Закрыть Старец молится за всю землю Русскую Архимандрит Кирилл (Павлов) и Русское Приморье 22.09.2022 825 Время на чтение 5 минут Источник: Русь Державная   В разговоре с Андреем Николаевичем Печерским, главным редактором газеты «Русь Державная», Андрей Николаевич вспоминал своего духовного отца архимандрита Кирилла (Павлова), у которого окормлялся, спрашивал духовного совета и много доброго сделал по благословению любимого православным народом старца. Накануне нашей беседы Господь сподобил меня побывать на могилке батюшки в Троице-Сергиевой Лавре. Я упомянул об этом в разговоре с Андреем Николаевичем и вспомнил также, что отец Кирилл крепко связан с нашим Русским Приморьем. Тогда главный редактор «Руси Державной» предложил мне написать об отце Кирилле и о том, что для него значило Приморье. Уже более пяти лет прошло, как ушел в мир иной любимый русским народом знаменитый подвижник Русской Церкви архимандрит Кирилл (Павлов). Батюшка был великим молитвенником на земле, и сейчас многие-многие православные слышат сердцем его молитвы на небесах, замечают его благодатную помощь. Вся Русь стремилась к батюшке за советом в Троице-Сергиеву Лавру и потом — в подмосковное Переделкино. А теперь вся православная Россия идет к могилке батюшки в Лавре. Велико сердце отца Кирилла, всю нашу Русь Великую вмещает оно в свои духовные объятия. И мы, живущие на окраине России, у берегов Тихого океана, тоже чувствуем, что батюшка с нами. У батюшки еще в его земной жизни была давняя связь с нашей Приморской землей. Здесь, в Русском Приморье он проходил суровую службу в армии и получил крепкую закалку, которая помогла ему в годы войны, в тяжелые дни обороны Сталинграда. В Приморье живет и молится митрополит Вениамин (Пушкарь) — духовный сын отца Кирилла. В этом году в святой День Рождества Пресвятой Богородицы исполняется ровно тридцать лет, как Владыка был назначен правящим архиереем на Владивостокскую и Приморскую кафедру, которой управлял до 2018 года. Митрополит Вениамин родился и вырос в Приморском крае, а по окончании школы поступил в Московскую Духовную семинарию, где и стал окормляться у батюшки.

http://ruskline.ru/opp/2022/09/22/starec...

Как и его предшественник по новгородской кафедре архиепископ Геннадий (Гонзов, † 1504; память 4/17 декабря), архиепископ Серапион отстаивал право монастырей на крупные земельные владения и спорил в связи с этим с Иваном III на Соборе 1503 года, обсуждавшем этот вопрос. Назначенный архиепископом на место сосланного архиепископа Геннадия, архиепископ Серапион продолжал его политику. С этим, очевидно, связано столкновение архиепископа Серапиона с Иосифом Волоцким († 1515; память 9/22 сентября), начавшим после расправы великого князя над еретиками в 1504 году сближаться с великокняжеской властью. Когда Иосиф Волоцкий , столкнувшись с удельным князем Волоколамским, покушавшимся на монастырские земли. отдал свой монастырь под власть великого князя Василия III, архиепископ Серапион не признал этого акта (совершённого без его ведома) и отлучил в 1509 году Иосифа от Церкви. В ответ на это церковный Собор во главе с митрополитом Московским и всея Руси Симоном († 1511) отлучил и лишил сана самого архиепископа Серапиона; он был сослан в Андроников, затем в Троице-Сергиев монастырь. В Послании митрополиту Симону, сохранившемуся до настоящего времени, архиепископ Серапион писал: «Что, господине, сказываете, что аз не назнаменал вины прехвальному нашему Иосифу? Ино ему первая вина, что из моего предела от святыя церкви Божия Премудрости изскочил... Вы же, господине, что усмотрели? Какову правду его обыскали?..» Архиепископ Серапион обвинил Иосифа Волоцкого в том, что «в его лжах злых мнози от государя в темницах заключены», имея в виду, очевидно, бесчисленные аресты лиц, заподозренных в сочувствии разгромленной в 1504 году новгородско-московской ереси жидовствующих. Опала святителя Серапиона вызвала горячие споры даже среди лиц, покровительствовавших Иосифу Волоцкому . В 1511 году Василий III повелел митрополиту Симону примириться с архиепископом Серапионом и снять с него отлучение от Церкви. Собором святителей архиепископ Серапион был освобожден из заточения и остаток дней провел в Троице-Сергиевом монастыре. Митрополит Симон перед своей смертью по воле великого князя пригласил архиепископа Серапиона, благословил его, принял от него прощение и отпустил его в Сергиеву лавру. Новый митрополит Варлаам не был связан с Иосифом Волоцким. Василий III выразил желание, чтобы Иосиф «бил челом» архиепископу Серапиону, но примирение между ними не состоялось: в 1515 году умер Иосиф Волоцкий, а вскоре и архиепископ Серапион.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Леонид, архиепископ Ярославский и Ростовский (Краснопевков Лев Васильевич) Родился 16 февраля 1817 года в Петербурге в дворянской семье. Первоначальное образование получил в английском, затем во французском пансионах. В 1829 году определен в горный кадетский корпус. В феврале 1834 года оставил корпус и определился юнкером на Балтийский флот. В 1838 году по внутреннему влечению к монашеской жизни поступил в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии. В 1840 году после смерти отца и по предложению митрополита Московского Филарета (Дроздова , † 1867; память 19 ноября/2 декабря) переехал в Троице-Сергиеву лавру для продолжения образования в Московской духовной академии. В 1842 году окончил курс духовной академии со званием магистра и определен преподавателем в Вифанскую духовную семинарию. 23 сентября 1845 года пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре; 30 сентября рукоположен во иеродиакона, а 1 октября митрополитом Филаретом рукоположен во иеромонаха. С 23 апреля 1848 года – бакалавр Московской духовной академии. С 19 декабря 1849 года – ректор Вифанской духовной семинарии и настоятель Московского Иоанно-Златоустовского монастыря. 1 января 1850 года возведен в сан архимандрита, переведен настоятелем Московского Знаменского монастыря. Назначен членом Московской духовной консистории и членом конференции внутреннего правления Московской духовной академии. С 31 августа 1853 года – ректор Московской духовной семинарии. С 22 апреля 1854 года – настоятель Заиконоспасского монастыря. 26 апреля 1859 года в Московском Успенском соборе хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. В 1863 году назначен председателем Московского губернского присутствия по предмету улучшения быта духовенства. В 1864 году в Москве принимал деятельное участие в переговорах с делегатом Нью-Йоркской конвокации пастором Юнгом о соединении Церквей. С 20 ноября 1867 года по 25 мая 1868 года по смерти митрополита Филарета (Дроздова) управлял Московской епархией. 15 мая 1876 года возведен в сан архиепископа Ярославского и Ростовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД (Краснопевков Лев Васильевич; 16.02.1817, С.-Петербург - 15.12.1876, Бабаевский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в дворянской семье. Отец, Василий Васильевич Краснопевков, был товарищем герольдмейстера, мать, Анна Ивановна, из рода дворян Ломовых (по отцу) и Алфёровых (по матери). Первоначальное образование получил в английском, затем во франц. пансионе, изучил франц., нем. и англ. языки. В авг. 1829 г. был определен в горный кадетский корпус, но в 1832 г. оставил учебу в нем. В февр. 1834 г. после домашней подготовки поступил юнкером на Балтийский флот и зачислен в 14-й флотский экипаж. В 1836 г., выдержав экзамен в Морском кадетском корпусе, произведен в мичманы. Знакомство с архим. св. Игнатием (Брянчаниновым) , настоятелем с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. , состоявшееся в 1836 г., а затем с архим. прп. Макарием (Глухарёвым) пробудило в молодом мичмане влечение к монашеству и миссионерству. Однако прп. Макарий посоветовал сначала прослушать курс в ДА. Вняв совету, Краснопевков, не снимая военного мундира, посещал лекции в СПбДА ( Гуличкина. 2012. С. 6). В марте 1837 г. познакомился с митр. Московским и Коломенским свт. Филаретом (Дроздовым) и в 1838 г. по его благословению поступил в СПбДА. В 1839 г., после кончины отца, по предложению митр. Филарета был переведен в МДА. В июле 1840 г. Краснопевков переехал в Троице-Сергиеву лавру, дойдя в СПбДА, по его словам, до высшего отд-ния, «в Московской начал по высшему отделению сызнова» (РГБ. Ф. 149. К. 19. Ед. хр. 1. Л. 13 об.). Духовное образование и служение Л. проходили под непосредственным руководством Московского святителя. Гр. С. Д. Шереметев писал: «Слово Филарета проникло все его существо. Он подчинил себя его духовному руководительству, смотрел на него как на отца и переселился в Москву... Филарету стало ясно, что Леонид человек убеждения, человек призвания - и кроме того, человек ему безусловно верный» ( Шереметев. 1898. С. 4).

http://pravenc.ru/text/2463437.html

О книге В основе настоящего издания Жития Преподобного Сергия Радонежского (в переводе на русский язык) лежат две древнерусские редакции Жития, создававшиеся в разное время тремя авторами – Епифанием Премудрым , Пахомием Логофетом (Сербом) и Симоном Азарьиным. Епифаний Премудрый , известный книжник начала XV века, инок Троице-Сергиевой Лавры и ученик Преподобного Сергия, написал самое первое Житие Преподобного через 26 лет после его смерти – в 1417–1418 годах. Для этого труда Епифаний в течение двадцати лет собирал документальные данные, воспоминания очевидцев и свои собственные записи. Великолепный знаток святоотеческой литературы, византийской и русской агиографии, блестящий стилист, Епифаний ориентировался в своем сочинении на тексты южнославянских и древнерусских Житий, мастерски применив изысканный, насыщенный сравнениями и эпитетами стиль, получиший название «плетение словес». Житие в редакции Епифания Премудрого кончалось преставлением Преподобного Сергия. В самостоятельном виде эта древнейшая редакция Жития не дошла до нашего времени, а ее первоначальный облик ученые реконструировали по позднейшим компилятивным сводам. Помимо Жития, Епифаний создал также Похвальное слово Сергию. Первоначальный текст Жития сохранился в переработке Пахомия Логофета (Серба), афонского монаха, жившего в Троице-Сергиевом монастыре с 1440 по 1459 год и создавшего новую редакцию Жития вскоре после канонизации Преподобного Сергия, состоявшейся в 1452 году. Пахомий изменил стилистику, дополнил текст Епифания рассказом об обретении мощей Преподобного, а также рядом посмертных чудес, он же создал службу Преподобному Сергию и канон с акафистом. Пахомий неоднократно исправлял Житие Преподобного Сергия: по мнению исследователей, существует от двух до семи Пахомиевых редакций Жития. В середине XVII века на основе переработанного Пахомием текста Жития (так называемой Пространной редакции) Симон Азарьин создал новую редакцию. Слуга княжны Мстиславской, Симон Азарьин пришел в Лавру, чтобы излечиться от болезни, и был исцелен Архимандритом Дионисием. После этого Симон остался в монастыре и шесть лет был келейником преподобного Дионисия. С 1630 по 1634 год Азарьин состоял Строителем в приписном к Лавре Алатырском монастыре. После возвращения с Алатыря, в 1634 году Симон Азарьин стал Казначеем, а спустя двенадцать лет Келарем монастыря. Кроме Жития Преподобного Сергия, Симон создал Житие преподобного Дионисия, закончив его в 1654 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Патриарх Кирилл: Преподобный Сергий не оставит духовных чад своих и ныне 26 декабря, 2013. Святейший Патриарх Кирилл Как духовное завещание святого звучат ныне его слова, донесенные до нас благочестивым преданием: «Любовью и единением спасемся». На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года (журнал 131) было принято Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 700-летием рождения святого преподобного Сергия Радонежского. Текст документа опубликован на сайте Московского Патриархата : Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В нынешнем 2014 году исполняется 700 лет со дня рождения великого подвижника благочестия, светильника веры и преславного угодника Божия — преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, дивного чудотворца. Блаженный Епифаний Премудрый, автор жития аввы Сергия, свидетельствует, что описать все духовные дарования и чудотворения этого святого невозможно, ибо они совершаются доныне. Действительно: каждый православный христианин знает и любит Радонежского чудотворца, благоговеет перед его памятью и почитает духовное наследие Преподобного. Историк Российского государства и Русской Церкви профессор Василий Осипович Ключевский так выразил мысль о народном восприятии образа Преподобного: «Спросите любого из этих простых людей, с посохом и котомкой пришедших сюда [в Троице-Сергиеву лавру] издалека: когда жил преподобный Сергий и что сделал для Руси XIV века, чем он был для своего времени, и редкий из них даст вам удовлетворительный ответ; но на вопрос: что он есть для них, далеких потомков людей XIV века, и зачем они теперь пришли к нему, каждый ответит твердо и вразумительно». И по сей день не оскудевает поток богомольцев, которые приходят из разных стран, городов и весей, дабы поклониться честным мощам угодника Христова, почивающим в стенах основанного им монастыря — Троице-Сергиевой лавры, стоящей на высоком Маковском холме, помнящем деяния и самого начальника здешних подвижников.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-prepod...

поиск:   разделы   рассылка Нам нужно единство веры и дела, людей и народов Источник:  Официальный сайт Московского Патриархата Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода ЧАПЛИНА " Комментарий недели " вышел в эфир на телеканале " Союз " 19 июля 2014 года. Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с 700-летием со дня рождения преподобного Сергия, Радонежского и всея Руси чудотворца. 16-го июля здесь – в окрестностях Сергиева Посада, вблизи обители Преподобного, Троице-Сергиевой лавры, – состоялся крестный ход, в котором приняли участие десятки тысяч людей. Возрождается эта древняя традиция. Традиция, которой следовали многие благочестивые правители России. Традиция, которая была в связи с 500-летием со дня кончины преподобного Сергия в 1892 году также отмечена грандиозным крестным ходом, который шел из центра Москвы в Троице-Сергиеву лавру. Возрождается религиозное чувство нашего народа, которое проявляется в том числе в готовности вот так, во множестве, почтить своими подвигами, своей молитвой, своим свидетельством о единстве и верности Церкви память Игумена земли Русской. Так многажды было в нашей истории. Так происходит всегда, когда люди стараются понести свой небольшой подвиг для того, чтобы засвидетельствовать о верности своему духовному истоку. Засвидетельствовать, что наш народ является православным. Это очень и очень важно в современном мире, когда очень многие поражены скепсисом, когда многие считают, что религиозность ушла в виртуальное пространство, превратилась в отвлеченную систему размышлений. На самом деле для нашего народа это не так. Некоторые нации, которые утратили возможность вот такого единства в вере и в молитве, очень быстро почему-то оказались лишены и настоящих духовных корней – при том, что в этих народах присутствовали во множестве известные богословы, люди, которые обладали большим объемом практических знаний, связанных с религиозной сферой, а религиозные общины располагали сетью мощных зданий, институциями разного рода, разветвленной системой общественного служения, деньгами, связями с политической властью... Без живой веры все это почему-то не работало и очень быстро иссякало.

http://religare.ru/2_104789.html

Посетивший Троице-Сергиеву лавру в XVII веке, именно 11 июня 1655 года, архидиакон Антиохийского патриарха Павел Алеппский отзывается о ней с величайшим восхищением как о прекраснейшем месте всей земли. Церковь же Святой Троицы «так прекрасна», по его словам, «что не хочется уйти из нее». Нам нет нужды заподозривать искренность этого суждения: ведь Павел Алеппский писал не для печати, а исключительно для себя и для своих внуков, и лишь в наше время его впечатления стали общим достоянием. Неправильно было бы отвести это свидетельство и ссылкой на восточное красноречие писателя: ведь если арабская фантазия его, а точнее сказать огнистость восприятий, способна была видеть в окружающем более художественных впечатлений, чем притуплённая и сыроватая впечатлительность северян, то одинаковой оценке подвергалось все виденное, и среди всего лавра оказывается на исключительном месте; очевидно, она и была таковою. Это свидетельство Павла Алеппского невольно проверяет на себе всякий, кто прожил достаточно времени возле «Дома Пресвятыя Троицы», как выражаются наши летописцы. При туристском обходе лавры беглому взору впервые развертывается не подавляющее количественно, но действительно изысканное богатство художественных впечатлений от нее. Есть, однако, и гораздо более тонкое очарование лавры, которое охватывает изо дня в день, при вживании в этот замкнутый мир. И это очарование, теплое, как смутная память детства, уродняет душу лавре, так что все другие места делаются отныне чужбиной, а это – истинною родиной, которая зовет к себе своих сынов, лишь только они оказываются где-нибудь на стороне. Да, самые богатые впечатления на стороне скоро делаются тоскливыми и пустыми, когда потянет в Дом преподобного Сергия. Неотразимость этого очарования – в его глубокой органичности. Тут – не только эстетика, но и чувство истории, и ощущение народной души, и восприятие в целом русской государственности, и какая-то трудно объяснимая, но непреклонная мысль: здесь, в лавре именно, хотя и непонятно как, слагается то, что в высшем смысле должно называть общественным мнением, здесь рождаются приговоры истории, здесь осуществляется всенародный и, вместе, абсолютный суд над всеми сторонами русской жизни. Это-то всестороннее жизненное единство лавры, как микрокосма и микроистории, как своего рода конспекта бытия нашей Родины, дает лавре характер ноуменальности. Здесь ощутительнее, чем где-либо, бьется пульс русской истории, здесь собрано наиболее нервных, чувствующих и двигательных, окончаний, здесь Россия ощущается как целое.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Протоиерей Всеволод Чаплин: Нам нужно единство веры и дела, людей и народов 22 июля, 2014. Протоиерей Всеволод Чаплин Единство людей в вере и в делах – это то, что может навеки освободить нас от любого пагубного разделения, Программа «Комментарий недели» телеканала «Союз» от 19 июля 2014 года с протоиереем Всеволодом Чаплиным, председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества «Нам нужно единство веры и дела, людей и народов». Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с 700-летием со дня рождения преподобного Сергия, Радонежского и всея Руси чудотворца. 16-го июля здесь — в окрестностях Сергиева Посада, вблизи обители преподобного, Троице-Сергиевой Лавры, — состоялся крестный ход, в котором приняли участие десятки тысяч людей. Возрождается эта древняя традиция. Традиция, которой следовали многие благочестивые правители России. Традиция, которая была в связи с 500-летием со дня кончины преподобного Сергия в 1892 году также отмечена грандиозным крестным ходом, который шел из центра Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. Возрождается религиозное чувство нашего народа, которое проявляется в том числе в готовности вот так, во множестве почтить своими подвигами, своей молитвой, своим свидетельством о единстве и верности Церкви память игумена земли Русской. Один человек, герой России, недавно, выступая на встрече членов Общественной палаты с Президентом, сказал, что в наших усилиях подчас «Духовное пробивается через тернии материального». Так многажды было в нашей истории. Так происходит всегда, когда люди стараются понести свой небольшой подвиг для того, чтобы засвидетельствовать о верности своему духовному истоку. Засвидетельствовать, что наш народ является православным. Это очень и очень важно в современном мире, когда очень многие поражены скепсисом, когда многие считают, что религиозность ушла в виртуальное пространство, превратилась в отвлеченную систему размышлений. На самом деле для нашего народа это не так. Некоторые нации, которые утратили возможность вот такого единства в вере и в молитве, очень быстро почему-то оказались лишены и настоящих духовных корней — при том, что в этих народах присутствовали во множестве известные богословы, люди, которые обладали большим объемом практических знаний, связанных с религиозной сферой, а религиозные общины располагали сетью мощных зданий, институциями разного рода, разветвленной системой общественного служения, деньгами, связями с политической властью… Без живой веры все это почему-то не работало и очень быстро иссякало.

http://pravmir.ru/protoierey-vsevolod-ch...

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.8 из  5) Глава восьмая Новые времена - новые песни В истории есть символизм. 1961 год. В конце года — смерть Митрополита Николая, а в начале года, в первых числах января, умер другой деятель, фигура которого (увы!) — тоже символ эпохи. Настоятель Богоявленского храма, управляющий делами Патриархии протопресвитер Николай Федорович Колчицкий. В истории Русской Церкви наступают новые времена. Приходят в Церковь новые люди. В историю Русской Церкви 1961 год войдет как печальная дата. Летом пресловутый Собор в Троице-Сергиевой Лавре, положивший начало новому церковному устройству, совершенно антиканоническому и незаконному. Об этом «соборе» также придется сказать несколько слов. Этот «собор» прежде всего представляет собой совершенно невероятное и антиканоническое явление. Даже обновленческие соборы 20х годов, не признаваемые нашей Церковью, все же имеют более каноническую видимость. Прежде всего «собор» продолжался всего один день (точнее, 2 часа). Никто из архиереев — участников этого «собора» еще накануне понятия не имел о том, что они приехали на собор. Это было в Сергиев день — 18 июля 1961 года, когда по традиции в Троице-Сергиеву Лавру съезжается множество гостей, в том числе и много архиереев. Все архиереи, собравшиеся на собор, были уверены, что их приглашают на праздник для участия в богослужении. Лишь 18 июля после праздничной литургии, крестного хода и торжественного обеда в патриарших покоях им объявили о том, что предстоит собор, причем тут появились Куроедов, Трушин и другие работники Совета по Делам Православной Церкви. Весь «собор» состоял из речи Патриарха, доклада Митрополита Пимена и открытого голосования. Никаких прений не было. Лишь было сообщено собору об отрицательном отношении к новому Положению о Православной Церкви двух архиереев: Преосвященного Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского (проф. Войно-Ясенецкого), глубокого старца, уже находящегося при смерти, и Преосвященного Павла Архиепископа Новосибирского (Голышева).

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010