Αρχεο Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон: Служим, живем и трудимся на благословенной земле 3 Φεβρουαρου 2022 τος 11:29 В Русской Церкви Владимирская епархия — одна из самых старинных, архиерейская кафедра была учреждена здесь свыше восьми столетий назад. В интервью «Журналу Московской Патриархии» митрополит Владимирский и Суздальский Тихон вспоминает, как задолго до своего назначения сюда перевозил из Петушков в российскую столицу архив святителя Ковровского Афанасия, и рассказывает о собственном опыте миссионерства и делится мыслями, почему логика поступков святых далеко не всегда ясна и понятна их современникам ( 2, 2022 ,  PDF-bepcuя ). Наследники Андрея Боголюбского — Ваше Высокопреосвященство, мы беседуем под занавес юбилейного года святого благоверного князя Александра Невского. Имя этого угодника Божия сопутствует Вам практически всю жизнь. Вспомните, пожалуйста, момент, когда Вы о нем впервые услышали. — Как и для многих мальчишек моего поколения, Александр Невский — любимый герой детства, вошедший в жизнь с фильмом Сергея Эйзенштейна. Когда его показывали в кинотеатре недалеко от нашего воронежского дома, смотрел всегда, благо детский билет стоил гривенник, можно было себе позволить. А после демобилизации со срочной службы поехал в Троице-Сергиеву лавру к герою-фронтовику, защитнику Сталинграда архимандриту Кириллу (Павлову), который много лет окормлял нашу семью, и попросил благословения трудиться на каком-нибудь приходе. Тот подумал и говорит: нужен пономарь в Покровском храме Переславля-Залесского. И дал рекомендательное письмо к настоятелю протоиерею Иоанну Белякову. И вот я попадаю на Плещеево озеро, кинокад­ры с которым врезались в память с детства, — в город, где святой благоверный Александр Нев­ский появился на свет, был крещен и посвящен в воины. Меня, коренного воронежца, сильно поразило, что за советское время в городе уцелело больше четырех десятков храмов и пять монастырей! Оставалась действовавшей, правда, одна лишь маленькая Покровская церковь, и по праздникам вся площадь перед ней заполнялась людьми. Рядом резиденция правящего архиерея митрополита Иоанна (Вендланда) — простого, добродушного в общении. Владыка Иоанн благословил меня на подрясник (а позднее дал рекомендацию на поступление в Московскую семинарию ), и я начал прислуживать на приходе.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5893572...

     Двадцать лет назад, в марте 1997 г., архимандрит Кирилл (Павлов) благословил выпуск журнала «Покров» и до своей болезни батюшка руководил работой над выпуском издания. Множество других церковных дел, которые пришлось начинать мне и вести, также вдохновил отец Кирилл. Значение, которое эти начинания со временем обрели, можно объяснить только силой благословения и молитвы духовника всея Руси Кирилла (Павлова). О своем духовнике вспоминает игумен Киприан (Ященко). Батюшка Кирилл в моей жизни 20 февраля 2017 г. скончался мой духовник, архимандрит Кирилл (Павлов). Два дня мы прощались, молились, погребали со множеством народа в Троице-Сергиевой Лавре духовника всея Руси архимандрита Кирилла. Тяжести духовной не было. Когда засыпали могилку, все, не сговариваясь, запели Пасхальный канон. Присутствующих объяла тихая, чуть скорбная радость, что батюшка телом своим и душой все-таки прорвался в Лавру – как он и хотел. Теперь можно ежедневно и многократно без всяких препятствий от человеков быть возле батюшки, общаться с ним с надеждой быть услышанным. Если оглядываться назад, то можно сказать, что батюшка Кирилл был для меня истинным духовным отцом, крепким и очень деликатным духовным вождем. Старец определил всю мою жизнь. Неожиданно для меня благословил заниматься наукой и защищать диссертацию, потом – оставить труды в Академии наук и потрудиться на благо Церкви как церковному чиновнику. Благословил помочь в создании системы духовного образования в России – воскресных школ, гимназий, в подготовке педагогов; создать православное педагогическое общество и быть его председателем. Благословил создать Международные Рождественские образовательные чтения и быть их генеральным директором более пяти лет. В эти чудные годы хватало сил по 20 часов в сутки трудиться и молиться. По благословению отца Кирилла уже более 20 лет я преподаю в Московской духовной академии. По его слову 20 лет трудился в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете как декан педагогического факультета, заведующий кафедрой. По благословению батюшки возник детский проект кинофестиваля «Лучезарный Ангел» под девизом «Доброе кино возвращается». С легкой руки отца Кирилла получалось все: открывались все двери, даже президентские, патриаршие, епископские. Удалось объездить всю Россию, более полусотни раз быть у Гроба Господня на Святой земле, ежегодно приезжать на Афон.

http://pravoslavie.ru/106972.html

     Прошло уже больше 40 дней с того времени, как 7 сентября 2017 года преставился ко Господу художник и писатель Алексей Петрович Арцыбушев, монах Серафим. Этот был человек, необыкновенный во многих отношениях. Во-первых, Алексей Петрович потомок двух сакральных царских родов – русского Рюриковичей и черногорского Петровичей. Даже краткое перечисление его предков поражает воображение. Прадед по материнской линии – сенатор Александр Николаевич Хвостов, прабабушка – Екатерина Лукинична Хвостова (Жемчужникова в девичестве, сестра братьев Жемчужниковых, писавших под псевдонимом Козьма Прутков), дед – Александр Алексеевич, министр юстиции и внутренних дел в 1916 году, бабушка – Анастасия Владимировна, в девичестве Ковалевская, именно ее род идет от Рюрика. По отцовской линии – дед Петр Михайлович, нотариус Его Величества, был женат на чистокровной черногорке – дочери графа Подгоричание-Петрович. Оба рода принадлежали к высшему петербургскому обществу и в то же время оба рода отличались своей религиозностью. Хвостовы два раза в год ездили из Петербурга в Троице-Сергиевскую Лавру и Зосимову пустынь к старцу Алексию (Соловьеву). Над Арцыбушевыми же даже подсмеивались: «Все на балы, а Арцыбушевы в церковь». Дед Арцыбушев был таким большим благодетелем для Дивеева, что ему монастырь передал во владение домик ученика преподобного Серафима – Михаила Мантурова. Родители Алексея Петровича были тоже очень верующими людьми. Познакомились и полюбили они друг друга в начале первой мировой войны, поженились и в 1917 году переехали жить из Петербурга в дивеевский дом. Там, в том самом доме Мантурова, в котором совершилось чудо с зажегшейся без масла лампадкой, и родился 10 октября 1919 года Алеша Арцыбушев. Отец Алеши – Петр Арцыбушев – очень рано умер, в тридцать два года, в 1921 году. Он ездил по деревням – собирал продукты для монастыря, простудился, заболел скоротечной чахоткой и почил, сказав жене: «Держи детей поближе к добру и Церкви». Мать – Татьяна Арцыбушева – совсем молодой осталась вдовой с двумя сыновьями на руках. Замуж больше не выходила, держалась, как обещала умирающему мужу, поближе к церкви, стала духовной дочерью одного из духовников Даниловского монастыря иеромонаха Серафима (Климкова), приняла в Даниловом тайный постриг, стала монахиней Таисией, в память о муже работала в туберкулезных больницах, в отделениях открытой формы, с умирающими.

http://pravoslavie.ru/107646.html

архиепископ Феогност Вся жизнь отца Кирилла была подвигом. Детство и юность старца пришлись на тяжелое время послереволюционного лихолетья. Он родился 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки Рязанской губернии в крестьянской семье. Герой Великой Отечественной войны, участник боев на Волховском фронте, Сталинградской битвы, боев у озера Балатон, где получил второе ранение, закончил войну в Австрии и вернулся домой уже в 1946 году. В военные годы в его душе произошел переворот: он почувствовал горячее желание посвятить себя служению Богу. Сразу после демобилизации из армии обучался в Московской духовной семинарии, а затем и в академии. Получив образование, отец Кирилл поступил в братию Троице-Сергиевой Лавры и принял монашество. С этого времени вся его жизнь была неразрывно связана с обителью преподобного Сергия Радонежского, которую он горячо любил всем сердцем. В 1954 году отец Кирилл был рукоположен в сан иеромонаха и получил благословение исповедовать приходящих в Лавру богомольцев. Так началось его новое служение родной обители и всей Русской Церкви. Очень скоро он приобрел любовь прихожан и паломников. Многие старались попасть к нему на исповедь за духовным советом и специально приезжали для этого в монастырь. Люди тянулись к молодому тогда духовнику, видя его христианскую любовь и сочувствие, желание всем помочь, получая от него утешение в скорбях и мудрые советы и наставления, помогавшие в жизненных трудностях. Вскоре отец Кирилл был назначен духовником братии Лавры и взял на свои плечи духовное руководство монашествующих. Братия также полюбила своего нового духовника и начала обращаться к нему за советом. С течением времени ярко проявились духовные дарования пастыря. Его любовь, духовная рассудительность и мудрость стали известны всем. Огромным авторитетом он пользовался у всей полноты Русской Православной Церкви: митрополитов, епископов, монахов, мирян, простых людей и интеллигенции. Для братии Лавры его слово было непререкаемо. За советом к нему приезжали тысячи людей. У него исповедовались Святейшие Патриархи Алексий I, Пимен и Алексий II. Приходил на исповедь к отцу Кириллу во время посещения Лавры, еще будучи простым семинаристом, Святейший Патриарх Кирилл. Сегодня отца Кирилла именуют всероссийским духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

архим. Кирилл (Павлов) О маршале Г.К. Жукове Душа человека – великая тайна, к которой окружающие могут только лишь прикоснуться. Духовная жизнь скрыта от глаз людских. Тем более жизнь людей, отличившихся великими земными деяниями, жизнь полководцев. Немногие, наверно, знают о том, что генералиссимус Суворов, истинный христианин, собирался окончить свой путь в монастыре, о чем подавал прошение Государю, а перед смертью написал покаянный канон, в котором он умолял Христа дать ему место «хотя при крае Царствия Небесного», взывая «Твой есмь аз и спаси мя». Могущественный Потемкин, которому, по словам Пушкина, мы обязаны Черным морем, чувствуя дыхание смерти, писал в своем «Каноне Спасителю» : «И ныне волнующаяся душа моя и уповающая в бездне беззаконий своих ищет помощи, но не обретает. Подаждь ей, Пречистая Дева, руку свою, ею же носила Спасителя моего и не допусти погибнуть вовеки». Адмирал Ушаков в конце жизни стал насельником Санаксарского монастыря в Мордовии. Есть свидетельства о том, что маршал Василевский, сын протоиерея, которому революция не дала окончить семинарию, тайно приезжал в Троице-Сергиеву Лавру и причащался Святых Христовых Таин. Господь Иисус Христос невидимо обитал в сердцах полководцев и помогал одерживать победы над врагами. Недавно мне пришлось прочитать в одной книге, что нет свидетельств, веровал ли Жуков в Бога. Поэтому, мне, кажется, что пора сказать о том, что таких свидетельств немало. «Я скоро умру, но с того света я буду наблюдать за тобой и в трудную минуту приду», – сказал он, чувствуя приближение неотвратимого конца, мне, 16-летней тогда девочке, оставшейся уже без матери. Много лет пришлось мне осмысливать эти слова. Почти четверть века, что отца нет в живых. Они всегда были в моем сознании. Мне казалось это самым важным, что оставил после себя отец. Только недавно я осознала, что этими (странными, как мне тогда казалось) словами посеял отец во мне веру в вечную жизнь души и в невидимую связь нашего мира с миром загробным – и не только в связь, но и в помощь наших усопших родных нам, их молитвы о нас. В этих словах не было сомнения (он не говорил «может быть»), они были сказаны кротко, спокойно, но и со знанием и силой. Это и есть, по-моему, главное свидетельство его веры.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

В 2014 году отмечается 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского (1314–1392) и более скромный праздник, 200-летие пребывания Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре. Это большой юбилей, к которому уже не первый год ведётся фундаментальная подготовка совместными усилиями Церкви и государства. В лавре и академии не прекращаются реставрационные работы, готовятся книги, альбомы, духовно-просветительские проекты. Конференции и мероприятия, посвященные наследию прп. Сергия Радонежского планируются как в России, так и за рубежом. Здесь на примере отдельных фактов и литературных текстов мы проследим одну из самых тонких и малозаметных траекторий – отношение к преподобному Сергию за пределами отечества. Прп. Сергий Радонежский – святой покровитель Руси, игумен Земли Русской, был предстателем за Россию в самые суровые годы. Хотя сам он ничего не писал, кроме краткого предсмертного завещания, его житие стало открытой книгой, глубоким введением в искусство подвижничества, древнерусским «катехизисом» – не менее значимое для Руси, чем «Житие прп. Антония», написанное св. Афанасием Александрийским в IV веке, остающееся основополагающей книгой для христианской аскетической традиции. Самое древнее, классическое житие прп. Сергия было написано прп. Епифанием Мудрым, который имел всего лишь год непосредственного ученичества у аввы. Следующее по значимости – сокращённая редакция учёного монаха Пахомия Серба или Логофета, который работал над ней во время своего пребывания в Лавре с 1440/1443 по 1459 годы. Его труды приходятся на время официальной канонизации прп. Сергия в 1448/1449 годах при митрополите Ионе. Впоследствии создавались и другие версии жития – в основном на основании этих двух классических текстов. И тот и другой автор побывали в духовных центрах христианского Востока. Так, сравнивая себя с прп. Сергием, прп. Епифаний, искусный в плетении словес, писал о том, что в отличие от своего учителя, который всё время пребывал в пустыне, он изъездил весь мир, а именно: посетил Иерусалим, Константинополь и Афонскую гору, но при этом не достиг его святости. Пахомий в 1438 году прибыл в Россию с Афонской горы. Это имеет немалое значение – жизнь великого аввы описали те, кто имел возможность сравнить лавру с Афоном и тем самым заметить в жизни прп. Сергия те черты, которые могли ускользнуть от взгляда менее просвещённых его современников. Паломничество, посещение святых мест, взгляд на Россию со стороны – самый верный способ понять духовный смысл тех событий, которые происходили и происходят в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В.И Марченко Скачать epub pdf Священномученик Фаддей (Успенский) , архиепископ Тверской. Дни памяти: Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских 18/31.12 – день мученической кончины (1937 г.) 13/26.10 – день обретения мощей (1993 г.) Священномученик архиепископ Фаддей (Успенский Иван Васильевич) родился 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Лукояновского уезда Нижегородской губернии в семье священника Василия и супруги его матушки Лидии. Дед Владыки также был священником. Ивана он еще в детские годы называл архиереем. В 1892 году Иван окончил Нижегородскую Духовную семинарию и поступил в Московскую Духовную академию. 18 января 1895 года в Троице-Сергиеву лавру приезжал святой праведный Иоанн Кронштадтский . Иван Васильевич впервые видел его и причащался за службой отца Иоанна. Он записал тогда в дневнике: «За благодарственною молитвою видеть пришлось выражение лица, которое со смущением только вместил слабый ум... это было лицо ангела! Здесь одно небесное житие и нет ничего земного. Умиленное славословие и благодарение о неизреченном даре, значение которого он так ясно понимал и видел... За обедней о сне речи не было, и от прочего был храним в молитве с отцом Иоанном, которого образ не выходил из ума...» Прозорливый отец Иоанн сказал тогда будущему священномученику: «Аще любиши Мя... паси овцы Моя... егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси; егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши» (см.: Ин. 21, 17–18 ). Всю свою земную жизнь помнил эти слова владыка Фаддей. В 1896 году Иван Васильевич окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата Богословия за труд «Круг деятельности и задачи пастырского служения духовенства по каноническим памятникам домонгольского периода» и был оставлен при академии профессорским стипендиатом. 13 августа 1897 года в Казани принял монашеский постриг с именем Фаддей, в память апостола Фаддея. Постриг совершил ректор Казанской Духовной академии архимандрит Антоний (Храповицкий) .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

В пересчете на душу населения доход среднего россиянина составляет менее чем одну десятую дохода жителя стран-членов Восьмерки. Аналитики прогнозируют резкое уменьшение численности населения России в ближайшее десятилетие. Это, прежде всего, связывают с постоянно растущим уровнем смертности, который, к тому же, является самым высоким среди стран-участниц Восьмерки. Проведение саммита в Петербурге совпадает с другим, более значимым для России временем, – в эти дни мы молитвенно вспоминаем страстотерпцев царя Николая, царскую семью , прошедших путь от блистательного двора к скромной и бедной жизни в изгнании и унижении, убиенных, потому что были символом России имперской. На следующий день — 18 июля — день памяти преподобного Сергия, основавшего Троице-Сергиеву лавру — сердце России. В тот же день – память великой княгини Елизаветы Феодоровны, не покинувшей Россию и в самые страшные революционные годы, всю жизнь до последнего дня положившую на помощь больным, нищим, бездомным. Когда сын возвращается на землю, возделанную отцами, и видит ее в запустении, когда понимаешь, что дело, начатое родителями, разрушено нами, то становится даже не просто стыдно и страшно. Так и мы в эти дни памяти святых, положивших свои жизни на страну   и за Христа, и в дни политических встреч можем посмотреть, достаточно просто посмотреть на некоторые итоги. Итоги дня сегодняшнего не нужно описывать, о них не нужно много говорить, для того, чтобы все понять, достаточно нескольких лаконичных таблиц Источник: http://www.bbc.co.uk «В пересчете на душу населения доход среднего россиянина составляет менее чем одну десятую дохода жителя стран-членов Восьмерки»   «Аналитики прогнозируют резкое уменьшение численности населения России в ближайшее десятилетие. Это, прежде всего, связывают с постоянно растущим уровнем смертности, который, к тому же, является самым высоким среди стран-участниц Восьмерки». «Развал советской системы здравоохранения, рост уровня бедности и алкоголизм значительно уменьшили среднюю продолжительность жизни россиянина.

http://pravmir.ru/podvedenie-itogov-samm...

Варвара (Адамсон), монахиня Духовная дочь протоиерея Владимира Богданова. Происходила из протестантской семьи. Проживала в Загорске (ныне Сергиев Посад). В 1950-е гг. находилась под духовным руководством святителя Афанасия. По-русски писала с характерными ошибками (самоучкой овладела русским языком). Мать Варвара была верной помощницей Владыки. Первые известные нам письма отправлены в Зубово-Полянский дом инвалидов – бывших заключенных, где жил Владыка Афанасий. В 1955 г. между матерью Варварой и Ольгой Илиодоровной Сахарновой (в тайном монашестве Серафимой) возник спор по поводу позиции отошедших от Московской Патриархии. Мать Варвара обратилась к святителю с просьбой разрешить недоумение. Епископ Афанасий включил в письмо к монахине Варваре свое историческое послание о необходимости воссоединения с Московской Патриархией, обращаясь к обеим монахиням 156 . Приняла схиму с именем Василисса 157 . В 1961 г. она была насмерть сбита автомобилем, когда спешила к всенощной в Троице-Сергиеву Лавру. 1. 26 октября 1954 г. Родной наш Владыко святый. Приветствую вас прошедшим праздником Иверск[ой] Богоматери. Наверное, и именинник были 24 или 26-го, если так, поздравляю от всего сердца, желаю духовную радости, телесное здоровие, главно – спасение души. Вчера 12-го была в церкви за раннюю обедню увидела Ксению Ивановну 158 и Пашу (ее сестра). Вашу приветствий и поздравление передала за всех разом. Ксений Ивановна благодарит за память, благословению и поздравлений, просят [в] дальнейшем не забывать [в] св[ятых] молитвах. Прошу преподобного, чтоб сподобил вас поклониться его раке, схиме и мощам, а кончить жизнь, где он благословит, где ни будете жить или умирать, все равно считаться будете монахом Сергиево-Троицкой Лавре, не знаю, будете ли счастливы здесь жить, хотя келейников и иподьяконов у вас много будет... Хорошо, если вас на иждивению отпустили бы. Простите Владыко святой благодарностию гр[ешную] м. Варвару, прошу не забывайте меня [в] своих молитвах. Д. 2. Л. 3–4. Подлинник. Автограф. 2. 13 ноября 1954 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Виктор Афанасьев Дом в приходе храма Трех Святителей В Москву старец Макарий приехал на почтовых лошадях. Его спутниками были монахи Иоанн и Иларион, последний – келейник его. Они остановились в доме Ивана Васильевича Киреевского в Хоромном тупике возле храма Трех Святителей у Красных ворот. Тогда это была окраина Москвы. Над одноэтажными домами, утопающими в садах, одиноко возвышалась Сухарева башня. Здесь были и мещанские слободы, и барские поместья, каким собственно и был дом Киреевского, окруженный разными хозяйственными службами и парком. Стояли погожие дни мая 1852 года. Киреевские не выехали в свое имение Долбино, так как должны были заниматься делами по изданию подготовленных Оптиной Пустынью святоотеческих книг. Ради этих дел приехал в Москву и старец Макарий. В первый же день он побывал у митрополита Московского Филарета, с которым был у него разговор об очередной рукописи. Надо было посетить и Троице-Сергиеву Лавру, вернее, Духовную Академию, где находился духовный цензор издаваемых Оптиной книг. В типографии Готье заканчивалось печатание очередной книги – „Преподобных отцев Варсануфия Великаго и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошение учеников“ (исправленной по старому церковно-славянскому переводу преподобным Паисием, а теперь сверяемой старцем Макарием и Киреевским с греческим оригиналом). Иван Васильевич и Наталья Петровна были одни в большом усадебном доме, так как мать и отчим Киреевского, сестра, сводные братья – все уже уехали, каждый в свое имение, так как был уже произведен семейный раздел всего состояния. Брат Ивана Васильевича Петр также отбыл в свою тульскую Киреевку. В день приезда Старца Киреевские были у Трех Радостей (как называли они храм Трех Святителей). Они часто бывали на церковных службах, брали с собой детей. Усердно молились за старшего сына, Василия, учившегося в петербургском Лицее. Старца приняли с радостью. Как писал о. Макарий в то время оптинцам: „Мы много обязаны нашим хозяевам: совсем отдельные комнаты и особый вход, лошадь, экипаж, о столе нечего и говорить. Спаси их Господи“. Старец со спутниками провел здесь целый месяц, так как немало нужно было исполнить дел. В обеденное время и вечером понемногу отдыхали, ведя беседу с Киреевскими, всегда духовную.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010