Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (3.10.1814, Москва - 15.07.1841, гора Машук близ Пятигорска), поэт, прозаик, драматург. Из дворянского рода, происходившего от шотландца на рус. службе Георга (Джорджа) Лермонта († 1634), чей сын Петр († 1679) перешел в Православие в 1653 г.; герб рода Л. (1799) имел девиз: «SORS MEA IESVS» - «Судьба моя Иисус». Отец Л.- армейский капитан Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831), мать - Мария Михайловна (урожд. Арсеньева; 1795-1817). Воспитанием Л. занималась его бабушка и крестная мать Елизавета Алексеевна Арсеньева (урожд. Столыпина; 1773-1845), владелица имения в Тарханах Пензенской губ. В 1819-1820 гг. она выстроила здесь (в память дочери) храм во имя прп. Марии Египетской (освящен в 1820), в 1826-1840 гг.- храм во имя арх. Михаила (освящен в 1840). В 1817 и 1818 гг. выезжала с внуком на богомолье в Киево-Печерскую лавру ; в 1820, 1821 и 1825 гг. возила его на Кавказские Минеральные Воды. Приобщала Л. к церковному благочестию: уже в 1821 г. и позднее он неоднократно выступал восприемником при крещении крестьянских детей; 1-й сохранившийся автограф Л.- владельческая запись на экземпляре рус. перевода Псалтири (М., 1822), сделанная в 1824 г. Переехав в Москву в 1827 г., бабушка с Л. регулярно ходила на исповедь в храм в честь Ржевской иконы Божией Матери (на Поварской ул.). В авг. 1830 г. вместе с бабушкой и 2 родственницами Л. пешком ходил в Троице-Сергиеву лавру (здесь было написано стихотворение «Нищий»); в том же году (и, вероятно, в 1829) Л. посетил Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мон-рь , где написал стихотворение «Оставленная пустынь предо мной...». Впосл. впечатления от нередких, видимо, паломничеств в различные обители отразились в его поэмах, романе «Вадим» и др. Бабушка имела влияние на Л. до конца его дней: в 1841 г., проезжая через Воронеж, он по ее просьбе заказал молебен свт. Митрофану Воронежскому. В 1828-1830 гг. Л. учился в Благородном пансионе при Московском ун-те, где находился под рук.

http://pravenc.ru/text/2463583.html

«Нас помирит только вера» Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий Источник: Сегодня.ИА В паломнической поездке на Валаам наш путь пролегал через Санкт-Петербург, и мы смогли пообщаться с духовным пастырем этих мест — митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием, который любезно пригласил нас к себе, благословил наш путь и согласился ответить на несколько непростых вопросов о вере и прощении, о любви к Украине и особой питерской ауре, на которую не повлиял конфликт между нашими странами. — Владыка Варсонофий, каким был ваш путь к Богу, к служению, к постригу? — Будучи школьником, я посещал святые места — Киево-Печерскую лавру, Пюхтицкий монастырь в Эстонии, Троице-Сергиеву лавру, мне всегда нравилось служение священников, когда посещал приходские храмы. Меня тянуло к алтарю Господню. И после службы в армии у меня не было ни малейшего сомнения, что мой путь — это служение Богу. А родители, как люди глубоко верующие, были этому только рады. — Вы даже защитили кандидатскую диссертацию по истории Афона. Случались ли на Афоне с вами необъяснимые события, духовные озарения? — В советское время поездки за границу были явлением редким, а для обычного верующего человека, живущего в стране с атеистической идеологией, — исключительным. Мой научный руководитель предложил мне написать кандидатскую диссертацию по истории Афона с возможностью там побывать и на месте изучить необходимые материалы. Однако туда я так и не смог поехать, а кандидатскую написал на основании наших источников. Спустя годы, будучи уже в священном сане, милостью Божией я побывал на Святой горе, и теперь каждый год часть отпуска стараюсь проводить именно там, в атмосфере непрестанной молитвы и аскезы. Для монаха важно в условиях мирской суеты подпитываться, словно от генератора, благодатной энергией общения с Богом. Это место ценю за стихию молитвы. Там все расписание — послушания, отдых — как Небо на земле, подчинено молитве. Поражают ночные богослужения. В первые годы я старался детально знакомиться с каждым монастырем, изучал его историю, богослужебную практику, внутренний устав. Любовь и братское отношение меня там очень радуют. Что касается чудес, одним из них на Афоне для меня является встреча со старцем Паисием Святогорцем, который, как известно, прославлен греческой церковью в лике святых. Он был прозорливым. Много интересного мне рассказал, но о подробностях говорить не буду, это личное.

http://pravoslavie.ru/88854.html

поиск:   разделы   рассылка Ксения Лученко " Вирус " иконоборчества Источник:  Православие и мир Почти все громкие церковно-общественные конфликты, появляющиеся в последнее время в СМИ – результат случайного " выстреливания " какой-то темы под влиянием иррациональных обстоятельств. Абсурдные черты, которые порой принимает диалог православной общественности и ее оппонентов, – один из симптомов инфекции, вызванной медиавирусом или мемом. Мем – это единица культурной информации, циркулирующая в информационном пространстве и " заражающая " его обитателей как вирус. Иногда мем представляет собой правдивую новость, но чаще – искаженную, а бывает, что и домысел, провокационное сообщение. Зарождаясь, как правило, в Интернете, мемы способны вызывать информационные эпидемии и даже пандемии, " заражая " страницы печатных СМИ, радио и телеэфир. Классическим примером мема стало сообщение о готовящемся перенесении иконы " Троицы " Андрея Рублева из Третьяковской галереи (ГТГ) в Троице-Сергиеву Лавру на праздник Пятидесятницы в 2009 году. Вернее, не само сообщение, а форма, в которое его облек в своем блоге старший сотрудник Отдела древнерусского искусства ГТГ Левон Нерсесян (_corso_), который написал, что " выходит на тропу войны " , против " каприза Патриарха " , из-за которого может погибнуть произведение искусства. В реальности суть происходящего сводится к тому, что идет переговорный процесс между Министерством культуры, ГТГ и Московской Патриархией о возможности перенесения святыни в Лавру, на ее историческое место, на три дня с помощью специального оборудования. Искусствоведы рассматривают этот вопрос, представители Церкви ждут их вердикта – насколько безопасным для иконы будет такое путешествие. И все. Однако, с легкой руки господина Нерсесяна, был запущен мем: " церковные мракобесы хотят подвергнуть опасности национальное достояние " . Только к исходному постингу в блоге Нерсесняна оставлено более 3 тысяч комментариев, обсуждение переносится в журналы других блогеров, становится главной темой блогосферы по версии " Яндекса " . И вот уже в новостях всех телеканалов проходят сюжеты на эту тему, в газетах появляются статьи, эксперты с обеих сторон дают бесконечные комментарии разной степени убедительности. Главный тезис: " Троица " в плохом состоянии, она не выдержит ни перевозки, ни пребывания в храме.

http://religare.ru/2_59642.html

Преподобноисповедник Георгий (в миру Герасим Дмитриевич Лавров) родился 28 февраля 1868 года в деревне Касимовка Ламской волости Елецкого уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Отца звали Дмитрием Абрамовичем, мать – Феклой Архиповной, старших братьев – Алексеем и Петром. Преподобноисповедник Георгий (в миру Герасим Дмитриевич Лавров) родился 28 февраля 1868 года в деревне Касимовка Ламской волости Елецкого уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Отца звали Дмитрием Абрамовичем, мать – Феклой Архиповной, старших братьев – Алексеем и Петром. Семья, очевидно, была небольшого достатка, денег на учение не хватало, и Герасим окончил только три класса сельской школы. Родители воспитывали своих детей в благочестии, и из родного дома Герасим вынес глубокую веру в Бога и любовь к Святой Церкви. Всем семейством они ездили на богомолье в московские монастыри и храмы, в Троице-Сергиеву Лавру, в другие святые места. В одну из поездок в Лавру Герасим молился у святых мощей преподобного Сергия о даровании ему счастья. В ответ на детскую молитву он услышал в душе слова: «Иди в Оптину». Это святое повеление совпадало с заветным желанием матери Герасима видеть в ангельском чине одного из своих сыновей. В юности Фекла Архиповна хотела уйти в монастырь, но родители выдали ее замуж, и она молилась о том, чтобы ее дети исполнили то, что не удалось ей самой. В семье нередко велись разговоры на эту тему, и Герасим, будучи мальчиком резвым, весело шутил: «Ишь ты какая, сама не пошла, а нас – в монастырь!» Фекла Архиповна отвечала: «От тебя, озорника, я этого не жду». Напутствие, полученное у гроба преподобного, мальчик хранил в сердце и однажды упросил родителей поехать в Оптину Пустынь. Герасиму было одиннадцать или двенадцать лет, когда он впервые вошел в Святые врата обители. По обычаю, прибывшие богомольцы направились к преподобному старцу Амвросию за благословением. Когда мать с сыном в толпе других подошли к старцу, то он обнял отрока за голову, благословил и особо отметил его как будущего инока.

http://pravmir.ru/prepodobnoispovednik-g...

Решительно невозможно уместить рассказ о Троице-Сергиевой лавре в рамки одного репортажа. О ней пишутся тома научных трудов. О ней проводятся конференции. Она и тема для диссертаций, и одно из самых посещаемых мест Подмосковья. Она монастырь, академия, музей... К многоликой Лавре требуется воистину энциклопедический подход. Мы же лишь добавим скромные штрихи к портрету обители преподобного Сергия. Сердце Лавры Для бывшего Загорска Лавра – это градообразующее предприятие. Сам монастырь вырос вокруг Троицкого собора. Центр притяжения собора – преподобный Сергий, игумен Радонежский. Смысл жизни великого святого – Сам Бог. Путешествие в Лавру – как бы движение сквозь видимое к невидимому. Как археологи слой за слоем изучают земляные пласты в поисках артефактов, истоков истории, так и паломник за красивой архитектурой начинает видеть великий дух монаха-отшельника Сергия, ставшего игуменом всей Русской земли. Наш проводник на этой неизвестной планете по имени «Лавра» – монах Парфений. Еще до начала журналистского «исследования» монастыря он предлагает нам хоть немного постоять в Троицком соборе, помолиться, испросить благословения хозяина обители – преподобного Сергия – на предстоящие труды. Что мы послушно и выполняем. Люди в очереди к мощам необыкновенно бдительны: завидев человека с профессиональной камерой, выбирающего место для съемки, тут же бросаются к нам с требованием «прекратить все это». Мне показалось, что даже увещевания отца Парфения и наши объяснения не убедили «несогласных» вполне. Что ж, православный люд на страже своих святынь. 1337 год – время основания небольшой деревянной церкви Пресвятой Троицы самим преподобным Сергием – считается датой возникновения обители. Весь последующий ансамбль, на данный момент включающий в себя более 50 зданий, строился вокруг Троицкого храма. В 1422-1423 г.г. на месте деревянного возвели белокаменный собор – редкий пример дошедшего до нашего времени московского белокаменного зодчества (еще один из аналогичных случаев – Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря). Фасад скромно украшен только тремя лентами «плетеного» орнамента. Троицкая церковь архитектурно неканонична: между организацией экстерьера и интерьера существует несоответствие, которое при желании легко обнаружить. В частности, барабан смещен в сторону алтаря. Как и вышеупомянутый Рождественский собор, Троицкий отличается парадоксальными свойствами: он и в целом устремлен вверх и при этом прочно «стоит на земле»; он «излучает» каменную надежность, фундаментальность, но и одновременно пластичен, «воздушен»...

http://pravoslavie.ru/71390.html

С. Девятова Скачать epub pdf Раба Божия Анна Трушкина (Блаженная Нюра) О блаженной Нюре нам рассказала в письме Нина Ильинична Крылова, по её просьбе свои воспоминания о подвижнице прислала и её соседка Валентина Кузьминична Порунова. Рассказывает Нина Ильинична Крылова (урожденная Трушкина) (г. Саранск): «Хочу  рассказать о своей крестной матери, родной сестре моего отца – Трушкиной Анне Степановне. Она родилась в деревне Канаевка, Шнаевского района Пензенской области (тогда – губернии) в крестьянской семье. ( В деревне Канаевке ее могли знать под другой фамилией – Кулепова, т.к. дом, где они жили, принадлежал жене прадеда, в девичестве Кулеповой.) Она родилась в 1862 году (со слов моего отца, в год отмены крепостного права в России), прожила более 100 лет. Она была очень маленького роста 148–150 см. С детских лет она занималась тем, что посещала различные Святые места. Мне лично она рассказывала, что трижды посетила Палестину, ходила в Киево-Печерскую Лавру, Троице-Сергиеву Лавру, Соловецкий монастырь. В Саровский монастырь она ходила пешком из Пензенской области (где проживала постоянно) ежегодно. Она была глубоко верующим человеком. Наизусть знала множество молитв, содержание Библии . Она обладала необыкновенным даром: при ее появлении умолкали психопаты. Односельчанки приглашали ее в дом, когда хотели утихомирить разбушевавшихся мужей. При ее появлении буянивший человек обычно затихал и начинал со слезами рассказывать о своих бедах. Я хорошо помню ее по 1930–1945 годам. Мы с родителями жили тогда в Пензе. Она часто приходила к нам. Она окрестила всех своих племянников, и мы звали ее Крестнушка (уменьшительно-ласкательное от «Крестная мама»). Она приходила к нам довольно часто, рассказывала о своих путешествиях. Она пыталась привить в нас тягу к духовной жизни. Так меня она водила в Митрофаниевскую (кладбищенскую) церковь в Пензе. Эта церковь в то время была единственной работающей церковью (56 других церквей в Пензе были закрыты). Последний раз она сводила меня к причастию, кода мне было 8 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сретенка. Улица, которую ни разу не переименовывали Сретенский монастырь. Вид со стороны Лубянки. Фото А. Комлева. В любом городе есть своя главная, парадная улица. В Москве сейчас такая улица, — это известно даже немосквичам, –Тверская. Но так было не всегда. До тех пор, пока Тверская не стала частью пути в северную столицу, то есть до XVIII века, главной московской улицей была Сретенка. Возникла она на пути из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. По Сретенке всякий день целыми партиями шли православные в «Троицу». Путь неблизкий — 68 верст. И пройти его надо было непременно пешком. Такова традиция паломничества в Лавру. Любопытно, что дожила она и до нашего времени, хотя и приобрела новую неожиданную форму. Герой рассказа Владимира Крупина «Вася, отбрось костыли» торгует книгами в поездах ярославского направления, и он говорит знакомому попутчику: «Тут бывает, что едут старухи и не присядут, ходят насквозь электричку, от хвоста до головы. Я спрашиваю, чего не сидится, говорят: надо бы по правилам идти в Лавру пешком, а тут хоть так». Такое необычное и далеко не всем понятное название улицы — Сретенка — происходит от церковнославянского слова «сретать», что означает встречать, повстречать, идти навстречу. «Срете Мелхиседек Авраама» (Евр. 7:1). И названа так была улица по расположенному на ней Сретенскому монастырю. Монастырь же в свою очередь стал так называться в честь важнейшего события российской истории — избавления Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. Не полагаясь на одну только силу оружия и на исконную доблесть русских ратников, великий князь Василий Дмитриевич повелел перенести в Москву из Владимира чудотворную икону Божией Матери. Вся Москва 26 августа (8 сентября по н.с.) вышла встречать верную Заступницу за землю русскую. И на том самом месте, где произошло «сретение» москвичей с Владимирской иконой, в 1397 году был основан монастырь. Действовал он до конца 1920-х годов и был одной из самых известных православных обителей. С 1991 службы здесь возобновились. А к 600-летию «сретения» в монастыре была восстановлена ограда со святыми вратами, эффектно подчеркивающая красную линию Большой Лубянки. Так уж распорядилась история, что Сретенский монастырь оказался впоследствии не на «своей» улице. Еще до революции часть Сретенки, до Бульварного кольца, где и находится монастырь, стала называть Большой Лубянкой.

http://pravoslavie.ru/358.html

Мощи преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре ЖМП 7 июль 2022 /  19 июля 2022 г. 16:00 Ящик 33 К 600-ЛЕТИЮ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В долгой истории обретения мощей Игумена земли Русской есть малоизвестные и таинственные страницы. Об одной из них, связанной с деталями эвакуации великой всероссийской святыни в годы Великой Отечественной войны в уральский город Соликамск, «Журналу Московской Патриархии» рассказал профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия , доктор церковной истории протоиерей Алексий Марченко.  PDF-bepcuя. Решить радикально Одиннадцатого апреля 1919 года решением местного исполнительного комитета (исполкома) в Троице-Сергиевой лавре состоялось вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского. Однако этот кощунственный акт не подразумевал их перемещения из Лавры или уничтожения. Еще несколько месяцев верующие могли беспрепятственно помолиться у великой святыни. Священные останки находились в ведении Лавры, но по требованию местной власти были обнажены от покровов и лишь прикрыты стеклом. Раку опечатали, возле нее был поставлен часовой, но затем этот пост был снят. Замысел власти сводился к тому, чтобы убедить верующих в тленности мощей преподобного Сергия. Однако этого сделать не удалось, так как число богомольцев, желавших поклониться радонежскому чудотворцу, вопреки ожиданию властей с каждым днем только увеличивалось 1 . Десятого ноября 1919 года президиум Сергиевского исполкома постановил: «Ввиду необходимости размещения учреждений и общежитий Совдепа и Военного ведомства, Лавру как монастырь ликвидировать, общежитие монахов закрыть, выселив последних в Черниговский монастырь и Гефсиманский скит...» 2 В ночь с 15 на 16 ноября лампады над гробницей преподобного Сергия погасли, Троице-Сергиева лавра местными представителями советской власти была закрыта, братия выселена, к воротам монастыря был приставлен военный караул, и доступ к мощам преподобного Сергия и в храмы обители был временно прекращен.

http://e-vestnik.ru/analytics/yashchik_3...

Разделы портала «Азбука веры» ( 15  голосов:  4.5 из  5) Глава девятая Неразмыкаемый круг «Вечерняя черта зари, Как память близкого недуга, Есть верный знак, что мы внутри Неразмыкаемого круга». А. Блок Школа была лишь одним, притом не самым главным, аспектом моей жизни. Главным в моей жизни по-прежнему была церковь. От соприкосновения с церковью было двойственное ощущение. С одной стороны, радость по поводу того, что церковь оживает. Всюду и везде открывались храмы. Храмы были переполнены. Функционировали в конце 40х годов уже две Духовные Академии, в Москве и Ленинграде, и целых восемь духовных семинарий. В 1946 году с большим торжеством была вновь открыта после 25 лет запустения Троице-Сергиева Лавра. В русской церкви в это время было уже около сотни архиереев. После полной ликвидации обновленчества в 1946 году церковь вновь стала единой. В народе в послевоенное время вновь ожило религиозное чувство, и особенно это выявлялось во время больших религиозных торжеств. Так было, в частности, при открытии Троице-Сергиевой Лавры. Еще в 1945 году, во время аудиенции, которую имел вновь избранный Патриарх Алексий у Сталина, было принято решение передать в ведение церкви Троице-Сергиеву Лавру. Архимандритом Лавры был провозглашен Патриарх, а осенью 1945 года был назначен Наместник, мой питерский земляк архимандрит Гурий (Егоров). В первом томе своих воспоминаний я писал о двух братьях-архимандритах — Льве и Гурии. Оба они в 30х годах были в ссылке. Отец Лев умер в лагерях в ежовщину, а отец Гурий освободился из лагеря и во время войны проживал в Средней Азии. Теперь он был назначен Наместником вновь открываемой Лавры. Открытие Лавры, однако, затянулось до Пасхи 1946 года. Вначале был передан в ведение Патриархии только лишь Успенский собор, построенный при Грозном. С большим трудом отцу Гурию удалось собрать уцелевшие осколки старого монашества, в том числе архимандрита Владимира из Питера, служившего в Киевском подворий. Первое богослужение было назначено на Пасху. Накануне, в ночь на Великую Субботу, в подвальном храме собора состоялась передача в руки церкви останков преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/fiction/ruk-tvoix-zhar-...

Святейший Патриарх Кирилл 26 января 2014 г. Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода в связи с 700-летием рождения прп. Сергия Радонежского Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В нынешнем 2014 году исполняется 700 лет со дня рождения великого подвижника благочестия, светильника веры и преславного угодника Божия — преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, дивного чудотворца. Блаженный Епифаний Премудрый, автор жития аввы Сергия, свидетельствует, что описать все духовные дарования и чудотворения этого святого невозможно, ибо они совершаются доныне. Действительно: каждый православный христианин знает и любит Радонежского чудотворца, благоговеет перед его памятью и почитает духовное наследие Преподобного. Историк Российского государства и Русской Церкви профессор Василий Осипович Ключевский так выразил мысль о народном восприятии образа Преподобного:  «Спросите любого из этих простых людей, с посохом и котомкой пришедших сюда [в  Троице-Сергиеву лавру ] издалека: когда жил преподобный Сергий и что сделал для Руси XIV века, чем он был для своего времени, и редкий из них даст вам удовлетворительный ответ; но на вопрос: что он есть для них, далеких потомков людей XIV века, и зачем они теперь пришли к нему, каждый ответит твердо и вразумительно». И по сей день не оскудевает поток богомольцев, которые приходят из разных стран, городов и весей, дабы поклониться честным мощам угодника Христова, почивающим в стенах основанного им монастыря — Троице-Сергиевой лавры, стоящей на высоком Маковском холме, помнящем деяния и самого начальника здешних подвижников. Эта прославленная в веках обитель стала подлинной школой благочестия, центром, из которого расходились по Русской земле иноки. Они несли в сердце своем и на устах Евангельскую истину и делом являющие образ жительства во Христе. Троице-Сергиева лавра явилась в истории Православия не только оплотом благочестия в Северо-Восточной Руси, но и продолжательницей дела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских — первых русских иноков, принесших общежительный монашеский устав в пределы нашего Отечества и показавших подлинную красоту христоподражательного смирения.

http://e-vestnik.ru/news/poslanie_svyate...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010