Вспомним известные образные сравнения: икона – это молитва в красках, колокольный звон – молитва в бронзе. О тех, кто творил эту молитву на 88-метровой колокольне в годы возобновления Свято-Троице-Сергиевой лавры после Великой Отечественной войны, рассказывает порталу «Монастырский вестник» старший звонарь обители архимандрит Антоний (Зинин). Он – ученик легендарного звонаря игумена Михея (Тимофеева), написавшего как завет нынешним и будущим поколениям звонарей такие важные слова: «Русские колокольные звоны – это Благодатью Святаго Духа духовное созидание православного народа Святой Руси. Колокольный звон иногда называют наружним Богослужением, молитвой в бронзе, его синхронизируют со службой в храме с помощью колокольчиков-ясаков. Любые попытки механизации колокольного звона – от ленивства, в России это не прижилось, хотя попытки были. Когда звонарь обращается к колоколам напрямую с молитвой, звонит его душа, поэтому у каждого звонаря свой почерк». А у каждого человека – своя судьба. Ее, подчеркивает святитель Николай Сербский, согласно Священному Писанию, определяют два фактора: человеческое сердце и Промысл Божий. И это четко прослеживается на судьбах лаврских звонарей, вплетенных в судьбу лавры, по праву называемой центром русского Православия. Родные люди, дорогие имена Батюшка, у Вас в звонарском искусстве было немало предшественников. Наверное, чьи-то имена находят особый отклик в душе. Скажите, кого-то Вы стали считать родными людьми, несмотря на то, что никогда с ними не встречались и узнали о них лишь благодаря разным письменным и устным воспоминаниям? Отец Михей еще был жив, когда я задался целью создать свой музей, чтобы увековечить память лаврских звонарей, а также выдающихся хоровых дирижеров, поскольку у меня есть и клиросное послушание – я пою, управляю хором. Причем в музее мне захотелось представить не только одних лаврских дирижеров, но и тех, кого можно слушать бесконечно, и они не надоедают. Однако вернусь к нашим звонарям. Очень важно, что у нас существует преемство звонов с дореволюционных времен.

http://pravoslavie.ru/145406.html

Вся краткая история Греческого кабинета при МДА пришлась на период ректорства архиепископа Евгения (Решетникова), который неизменно поощрял языковые штудии, а во время поездок в Грецию или в другие страны, шутя именовал сопровождавших его переводчиков «язычниками». Архиепископ всегда утверждал, что языки нужны, хотя и отводил им свое вспомогательное место при фундаментальных богословских дисциплинах. Кабинет как место преподавания новогреческого языка, а также во избежание смешения с Греко-латинским кабинетом (ГЛК) Ю.А. Шичалина, стал именоваться Греческим, хотя эпитет «греко-латинский» точнее отражает его специфику. Греческий кабинет при МДА был создан в феврале 1998 года – накануне семинарских и академических реформ. По благословению архиепископа Евгения для кабинета была выделена светлая аудитория в семинарском корпусе – с семью большими окнами, три из которых смотрят на Троице-Сергиеву Лавру. Вскоре в совершенно пустой аудитории были собраны железные книжные стеллажи, и торжественно поставлен один из переизданных в Греции томов «Патрологии» Миня, пожертвованный протоиереем Валентином Асмусом 1 . Так было положено начало библиотеке Греческого кабинета. Благодаря помощи Киккского монастыря было закуплено несколько компьютеров и ксерокс (впоследствии Киккский монастырь неоднократно помогал кабинету в различных начинаниях: в приобретении техники, книг 2 , поездках на учебу в Грецию и преподавании). Через несколько лет – накануне поступлений в кабинет крупных партии книг – он был капитально отремонтирован и оснащен деревянными стеллажами. В только что открытом кабинете продолжились занятия по новогреческому языку, начатые еще несколько лет назад известным московским неоэллинистом Виктором Григорьевичем Соколюком (1950–1997). После его преждевременной смерти от сердечного приступа, последовавшей 21 августа 1997 года в г. Кавала (Греция), занятия продолжил его сын Алексей, выпускник факультета иностранных языков Московского педагогического университета, окончательно вернувшийся в Россию в 1998 году по завершении обучения в Афинском университете.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Гавриил, епископ Рязанский и Муромский (Бужинский) Родился в польской Малороссии. Окончил Киевскую духовную академию. В 1706 году был вызван митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским) , местоблюстителем патриаршего престола, в Москву и назначен учителем Славяно-греко-латинской академии. В 1707 году пострижен в монашество. В 1709 году рукоположен во иеромонаха. В 1714 году был вызван императором Петром I в Александро-Невскую лавру. В 1718 году назначен обер-иеромонахом флота. С 1720 года – префект славяно-греко-латинской академии. 22 января 1721 года возведен в сан архимандрита Ипатьевского монастыря. 25 декабря того же года назначен советником Святейшего Синода, а также директором и протектором над всеми от Святейшего Синода зависящими типографиями и училищами. С 20 марта 1722 года – настоятель Троице-Сергиева монастыря. 30 октября 1726 года хиротонисан во епископа Рязанского. На Рязанскую кафедру прибыл 22 января 1727 года. Особое внимание в Рязани преосвященный Гавриил обратил на славяно- греко-латинскую школу, произвольно упразднившуюся за неимением учителей. При активном содействии епископа Гавриила уже через два года в названной школе обучалось 339 учеников. Для них было выстроено пять «светлиц», учреждена особая «школьная контора». Преосвященному Гавриилу в Рязанской епархии пришлось встретить и ряд неприятностей. Рязанский воевода Неронов и некоторые лица из духовенства, недовольствуясь его действиями, стали писать на преосвященного в Святейший Синод жалобы с вымышленными обвинениями. Он, как мог, защищался и сам писал на своих доносчиков, опровергая их ложные доносы. Такая обстановка в епархии привела к тому, что была назначена следственная комиссия. Но следователь был «неправедный и взятколюбивый ». Сам епископ Гавриил был вызван для ответа в Москву, где пробыл около двух лет, живя на «наемном дворе » за неимением места на Рязанском подворье. Только в 1730 году следствие было закончено, но оно сильно подорвало здоровье и энергию епископа Гавриила. В январе 1731 года Святейший Синод выдвигал его кандидатуру на Киевскую или Ростовскую кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Гаврилова Лидия Дмитриевна Родилась в 1905 г. В 1920-х гг. была регентом храма Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве, настоятелем которого был ее духовный отец священник Александр Гомановский. Кроме того, она пела в хоре храма Николы в Плотниках на Арбате. В 1930-е гг. была арестована. Отбывала ссылку в Алма-Ате (г. Верный). С 1936 по апрель 1937 г. жила в г.Калязине, была келейницей о. Александра Гомановского. Во время войны, оставшись на оккупированной территории, Лидия Дмитриевна стала келейницей архимандрита Серафима (Климкова). В 1942 г. приняла тайный иноческий постриг с именем Лидия (по-видимому, постригал ее архимандрит Серафим (Климков) в Житомире). В 1945 г. арестована вместе с архимандритом Серафимом. Приговорена к 10 годам ИТЛ. После заключения жила в Канске в ссылке. Там получила письмо от Владыки Афанасия с его фотокарточкой и ответила ему. После освобождения поселилась в Житомире, где много лет управляла левым хором в кафедральном соборе. С 1956 г. установилась постоянная переписка Лидии Дмитриевны с епископом Афанасием, которого считала своим духовным отцом. Лидия Дмитриевна глубоко чтила память Владыки и почти до самой своей кончины ежегодно в день памяти епископа Афанасия, 28 октября, приезжала в Троице-Сергиеву лавру, чтобы быть на панихиде, совершаемой архимандритом Кириллом (Павловым) . В 1994 г. скончалась в Житомире после тяжелой болезни. 1. 21 сентября 1955 г. Пр[аздник] Рождество Богородицы. Ваше Пр[еосвященст]во, Преосвящ[еннейший] Владыко, благословите! Не знаю, как и писать, с чего начинать и как обращаться? Так давно я не писала и не разговаривала, что совершенно одичала. Простите меня, я буду к Вам обращаться просто, как умею, от всего сердца. Родной, незабвенный Вл[ады]ко, не нахожу слов, чтобы выразить Вам свою благодарность. Сердце мое так все преисполнено глубокой благодарностью, и умилением, и утешением, что не знаю, как это выразить словами. Кланяюсь Вам ниже земли и бесконечно благодарю Вас за Вашу любовь и память обо мне, недостойной.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Дело преподобного Сергия Много верного говорят о том, в какие трудные времена мы живем. Чем больше слушаешь, тем отчетливее проступает мысль: особо трудные нынче времена. А, с другой стороны, когда у нас было легко? И долго ли продолжалась легкая жизнь? Сто лет, двести? И разве считали жители тех «нетрудных» времен свою жизнь такой уж легкой? Вот преподобный Сергий Радонежский жил в пору татаро-монгольского ига. Это трудные времена или нет? Вспомним. На фоне печальных русских междоусобиц пришла Орда. Читаешь учебник истории, – сердце щемит, что это была за эпоха. Перемещение столицы из Киева в Москву произошло по причине великого разорения Киева, а с ней вместе и Киево-Печерской лавры – духовного центра Руси. Наступили трудные времена. Надолго. И в этих очень неблагоприятных условиях продолжилась настоящая жизнь. Великий Сергий с Божьей помощью обрел путь ко спасению и духовному совершенству, несмотря ни на что. Шел по нему сам и помогал идти тем, кто просил у него наставления и молитв. Его монашеским подвигом была основана обитель в честь Живоначальной Троицы. Со временем этот монастырь стал новым духовным центром Руси, а это значит, что наш народ не был сломлен духовно. От преподобного Сергия и его учеников произошло множество монашеских обителей во освящение нашей земли. Мы помним, сколько преподобный сделал для примирения конфликтующих русских княжеств и освобождения Руси от ига. Прошло время, Русь стала полностью свободной, отстроила свои святыни. Снова Киево-Печерская лавра во всем подобающем великолепии засияла, открыла врата перед паломниками. Русь далеко расширила свои границы. Так далеко, что столицу решили перенести на новое место, построить город святого Петра. А в новой столице воздвигнуть еще одну святыню, лавру в честь древнерусского князя Александра Невского. И если мы сейчас затеемся спорить о первенстве между лаврами – Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской – значит, мы подзабыли свою историю. Мы легко забываем, что соперничество и усобицы ослабляют нас, что во время внутренних нестроений и войн почему-то появляются орды захватчиков и стремительно прокатываются на тысячи верст от границ вглубь страны.

http://pravoslavie.ru/56528.html

Екатерина Юрьевна Гениева ЖМП 8 август 2015 /  26 августа 2015 г. 13:23 Екатерина Гениева 9 июля 2015 года на 70-м году жизни скончалась известный культурный и общественный деятель, генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино Екатерина Юрьевна Гениева (01.04.1946 – 09.07.2015). 9 июля 2015 года на 70-м году жизни скончалась известный культурный и общественный деятель, генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино Екатерина Юрьевна Гениева. …Рано или поздно мы все перейдем туда, чтобы воссоединиться на небесах, обетованных каждому из нас Господом Иисусом Христом. И этот переход для нас будет светлым и радостным, если мы будем вести достойную и праведную жизнь, какую вела Екатерина Юрьевна митрополит Волоколамский Иларион на отпевании Е.Ю. Гениевой Е.Ю. Гениева родилась 1 апреля 1946 года в Москве в семье актера Юрия Ароновича Розенблита (1911–2002) и хирурга Елены Николаевны Гениевой (1917–1982). Ранее детство Екатерина провела в семье родителей мамы: инженера-гидролога Николая Николаевича Гениева (1882–1953) и Елены Васильевны (урожденной Кирсановой; 1891–1979). Бабушка происходила из дворянской семьи, изъяснялась на 14-ти европейских языках. Она была вхожа в избранные литературные круги, в 1921–1926 годах летом гостила у поэта и художника Максимилиана Волошина, в его Доме Поэта – бесплатном доме отдыха для творческой интеллигенции в Коктебеле (Крым).   Елена Васильевна, глубоко верующая женщина, дала внучке первые знания о христианстве. Летние месяцы они жили на даче на станции «43 км» по Ярославской дороге. Е.Ю. Гениева вспоминала: «Каждое утро мы с бабушкой усаживались на диван, она раскрывала огромные тома Библии с иллюстрациями Гюстава Доре и на хорошем французском языке объясняла, что в книге нарисовано». Нередко они вместе с соседями предпринимали паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Елена Васильевна была дружна с наместником обители преподобного Сергия архимандритом Пименом (Извековым); будущий Святейший Патриарх бывал у нее на 43 км. Юная Катя любила играть с отцом Пименом в прятки: девочка скрывалась в рясе священника, а он делал вид, что искал ее. 

http://e-vestnik.ru/obituaries/ekaterina...

Есть такой тип церковных тетушек: ездят с прихода на приход, ссылаясь на чьи-то благословения, передают батюшкам приветы неведомо от кого, поклоны от незнакомых братий и сослужителей, и рассказывают всякие новости: рассказывают, рассказывают… Ну, думается, коли уж такие тетушки есть, наверное, они зачем-то нужны. Впрочем, не знаю. А один старый архиерей, — кстати, весьма серьезный философ, — называл их: «шаталова пустынь» и утверждал, что они, напротив, ни для чего не нужны. Поди, разберись тут… И вот три таких тетушки заявились в храм к моему приятелю, когда мы как раз собирались уезжать в Троице-Сергиеву Лавру . «Благодать-то какая, — говорят, — и нас возьмите!» Посадили их на заднее сиденье. Дорогою две из них тараторили, не переставая. Сначала сказали, что приехали по рекомендации Виктора из Псковских Печор, с которым приятель мой будто бы служил в армии. Тот вспоминал-вспоминал, и что-то плохо у него получалось: немудрено — все ж таки прошло тридцать лет…Потом нам поведали, что у диакона Николая из какой-то епархии родился четвертый сын, а у протоиерея Петра — восьмая дочка. Мы очень порадовались за отцов, о существовании которых даже не подозревали, и которые, между тем, настругали столько детишек. Далее начались рассказы о мироточениях и других чудесах, перемежавшиеся разными сплетнями, так что пришлось тему разговора сменить: — А что это подружка ваша молчит? — спросил мой приятель. — Да она только начала воцерковляться: еще стесняется батюшек, — в суетливости своей они не заметили, что добродетельную скромность поставили человеку в укор… Однако тут же набросились на попутчицу с уговорами и увещеваниями. Некоторое время она сопротивлялась, повторяя: «Да кому это интересно?» — но в конце концов согласилась рассказать какую-то свою историю. Дело происходило в конце пятидесятых годов, когда рассказчица была студенткой. Жила она тогда в Симферополе. Случилось с ней сильное недомогание, и отвезли ее на «скорой» в больницу. И вот лежит она в приемном покое и час, и другой, и третий… Сознание временами стало покидать ее, а возвращалось все реже и реже…

http://pravoslavie.ru/62066.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Батюшка слышал крик сердца Воспоминания участников Рождественских чтений об архимандрите Кирилле (Павлове) 21.02.2020 744 Время на чтение 6 минут Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ Один из докладов монашеского направления XXVIII Рождественских чтений, посвященных 75-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, был посвящен памяти духовника Свято-Троицкой Сергивой лавры, архимандрита Кирилла (Павлова) , а тогда, в годы войны, – сержанта Павлова. 20 февраля 2017 года отец Кирилл отошел ко Господу. В день его памяти «Монастырский вестник» предлагает вниманию читателей воспоминания, которыми поделились участники чтений после доклада иеромонаха Пафнутия (Фокина). Епископ Алексий, наместник Данилова монастыря Для нас все, что связано с именем архимандрита Кирилла (Павлова), очень дорого. Батюшка для нас – это огромное солнце, которое продолжает нам светить, нас, немощных, просвещая и согревая. Это был человек, который жил рядом с нами, которого мы слышали, видели, которого, как сказано у Апостола, осязали руки наши (см.: 1 Ин. 1:1). Батюшка оказал влияние не только на каких-то отдельных людей. Это было влияние на всю Троице-Сергиеву лавру, даже на всю Церковь. Ведь отец Кирилл был духовником троих Патриархов. Когда в Лавре совершались патриаршие богослужения, то архимандрита Кирилла обязательно назначали на них служить. Я думаю, что и владыки, и духовенство знают, насколько это трудно и ответственно. Когда у отца Кирилла спрашивали, как он себя чувствует, как у него на все хватает сил, он шутливо отвечал: «Трясемся, но не сдаемся». Такой у батюшки был сильный дух, дух оптимизма, любви к Богу, к Церкви, к своему служению, к богослужению. Ведь монахи – как солдаты: «Служу Богу, Церкви и Отечеству!» При этом отец Кирилл старался, чтобы и его военный подвиг оставался незаметным. До сих пор дискутируется вопрос: кто был тем самым легендарным сержантом Иваном Павловым в Сталинграде – батюшка или кто-то другой? Отец Кирилл до самого конца сохранил эту тайну: он уходил от определенного ответа, не подтверждал ни то, ни другое. Так что этот вопрос так и остался открытым. Батюшка старался, чтобы все его подвиги были незаметны. Архимандрит Аркадий, наместник Нило-Столобенской пустыни

http://ruskline.ru/opp/2020/02/21/batyus...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Ваша молитва оберегает восточные рубежи Руси» Поздравление митрополиту Владивостокскому и Приморскому Вениамину с 80-летием от Центра «Берег Рус», «Русской народной линии», «Русского Вестника» и «Руси Державной» 08.11.2018 1423 Время на чтение 3 минуты Ваше Высокопреосвященство! Дорогой Владыка! Вы родились на самом востоке Руси. Сюда, на восток обращены алтари всех православных храмов России. На восток веками идет наш народ. На Восток - к Солнцу Правды – Христу. Что есть Восток в библейском понимании? На востоке находился утраченный человеком рай; от востока совершится Второе пришествие Господа Иисуса Христа на землю (Мф.24:27); Сам Господь именуется Востоком свыше (Лк.1:78). На востоке зажглась Вифлеемская звезда, возвестившая человечеству о великом событии во Вселенной – Рождестве Христовом. Наша Русь развернута лицом на восток и обращается к встречающимся на ее пути народам с проповедью Христовой. В этой проповеднической обращенности Руси к востоку мы видим, какое особое значение обретает жизнь православных христиан, живущих на восточной окраине нашего Отечества. Это особое служение Христу и своей земной Родине – России. Это исповедническая жизнь перед многочисленными народами Азии, еще не познавшими в глубине своей Христа. В двадцатилетнем возрасте Вы покинули родные дальневосточные края. По Божьему благословению переехали в Москву , в Троице-Сергиеву Лавру. Там долгое время Вы жили, молились, учились и преподавали в Московской духовной академии и семинарии. И вот в 1992 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, вновь возвратились на Восток – в богоспасаемый град Владивосток. Вернулись уже в епископском сане. Предстояло много и много трудов в новой епархии, серьезно пострадавшей за десятилетия безбожия. С помощью Божией, Вашими молитвами и трудами, усилиями всех, кто трудился вместе с Вами, епархия Владивостокская возродилась. И с востока Руси вновь послышалось духовное Слово, восхваляющее Бога, Русь Святую и русский народ, дошедший до тихоокеанских берегов.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/08/va...

Закрыть itemscope itemtype="" > Воинство небесное 23.02.2019 954 Время на чтение 11 минут 23 февраля 2017 г., в праздник защитника Отечества, в недавнем прошлом День Советской армии, Святейшим Патриархом Кириллом было совершено отпевание и погребение русского старца архимандрита Кирилла (Павлова). У Бога нет случайностей. «Это он, отец Кирилл, защищал легендарный дом Павлова в Сталинграде», - уверен протоиерей Николай Кречетов, член семьи русского старца Тихона Пелиха, близкого духовного друга отца Кирилла. Живое преемство - Отец Николай, а как вы познакомились со своей будущей матушкой, Екатериной Тихоновной, дочерью известного русского старца - протоиерея Тихона Пелиха? - Наши матери дружили с начала 1920-х гг. еще будучи девицами и входили в сестричество Храма Христа Спасителя в Москве еще до того, как им завладели обновленцы. Так что они были с юности знакомы и общались семьями. С моей будущей женой мы начали переписываться после института. В первый день Пасхи 1960 г. мы с мамой приехали в Троице-Сергиеву Лавру поклониться мощам Преподобного Сергия, потом зашли в гости к отцу Тихону Пелиху. В тот же день я сделал Кате предложение, и она не отказалась. А венчал нас на Собор Двенадцати Апостолов, на следующий день после праздника Петра и Павла, 13 июля 1960 г., наш духовник - протоиерей Всеволод Шпиллер, в храме Святителя Николая в Кузнецах в Москве. К нашему венцу владыка Афанасий (Сахаров) прислал дощечку, вырезанную своими руками из фанерочки, с хлебом солью и таким пожеланием: «Если будете венчаться в постный день, не нарушайте поста, счастливо проживете». Так и вышло: мы прожили с матушкой счастливо почти 50 лет. В день венчания на столе была рыбка, селедочка, всякие овощи и пр. Мы это событие отметили узким кругом, правда кто-то из родственников немножко поворчал насчет постного угощения на свадьбе. - Вы с матушкой Екатериной бывали у епископа Афанасия (Сахарова)? - Семья отца Тихона бывала у владыки Афанасия еще до нашей свадьбы - они духовно окормлялись у владыки после кончины духовника их семьи, епископа Вениамина (Милова). Как-то Татьяна Борисовна, матушка отца Тихона, вместе с Катей приехали к владыке Афанасию. Он всплеснул руками: «Надо же - и нестриженая, и не в брюках!» А у Кати была такая пшеничная коса до пояса. Рассказывали, что владыка был всегда удивительно приветлив и милостив.

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/23/vo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010