с маленьким О многом говорит и создание женского монастыря на землях псковских имений Симанских - двух братьев, подлинная глубокая, жертвенная вера которых предопределила духовный путь сына и племянника. Гимназия, Николаевский лицей, Московский университет в те годы имели прекрасных церковных наставников. И домовые храмы оказывали влияние на воспитанников. Военную службу С. В. Симанский (как в миру звали Святейшего Патриарха Алексия) проходил в Самогитском московском полку. Открывалась блестящая светская карьера. Внешне очень красивый человек с прекрасным воспитанием и образованием, С. В. Симанский, видимо, не вдруг выбирает иноческий путь, что поразило тогда многих. После университета, в 1900 г., он становится студентом Московской Духовной академии, принимает постриг с именем Алексий в честь митрополита Московского. Свершилось это в Черниговском скиту Троице-Сергиевой Лавры под духовным руководством тогда ректора МДА епископа (затем митрополита) Арсения (Стадницкого), бывшего потом одним из в жребии на выборах Патриарха Московского и всея России поместным Собором 1918 г. Академию о. Алексий окончил в 1904 г. со степенью кандидата-богослова. Тема была " Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета " , весьма чтимого в семье Симанских. Первая иерейская служба о. Алексием была совершена в Чудовом монастыре в Кремле, у раки мощей святителя Алексия. По приглашению архиепископа Ярославского Сергия он посетил г. Рыбинск, где в селе рядом литургисал о. Иоанн Кронштадтский, встретивший о. Алексия возгласом: " А, отец инспектор! " Смутившийся о. Алексий стал объяснять, что это не так, но батюшка Иоанн упорно повторял И что же? После этой поездки его вызвал в Псков владыка Арсений, получивший после ректорства в МДА Псковскую епархию, и предложил место инспектора Псковской семинарии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Здесь небо близко 22.01.2010 453 Время на чтение 12 минут Как уже сообщала «Вера», Священный Синод одобрил назначение новым наместником Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрита Порфирия (Шутова). Наш корреспондент взял у него интервью. – Батюшка, в последние годы вы являлись насельником Троице-Сергиевой лавры. Расскажите, пожалуйста, о себе: каков был путь, приведший вас в обитель преподобного Сергия. – У монахов есть два жизненных этапа: до пострига и после. Духовный смысл пострига – это умирание и рождение нового, не случайно человеку даётся новое имя. Поэтому я не люблю и считаю ненужным вспоминать светскую, до пострига, жизнь. Скажу только, что я получил высшее экономическое образование. А самым главным, что было в тот период, – это обретение Бога: Господь меня призвал в Свой чудный свет, открыл веру, ввёл в Церковь. А в Лавру я попал по благословению старца Кирилла, которого считаю своим духовником и по сей день. Конечно, сейчас он сильно болеет, последний свой тяжелейший жизненный крест несёт. Но и сейчас иногда я бываю у него, чтобы у этой лампады погреться душой, просветиться, причём сейчас не в меньшей степени, чем когда он здравствовал… В Лавре в 1994 году я принял монашеский постриг, там же закончил Московскую Духовную семинарию – так Лавра, собственно, стала моей колыбелью как монаха, как священника, как церковного администратора. Последним было послушание казначея Лавры: в 2003 году я был назначен на эту должность, которую исполнял в течение шести лет. Вот, собственно, такой ровный путь. И это новое назначение для меня очередное монашеское послушание. Были послушания в Лавре, сейчас – за её пределами. Я это воспринимаю как продолжение служения в непрерывной череде послушаний и трудов. Святейший Патриарх Кирилл сказал мне о благословении быть на Соловках на праздник преподобного Сергия… – Это было внезапно, тут, на богослужении, вы в первый раз и узнали или предварительно разговор какой-то имел место? – Совсем небольшие какие-то неопределённые разговоры были. Но со Святейшим была вот эта встреча, когда он принял решение и благословение сообщил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Истории земные и небесные 12.04.2007 374 Время на чтение 8 минут Два года назад ко Дню космонавтики мы печатали интервью с полковником Валентином Петровым, доцентом военно-воздушной академии, которая носит имя его друга - Юрия Гагарина. С той поры круг преподавательских обязанностей Валентина Васильевича расширился - в сентябре прошлого года в учебный план академии им. Гагарина официально включены " Основы православной культуры " . На этих занятиях полковник Петров рассказывает молодым офицерам не только о подвигах святых Древней Руси, но и поучительные истории о своих товарищах-космонавтах, в душах которых даже в советское время теплилась вера. Как раз одну из таких историй Валентин Васильевич поведал нашим читателям в прошлом интервью (Как св. Даниил Московский космонавтам помогал, " Вера " , N487). Речь там шла о том, как в 1988 году Владимир Титов (однофамилец Германа Титова и близкий друг Петрова) из космоса на весь мир возгласил: " Поздравляю страну, и особенно Россию, с тысячелетием Крещения Руси! " К этому, неожиданному для ЦУПа, поздравлению, а также к полету в космос первых православных икон, Валентин Васильевич имел самое прямое отношение. Так что начальник политотдела ему тогда пригрозил: " Ну, Петров, жди выговора. Один уже получал за Гагарина, теперь будет за Титова " . " Что же это за история с Гагариным? " - спросил наш корреспондент космонавта на недавних Рождественских чтениях. Печатаем запись его ответа, а также другие воспоминания. Как Гагарин храм восстанавливал Было это в 1964 году. Юрию Алексеевичу исполнялось 30 лет, и на день рождения прилетел его друг еще по Оренбургскому летному училищу - Николай Копыльцов. Обычно у нас как... Если кто в Звездный к первому космонавту приезжает, то попробуй ему не " налить " - сразу скажет, что Гагарин зазнался, оторвался от народа. И вот сели мы за стол, слышу, как Копыльцов говорит Гагарину: - Тут от тебя недалеко Троице-Сергиева лавра, давай съездим? - Валентин, я про эту Лавру... - поворачивается ко мне Гагарин, но Копыльцов на него шикает, мол, " молчи " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > К воздвизанию храмов святых возбуждаше... В акафисте Тихвинской иконе Божией Матери поётся о покровительстве образа строительству храмов 08.07.2018 614 Время на чтение 3 минуты Наступила весна, на улице залежи снега, - дома бы на диванчике лежать с книжкой. Так нет, начальник вдруг командирует в Псковскую область. Вдвоём с товарищем приехали на поезде в Бежаницы. До деревни Бардово ехали на легковой машине, разговорились с водителем. Дороги там весьма извилистые, впору тренироваться участникам автомобильных гонок. Водитель уверенно вёл машину сквозь густой утренний туман. Изредка сбавлял скорость на крутых поворотах. Через два часа мы познакомились с местными прихожанами. Владимир кандидат наук, Нина работала в православном издательстве. Переехали жить сюда из Ленинг рада в 1990 году с дочерью и тремя внуками. Получили благословение восстановить церковь. Стены алтаря разрушенного храма оставили прежними, брёвна оказались крепкими, твёрдыми, как сталь. Владимир с Ниной постепенно собрали необходимую сумму денег. За дело взялась московская фирма. Директор обещал отправить строителей в деревню только после перевода денег на счёт. Нина просила начинать немедленно, но разговор закончился безрезультатно. В расстроенных чувствах она поехала в Троице-Сергиеву Лавру. К преподобному Сергию. Вернулась домой, следом неожиданно прибыли четверо плотников из московской фирмы. Работа закипела. Небеса способствовали строительству: сорок дней на небе ни облачка, из Москвы ни звука. Вдруг звонит директор: " Нина Дмитриевна! Что происходит? Кто прислал строителей? Я не получал деньги " . Они пришли на счёт в день, когда покрыли крышу. К вечеру грянул ливень. Церковь освятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Вскоре из дальней деревеньки пришла старушка и сообщила, что раньше здесь стояла Троицкая церковь. Посему над папертью висит большой уличный образ Живоначальной Троицы. Эту историю рассказала Нина за обедом. Через час Владимир показал план работы, принёс инструменты. К нашему приезду иконы сняли со стен, нам предстояло обшить брёвна вагонкой. Такую же внутреннюю отделку увидел позже в храме преподобного Серафима Саровского в Санкт-Петербурге. Настоятелем там служил протоиерей Василий Ермаков, духовный отец Владимира и Нины. Эти две церкви даже внешне похожи.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/09/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Казачество должно начинаться с Евангелия...» 11.12.2018 1404 Время на чтение 9 минут Отец Василий Извеков Рубрику «Год Царской Голгофы» продолжает беседа со свидетелем и преемником уникального опыта Церкви исповеднической, хранившей и возжигавшей пламень веры в эпоху безбожного гнета, племянником четырнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Пимена (1971-1990) протоиереем Василием Извековым. - Батюшка, расскажите, пожалуйста, о Вашем жизненном пути, служении в Церкви. - Мои родители и родственники были верующие и воспитали меня так. В ноябре этого года исполняется 40 лет, как я служу в священном сане. С 1972 года в Троице-Сергиевой лавре я учился и нес послушания, а до этого небольшое время прожил в горах Абхазии, чтобы укрепиться в вере, посмотреть, поучиться у старцев молитве. - А кто там тогда и как подвизался? - Был монах из Глинской пустыни, другой - из Почаевской лавры, а третий тогда был послушником, но впоследствии его постриг совершал нынешний Патриарх Грузинский Илия II. Суеты там никакой не было, как и праздности. Каждый был при своих послушаниях и молитве. Если ты не трудишься, то должен молиться, и наоборот. К тому же еще ночная общая молитва. Света там, конечно, не было, хлеба тоже. Для меня было все это непривычно, но впечатления, опыт - остались на всю жизнь. - И тем не менее Вы решили вернуться в мир и стать приходским священником? - Тяга к монастырю у меня всегда была, но по жизни получилось, что я женился. Слава Богу за все, конечно. Да, тогда я вернулся, поступил дальше учиться, но уже не светское образование получал, а духовное. Потом я ездил послушаться в Псково-Печерский монастырь, духовным отцом моим был схиигумен Савва (Остапенко), затем - архимандрит Адриан (Кирсанов). А в лавре я, конечно, общался со старцами Кириллом (Павловым) и Наумом (Байбородиным), а также Серафимом (Шинкаревым). - О последнем мало что известно, можете рассказать? - Это удивительной любви подвижник. Он был в монастырях еще до революции, а в 1946 году пришел во вновь открывшуюся лавру. Батюшка с пышной бородой, добрейшими глазами и благодатной душой. Враги спасения его особо ненавидели, и они так подстроили, что накануне Троицкой - престольной - службы не было другого, кто бы смог забраться на лестницу протереть паникадило, - пришлось это делать отцу Серафиму. Лестница под ним пошатнулась, он упал, повредил позвоночник и уже до конца своих дней ходил сгорбленный, но всегда, вопреки болям, всех принимал, карманы были полные конфет для детей - всем дарил любовь и утешение. Многие знали, что он прозорливый, все видит. Старец говорил: если не даст нам Бог покаяние - будет конец всему, мир на волоске висит. Почил он в возрасте чуть больше 90 лет, в 1979 году.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как св.Даниил Московский космонавтам помогал 12 апреля - День космонавтики 01.04.2005 459 Время на чтение 6 минут Святой благоверный князь Даниил Московский не прославился великими ратными подвигами, как его отец Александр Невский или внук Дмитрий Донской, но также считается покровителем русского воинства. Почему же имя св. Даниила стоит среди имен самых великих святых земли Русской? Заслуги святого Даниила не в победоносных битвах, а в мудрости, с которой молодой князь выигрывал сражения, не пролив ни капли русской крови. Он мирил своих старших братьев, шедших друг на друга в междоусобных бранях, уходил от кровопролитных столкновений с татарами и собирал Русь вокруг своего крепнущего на глазах Московского княжества. А недавно я узнал, что благоверный князь Даниил Московский является еще и покровителем... космонавтов. Вот что рассказал вашему корреспонденту доцент Военно-воздушной академии имени Гагарина, доктор философии полковник В.В.Петров. Радиограмма из космоса - Валентин Васильевич, как сложилось сотрудничество космонавтов со Свято-Даниловым монастырем? - Я веду занятия в академии и отряде космонавтов вот уже тридцать лет. Сейчас, кроме своей специальности, преподаю основы православной культуры. Но еще в советское время возил курсантов академии в Троице-Сергиеву лавру. В ту пору ректором Духовной академии в Лавре был владыка Филарет. С ним мы очень хорошо взаимодействовали, и наши отношения сохранились, когда владыку перевели в Свято-Данилов монастырь. Поэтому мы к нему и обратились в декабре 1987 года... Тогда Владимир Титов впервые полетел в космосна год. Наступал год Тысячелетия Крещения Руси. Когда встал вопрос о том, кто полетит, весь отряд проголосовал против кандидатуры начальства и за то, чтобы полетел Владимир. Мы считали, что лучше, чем он, никто не подготовлен. Человек он, кстати, православный, сибиряк. До этого уже трижды стартовал в космос. Первый раз был отказ - корабль не состыковался со станцией. Второй раз, в 83-м году, корабль взорвался на старте, и только благодаря нашей технике ребята остались живы. Они катапультировались с высоты выше ста метров. Это достаточная высота, чтобы уцелеть (американцы при таких же обстоятельствах потеряли троих космонавтов).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мечеть в Святой Софии стала символом пост-секулярного мира 13.07.2020 505 Время на чтение 4 минуты Источник: деловая газета ВЗГЛЯД То, что было храмом, затем мечетью – становилось музеем. Торжеством науки, культуры и искусства. Эры знания – и знания, дарующего силу. Все это теперь – не то, чтобы пустые слова, но слова, явно не имеющие былой убедительности. Чтобы в первом приближении представить себе турецкий контекст споров вокруг Святой Софии – отечественному читателю можно вспомнить, например, следующие российские сюжеты: – споры вокруг передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви; – аналогичные споры вокруг передачи «Троицы Ветхозаветной» Рублева из Третьяковки в Троице-Сергиеву лавру, для храма которой она была первоначально написана и где пребывала вплоть до первых революционных лет; – и (конец которым не предвидится) споры о выносе тела Ленина из Мавзолея. Понятно, что каждая из этих историй сама по себе весьма далека от ситуации вокруг Святой Софии – сколь бы мы ни ценили Исаакий Монферрана, никто не сможет всерьез сказать, что его художественная или историческая ценность сопоставима с ценностью константинопольской базилики. «Троица» Рублева для кого-то в первую очередь – икона, объект, на который молятся, для других – произведение искусства, объект эстетического наслаждения, для третьих – и то и другое одновременно. Айя-София, как музей – это прежде всего о высоком модерне. О светском государстве и универсальных ценностях, о вхождении в «общечеловеческую цивилизацию». О пафосе человеческого познания и исторического наследия. О пафосе культуры и культурных иерархий – разграничение высокого и низкого. О том, кстати, что музей – это место приобщения к этой культуре. Пример с музеем очень показателен – ведь это время больших музейных институций, проникнутых духом просвещения: посетитель должен тянуться, усваивать, учиться – а вот про развлечения и привлекательность, про дружелюбность музейных пространств и прочее – это совершенно необязательная деталь. Музейные смотрительницы –уходящий типаж «пыльных старушек», взволнованно следящих за посетителями и настаивающих на благоговении как надлежащем поведении посетителя, который ничтожный зритель великого – они могут раздражать, да и раздражают очень сильно, но ведь они именно часть того, уже во многом ушедшем под воду, мира.

http://ruskline.ru/opp/2020/07/13/mechet...

Закрыть itemscope itemtype="" > О вере пытать на путях и на торжищах… Грустные заметки о быстротекущем 05.06.2023 2134 Время на чтение 16 минут Ныне же и в домах, и на путях, и на торжищах иноки и мирские, и вси сумнятся, все о вере пытают… (Иосиф Волоцкий) Шедевр русской религиозной живописи, икону «Святая Троица», написанную монахом иконописцем Андреем Рублёвым в похвалу преподобному о. Сергию Радонежскому в XV веке, власти передала из Третьяковской галереи, где она находилась большую часть времени, – домой, в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси уточнила, что решение было принято «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих». Не все согласились с этим решением. На инетовских площадках, которые в нашем случае следует уподобить торжищам, настолько сильные здесь клубятся страсти (философ Кьёркегор утверждал, что в новое время дьявол поселился в печатной краске, а теперь можно добавить – и в интернете), возникли вихревые, а местами яростные всплески возмущения, направленные против него. Во всём противоречии с упованиями о. Сергия, «Дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Рознь взбухла и увеличилась в мире именно в связи с событиями по передаче «Троицы» в родной дом, в Церковь. Работы Андрея Рублёва почитались чудотворными уже по факту принадлежности их кисти славного иконописца. Этому, в противовес утверждениям об ординарности образа, есть и документальные подтверждения: икона святой Троицы, находившаяся по правую сторону царских врат, в описи монастыря 1641 года, и в описи Троице-Сергиева монастыря лета 7150 года, называется чудотворною. Огромная творческая свобода и духовидческая глубина позволили иконотворцу написать не икону даже, а воплотить в ставший графическим символом образ единства трёх ипостасей Бога, запечатленный в рамки простой, идеально точной и выразительной композиции с преобладающей золотисто-лазоревой цветовой гаммой. Икона относит созерцателя к идее невечернего Света, наиболее полно выражающейся в убеждении, что Бог есть любовь…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/05/o_...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010